Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Индивидуальные духовные сущности и их действие в душе человека

Индивидуальные духовные сущности и единая основа мира (Дорнах, 18 ноября 1917 года).


Мои дорогие друзья! Вы помните рассуждения, которые мы пытались связать с утверждениями и установками современных психоаналитиков. В этих рассмотрениях мне было важно выявить ясность того, что понятие о бессознательном в форме, господствующей в психоанализе, необоснованное. И до тех пор, пока не справятся с этим понятием бессознательного — чисто отрицательного понятия, — нельзя сказать ничего иного, как только то, что психоанализ работает с недостаточными средствами познания над этим особенно важным в наше время феноменом. А так как, с одной стороны, психоаналитики стараются исследовать духовно-душевное, само понятие о котором, как мы видели, преследуется в общественной жизни, то надо признать, что здесь есть дополнение, значащее больше того, что может дать в этой области университетская наука. Но, с другой стороны, так как аналитическая психология пытается вмешиваться в жизнь через педагогику, терапию и, вероятно, через политику, то опасности, которые связаны с нею, надо принимать как очень серьезные.

Возникает вопрос: что же это такое, к чему исследователи современности не хотят и не могут подойти? Они признают, что есть душевное вне сознания, они ищут душевное вне сознания, но они не могут подняться к признанию самого духа, который не может быть осознан через понятие бессознательного, а неосознанный дух подобен человеку без головы. Я уже обращал ваше внимание на то, что при некоторых истерических состояниях люди, идя, например, по улице, видят только тела встречных людей, но не их головы. Это вполне определенная форма болезни, когда ни у кого не видят голов. Так и между современными исследователями есть люди, которые думают, что видят весь дух, но, представляя его как бессознательного, указывают в то же время, что сами они одержимы безумными представлениями, что будто есть бессознательный дух, будто появится дух без сознания, если мы переступим порог сознания — будет ли это правильным путем, как это много раз описывалось, через духовнонаучное исследование, или болезненно-ненормальным образом, как это бывает в тех случаях, которые предстают перед психоаналитиками.

Когда переступают порог сознания, всегда попадают в духовную область, безразлично, входят ли в подсознательное или сверхсознательное, — приходят в духовную область, но область, в которой дух определенным образом сознателен, развивает ту или иную форму сознания. Где есть дух, там есть сознание. Надо найти условия, в которых находится соответствующее сознание; нужно иметь, как раз через духовную науку, возможность узнать, какого рода сознание имеет та или иная определенная духовность. Восемь дней тому назад мы привели здесь в качестве примера случай с одной дамой, которая, отделившись от своей компании, побежала перед лошадью и прыгнула в реку, чтобы потом, будучи вытащенной, быть доставленной обратно в тот дом, где эта компания была в гостях, чтобы там соединиться с хозяином этого дома, в которого она была подсознательно влюблена, — так вот, в этом случае нельзя говорить, что дух, который не принадлежал сознанию этой дамы, но побуждал и вел ее к определенным поступкам, что этот дух был якобы бессознательным духом или что это было нечто бессознательно-душевное. Ибо это было нечто весьма сознательное. Сознательность этого демонического духа, который привел эту даму обратно к ее незаконному любовнику, была такова, что этот демон был гораздо умнее в своем сознании, чем сама дама в верхнем слое своего, с позволения сказать, сознания. И эти духи, когда человек тем или иным образом переступает за порог своего сознания, суть вовсе не бессознательные духи, но такие духи, которые весьма сознают себя и активно действуют. Они не бессознательны, просто они не охватываются, не воспринимаются тем сознанием, которое живет в нас, для самих же себя они обладают полнотой сознания.

Слова «бессознательный дух», как их употребляют психоаналитики, не имеют смысла. Так же мало можно говорить о духовных существах, живущих вокруг нас, которые захватывают личность, как я говорил в приведенном случае, что они бессознательны. Они подсознательны, они не охвачены тем сознанием, какое живет в нас, но для себя они вполне сознательны.

Для задач духовного познания в наше время необычайно важно знать об этом, потому что знание о духовных областях по ту сторону порога сознания, знание о действительных, сознающих себя индивидуальностях не является завоеванием теперешней духовной науки и потому что это действительно древнее знание. Раньше это знали при помощи старого атавистического ясновидения. Теперь это знают другими средствами, постепенно учатся знать. Знание о реальных, находящихся вне человеческого знания духах, которые, тем не менее, непрестанно находятся в тех или иных отношениях к людям и которыми человек может быть одержим в своих мыслях, чувствовании и воле, — это знание существовало всегда. Однако это знание всегда рассматривалось как некое тайное достояние определенных оккультных братств, которые в своем кругу относились к этому знанию как к строго эзотерическому. Почему они считали это знание строго эзотерическим? Обсуждение этого вопроса завело бы нас теперь слишком далеко. Но все же надо сказать, что отдельные братства, исходя из честного убеждения, всегда полагали, что большинство людей еще не созрело для этого знания. Да, в большей степени это было так. Но многие другие братства, так называемые «левые», стремились к тому, чтобы удержать это знание в своем распоряжении по той причине, что какая-либо малая группа людей, обладающая этим знанием, приобретает тем власть над другими людьми, такого знания не имеющими. И всегда были стремления, направленные на то, чтобы некоторым группам обеспечить власть над другими. Это можно было сделать, объявив известные знания эзотерическими, но использовать их с тем, чтобы простереть власть над чем-то другим.

В настоящее время особенно необходимо иметь ясное понятие об этих вещах. Потому что вы знаете: с 1879 года человечество живет в совершенно особых духовных условиях. Совершенно особо действующие духи тьмы были перенесены с 1879 года из духовных миров в царство людей, и те, которые знают тайны, связанные с этим фактом, и неоправданным образом хранят их в маленьких групках, могут многое с этим учинить. Сегодня я вам покажу, как известные тайны, которые касаются как раз развития нашего времени, могут быть использованы неправильным образом. Вы должны будете тщательно сопоставить то, что сегодня будет сказано с точки зрения истории, с тем, что я к этому добавлю завтра.

Вы все знаете — на это уже давно обращалось внимание в нашем антропософском течении, — что XX-е столетие должно принести человечеству особое отношение к Христу, поскольку в течение XX-го столетия (уже в первой его половине) должно наступить то событие, которое обозначено также в моей первой драме-мистерии: для довольно большого числа людей Христос должен стать реально пребывающим, лицезримым в эфирном мире; Христос станет для них реально лицезрим эфирно.

Мы знаем, что мы живем, собственно, во времена материализма. Мы знаем, что в середине XIX-го столетия этот материализм достиг своей высшей точки. В действительности противоположности должны совпадать. Как раз высшая точка материализма в человеческом развитии совпадает с тем внутренним углублением человеческого развития, которое ведет к тому, что Христос действительно будет видим в эфирном мире. Можно понять, что как раз достижение знания этой тайны о таком лицезрении Христа, о новом отношении, какое должно наступить между Христом и человечеством, должно было вызвать недовольство и сопротивление у лиц, принадлежащих к определенным оккультным братствам. Ибо они хотели это событие, явление эфирного Христа, использовать в своих целях, а потому не хотели сделать это общим достоянием познания всех людей.

Видите, друзья мои, такие братства существуют, и эти братства всегда оказывают свое влияние на общественное мнение, прибегая к тем или иным средствам, производящим на людей поразительное впечатление. И вот, определенные оккультные братства стали распространять мнение, что время материализма скоро кончится и что оно, пожалуй, уже кончается и даже уже кончилось. Бедные, достойные сожаления «разумные малые» (разумные малые, конечно, в кавычках), которые теперь в книгах, на многих собраниях и в обществах распространяют учение, что материализм уже завершился, что люди уже снова кое-что понимают о духе, а сами не могут дать людям большее, чем слово «дух» и несколько фраз. Эти люди стоят более или менее на службе у тех, кто заинтересован в том, чтобы утверждать то, что никак не является истиной, а именно, что с материализмом уже покончено. Это неправда. Наоборот, материалистическое мировоззрение продолжает усиливаться, возрастать, и это будет происходить еще от четырех до пяти столетий.

Я часто уже акцентировал здесь, что является необходимым знать об этом факте, со всей ясностью охватить своим сознанием этот факт. Тогда человечество придет к спасению, если будет основательно знать об этом, будет так работать в духовной жизни, чтобы знать: пятая послеатлантическая эпоха (культура) предназначена для того, чтобы был выработан материализм и вступил во все человеческое развитие. Но тем более этому должно быть противопоставлено духовное бытие. Я сказал в этих лекциях о том, что должны знать люди пятой послеатлантической эпохи: они должны научиться вести вполне сознательную борьбу против вступающего в развитие человечества зла.

Как в четвертой послеатлантической эпохе шла борьба, полемика о рождении и смерти, так теперь должна идти борьба со злом. Речь идет о том, что только вполне сознательное постижение духоведения приводит к пониманию того, что недопустимо ослеплять наших современников, уверяя их, что черт материализма якобы уже исчез. Наоборот, он будет чем дальше, тем все больше усиливаться. Те, кто так неправильно толкуют эти вещи, знают о событии Христова явления не меньше меня, но они относятся к этому явлению по-другому. А чтобы это понять, надо заметить следующее.

Посмотрите, каково стало человечество в эту пятую послеатлантическую эпоху. Совершенно неоправданно широко распространенное мнение, высказываемое многими по своей лени: пока мы живем между рождением и смертью, надо отдаваться жизни; если после смерти мы попадем в какой-либо духовный мир, тогда увидим, как там обстоит на самом деле, а пока мы можем подождать (так говорят многие). Здесь мы наслаждаемся жизнью так, как будто кроме материального мира ничего нет; когда же через врата смерти войдем в духовный мир, тогда уже будет видно, есть ли он действительно. Это так же разумно, как клятва, которую давал один человек: «Я атеист, и это так же верно, как то, что есть Бог на небе». Таково неумное настроение многих, которые говорят: после смерти увидим, что там есть. А до тех пор нет никакой нужды заниматься каким-либо духоведением.

Да, друзья мои, с таким настроением надо было бороться во все времена, оно всегда было опасно, но особенно пагубным является оно в эту пятую послеатлантическую эпоху, в которой мы живем, ибо из-за возросшей силы зла это настроение стало особенно близким человеку.

В то время как человек в современных условиях развития проходит через врата смерти, он берет с собой те условия сознания, которые он создал себе между рождением и смертью. И в действительности, тот человек, который в современных условиях целиком и полностью поглощен представлениями, понятиями и ощущениями, относящимися к материальному миру внешних чувств, осужден в наше время жить после своей смерти лишь в таком окружении, к какому относятся понятия, выработанные им во время его телесной земной жизни. Между тем как тот человек, который усваивал духовные представления, правомерно вступает в духовный мир, тот, кто отказывался принимать духовные представления, должен в известном смысле оставаться в земных условиях, пока научится — а это длится долго — уже там воспринять столько духовных понятий, что сможет быть поднят в духовный мир. То обстоятельство, воспринимаем мы духовные понятия или нет, определяет наше окружение там. Многие из тех людей, которые — и это мы можем сказать лишь с глубоким сожалением — противились воспринять духовные понятия здесь, на Земле, или были лишены этой возможности, они и после смерти остаются связанными с земной сферой, блуждают в ней. И вот тогда душа такого человека, уже не замкнутая в своем теле, не может воспрепятствовать тому, чтобы не производить разрушительные действия, чтобы не стать разрушительным центром, — раз ей доводится жить после смерти в земной сфере.

Итак, дорогие друзья, рассмотрим этот, я хотел бы сказать, более обычный случай, когда при современных условиях в духовный мир приходят после смерти души, которые ничего не хотели знать о духовных представлениях и чувствах; они становятся разрушительными центрами, потому что задерживаются в земной сфере. Только души, которые проникнуты известной связью с духовным миром уже здесь, так проходят через врата смерти, что принимаются правильным образом в духовный мир, удаляются от земной сферы и могут прясть те нити, которые связывают их с оставшимися на Земле и которые прядутся постепенно. Потому что мы должны вполне уяснить себе, что те духовные нити, которые связывают нас с душами умерших, не обрываются после смерти; они становятся более внутренними. Это надо воспринять как самую серьезную, исполненную великого значения истину.

Это опять-таки нечто, друзья мои, что знаю не я один, но знают и многие другие, что именно так обстоит дело в настоящее время. Но есть многие, которые используют эту истину в очень дурном направлении. Так как есть в настоящее время сбившиеся с пути материалисты, которые верят в единственно материальную жизнь, но есть также и посвященные, являющиеся материалистами, распространяющие материалистические учения через братства. Об этих посвященных не должно думать, что они стоят на такой наивной точке зрения, что, духа, мол вообще нет или что у человека нет души, которая может жить и независимо от тела, и совсем без него. Вы можете быть уверены, что тот, кто посвящен в духовном мире, тот никогда не примет столь глупой точки зрения, как вера в пустую материю. Но есть многие, которые в известном смысле заинтересованы в распространении материализма и принимают всевозможные меры, чтобы большинство людей верило только в материализм и полностью находилось под влиянием материализма. И вот, существуют такие братства, возглавляемые посвященными, которые заинтересованы в том, чтобы культивировать, распространять материализм. Этим материалистам чрезвычайно на руку, когда постоянно говорится, что материализм уже побежден. Потому что возможно стремиться к достижению цели, употребляя слова с противоположным смыслом; способы воздействия для достижения цели часто бывают очень сложны.

Чего же хотят такие посвященные, которые ведь превосходно знают, что человеческая душа есть чисто духовное существо, независимое от телесности, и которые, тем не менее, питают и распространяют среди людей материалистические настроения? Эти люди, друзья мои, эти посвященные хотят того, чтобы было как можно больше таких человеческих душ, которые здесь, на Земле, между рождением и смертью восприняли бы только материалистические понятия. Тем самым такие души будут подготовлены таким образом, что после смерти они останутся в земной сфере. Представьте себе, что существуют такие братства, которые все это в точности знают. Эти братства подготавливают человеческие души таким образом, чтобы они после смерти оставались пребывать в царстве материального. Потом эти братства осуществляют такие мероприятия, которые (а это находится в пределах возможностей их гнусной власти) приводят эти души после смерти в сферу власти таких братств. Благодаря этому могущество таких братств чрезвычайно возрастает.

Итак, эти материалисты суть вовсе не такие материалисты, которые отрицают дух, эти посвященные-материалисты вовсе не так неразумны, ибо они превосходно знают, как на самом деле обстоит с духом. Но они побуждают человеческие души оставаться связанными с материей также и после смерти; тогда они могут использовать такие души в своих целях. Так эти братства составляют себе клиентуру из мертвых душ, которые остаются в сфере Земли. Такие души умерших обладают силами, которые можно употребить различным образом, посредством которых можно совершить многое и разное, благодаря чему может быть достигнут совершенно особый размах могущества в глазах тех, кто в эти вещи не посвящен.

Видите, друзья мои, это просто устройство некоторых братств. И только тот, кто разбирается в этих вещах, не даст затуманить себя, не даст внушить себе, что таких братств вовсе нет или что их приемы безобидны. Они совсем не безобидны; вы видите, что указанные оккультные братства очень опасны, они добиваются того, чтобы люди все больше и больше погружались в материализм и чтобы вследствие этого они и после смерти не выходили за пределы земной сферы, но оставались возле Земли. По мысли таких посвященных, люди должны думать что хотя духовные силы есть, но эти духовные силы не что иное, как особые силы природы.

Я хочу охарактеризовать вам идеал этих братств. Надо приложить усилия, чтобы понять это. Представьте себе мысленно мир обычных людей, которые несколько сбиты с толку господствующими материалистическими представлениями, которые немного отпугнуты от старых, испытанных религиозных представлений. Представьте себе такое человечество: оно не может уяснить себе истину о духовном мире; сбитое с толку материализмом, оно не знает, как к нему относиться, как держать себя в отношении духовного мира. Именно оно не знает, как держать себя по отношению к тем, которые прошли врата смерти.

Теперь представьте себе: вот область такого братства. Это братство распространяет материалистическое учение, оно заботится, чтобы люди мыслили материалистически. Этим такое братство воспитывает себе души, которые после смерти останутся в земной сфере, они удерживают таких умерших внутри этих оккультных лож. Умершие становятся спиритуальной толпой, подчиненной этой ложе, и это значит, что ложи создают себе умерших, не уходящих из земной сферы, но остающихся при Земле. Таким образом создаются ложи, которые заключают в себя как живых людей, так и умерших, но таких умерших, которые уже сделались родственными земным силам.

И вот эти люди устраивают спиритические сеансы, руководят ими, как это было во второй половине XIX века, о чем я уже часто говорил вам, что может случиться, что то, что происходит на этих сеансах, управляется из ложи при помощи умерших. Однако по замыслу мастеров, возглавляющих эти ложи, люди не должны знать, что они имеют дело с умершими, но должны верить, что они встречаются лишь с так называемыми высшими силами мира природы, подобными электричеству, магнетизму. У людей хотят отнять настоящее понятие о душе, и им говорят, что как есть электричество и магнетизм, так же есть и высшие силы природы. А все, исходящее от душ, как раз и прячут руководители лож. В результате этого другие «простодушные» люди постепенно впадают в полную зависимость от такой ложи, совсем не зная при этом, от кого они зависят и кто, собственно, ими управляет.

Против подобных вещей нет никакого средства, как только знание об этом. Если о них знают, то уже защищены. Если знают так, что знание является правильным признанием истины, настоящей верой, то уже защищены. Но не надо быть ленивыми и надо действительно добывать знание о подобных вещах. Знать о них никогда не бывает поздно. Я часто обращал ваше внимание на то, что в течение второй половины XIX века многие братства Запада ввели на пробу спиритизм, чтобы выяснить, далеко ли они продвинулись в овладении человечеством. Это было испытание людей. Они ожидали, что на спиритических сеансах люди должны были сказать, что есть «высшие силы природы».

Однако этим членам «левых» братств пришлось разочароваться, так как люди стали большей частью говорить, что не только существуют высшие силы мира природы, но что на спиритических сеансах появляются духи умерших. Это было горьким разочарованием для упомянутых посвященных таких злых братств, ибо именно веру в умерших хотели отнять у людей. Должна была быть отнята не деятельность сил умерших, но сама эта важная и правильная мысль о существовании душ умерших должна была быть отнята. Это было высшее проявление материализма, материализма, который не только отрицает дух, но самый дух хочет приковать к материи. Материализм имеет еще формы, под которыми его уже можно отрицать. Можно сказать: материализм исчез, мы говорим уже о душе, но говорится о душе расплывчатым образом, делают всю природу духом, а важно бросить конкретный взгляд на духовный мир, в конкретную духовность.

Здесь мы имеем начало того, что будет делаться все интенсивнее в ближайшие пять столетий. На этом пока эти злые братства остановились, но они будут продолжать свое дело, если на них не будет наложен запрет, а это может случиться только тогда, если будет преодолена лень в отношении духовного мировоззрения.

Так эти братства до известной степени выдали себя на спиритических сеансах: вместо того, чтобы прикрыть себя, они через них полностью раскрылись; через эти спиритические сеансы выявилось, что затея их еще не удалась. Вот почему самими этими братствами с конца 90-х годов принимаются меры к тому, чтобы дискредитировать спиритические сеансы. Короче говоря, вы видите, что на этом пути средствами духовного мира делается нечто радикальное. Чего при этом хотели достигнуть: увеличения власти, использование некоторых условий, которые должны были выявиться в ходе развития человечества.

Против материализма человеческих душ, против прикованности человеческих душ к сфере земного существования (упомянутые ложи ведь тоже принадлежат к земному существованию) — навстречу всему этому работает великий импульс Мистерии Голгофы. И этот импульс Мистерии Голгофы явится мировым исцелением против материализации души. Это свершение — каковым является путь Христа — не зависит от воли и от замыслов людей. Никакой человек, каких бы он знаний ни имел, никакой посвященный не может иметь влияния на то, что совершает Христос, что являет Он людям в ходе XX-го столетия, о чем я уже часто говорил вам и что вы можете найти в моих драмах-мистериях. Это зависит только от Самого Христа. Христос теперь присутствует как эфирное Существо в земной сфере. Но от человека зависит то, как он относится к Христу. Итак, на это явление Христа никто, даже самый могущественный посвященный, не может оказать какого-либо влияния. Однако можно осуществить такие мероприятия, что люди воспримут это Христово Свершение так или иначе.

Устремления тех самых братств, о которых я только что говорил, которые хотят связать человеческие души с материалистической сферой и тем самым дать Христу пройти незамеченным в XX-м столетии, сделать Его приход как эфирной индивидуальности незаметным для людей, — эти стремления развиваются под влиянием совершенно определенного волевого импульса, а именно: ту сферу влияния, которую должен обрести в XX-м столетии и дальше расширить Христос, они хотят завоевать для другого существа. Имеются западные оккультные братства, которые стремятся к тому, чтобы сделать спорным Христов Импульс и на место Христа поставить некую другую индивидуальность, которая еще никогда не появлялась во плоти на Земле, а является лишь эфирной индивидуальностью чисто ариманической природы.

Все те манипуляции с мертвыми, о которых я вам только что говорил, имеют конечной целью отвлечь людей от Христа, прошедшего Мистерию Голгофы, и отдать господство над Землей другой индивидуальности. Дело идет тут не о каких-либо абстрактных понятиях, но о совершенно реальной борьбе — о борьбе, ведущейся за то, чтобы в ходе развития человечества поставить на место Существа Христа некое другое существо, на весь остаток нашей пятой эпохи, а также на все время шестой и седьмой эпох послеатлантического периода. И вот, к числу задач здорового, честного духовного развития людей принадлежит устранение, искоренение таких устремлений, которые поистине являются антихристианскими. Но здесь надо еще вполне уяснить себе следующее. То другое существо, которое эти братства хотят сделать владыкой, они ведь будут именовать «Христом»! И задача заключается в том, чтобы научиться действительно различать истинного Христа, Который ныне появляется не как воплощенная в физическом теле индивидуальность, от того другого существа, которое еще никогда не воплощалось на Земле, но доходило лишь до эфирного воплощения, существа, которое должно быть поставлено этими братствами на место Христа для того, чтобы Он прошел незамеченным.

Видите ли, это одна сторона нынешнего положения вещей, состоящая в том, что некоторое количество оккультных братств противостоит деянию Христа, добиваясь такого положения вещей, при котором удалось бы заменить Христа другой индивидуальностью. Да, друзья мои, кто рассматривает жизнь только поверхностно, в аспекте споров о Христе и вопросе об Иисусе и т.п., тот не заглядывает в глубины. И людей отуманивают, чтобы отвлечь их от более глубоких вещей, от истинной сути дела. Когда теологи дискутируют о «Христе», всегда в такие дискуссии вступает откуда-нибудь духовное влияние, и эти спорящие люди способствуют совсем другим целям и намерениям, чем они это сознают.

В этом и таится опасность бессознательного, что таким положением вводят людей в заблуждение, в то время как злые братства совершенно сознательно преследуют свои цели, и то, что они творят сознательно, становится бессознательным для тех, кто под этим влиянием затевает различные дискуссии и т.п. Сущности вещей нельзя достичь, толкуя о «бессознательном», потому что это так называемое бессознательное просто лежит за порогом сознания, обычного сознания, и это та сфера, в которой знающие могут действовать и развивать свои намерения. Так что одна сторона положения в том, что ряд братств стремится заменить деятельность Христа деятельностью другой индивидуальности и прилагает все усилия, чтобы достичь этого. Противоположную позицию занимают восточные братства, именно индийские, которые хотят не менее интенсивно вмешаться в развитие человечества. Эти индийские братства преследуют иные цели. Эти братства никогда не развивали той эзотерической практики, которая добивается того, чтобы вовлечь души умерших в сферу действия оккультных сил; это было им чуждо, с такими вещами они не хотели иметь дела. Но, с другой стороны, они не хотят дать высоко подняться христианству, не хотят, чтобы Мистерия Голгофы, с ее Христовым импульсом вступила в развитие человечества. Однако они не хотят, в противоположность западным братствам, вступить в борьбу с Христом (Который был уже один раз воплощен на три года, Который не может быть больше воплощенным на Земле и Который вступит как эфирная индивидуальность в развитие человечества в двадцатом веке) путем противопоставления Ему какой-либо другой индивидуальности. Поэтому они хотят лишь отклонить интересы людей от Христа; эти восточные братства не хотят допустить расцвета христианства, они не хотят, чтобы у людей развился интерес к действительному, прошедшему через Мистерию Голгофы Христу. Умерших в этих восточных индийских ложах не хотят использовать, но там используют существ другого рода.

Видите ли, когда человек умирает, то он затем оставляет свое эфирное тело, которое очень скоро после смерти отделяется от него. Это эфирное тело умершего при нормальных условиях растворяется в Космосе, принимающем его в себя. Впрочем, это происходит не так просто, о чем я уже говорил вам, описывая это с самых различных точек зрения. Случается так, что когда человек после смерти слагает свое эфирное тело, то им могут завладеть некоторые существа. Всевозможные демонические существа стремятся облечься в эфирные тела, которые сложили с себя умершие люди. И вот такие демонические души, облеченные в человеческие эфирные тела, вовлекаются в сферу действия восточных лож. Таким образом, западные ложи имеют дело непосредственно с человеческими душами, прикованными к материи. Восточные же ложи «левого» направления имеют дело с демоническими душами, которые, собственно, не принадлежат земному развитию, но могут вмешиваться в это развитие, будучи облеченными в человеческие эфирные тела, отброшенные умершими.

Экзотерически дело обстоит так, что этому факту придают вид, включающий его в почитание людьми своих умерших родных. Вы знаете, что к оккультным искусствам некоторых братств принадлежит умение вызывать у людей иллюзии; люди совсем не знают того, насколько широко в мире распространены иллюзии, и потому не трудно добиться того, чтобы привести их к почитанию демонов — в форме почитания своих умерших близких родных. Итак, представьте себе такую семью. Член «злого» оккультного братства говорит: надо почитать своих умерших родных. Между тем, вследствие махинаций этой ложи, эфирным телом, которое оставлено умершим членом этой семьи, завладевает демон. И теперь этого демона люди почитают как душу близкого умершего, тогда как это всего лишь демоническое существо, облекшееся в эфирное тело нашего умершего.

Таким образом, мировоззрение людей Востока отклоняется в сторону от Мистерии Голгофы, чего и добиваются своей работой упомянутые восточные ложи. Они хотят, чтобы пришествие Христа как индивидуальности прошло на Земле незамеченным людьми. Они не хотят противопоставить истинному Христу какого-то другого «Христа», но они всего лишь хотят, чтобы явление Христа Иисуса осталось незамеченным людьми.

Итак, с двух сторон ведется борьба против эфирного вступления Христова Импульса в развитие человечества в ходе событий двадцатого столетия. В такие условия поставлено все развитие человечества, а то, что происходит с отдельными личностями, есть только следствие того, что проходит в качестве великих импульсов через развитие всего человечества. Поэтому всегда так грустно, когда людям пытаются внушить: если в них действует так называемое бессознательное, то это какие-то отклонения — я не знаю уж, — сексуальные аффекты или нечто подобное, в то время как в действительности через человечество проходит импульс весьма сознательной духовности, охватывая человечество со всех сторон, но люди остаются бессознательными в отношении него, если кто-то не побеспокоится о них своим собственным сознанием.

К этим вещам, друзья мои, мы должны еще многое добавить. Люди, которые издавна искренне думали о человеческом развитии, такие люди всегда считались с тем, о чем мы сегодня говорили — многого больше не может и не должен делать человек, — и со своей стороны предпринимали правильные действия.

Вот взгляните, исключительно благоприятное место для посвящения себя духовной жизни, которое было надежно защищено от всяких ложных иллюзий, — таким местом была в первые столетия возникновения христианства Ирландия, ирийский остров. Она была ограждена от внешних иллюзий больше, чем какое-либо другое место на Земле. Отсюда в первые века христианства выходило много учителей и распространителей христианского учения. Все эти великие распространители христианства, глубоко проникая в великие импульсы человечества, должны были, однако, учитывать наивность того человечества, среди которого они тогда должны были действовать. Подумайте о том, что заставляло слабоумного Дессоира, не умевшего как следует читать, говорить о 6-ой послеатлантической эпохе. И когда я говорил о 4-м, 5-м, 6-м столетиях, это имело свою глубокую причину, по которой я упомянул как раз эти века, потому что тогда действовали в Центральной Европе ирийские посвященные и подготовляли то, что должно было произойти в будущем. Они находились в известном роде под влиянием того высокого эзотерического познания, которое позволяло им провидеть, что в 15-м столетии (вы знаете — 1413 год) должна наступить пятая послеатлантическая эпоха и что им нужно подготовить современное им примитивное человечество для совершенно нового времени; его надо было сберечь от вредных внешних влияний. Что же сделали тогда, чтобы сберечь это наивное человечество Европы, чтобы окружить его как бы оградой так, чтобы известные вредные влияния не могли в него проникнуть, — что же тогда сделали?

Просматривая эволюцию того времени с современной, вполне просвещенной точки зрения, вы отметите, что постепенно прекратились все морские поездки в Америку из северных европейских стран, которые совершались в старые времена. В старые времена корабли из Норвегии ходили в Америку для вполне определенных целей (я буду об этом говорить завтра), но постепенно дело было организовано так, что Америка была совершенно забыта европейским населением, связь с Америкой совершенно исчезла, и в 15-м веке европейское человечество об Америке уже ничего не знало. Потеря связи с Америкой направлялась из Рима с определенной целью, так как европейское население должно было быть защищено от американского влияния. К этой защите европейского человечества от американского влияния были в значительной степени причастны ирландские монахи, которые христианизировали население Европы как ирийские посвященные.

В древнейшие времена из Америки привозились совершенно определенные влияния, но к тому времени, когда началась пятая послеатлантическая эпоха, как раз надо было, чтобы европейское человечество было свободным от американского влияния и вообще ничего об Америке не знало, верило, что никакой Америки нет. И только когда началась пятая послеатлантическая эпоха, Америка «снова была открыта», как это известно из истории. Это одна из истин, которые вам уже часто встречались, подтверждающая, что то, что в школе изучают как историю, часто только «условная басня». Так вот, это тоже «условная басня», что Америка была впервые открыта в 1492 году. Она была только снова открыта. Только на некоторое, необходимое время, связь с ней была так скрыта. Но знать это все-таки нужно, как обстоит дело и какова была истинная история. Так что Европа была некоторое время очень огорожена, и Европу очень берегли от влияний, которые не должны были проникать в нее.

Это показывает, как важно так называемое бессознательное принимать как нечто весьма сознательное, протекающее за порогом человеческого сознания, каким оно является в ежедневном, бодрственном его состоянии. Теперь уже стало важным, чтобы сегодня большая часть человечества узнала некоторые тайны.

Поэтому в цюрихских лекциях я сказал так много, как только можно было сказать, и зашел настолько далеко, что объяснил, что поскольку историческая жизнь познается людьми не через обычное сознание, но видится как сон, то содержание истории в действительности снится людям, и только тогда, когда люди осознают, что содержание истории им только снится, только тогда эти представления оздоровляются.

Все эти вещи постепенно пробуждают сознание. Те явления, те факты, друзья мои, которые теперь происходят, оправдывают уже эти вещи, нужно только их не проглядеть. Но, к сожалению, люди проходят слепыми и спящими мимо таких фактов, они проходят слепыми и спящими мимо таких трагических катастроф, как теперешняя. Эти вещи я хотел бы вложить более исторически в ваши сердца. Завтра я буду говорить об этом подробнее.

Я хотел бы добавить еще одно представление к только что сказанному о том, какое великое различие существует между Западом и Востоком в человеческом развитии. Я хочу обратить ваше внимание еще на следующее. Видите ли, представители психоанализа много говорят о бессознательном, о подсознательной душевной жизни человека и т.д. Но все это довольно неопределенные понятия. Надо задать вопрос: что же, собственно, находится по ту сторону сознания человека? Что именно там есть? Под этим порогом сознания есть очень многое, и для себя оно является весьма сознательным. Но надо выяснить, какая сознательная духовность находится за порогом сознания. Надо говорить о сознательной духовности по ту сторону порога человеческого сознания, но никак не о бессознательной духовности. Да, надо вполне уяснить, что человек многое имеет в себе, о чем он ничего не знает в своем обыкновенном сознании. И это было бы пагубно для человека, если бы он своим обыкновенным сознанием мог охватить все то, что происходит в нем за порогом сознания. Подумайте, как бы он относился к своей пище и питью, если бы он точно знал все, происходящее физиологически и биологически с момента принятия пищи и так далее. Все это происходит в подсознательном. Даже при этом чисто физиологическом процессе везде действуют духовные силы. Но человек не может ожидать с приемом пищи и питья, пока он будет выяснять, что, собственно, в нем происходит. Дело обстоит так, что для человека большая часть — даже наибольшая часть — того, что есть в его существе, остается бессознательной, или, лучше сказать, подсознательной.

И вот, важной особенностью этого подсознательного, которое мы несем в себе, является то, что при всех обстоятельствах им завладевает некое другое существо. Мы несем через земной мир не только наш состав из тела, души и духа, но незадолго до нашего рождения некое другое существо овладевает подсознательными частями существа человека. И это находящееся в подсознании человека другое существо сопутствует ему от рождения до смерти. Это существо, которое преисполняет собой человека в тех его частях, которые недоступны обыкновенному сознанию, является очень умным и одаренным такой волей, которая очень родственна силам мира природы, более сродни им, чем воля человека.

Я должен упомянуть еще одну особенность этого существа: было бы величайшей опасностью при теперешних обстоятельствах если бы оно могло принять смерть вместе с человеком. В настоящих условиях это существо не может сопутствовать человеку при прохождении последним врат смерти, оно должно исчезнуть из человека незадолго до его смерти — должно, так сказать, тогда спасаться. Однако оно прилагает все усилия так устроить человеческую жизнь, чтобы оно могло завоевать себе и смерть. Но это было бы очень страшным для человеческого развития, если бы это существо получило возможность, умерев вместе с человеком, проникнуть в те миры, куда вступает тогда человек. Если бы это произошло, то принесло бы с собой великие, страшные опасности для людей. Это существо всегда должно раньше уйти от человека, чем человек через врата смерти войдет в духовный мир. Часто это ему очень трудно, и тогда происходят всякие осложнения.

Но оказывается, что это существо, полностью правящее в подсознании человека, очень зависимо от Земли как живого организма. Земля, видите ли, совсем не такое существо, каким ее показывают геологи, минералоги или палеонтологи, — Земля вполне живое существо. Человек видит от нее только костяк — ученые геологи, минералоги и т.д. показывают только минеральный состав Земли, а это — ее костяк. Если они знают о Земле только это, то это равносильно тому, как если бы вы вошли в эту залу и от всего почтенного собрания, по особому устройству вашего зрения, увидели бы только кости, костную систему. Представьте себе, что вы входите в дверь и видите одни скелеты. Не потому чтобы на костях ничего не было, но смотрящий способен видеть только костяк, как будто в его глазах рентгеновский аппарат. Вот так же видит геолог только костяк Земли. Но Земля имеет не только костяк, она живой организм, и эта живая Земля посылает особые силы из центра к своей поверхности, в каждый пункт ее, на каждую территорию. И эти силы, посылаемые вверх от центра Земли, являются тем, что принадлежит к живому организму Земли. И потому, что человек живет в том или другом месте Земли, он приходит в связь с этими силами Земли, — но бессмертная душа человека приходит в эту связь только косвенно. Бессмертная душа человека сравнительно мало зависит от земных условий. Но, тем не менее, она может быть окольным путем поставлена в большую зависимость от различных земных отношений и сил — географических, расовых и т.д. Это происходит окольным путем через то, другое существо, которое завладевает подсознательным человека перед его рождением, оставляя его перед смертью. Этот двойник, которого несет в себе человек, оказывает свое воздействие на него через те географические и прочие особенности, которыми отличается место рождения и жизни того или иного человека.

Это чрезвычайно важно. Завтра мы увидим, как на этого двойника воздействуют различные места Земли и какие это имеет последствия. Я еще раз говорю, что очень важно, чтобы вы крепко связали то, что я сказал сегодня, с тем, что я буду говорить завтра, так как одно без другого едва ли может быть понято. И теперь мы должны попытаться воспринять такие серьезные понятия и настроения по отношению к той реальной действительности, в которой живет душа человека всем своим существом. А эта действительность изменяется различным образом, но от человека многое зависит в том, как она изменяется. И очень важная метаморфоза, друзья мои, это та, когда видят, как человеческие души в зависимости от того, какие они воспринимают понятия между рождением и смертью — материалистические или духовные, — бывают изгнаны к Земле или подняты в духовные миры. Мы должны находить это все больше и больше, если сумеем найти правильное отношение ко всему миру. Это должно лежать не только в основе абстрактного духовного движения, но и в основе конкретного спиритуального движения, считающегося с духовной жизнью определенного количества индивидуальностей.

Мне самому, друзья мои, очень радостно, что такие обсуждения значительны не только для нас, но и для тех наших друзей, которые уже не принадлежат к физическому плану, а прошли через врата смерти, но продолжают оставаться нашими верными членами; что такие обсуждения, как настоящее, проводятся как реальная действительность, все глубже и глубже объединяющая нас с нашими ушедшими друзьями. Я говорю это потому, что мы сегодня должны с любовью вспомнить о кончине фройляйн Штинде, которая так крепко связана со строительством, чьи импульсы так объединены с импульсами нашего строительства и годовщину чьей смерти мы почтили вчера.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Cущество сверхчувственного и загадка человеческой души (Санкт-Галлен, 15 ноября 1917 года).
  • Тайна двойника. Географическая медицина (Санкт-Галлен, 16 ноября 1917 года).
  • Индивидуальные духовные сущности и единая основа мира (Дорнах, 19 ноября 1917 года).
  • Индивидуальные духовные сущности и единая основа мира (Дорнах, 25 ноября 1917 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4395
    Результат опроса