Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=97
Распечатать

Вальтер Иоханнес Штайн. Евреи и арабы



Евреи и арабы имеют согласно библейской традиции общие корни. Евреи, из которых вышли предки Иисуса Христа, произошли от Сарры,* ара­бы же - от сына Агари Измаила. Оба потока вос­ходят к общему родоначальнику Аврааму.

Мы должны видеть в Аврааме историческую личность. Отец его был генералом вавилонского царя Гильгамеша. Подобно тому, как первое че­ловеческое переживание смерти в современном смысле сохранилось в грандиозном причитании Гильгамеша над телом умершего друга, так в Ав­рааме и его сыновьях узнаем мы первичное осоз­нание наследственности и строя жизни, связанного с мистерией рождения и видящего цель жизни в потомстве. Кажется, что свое современное ос­мысление рождение и смерть получили в эпоху Авраама. (...)

Для того, чтобы могло возникнуть христианст­во, было необходимо, чтобы сыновьям Сарры бы­ло дано все, а у сыновей Агари отнято все. Евре­ям была дана Земля Обетованная, а арабам — пустыня. Сегодня, спустя 5000 лет, мир, кажется, стремится к выравниванию.

С необходимостью поднимается великоарабская империя, а национальная родина евреев (Па­лестина) должна внести в это свой вклад, предос­тавив для возникновения этой империи финансо­вые средства.** То, что происходит в настоящее время в Палестине, имеет ритм дыхания, исчис­ляющийся не столетиями, а тысячелетиями. Это проблемы не национальные, а общечеловеческие.

В сущности, арабы и евреи не являются на­циями. Их судьбы обнаруживают тесную связь с судьбой человечества. Это показывает их исто­рия. Созданная арабами ученость пронизала со­бой Европу как раз после того, как франки отрази­ли натиск арабских войск. Физически победила Европа, но арабы победили духовно. Это доказы­вают арабские университеты, возникшие на юге Испании и оттуда оказавшие влияние на духовную жизнь Европы.

Еще Альберт Великий опирался на издания Аристотеля, подготовленные Альфараби, но Фома Аквинский указал путь к греческим первоисточни­кам.

То, что у Аристотеля было живым, в арабских текстах выкристаллизовалось в высочайшую аб­стракцию. Абстрактная мысль - культурный дар арабов. Даром Аристотеля, создавшего логику, было живое исхождение одной мысли из другой. Как арабеска избегает живого, так избегает араб­ская философия мыслей, не сложенных в кристально ясные образы.

Физически франки отразили арабизм, но Карл Великий завязал отношения с Гаруном аль-Рашидом. Европа вследствие странных недоразу­мений приняла участие во внутренних конфликтах среди мусульман. Омейяды были истреблены, но Абд ар-Рахман I перебрался в Испанию.*** Он был врагом арабов, оставшихся на Востоке.**** Отразив нападение врага,***** франки подружились с другой частью арабов. Карл Великий, не желая того, при­обрел друга в Гаруне аль-Рашиде.

В Европу нашла доступ не только логика, но и фантазия. «Тысяча и одна ночь» тоже проникла в Европу. Фантазию, которая творит в образах и еще в Греции пронизывала мысли, арабизм извле­кает как будто из мира мыслей. Друг возле друга в арабизме живут неживая мысль и живейшая фан­тазия. Арабизм разделил две области, некогда жизненно связанные между собой. Он стал благо­даря этому отцом современной науки и отцом всех тех учреждений, которые, будучи международны­ми учреждениями, ведут фантастическую жизнь, нигде не достигая действительности, как, напри­мер, «League of Nations» (Лига Наций). Вудро Вильсон, разработавший 14 пунктов, извлек каж­дый из них из Корана. Учреждения современного интернационального мира, столь далекие от дей­ствительности - это духовное дитя арабизма.

Евреи, напротив, имеют духовное продолжение в национализме. Национализм ищет свой сущест­венный принцип в чистоте крови. Но это как раз не что иное, как продолжение учения Моисея в эпоху, когда нет никакой чистоты крови.

Национализм и интернационализм - духовные дети иудейского и арабского образов мышления. Они составляют мировую полярность. И сделать народом невозможно ни евреев, ни арабов.

Хотя теперь и пытаются делать это, опыт скоро покажет, что создали не народ, а лишь поляр­ность, от которой исходят национальные и интер­национальные конфликты. И потому, если что в действительности и достигнуто, так это начало величайшей из всех битв между перенесенной на Восток национальной идеей и пересаженной на Запад идеей действия на основе авторитета меж­дународных объединений. Тем самым развязана битва между Востоком и Западом.

Вальтер Иоханнес Штайн
Перевод Г.А. Кавтарадзе

* Жена Авраама Сарра родила Исаака, чей сын Иа­ков, именуемый Израилем, стал родоначальником израилитов в духовном смысле; Агарь была млад­шей женой Авраама.

** В начале1930-х годов усилились требования соз­дания в Палестине арабского государства.

*** В 756 г.

**** Они принадлежали к династии Аббасидов.

***** При Пипине Коротком.