Имперская идея
Храм Витберга, мы помним, символически выражает идею микрокосма - человека как храма Божества. Храм же Тона заключает в себе смысл макрокосмический: храмовое пространство - это образ вселенной, и здесь - сходство московского собора с храмом св. Софии в Константинополе, чей купол символизирует небесный свод.
Однако «вселенная», заключенная под сводом храма Христа Спасителя, организована весьма специфически. В нее в качестве важнейшего смыслообразующего элемента входит Российская империя, - причем история государства Российского оказывается включенной в священную историю, в план Промысла, начинающийся с сотворения мира. В основание храма Тоном был помещен равноконечный крест, расположенный в направлении четырех сторон света; подкупольное пространство при этом символизирует крестообразное мироздание, в куполе изображался Бог Творец, облеченный в ризу из света, благословляющий Свое создание. В целом же идею росписей храма задал сам Николай I: по его словам, живописные изображения должны напоминать о «милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Русское Царство в течение десяти веков».
Росписи размещались по стенам храма, в соответствии с «хронотопом» («временем-пространством», термин А. Эйнштейна) истории России: сюжет изображался не где попало, а в созвучии с географической символикой, с организацией храмового пространства. Так, в восточном и южном крыльях храма находились изображения святых, живших на востоке и юге с I по X век (т.е. до принятия Русью христианства). В частности, в глаза бросались огромные фрески, воспроизводящие события четырех вселенских соборов, а также росписи с эпизодами жития св. Николая Чудотворца, которому был посвящен южный придел храма (главный, восточный алтарь был в честь Христова Рождества). Сюжеты из византийской истории указывали на преемственную связь России со «вторым Римом», но, быть может, также свидетельствовали о многовековой имперской мечте - о российских претензиях на обладание Царьградом-Константинополем. В контексте символики храмовых росписей Византия во всяком случае выступала в качестве южнорусской провинции.
Фрески на стенах северного придела в честь князя Александра Невского изображали подвиги этого святого, чья деятельность была связана именно с русским севером. Живопись западного крыла воспроизводила деяния Русских святых, направленные на укрепление на Руси православия... Помимо того, в храме находились многочисленные изображения православных святых (а также горельефы икон Богоматери), в дни памяти которых происходили победоносные сражения войны 1812 г. Святой или Богоматерь при этом понимались в качестве небесных помощников русского воинства; верили, что победа над Наполеоном одержана благодаря невидимой поддержке всей Небесной Церкви. Войне 1812 г. тем самым придавался характер священной войны; вообще, в исторической концепции, стоящей за эстетикой храма Тона, в российской истории усматривалось некое сакральное измерение. Многозначное понятие «святой Руси» при этом связывалось с российской империей; сакральность имперского государства подчеркивалась еще и посвящением престолов храма святым Николаю и Александру: как раз эти имена носили русские цари, при которых храм проектировался и строился.
Очевидно, что за проектами Витберга и Тона просматриваются весьма различные версии «русской идеи», стоят разные ценностные системы. Для Витберга главной ценностью является личность человека как «образа» и «подобия» Бога; Тон подчинил эстетику храма Христа идее сакральной российской истории и российской империи. Человек в концепции Витберга - созерцатель-мистик, ищущий единения с Христом в глубинах своего «я»; у Тона даже святой, служа Богу, через это осуществляет служение государству. Проект Витберга эзотеричен и элитарен; храм Тона подчеркнуто «народен»: его образность лишена глубинного измерения, общедоступна и общепонятна. В проекте Витберга русский дух осуществил прорыв в будущее, предвосхитил какое-то, по-видимому, весьма отдаленное состояние человечества; проект же Тона - это русский дух в его исторической наличности, причем вершины духовного развития русской нации в XIX в. Тону выразить вряд ли удалось. Имперский и при этом национальный характер стиля Тона - вот что, по нашему мнению, оказалось созвучным современным российским властям и побудило их к восстановлению храма Христа. После отказа от коммунистических идеалов русский дух в своем стремлении к самоидентификации вновь опознает себя в пышной полу-азиатской тоновской эстетике.
