Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Спасение человеческой индивидуальности. Событие Пятидесятницы как основа истинного христианства

Откровение Вознесения, и тайна Пятидесятницы (Дорнах, 7 мая 1923 года, GA 224).


В ходе исторической эволюции человечества различные мировые религии представили перед человечеством свои величественные образы. Если эти образы должны быть полностью поняты, необходимо определенное эзотерическое знание. В те­чение ряда лет такое знание, основанное на антропософии, применялось нами для интерпретации всех четырех Евангелий с тем, чтобы могло быть прояснено их более глубокое содержание и значе­ние. Такое содержание предстает большей частью и форме образов, потому что образы не воспри­нимаются узким рационалистическим способом, который возможен по отношению к концепциям и идеям. Люди полагают, что, уяснив однажды концепцию, они добираются до корня всего, к чему она относится. Такое мнение невозможно в случае образа, картины. Картина или образ действуют живым способом, подобно самому живому существу. Мы, скажем, должны прийти к знанию одного или другого аспекта живой личности, но снова и снова она будет представлять всё новые аспекты для нас. Мы не будем, следовательно, удовлетворены определениями, претендующими быть исчерпывающими, но мы стремимся найти характеристики, которые дополняют картину с различных сторон, давая нам возрастающее зна­ние об этой личности.

Сегодня я хочу представить две известные кар­тины перед вами и описать их определенные ас­пекты.

Первая картина представляет учеников Иису­са Христа в день Вознесения. Всматриваясь ввысь, они видят Христа, исчезающего в облаках. Обыч­ное понимание этой сцены заключается в том, что Христос восходит на Небеса, отделяется от Земли таким образом, и что ученики были Им оставлены на себя самих. Также и все земное человечество, ради которого Христос осуществил Мистерию Гол­гофы, было оставлено во время Вознесения на себя самого.

Может возникнуть мысль, что в определенном отношении это противоречит реальности Мисте­рии Голгофы. Мы ведь уже знаем, что Христос при­нял решение через деяние на Голгофе объединить свое собственное Существо с Землей, другими сло­вами, - начиная с Мистерии Голгофы и впредь ос­таться навсегда соединенным с земной эволюцией. Величественная картина Вознесения может, таким образом, представиться в некотором несоответ­ствии с тем, что эзотерически открывает образ Мистерии Голгофы относительно объединения Христа с Землей и человечеством.

Сегодня мы попытаемся преодолеть это кажу­щееся противоречие в свете действительных ду­ховных фактов.

Вторая картина представляет сцену десятью днями позже Вознесения, когда языки пламени сошли на головы собравшихся учеников и они были побуждены «говорить другими языками». Это фактически означает, что с тех пор ученики были способны внедрить Мистерию Деяния на Голгофе в сердце каждого человеческого существа, независимо от религии или веры.

Держа обе эти картины перед нашей душой, мы попытаемся как-то прояснить их значение. Дать что-либо большее не представляется пока воз­можным.

Мы знаем из нашего изучения антропософии, что эволюция человечества не началась на Земле, но что собственно эволюция «Земли» была подго­товлена эволюцией «Луны», она, в свою очередь, - эволюцией «Солнца», а последняя опять-таки - эволюцией «Сатурна», как описано это в моей кни­ге «Тайноведение». В течение периода эволюции «Сатурна» человек развивался в нисхождении от духовного до зачаточного основания физическо­го тела. В ту эпоху, однако, физическое тело было только телом тепла; другими словами - постоян­но меняющимся по степени теплом, силами тепла, собранными вместе вокруг душевно-духовного человеческого существа.

В течение эволюции «Солнца» человек приоб­рел воздухообразное тело, в течение эволюции «Луны» - вид жидкообразного, водного тела, а твердое, земное тело в реальном смысле, собственно, - только в течение эволюции «Земли».

Давайте подумаем теперь, в частности, об эво­люции «Земли». Она осуществляет свой полный цикл в семи следующих друг за другом эпохах, из которых первые три являются повторениями: первая - повторением периода «Сатурна», вторая - периода «Солнца», третья, Лемурийская эпоха - повторением периода «Луны». Собственно эволю­ция «Земли» действительно начинается лишь с четвертой эпохи, то есть - с Атлантической. Мы живем теперь в пятую эпоху, за которой последу­ют шестая и седьмая.

