Побуждение к ответственности за свое здоровье
В концепции салютогенеза вальдорфская педагогика и антропософская медицина вновь обретают свою основную задачу. В связи с предрасположенностью к спиритуальности они могут стать проводниками в область салютогенеза. Данная статья мотивирует необходимость восприятия положений салютогенеза как задачи воспитания и самовоспитания взрослых людей, сознательного отношения к здоровью.
Салютогенез делает возможным сознательное отношение к здоровью начиная с детского возраста вплоть до взрослого состояния. Исследования сил сопротивляемости человека показывают, что наследственность и уровень жизни не являются решающими для человеческого развития. Более существенным фактором здоровья являются человеческие отношения. Если ребенок хорошо относится пусть даже к одному единственному человеку и только на определенном отрезке времени, он может развиваться душевно здоровым, даже если его жизненные может оказаться способным к сочувствию условия очень неблагоприятны: по вечерам его бьют, а днем за ним не ухаживают. Даже в этих условиях ребенок может оказаться способным к сочувствию.
Укрепление благодаря внимательному рассмотрению
По мнению Аарона Антоновского и Абрахама Маслоу развитие здоровой души основано на соблюдении трех принципов.
В телесной области это касается способности преодолевать конфликтные ситуации, получая при этом силы. Это означает, что человек, зная границы своей телесной и душевной нагрузки, учится их дальнейшему расширению согласно принципу антропософской медицины, ребенку важно переболеть так называемыми детскими болезнями, поскольку это способствует развитию его иммунной системы, способности к саморегуляции и самоисцелению. Конечно, всегда возникает вопрос, достаточно ли силен данный ребенок при столкновении с болезнью. Судить об этом должен преимущественно врач. Если по своей конституции ребенок слишком слаб, то может оказаться более правильным делать ему уколы или лечить жаропонижающими средствами или антибиотиками.
В душевной области речь идет о том, чтобы вырабатывать чувство взаимосвязи всего происходящего. Только если человеку удается понять мировые взаимосвязи в большом и в малом, он может найти смысл своей жизни. По мнению Антоновского, это чувство когерентности (связанности) развивается тогда, когда у ребенка благодаря воспитанию развивается мировоззрение, в котором мир выглядит полным смысла, понятным и доступным. Это особенно важно для детей, растущих в трудных ситуациях (войны, жестокость и др.) и подверженных страху, основанному на собственных переживаниях или переживаниях взрослых в связи с ужасающими их событиями (пример тому - события 11 сентября).
Третьим, решающим, является духовная сопротивляемость, которая возникает благодаря доверию к ходу и смыслу человеческого развития. Многие люди сегодня впадают в депрессию, потому что теряют веру в Бога, в прогресс и человека. Жестокость и насилие, коррупция, войны и катастрофы, о которых постоянно сообщается, для многих людей невыносимы. Здесь нужно построить мировоззрение, которое поможет понять и соответственно смыслу происходящего переработать зло, негативность и деструктивность.
Оздоравливающие факторы спиритуальности
Как взрослый человек может раскрыть в себе источник здоровья и сил? Во-первых, благодаря сознательно выработанному отношению к Богу и духовному миру. («Я в Боге и Бог во мне», «Я -абсолютно неприкосновенное существо».) Во-вторых, благодаря вырабатыванию добрых человеческих отношений (и с умершими тоже) и, в конце концов, также благодаря материальной уверенности. Могут также основательно помочь «семь условий тайного ученичества» Р.Штайнера. К первым трем здесь будут даны некоторые замечания.
Первым условием является следующее: «Человек направляет свое внимание на то, чтобы способствовать телесному и духовному здоровью. Насколько человек является здоровым, зависит вначале конечно не от него. Но стремиться действовать в этом направлении может каждый» (GA 10, стр.103).
Можно было бы понять это как призыв к эгоизму, направленному на собственное здоровье; на самом деле речь идет о правильном отношении к удовольствию и обязанности. Мы часто из любви к долгу должны поступаться своим здоровьем, можем отказываться от еды или всю ночь напролет работать, чтобы продвинуть наше дело. То, что в таком случае может действовать болезнетворно, должно выравниваться благодаря правильному отношению к удовольствию, таким образом, чтобы удовольствие давало силу для качественной и удовлетворяющей нас работы. Для людей, которые не могут наслаждаться, особенно важно понять, что наслаждение является главным условием для сохранения здоровья, в котором нуждаются душа и тело. Проблема заключается в том, чтобы оставаться при этом сознательным и найти нужный момент, чтобы остановиться.
Тот, кто упражняется во втором условии - чувствовать себя членом всей жизни - замечает, какой неизмеримой властью он пользуется благодаря своему поведению. Если меня кто-то раздражает и я реагирую в той же плоскости, ситуация легко нагнетается или становится причиной моего плохого настроения. Вместо того, чтобы, обидевшись, поддаться соответствующей реакции, можно задаться вопросом: «Как я должен себя вести, чтобы этот человек мог показать себя с лучшей стороны?» или: «Что толкнуло его на то, чтобы разговаривать со мной так откровенно нагло?» Даже если человек не может ответить на эти вопросы, то это уже означает, что он честен и не осуждает другого. Это важный шаг. Нередко происходит так, что другой через некоторое время меняет свое поведение.
С этим непосредственно связано третье упражнение. Оно заключается в том, чтобы к мыслям и чувствам относиться так же серьезно, как к действиям. Насколько действенными могут быть благие мысли и чувства в отношении других людей, знает каждый, в чьем окружении находятся люди, о которых он думает с любовью и уважением.
Михаэла Глёклер Das Goetheanum №28/2002 Перевод с нем. М.К. |