Антихристова пародия
Храм Христа Спасителя строился больше 40 лет и был освящен лишь в 1883 году. Его облик оказался вполне созвучным охранительному стилю царствования Александра (1883-1894). После февральской революции 1917 г. храм стал центром религиозного возрождения, и именно здесь в 1917-1918 гг. проходил поместный собор Церкви, на котором после 200-летнего перерыва было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран святитель Тихон, ныне канонизированной за свой исповеднический подвиг. Храм сделался идейным центром противостояния большевизму, и 11 марта 1918 г. здесь было совершено торжественное анафематствование советской власти. А в 1920-е годы храм оказался в руках так называемых обновленцев, целью которых было установление союза Церкви и советского государства. Не сработала ли здесь «логика» имперской идеи, неразрывно связанной с тоновским храмом?.. Однако в 1920-30-е годы политика советской власти была направлена на уничтожение религии и Церкви, а не на их «приручение». В 1929 г. «союз воинствующих безбожников» начинает кампанию по сносу храма Христа.
В это время шла реконструкция Москвы и сносилось множество зданий - церквей и особняков, мешавших, по мнению властей, развитию новой социалистической столицы (так погибло свыше 2000 памятников архитектуры, и Москва оказалась исключенной из числа десяти красивейших городов мира). Но судьба храма Христа отличалась от участи сотен других уничтожаемых московских церквей. Храм предполагалось снести ради замены его на равную по смыслу - но при этом с обратным знаком постройку. Еще в 1922 г. видный большевик С. Киров выдвинул идею строительства такого здания, которое сделается «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и на Западе». Эта идея храма новой, противостоящей христианству коммунистической религии зрела в советском сознании на протяжении 20-х годов и в 1931 г оформилась в замысел построения именно на месте храма Христа Спасателя дворца Советов - символа, «штаба», «мозга» грядущей мировой революции.
В июле 1931 г. был объявлен конкурс проектов дворца Советов. В конкурсе приняли участие не только все видные советские архитекторы, но и такие иностранные знаменитости, как, скажем, Ле Корбюзье. Представлены были все архитектурные стили - от классицизма до конструктивизма; существовали также проекты зданий в форме звезды, серпа и молота, турбины... Конкурс длился до 1933 г., и из 160 проектов для осуществления был избран проект Б. Иофана, родственника сталинского комиссара Л. Кагановича, по чьей инициативе уничтожался храм Христа.
Б. Иофан замыслил уникальное, гигантское сооружение, которое должно было занять территорию, в три раза большую, чем Красная площадь. Здание выглядело как круглая трехъярусная ступенчатая башня, опирающаяся на двухъярусное основание, имеющее в плане форму трапеции. Высота здания должна была составлять 416 метров, наверху же предполагалось установить 100-метровую статую Ленина (в три раза выше статуи Свободы), вес которой был бы равен 6000 тонн. Длина указательного пальца идола составила бы 6 метров, а ширина в плечах - 32 метра; 80 дней в году бронзового гиганта закрывали бы облака. В здании дворца предполагалось устроить 6000 помещений, одновременно вмещающих 41000 человек; большой зал был рассчитан на 21000...
Очевидно, что замысел Кирова 1922 г. был переосмыслен, и в проекте Б. Иофана дворец Советов стал храмом Ленину, занявшему место Христа в сознании советского человека. Возможно, Б. Иофан разрабатывал свой проект, сознательно заимствуя некоторые элементы из проекта храма, принадлежащего Витбергу. Так или иначе, дворец Советов - ничто иное, как антитезис к храму Христа, пародия на христианский храм, языческое - человекобожеское капище.
Иногда дворец Советов сравнивают с тем центром для партийных съездов в Нюрнберге, который предлагал построить Гитлер. Эта постройка была рассчитана на 160000 человек, и ее увенчивала женская фигура, на 14 метров превышающая статую Свободы. А в Берлине Гитлер хотел выстроить здание для «общественных форумов» вместимостью до 180000 человек. Его культовый характер был подчеркнут наличием в постройке углубления, подобного алтарному, где под золотым орлом со свастикой в когтях должен был находиться подиум для фюрера. Гитлер и Сталин с большим интересом и при этом весьма ревниво относились к постройкам, осуществляемым другой стороной.
...Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года, на следующий день после праздника Введения Девы Марии во храм, когда Церковь осмысляет и прославляет саму идею Храма как такового; вряд ли это было простой случайностью. Наблюдая из своего кабинета в Кремле картину взрыва, Л. Каганович произнес знаменательные слова: «Задерем подол России-матушке!..» До конца дьявольский замысел довести, однако, не удалось: дворец Советов так и не был построен. Строительство, начавшееся в 1937 г., в 1941 в связи с войной было прекращено. Уже возведенный каркас здания в 1942 г. разобрали на металл; на месте фундамента постепенно образовались яма и болото -почва не выдерживала огромной нагрузки. После окончания войны Сталин уже не возвращался к мысли о возобновлении строительства: ведь проект предполагал почитание Ленина, а не его - Сталина. В течение нескольких десятилетий на месте храма Христа находился бассейн «Москва».
Разрушение храма Христа свидетельствовало о глубоком падении прельщенного русского духа. Русский человек безучастно воспринял святотатство: никаких выступлений в защиту храма в Москве не произошло; храм был уничтожен руками простых людей, - а среди художников открыто вступился за святыню один А. Васнецов. Прообразом же строительства дворца Советов была постройка Вавилонской башни, о чем рассказывается в Библии; неслучайно архитектура дворца напоминает о зикку-рате, пирамидальном храме древних вавилонян. Народ, собравшийся со всей России в Москву строить дворец, уподобился потомкам библейского Хама, задумавшим построить башню до небес, чтобы прославиться; и подобно хамитам, русские люди были рассеяны войной в разные стороны... Языческие истоки советчины в постройке дворца Советов проявились весьма характерно и недвусмысленно.
Храм Христа Спасителя и современная Россия
В деле восстановления храма Христа Спасителя в 1990-х годах соединились два движения -снизу и сверху. Движение снизу объединяло поначалу группу православных верующих, к которым примкнули представители патриотически настроенной интеллигенции, а также немногочисленные бизнесмены, желающие «облагородить свой имидж» (как тогда говорили) участием в возвышенном деле. Этими людьми (лучшей их частью) двигал, так сказать, мистический порыв: сознательно или нет, они хотели подвести духовный фундамент под будущую Россию, дать ей - в виде храма Христа - ноуменальный центр, укоренить бытие страны в Божественной реальности. В древности на Руси город строился вокруг храма или монастыря, которые освящали осваиваемую территорию; молитвы, возносимые в храмах, привлекали к делу строительства помощь свыше. Именно этой традиции следовали и наши современники: храм Христа виделся им неким ядром посткоммунистической России, и «обустройство» (термин А. Солженицына) страны следовало начинать именно с его возведения.
Верили, что храм сплотит русскую нацию, что его строительство станет общенациональным делом. «С возрождением храма Христа, - писал один из инициаторов этого проекта, - воспрянет многострадальная Россия, приобретет былую славу, величие и станет процветающей державой на благо нашего народа24. Надо сказать, что это романтическое устремление охватило многих: в фонд храма от чистого сердца вносили свои пожертвования люди отнюдь не богатые. Ныне московские власти утверждают, что храм Христа был восстановлен исключительно на народные средства.
Движение сверху заключалось в поддержке идеи возрождения храма Христа со стороны как российской власти (включая президента, депутатов Думы, мэра Москвы), так и церковного руководства во главе с патриархом. Политиками двигали мотивы более заземленные и прагматичные. После краха коммунизма в СССР и распада страны Россия вступила в период напряженных поисков самоидентичнсти; обретение «русской идеи» в 1930-е годи было объявлено государственной задачей. Эти поиски продолжаются и поныне (в конце 2000 г. они, к примеру, приняли форму дебатов по поводу принятия гимна России). Восстановление храма Христа стало звеном в цепи шагов по формированию официальной «русской идеи» - того образа, лица, с котором новая Россия, Россия третьего тысячелетия, намеревается представь перед миром.
Вряд ли нынешние российские правители, глубоко продумав символику храма Христа, постигли связанный с ним комплекс смыслов: к пышным формам собора находящихся у власти недавних партдеятелей влечет темное, нутряное чувство... И не так легко понять, какая всё-таки «идея» видится им за архитектурными формами гигантской церкви. Меньше всего это идея Христа и даже православия, от понимания духовных глубин которого эти люди бесконечно далеки. Это и не уваровская идея «православия, самодержавия и народности», действительно, связанная с храмом Тона: те, кто ныне в России стоят у власти - отнюдь не монархисты. Конечно, это идея национально-патриотическая: в России она всегда оказывается основой популистской риторики. Конечно, поддержка храма Христа -это отказ от советской традиции и заявка на установление преемственной связи со старой Россией, - здесь характерна детальная точность, с которой восстанавливается храм, намекающая на пиетет перед прошлым. И конечно же, особо ценной в связи с храмом Тона в глазах современной власти выглядит идея имперская. То унижение, в котором ныне пребывает страна, связывается российскими правителями с утратой Россией статуса сверхдержавы; храм Христа в версии именно Тона может выглядеть как символ новой российской империи, как некое задание на будущее.
Однако каково качество этой империи? Какая идеология может за ней стоять? Советская идеология безвозвратно ушла в прошлое; о православной монархии в современной России, за исключением группки маргиналов, никто всерьез не говорит... Как нам представляется, за последние несколько месяцев, с начала деятельности В. Путина в качестве президента, был сделан ряд шагов по оформлению новой российской имперской идеи. А именно, в общественном сознании мало-помалу принимает очертания образ России как Евразии. Нынешние правители «полюбили» тоновский храм не в последнюю очередь благодаря тому азиатскому началу, которым отмечена его эстетика и о котором мы уже упоминали.
Россия - Евразия
Термин «Евразия» восходит к А. фон Гумбольдту, который обозначал им материк Старого Света. Этот термин был взят на вооружение и переосмыслен группой русских ученых, оказавшихся в эмиграции в смутное время, последовавшее за революциями 1917 года: «Евразией» лингвист Н. Трубецкой (1890-1938), богослов А. Карташев (1875-1960), культуролог П. Савицкий (1895-1968) и ряд их единомышленников называли Россию. За подобной дефиницией стоял целый комплекс историософских, геополитических и культурологических идей, касающихся самой сути феномена России, ее прошлого и будущего. Это умственное движение, пик которого приходится на 1920-30-е годы, получило название евразийства. Монографии, сборники статей, а также периодические издания евразийцев печатались в Софии, Праге, Берлине и Париже.
Историческая ситуация, в которой зарождались евразийские концепции, весьма сходна с той, которую ныне переживает Россия. Крах самодержавной монархии, равно как недавнее падение большевизма означали столь глубокий сдвиг на всех уровнях бытия страны, что, по-видимому, было бы правомерно говорить о смерти и новом рождении, - о «перевоплощении» себетождественной и неизменной духовной сущности России. Но что это за сущность? реальна ли она? и если да, то каковы закономерности ее исторической судьбы, в чем значение только что пережитого страной социального катаклизма и чего можно ждать от будущего? Революционные перемены побуждают к поискам национальной идентичности; попытками самопознания в сфере духа нации можно было бы назвать и евразийские теории.
В некоторых кругах современной России к представлениям евразийцев относятся весьма серьезно; в последнее время евразийские категории всё чаще встречаются в политическом дискурсе, исходящем с самых верхов российской государственности. Мы вправе говорить о намечавшейся в российской политике евразийской линии. И можно предположить, что огромный научный штат, обслуживающий непосредственно президента Путина, всерьез берет на вооружение учение евразийцев - ради того, чтобы придать евразийству статус новой идеологии, призванной сменить идеологию марксистскую.
Основополагающим был для евразийцев географический факт - огромная территория России, включающая в себя как европейскую, так и азиатскую части. «Русский мир» - это центральный, «срединный мир» Старого материка, в своеобразии которого противоречие Запада и Востока преодолено. «Россия не есть ни Азия, ни Европа, но представляет собою особый географический мир», - писал в 1933 г. П. Савицкий в очерке «Географические и геополитические основы евразийства»25. Еще раньше это credo евразийцев выдвинул философ Л. Карсавин, заявив: «Россия обладает своею собственною, евразийскою природою, а не европейскою, не азиатскою и не античною, хотя она освоила наследие античной, азиатской, частью и европейской (культуры)» («Ответ на статью Н. А. Бердяева о «евразийцах», 1926 г.)26. На деле данный тезис евразийцев означал самое резкое отталкивание от культурных традиций Европы, в которых, как считал, к примеру, тот же Карсавин, укоренен русский коммунизм: «Сейчас на первый план выдвигается преодоление европейского яда». В духе О. Шпенглера (в России - К. Леонтьева) евразийцы критиковали европейскую «цивилизацию», массовое общество за стандартизацию и секуляризацию жизни; в противоположность европоцентристской установке они выдвигали представление о «радужной сети» национальных самобытных культур (Н. Трубецкой).
Очевидно, что эти положения евразийцев весьма современны; в наше время с его тенденцией к глобализации и повсеместному внедрению ценностей американской массовой культуры в тезисах евразийцев достаточно заменить слово «европоцентризм» на «американоцентризм».
Очень показательна в этом смысле статье Н.Трубецкого 1923 г. «Вавилонская башня и смешение языков». Н. Трубецкой по-своему интерпретирует библейский сюжет о строительстве Вавилонской башни и последующем рассеянии народов: образование множества языков и национальных культур для него - факт глубоко положительный. Согласно Н. Трубецкому, в культуре, «творцом и носителем которой является все человечество», «логика, рационалистическая наука и материальная техника всегда будут преобладать над религией, этикой и эстетикой», так что «в этой культуре интенсивное научно-техническое развитие неизбежно будет связано с духовно-нравственным одичанием»27. Не сквозит ли в современной экспансии культуры США претензий на ее общечеловечность? Но вот что пишет Н. Трубецкой: «Однородная общечеловеческая культура неизбежно становится безбожной, богоборческой, столпотворенческой» (т.е. ее прообраз - Вавилонская башня, «столп». - И.Б.). Антитезисом к общечеловеческой культуре для евразийцев является представление о иерархическом культурном космосе, в котором «православная евразийско-русская культура» венчает собой «множественность самобытных культур» (Л. Карсавин, 1926 г.). Такая весьма распространенная формулировка нынешних российских политиков, как «мировой культурный полицентризм», кажется буквально заимствованной из трактатов евразийцев.
Историческую миссию России-Евразии представители евразийства видели в культурном объединении всего Старого Света - Азии и Европы: примирив в себе Восток и Запад, Россия сможет в будущем осуществить и этот великий синтез. Может показаться, что здесь евразийцы следуют за Ф. Достоевским с его тезисом о «всемирной отзывчивости» русской души и разделяют «вселенский» замысел В. Соловьева. Но в действительности евразийцы гораздо поверхностнее, чем Соловьев, представляют себе объединительную задачу, стоящую перед Россией. Соловьев рассуждал о единстве христианского мира на основании единства восточной и западной Церквей. При этом он исходил из метафизического представления о единой Церкви, небесным прообразом которой является Божественная София; в конечном же счете Соловьев шел от своего мистического опыта «встреч» с Софией. В воззрениях же евразийцев нет ни метафизики, ни мистики.
Правда, и евразийцы как будто не отрицают того, что в конце концов жизнь народов определяется фактором религиозным. Но их интерес обращен лишь ко внешним религиозным формам. Сопоставляя разрозненные особенности богопочитания у христиан, мусульман и буддистов, они находят доводы для обоснования близости религий, исповедуемых народами Евразии - России. Так, историк культуры П. Бицилли («Восток» и «Запад» в истории Старого Света», 1922) видит глубокую связь (через иудаизм) христианства и религии древнего Ирана; а поскольку христианство распространялось по тем же великим торговым путям, по которым переносились ислам и буддизм, оно не могло не испытывать их воздействия. Очевидным для П. Бицилли было и взаимодействие с исламом католицизма. Испытывая сильную неприязнь к идее единой христианской Европы, евразийцы мечтали о культурном синтезе, базирующемся на примирении самых отдаленных друг от друга (даже не только «ав-раамических») мировых религий, - о синтезе куда более всеобъемлющем, чем тот, который виделся Соловьёву. При этом конкретные религии должны были сохранить своё своеобразие и одновременно признать ведущую роль русского православия... Как не вспомнить здесь облик храма Христа Спасителя в версии Тона, так напоминающий об индо-персидских формах Тадж-Махала? Кажется, именно тоновский храм является точным архитектурным символом «евразийского» православия28.
Наталья Бонецкая
Примечания
24 Иванов А.Ф. Тайны храма Христа. М., 1995. с. 178.
25 См. сборник «Евразия». М., 1992. с.113.
26 Там же. с.39.
27 Там же. с. 141.
28 Это не должно нас сильно удивлять: Тон осуществлял свой проект именно тогда, когда завершался процесс формирования России как великой евразийской империи (в 1846 г. к России был присоединен Казахстан, в 1864-1885 гг. в ее составе оказалась Средняя Азия). Евразийская идея тогда носилась в воздухе, и раньше мыслителей ее воспринял и художественно воплотил архитектор.
(Окончание в следующем номере) |