Полторы тысячи лет это изречение оставалось скрытым песками пустыни в верхнем Египте. Но и после того, как его обнаружили в 1945/46 годах, оно, как и все Евангелие от Филиппа, в котором оно заключено, долго было неизвестно. Между тем, эти написанные по-коптски письмена четвертого века дают возможность нашему мало упражняющемуся сознанию познакомиться с тем, что побуждает к дальнейшему углублению.
Упражнение в концентрации и действенность зла
Помощью к достижению того сознания, из которого слова заголовка становятся понятными, могут стать простые опыты в упражнении концентрации.
Я концентрируюсь на представлении созданного человеком простого предмета (например, ложки или спички). Предмет должен быть по возможности неинтересным, не привлекающим внимания. Упражнение построено на том, что в течение пяти минут я делаю лишь то, что наметил. Я намереваюсь попытаться удержать в сознании представление о предмете или контролировать связь мысли с предметом (например, можно продумать, каким образом он изготовлен и.др.) Главная задача заключается в том, что в моём сознании происходит лишь то, что я хочу.
Несмотря на мои попытки оставаться сконцентрированным, через некоторое время происходит отключение внимания: я не осуществляю больше того, что хочу я, происходит нечто, чего я не хочу. Но так как того, что я хочу, больше не происходит, то я не в состоянии наблюдать момента отключения внимания. Тот момент, когда я это отключение обнаруживаю, становится концом отключения - и я возвращаюсь к своему предмету.
В этом небольшом наблюдении уже обнаруживается корень всего зла. Зло вытесняет меня из моей целостности и суверенитета, и, пока я этого не замечаю, - действует вместо меня. Итак, я больше не субъект «своего» действия, но только объект, состояние, то, что раньше называлось «одержимостью». (Здесь исследование углубляется в направлении «соблазн» и «принуждение»). Обобщая вышесказанное: зло действует, когда оно заменяет меня в моих действиях, наблюдая за тем, что я этого не замечаю.
«Ибо не понимаю, что Делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... А . потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, Того не нахожу. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех» (Послание к Римлянам 7,15-2.).
Бессилие добра и его огромные последствия
Заметить вмешательство зла, сравнивая его с действием добра - проще, так как оно пытается влиять на меня против моей воли. Добро в этом случае обычно не вмешивается. Скорее, наоборот: у меня создается впечатление, что я действую совершенно суверенно. Правда, при более тонком наблюдении иногда можно удивиться: «Я вовсе не думал, что я так хорош!» В спокойном размышлении необходимо, однако, увидеть, что мои действия и особенно их последствия «выросли не на своей почве». Обнаруживается, что моя инициатива хоть и явилась предпосылкой того, что происходит, но последствия не находятся больше под моим контролем. «Я выращиваю нечто на чужой почве, но развитие этого не в моей власти».
«Исследователь духовного мира обязан сегодня обратить внимание людей на тот духовный факт, что архангел Михаил взял на себя духовное водительство человечества. Архангел Михаил осуществляет то, что он должен осуществить, и таким образом, что он не оказывает влияния на людей; но они могут следовать ему в свободе, чтобы с силой Христа опять найти путь из сферы Аримана, в которую они неизбежно должны были попасть» (Р. Штайнер, тезис 10, oкт.1924, GA26).
Здесь мы впервые приближаемся к заголовку-цитате: добро ожидает моей инициативы и в последующем осуществляет то, что может быть осуществимо. При этом оно отказывается от своего «авторского права» и даёт мне пока что поверить в то, что я сам все исполнил.
Душа - гроб и воскрешение из нее
Чтобы сделать шаг на пути к переживанию приведенного в заглавии изречения, душа может создать себе образ своей ограниченности, представляя саму себя как гроб, в который она вынуждает вступить Христа, если пытается реализовать слова Павла «Не я, но Христос во мне» (Гал. 2,20).
Но этот образ - только предварительная ступень, еще ни к чему не обязывающая. Новая ступень заключена в том, чтобы этот образ применить к себе: не Христос вступает в гроб моей души, но я сам - этот жалкий гроб! Если душа пытается почувствовать в себе изменения, которые , происходят, когда она по возможности активно концентрируется на словах Павла, то пережитый ею внутренне образ собственного тела может содействовать впечатлению что для того, кого она хочет принять в себя, она предлагает непригодный сосуд. Однако контрастом по отношению к себе самой она видит те возможности, которые являются скорее требованиями к ее дальнейшему развитию, к воскресению из себя. Ей опять предоставляется в распоряжение нечто, что кажется ей самым внутренним: Некоторые видели Его, но думали, что видят самих себя.
«Те, кто говорят, что сначала умрут и потом воскреснут, — заблуждаются. Если не получают сначала воскресения, будучи живыми, когда умирают не получат ничего» (Фил. Ев.90).
«В истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит солнце, не будучи солнцем, и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты увидел нечто в том месте - ты стал им. Ты увидел Дух - ты стал Духом. Ты увидел Христа - ты стал Христом; ты увидел Отца -ты станешь Отцом. Поэтому в этом месте ты видишь все вещи и не видишь себя самого. Но ты видишь себя в том месте. Ибо ты станешь тем, что ты видишь» (Фил. Ев.44).
Андреас Хич Das Goetheanum 16/17 2001 |