Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Индивидуальные духовные сущности и их действие в душе человека

Индивидуальные духовные сущности и единая основа мира (Дорнах, 25 ноября 1917 года).


Мои дорогие друзья! Я хочу сегодня добавить еще нечто к тому, что мы уже установили, кое-что дополнить. Если вы внимательно следите за современностью, то вы могли уже заметить, что люди, долго находившие в чувствах, мыслях и стремлениях, благодаря чему они «так замечательно далеко» зашли, теперь уже не находят того, что могло бы им помочь в ближайшем будущем. Вчера одним из наших членов мне была дана газета «Франкфуртер Цайтунг» от последней среды 21-го ноября 1917 года. Там пишет очень ученый господин (это должен быть очень ученый господин, так как перед своим именем он поставил не только степень доктора философии, но и доктора теологии, а впереди еще стоит и звание профессора, так что он профессор, доктор теологии и доктор философии, значит, без сомнения, очень, очень умный человек); он написал статью, в которой идет речь обо всех современных духовных потребностях. Приведу вам одно место из текста этой статьи: «Переживание бытия, лежащего за вещами, не требует благочестивого посвящения или религиозного почитания, потому что оно само есть религия. Здесь дело идет не о том, чтобы почувствовать или понять собственное индивидуальное содержание, но чтобы почувствовать и понять великое иррациональное, скрытое за всем бытием».

«Кто к нему прикоснется так, что проскочит божественная искра, тот получит переживание, имеющее первичный характер, и может называться пра-переживанием. Пережитое единение с движущимся потоком жизни сообщит пережившему, применяя любимое слово современности, космическое чувство жизни». (Простите, друзья мои, я читаю вам это не для того, чтобы возбудить какое-нибудь особо выдающееся восприятие этих расплывчатых строк, но чтобы представить вам символ современности). «Космическая религиозность, устремление к ней показывает заметный рост теософического движения, которое стремится открыть и разоблачить круговороты той сверхчувственной жизни». (Пока еще трудно перебраться через все эти расплывчатые понятия, но, не правда ли, как символ времени, это замечательно). Дальше он говорит: «Дело идет при этом космическом благочестии, не о... мистике, которая начинается с уклонения от мира и т.д.»

Что-нибудь разумное из этих строк представить себе нельзя, но так как перед ними стоит «профессор, доктор теологии, доктор философии», очевидно, следует считать это разумным, иначе это можно было бы счесть за лепет, в неясных тирадах выражающий, что ученый муж застрял на тропе, по которой он шел, и чувствует себя вынужденным указывать на «нечто», что существует, нечто, что кажется ему не совсем бесперспективным.

Не стоит приходить в восторг от таких признаний; нас не должно убаюкивать, что кто-то еще заметил, что за духовнонаучным движением что-то есть. Это, скорее, вредно, так как подобные мнения часто высказываются теми, которые подобными высказываниями и удовлетворяются, не идут дальше, ограничиваясь такими неопределенными фразами, что, мол, нечто духовное хочет войти в мир, сами же при этом принадлежат к тем, которые слишком ленивы, чтобы заняться серьезным изучением духовной науки, доказать, что нечто духовное действительно должно пробиться и захватить души людей, что нечто действительно должно слиться с временным потоком движения вперед, чтобы из этого духовного возникло нечто спасительное для человечества. Ведь легче, конечно, говорить о «прибое», о «космических чувствах», чем серьезно заняться теми вещами, которые, требуемые знамением времени, должны теперь быть сообщаемы человечеству. Поэтому мне кажется необходимым сказать теперь здесь то же, что говорилось и в открытых лекциях и будет сообщаться и впредь, с твердым акцентом на различие между отжившим, более не жизнеспособным, тем, что привело к катастрофическим временам, и тем, что должно действительно захватить человеческую душу, чтобы был сделан новый шаг вперед.

