Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=204
Распечатать

Михаэла Глёклер. Салютогенез как жизненный принцип



Побуждение к ответственности за свое здоровье

В концепции салютогенеза вальдорфская педагогика и антропософская медицина вновь обретают свою основную задачу. В связи с предрасположенностью к спиритуальности они могут стать проводниками в область салютогенеза. Данная статья мотивирует необходимость восприятия положений салю­тогенеза как задачи воспитания и самовос­питания взрослых людей, сознательного отношения к здоровью.

Салютогенез делает возможным сознательное отношение к здоровью начиная с детского возрас­та вплоть до взрослого состояния. Исследования сил сопротивляемости человека показывают, что наследственность и уровень жизни не являются решающими для человеческого развития. Более существенным фактором здоровья являются человеческие отношения. Если ребенок хорошо относится пусть даже к одному единственному человеку и только на определенном отрезке времени, он может развиваться душевно здоро­вым, даже если его жизненные может оказаться способным к сочувствию условия очень неблаго­приятны: по вечерам его бьют, а днем за ним не ухаживают. Даже в этих условиях ребенок может оказаться способным к сочувствию.

Укрепление благодаря внимательному рассмотрению

По мнению Аарона Антоновского и Абрахама Маслоу развитие здоровой души основано на соблюдении трех принципов.

В телесной области это касается способности преодолевать конфликтные ситуации, получая при этом силы. Это означает, что человек, зная границы своей телесной и душевной нагрузки, учится их дальнейшему расширению согласно принципу антропософской медицины, ребенку важно переболеть так называемыми детскими болезнями, поскольку это способствует развитию его иммунной системы, способности к саморегу­ляции и самоисцелению. Конечно, всегда возни­кает вопрос, достаточно ли силен данный ребенок при столкновении с болезнью. Судить об этом должен преимущественно врач. Если по своей конституции ребенок слишком слаб, то может оказаться более правильным делать ему уколы или лечить жаропонижающими средствами или антибиотиками.

В душевной области речь идет о том, чтобы вырабатывать чувство взаимосвязи всего проис­ходящего. Только если человеку удается понять мировые взаимосвязи в большом и в малом, он может найти смысл своей жизни. По мнению Антоновского, это чувство когерентности (связан­ности) развивается тогда, когда у ребенка благо­даря воспитанию развивается мировоззрение, в котором мир выглядит полным смысла, понятным и доступным. Это особенно важно для детей, растущих в трудных ситуациях (войны, жестокость и др.) и подверженных страху, основанному на собственных переживаниях или переживаниях взрослых в связи с ужасающими их событиями (пример тому - события 11 сентября).

Третьим, решающим, является духовная со­противляемость, которая возникает благодаря доверию к ходу и смыслу человеческого развития. Многие люди сегодня впадают в депрессию, потому что теряют веру в Бога, в прогресс и человека. Жестокость и насилие, коррупция, войны и катастрофы, о которых постоянно сооб­щается, для многих людей невыносимы. Здесь нужно построить мировоззрение, которое поможет понять и соответственно смыслу происходящего переработать зло, негативность и деструктивность.

Оздоравливающие факторы спиритуальности

Как взрослый человек может раскрыть в себе источник здоровья и сил? Во-первых, благодаря сознательно выработанному отношению к Богу и духовному миру. («Я в Боге и Бог во мне», «Я -абсолютно неприкосновенное существо».) Во-вторых, благодаря вырабатыванию добрых чело­веческих отношений (и с умершими тоже) и, в конце концов, также благодаря материальной уверенности. Могут также основательно помочь «семь условий тайного ученичества» Р.Штайнера. К первым трем здесь будут даны некоторые замечания.

Первым условием является следующее: «Человек направляет свое внимание на то, чтобы способствовать телесному и духовному здоровью. Насколько человек является здоровым, зависит вначале конечно не от него. Но стремиться действовать в этом направлении может каж­дый» (GA 10, стр.103).

Можно было бы понять это как призыв к эго­изму, направленному на собственное здоровье; на самом деле речь идет о правильном отношении к удовольствию и обязанности. Мы часто из любви к долгу должны поступаться своим здоровьем, можем отказываться от еды или всю ночь напро­лет работать, чтобы продвинуть наше дело. То, что в таком случае может действовать болезне­творно, должно выравниваться благодаря пра­вильному отношению к удовольствию, таким образом, чтобы удовольствие давало силу для качественной и удовлетворяющей нас работы. Для людей, которые не могут наслаждаться, особенно важно понять, что наслаждение являет­ся главным условием для сохранения здоровья, в котором нуждаются душа и тело. Проблема за­ключается в том, чтобы оставаться при этом сознательным и найти нужный момент, чтобы остановиться.

Тот, кто упражняется во втором условии - чувствовать себя членом всей жизни - замечает, какой неизмеримой властью он пользуется благо­даря своему поведению. Если меня кто-то раздражает и я реагирую в той же плоскости, ситуа­ция легко нагнетается или становится причиной моего плохого настроения. Вместо того, чтобы, обидевшись, поддаться соответствующей реак­ции, можно задаться вопросом: «Как я должен себя вести, чтобы этот человек мог показать себя с лучшей стороны?» или: «Что толкнуло его на то, чтобы разговаривать со мной так откровенно нагло?» Даже если человек не может ответить на эти вопросы, то это уже означает, что он честен и не осуждает другого. Это важный шаг. Нередко происходит так, что другой через некоторое время меняет свое поведение.

С этим непосредственно связано третье уп­ражнение. Оно заключается в том, чтобы к мыс­лям и чувствам относиться так же серьезно, как к действиям. Насколько действенными могут быть благие мысли и чувства в отношении других людей, знает каждый, в чьем окружении находят­ся люди, о которых он думает с любовью и уваже­нием.

Михаэла Глёклер
Das Goetheanum №28/2002
Перевод с нем. М.К.