Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2007

Рудольф Штейнер. Нагорная проповедь.


Лекция, прочитанная Рудольфом Штейнером в Штутгарте 19 января 1907 г. ПСС 97

Нагорная проповедь /Мтф.,5/ – важнейшее откровение христианства. Обыкновенно под ним понимают проповедь, которую Иисус произносил с горы народу, стоявшему внизу. Однако «взойти на гору» – ключевое выражение, которое встречается во всех тайных языках и принадлежит седой древности. Также и «возлюбить» – ключевое оккультное слово: «Ученик, которого возлюбил Господь» и при пробуждении Лазаря – «Иисус возлюбил Марфу и сестру её и Лазаря»; «Вот Он возлюбил его». Под «учеником, которого возлюбил Господь», всегда надо понимать автора Евангелия от Иоанна. Однако во всём Евангелии от Иоанна его имя ни разу не упоминается, даже при Распятии. Там говорится: «Тогда увидел Иисус стоящих возле Матерь Его и ученика, которого Он возлюбил». Глубокое значение имеет это слово «возлюбил». Ученика Учителя, который принят во всякую глубину и который вводится в оккультную науку, зовут «учеником, которого возлюбил Господь». 

«Взойти на гору» – значит войти в глубочайшую мистерию и там учиться словам, которые затем ученики будут вновь говорить к народу. Именно слова Библии не подлежат прочтению в обыденном смысле, её читают поверх слов.

Стих 1, правильно переведённый, гласит: «Но увидев народ, взошёл на гору, и ученики Его приступили к нему». То есть, Иисус именно ушёл от народа и обратил слово своё к ученикам. Притчами Он говорил, регулярно обращаясь к народу. Ученикам же, будучи с ними на горе, Он излагал оккультный смысл слов.

Стих 3: «Блаженны нищие духом, ибо Царства Небесные обретут они в себе самих».

Тайный, глубокий смысл имеют слова, и даже самые буквы. Наше немецкое Ich, соединяющее в себе I, С, Н, содержит инициалы Иисуса Христа. Это слово ввели великие посвященные на том основании, что из Ich получается Jesus Christus. Вывести из Ich имя Иисуса Христа мог только один народ – и таким образом возникла немецкая христианская мистика. Слов, которые содержат глубокий буквальный смысл, гораздо больше. Например, heilig (святой) значит «быть исцелённым или здоровым»; selig sein (быть блаженным) значит быть душевно наполненным, в себе обрести содержание души. Многие говорят, надо, мол, смотреть внутрь себя, и там можно обрести Бога. Однако это неверно. Ибо, взирая лишь в самих себя, мы и найдём то, что находится в нас самих. Надо оберегать наше стремление, наша индивидуальность должна выйти из самой себя. Это значит: «Познай самого себя». Не убеждения, но побуждения должен давать нам человеческий авторитет.

Стих 4: «Блаженны приемлющие страдание, ибо через самих себя они утешатся». Подобно одной из величайших мировых загадок страдание ставит себя в мир. Уже у греков, этого свободного, счастливого народа, для которого чувственное наслаждение было воздухом жизни, мудрый Силен на вопрос, что есть наилучшее для людей, отвечает: «О, жалкий род, живущий одним днём! Самое лучшее для вас вовсе недостижимо – не родиться, не быть, во вторую же очередь лучшее для тебя – скорее умереть». Однако Эзоп говорит, что из страдания можно извлечь урок, а Иов благодаря всем страданиям, выпавшим на его долю, приходит к выводу: страдание очищает, оно возвышает человека. Почему, прослушав трагедию, мы всетаки удовлетворёнными уходим из театра? Герой побеждает страдание. Между восхождением человека ввысь и болью, если он переносит её, существует связь. Из физиономии человека знающим гласят о себе страдание и боль души. Некий орган должен создать себе человек, чтобы переносить страдание. Как глаз был образован светом, ухо – звуком, так страдание и боль творят духовные органы. Человек несёт в себе самом утешение от понимания того, что он может переносить страдание. Благодаря страданию человек развивается выше.

Стих 5: «Блаженны кроткие духом, ибо они овладеют царствием земным». Две силы действуют в мире – эгоизм, с одной стороны, любовь и сострадание, с другой. Когда любовь разовьётся, эгоизм исчезнет. До высшей, духовной любви должна будет развиться чувственная любовь. Становление кроткими духом имеет в виду также третье положение «Света на пути»: «Прежде чем говорить пред Учителем, голос должен разучиться ранить». Надо навстречу всем идти с любовным настроением, чтобы голос больше не ранил, – тогда мы будем кроткими, как подразумевается в Нагорной проповеди. Любовь – цель земного развития, она овладеет царством Земли.

Стих 6: «Блаженны алчущие справедливости, ибо они через самих себя насытятся». Здесь Христос говорит ученикам обо всём значении глубоких, наиболее внутренних сил человеческой души: давайте другим любовь (а не: стремитесь к любви), любовь станет всеобщей тогда, когда каждый будет сам творить её.

Стих 7: «Блаженны милостивые, ибо через самих себя достигнут они милости». Нам надлежит вчувствоваться в каждого человека в отдельности, тогда милосердие, оказанное нами, будет от других излучаться к нам.

Стих 8: «Блаженны чистые сердцем, ибо они через самих себя Бога узрят». Это положение подводит к мистике. Нам надлежит очищать наше сердце. Око, чтобы видеть Бога, которое здесь подразумевается, это сердце. Оно, а не мозг, орган будущего. Оно в отношении Бога то же самое, что незатуманенное око в отношении света.

Стих 9: «Блаженны миротворцы, ибо через самих себя будут они чадами Божьими». Душа проходит путь от Бога через человека к Богу. Миролюбивыми были души, и мир ведёт снова к Божественному Существу.

Стих 10: «Блаженны преследуемые за справедливость, ибо их есть Царствие Небесное». Иисус Христос хочет, чтобы человек предъявлял требование справедливости к самому себе, тогда утолена будет и его жажда справедливости. Требование земное и требование небесное постоянно различаются.

Стих 11: «Блаженны вы, когда люди поносят вас и преследуют за меня и всячески злословят вас, так лгут они обо мне». Христианство нельзя смешивать с другими религиями. В буддизме всё состоит в том, чтобы следовать всему, чему учил Будда. Так же и с учениями Гермеса в Египте, Заратустры в Персии и так далее. Но Христос сам был здесь. Ученики призваны были свидетельствовать: мы слышали его, мы вкладывали пальцы наши в раны Его. Евангелист Иоанн в своём Евангелии больше всего говорит об Иисусе Христе. Христиане должны веровать в самого Христа Иисуса, а не только в учения о Нём. Логос сошёл к людям-носителям Я, Слово стало плотью в одном человеке и воистину обитало с нами. Блаженны все, верующие в Единственного, в котором был воплощён сам Логос. Один только может сказать: «Блаженны вы, преследуемые за меня».

Стих 12: «Радуйтесь духом и исполняйтесь упованием, это принесёт вам плод на Небесах, ибо гнали они и пророков». Под этим подразумеваются люди-носители Я, инспирируемые Богом.

Стих 13: «Вы – соль Земли». Соль означает то, что даёт Земле мудрость.

Кто-нибудь мог бы здесь указать на конец 7 главы, стихи 28 и 29: «И было так, что когда Иисус кончил эту речь, народ устрашился учению его, ибо проповедовал Он как власть имеющий, а не как книжники». Следовательно, можно было бы подумать, что всё-таки Иисус действительно обращался к народу. Однако эти стихи вовсе не связаны с Нагорной проповедью. Она даже контрастирует с тем, что тем временем вызвало смятение в народе. Народ устрашился речи Иисуса, но совсем другой, чем Нагорная проповедь, и по поводу той и возникли шум и смятение в народе. Надо только точно следить за событиями в Библии и уметь правильно читать слова, тогда придёт новое понимание многого из того, что при чтении просто пропускалось.

 

Ответы на вопросы после лекции 19 января 1907 года.

Что сказать о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом?

Прежде всего надо иметь в виду, что образное понимание не исключает действительного факта. Некоторые хотят толковать всё только буквально, считают Иисуса только человеком, который действительно жил, и не могут поверить, что за всем скрыт ещё более глубокий смысл. Другие, напротив, хотят толковать всё на тайный лад и не могут поверить в исторические события. Но символ – это одновременно действительный исторический факт. Факты христианства вообще можно понять, только рассматривая их как действительные факты. Такова тайна эволюции человечества: Христос между двумя преступниками: тем, который раскаивается, и тем, который остаётся закоренелым. Таково опять-таки выравнивание между эгоизмом и любовью. Любовь основана на кровном родстве, а себялюбие хочет его расторгнуть. Христос хочет это выровнять, это означают три креста на Голгофе. Один – это принцип добра, другой – принцип зла. «Истинно говорю тебе, сегодня будешь со мной в раю». Рай – ключевое слово и значит: ты будешь вместе со мной за пределами обычного времени. Человек, прежде чем стать виновным, жил в лоне Божества. Как достигнет он возможности стать снова чадом Божиим? Миролюбием! Как отделяются от Него? Через себялюбие!

Не имеют ли и другие народы в своём «я» инициалы Ich?

Это относится только к немецкому языку. Немецкое Ich укрепляет душу. То, что эти инициалы составляют имя Христово, должно оживлять нам слово. Христос здесь во все дни и действует через все языки. Чем дальше на восток мы идём, тем богаче язык; чем дальше на запад, тем он беднее. Поэтому Америка самая бедная, в её языке наименьший запас слов. Молитвы на древних языках утрачивают свою былую силу, будучи переведены на новые языки. В латинских словах Pater noster заключено гораздо больше силы, чем в Отче наш. Язык древнего Отче наш арамейский. Тот, кто произносил его на арамейском, ощущал его волшебную силу. Нам надлежит правильным пониманием вещей вновь внести в язык силу слов. Четыре положения в «Свете на пути», например, имеют на английском не ту же самую силу, как на немецком. Эти четыре положения, не звучат ни на одном языке столь прекрасно, как на немецком; он даёт наилучший перевод этих четырёх положений.

Третий вопрос неясен.

Прежние естествоиспытатели смотрели на Библию с величайшим благоговением. Пастор X. говорил: Моисей знал столько же, сколько современный естествоиспытатель, или он был инспирируем. Пастор X. вообще блистательно и тонко объяснял Библию. Когда началось критическое изучение Библии, всякое благоговение и почтение к Библии были утрачены. Однако из библейской критики никогда ничего иного не выйдет. Для духовной науки характерно одно, и это умонастроение. Этим умонастроением преисполнена каждая мысль, всё проникнуто им. Что такое это умонастроение? В отношении природы у нас есть тоже образ мыслей, но природу мы не критикуем. В духовной жизни духовная наука хочет быть беспристрастной и понимать разумно, прослеживать всё в жизни. Не пользоваться мерилом симпатии и антипатии, но понимать всё беспристрастно. О понимании идёт речь в духовной науке. В духовной жизни, как и в исследовании природы, необходимо усвоить некоторый образ мыслей и затем предпринимать опыты. Библия должна стать книгой, перед которой умолкает критика. Тогда, читая её правильно и беспристрастно, начинают чувствовать на собственном опыте нечто, о чём раньше не смели и мечтать. Открываются глубокие истины, тогда как раньше человек воздвигал препятствия на своём пути. В духовном исследовании должен быть найден ключ к правильному чтению Библии, и оно найдёт его. Тогда критика Библии сменится глубоким толкованием, полным глубокого смысла. Естествознание имеет дело лишь с материальными явлениями и закрывает глаза на то, что они имеют в своей основе духовное развитие. Задача духовной науки заключается в том, чтобы исследовать существо человека и развитие человека во Вселенной. Там, где должна останавливаться мудрость естествознания, вступает духовное исследование, ибо естествоиспытатель видит лишь внешнее, он хочет исследовать атомы. Однако как раз то, чего не в состоянии объяснить естествоиспытатель, существует. Даже учение Геккеля является истиной для духовного исследователя, поскольку оно описывает внешние вещи. Духовный же исследователь духовными очами хочет оглядываться на тонкое становление и исследовать, какие духовные факты совершаются наряду с внешними фактами. Внимая духовными очами и духовным слухом, воспринимают сверхчувственное в человеке.

Сколько у нас физических органов восприятия, столько воспринимаем мы из внешнего мира. Так что тот, кто спорит и говорит, что существует только то, что он видит, ещё не развил духовные силы. Как только человек приобретает новый орган, так он начинает воспринимать новый мир. Духовные очи и духовный слух могут быть приобретены. Если у человека достаточно энергии и терпения, он станет посвященным. То, что посвященный видит духовными очами, он должен выражать образами физического мира. Это имел в виду Гёте, который был посвященным, в стихе: «Всё преходящее – только подобие». Великие духовные истины, выраженные в соответствующих подобиях, означают имагинативное познание. Следовательно, духовная наука не хочет уводить от материи. Но она видит в материи уплотнённый дух, который относится к материи, как лёд к воде*.

История семи дней творения – это параллель к великим духовным фактам. У кого есть ключ к чтению Библии, тот может принимать Библию совершенно дословно. Нет документа, который содержал бы истины теософии лучше, чем Библия. Духовная наука стремится к объяснению Библии и непредвзятому подходу к пониманию Библии. Разделение истории сотворения мира начнут понимать, научившись различать человека, который является бесполым – это духовный астральный человек; затем произошёл поворот: бесполый духовный человек стал физическим двуполым человеком, потому речь и должна идти о двойном сотворении [человека]. Так часто слышно: буква мертвит, дух животворит, – но при этом каждый имеет в виду свой собственный дух. Гёте говорит:

Und so lang du das nicht hast,
Dieses: Stirb und Werde!
Bist du nur ein truber Gast
Auf der dunklen Erde.

И пока ты не владеешь
Этим «умри и возникни вновь»,
Угрюмым гостем будешь ты
На сумрачной земле. 

Это «умри» не значит «умертви физическое тело», но: «породи из себя нового человека, чтобы он дал тебе орудие для духовного мира». Он должен стать орудием силы. «Умри и возникни» – это мы должны сказать буквально. В духовной науке всё ценно, даже малейшее является выражением уплотнённого духа. Тот, кто оспаривает Библию, не понимает её, он борется с собственными химерами. Многие люди берут на себя смелость основания новых исповеданий. Однако мелко и нескромно довольствоваться сознанием: как это нам удалось всё так великолепно устроить! Духовная наука хочет проникать всё глубже, она хочет с любовью углубляться в буквы и открывать душе путь к Божественному.

Перевод с нем. Г.А. Кавтарадзе

 

* Так в тексте оригинала. 


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер. О познании прошлых жизней в прошлом, настоящем и будущем.
  • Рудольф Штейнер. Основы исторического развития к образованию социального суждения.
  • Михаэла Глёклер. Тема года 2007/08.
  • Легенда о добром Герхарде.
  • Ласло Бёсёрменьи. Источник духа.
  • Томас Штёкли. Вдохновение как терапия против пессимизма.
  • Кристоф Гёбель. Музыка для Земли.
  • Гюнтер Ашоф. Восьмидесятичетырёхлетний ритм.
  • Дитер Хорнеман. Спасение созданий.
  • Александр Цвелик. О розе, лилии и святом Рождестве.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4425
    Результат опроса