С той старой мудростью, с которой люди вошли в наше время, ничего нельзя сделать, — хотя бы были проведены тысячи всевозможных конгрессов, мировых, национальных и всяких других, хотя были бы основаны тысячи и тысячи всевозможных обществ, — ничего нельзя сделать, если через все конгрессы и общества не будет протекать живая кровь духовной науки. То, чего сейчас не достает людям, — это мужество взяться за настоящее исследование духовного мира. Нужно было бы — как бы странно это ни звучало, но это должно быть сказано, — нужен был бы, например, такой шаг, чтобы маленькая брошюра «Человеческая жизнь с точки зрения духовной науки» получила широкое распространение в обширных кругах и этим было бы вызвано знание о связи человека с космическим порядком. Как раз на это знание и направлено внимание в этой маленькой брошюре «Человеческая жизнь с точки зрения духовной науки», направлено конкретно на то, что Земля каждый год изменяет состояние своего сознания, и на другие подобные вещи. Как раз то, о чем говорится и в этой лекции, и в этой маленькой брошюре, сказано вполне обдуманно, с учетом потребностей настоящего времени. Принять это имело бы гораздо большее значение, чем вся болтовня о космических чувствах, о вхождении в «прибой» или еще что-либо подобное. Я вам об этом прочитал и повторять не могу — слишком все это бессмысленно в своей формулировке. Это, конечно, не мешает обращать на такие вещи внимание, так как они важны и существенны. Но на что хочу обратить ваше внимание, так это на то, что мы не должны отуманивать самих себя, что наше сознание должно быть ясно, что величайшая ясность необходима для того, что мы хотим сделать для антропософически направленной духовной науки.

Я еще раз хочу указать на то, что человечеству в этой пятой послеатлантической эпохе предстоит подойти к разрешению больших жизненных вопросов, которые были до известной степени для настоящего времени затемнены ученостью. Я на них уже указывал. Одним из таких крупных вопросов является вопрос, который можно сформулировать так: надо стараться поставить духовно-эфирное на службу внешней практической жизни. Я уже обратил ваше внимание на то, что пятая послеатлантическая эпоха должна будет решить задачу: как волны человеческих настроений перенести на движения механизмов, как поставить человека в связь с тем, что должно становиться все механичнее и механичнее. Именно поэтому я здесь несколько дней тому назад указал, как некоторая часть нашей земной поверхности захвачена этой механизацией. Я привел вам пример, как на основе американского образа мыслей была сделана попытка распространить эту механизацию на саму человеческую жизнь. Я привел вам пример о введении пауз в трудовой процесс с тем, чтобы использовать меньшее число рабочих благодаря увеличению количества погружаемого каждым из них груза, на базе отбора людей по дарвиновскому методу селекции.

В такой стране, друзья мои, воля направлена на то, чтобы силу человека сочетать с силой машины. К этому нельзя относиться так, как будто это может быть преодолено. Это совершенно ложное воззрение. Эти вещи нельзя устранить, они обязательно придут. Дело только в том, будут ли они выведены на сцену мирового исторического течения такими людьми, которые знакомы с великими целями земного бытия и бескорыстно формируют эти процессы на благо человечества, или они будут выведены на сцену теми человеческими группами, которые используют эти вещи в эгоистическом или в группово-эгоистическом смысле. Речь идет не о том, «ЧТО» («что» придет непременно), а о том, «КАК» возьмутся за это, потому что «что» лежит просто в ходе земного развития. Слияние существа человека с сущностью машин — это будет для конца земного развития большой и важной проблемой.

Я сознательно часто упоминаю теперь, обращая внимание и в открытых лекциях на то, что сознание человека связано с разрушительными силами; дважды сказал я на открытых лекциях в Базеле: в нашей нервной системе мы умираем. Эти силы, силы отмирания, будут все сильнее и могущественнее.

И будет установлена связь между силами отмирания в человеке, родственными электрическим и магнитным силам, будет установлена связь между этими силами и внешними силами машин. Человек сможет до некоторой степени ввести свои мысли, свои намерения в силы машин. Будут открыты еще неоткрытые силы в человеческой природе, такие силы, которые воздействуют на внешние электрические и магнитные силы.

Это одна из крупных проблем — объединение человека с механизмом, которая будет охватывать в будущем все более широкие области.

Другой проблемой является та, которая призовет на помощь человечеству духовные связи. К этому мы придем тогда, когда для этого созреет время и когда достаточное число людей будет правильно подготовлено. И прийти это должно тогда, когда духовные силы будут призваны для господства над жизнью в отношении болезни и смерти.

Медицина будет одухотворена, очень, очень одухотворена. На это со всех сторон появятся карикатуры, но появление карикатур всегда указывает на то, что должно действительно прийти. Дело снова пойдет о том, что эта проблема вызовет борьбу — с той же стороны, на которую я указал при появлении первой проблемы, — борьба будет идти в эгоистическом или группо-эгоистическом смысле.

Третья проблема находится в связи с тем, на что я уже указывал в лекциях: введение человеческих мыслей в развитие человечека с самого рождения и в период воспитания. Я указывал, что уже происходили конгрессы, на которых — с материалистической точки зрения, конечно, — обсуждались вопросы о деторождении, о сочетании в будущем мужчины и женщины, о его обосновании. Это указывает нам на важнейшее, что должно вступить в развитие. Теперь еще легко спросить: кто это те, кто знает об этих вещах и в правильном смысле их понимает? В будущем убедятся, какие обстоятельства этого применения и какие враждебные силы действуют и сейчас, чтобы помешать шире развернуть спиритуализированную медицину или спиритуализированное народное хозяйство. Сейчас нельзя сделать больше, чем говорить об этих вещах, пока люди хорошо их не поймут — те люди, которые склонны самоотверженно их принять. Теперь уже многие думают, что они это могут, но этим возможностям как раз теперь препятствуют многие жизненные факторы, которые только тогда смогут быть преодолены, если будет иметь место все более и более полное понимание и если откажутся, хотя бы временно, от широкого, непосредственно практического применения.

Все эти вещи так теперь развились, что можно сказать, что мало люди теперь знают о том, что скрывалось в 14-м, 15-м веках за атавистическими стремлениями к познанию этих вещей. Теперь много говорят о старой алхимии, иногда даже о создании гомункула, но то, что об этом говорится, совершенно несбыточно. Если когда-нибудь поймут, о чем сказано в сцене с гомункулом у Гете, то вопрос об этих вещах станет яснее. Важно понять, что уже в 16-м веке понимание этих вещей было затуманено, что они отошли от человеческого сознания.

Закон, который господствует в познании подобных вещей, подчиняется определенному ритму, подобно смене сна и бодрствования у людей. Как человек не может устранить из своей жизни сон, так не мог он замкнуться в духовном развитии от того усыпления духовной науки, которым отмечены все столетия, начиная с 16-го века. Человечество должно было проспать духовное, чтобы оно могло снова выступить в иной форме. Такие необходимости надо осознавать. Но теперь надо уяснить себе, что пришло время пробуждения, что надо помогать пробуждению, что события часто опережают познание и что события, совершающиеся вокруг нас, нельзя понять, если не захотят взяться за науку.

Я вам уже много раз указывал, что некоторые группы оккультистов эгоистично действуют в том направлении, на которое я вам только что указывал. Нужно было, чтобы некоторые знания в человечестве отодвинулись назад, знания, которые теперь обозначают малопонятными словами алхимия, астрология и тому подобное. Нужно, чтобы эти знания отступили, чтобы человечество их проспало, чтобы человек не имел более возможности извлекать душевное из созерцания природы, чтобы он пробудил силы внутри себя. Для этого было необходимо, чтобы в абстрактной форме выступили некоторые вещи, которые снова должны принять конкретные духовные образы.

Три идеи постепенно развивались в течение последних столетий. В той форме, как они выступали перед людьми в течение этих столетий, они являются абстрактными идеями. Кант неверно назвал их: Бог, свобода и бессмертие. Гете назвал их правильно: Бог, добродетель и бессмертие.

Если посмотреть на то, что скрывается за этими тремя столетиями, то вы увидите, что теперешний человек воспринимает более абстрактно, а до 14-го, 15-го веков воспринималось более конкретно, но в старом атавистическом смысле, и более материально. Экспериментировали с этими вещами по старым принципам. Пытались в алхимических экспериментах наблюдать такие события, которые показывали бы действия Бога в происходящем. Пытались добыть камень мудрости.

За всем этим стоят вполне конкретные вещи. Камень мудрости должен был дать человеку возможность стать добродетельным, но задумано это было более материально. Камень мудрости должен был привести человека к переживанию бессмертия, человек должен был войти в связь с миром так, чтобы в себе пережить то, что лежит за пределами рождения и смерти. Все расплывчатые идеи, которыми пытаются осветить теперь эти старые веши, уже не раскрывают их. Все это стало отвлеченными абстрактными идеями. Об идее «Бог» толкует абстрактная теология; «добродетель» также нечто абстрактное; ведь чем отвлеченнее идея, тем приятнее современному человечеству толковать о ней; также обстоит дело и с «бессмертием». Рассуждают о том, что может быть в человеке бессмертно. В первом базельском докладе я говорил о том, что наука, философски занимающаяся такими проблемами, как бессмертие, — оголодавшая, недокормленная наука. Это только другая форма для выражения абстрактности.

В некоторых братствах Запада еще сохранили связь со старым преданием и пытаются, применяя его соответственным образом, поставить его на службу групповому эгоизму, — на это следует указать. Необходимо указать на то, что в публикуемой экзотерической литературе, исходящей из некоторых западных оккультных братств, конечно, говорится о Боге, добродетели и бессмертии, но говорится в абстрактном смысле. Однако в этих кругах посвященных достаточно знают, что все это — лишь спекуляция понятиями, что все это — лишь абстракция. Для них самих то, чего стремятся достигнуть, прикрываясь этими абстрактными формулами — «Бог, добродетель, бессмертие», — есть нечто гораздо более конкретное. Слово «Бог» переводится этими посвященными в их оккультных школах как «золото», и стремятся открыть тайну, которую можно обозначить как тайну золота. Потому что золото, представитель солнечного в самой земной коре, золото есть действительно нечто, что заключает в себе значительную тайну. Золото действительно стоит материально в таком отношении к другим материалам, как мысль о Боге стоит по отношению ко всем другим мыслям. Дело только в том, как принимают эту тайну, и это связано с группово-эгоистическим использованием мистерии рождения. Стремятся к тому, чтобы добыть здесь настоящее космическое понимание. Это космическое понимание человек нового времени совершенно заменил теллурическим пониманием. Если теперь человек хочет узнать, как развивается, например, зародыш животного или человека, он исследует своим микроскопом то, что находится как раз на том месте Земли, на которое он направляет через микроскоп свой взор. И это он рассматривает вместо того, что надо ему исследовать. Но не об этом идет речь. Разгадают, а в некоторых кругах уже близки к тому, чтобы разгадать, что то, что действует как силы, не находится в том, на что направлен глаз микроскопа, но приходит из Космоса, от созвездий Космоса. Когда возникает зародыш жизни, то возникает он потому, что на живое существо, в котором возникает зародыш, действуют силы со всех сторон из Космоса. И если совершается оплодотворение, то, что получится в его результате, зависит от того, какие космические силы действуют при этом оплодотворении.

Одно следует видеть, друзья мои, чего теперь еще не видят. Если в каком-либо живом существе, скажем, в курице, возникает новый зародыш жизни, то биолог исследует, как в курице развивается яйцо. Но это же бессмыслица. Из сил курицы яйцо не вырастает, курица лишь передатчик. Из Космоса действуют силы, которые на почве, подготовленной курицей, развивают яйцо. Так что биолог, глядя в свой микроскоп, полагает, что силы там, где поле зрения его микроскопа. Но то, что он видит, зависит от влияния звездных сил, которые действуют совместно из одного пункта. И только тогда, когда откроют космические влияния, тогда откроют и реальность: мировое целое волшебством развило в курице яйцо.

Все эти вещи связаны прежде всего с тайной Солнца, а в земном аспекте—с тайной золота. Сегодня я делаю, так сказать, программное указание, с течением времени эти вещи станут много яснее.

В тех школах, о которых у нас идет речь, «добродетель» называют просто «здоровьем» и стремятся узнать, какие созвездия стоят в связи с заболеванием или выздоровлением человека. Распознавая созвездия, связывают их с отдельными видами материи, имеющимися на поверхности Земли, такими, как соки растений, минералы и тому подобное, которые аналогично связаны со здоровьем и болезнью; и все больше будет разрабатываться материальная форма науки здоровья, покоящаяся, однако, на духовной основе.

И в этом направлении должно распространяться понимание, что не в абстрактных учениях и этических принципах заложено то, от чего человек может стать лучшим, но человек может стать добр потому, что он принимал медь, находясь под влиянием одного созвездия, а мышьяк — под влиянием другого. Вы можете себе представить, как группово-эгоистические люди могут использовать такие знания для усиления принципа власти. Достаточно утаить это знание от других, которые не смогут принять в этом участия, и тогда получат прекрасное средство господства над большими массами людей. Об этом не нужно даже говорить, можно пустить в продажу соответственно разрекламированное лакомство и в зависимости от умелости описания получить большую выгоду.

Нужно только, чтобы была ясность, что за всем материальным находится духовная деятельность. Только тот, кто знает, что, собственно, в истинном смысле, нет ничего материального, а только духовное, тот поймет тайны жизни.

Дело идет, со стороны этих же братств, также и о том, чтобы перевести в материалистический фарватер проблему бессмертия. Эта проблема также через использование космических созвездий может быть переведена в материалистический фарватер. При этом достигают не того, что по-разному подразумевается под бессмертием, но достигают иного бессмертия. В той или иной братской ложе подготовляются (пока еще на физическом плане не получается продление жизни таким путем) к некоторым манипуляциям со своей душой, которые позволят и после смерти оставаться в своей ложе, помогать ей силами, которые тогда будут в ее распоряжении. Поэтому «бессмертие» в этих кругах называется «продлением жизни».

От всех этих вещей, друзья мои, вы видите только внешние признаки. Может быть, некоторые из вас приметили книжку, которая была очень на виду некоторое время и пришла с Запада. Книжка имеет заглавие «Безобразие смерти». Это все вещи, приходящие из одного направления. Они находятся еще в начале своего развития и очень эзотерически хранятся для группового эгоизма. Но это возможные веши, если их приводят в материалистический фарватер, если абстрактные идеи о Боге, добродетели и бессмертии обращают в конкретные идеи золота, здоровья и продления жизни, если в группово-эгоистическом смысле используют то, что я представил вам как проблему пятой послеатлантической эпохи. То, что расплывчато докторами теологии, докторами философии называется «космическим чувством», к сожалению, уже многими преподносится людям, с эгоистическими целями, как «космическое познание». Наука в течение столетий смотрела только на то, что действует на Земле друг рядом с другом, и отказалась от всякого внимания к тому, что как важнейшее подходило из внеземного, внетеллурического, что как раз в пятой послеатлантической эпохе будет приниматься во внимание, а именно использование приходящих из Космоса сил. Как теперь правоверный профессор биологии считает особо важным иметь большого увеличения микроскоп, пользоваться наиболее совершенными методами лабораторного исследования и т.д., так в будущем, когда наука одухотворится, будет важно, совершаются ли известные процессы утром, вечером или в полдень; чтобы то, что делали утром, подвергать дальнейшему влиянию вечера, а космическое влияние исключать, парализовать до вечера — такие процессы будут происходить в будущем. Конечно, в Рейне утечет еще много воды, пока духовной науке будут предоставлены материалистические кафедры и лаборатории; но предоставлены они должны будут быть, если человечество не хочет прийти к полному упадку; и производимые в них сейчас работы должны будут быть замещены такими, что когда пойдет дело о проблеме добра, то ряд работ будет производиться утром и прерываться на весь день, а вечером космический поток снова пройдет через них и будет ритмически сохраняться до утра, — обязательно будут вводиться такие ритмические процессы, в которых дневные космические воздействия будут прерываться, а вводиться будут утренние и вечерние процессы. И для этого будут нужны многочисленные приспособления.

Отсюда вы можете понять, что, не имея возможности открыто содействовать тому, что приходит, пока можно только говорить об этих вещах. Со стороны тех братств, которые стремятся поставить золото, здоровье и продление жизни вместо проблем Бога, добродетели и бессмертия, с этой стороны стремятся действовать не через утренние и вечерние процессы, а совсем другими способами. Я в последний раз обращал ваше внимание на то, что Импульс Мистерии Голгофы, с одной стороны, должен быть удален из мира тем, что другой импульс вводится с Запада, род антихриста; с другой же стороны, с Востока, Христов Импульс должен быть парализован тем, что, когда он появится в 20-м веке, от него постараются отвлечь внимание, чтобы прошел незамеченным образ эфирно пришедшего Христа. С той стороны, откуда захотят ввести антихриста как Христа, будут стремиться использовать то, что может воздействовать самыми материалистическими силами, но через эти силы действует духовно.

Прежде всего с этой стороны будут стремиться использовать электричество и особенно земной магнетизм, чтобы распространить их влияние по всей Земле. Я уже показал вам, как в том, что я назвал человеческим двойником, вздымаются силы Земли. Эту тайну поймут. Это будет американская тайна — применение земного магнетизма в его двойственности, северном и южном магнетизме, использование его для посылки направляющих сил по Земле, действующих духовно; возьмите карту магнитных влияний Земли и сравните с тем, что я сейчас говорю вам. Проверьте направление магнитных линий, посмотрите, где магнитная стрелка направляется на Восток и на Запад, где она никуда не отклоняется. Я пока что обо всем этом могу дать не больше, чем указание.

С одного небесного направления постоянно действуют духовные существа. Нужно только поставить этих духовных существ на службу земному бытию, и так как эти существа, действующие из Космоса, могут сообщить тайну земного магнетизма, эта тайна земного магнетизма будет отгадана и по отношению к трем вещам: «золоту, здоровью и продлению жизни», — что может дать много групповой эгоистичности.

С восточной стороны будет усилено то, о чем я уже рассказывал: будут стараться поставить на службу земному бытию готовых к действиям существ, слетающихся с противоположной стороны Космоса. Большая борьба возникнет здесь в будущем. Человеческая наука обратится к космическому, но различным образом будет она пытаться обратиться к этому космическому. Задачей доброй, целительной науки будет найти некоторые космические силы, которые могут возникнуть на Земле через взаимодействие двух космических течений. Эти два космических течения будут идти от созвездия Рыб и от созвездия Девы. Будет открыта тайна, как то, что в направлении от Рыб, действуя как солнечная сила, связывается с тем, что действует в направлении от Девы. Будет открыто на благо человечеству то, что действует с двух сторон Космоса как утренняя сила и как вечерняя сила, исходящая с одной стороны от Рыб, а с другой — от Девы.

Об этих силах не будут заботиться те, которые будут пытаться достигнуть всего через дуализм полярности, через позитивные и негативные силы. Уже в древности знали, что те космические полуденные силы, которые исходят от созвездия Близнецов, связаны неким образом с положительным и отрицательным магнетизмом. Теперь это некоторым образом известно многим ученым и экзотерически. Будут стремиться материалистически-эгоистическим образом поставить эти силы, притекающие к человечеству по преимуществу от созвездия Близнецов, на служение двойнику.

Другие оккультные братства, стремящиеся, прежде всего, пройти мимо Мистерии Голгофы, будут использовать двойственность человеческой натуры. Человек пятой послеатлантической эпохи в действительности, в известном смысле, есть кентавр. Он имеет низшую животную астральную природу и человеческую, посаженную на этого, так сказать, астрального зверя. Этот дуализм сил двойственной природы человека будут использовать восточные эгоистические братства для того, чтобы ввести в соблазн также и европейский восток, имеющий задачу подготовки шестой послеатлантическое эпохи. И они применяют силы, исходящие от созвездия Стрельца.

Итак, человечество может завоевать себе космическое либо двояким неправильным образом, или же одним праведным образом. Это предстоит человечеству. Произойдет действительное обновление астрологических знаний, которые в своей старой форме атавистического происхождения больше не пригодны. Произойдет борьба между знатоками Космоса: между теми, кто будет применять утренние или вечерние процессы, и теми, кто отказывается от этих утренних и вечерних процессов и применяет — на Западе полуденные процессы, а на Востоке — полуночные процессы. Не будут делать установку на субстанции, притягивающие или отталкивающие силы, но будут знать, что разные субстанции возникают в зависимости от того, изготовляют ли их утренними и вечерними процессами, или полуденными, или полуночными процессами. Будут знать, что такие субстанции по-разному воздействуют на трехчленность: Бог, добродетель, бессмертие — золото, здоровье и продление жизни. Из взаимодействия того, что приходит от Рыб и от Девы, не может возникнуть ничего неправедного; там смогут достигнуть того, что механизм жизни будет в некотором смысле отделен от человека, однако не может быть достигнуто никакого господства одной группы людей над другими людьми. Космические силы, что будут добыты с этой стороны, позволят произвести замечательные машины, которые смогут освободить человека от излишней работы, потому что они сами в себе будут нести некоторую силу интеллекта. А спиритуальная наука, ориентирующаяся на космическое, будет заботиться о том, чтобы все те великие искушения, которые будут исходить от такой машины-животного, созданной самим человеком, не оказали бы никакого пагубного влияния на людей.

Ко всему этому должно быть сказано, что необходимо, чтобы люди подготовились так, чтобы не принимали иллюзии за действительность, чтобы они действительно вступили в духовное понимание мира, в духовное его приятие. Видеть вещи такими, какие они есть, — к этому сводится многое. Но можно видеть их так только тогда, когда в состоянии направить на действительность понятия и идеи, которые приходят из антропософски направленной духовной науки.

Ко всему этому надо сказать еще следующее. В течение остатка земного развития будет все больше и больше возрастать участие в нем со стороны умерших. Но как они будут принимать участие — в этом все дело. От поведения самих людей на Земле будет зависеть то, каким станет это участие умерших. Благим оно будет, если это участие будет исходить от импульсов к действию самих умерших, почерпнутых ими в духовном мире.

Наоборот, будет предпринято много усилий для того, чтобы насильственным образом добиться вмешательства умерших в земную жизнь. Будут добиваться осуществить это окольным путем, через созвездие Близнецов, вследствие чего человеческие вибрации станут совершенно особенным образом вибрировать дальше в механических устройствах, в машинах. Космос будет двигать машинами на том окольном пути, который я только что указал.

Поэтому очень важно, чтобы не применяли несоответствующее, когда занимаются этими проблемами, чтобы применяли только то, что является элементарными силами, которые принадлежат природе; надо отказаться вводить в машинную жизнь несоответствующе силы. Но окажутся на оккультном поприще, если не перестанут запрягать в механическую работу самого человека, чтобы применять на нем дарвиновскую теорию отбора, как я вам приводил пример, для выявления рабочей силы человека.

Само собой разумеется, я никак не мог исчерпать весь вопрос этими намеками в предоставленное мне краткое время. Вам самим следует еще дальше помедитировать над этими вещами, прибегая к своему собственному жизненному опыту. Я думаю, что вы попробуете перебросить мост между вашими собственными переживаниями в этой области и, прежде всего, теми переживаниями, которые могут быть получены в это тяжелое время, и тем, что я вам на этих лекциях говорил. Вы увидите, как многое вам разъяснится, если вы будете рассматривать эти вещи в свете, который притекает к вам от таких идей. Дело в наше время идет не о том, что силы созвездий стоят против друг друга — в экзотерической жизни об этом постоянно говорят, — дело идет о совершенно других вещах. Дело идет о том, что некоторые человеческие силы стараются нечто спасти для себя. Что же спасти? Стремятся накинуть как бы род покрывала над действительностью, над истинными импульсами, о которых идет речь. Некоторые люди защищают те импульсы, которые были оправданы во время французской революции и за которые выступали некоторые оккультные школы, теперь же их защищают в ариманически-люциферическом смысле, чтобы поддержать такой общественный порядок, про который человечество полагает, что преодолело его еще в 18-м веке.

Две силы противостоят главным образом друг другу: представители принципа, который был преодолен в конце 18-го века, и представители нового времени. Инстинктивно, это само собой разумеется, большое число людей защищает импульсы нового времени. Поэтому те, кто защищает старые импульсы, импульсы 16, 17 и 18-го столетий, должны бороться искусственными средствами и силами, исходящими из некоторых группово-эгоистических братств. Самый действенный принцип для распространения власти в это новое время — это хозяйственный (экономический) вопрос, принцип экономической зависимости. Но это только внешнее орудие, а на самом деле подразумевается нечто совершенно иное. В чем именно здесь дело, вы можете найти указания в том, что я вам уже говорил. Экономический вопрос связан с тем, чтобы как можно большее число людей сделать армией, защищающей этот принцип.

Есть вещи, которые противостоят друг другу. На Западе в настоящее время борются укоренившиеся в 18, 17 и 16 веках принципы, которые стараются укрыться за революционными фразами, демократическими фразами и под этой маской стремятся захватить как можно больше власти. Благоприятствует этому положению вещей, если большое количество людей, не стремясь видеть вещи, как они есть в действительности, дает убаюкивать себя майей, такой майей, которая может быть выражена словами: сейчас происходит война между Антантой и Центральными государствами.

А ее нет на самом деле, дело идет совсем о другом, о вещах, стоящих за майей как настоящая действительность. Борьба Антанты с Центральными государствами — это только майя, только иллюзия. Все дело в том, что стоит за этой майей, и нужно стараться, хотя бы для себя, понять, что стоит за этой иллюзией, осветив вещи таким образом, как я вам указывал. Всегда прежде всего надо стараться увидеть вещи такими, как они представляются непредвзятому разуму.

Соберите вместе все, что я вам развивал, и тогда одно постороннее замечание, которое я сделал во время лекции, не покажется вам посторонним. Даже когда я сказал, что замечание, которое Мефистофель делает Фаусту: «Я вижу, что ты черта знаешь», — такое замечание он, например, Вудро Вильсону бы не сделал, — вот так, это не постороннее замечание, это нечто, что должно помочь прояснить положение. Эти вещи надо быть в состоянии наблюдать, исключая симпатии или антипатии, надо наблюдать их объективно. И надо, прежде всего, быть в состоянии размышлять о том, в каких событиях и как действуют влияния созвездий и в чем собственная сила, потому что за собственной силой нередко скрыто нечто совсем иное, чем просто за влияниями созвездий. Рассмотрите непредвзято проблему — чего стоил бы мозг Вудро Вильсона, если он не сидел в кресле президента Соединенных Штатов? Если бы этот мозг находился под влиянием другого созвездия, тогда он выказал бы свою собственную силу.

Я, конечно, говорю совершенно отвлеченно, не для того, чтобы характеризовать именно этот случай, мне бы не пришло это в голову в такой нейтральной стране, но, независимо от этого, очень важен вопрос: приобретает ли какой-либо мозг особую цену потому, что он просвещен особой духовной силой и побуждаем к определенным действиям? Имеет ли он тогда больший вес? Или вес его остается тем же, какой покажут гири на чашке весов?

Потому что имеется возможность, не прибавляя веса мозгу, не увеличивая его реальной ценности, просто дать его оживить двойнику. Современному человеку эти вещи покажутся гротескными. Но то, что сейчас гротескно, должно, как само собой разумеющееся, прийти к людям, если некоторые вещи из неблагоприятного потока вольются в благоприятный. И какая польза — говорить об этих вещах! Вы должны знать, что всей болтовней о «космической религиозности», о том, «как велико стремление к ней», о движении, которое «стремится открыть сверхчувственный круг жизни», —всей этой болтовней хотят только напустить тумана на вещи, которые должны войти в мир с полной ясностью, действовать только в ясности и только с ясностью должны быть внесены в практические, общественно-этические импульсы человечества.

Я могу дать вам только отдельные указания. Дальше строить в этой области я предоставляю вашим собственным медитациям. Все, что я сказал, во многих отношениях афористично. Но из такого сопоставления, как приведенный здесь зодиакальный круг, если вы его используете как материал для медитаций, вы найдете возможность  получить очень многое.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Cущество сверхчувственного и загадка человеческой души (Санкт-Галлен, 15 ноября 1917 года).
  • Тайна двойника. Географическая медицина (Санкт-Галлен, 16 ноября 1917 года).
  • Индивидуальные духовные сущности и единая основа мира (Дорнах, 18 ноября 1917 года).
  • Индивидуальные духовные сущности и единая основа мира (Дорнах, 19 ноября 1917 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса