Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады

Черная и белая магия.

Лекция в Берлине 21 октября 1907 года (пополудни), ПСС, т. 101

Было высказано пожелание, чтобы мы с вами погово­рили о том, что обычно называют "белой и черной маги­ей", и чтобы это было сделано в связи с некоторыми дру­гими понятиями, знакомыми теософам.

То, что затрагивается этими понятиями, представляет разветвленную и весьма обширную область оккультного и духовнонаучного наблюдения, а поэтому мы сможем коснуться лишь некоторых элементарных вещей из этой области. Но и они уже с необходимостью предполагают, чтобы то, что мы будем рассматривать теперь, принималось таким образом, как если бы предназначалось только для учеников духовной науки и не для кого иного, не обла­дающего духовнонаучными убеждениями и образом мыс­лей. Собираясь говорить на подобную тему, необходимо создать определенные предпосылки.

Слова "белая и черная магия" часто употребляются именно в теософских кругах, а в качестве обвинения яр­лык "черного мага" бесконечно часто встречается даже среди тех, кто действует в теософском течении. Многие из вас сами слышали, как то или иное с легким сердцем именуют "черной магией". Однажды случилось даже так, что после чтения наших "Известий"1, — мне кажется, это был первый номер, — в одном месте люди сказали: в про­исходившем на Генеральном собрании и изложенном в "Известиях" участвовала черная магия. Некоторые тогда прямо утверждали, что в руководстве Генераль­ного собрания находится злой колдун. Это только при­мер того, что появляется и частенько проистекает из до­вольно-таки тривиального толкования не только понятия "черная магия", но и понятия "магия" вообще.

Нам необходимо прежде всего уяснить, что понимают под "магией", и уже тогда мы сможем осознать, что следу­ет понимать под "черной магией". Многие думают: "Вы говорите, что можно приобрести оккультные силы", — но при этом они обыкновенно думают о низших, элементар­ных оккультных силах. Ведь, как правило, те, кто говорит об этих вещах, ничего не знают о более высоких оккульт­ных силах; они обычно не имеют никакого представления о том, что собственно следует мыслить под "оккультными силами". Кроме того, еще добавляют, что тот, кто занима­ется черной магией, ставит такие силы на службу собствен­ному эгоизму. Такое высказывание — одно из тех, о кото­рых нельзя сказать, что они ложны. Однако не много будет значить, если сказать, что оно верно, ибо ничего особенного этим не сказано. Это результат совершенно абстрактного образа мыслей. Тот, кто намерен говорить о таких вещах, должен прежде всего твердо стоять на почве действитель­ности, будь то действительность физическая или духовная; он должен знать то, что существует реально, и тогда он не станет болтать о вещах, которые не имеют ничего общего с действительностью.

Разве в высказывании о том, что нельзя ставить оккультные силы на службу собственного эгоизма, не зак­лючено требование, невозможное для современного чело­века? Ответим для начала на этот вопрос. Те, кто гово­рит это, выдвигают в качестве первой заповеди: "Ты не должен быть эгоистичным!" Конечно, это высшая запо­ведь. Однако для того, кто мыслит реалистично, дело зак­лючается не в том, чтобы выдвигать подобные заповеди, а в том, исполнимы ли подобные заповеди вообще. И тот, кто считает, будто заповедь не быть эгоистичным, может быть так просто исполнена современным челове­ком, предается большой иллюзии. Тот же, кто видит свой долг в рассеивании иллюзий, должен рассеять и ту иллю­зию, что подобная заповедь легко исполнима.

Тут явится кто-нибудь и скажет: "А я хочу действо­вать в мире совсем бескорыстно". Он не ведает того, что ниже уровня сил, с помощью которых он действует, на­ходится целое множество оккультных сил. От каждого человека исходят оккультные силы. Когда кто-нибудь говорит, что хочет действовать бескорыстно, то это очень, очень красивый идеал. Но если спросить его, почему он стремится к бескорыстию, почему он возлагает на себя эту заповедь, то можно получить своеобразный ответ: с помощью бескорыстия я постепенно поднимусь на бо­лее высокую ступень совершенства; быть никчемным человеком невыносимо, я хочу стать полноценным чело­веком. Проанализировав это чувство, логично прийти к открытию, что за обоснованием бескорыстия часто скры­вается самый невероятный эгоизм, часто даже гораздо более значительный, нежели тот, что встречается у лю­дей, которые вовсе не стремятся к бескорыстию, а про­сто предаются своим инстинктам. Если вы разовьете эти мысли, то увидите, сколько себялюбия таится в стремле­нии к бескорыстию.

Но как должно было бы быть иначе? Себялюбие — это сила, которая была внесена в человеческую природу бога­ми не для того, чтобы человек ее так просто отринул. Себя­любие принадлежит даже к числу самых существенных вещей, благодаря которым человек действует. Если мы исследуем основания себялюбия, если спросим, почему же боги, благие боги насадили человеку себялюбие, когда оно столь отвратительно на взгляд многих людей, то мы полу­чим ответ, рожденный из действительного оккультизма: это могучее средство защиты от всего, что происходило бы с человеком в мире, если бы у него не было этого себялю­бия. Знаете, что лучше всего защищает человека от при­менения поистине скверных сил, о которых мы сейчас бу­дем говорить? Для кого-то, кто сам занимается черной магией, сегодня было бы легко привлечь какого-нибудь чело­века в ученики и обучить его некоторым приемам и махи­нациям действительной черной магии; он мог бы действо­вать ужасно. Но большинство так просто этого не делают. И знаете, почему? По той простой причине, что они боятся, боятся за свою личность. Они замечают некоторые из последствий своих действий в духовной области и себялю­биво боятся их. И очень хорошо, что они боятся и остав­ляют свои дела. Если бы люди при начале земного разви­тия сразу получили все силы, необходимые для того, чтобы воздействовать на астральное, эфирное, физическое тела, тог­да бы они вызвали много дурного. Но людям был дан эгоизм, который заставляет человека заботиться прежде все­го о себе самом, и эта забота о себе самом целиком погло­щает его. Словно заградительную стену возвели вокруг людей боги. Эгоизм — это то, что скрывает от людей виде­ние вещей, лежащих позади мира явлений. Понимать это необычайно важно. Это одно из мудрых тормозных уст­ройств, которые создали боги, чтобы человек не слишком быстро проникал в духовные царства. Так обстоит дело с эгоизмом; он хорошее средство защиты.

Так что не следует бросаться словами, ибо предстоит еще долгий путь, пока человек не станет самоотвер­женным, пока он не созреет для бескорыстия. Поэтому нет надобности напоминать, насколько комично в наше время выглядит всякая проповедь бескорыстия, когда каждый хочет урвать себе побольше из того, что обеспечи­вает социальный порядок. Такое бескорыстие ведет толь­ко к погружению в круговорот иллюзий. Вы даже не представляете, если только основательно не размышля­ли над этим, до какой степени люди сегодня погружены в круговорот иллюзий, до какой степени наши современ­ники позволяют погружать себя теориями в круговорот иллюзий. Социальные теории чеканятся и проповеду­ются профессорами и непрофессорами. Однако большая часть теорий о лекарствах для тела общества по сути дела не что иное, как результат "Psychopathia professoralis". Вы можете практически проследить, как искаженно мыс­лят и действуют люди. Где, в каком обществе или ком­муне, вы не увидите, что люди размышляют о том или ином лекарстве, например, от безработицы. Когда есть безработица, есть и голод. Но что мы предпринимаем, чтобы его устранить? Принимается такое решение: лю­дям нужно дать работу. И придумывают что-нибудь, что­бы дать людям работу, обеспечить их занятость с тем, чтобы они получали деньги и могли покупать себе то, что захотят. Обеспечение занятости превосходное, на пер­вый взгляд, средство предотвращения общественного зла.

Однако обеспечивать занятость любой ценой — весьма опасное средство, если не проводить различия между видами занятости: продуктивной и непродуктивной. До тех пор, пока не будет проведено различия между про­дуктивной и непродуктивной занятостью, это средство будет иметь ужасные последствия для существа дела. Представьте себе случай: в какой-нибудь местности, где вследствие изобретения новой машины много людей оста­лись без куска хлеба, кто-либо решил быстро обеспечить их работой и хлебом. Он придумывает способ исполь­зования отходов для изготовления предметов туалета. Люди получают возможность что-то заработать и купить себе хлеба. Однако это всего лишь средство перекла­дывания нищеты с одних на других, поскольку таким образом ничего не производится, ничего не создается. Каждый может осмыслить это на следующем примере: сидит кто-нибудь в загородном ресторане и просит кель­нера принести десять открыток с видами местности, а затем посылает их, не размышляя при этом, сколько почтальонов должны будут из-за этого подняться на чет­вертый или пятый этаж, и не помышляя о том, что этим в мире не приводится в действие никакой реальной силы. О том, что при этом не может быть достигнуто ничего реального, что поддерживало бы дух и тело, не думают вовсе. Если вы скажете об этом соответствующему лицу, он, естественно, отделается отговорками. Он, например, скажет, что будут наняты новые почтальоны и таким обра­зом больше людей получат работу. Но при этом он сов­сем не думает о том, что трудом вновь нанятых людей не создается ничего нового, а только лишь несколько иначе распределяется бедность. Это показывает, что надо кое-что знать о разделении труда на земле, прежде чем при­ступать к воплощению каких-либо, пусть даже самых маленьких, реформаторских идей. Невежество, стремя­щееся к реформированию общества, — нечто ужасное в мировом аспекте. Ужасно, когда людям часто не хвата­ет терпения дождаться, пока они приобретут некоторые знания о том, как можно оказывать помощь, а вместо этого занимаются возней с общественными объединениями, чтобы осуществить то или иное. Все это иллюзии, кото­рыми люди тешат себя. И одной из таких иллюзий пре­даются в тривиальной теософии, когда говорят о беско­рыстии.

Если мы хотим получить представление о белой и чер­ной магии, то нам следует прежде всего провести перед душой само понятие "магия", о которой кое-что уже знают те, кто слышал последние лекции. В публичных лекци­ях я уже вкратце касался существа магии.

Что такое магия? Во всех древних оккультных шко­лах существовало три способа достижения высших обла­стей познания. Первым был способ посвященного, вто­рым — способ ясновидящего и третьим — способ мага. Это три изначально коренным образом отличающиеся друг от друга вещи: посвящение, ясновидение и магия. Выясним сначала путем простого сравнения, что такое посвящение, что такое ясновидение и что такое магия.

Представьте себе какую-нибудь местность, где неиз­вестны железные дороги, пароход и тому подобное, где люди живут без железной дороги и парохода. Для та­кой местности существование железной дороги и паро­хода — оккультизм чистой воды. Оккультный — то же самое, что и тайный, нечто, о чем люди ничего не знают. Если же кто-нибудь из той местности, где нет железной дороги и тому подобного, едет в другое место, где видит железную дорогу и пароход, а затем возвращается в род­ные края, то он расскажет знакомым, что есть железная дорога и пароходы. Он знает о них по собственному опыту, так как заглянул в мир, который для других остается тайной.

Тот, кто посредством оккультного обучения вводит­ся в высшие миры, является по отношению к ним ясно­видцем. Он по собственному опыту знает, что духов­ные миры и существа, духовные силы существуют. Духовные миры имеют разные ступени. Человек мо­жет быть ясновидящим на одной ступени, видеть некото­рые явления, но не видеть других. Теперь вспомните о том, что часто здесь говорилось: для отыскания и само­стоятельного исследования оккультных истин требуется ясновидение, однако для того, чтобы понимать эти исти­ны, ясновидение не нужно. Для этого достаточно обык­новенного человеческого рассудка, если только приме­нять его достаточно широко. Тот, кто скажет, что понимал бы оккультные сведения, только будучи ясно­видящим, просто недостаточно пользуется своим рас­судком. Человек не может находить оккультные исти­ны посредством рассудка, но может их понимать. Основательно поразмышляв, можно понять все, что сообщается из области духовного исследования. Нахо­дить оккультные истины без ясновидения — невозмож­но, для этого требуется ясновидение. Но то, что возве­щается теософией, может быть понято всеми, кто над этим основательно поразмыслит.

Можно располагать описаниями наивысших облас­тей оккультных переживаний и понимать их. Так, в ок­культных школах всегда были ясновидцы, которые посредством применяемых ими методов учились взирать в духовные миры. Часто это были методы весьма затяж­ного действия. Однако возле таких ясновидцев всегда были и посвященные. Это были те, кто пользуясь свои­ми обширными и послушными в применении силами рассудка, понимал факты и законы высших миров. Это были посвященные. Ныне это отношение посвященных и ясновидцев едва ли уже возможно, потому что ныне каждый человек подвержен большому эгоизму — жела­нию видеть все самому. О любви и доверии, царивших в оккультных школах древности, люди теперь едва ли составят себе представление. Тогда бывало, что яснови­дец на протяжении нескольких инкарнаций самоотречен­ие применял необходимые методы и упражнялся, чтобы взирать в высшие миры, и воздерживался от собствен­ного изучения законов этих высших миров, чтобы не задерживаться на этом, а более быстрым развитием ясновидческих способностей оказать большую услугу человечеству. Это отречение [от познания] не следует воспринимать легковесно. Нечто великое и могучее совершал тот, кто решал стать ясновидцем без того, что­бы одновременно познавать все своеобразие закономер­ностей высших миров; и ожидая, — может быть тысячу лет, — когда он достигнет этого, он мог делать это лишь при условии, что поставит себя под строгий надзор избранного им гуру или учителя. Ибо подступи он про­сто как ясновидец к вещам духовного мира, он вскоре оказался бы на ложных путях и впал в страшные заб­луждения, если бы не следовал во всех важных вещах советам гуру.

Были и другие, которые вообще отказывались от раз­вития высоких ясновидческих дарований, потому что хотели быть посвящены в знание законов высших ми­ров. С любовью и самоотверженностью отдавались они тому, что говорили им видящие, но они знали законы. Чтобы объяснить это, можно привести пример из обыч­ной жизни. Представьте себе человека, который исклю­чительно хорошо видит, который видит глазами всевоз­можные феномены, но ничего не понимает в законах световых явлений. И теперь представьте себе другого человека, который очень близорук и едва видит в паре сантиметров от глаз, но хорошо знает физические законы световых явлений. Они оба могут отлично взаимодей­ствовать и сотрудничать друг с другом. Один знает законы, другой совсем не знает их, но зато видит сами явления. И еще большее значение это имеет в более высоких областях. Вполне возможно, что один станет посвященным высоких степеней, не притязая на силы ясновидения. Вполне обычным явлением в старых оккультных школах было то, что эти два класса людей действовали друг подле друга. Ясновидящий с готов­ностью принимал совет отнюдь не ясновидящего посвя­щенного. Это было особенно необходимо в случаях, когда требовалась высокая степень ясновидения и высо­кая степень посвящения, например, во всем, что каса­ется области астрологии. Это происходило так, что тот, кто хотел овладеть законами астрологии во всеобъемлющем смысле, должен был, как правило, отказываться от того высокого ясновидения, которым должны были владеть астральные ясновидящие. Они взаимно допол­няли друг друга. Только в новое время, когда человек стал мыслить и чувствовать материалистически, необхо­димо понимать, что невозможно строго разделить эти две области, и потому с XIV столетия уже не делается различия между двумя этими классами, так что учи­тель уже никого не удостаивает посвящения, не наде­ляя его в то же время определенной степенью ясновиде­ния. Это не происходит иначе, потому что тогда это было бы несовместимо с эгоизмом и отсутствием дове­рия, которые царят ныне. Различие между этими дву­мя вещами теперь совсем не проводится, потому что сегодня люди отнюдь не могут быть неэгоистичными.

Однако маг отличается как от ясновидящего, так и от посвященного. Из того факта, что кто-то умеет сам взирать в высшие миры, для него еще долгое время не следует, что он умеет владеть силами, действующими в чувственном мире, и применять их. Или вы думаете, что человек, доставивший в какую-либо местность сведения о локомотиве, пароходе и паровой машине, может сра­зу же и построить такую машину? Он может расска­зать вам, как выглядят эти вещи, но не сумеет тотчас построить их. Из того, что ясновидящий может само­стоятельно взирать в высшие миры, еще не следует, что он сумеет овладеть силами, которые действуют в чув­ственном мире, и применить их. Магом или адептом является тот, кто здесь, в этом мире умеет применять более высокие силы, чьим выражением является вся­кий физический процесс, кто в состоянии считаться не только с физическими силами, когда дело идет о его деятельности, но и умеет заставлять действовать более высокие силы. В развитии человечества нет другой эпо­хи, которая бы до такой степени противоречила приро­де мага и адепта, как наша нынешняя. И наилучшим образом человечеству при определенных условиях слу­жат ныне тем, что ограничиваются распространением знаний о высших мирах, а сами, — быть может, с обли­вающимся кровью сердцем, даже в случаях, когда применение магических сил было бы уместно, отказы­ваются от этого. Ибо нынешняя публичная жизнь столь чужда понятию магии, что влияние высших миров на наш мир при известных условиях вызвало бы обрат­ный удар, если бы магические силы были применены не­посредственно. Тот, кто имеет опыт в применении этих сил, а также овладел знанием механизма их действия, должен в известных случаях воздерживаться от их при­менения, потому что сегодня невозможно идти против течения времени.

К магии принадлежит не только ясновидение и посвящение, к магии принадлежит также практика. Вот о чем идет речь. Маг должен в течение долгого време­ни самоотверженно овладевать некоторыми процесса­ми (Verrichtungen), должен укреплять себя. Подумайте только, как много вы можете знать, — уже в физичес­ком мире, — сами не будучи в состоянии действительно осуществлять то, о чем можете рассказать, о чем кое-что знаете. Вы можете быть посвящены во многое. Вы можете совершенно точно знать, как сконструирован ло­комотив, но вряд ли кто-нибудь тут же поручит вам его построить, потому что он рисковал бы выбросить деньги на ветер. Практика делает магом, восприятие в высших мирах делает ясновидящим, знания и позна­ние законов высших миров делают посвященным.

В прошлые эпохи было совершенно недопустимо совершать какое-либо магическое действие, не находясь в созвучии с руководителями мира, "правительством Земли", которое называют также великими Учителями так называемой Белой ложи2. Все оккультные школы, всякое обучение, какое существует вообще, и всякое уче­ние могут быть только нижней ступенькой к более высо­кому развитию. На высшей ступени находятся те, кто не только владеет мудростью, но и "правит" Землей в ее развитии, кто дает мудрости течь в земное развитие. Они одни могут класть духовные силы в основу любого деяния, указывать, мешает ли оно общей взаимосвязи, или же нет. Если вы строите дом и у вас есть наме­ченный план, то каждый рабочий должен работать над домом в соответствии с этим планом. И если кому-ни­будь придет в голову устроить окно иначе, чем преду­смотрено планом, то как бы это окно не было прекрас­но и великолепно, оно помешает дому в целом. Когда кто-то хочет осуществить что-либо с помощью духов­ных сил, то каким бы значительным и грандиозным ни был его замысел, если он не подходит к первоначаль­ному плану земного развития, он помешает ему и иной раз отбросит его на долгое время назад. Человеку, ко­торый не применяет духовные силы, невозможно поме­шать этому плану земного развития. Почему? Потому что то, что люди делают без знания о высших мирах, относится к духовным силам так же, как природное явление — к дому. То, что у дома подвергается разру­шению под влиянием погодных условий, должно быть разрушено, в некотором отношении оно разрушается само собой. Так сказываются и намерения тех, кто не имеет отношения к высшим мирам. Деяния же тех, кто имеет какое-либо отношение к высшим мирам, если они не находятся в созвучии с духовным миром, подобны ударам молотка по какой-либо вещи. Что же необхо­димо для того, чтобы развитие рода человеческого шло вперед? Когда применяются оккультные силы, абсолют­но необходимо поддерживать связь с центральными духовными властями мира и абсолютно недопустимо предоставлять духовные силы тому, кто не хочет ис­кать такой связи.

С этим связано то, что над передачей духовных сил во всех настоящих оккультных школах простерта тай­на и что такие тайны не могут быть переданы никому, кто не обязуется поддерживать связь с ведущими духов­ными существами. Только для "центрального прави­тельства" Земли существует возможность знать, о чем идет речь. И об этом необходимо знать, если хочешь применять духовные силы. Сообщая непозволительным образом кому-нибудь другому что-либо, посредством чего этот другой может противопоставить себя плану земного развития, совершают черномагическое действие первого рода. Отсюда положение: выдача оккультных тайн является первым черномагическим действием. Болтовня и разглашение оккультных тайн — это пер­вое проявление черной магии, ибо этим вы передаете оккультные тайны тем, кто противопоставляет себя цен­тральному руководству земным развитием, ибо вы не знаете взаимосвязей, существующих между ними. Но где это проявляется, где это становится реальностью? Реальным оно становится всюду, где оккультные тай­ны ставятся на службу не земному водительству в це­лом, а на службу какому-нибудь ограниченному сооб­ществу, которое не хочет иметь дела с состоящим на службе человечества руководством Земли. Так что ког­да, например, человек преждевременно получает такие вещи, которые можно применять, будучи выше всех на­циональных и расовых предрассудков, когда он при­меняет их прежде, чем поднимется над этими предрас­судками и приобретет представление о том, что значит быть "человеком без родины", тогда то, что было бы в ином случае белой магией, непременно перейдет на службу черной магии. Это совершенно то же самое. Если то, что должно служить человечеству, ставится на службу особой расе, например, для того, чтобы доста­вить этой расе господство над Землей, то это будет чер­ной магией в широком смысле, ибо это происходит не в созвучии с водительством Земли. Таково первое тре­бование: необходимо быть выше того, что соединяет нас только с какой-нибудь одной частью человечества. Это первое положение современной белой магии. Надо стре­миться не к бескорыстию, а к любви ко всему человече­ству. Человек может расширить область своей любви. Он может это, и в этом состоит то, о чем идет речь.

Однако весьма часто бывает так, что люди стараются посредством каких-либо махинаций силой получить то, что иначе никогда не могло бы быть сообщено им. Тут мы приходим к самим методам, махинациям, к которым прибегают, чтобы овладеть силами черной магии. Это нечто такое, что можно описывать только в отдельности. Вы узнали первое средство, первый путь к овладе­нию силами черной магии. Это значит заставить сооб­щить себе те средства, которые принадлежат соот­ветствующим силам и существам. Но что же они представляют собой вообще, эти магические средства? Они есть то, посредством чего духовные силы можно использовать, чтобы действовать в чувственном мире, чтобы добиваться в нем результатов и успеха. Вот что такое эти средства. Правда, в чувственном мире вооб­ще нет иных воздействий кроме тех, что исходят из духовных миров. Все действия, достижения и резуль­таты в чувственном мире исходят из духовных миров. Поэтому тот, кто не хочет идти к этим вещам закон­ным путем медленного изучения, — с помощью тех, кто является посвященными или ясновидящими или даже самими адептами и магами, — может избрать иной путь, и этот путь состоит в том, что вместо обращения к лю­дям, являющимся воплощениями высоких духовных существ, человек обращается к самой природе и стара­ется подслушать у нее то, каким образом вливаются в нее духовные силы. Ибо все, что есть в природе, вли­вается в нее из духовных миров, и мы можем посред­ством определенных махинаций и отправлений подслу­шать у природы эти духовные силы. В то мгновение, когда мы не даем действовать в природе тому, чего мы не знаем, а сами осуществляем то, что хотим, то есть действуем сами там, где ничего не знаем, — в это мгно­вение мы можем приобрести силы из области черной магии. Если мы не хотим достигать внутренних сил при­роды на окольном пути мудрости и понимания и избе­гаем всего, что происходит на пути развития внутрен­них сил благодаря мудрости и пониманию, а избираем другие средства, то именно из-за этих средств мы бу­дем постоянно попадать на путь черномагических дей­ствий, черной магии.

Видите ли, тот, кто захотел бы сегодня сделаться чер­ным магом, имел бы с самого начала большой дар для черномагических действий, если бы был большим тру­сом, если бы испытывал жуткий страх перед всем, что могло бы произойти с ним. Такой страх в душе челове­ка — хороший исходный пункт для черных магов, ибо этот страх есть только сгущенный эгоизм.

Представьте себе, что кто-нибудь вознамерился бы заняться искусством черной магии. Тогда бы он преж­де всего поискал вокруг себя трусливых людей. Ибо дар страха — хорошее средство, которое можно преоб­разовать так, чтобы подходящие трусливые души полу­чили, не имея знания и понимания, другие силы и власть в гораздо большем объеме, нежели их обычно может иметь человек. Что должен был бы совершить чародей, желающий овладеть такого рода искусством? Прежде всего он устроил бы лабораторию, где стал бы натаски­вать этих трусов, — я говорю жестко, но так вам будет понятнее, — в том, чтобы совершенно ожесточить их, постоянно заставляя резать живую плоть и видеть теку­щую кровь. То, что у труса в чувстве страха действует наружу в качестве определенной силы, может быть пре­вращено в нечто противоположное, если закаливать людей путем разрезания живой плоти. Человеку, кото­рый не испытывает страха, эта процедура ничего бы не дала.

Все это, так сказать, азбука, самые азы того, что совер­шается в черной магии. Когда же оно совершается, тог­да то, что прежде было в человеке страхом, превраща­ется в силы, посредством которых он и в самом деле может приобрести определенное влияние на свое окру­жение; а тот, кто пользовался бы подобными помощни­ками, сумел бы осуществлять самые невероятные мер­зости. Тот же, кто хочет сам, без помощников, сделаться великим черным магом, предпринимает иногда еще и кое-что совершенно иное. Таким черным магом захо­тел однажды стать человек, живший в XV столетии, — Жиль де Рэ, которого профанный мир называет "рыцарем Синяя борода". Этот человек попытался овла­деть могучими оккультными силами не на законном пути изучения, а посредством преобразования глубоко сидевших в нем определенных эгоистических сил. В то же время он был отличным наблюдателем самого себя. Извините, что произнесу слова, которые прозвучат странно. Этот человек был тем, что можно назвать "рез­ко выраженным христианским эгоистом" или "эгоис­тическим христианином". Такие тоже были и встреча­ются по сию пору. Это те, кто смотрит на христианство прежде всего как на мост к достижению наибольшего для себя самих, потому что им ясно, что добрый хрис­тианин может дойти до большого блаженства. Жиль де Рэ3 заметил это в своей натуре благодаря самопозна­нию, а заметив это в себе, он уже знал наилучшее сред­ство, благодаря которому это можно было превратить в неслыханные колдовские силы. Правда, его деяниям был рано положен конец. Против него был возбужден процесс, на котором обнаружилось, что для развития особых оккультных сил сей муж в 1432 году начал уби­вать детей, одного за другим. Он считал уничтожение жизни особым средством подслушивания у природы того, чего в качестве знания он не мог иметь сам. Как выяснилось в ходе процесса, этот человек за короткое время умертвил 800 детей. Теперь некоторые из вас, читавшие роман Мабель Коллинз4 "Флита. Правдивая история одной черной колдуньи", поймут, почему он начинается с убийства. Роман "Флита" написан осве­домленным человеком. То, к чему стремилась черная колдунья, могло быть достигнуто ею только под влия­нием убийства, описанного вначале повествования.

Посмотрите на всю эту историю совершенно серьез­но и спросите себя, что может защитить большинство людей от процедур, о которых я рассказал и посредством которых человек может наверняка прийти к овладению силами черной магии. Эгоизм — вот достаточно хоро­шее средство защитить себя от всего этого. Не каждый может преодолеть себя и начать резать живую плоть; большинство упало бы без чувств, а обморок — не что иное, как проявление себялюбия. Стало быть, уже в сво­ем физическом проявлении это хорошее средство убе­речься от черной магии. Стать рыцарем Синяя борода трудно, большинство людей уберегает от этого их совер­шенно здоровый эгоизм, который выступает подобно пре­пятствию к впадению в состояние владения силами чер­ной магии.

Видите ли, я хотел привести все это для того, чтобы не произносить одни голословные фразы. Это не в моем духе. Я предпочитаю говорить о реальных фактах. Я хотел показать вам примеры овладения махинациями в области черной магии. Выдача оккультных тайн про­фанам — это первое и простейшее средство. Также и действия, подобные тем, что я только что охарактери­зовал, относятся к методам обучения черной магии. Это, так сказать, азбука. То же, что наступает после, на чем ученики черной магии наставляются в "чтении", тако­во, что если бы я рассказал вам об этом, то, возможно, многие из вас тут же упали бы в обморок. Поэтому лучше, если мы остановимся на этой первой ступени. Эти вещи вовсе не из тех, с которыми можно позво­лить себе шутить даже на словах; они нечто в высшей степени серьезное, они, — чего люди не знают, — к сожа­лению, слишком распространены. Большинство людей не имеет никакого желания вникать в то, насколько рас­пространены в мире эти вещи.

