Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2003

Рудольф Штайнер. Основной социологический закон


Фрагмент статьи «Свобода и общество», опубликованный в 1898 году в Литературном журнале (Берлин/Веймар)

Публикуемый фрагмент статьи Рудольфа Штайнера «Свобода и общество» - замечательный образец его ранней публицистики. Сегодня, когда вокруг нас с новой силой зазвучали старые песни о «державности», «сильном государстве» и т.д., когда в очередной раз абсолютной панацеей для больного общества выставляется выстраивание его железной рукой по разного рода чудодейственным «вертикалям», кажется обращённым именно к нам голос Штайнера, с поразительной ясно­стью и в немногих словах сумевшего дать на самом пороге катастрофической эпохи принципиаль­ный и единственно правомерный идеал современного государства.

Во времена ранних культур человечество тяго­тело к образованию межчеловеческих объедине­ний; интересу этих объединений поначалу приносились в жертву интересы индивидуума. Даль­нейшее же развитие вело к высвобождению инди­видуума из сферы интересов объединений, к сво­бодному развёртыванию потребностей и потенций отдельного человека.

Необходимо сделать выводы из этого истори­ческого факта. Какой государственный и общест­венный строй может быть единственно достой­ным, чтобы к нему стремиться, если всё социаль­ное развитие имеет своей целью процесс индиви­дуализации? Ответ напрашивается сам собой. Го­сударство и общество, считающие себя самоце­лью, неизбежно должны домогаться господства над индивидуумом, независимо от того, как это господство осуществляется на деле - абсолюти­стским, конституционным или республиканским образом.

Если же государство не рассматривает себя как самоцель, но только как средство, то оно и не бу­дет больше настаивать на своём принципе гос­подства. Оно станет устраивать себя так, чтобы отдельный человек проявлял себя как можно в большей степени. Идеалом такого государства становится отсутствие господства. Оно становит­ся общностью, которая ничего не хочет для себя, но всего - для отдельного человека.

Перевод с нем. А. Конвиссера


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Гюнтер Коллерт. Ибо младенец родился нам...
  • Кристина Грувец. Встреча со злом в себе самом
  • Георг Кюлевинд. Моё тело и я
  • Гундхильд Качер. Изречение розенкрейцеров у Рудольфа Штайнера
  • Андреас Шнебеле. Гоголь - мистик и пророк
  • Наталья Бонецкая. Символ русского духа
  • Энциклопедический словарь: Рудольф Штайнер
  • Янош Дарваш. Кто такие кавказцы
  • Оксана Каплина. Образ и два пути познания через творчество
  • Юрген Фатер. Музыка, достигшая начала отсчета
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса