Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2007

Дитер Хорнеман. Спасение созданий.


Ирландии возникло такое христианство, в котором с самого начала существовало представление, что спасение через Христа возможно не только для человеческой души, но и для всех созданий. Из этого представления появился обычай ставить на земле кресты. Во время расцвета христианства в Ирландии на острове их было больше тысячи. Все они были так расположены, что смотрели на восток и запад, а их поперечные перекладины указывали на север и юг. Ни один из этих крестов, сохранившихся и поныне, не похож на остальные, каждый сделан по-своему. Не существовало традиции их оформления; каждый художник мог работать, исходя из собственной интуиции. Христианству в Ирландии был присущ индивидуализм. Высечение из камня высоких крестов – признак большого мастерства. Кресты, даже если они богато украшены фигурами, монолитны. Некоторые из них удивительно хорошо сохранились. Что же они нам возвещают? 

Мы привыкли, что для духовной жизни человека возводятся соборы, внутренние пространства. В своей духовной жизни человек отгораживается от природы. Он предоставляет ее самой себе, заботясь о спасении своей души. Но это только одно из направлений, которое одержало верх в Римской католической церкви. Совсем другое направление развивалось в Ирландии. На основе кельтской культуры без влияния римлян появилось христианство, которое распространилось по всей этой земле. С возведением крестов весь остров превратился в собор. В одних местах кресты были поставлены чаще, в других – реже. Особенно много их было вокруг монастырской обители; они возвещали природе то, что духовно жило в монастыре. Если мы рассмотрим эти кресты по отдельности, то сможем заметить, что они являются символами не смерти, но жизни. Богато украшенные орнаментами, фризами ленточного плетения, они своими текучими формами выражают жизненные потоки. Они говорят о жизни Воскресшего, свидетельствуя о Его присутствии. На крестах изображения Его самого, Он распростер руки в благословляющем жесте. Смерть поглощена жизнью.

Ирландские монахи принесли христианство в Центральную Европу задолго до того, как германцы были посланы из Рима с христианской миссией. В этом они чрезвычайно преуспели. Они смогли так обратиться к людям, что те пережили новую религию как продолжение старой. В 529 году Колумбан с двенадцатью последователями высадился на сушу. В течение VII столетия во многих местах Центральной Европы возникли центры христианской духовности. Особо можно отметить монастыри на горе Одилиенберг, на острове Райхенау и на островах озера Химзее. С приходом христианства в Ирландию появился обычай и здесь расставлять кресты на полях и лугах. Они не были такими роскошными, как каменные кресты в Ирландии, это были простые деревянные кресты. Но в них, как и в ирландских крестах, был солнечный круг, картина зарождающейся жизни. Эти кресты и то благоговение, которое они вызывали в проходящем человеке, благословили эту землю; она была овеяна дыханием христианства. Дух и природа здесь не были противоположностями, они пронизывали друг друга.

К зрительному впечатлению от крестов добавлялся колокольный звон. Ирландские пилигримы принесли с собой обычай звать на молитву колокольным звоном. Этого обычая не было раньше у южно-европейских и восточных христиан, они переняли его впоследствии. Но колокола не только созывали верующих на молитву. Этими звуками духам окружающей природы возвещалось о Воскресении. Позднее отсюда родился обычай гравировать на колоколе слова молитвы. Когда звонил колокол, над землёй звучала молитва. К провозвестию крестов добавилось провозглашение через колокола.

В VIII веке через германского миссионера Бонифация пришла не христианизация Центрально Европы, как это чаще всего изображают, но «романизация» уже христианских центров. Особенно долго этому противостояла Бавария при ирландском епископе Виргилии Зальцбургском (784). Здесь возникло особенно сильное противостояние борцов за свободу ирландского Христианства. Лишь после смерти

Виргилия и взятия под стражу его друга герцога баварского Тассило римские католики попытались истребить следы ирландской духовности. Но многое уже так глубоко внедрилось в души людей, что об истреблении нельзя было и думать.

Поэтому они прибегли к другому методу: уже существующее было не уничтожено, но преобразовано. Так случилось с обычаем ставить на земле кресты. Только теперь на место ирландских крестов жизни пришли кресты, которые несли совершенно другую весть. О чём же говорит распятие, если мы даём ему непосредственно на нас воздействовать? Мы можем обрисовать его содержание следующим образом: «Спаситель, к сожалению, мертв, но, к счастью, он оставил после себя христианскую организацию, которая действует как его представитель». Посредством таких распятий достигается не ясное представление о живом, воскресшем Христе, а выражается напоминание о важности церкви.

Зов свободы христианина, который почти через тысячу лет так выразительно прозвучал через Мартина Лютера, уже звучал когда-то из уст ирландских миссионеров. В этом смысле их можно назвать первыми протестантами. Только призыв к свободе был ещё сильнее связан с беспокойством за спасение творений, что впечатляюще передаёт св. Павел в своём обращении к римлянам. Вероятно, потому именно к римлянам, что он предчувствовал их особую потребность в будущем этого не забывать: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божьих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (её), – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Римлянам 8, 19-21).

Д. Хорнеман
Die Christengemeinschaft №7/8-2004
Перевод с нем. О. Левковец


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер. Нагорная проповедь.
  • Рудольф Штейнер. О познании прошлых жизней в прошлом, настоящем и будущем.
  • Рудольф Штейнер. Основы исторического развития к образованию социального суждения.
  • Михаэла Глёклер. Тема года 2007/08.
  • Легенда о добром Герхарде.
  • Ласло Бёсёрменьи. Источник духа.
  • Томас Штёкли. Вдохновение как терапия против пессимизма.
  • Кристоф Гёбель. Музыка для Земли.
  • Гюнтер Ашоф. Восьмидесятичетырёхлетний ритм.
  • Александр Цвелик. О розе, лилии и святом Рождестве.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4409
    Результат опроса