Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2007

Гюнтер Ашоф. Восьмидесятичетырёхлетний ритм.


В память о пожаре Первого Гётеанума, произошедшем 31 декабря 1922 года

Со времени пожара Первого Гётеанума прошло 84 года, и сейчас это событие можно рассматривать в тех значительных взаимосвязях, которые не выступали столь отчетливо в то время его свершения. О значении ритма 84-х лет Рудольф Штейнер говорил в лекциях «Евангелие от Матфея» в связи с учением ессеев: «Если человек проходит 84 ступени, то есть 12 раз по 7, он может подняться до той точки, в которой он приобретает спокойствие, позволяющее ему сориентироваться в лабиринте Космоса и проникнуть в его тайны» (05.09.1910, Берн, «Евангелие от Матфея», изд. «Новалис», 2001, стр. 90). 

84 года – период обращения планеты Уран, которую астролог Элсбет Эбертин в своих предсказаниях 1921 года считала определяющей в судьбе Рудольфа Штейнера. Об этой планете Рудольф Штейнер говорил 23 января 1921 года: «Народец, имеющий различных противников, – это астрологи, и за ними стоит совершенно особая бессовестность, по большей части неосознанная, поскольку с такими вещами можно делать многое, и в этом таится нечто подстрекающее. И я сам могу спокойно просматривать все влияния, приходящие от Сатурна и Урана» (ПСС 203).

В 1922 году в издательстве Карла Рома, который в своем журнале «Башня Света» (Leuchtturm) уже в октябре 1920 года, так сказать, пожелал пожара Гётеануму, появился астрологический календарь, в котором в конце года, примерно с Рождества, предрекались критические дни с возгораниями и тому подобным. «Но звезды лишь склоняют, а не принуждают», – сказал Иоганнес Кеплер. В звездах перед нами выступают не только тела, оказывающие непосредственное воздействие, но они больше служат обителями для сущностей, желающих поддерживать спокойное развитие либо замедлять или ускорять его. И зачастую человек охвачен ненавистью неосознанно, даже не замечая, что инспиратором при этом выступает некое существо, а сам он является лишь его пособником.

Пожар

31 декабря 1922 года в 17 часов в Гётеануме началось эвритмическое представление. После небольшого вступительного слова Рудольфа Штейнера мощно зазвучал оркестр. И именно в это время, в 17 часов 20 минут, кто-то пробил дыру в угловом помещении южного крыла со стороны западной наружной стены и бросил в пустоту между внешней и внутренней стенами здания зажженный материал. Поджигатель проник на террасу через помост, сооруженный у южного входа для обработки бетона. В этом месте были строительные леса, возведенные для пропитки наружных стен огнеупорным составом. Поджигатель поднялся на самый верх, пробил там дыру и проник под крышу. Огонь разгорался медленно, но затем смог легко распространиться вверх и в простенок между внешним и внутренним куполами, чему способствовали вентиляционные шахты. Такова официальная версия пожара (см. рис.1).

Рис.1. План здания Первого Гётеанума (в центре Малого купола – место, где были найдены останки Якоба Отта, справа обозначено место помоста, откуда распространился огонь)

В 21 час 31 декабря 1922 года, когда Рудольф Штейнер закончил свою лекцию о «Космическом культе», планеты Нептун, Сатурн, Солнце, Уран, Марс и Луна образовали следующую фигуру (см. рис. 2). Это был «час жертвы Земли звездам». Когда 30 марта 1925 года Рудольф Штейнер скончался, из положения планет Юпитера, Урана, Луны, Нептуна и Сатурна возникла схожая фигура, впервые представленная Ирмой фон Лоренц (см. Das Goеtheanum, 1988, стр. 105). Это был «час жертвы человека звездам» (см. рис. 3).

Рис.2. «Час жертвы Земли звездам», 31 декабря 1922 года

Рис.3. В день смерти Рудольфа Штейнера «Час жертвы человека звездам»

Невиновный Якоб Отт

Спустя несколько дней после пожара на пепелище были найдены останки человеческого скелета. Постепенно было установлено, что они принадлежат 28-летнему часовщику Якобу Отту, прибывшему на тушение пожара из Арлесхайма. Но он не мог быть поджигателем, поскольку весь день находился дома, а вечером был на репетиции хора и на заключительной службе в церкви. (За полгода до этого он вступил в члены Общества, исполнял многочисленные поручения журнала Das Goetheanum и собирал документы на приобретение прав гражданства для Рудольфа Штейнера.) Около 22 часов 30 минут он возвращался на трамвае домой. Когда в небе, освещенном луной, он увидел клубы дыма, идущие от Гётеанума, то побежал на холм помогать тушить пожар. При первой необходимости он всегда был на подхвате. Он находился у дыры наверху Малого купола, но упал без сил, надышавшись дыма, и остался там лежать. Когда пламя охватило Малый купол здания, его тело упало вниз на сцену, а затем его останки нашли уже под сценой.

Мария Штейнер написала об этом в письме 5 ноября 1948 года: «В пепле был найден изуродованный скелет человека, который словно требует рассматривать этот символ как исходную точку глубокого научного обоснования связи всего человеческого с духовным».

Не это ли содержится в словах последней лекции Рудольфа Штейнера в здании о том, «что люди говорят звездам?» Не было ли созвучия между тем, что «люди говорят звездам» и «небесными письменами звезд» и сферами Жизнедуха (Урана) и Духочеловека (Нептуна)?

В записных книжках Рудольфа Штейнера (запись №3314) мы находим следующие слова:

Мысль с мыслью свивалась
В творении душа радостно исчезала
В формах ощущение дышало
И так Дух связывал искусство.

Вероятно, ты изведал боль,
В которую судьба нас погрузила
Чувство рассеялось в пламени
Счастье творения нашло конец.

В руины глядят глаза.

Может быть, в своих строгих формах это изречение – незаконченный сонет? Кристфрид Граденвитц из Нойвида обратил на это свое внимание. Он указал также на ритм 84-х лет. Делаем ли мы попытки возведения зданий, подобных Гётёануму, как это предвещал когда-то Рудольф Штейнер (см. ПСС 284/285)?

Гюнтер Ашоф
Das Goetheanum №3 – 2007
Перевод с нем. О.П.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер. Нагорная проповедь.
  • Рудольф Штейнер. О познании прошлых жизней в прошлом, настоящем и будущем.
  • Рудольф Штейнер. Основы исторического развития к образованию социального суждения.
  • Михаэла Глёклер. Тема года 2007/08.
  • Легенда о добром Герхарде.
  • Ласло Бёсёрменьи. Источник духа.
  • Томас Штёкли. Вдохновение как терапия против пессимизма.
  • Кристоф Гёбель. Музыка для Земли.
  • Дитер Хорнеман. Спасение созданий.
  • Александр Цвелик. О розе, лилии и святом Рождестве.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса