Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=79
Распечатать

Aндреас Хич. «Некоторые видели Его, но думали, что видят самих себя»



Полторы тысячи лет это изречение остава­лось скрытым песками пустыни в верхнем Египте. Но и после того, как его обнаружили в 1945/46 го­дах, оно, как и все Евангелие от Филиппа, в кото­ром оно заключено, долго было неизвестно. Меж­ду тем, эти написанные по-коптски письмена чет­вертого века дают возможность нашему мало уп­ражняющемуся сознанию познакомиться с тем, что побуждает к дальнейшему углублению.

Упражнение в концентрации и действенность зла

Помощью к достижению того сознания, из ко­торого слова заголовка становятся понятными, могут стать простые опыты в упражнении концен­трации.

Я концентрируюсь на представлении создан­ного человеком простого предмета (например, ложки или спички). Предмет должен быть по воз­можности неинтересным, не привлекающим вни­мания. Упражнение построено на том, что в тече­ние пяти минут я делаю лишь то, что наметил. Я намереваюсь попытаться удержать в сознании представление о предмете или контролировать связь мысли с предметом (например, можно про­думать, каким образом он изготовлен и.др.) Главная задача заключается в том, что в моём сознании происходит лишь то, что я хочу.

Несмотря на мои попытки оставаться скон­центрированным, через некоторое время проис­ходит отключение внимания: я не осуществляю больше того, что хочу я, происходит нечто, чего я не хочу. Но так как того, что я хочу, больше не происходит, то я не в состоянии наблюдать мо­мента отключения внимания. Тот момент, когда я это отключение обнаруживаю, становится концом отключения - и я возвращаюсь к своему предмету.

В этом небольшом наблюдении уже обнару­живается корень всего зла. Зло вытесняет меня из моей целостности и суверенитета, и, пока я это­го не замечаю, - действует вместо меня. Итак, я больше не субъект «своего» действия, но только объект, состояние, то, что раньше называлось «одержимостью». (Здесь исследование углубля­ется в направлении «соблазн» и «принуждение»). Обобщая вышесказанное: зло действует, когда оно заменяет меня в моих действиях, наблюдая за тем, что я этого не замечаю.

«Ибо не понимаю, что Делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... А . потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, Того не на­хожу. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех» (Послание к Римлянам 7,15-2.).

Бессилие добра и его огромные последствия

Заметить вмешательство зла, сравнивая его с действием добра - проще, так как оно пытается влиять на меня против моей воли. Добро в этом случае обычно не вмешивается. Скорее, наобо­рот: у меня создается впечатление, что я дейст­вую совершенно суверенно. Правда, при более тонком наблюдении иногда можно удивиться: «Я вовсе не думал, что я так хорош!» В спокойном размышлении необходимо, однако, увидеть, что мои действия и особенно их последствия «вырос­ли не на своей почве». Обнаруживается, что моя инициатива хоть и явилась предпосылкой того, что происходит, но последствия не находятся больше под моим контролем. «Я выращиваю не­что на чужой почве, но развитие этого не в моей власти».

«Исследователь духовного мира обязан се­годня обратить внимание людей на тот духовный факт, что архангел Михаил взял на себя духовное водительство человечества. Архангел Михаил осуществляет то, что он должен осуществить, и таким образом, что он не оказывает влияния на людей; но они могут следовать ему в свободе, чтобы с силой Христа опять найти путь из сферы Аримана, в которую они неизбежно должны были попасть» (Р. Штайнер, тезис 10, oкт.1924, GA26).

Здесь мы впервые приближаемся к заголов­ку-цитате: добро ожидает моей инициативы и в последующем осуществляет то, что может быть осуществимо. При этом оно отказывается от сво­его «авторского права» и даёт мне пока что пове­рить в то, что я сам все исполнил.

Душа - гроб и воскрешение из нее

Чтобы сделать шаг на пути к переживанию приведенного в заглавии изречения, душа может создать себе образ своей ограниченности, представляя саму себя как гроб, в который она вынуж­дает вступить Христа, если пытается реализовать слова Павла «Не я, но Христос во мне» (Гал. 2,20).

Но этот образ - только предварительная ступень, еще ни к чему не обязывающая. Новая сту­пень заключена в том, чтобы этот образ приме­нить к себе: не Христос вступает в гроб моей ду­ши, но я сам - этот жалкий гроб! Если душа пы­тается почувствовать в себе изменения, которые , происходят, когда она по возможности активно концентрируется на словах Павла, то пережитый ею внутренне образ собственного тела может содействовать впечатлению что для того, кого она хочет принять в себя, она предлагает непригод­ный сосуд. Однако контрастом по отношению к себе самой она видит те возможности, которые являются скорее требованиями к ее дальнейшему развитию, к воскресению из себя. Ей опять предо­ставляется в распоряжение нечто, что кажется ей самым внутренним: Некоторые видели Его, но думали, что видят самих себя.

«Те, кто говорят, что сначала умрут и потом воскреснут, — заблуждаются. Если не получают сначала воскресения, будучи живыми, когда уми­рают не получат ничего» (Фил. Ев.90).

«В истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит солнце, не будучи солнцем, и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты увидел нечто в том месте - ты стал им. Ты увидел Дух - ты стал Духом. Ты уви­дел Христа - ты стал Христом; ты увидел Отца -ты станешь Отцом. Поэтому в этом месте ты ви­дишь все вещи и не видишь себя самого. Но ты видишь себя в том месте. Ибо ты станешь тем, что ты видишь» (Фил. Ев.44).

Андреас Хич
Das Goetheanum 16/17 2001