Развитие таких вещей находится в тесной связи, в глу­боком отношении ко всему земному развитию, к разви­тию планеты вообще, и мы понимаем такие вещи пра­вильно только тогда, когда имеем представление о том, каким образом духовное переносится в своем действии с одной планеты на ее преемницу, на другую планету, как оно было перенесено, например, с [древней] Луны на Зем­лю и как с Земли оно будет опять-таки перенесено на ее преемника, Юпитер.

Вы все знаете, что Земля некоторым образом ведома так называемой "Белой ложей", в которой некоторые высокоразвитые человеческие индивидуальности соедине­ны с индивидуальностями еще более высокого рода. Что они там делают? Они работают, они ведут земное разви­тие. В ходе водительства земным развитием они выра­батывают определенный план. Так действительно проис­ходит, что во время развития каждой планеты ведущими силами вырабатывается определенный план. В то вре­мя как Земля развивается, в так называемой Белой ложе Земли составляется детальный план, каким должен быть Юпитер, который ее сменит. План разрабатывается во всех подробностях. И благо будущего развития состоит в том, чтобы поступать в созвучии с этим планом. Когда планетарное развитие подойдет к концу, когда наша Зем­ля достигнет конца своего планетарного развития, тогда и Учителя мудрости и созвучия ощущений завершат план, который они вырабатывали для Юпитера.

И вот теперь, в конце развития планеты, совершается нечто в высшей степени своеобразное. Посредством неко­торой процедуры этот план бесконечно уменьшается и бесконечно умножается, так что должно появиться беско­нечное множество экземпляров плана Юпитера, но совер­шенно en miniature. Так было и на Луне. Имеется план земного развития, бесконечно умноженный и бесконечно уменьшенный. И знаете, что было выработано тогда на Луне Учителями мудрости? Атомы, земные атомы. А то, что вырабатывается ведущей "Белой ложей" на нашей планете, есть атомы развития Юпитера. Вот что такое настоящий атом, а все прочие разговоры об атоме про­сто ничто. Атом планеты понимает только тот, кто пони­мает в нем уменьшенный план развития планеты. Если вы захотите постепенно понять атом, который лежит в основе Земли, то пониманию этого атома вам помогут мероприятия, которые исходят от великих мировых ма­гов. Конечно, мы можем говорить об этих вещах только намеком, но мы, по крайней мере, можем получить неко­торое понятие о том, о чем идет речь.

Земля, некоторым образом, состоит из этих атомов, и каждое существо, все вы также, состоит из таких атомов; вы находитесь в созвучии со всем развитием Земли бла­годаря тому, что несете в себе бесконечное число умень­шенного плана планеты, который был выработан ранее. Этот земной план мог быть выработан в предшествовав­шем планетарном состоянии нашей Земли, на Луне, то есть на планете, которая предшествовала нашему зем­ному развитию, только благодаря тому, что ведущие существа действовали в созвучии со всем планетарным развитием Сатурна, Солнца, Луны и так далее. Однако теперь дело стало за тем, чтобы снабдить бесконечное множество атомов тем, что приведет их в правильное соотношение, правильным образом сочетает их. Снабдить их этим ведущие духи Луны смогли, только направив земное развитие по совершенно определенным путям. Я часто описывал те пути, на которые они направили земное развитие.

Когда Земля снова появилась после лунного разви­тия, то это была еще не наша нынешняя Земля. Она была тогда Землей плюс Солнце и плюс Луна. Они состав­ляли одно тело. Если бы вы смешали нынешнюю Землю с Луной и Солнцем и сделали бы из них единое тело, то вы имели бы то, чем была Земля в начале ее развития. Сначала от Земли отделилось Солнце, а вместе с ним отделились и все те силы, которые были слишком тонки, слишком духовны для человека. Он слишком быстро одухотворился бы под их влиянием. Если бы человек находился только под влиянием сил, содержавшихся в этом солнечно-лунно-земном теле, то он очень быстро одухотворился бы, не развился бы до физической мате­риальности и не смог бы достигнуть собственного само­сознания, сознания "Я", которого ему надлежало достичь.

Вы все знаете, что существует имагинативное позна­ние и оккультное письмо [в котором выражается има­гинативное познание]. Сейчас я могу указать вам толь­ко два оккультных знака. Обсуждение дальнейшего увело бы нас слишком далеко. Оккультным знаком сил, которые действовали бы и давали направление всему земному развитию, если бы Солнце оставалось соединенным с Землей, то есть оккультным знаком тех сил, кото­рые одухотворили бы Землю слишком рано, является следующий:

Тот, кто является оккультным учеником, может опоз­нать в этом знаке силы, ведущие человечество к быстрому одухотворению. Напротив, если бы человечество, выделив­шись из Солнца, вместе со всей Землей оставалось в связи с Луной, оно весьма быстро подверглось бы отвердению и окостенению. Если бы Земля удержала в себе Луну, то очень скоро люди превратились бы в кукол, в марионеток. Они бы тогда слишком глубоко спустились в материю, так­же как, с другой стороны, слишком быстро одухотворились бы, если бы Солнце оставалось соединенным с Землей. Все те силы, которые были выделены из Земли и сегодня пра­вят с Луны, воздействуя на Землю извне, — все эти силы суммарно изображаются этим знаком, который напомина­ет двойной багор. Это знак Зверя или Агнца5 с двумя рога­ми из Апокалипсиса:

Один знак называется Нахиэль, другой — Зорат6. Вто­рой знак называют также знаком Демона Земли. Все те силы, которые черный маг развивает посредством при­менения своих чудовищных методов, оккультно ведут к умножению на Земле тех сил, которые принадлежат к демонической природе Земли и ведут к ее отвердению. Если бы много людей стало черными магами, то послед­ствием этого было бы то, что Земля становилась бы все больше похожей на Луну, в то время как благодаря си­лам белой магии Земля, напротив, будет все больше уподобляться солнечным силам, силам, которые заклю­чены в солнечных лучах.

Следовательно, к чему бы повело возобладание черной магии на Земле? Оно повело бы к отвердению земного шара, к превращению Земли в Луну. Те же самые силы, кото­рые были выделены [из Земли] вместе с Луной, которые вышли из субстанции Земли, все еще находятся в виде задатков во внутренних слоях Земли. Наряду со всеми силами, имеющими добрые задатки к превращению в солнечные силы, есть еще и такие силы, которые имеют задатки к превращению в лунные силы. Благодаря белой магии Земля все больше приближается к солнечной при­роде; благодаря силам черной магии она приближается к лунной природе. При помощи белой магии должно быть побеждено все, что ведет к овладению духовными силами не на пути просветления, мудрости. Ведь все подобные процедуры, все деятельности такого рода, как названные, ведут к овладению духовными силами, но не на пути муд­рости, понимания, действительного видения. Они подслу­шаны у природы с помощью махинаций и процедур, посред­ством которых силы завоевываются без просветления.

Апокалиптическая печать7 — это в то же время знак преодоления черной магии белой магией. Благодаря преображающимся человеческим силам солнечные силы рождаются из самого человека, а лунные силы ложатся к человеческим ногам. Вот путь, который маг должен избирать себе на нашей Земле. Тогда поднимаясь по девяти ступеням, понятие о которых вы получите, про­читав мою "Теософию", эти силы превратятся в девять звезд.

Что должен говорить своему ученику настоящий чер­ный маг? Очень просто:

Лишь презирай свой ум да знанья светлый луч,
Все высшее, чем человек могуч;
Пусть с чародейскою забавой
Тебя освоит дух лукавый, —
Тогда ты мой, без дальних слов!
Ему душа дана судьбою
Стремящаяся вдаль, не вынося оков;
В своем стремленье пылкою душою
Земные радости он презирать готов.
Он должен в шумный мир отныне погрузиться;
Его ничтожеством томим,
Он будет рваться, жаждать, биться,
И призрак пищи перед ним
Над ненасытною главою будет виться;
Напрасно он покоя будет ждать,
И даже, не успей он душу мне продать,
Сам по себе он должен провалиться.*

Вот то, о чем идет речь: следуют ли путем знания, или же приходят к овладению духовными силами иначе.

Однако достигнуть высших ступеней в развитии духов­ных сил вовсе не так уж просто. Было бы легко, необы­чайно легко, — мы подходим тут к весьма деликатной гла­ве в развитии человечества, с одной стороны, и магии, с другой, — просто ждать, пока все люди не станут способны правильно понимать вещи, которые необходимо понимать, прежде чем идти по пути магического развития. При не­которых условиях это было бы совсем легко. Но тогда за­медлился бы ход человеческого развития. Должна сущест­вовать возможность каким-либо образом предоставить людям самостоятельность в распространении оккультных истин, — а в определенном смысле это всегда и нечто от распространения оккультных сил, — и применять их так, чтобы они правильно действовали в мире. Оккультные истины и учения должны шире передаваться людям, чтобы они могли становиться в определенном смысле оккульт­ными учителями.

Но тут можно было бы спросить: а не является ли каж­дый, кто распространяет оккультные учения, в каком-либо отношении черным магом? Совершенно верно, тот, кто сегодня распространяет оккультные учения, может лег­ко стать черным магом, — именно тогда, когда он неспо­собен в полной мере взвешивать последствия своих оккультных учений. Поэтому оккультные школы долж­ны заботиться о том, чтобы действительные оккультные учения не распространял никто, кто по своему разви­тию неспособен судить о широте и характере действия оккультных истин. Сегодня оккультные учения могут распространяться тем, что один ученик пересказывает их другому или переписывает их у него. Хорошо, если чело­век хочет стать учеником, ибо благодаря этому он распространяет то первичное, что он услышал. Но пого­ворим о случае, когда кто-либо стал бы самостоятельно распространять оккультные учения и даже примешивать к ним собственные суждения. Когда кто-либо хочет распространять оккультные учения самостоятельно, то необходимо заранее позаботиться о том, чтобы человек был зрелым для самостоятельного распространения оккультных истин, а это не зависит от обучения, связанно­го с рассудком. Оккультные школы приводят это в зави­симость совсем от другого, а именно: от постепенного развития отдельных членов человеческой природы.

Из статьи о воспитании ребенка8 вы знаете, что при рождении человека рождается физическое тело, к седь­мому году рождается эфирное тело, а к четырнадцатому году — астральное тело; на двадцать первом году прояв­ляется "Я". Мы можем проследить это далее и увидеть, что на тридцать пятом году или, лучше сказать, между тридцать пятым и сороковым годами, эфирное и астраль­ное тела становятся настолько свободными, что только тогда человек может иметь необходимое чувство ответственности за распространение оккультных истин. По­этому существует строгий закон: никто не может высту­пать в качестве учителя оккультных истин, пока не дос­тигнет этого возраста. Это тот закон, который выдвинул великий поэт Данте, сказав в начале своей "Божествен­ной комедии":

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу... **

И так далее. Если вы подсчитаете, Данте было тридцать пять лет в 1300 году. Тогда все эти великие вещи прохо­дили перед его душой.

Это строгий закон. Если вы рассмотрите его, приняв при этом во внимание многое из того, что происходит в настоящее время, то с этой точки зрения вам станет ясно, что многое из рассматриваемого происходит не из оккультных источников. Ни одна оккультная шко­ла не допустит, чтобы оккультные истины самостоя­тельно распространяли люди, еще не достигшие этого возраста. Это, разумеется, совсем не означает, что нельзя начинать изучать что-либо достаточно рано. Однако для того, чтобы выступить в качестве учителя оккультизма, невозможно начинать слишком поздно. Много, много зла можно было бы избежать, если бы люди действи­тельно знали оккультизм и царящие в нем строгие за­коны.

Таковы те вещи, которые необходимо иметь в виду в связи с темой белой и черной магии, к которой не так-то легко подойти и по которой я высказал малые крохи. Если кое-что из намеченного здесь вы в серьезной учебной работе разовьете в вашей медитации далее, то вы увидите, что уже этими несовершенными указаниями отмечены начальные шаги на разнообразных путях, которыми можно идти в познании дальше. Вы убедитесь прежде всего в том, что о таких вещах, как белая и черная магия, вообще нельзя гово­рить, пользуясь обычными тривиальными понятиями, что необходимо формулировать новые понятия, когда хочешь говорить о таких высоких или о таких ужасных вещах. Сегодня важно знать эти вещи, ибо в мире есть много такого, о чем не ведает обычный человек, но что ему все-таки сле­довало бы знать, чтобы уберечься от влияний искусства магии. Правда, кое-что люди знают, но считают это чем-то безобидным. Однако это далеко не безобидно.

Касаясь этой темы, мы можем лишь заложить основу для дальнейшего продвижения в этой области. Лучшее же начало состоит в том, чтобы пробудилось чувство серьез­ности и значительности таких вещей. Хотя наше изложе­ние из-за краткости времени могло быть только неполным, тем не менее я надеюсь, что благодаря тому, что речь шла о реальном, кое-что из сказанного вошло в вас, чтобы побу­дить вас смотреть на эти вещи с величайшей серьезностью.

 

* Гете И.В. "Фауст". Часть I. Сцена 4. "Кабинет Фауста". - Пер. Н. Холодковского.

** Пер. М.Лозинского.

1 "Известия" — "Mitteilungen fur die Mitglieder der Deutschen Sektion der Theosophischen Gesellschaft"; издавались в Кельне Матильдой Шолль. В первом номере "Известий" (ноябрь 1905 г.) был напечатан протокол Генерального собрания от 22 октября 1905 г.

2 Великие Учители так называемой Белой ложи — см. лек­цию от 21 октября 1905 г. "Логос и атомы" в составе тома "Легенда о Храме и Золотая легенда"(ПСС,т.93).- М- 1998.

3 Жиль де Рэ — Жиль де Лаваль, барон де Рэ, по прозвищу Синяя борода (1404 -1440). Маршал Франции, участник Столетней войны на стороне Жанны д'Арк; позже удалился в свой замок близ Нанта и предался черной магии. Будучи уличен в многочисленных убийствах был подвергнут суду, осужден и казнен.

4 Мабель Коллинз (1851 - 1927) — псевдоним английской писательницы Кеннингдел Кук. С 1913 г. член Антропософс­кого общества. Рудольф Штейнер посвятил разбору ее романа "Флита" заметку в мартовском номере журнала "Люцифер-гносис" за 1905 г. (ПСС, т.34).

5 Примечание администратора: это знак зверя, который “имел два рога, подобные агнчим” (Откр. 13:11), но в немецком оригинале именно так:

6 Знаки Нахиэля и Зората — оккультная традиция, на кото­рую опирался Рудольф Штейнер, приводя в данной лек­ции знаки Гения и Демона Солнца, прослеживается до Агриппы Неттесгсймского (1486 -1535) и, вероятно, восходит к его учителю, аббату монастыря в Шпонгейме, знамени­тому Тритемию. Во втором томе "Occulta Philosophia", в гл.22 Агриппа перечисляет ряд имен планетарных разу­мов и демонов планет и приводит их знаки. Начертания знаков основываются на магических квадратах. Квадрат, от­носящийся к Солнцу, строится на числе 6. Он состоит из 6 рядов по 6 цифр в каждом, что дает 36 маленьких квадра­тов внутри большого.

Магический квадрат отличается тем, что все числа одного ряда (как по горизонтали, так и по вертикали, а также по диагонали) дают одну и ту же сумму; в данном случае — 111. Числовое значение имени Нахиэль (буквам в древних языках соответствовали числа) содержит ряд: 30, 1, 10, 20, 50 (в сумме они также дают 111). Оккультный знак Нахиэля можно получить, последовательно соединив в магичес­ком квадрате, относящемся к Солнцу, эти числа, беря при этом 3 вместо 30 и 5 вместо 50.

Тем же способом получают знак Зората, числовой ряд име­ни которого состоит из 400, 200, 6, 60. (Здесь также отбра­сываются все нули):

"Рога" получаются как повторяющиеся знаки двух чисел 6. (По материалам журнала "Novalis".- 1999.-№9.-S.43-44).

7 Апокалиптическая печать — пятая из семи "печатей", изоб­ражения которых украшали зал в Мюнхене, где 18 - 21 мая 1907 г. проходил конгресс Федерации европейских секций Теософского общества. От своего праобраза (Откр. 12, 7) изображение "жены, облаченной в солнце", отличалось чис­лом звезд вокруг головы женской фигуры: не 12, а 9.

8 ...из статьи о воспитании ребенка — первая статья, кото­рой Рудольф Штейнер закладывал основы будущей Вальдорфской педагогики, "Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки", была опубликована в 1907 г. в № 33 жур­нала "Люцифер-гносис".

© Перевод с немецкого Г.А.Кавтарадзе.
© Издательство «Дамаск», Санкт-Петербург, 2000.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Лекция в Дорнахе 17 октября 1915 года.
  • Лекция в Дорнахе 18 октября 1915 года.
  • Рудольф Штейнер в журнале «Антропософия в современном мире».
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4624
    Результат опроса