Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Общая Антропософия > Год души. Вера, Любовь, Надежда и София на внутреннем пути упражнений с Антропософским Календарем души. Книга I

К читателю

Светлой памяти Алексея Дмитриевича Лебедева (1886-1974) и Сергея Васильевича Зетилова (1898-1976), открывших автору свет Календаря души, с благодарностью посвящается эта работа.


"То, что живёт в нас как духовное, как душевное, не является нашим собственным, не принадлежит нашей человеческой личности, но является, я бы сказал, заливом, который Космос посылает в нас как людей".
Рудольф Штейнер

 

Эти заметки обращены к тем, кто знаком с изречениями данного Рудольфом Штейнером в 1912 году "Антропософского Календаря души" (далее - Календарь души или Календарь. Прим. авт.) и кто, быть может, однажды или уже в течение ряда лет в той или иной степени с ними работал, проходил с ними кругооборот года полностью.

Жизненный опыт каждого из нас свидетельствует о реальном различии в характере наших отношений с внешним природным миром в зависимости от времени года, как и о тех колебаниях самоощущения, настигающих нас в ходе времени, что способны порой заметно нарушить душевное равновесие, не будучи должным образом осознаны и правильно включены в каждодневную жизнь души. Календарь души Рудольфа Штеинера дает возможность преобразовать обычный хаос этих смутных и как-будто бы в беспорядке разбросанных во времени душевных настроений в закономерный и целеустремленный внутренний путь, исполненный ясно осознаваемой и глубоко переживаемой гармонии. Человек начинает ощущать непреложную преемственность и взаимо­обусловленность собственных изменчивых состояний, сопут­ствующих годичному движению внешней жизни, слышать никогда не прерывающуюся песнь Времени и верно распознавать в ней вносимую и его душой ноту.

Читателю предлагается здесь проследить некоторые из процессов, отражённых в Календаре души. При этом, думается, исключена возможность какого-то сковывающего, ограни­чивающего собственную внутреннюю активность влияния на индивидуальную медитативную работу с изречениями, для которой они, ведь, и были даны. Сам автор при работе над этими заметками намеренно воздерживался обращаться к появившимся в разное время исследованиям Календаря, в какой бы степени ни заслуживали они уважения и внимания. То же относится практически и к необозримой сокровищнице духовно-научных сообщений самого Рудольфа Штейнера. Ощущалась потребность остаться наедине с 52-недельным      организмом     Календаря,      исходить   лишь   из   его грандиозного и абсолютно цельного, законченного в себе содержания. Tекст изречений был единственным источником и обоснованием возникавших при этом точек зрения и выводов. Именно это позволяет надеяться, что последние, будучи затем кем-либо соотнесены с данными различных областей духовной науки, с реальностями человеческой и мировой жизни, могут в дальнейшем послужить исходным пунктом самостоятельной плодотворной работы.

В то же время нельзя было, однако, не сделать одно важное исключение. Исследуя сегодня закономерности Календаря, просто невозможно не принять во внимание известный динамичный образ двух типов взаимоотношений всех недельных изречений, данный еще в 70-х годах Хайнцем Франкфуртом - концепцию "противолежащих" (Gegenueberspruch) и "противоположных" (Gegenspruch) изречений, содержащуюся в его работе "О звездной речи "Календаря души"1 и освещающую особым светом важное соотнесение четырех "искушающих" недель. Это подлинные открытия, и они позволяют приблизиться к наиболее эзотерическим аспектам круга годичных изречений, отражающим глубочайшие соотношения импульсов реальной движущейся жизни Вселенной.

В то же время, при всем заострении внимания на красноречивых соотношениях изречений между собою, на многозначительной роли каждого из них в общем душевно-мировом движении года, в настоящей работе была оставлена фактически не раскрытой структура каждого отдельного изречения2 - трехчленная по глубокому убеждению автора. Эта тема сознательно не была затронута, ибо относится к более интимным сторонам работы с Календарем, где реальные плоды должны быть взращиваемы лишь изнутри, собственным усилием души.

Отсутствовало стремление дать где-либо некое "особое прочтение", либо привходящую, не обоснованную раскрываемыми непосредственно в изречениях фактами, интерпретацию духовно-душевных событий. Напротив, помочь сосредоточить внимание именно на этих совершенно объективных фактах природно-мировой и человеческой душевной жизни, гласящих о себе в каждом из пятидесяти двух изречений, и является важнейшей целью предлагаемых рассмотрений. Только так можно пережить свою действительную включенность в мировой жизненный процесс, осознать всю целостность временного организма года, находясь в его любой точке.

Самодостаточность, совершенная внутренняя логика и завершенность отдельных изречений красноречиво проявляются и в строго закономерной взаимной их соотносимости. Ведь при всей действенной явности образно-художественного начала Календаря души он является, как мы знаем, результатом точного и строго научного духовного исследования. Здесь всё конкретно, нет ни туманных "поэтических" аллегорий, ни многозначительной символики. И поэтому лишь неукоснительное следование запечатленным в изречениях Календаря явлениям, принятие их в самом буквальном смысле может служить правомерной основой для внутренней работы с изречениями, залогом их благотворного воздействия на душу.

________________________________________ 

1 Указанная работа   Франкфурта была помешена в издании: "Сообщения из антропософской работы в Германии", 29-й год издания, четвертый выпуск, № 114, Рождество, 1975.

2 за исключением Пасхальной пары изречений (52-1).

 

Необходимый для работы с книгой текст Антропософского Календаря души Рудольфа Штейнера можно найти на сайте "Антропософия в России":

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=cat&id=15

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=46

© A.C. Конвиссер. Текст, редакция переводов, примечания
© Издательство имени Вл. Соловьёва, 1998
© Издательство имени Вл. Соловьёва, 2000


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Часть 1. ДУШЕВНЫЕ ОРГАНЫ И ДУХОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЧЕЛОВЕКА В ДИНАМИКЕ МИРОВОЙ ГОДИЧНОЙ ЖИЗНИ
  • Часть 2. ЧЕТВЕРТИ ГОДА КАК ТРЕХСТУПЕННЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШЕВНЫХ СИЛ В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МИРОВЫМ ДУХОМ
  • Часть 3. БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНО-ВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Часть 4. ИСПЫТАНИЯ ДУШИ В ХОДЕ ГОДООБОРОТА
  • Заключение
  • Приложение. Из опыта работы с Календарём души в антропософских группах
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса