Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2006

Рудольф Штейнер. Запись эзотерического урока


Запись эзотерического урока, данного Рудольфом Штейнером в Дорнахе 9 февраля 1920 г.*

ПСС 266/3

Я хотел бы сделать некоторое введение. Этими просьбами (об участии в обещанном эзотерическом уроке) снова подтверждается, сколь недостаточно серьёзно воспринимается это движение даже со стороны старых участников. Сразу после обращения начались опять дискуссии всякого рода, а то, что из этого вышло, – это нечто такое, что не должно было бы происходить. Пока участники продолжают свою критику, направленную против любого действия, исходящего от более высокой инстанции, пока есть участники, которые приводят совершенно чуждых лиц, следуя не интересам движения, а каким-либо личным интересам, до тех пор невозможно будет излагать великие духовные истины, как те, которые должны быть изложены теперь. Если мы находились семь лет в этом движении и принимали его учение, то в нашем восприятии жизни должны были бы наступить большие перемены, причём больше не стали бы использовать ту же критику, что и раньше, когда совершали совсем другие поступки. Многие наши участники находятся здесь уже больше семи лет, но никаких перемен в их суждениях не заметно. В каждом жесте, в каждом поступке должна была бы выражаться эта перемена. Вместо этого всё остаётся по-старому. Если бы было больше критики духовной науки и высказывалось больше доверия лицам, назначенным выполнять ту или иную работу, то дела в нашем движении обстояли бы лучше. Вместо этого переживают несоразмерную веру в авторитет. Стоит лишь подумать о множестве тех, которые отошли, о том, как почитаемы были они раньше! В этих случаях здоровая критика была бы уместна. Отход от движения, в сущности, должен был бы быть невозможным, и это веское доказательство недостаточной серьёзности, которая всё еще царит среди нас. А не ощущать эту серьёзность невозможно достаточно глубоко, если мы посмотрим на современные катастрофические события.

Уже в экзотерических лекциях повторно говорилось, что наша голова обречена на упадок, на смерть и что из остального человека поднимается живой поток, который должен вновь разбудить мёртвое. Но для этого люди не должны отметать то, что нисходит из духовного мира и что хочет соединиться с живым потоком. Иначе этот живой поток опять уйдёт вниз, и голова вместе с мозгом останется мёртвым организмом.

Человечество как целое есть нечто иное, чем индивидуальный человек. Человечество принадлежит к организму Земли и переживает карму Земли; у отдельного человека – его собственная карма. Эти вещи необходимо правильно различать. Человечество как таковое ныне переживает встречу со Стражем Порога, и прохождение через Порог уже началось в последние годы. Это также начало раскола в человечестве, и таков критический момент, которого мы ныне достигли. Силы, которые раньше текли от духовных существ к человечеству, ныне исчерпаны; мы предоставлены самим себе и теперь должны извлекать эти силы из нашего подсознания. Мистерия Голгофы была бы напрасной, если бы люди не применяли эти силы, а отметали бы их. Это повлекло бы за собой полное разрушение земного развития. Души хоть и спускались бы в тела, но покидали бы их после тридцать третьего года, если бы они в более ранние годы не восприняли поток духовного. Те тридцатитрёхлетние, которые поток восприняли, должны наставлять молодых, чтобы уже в молодости закладывался зачаток понимания Мистерии Голгофы. А что касается тех, которые умрут до тридцать третьего года, для них будут также созданы предпосылки.

Если бы этого не происходило, то по земле слонялись бы обездушенные тела, которые могут работать лишь с помощью автоматического рассудка. Во время военной катастрофы уже обнаружились обездушенные люди, и их будет становиться всё больше, если не будет воспринят дух, который ныне теснится вниз. Подобные обездушенные люди – желанная пища демонических существ, которые станут применять этот автоматически действующий рассудок в своих целях. Если небольшая группа людей не проникнется значением того, что было сейчас сказано, если необходимая серьёзность не будет проявлена, тогда дальнейшее развитие человечества будет невозможно.

Я дам вам напутствие (eine Wegzehrung), которое окажет большую помощь при медитации, чтобы довести до нашего сознания то множество тайн, которое заключено в сказанном. [Текст был нанесён на доску и мог быть списан присутствующими]:

Я имагинирую
Это пробуждает моё Я
К созревшему для творчества
            развитию в мире:
Эфирно ткёт оно
Во Вселенной

Я мыслю
Это несёт моё Я
В давно прошедшие
                Мировые эпохи
Они в образе
Сохраняют себя через «меня»

Я чувствую
Это удерживает моё Я
В настоящем мгновении
Оно творит бытийствуя
Как переживание Я

Я волю
Это действует во мне
В мировые эпохи
                отдалённого будущего:
Они зачаточно
Прообразуются через меня

 

 

 

 

Я вижу сны
Это ведёт моё Я
Сквозь происходящее ныне:
Оно творит эфирно
Как действие миров

Я сплю
Это ткёт меня
В чреватом будущем
                мировом созидании:
Оно таится
От чувственного мира

Пронизывая себя этими словами, придёшь к более высокому знанию.

Чувствование есть отражение видения снов и также видение снов отражается в чувствовании.

К данному изречению: сознательно только мышление, поэтому «имагинируя» пишется слева. Остальное действует ещё неосознанно (сон, сновидение в волении и чувствовании).

Сначала были записаны на доске три средние мантры, затем рядом с «я чувствую» – «я вижу сны», рядом с «я волю» – «я сплю».

Д-р Штейнер сказал: в чувствовании ещё видят сны; в волении вообще спят; что-либо возможно пока единственно в мышлении ( имагинирование ), поэтому я написал это слева рядом с «я мыслю».

При начале урока и в заключение Рудольф Штейнер произнёс: «О человек, познай самого себя ...»

 

* Этот урок Рудольф Штейнер провёл по просьбам участников довоенной Эзотерической школы. Продолжения не последовало.

Перевод Г.А.Катарадзе


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер о русском языке.
  • Интервью с Вернером Шредером. Изменил ли духовный мир свою стратегию?
  • Бернард Штейнер. Тайны пространства в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
  • Кристоф Страве. Духовная наука и социальный вопрос.
  • Кристоф Линденау. Общечеловеческий путь к порогу.
  • Кристоф Вихерт. Компетентность учителя и семь добродетелей в искусстве воспитания.
  • Эрхард Фуке. Познания, «терзающие сердце».
  • Альфред Утц. Рождественские знаки.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (III).
  • Геральд Хефнер. Возрождение братства.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4430
    Результат опроса