Евреи и арабы имеют согласно библейской традиции общие корни. Евреи, из которых вышли предки Иисуса Христа, произошли от Сарры,* арабы же - от сына Агари Измаила. Оба потока восходят к общему родоначальнику Аврааму.
Мы должны видеть в Аврааме историческую личность. Отец его был генералом вавилонского царя Гильгамеша. Подобно тому, как первое человеческое переживание смерти в современном смысле сохранилось в грандиозном причитании Гильгамеша над телом умершего друга, так в Аврааме и его сыновьях узнаем мы первичное осознание наследственности и строя жизни, связанного с мистерией рождения и видящего цель жизни в потомстве. Кажется, что свое современное осмысление рождение и смерть получили в эпоху Авраама. (...)
Для того, чтобы могло возникнуть христианство, было необходимо, чтобы сыновьям Сарры было дано все, а у сыновей Агари отнято все. Евреям была дана Земля Обетованная, а арабам — пустыня. Сегодня, спустя 5000 лет, мир, кажется, стремится к выравниванию.
С необходимостью поднимается великоарабская империя, а национальная родина евреев (Палестина) должна внести в это свой вклад, предоставив для возникновения этой империи финансовые средства.** То, что происходит в настоящее время в Палестине, имеет ритм дыхания, исчисляющийся не столетиями, а тысячелетиями. Это проблемы не национальные, а общечеловеческие.
В сущности, арабы и евреи не являются нациями. Их судьбы обнаруживают тесную связь с судьбой человечества. Это показывает их история. Созданная арабами ученость пронизала собой Европу как раз после того, как франки отразили натиск арабских войск. Физически победила Европа, но арабы победили духовно. Это доказывают арабские университеты, возникшие на юге Испании и оттуда оказавшие влияние на духовную жизнь Европы.
Еще Альберт Великий опирался на издания Аристотеля, подготовленные Альфараби, но Фома Аквинский указал путь к греческим первоисточникам.
То, что у Аристотеля было живым, в арабских текстах выкристаллизовалось в высочайшую абстракцию. Абстрактная мысль - культурный дар арабов. Даром Аристотеля, создавшего логику, было живое исхождение одной мысли из другой. Как арабеска избегает живого, так избегает арабская философия мыслей, не сложенных в кристально ясные образы.
Физически франки отразили арабизм, но Карл Великий завязал отношения с Гаруном аль-Рашидом. Европа вследствие странных недоразумений приняла участие во внутренних конфликтах среди мусульман. Омейяды были истреблены, но Абд ар-Рахман I перебрался в Испанию.*** Он был врагом арабов, оставшихся на Востоке.**** Отразив нападение врага,***** франки подружились с другой частью арабов. Карл Великий, не желая того, приобрел друга в Гаруне аль-Рашиде.
В Европу нашла доступ не только логика, но и фантазия. «Тысяча и одна ночь» тоже проникла в Европу. Фантазию, которая творит в образах и еще в Греции пронизывала мысли, арабизм извлекает как будто из мира мыслей. Друг возле друга в арабизме живут неживая мысль и живейшая фантазия. Арабизм разделил две области, некогда жизненно связанные между собой. Он стал благодаря этому отцом современной науки и отцом всех тех учреждений, которые, будучи международными учреждениями, ведут фантастическую жизнь, нигде не достигая действительности, как, например, «League of Nations» (Лига Наций). Вудро Вильсон, разработавший 14 пунктов, извлек каждый из них из Корана. Учреждения современного интернационального мира, столь далекие от действительности - это духовное дитя арабизма.
Евреи, напротив, имеют духовное продолжение в национализме. Национализм ищет свой существенный принцип в чистоте крови. Но это как раз не что иное, как продолжение учения Моисея в эпоху, когда нет никакой чистоты крови.
Национализм и интернационализм - духовные дети иудейского и арабского образов мышления. Они составляют мировую полярность. И сделать народом невозможно ни евреев, ни арабов.
Хотя теперь и пытаются делать это, опыт скоро покажет, что создали не народ, а лишь полярность, от которой исходят национальные и интернациональные конфликты. И потому, если что в действительности и достигнуто, так это начало величайшей из всех битв между перенесенной на Восток национальной идеей и пересаженной на Запад идеей действия на основе авторитета международных объединений. Тем самым развязана битва между Востоком и Западом.
Вальтер Иоханнес Штайн Перевод Г.А. Кавтарадзе
* Жена Авраама Сарра родила Исаака, чей сын Иаков, именуемый Израилем, стал родоначальником израилитов в духовном смысле; Агарь была младшей женой Авраама.
** В начале1930-х годов усилились требования создания в Палестине арабского государства.
*** В 756 г.
**** Они принадлежали к династии Аббасидов.
***** При Пипине Коротком. |