Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=293
Распечатать

Рудольф Штайнер. Основной социологический закон



Фрагмент статьи «Свобода и общество», опубликованный в 1898 году в Литературном журнале (Берлин/Веймар)

Публикуемый фрагмент статьи Рудольфа Штайнера «Свобода и общество» - замечательный образец его ранней публицистики. Сегодня, когда вокруг нас с новой силой зазвучали старые песни о «державности», «сильном государстве» и т.д., когда в очередной раз абсолютной панацеей для больного общества выставляется выстраивание его железной рукой по разного рода чудодейственным «вертикалям», кажется обращённым именно к нам голос Штайнера, с поразительной ясно­стью и в немногих словах сумевшего дать на самом пороге катастрофической эпохи принципиаль­ный и единственно правомерный идеал современного государства.

Во времена ранних культур человечество тяго­тело к образованию межчеловеческих объедине­ний; интересу этих объединений поначалу приносились в жертву интересы индивидуума. Даль­нейшее же развитие вело к высвобождению инди­видуума из сферы интересов объединений, к сво­бодному развёртыванию потребностей и потенций отдельного человека.

Необходимо сделать выводы из этого истори­ческого факта. Какой государственный и общест­венный строй может быть единственно достой­ным, чтобы к нему стремиться, если всё социаль­ное развитие имеет своей целью процесс индиви­дуализации? Ответ напрашивается сам собой. Го­сударство и общество, считающие себя самоце­лью, неизбежно должны домогаться господства над индивидуумом, независимо от того, как это господство осуществляется на деле - абсолюти­стским, конституционным или республиканским образом.

Если же государство не рассматривает себя как самоцель, но только как средство, то оно и не бу­дет больше настаивать на своём принципе гос­подства. Оно станет устраивать себя так, чтобы отдельный человек проявлял себя как можно в большей степени. Идеалом такого государства становится отсутствие господства. Оно становит­ся общностью, которая ничего не хочет для себя, но всего - для отдельного человека.

Перевод с нем. А. Конвиссера