Срединная точка эволюции «Земли» попадает на середину Атлантической эпохи, так что к насто­ящему моменту Земля уже прошла среднюю точку своего развития. Отсюда вы поймете, что Земля уже вовлечена в нисходящую фазу своей эволю­ции, и в наше время это должно всегда принимать­ся во внимание. Как я уже часто говорил, это пол­ностью подтверждается находками даже в совре­менной материалистической геологии.

В своей книге «Лицо Земли» Эдуард Зюс, вен­ский профессор геологии, определил, что почва под нашими стопами сегодня принадлежит, соб­ственно, уже умирающей Земле. В течение Атлан­тической эпохи Земля, так сказать, была в сред­нем периоде своей жизни; она изобиловала внутренней жизнью; на ней не было таких формирований, как скалы и камни, которые постепенно разрушаются. Минеральный элемент был прежде активным в зем­ной области таким же образом, как является он ак­тивным сегодня в животном организме. У последне­го он пребывает в состоянии раствора, из которо­го отложения не формируются, за исключением когда организм оказывается больным. Если живот­ный организм здоров, то только о костях можно сказать, что они принимают свою форму как от­ложения. В костях, однако, все еще есть внутренняя жизнь. Кости не находятся в состоянии уми­рания, они не находятся, как наши горы и скалы, и процессе разрушения, искрошивания в пыль. Искрошивание скал является свидетельством того, что Земля уже вовлечена в процесс умирания.

Как сказано, это теперь известно даже обыч­ной материалистической геологии. Антропосо­фия должна добавить к такому знанию факт, что Земля вовлечена в этот процесс упадка постоян­но с середины Атлантической эпохи. Более того, к Земле должно быть причислено все, что пребы­вает на ней: растения, животные и, превыше все­го, человек. Физический человек является частью и частичкой Земли. Если Земля вовлечена в про­цесс упадка, то в него вовлечено также и физиче­ское тело человека. Выражаясь по-другому, в более эзотерических терминах, это означает, что к се­редине Атлантической эпохи все, что в начале было заложено как зачаточное состояние в тепло­вом теле человека эволюцией «Сатурна», достиг­ло своего завершения. Физическое тело человека фактически достигло завершения к середине Ат­лантической эпохи, и с тех пор путь его эволюции есть путь упадка.

Эволюция, конечно, не протекает с одинако­вым единообразием. Одна раса или народ вступа­ет в фазу эволюции раньше или позднее, чем дру­гая, но, говоря в целом, ко времени, когда прибли­зилась Мистерия Голгофы, эволюция физической конституции человека достигла стадии, когда че­ловечество по всему земному шару предстало пе­ред перспективой невозможности дальнейшего воплощения на Земле; другими словами - перед перспективой впредь не иметь возможности со­провождать Землю в ее эволюции упадка.

В школах Посвящения это было известно и под­тверждается также оккультным исследованием се­годня, что приблизительно ко времени Мистерии Голгофы физическое тело человека достигло той степени упадка, когда люди, которые были вопло­щены или которые должны были воплотиться в ближайшем будущем, то есть, вплоть до прибли­зительно четвертого века после Рождества Хрис­това, стояли перед опасностью покинуть вовсе Землю, которая становилась бы все более и более опустошенной и оголенной. Люди стояли тогда перед невозможностью для себя в будущем нисхо­дить из душевно-духовного мира и строить физи­ческое тело из веществ, предоставляемых физиче­ской Землей. Такая опасность существовала, и не­избежным следствием стала бы неспособность человека исполнить возложенную на него земную миссию. Ариманические и люциферические силы, работая тогда совместно, преуспели до такой сте­пени, что ко времени Мистерии Голгофы земное человечество оказалось лицом к лицу с возможно­стью вымирания.

Человечество было спасено от этой участи че­рез то, что было осуществлено Мистерией Гол­гофы, посредством чего само физическое тело человека было снова насыщено необходимыми силами жизни и бодрости. Людям таким образом было дано продолжить их дальнейшую эволюцию на Земле, поскольку они могли теперь нисходить из душевно-духовных миров и находить возможность жить в физических телах. Таков был дей­ствительный результат Мистерии Голгофы.

Я часто говорил об этом, например, в курсе лек­ций, прочитанных в Карлсруе в октябре 1911 года под названием «От Иисуса к Христу». Огромная враждебность была вызвана этими лекциями, по­тому что, исходя из известного эзотерического долга, были представлены определенные истины, которые многие люди предпочли бы не знать. Действительно, может быть сказано, что в определенный момент враждебность к антропо­софии возникла с этих самых лекций.

Описанное тогда мною является, однако, лишь одним аспектом действительных результатов Мис­терии Голгофы. Этот же самый факт можно, конеч­но, выразить многими различными способами. Это и было выражено по-другому в том курсе лекций, сейчас же я описываю тот же самый факт, только просматриваемый с другой стороны. Посредством Мистерии Голгофы силы, поддерживающие рост и процветание физического тела человека, были вновь оживлены со следующим результатом.

Теперь было сделано возможным для человека получать во время его жизни во сне импульс, который он в противном случае не получал бы. Вся эволюция человека на Земле протекает, как мы шлем, в смене бодрствующей и сновидческой жиз­ни. Во сне физическое и эфирное тело оставляются нами; от засыпания и вплоть до пробуждения Я и астральное тело становятся независимыми от них. В условиях этой независимости во сне влия­ние сил Христа оказывает воздействие на Я и аст­ральное тело тех людей, которые через необходи­мое настроение и содержание жизни своих душ обрели подходящую подготовку для такого состо­яния сна. Пронизание этих высших тел силами Христа, следовательно, имеет место главным об­разом в состоянии сна.

Возвращаясь теперь к евангельскому событию Вознесения, мы должны осознавать, что к тому времени ученики стали ясновидящими до степе­ни, при которой они могли созерцать то, что дей­ствительно является глубокой тайной эволюции Земли. Такие тайны остаются незамеченными для людей, обладающих обычным сознанием, которое неспособно осознать что-либо чрезвычайно важ­ное в той или иной точке эволюции человечества. Существует много таких событий, но обычное со­знание не ведает их. Картина Вознесения фактиче­ски означает, что в этот момент ученики Христа оказались способны воспринять событие невыра­зимой важности в эволюции Земли, происходив­шее «вне чувств».

То, что они свидетельствовали, открылось им как бы в картине, перспективе того, что произош­ло бы с людьми, если бы Мистерия Голгофы не слу­чилась. Они лицезрели как конкретное духовное событие, что в этом случае произошло бы, а имен­но, что физические тела людей так бы вырожда­лись, что все будущее человечества оказалось бы под угрозой. Ибо последствием такого вырожде­ния было бы то, что эфирное тело человека под­чинилось тем силам устремления, которые прису­щи ему как таковому. Эфирное тело влеклось бы все время к Солнцу, а не к Земле. Наша природа как человеческих существ такова, что наше физи­ческое тело обладает земной тяжестью, притяжением, а наше эфирное тело - солнечной легкос­тью. Если бы наше физическое тело стало тем, чем бы оно было, если бы Мистерия Голгофы не про­изошла, эфирные тела людей последовали бы своей собственной тяге к Солнцу и покинули бы физические тела. Существование человечества на Земле неизбежно пришло бы к концу.

Задолго до Мистерии Голгофы местом обитания Христа было Солнце. Следовательно, стре­мясь к Солнцу, эфирное тело человека тем самым стремится к Христу. Теперь представим себе сцену дня Вознесения. В духовном видении ученики ви­дели Христа, восходящего к Небесам. Видение того, как сила, Импульс Христа соединяется с эфирной природой человека в ее восходящем устремлении ввысь, возникло перед ними. Они лицезрели, как ко времени Мистерии Голгофы человек предстал перед опасностью, можно сказать, вытягивания Солнцем его эфирного тела к себе подобно облаку, и как, однако в этом своем устремлении к Солн­цу оно было удержано Христом. Эта картина дол­жна быть понята, ибо поистине это есть великое предупреждение. Христос сродни тем силам в че­ловеке, которые естественно устремляются к Сол­нцу, прочь от Земли, и которые всегда будут к это­му склонны. Однако Христос остается в единении с Землей. Таким образом, Импульс Христа проч­но удерживает человека на Земле.

В этой картине Вознесения нечто еще откры­вается ученикам. Предположим, что Мистерия Голгофы не имела бы места и что некоторое чис­ло людей стало ясновидящими в той же степени, в какой в тот момент стали ясновидящими учени­ки. Эти люди увидели бы эфирные тела определен­ных человеческих существ, отделяющихся от Зем­ли в направлении Солнца, и они пришли бы к зак­лючению: «Таков путь, взятый эфирными телами. Эфирный элемент Земли в человеке уводится к Солнцу». Но теперь, доведя до завершения Мис­терию Голгофы, Христос спас для Земли стремя­щееся к Солнцу эфирное тело. Таким образом про­является факт, что Христос остается соединенным с человечеством на Земле. Стало быть, нечто еще становится ясным здесь, а именно: пройдя через Мистерию Голгофы, Христос привнес в эволюцию Земли космическое событие. Христос нисшел с высот Духа, соединился с человечеством в чело­веке Иисусе из Назарета, осуществил Мистерию Голгофы, соединив Свою эволюцию с эволюцией Земли. Это было космическое Деяние, совершен­ное для всего человечества.

Заметьте эти слова: Деяние Голгофы было со­вершено для всего человечества. Ясновидческое око не может не воспринять, как, начиная с этого Деяния, эфирные силы в человеке в своем стрем­лении уйти с Земли были соединены с Христом для того, чтобы Он мог удерживать их в эволюции Земли. Это касается всего человечества.

И это приводит нас к другому рассмотрению. Предположим, что лишь немногие человеческие существа способны приобрести знание этих фак­тов Мистерии Голгофы, а большая часть человече­ства - как это фактически и есть - не распознала их значение. Если это должно было произойти, Земля была бы населена только немногими веру­ющими в Христа и огромным числом тех, кто не распознал существенное содержание и значение Мистерии Голгофы. Что должно было бы тогда сказать о последней? Как Деяние Христа на Голго­фе относится к этим человеческим существам? Деяние Христа на Голгофе является объективным фактом; его космическое значение не зависит от того, что люди думают относительно него. Объек­тивный факт имеет в себе реальность бытия. Если очаг горячий, он не станет холодным из-за того, что множество людей верит, что он холодный. Мистерия Голгофы спасает человечество от разру­шения физического тела независимо от того, верят или не верят люди в нее. Мистерия Голгофы была совершена ради всех людей, включая и тех, кто не верит в нее. Это является кардинальным фактом, и нам необходимо всегда иметь это в виду.

Мы осознаем теперь, что Деяние на Голгофе было совершено для того, чтобы посредством его человечество на Земле могло быть оживлено до степени, необходимой для его восстановления. Это должно было совершиться. Была восстановлена возможность для людей находить на Земле тела, в которых они могли и смогут долгие века в буду­щие времена воплощаться. Это однако исключительно, фундаментально важно, что люди, как душевно-духовные существа, пройдут через существование в этих восстановлен­ных земных телах, будут в состоянии появляться на Земле снова и снова как душевно-духовные существа.

Теперь Импульс Христа, который, конечно, имеет значение для духовной природы человека, также как и для его телесной природы, может вы­разить себя в бодрствующем состоянии людей, которые не имеют знания о нем; но при таких об­стоятельствах он не повлиял бы на них во время их жизни во сне. Неизбежным результатом было бы то, что в то время как люди приобрели бы воз­можность воплощаться снова и снова на Земле, все же если они не приобрели знания Мистерии Гол­гофы, состояние их сна было бы таким, что связь их душевно-духовной природы с Христом была бы утрачена.

Здесь вы видите другое положение относитель­но Мистерии Голгофы у тех людей, кто, так ска­зать, не имеет желания знать что-нибудь о ней. Христос совершил Деяние для их тел, чтобы зем­ная жизнь могла быть возможной для них, то есть Он совершил это и для совершенно неверующих, не являющихся христианами людей. Но чтобы произвести воздействие на душевно-духовную при­роду человека, Импульс Христа должен иметь воз­можность проникнуть в душу человека в течение состояния сна. А это возможно, только если чело­век сознательно постигает значение Мистерии Голгофы. Духовный результат Мистерии Голгофы, следовательно, может осуществляться только из истинного постижения ее смысла и существа.

Таким образом, существуют две вещи, которые человечество должно осознать: с одной стороны, что Христос удерживает эфирное тело от его по­стоянного устремления к Солнцу; а с другой стороны, что духовно-душевная природа человека, его Я и астральное тело могут получить Импульс Хрис­та только во время между засыпанием и пробужде­нием, - а это возможно только если знание об этом Импульсе обретается в бодрствующем состоянии.

Итак, можно сказать: стремление, тяга челове­ческих эфирных тел унестись прочь от Земли к Солнцу - это было воспринято учениками в ясновидческом видении. Но они также восприняли и то, как Христос соединяет Себя с этим устрем­лением, обуздывает его, крепко его удерживает. Ве­личественность сцены Вознесения заключается в спасении физически-эфирной природы челове­ка Христом.

Ученики пребывали в глубоком созерцании. Их пробудившиеся души знали теперь, что через Мистерию Голгофы была осуществлена подлинное и полное спасение физическо-эфирной природы человечества как целого. Но что случится, раз­мышляли они, с душевно-духовным существом че­ловека? Каким образом человек приобретет силу получить Импульс Христа в свою душевно-духов­ную природу, в своё Я и астральное тело? Ответ дастся праздником Пятидесятницы.

Через Мистерию Голгофы Импульс Христа ока­зал воздействие на Землю; это реальность, которая доступна пониманию только при духовном осознании. Никакая материалистическая наука не может понять Мистерию Голгофы. Следовательно, душа должна приобрести силу духовного осознания, ду­ховного восприятия, духовного чувства для того, чтобы быть способной понять, как на Голгофе Импульс Христа соединился с импульсами Земли.

Иисус Христос свершил Свое Деяние на Гол­гофе до конца, чтобы такое единение могло ока­зать полное воздействие, свершил Деяние таким образом, что десятью днями после события Воз­несения Он послал человеку возможность напол­нения Импульсом Христа его внутренней, духовно-душевной природы, его Я и астрального тела. Нисхождение Святого Духа есть проникновение души и духа человека силой понимания Мистерии Голгофы. Это - картина праздника Пятидесятни­цы. Христос свершил Его Деяние для всего чело­вечества. Но каждому человеку, для того, чтобы он мог осознать это Деяние, Христос послал Духа, чтобы индивидуальное душевно-духовное суще­ство человека могло иметь доступ к воздействию Деяния, которое было совершено для всех людей в целом. Через этот Дух человек должен научить­ся переживать Мистерию Христа внутренне, в сво­ем духе и своей душе.

Таким образом, две картины стоят рядом в ис­тории эволюции человечества. Картина Вознесе­ния говорит нам: Деяние на Голгофе было совер­шено для физического и эфирного тел человека в универсальном человеческом смысле. Картина же Пятидесятницы говорит нам: отдельное человеческое существо должно сделать это Деяние пло­дотворным в себе через принятие Святого Духа, Посредством этого Импульс Христа становится индивидуальным в каждом человеческом существе.

Теперь нечто еще может быть добавлено к кар­тине Вознесения. Духовные видения, такие, кото­рые пришли к ученикам в день Вознесения, всегда имеют отношение к тому, что человек действитель­но испытывает в том или другом состоянии созна­ния. После смерти, как вы знаете, эфирное тело покидает человеческое существо. Человек оставляет физическое тело при смерти, сохраняет при Себе эфирное тело несколько дней, а затем эфир­ное тело распадается, фактически соединяется  с Солнцем. Такое распадение его после смерти яв­ляется одновременно его единением с природой солнца, струящейся через пространство, в кото­рое включена также и Земля. Начиная с Мистерии Голгофы, человек видит вместе с этим отделяю­щимся эфирным телом Самого Христа, который спасает его для земного существования на будущие грядущие века. Таким образом, начиная с Мисте­рии Голгофы, перед душой каждого человеческо­го существа, проходящего через смерть, встает картина Вознесения, которую ученики были способны лицезреть в тот день в особом состоянии своей душевной жизни.

Однако для того, кто делает Мистерию Пятидесятницы также частью своего существа, кто позволяет  Святому Духу приблизиться к себе, - для него такая картина становится источником самого величайшего утешения, которое только он способен испытать, - ибо теперь он наблюдает Мистерию Голгофы во всей ее истине и реальности. Эта картина Вознесения говорит ему: Ты можешь надёжно вверить земной эволюции все свои по­следующие воплощения, ибо через Мистерию Гол­гофы Христос стал Спасителем эволюции Земли. Для того же, кто не проникнется в своем Я и аст­ральном теле - то есть в своем понимании и чув­стве - сущностью Мистерии Голгофы, для того эта картина остается настоящим упреком до тех пор, пока он в самом деле не научится понимать ее.

Для человека после смерти эта картина является призывом: Стремись приобрести теперь в следу­ющей земной жизни силы, которые позволят тебе понять Мистерию Голгофы! - То, что эта картина Вознесения должна прежде всего стать таким при­зывом, естественно, ибо в последующих земных жизнях люди имеют возможность стремиться при­ложить те силы, которые они призываются при­обрести, и достигнуть посредством их понимания Мистерии Голгофы.

Теперь вы можете воспринять разницу между теми, кто с внутренними силами веры, знания пе­реживает Мистерию Голгофы, и теми, кто не ве­рит в нее. Мистерия Голгофы была осуществлена для человечества в целом, но только - в отноше­нии физического и эфирного тел. Дарование же человечеству Святого Духа в Мистерии Пятидесят­ницы означает, что также и душа и дух человека могут вкусить плоды Деяния на Голгофе - но толь­ко если человек создаст в себе крылья, возносящие его к действительному пониманию сущности и значения этого Деяния.

Поскольку эта сущность и это значение могут быть в полноте постигнуты только духовным, а не материалистическим знанием, ясно, что истина праздника Пятидесятницы будет понята лишь тог­да. когда люди осознают, что послание Святого Духа является призывом для человечества все боль­ше и больше достигать духопознания. Лишь через него может быть постигнута Мистерия Голгофы.

То, что это должно быть постигнуто, - в этом заключается призыв Мистерии Пятидесятницы. То, что это свершилось для всего человечества, - это откровение дается в Вознесении.

Таким образом, справедливо может быть ска­зано, что антропософия позволяет понять отно­шение Мистерии Пятидесятницы к откровению Вознесения. Мы можем почувствовать, что антро­пософия подобна глашатаю, открывающему смысл и существо этих весенних праздников, и что к их многочисленным аспектам мы прибавили теперь еще один, существенно принадлежащий им.

Это должно принести нам настроение души, в ко­тором может возникнуть истинное чувство для Праздников Вознесения и Пятидесятницы. Карти­ны, которые эти праздники проводят перед нашей душой, подобны живым существам; мы можем все больше приближаться к их реальности, можем учиться постигать их все более и более интимно. Если мы снова наполнимся духовным понимани­ем праздников времен года, весь год будет напол­нен для нас космической действительностью, и лю­ди смогут переживать в своем земном существова­нии присутствие самого Космоса.

Пятидесятница - это ведь прежде всего праздник цветов. Если человек обладает истинным чувством этого праздника, он обратится к росткам и цветам, раскрывающимся под влиянием Солн­ца, под эфирным и астральным влияниями, и он воспримет в покрытой цветами Земле земной об­раз того, что струится как из картины Вознесения Христа, так и из картины нисхождения языков пламени на головы учеников в момент Праздника Пятидесятницы, следующего за Вознесением. То, как открывается этому сердце человека, может быть символизировано цветком, раскрывающим себя Солнцу; и то, что изливается вниз от Солнца, что дает цветку необходимые ему животворные силы, может быть символизировано языками пла­мени, нисходящими на головы учеников.

Антропософия может работать над сердцами людей с силой, которая вытекает из понимания праздников времен года и из истинного пережи­вания праздничного времени; она может помочь пробудить настроение души, действительно соот­ветствующее этим дням весенних праздников.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Пятидесятница - праздник стремления душ к объединению (Кёльн, 7 июня 1908 года, GA 98).
  • Пятидесятница, праздник свободной индивидуальности (Гамбург, 15 мая 1910 года, GA 118).
  • Праздник Пятидесятницы - знамение непреходящей природы нашего «Я» (Берлин, 6 июня 1916 года, GA 169).
  • Мировая Пятидесятница, миссия антропософии (Христиания (Осло), 17 мая 1923 года, GA 226).
  • Идея Пятидесятницы как основа ощущения для постижения кармы (Дорнах, 4 июня 1924 года, GA 236).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса