Воззрения, которые мы добыли вчера относительно подоснов кармы, могут быть еще существенно углублены. Мы увидели, что за тем, что обыкновенно воспринимают в отношении человеческой судьбы, стоят высшие миры; и в отношении них обыкновенное восприятие человеческой судьбы подобно знанию человеком лишь букв, а не слов, свойственных какому–либо языку, без которых ему недоступно, скажем, такое произведение как «Фауст» Гете, текст которого состоит из различных комбинаций этих букв. Мы действительно можем ясновидчески узреть за той или иной человеческой судьбой жизнь и творчество высших миров и их Существ. Но эти воззрения могут быть еще более углублены.
Мы уже упоминали о том, что после смерти человек проходит через Лунную сферу, и тогда он живет в сообществе с Первоучителями человечества, находящимися в этой сфере. В течение всей его жизни между смертью и новым рождением он живет совместно с теми человеческими душами, которые также прошли через врата смерти и ведут свое дальнейшее духовное существование между смертью и новым рождением, — а именно с теми человеческими душами, с которыми он каким–либо образом кармически связан. Но человек уже в Лунной сфере живет совместно также с теми Существами, которых мы именуем Ангелами, Архангелами, Архаями; и далее, проходя через следующие сферы, он живет совместно со все более и более высокими Существами. Но не вполне правильно полагать, резко разграничивая, что та или иная небесная сфера в точности уделена какой–либо одной Иерархии. Но в общем можно сказать, что Архаи, Архангелы, Ангелы сопутствуют нам до нашего вступления в Солнечную сферу; и что тут мы потом вживаемся во все то, что мы должны сотворить между смертью и новым рождением совместно с Существами Иерархий Духов Формы, Движения и Мудрости; а затем мы вступаем в жизнь Марса и Юпитера, постепенно вживаемся дальше — теперь несколько неопределенным образом — в сферы Престолов, Херувимов, Серафимов. Какая–либо Иерархия не совпадает в точности с той или иной небесной сферой, с ее светилом. Но имеет значение нечто другое, важное также и для нас, когда мы хотим углубиться в частности кармических закономерностей.
Мы должны усвоить себе одно совершенно определенное представление, которое сперва, может быть, покажется странным, когда исходят из привычек, которые люди имеют на Земле в своих ощущениях и мышлении. Когда мы, как люди, стоим на Земле и вчувствуемся в здешнее существование, тогда мы мыслим, что земное есть непосредственно вокруг нас на поверхности Земли, под поверхностью Земли и меньше — в атмосфере; и мы, исходя из определенного ощущения, направляем свой взор ввысь, когда мы хотим увидеть так называемое сверхземное. Мы тогда, в своей душе, взираем на сверхземное как на нечто такое, что находится вверху над нами, И вот, хотя это покажется странным, но это поистине так; когда мы сами находимся в тех сферах, на которые мы с Земли взираем как на нечто сверхземное, тогда для нас наступает нечто совсем обратное. Тогда из тех сверхземных миров мы взираем вниз на земной мир, в известном смысле во время всего нашего существования между смертью и новым рождением мы взираем вниз на земной мир. Вы спросите: «Но разве мы недостаточно переживали земное уже здесь, на Земле, чтобы во время жизни между смертью и новым рождением взирать из сверхземного мира на это земное, так сказать, словно на какое–то подземное небо?»
Но если захотеть вникнуть в это, тогда надо принять во внимание нечто другое. То, что мы видим здесь, на Земле, когда мы, находясь внутри кожи в нашем физическом теле, живем между рождением и смертью, и что мы видим вокруг себя в мировых далях это, конечно, грандиозно, величественно, это возвышает ум, душу и характер, ввергает нас в трагически–мучительные, исполненные страданий ситуации, это есть богатая жизнь. И стоя здесь, на Земле, человек с легкостью скажет себе: «По сравнению с величием и грандиозностью всего того — в особенности звездного неба с его светилами, — что мы можем таким образом обозреть как наш высший мир, разве не является чем–то незначительным то, что живет внутри нашей кожи и что, как физический человек, присутствует здесь на Земле от рождения до смерти!» — Однако это обстоит вовсе не так для того прозрения, которое мы имеем между смертью и новым рождением. Тогда все то, что для нас, здесь на Земле, есть внешний мир, становится нашим внутренним миром. Мы постепенно возрастаем в своей величине, продвигаясь в космических сферах. То самое, что мы наблюдаем, как самих себя, становится все больше и больше. И если бы мы высказали по–земному, что мы тогда переживаем, то мы должны были бы сказать следующее.
Здесь на Земле мы говорим «мое сердце» и при этом думаем о чем–то таком, что находится внутри нашей кожи. Когда же мы оказываемся в жизни между смертью и новым рождением, тогда мы говорим не «мое сердце», но говорим «мое Солнце». Ибо Солнце тогда, на определенной стадии жизни между рождением и смертью, — после того, как мы возросли во Вселенной, — является в нас таким, каким на Земле есть в нас сердце (и это равным образом относится к остальным небесным светилам в их духовном облике, описанном мною). Наоборот, внешним миром для нас становится все то, что заключено внутри человеческой кожи. Но мы не должны представлять себе, что это тогда выглядит так, как это демонстрирует анатом, производящий вскрытие трупа. Это выглядит вовсе не так, но выглядит величественнее и грандиознее, чем все мироздание, которое мы можем обозреть с Земли как этот внешний мир. В том, что для физических внешних чувств предстает в виде сердца, легких, печени и так далее, — во всем этом с точки зрения, которую мы приобретаем между смертью и новым рождением, обнаруживается некий величественный, могущественный мир, более грандиозный, чем тот, который мы обозреваем отсюда с земной точки зрения.
И выступает еще другое своеобразие. Вот, вы можете сказать: «Но раз каждый человек имеет тогда этот мир, то сколь многие миры будут перенесены туда после смерти, которую претерпевают все люди; значит, после смерти пришлось бы, собственно, узреть бесконечно много миров, когда взираешь на людей после их смерти». Однако тайна состоит в том, что всех тех людей, с которыми бываешь каким–либо образом кармически связан, ты лицезреешь как некий единый мир, как единство. И к этим людям, с которыми бываешь кармически связан, примыкают другие, кармически связанные с ними, которые также более или менее образуют единство; становясь опять–таки связанными с нами, они составляют с нами некое единство. Ибо все становится иным, когда из физически–чувственного мира вступаешь в духовный (сверхчувственный) мир. Конечно, для человека, непривычного к таким ощущениям, многое тут покажется парадоксальным. Однако надо то здесь, то там указывать на своеобразия духовного мира, как они обнаруживаются для мудрости Посвящения. Видите ли, здесь, в физически–чувственном мире, можно вести счет: раз, два, три; можно даже — хотя далеко не всегда — считать деньги в физически–чувственном мире. Но в духовном (сверхчувственном) мире счет, собственно, не имеет смысла. Там число не означает собой ничего особенного; там все есть более или менее единство; и то различие, которое надо проводить между вещами, когда их считают, полагая одно наряду с другим, не существует в духовном мире. Уже многое надо описывать в отношении духовного мира совсем иначе, чем в отношении физически–чувственного мира. И, таким образом, то самое, что здесь физически является человеческими внутренностями, выглядит совсем иначе с точки зрения духовного мира. Строение человека является там величественнее и могущественнее, чем синева неба, видимого отсюда с Земли. И то, что в течение жизни между смертью и новым рождением мы вырабатываем совместно с высшими Иерархиями для ближайшей земной жизни, — это ведь должно быть включено в строение человека, как то душевно–духовное, какое пронизывает и, пронизывая, оживляет строение человека. Ибо как же развивается на Земле эта человеческая жизнь?
Посредством наших родителей мы, вступая из нашего предземного существования в земную жизнь, получаем при рождении по видимости целиком физическое тело. И это могло бы выглядеть таким образом (но в действительности это так не обстоит), как если бы мы со своим душевно–духовным существом спускались из сверхчувственного мира, переходя от предземного существования к земному, и чисто внешне соединились с тем, что приготовили нам родители в физическом мире, — что образовалось в материнском теле. Однако это обстоит не так. В действительности то, что мы имеем в нашем физическом теле в виде физической субстанции, — это ведь непрестанно изменяется. Вам нужно только вспомнить о ваших ногтях и ваших волосах. Вы обрезаете ногти — они же все время постепенно растут. Но это лишь внешнее проявление того, что в действительности человек непрестанно шелушится и снова заменяет изнутри то, что отшелушилось и отброшено наружу: материя непрестанно вытесняется наружу, отбрасывается. И по прошествии семи–восьми лет оказывается, что мы отбросили и заменили новым все то, что имели как физическую субстанцию. Видите ли, дело обстоит так: я был рад семь лет назад держать речь в Бреслау перед некоторыми из присутствующих теперь здесь; эти друзья тогда также сидели на стульях передо мной. Но от той физической материи, которая тогда восседала на стульях, теперь больше ничего нет: вся она отброшена, вся заменена другой физической материей, а то, что осталось, есть душевно–духовная индивидуальность. Она уже была в предземном существовании до рождения на Земле. Она была в предыдущих земных жизнях, она была, так сказать, верна самой себе. Но та субстанция физического тела, которая прежде восседала на стульях, давно развеялась и унеслась в другие места.
Этот обмен физической субстанции, который совершается в период от семи до восьми лет, происходит, начинаясь с рождения. Мы получаем от наших родителей переданным от них именно это субстанциональное, и его формирование происходит до смены зубов. А то, что мы субстанционально формируем потом, — это делаем мы, исходя из нашей индивидуальности. Эта смена зубов есть нечто очень важное. Вы получили от родителей, унаследовали некую модель; эта модель подобна родителям, в ней заключены наследованные свойства. Наша духовно–душевная индивидуальность медленно формирует сообразно этой модели наше второе тело, которое существует от смены зубов до наступления половой зрелости, и тогда оно опять «выталкивается»; затем начинает существовать третье тело. А то, что мы в действительности наследуем так, что определенные унаследованные свойства остаются, — это зависит от того, что мы воспроизводим их в нашем втором теле сообразно родительской модели. То, что мы воспроизводим позднее, — это мы устраиваем в меру того, что мы приобрели в доземном существовании как некое бессознательное искусство формировать человеческий организм, исходя из его тайн. Наше тело до смены зубов не служит ничему другому, как тому, чтобы мы были — согласно нашей карме — похожими на родителей. Но есть тайны, глубокие всеобъемлющие тайны, согласно которым человеческий организм построен как чудесное отображение внешнего небесного мироздания, — мы их узнаем, в их самой внутренней сущности, во время жизни между смертью и новым рождением. И тогда там мы должны научиться при прохождении первой половины нашего солнечного существования такому переживанию прошлого, чтобы, вживаясь во вторую половину солнечного существования, возыметь побуждение выработать основу нашей кармы. Тогда мы взираем в чудесное свершение, которое протекает между нами и Существами высших Иерархий во время жизни между смертью и новым рождением.
Здесь, на Земле, мы окружены минералами, растениями, животными и еще другими людьми; мы шествуем между смертью и новым рождением с другими человеческими душами, как это было описано, но имеем дело тогда не с минералами, растениями, животными, а с Архаями, Архангелами, Ангелами и совместно с ними образуем нашу карму. И в течение всего этого времени мы страстно вглядываемся вниз, в здешний земной мир как в нечто такое, куда направлены все наши душевные силы, устремления, — подобно тому, как мы, здесь на Земле, между рождением и смертью со светлой тоской устремляем взор ввысь к Небесному. И дело обстоит так, что мы, поднимаясь в Лунную сферу, в сферу Меркурия, в сферу Венеры, врастаем в область Иерархий Ангелов, Архангелов, Архаев. В них мы имеем Судей в отношении нашего добра и зла, а также в отношении степени нашей искалеченности. Там мы имеем Судей, выносящих приговор, — там мы прежде всего оказываемся подвластны космическому Суду. Придя в Солнечную сферу, мы приходим к Духам Формы, Духам Движения, Духам Мудрости, которые не просто всего лишь Судьи, но Существа вырабатывающие нашу карму.
Эти Существа — Духи Формы, Движения и Мудрости — обитатели преимущественно Солнца, но вместе с тем они естественно обитатели и всей Вселенной в целом. По своей сущности они принадлежат к духовным (сверхчувственным) мирам. Но требуются «посредники» между духовными мирами и физически–чувственными мирами, и эти «посредники» суть Престолы, Херувимы и Серафимы. Они обладают высшим рангом в духовном Космосе не только потому, что они являются самыми духовно могущественными, то есть в духовном переживании, а также потому, что это духовное, переживаемое ими в духовном мире, они затем осуществляют в физическом мире. Когда мы находимся между смертью и новым рождением, как это я уже описывал, и страстно вглядываемся вниз на Землю, тогда (если мы сознаем это наше вглядывание в земной мир) мы ясновидчески лицезреем то замечательное, что переживают между собой Серафимы, Херувимы, Престолы. Итак, мы взираем вниз, видим глубоко потрясающие нас результаты деяний, которые совершаются между Серафимами, Херувимами, Престолами. Мы постепенно научаемся понимать эти деяния — деяния, которые разыгрываются между Серафимами и Серафимами, Херувимами и Херувимами, Престолами и Престолами и опять–таки Престолами и Серафимами, Престолами и Херувимами, и т.д. Они там свершают нечто, справедливо изглаживающее, о чем мы имеем чувство, что это касается нас (если мы постепенно научаемся понимать это). Что же это такое? Это есть образ того, что получается в мировом свершении из того, чем мы были в минувшей земной жизни в отношении добра и зла. Добро должно иметь добрые последствия, а зло — злые. Серафимы, Херувимы, Престолы взаимодействуя между собой формируют последствия того, что мы посеяли на Земле. То, что мы учинили как злые поступки, имеет злые последствия в космическом бытии. Мы лицезреем Серафимов, Херувимов, Престолов в свершении, являющемся последствием наших злых поступков. И мы постепенно учимся познавать, что в ходе мирового свершения то, что происходит между Серафимами, Херувимами, Престолами, есть небесное изживание нашей кармы прежде, чем мы сможем изжить ее на Земле. Испытываемое нами потрясение усиливается еще и потому, что мы сами говорим со всей той силой, которую мы можем иметь в духовной (сверхчувственной) жизни, какую мы проводим между смертью и новым рождением: «То, что Серафимы, Херувимы, Престолы переживают в их божественном бытии, — это претерпит свое справедливое изглаживание, когда мы испытаем это от самих себя в ближайшей земной жизни».
Так наша карма сперва сверхземным образом переживается Серафимами, Херувимами, Престолами. Да, эти Боги в их духовности суть прежде всего Творцы земного мира. Они должны сперва пережить все это сами. Они переживают это в сфере духовного (сверхчувственного); затем это осуществляется здесь, внизу, в сфере чувственно–физического. То, что мы переживаем как нашу карму, — это сперва переживают в их божественном бытии Серафимы, Херувимы, Престолы, и тем создают сумму сил, которая формирует нашу карму. Так переживаем мы существование в планетарных сферах; так переживаем сперва суд на нами, творимый Архаями, Архангелами, Ангелами. Но тут вмешиваются Серафимы, Херувимы, Престолы, чтобы предварительно пережить в себе нашу карму. И как мы переживаем в себе самих то, в чем мы стали виновны перед миром вследствие наших прежних поступков, так переживаем мы в праобразе, создаваемом Богами, то, что должно свершиться посредством нашей кармы. Это действительно сложное переживание, но оно именно такое, что в основе земной жизни полностью лежит сверхземная жизнь. И тогда, если мы таким образом получаем предчувствие о том, как богата содержанием эта жизнь между смертью и новым рождением, и если мы ее содержание соединим с содержанием земной жизни, — вот тогда мы впервые получаем реальное представление о том, что, собственно, происходит в мире через человека, с человеком, в человеке. Тогда, конечно, наше человеческое самопознание углубляется правильным образом, проодушевляется и одухотворяется. И только тогда, когда то, что происходит в ходе земной человеческой жизни, рассматривается так, что это прозревают на фоне того, что предварительно происходит в духовном мире, — только тогда наблюдают эту жизнь в ее истине.
Вот, мы видим, как здесь, на Земле, выступают люди. Родившись, они становятся детьми; они подрастают; они выступают, вкушая ту или иную жизненную судьбу, творя, работая, неся в себе те или иные способности. Из этих способностей, из действий людей, из мыслей, ощущений людей слагается также историческая жизнь людей в ходе времени. Однако, все люди, которые так вступают в земную жизнь, протекающую между рождением и смертью, — все эти люди проделали более ранние земные жизни, в которых они иным образом переживали земное существование, иным образом с ним обращались, его формировали. Во всех следующих земных жизнях действуют последствия прошлых земных жизней. Но понять всю их взаимосвязь мы сможем только тогда, когда мы направим взор в жизненные эпохи между смертью и новым рождением.
Тогда мы приходим и к верному пониманию истории. Ибо тогда все предстает для нас сразу так, что мы можем сказать себе: «То, что в той или иной земной эпохе выступает как судьба, это приходит из некой более ранней земной эпохи. Каким образом то, что происходит в более раннюю земную эпоху, переходит в более позднюю?» — Историки это давно описывали так, что они изучали и связывали факты, следующие в истории друг за другом. Но тогда вовсе не могли усмотреть, каким образом более позднее происходит из более раннего. Потом пришли другие, сказавшие, что в истории действуют и осуществляются идеи. Однако тот, кто мыслит реально, никак не может представить себе, чтобы идеи осуществлялись. Потом пришли третие и, как представители материалистического понимания истории, сказали, что это — болтовня! Осуществляют себя только экономические взаимоотношения, и из них проистекает все. Пришло механическое, материалистическое понимание истории. Но все это является, собственно, скольжением по поверхности. В действительности же то, что было совершено в более ранние исторические эпохи, переносится в позднейшие самыми людьми. Те люди, которые сейчас сидят здесь, — все они ведь жили в более ранние исторические эпохи. То, что теперь делается с вами, — это есть следствие того, что вы сделали в прошлых жизнях. Так обстоит со всем великим и малым, происходящим в ходе истории. Посредством самих человеческих душ более раннее переносится в более позднее. Благодаря пониманию этого углубляется человеческая концепция жизни: человек может рассматриваться также и как носитель исторического развития. Но так его рассматривать становится возможным лишь тогда, когда в человеческой жизни добираешься до того, что между смертью и новым рождением совершается в небесных сферах Существами высших Иерархий совместно с человеком.
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ
Для наглядности приведу пример. Сравнительно недавно, во время, непосредственно предшествовавшее основанию христианства, был воплощен на Востоке, в индийской жизни, Посвященный. Вследствие того, что эта индивидуальность в своем индийском воплощении имела плохое зрение (надо входить в конкретные частности, когда обсуждаешь кармические закономерности), она все видела вокруг себя более или менее поверхностно. Она находилась внутри мистической индийской жизненной концепции; затем она прошла через другие воплощения, которые имели меньшее значение. А потом она прошла через жизнь между смертью и новым рождением, во время которой все то, что эта индивидуальность отложила в своей душе из индийского поверхностного переживания, сформировалось в сфере Меркурия, отчасти же в сфере Венеры и отчасти в сфере Марса. А у большинства людей дело обстоит так, что карма характерно образуется, происходя преимущественно из одной планетарной сферы. Но тут при взаимодействии этой индивидуальности с Существами высших Иерархий получилось, что при формировании внутренних способностей — при кармическом преобразовании тех способностей, которые некогда произошли из индийского переживания, — работали почти в равной мере сферы Меркурия, Венеры и Марса. Эта индивидуальность выступила в XIX столетии в виде личности Генриха Гейне (1797–1856).
Мы рассмотрели пример, добытый из глубин духовной (сверхчувственной) жизни посредством особенно добросовестного духовного исследования и вынесеный на поверхность. Тупой поверхностный обыватель (филистер) сказал бы: «Это отнимает у меня весь аромат этой личности; я хочу иметь ее в ее элементарных свойствах». Тупой обыватель мог бы это сказать — он тоже имеет свои человеческие права и даже право быть тупым обывателем. Но вглядываясь глубже в факты, мы приходим к тому, что на свет божий выступают подосновы, «заготовки» истинной действительности. И тогда можно уже сказать следующее. Жизнь, также и жизнь отдельного человека, не делается беднее в своем значении, но она становится бесконечно богаче, когда ее наблюдаешь на фоне таких подоснов. Когда действительно наблюдаешь, как из этой проблематичной, фрагментарной жизни Гейне XIX века вспыхивает то, что некогда было индийской инкарнацией и что затем сделалось из нее под всевозможными влияниями в сферах Меркурия, Венеры и Марса как их последствия. При посмертном существовании в сфере Марса то, что в прошлой земной жизни было усвоено как особенная способность, развилось, выработалось в агрессивный ум для следующего земного существования. В сфере Меркурия эта способность кармически преобразовалась в наклонность души порхать над ощущениями и понятиями. И в сфере Венеры в человеческую способность, силу представления могло войти нечто духовно–эротическое.
Итак, мы видим благодаря тому, что мы, обозревая человеческую жизнь, одновременно включаем ее в космическое существование, оказывается, что то, что мы таким образом усматриваем в человеке, поистине не беднее, чем то, что мы имеем при так называемом непосредственном элементарном наблюдении. Это обстоит так, что тогда видишь, как более раннее историческое свершение переходит в позднейшее и как «посредниками» являются миры небесных светил с их Существами. Тогда история не остается набором из тридцати двух букв, но мы научаемся читать ее, когда мы видим, как за отдельными человеческими судьбами стоят деяния Божественных миров в целом; и еще грандиознее, сильнее расширяется историческое становление человечества, когда мы находим вплетающиеся в него отдельные человеческие судьбы.
ВОЛЬТЕР
И возьмем другой пример. Есть одна индивидуальность, приобретшая основательное для того времени образование, когда по Земле через Северную Африку и Испанию распространялся ислам. Тогда в Северной Африке еще существовали школы, подобные той, в какой прежде получил образование Св. АВГУСТИН (354–430), но в то более позднее время эта школа была уже в состоянии упадка. Эта индивидуальность изучала многое из того, что было присуще этим школам и что еще содержало в себе многое, происходящее из древних Мистерий, но уже — в состоянии упадка. Затем эта индивидуальность очутилась в Испании, вступила там в связь с ранней (а не поздней!) еврейской каббалистической школой, опять многое восприняла из этой ранней каббалы и стала духом, который таким образом имел в душе нечто манихейско–каббалистическое и с большой внутренней беглостью этим распоряжался. Эта индивидуальность прошла свое дальнейшее развитие в жизни между смертью и новым рождением — особенно в сообществе с теми существами, которые имеют дело с посмертным существованием человека в сфере Марса. Она усвоила себе во время существования в сфере Марса агрессивный ум, а также, кроме этого агрессивного ума, беглость речи, именно нечто соблазнительное в даре речи — легкость словесного изложения всех возможных проблем, какие она имела в своей душе от прошлой земной жизни. Потом она воплотилась в восемнадцатом столетии и стала ВОЛЬТЕРОМ (1694–1778).
Видите ли, надо знать, что здешнее существование Вольтера восходит к переживаниям, которые были в чем–то подобны тем, какие имел Августин в своей молодости, — и к дальнейшим каббалистическим переживаниям со всем тем ироническим, что было в первоначальной каббале. Надо знать все это и узреть взаимосвязь этих двух земных жизней в том, что лежит между ними — в жизни между смертью и новым рождением. Только это делает для нас мир целостным и вводит нас в действительность. Когда же мы рассматриваем лишь земные жизни, то сперва имеем нечто совсем бессвязное в следующих друг за другом земных жизнях. Не усмотреть, как одна переходит в другую, являясь лишь фрагментами. Ибо то, что лежит между ними, не прозревается. Однако действительность заключает в себе все это. Таким образом, чтобы подойти к действительности, проникнуть в нее, надо не только мир природы, но и человеческое существо наблюдать сообразно его духовным «кулисам».
В этом отношении должно уже быть так, что отныне в наше движение вступает новый вопрос. Когда в 1902 году была основана в Берлине Немецкая Секция Теософского Общества, то я объявил как название моей первой лекции, которую я тогда хотел прочесть, — «Практические кармические упражнения». Да, эта лекция была объявлена, но она не могла быть прочитана из–за существовавших тогда отношений. Тогда были различные старые члены теософского движения, которые имели свои представления о том, о чем можно говорить и о чем не следует говорить; сообразно этому образовалась вся среда, вся атмосфера Теософского Общества. Те, которые были его руководителями, стали бы на голову, если бы я начал тогда говорить о практических кармических упражнениях. Теософское движение просто еще не созрело для этого. Это надо было сперва во многом подготовить. И на самом деле, эта подготовка длилась два десятилетия, даже больше. Но при проведении Рождественской конференции был ниспослан импульс — безоговорочно, напрямик раскрыть то, что может быть исследовано в отношении природных областей духовного (сверхчувственного) мира, а также безоговорочно, напрямик раскрыть то, что может быть исследовано в отношении человеческих областей духовного (сверхчувственного) мира. Поэтому в будущем внутри Антропософского Общества будет безоговорочно говориться о том, в отношении чего уже с самого начала было намерение сказать, но к чему это Антропософское Общество должно было созреть лишь постепенно. Это есть также нечто такое, что как эзотерический процесс (Zug) вступило в Антропософское Общество благодаря Рождественской конференции. Эта Рождественская конференция действительно вовсе не была какой–то игрой, но была принятием новой ответственности со стороны духовной (сверхчувственной) области за антропософское движение.
Видите ли, когда можешь узреть то, что есть в жизни между смертью и новым рождением, тогда как раз благодаря этому можешь уяснить себе — насколько многообразен, насколько многосторонен мир. Ибо когда, с одной стороны, говоришь, что в сфере Марса стимулируются для последующей земной жизни агрессивный ум, мастерство речи, то это есть только одна сторона действительности; внутри марсовой жизни стимулируются также и другие стороны, другие свойства человека. Это имеет место также и у Юпитера. Сферу Юпитера и его Существ переживают, когда обладая прозрением Посвящения, ясновидчески взирают на то, что произошло между 49–м и 56–м годами своей жизни, и затем гасят это самонаблюдение. Тогда уже при виде того, что совершается на Юпитере, можно стать несколько потрясенным. Ибо эти существа Юпитера совсем иные, чем люди. Возьмем только одно качество человека, возьмем мудрость. Люди говорят: мы являемся мудрыми. — Но с каким трудом добывает человек себе эту мудрость! Иметь хотя бы капельку мудрости — как это трудно достижимо. Через сколь многое надо внутренне пробиться, чтобы в какой–либо области приобрести хоть немного мудрости. Все это не является необходимым для существ Юпитера. Они возникают вместе с мудростью — я не могу сказать, что они рождаются; ибо так, как происходит на Земле возникновение человека в виде эмбриона, существа Юпитера не возникают. Вы должны себе представить, что в атмосфере Юпитера есть нечто, подобное таким образованиям, как облака на Земле. Если вы себе представите, что из этих облаков образуются человеческие тела и затем слетают вниз на Землю, тогда это было бы аналогично тому, как на Юпитере из своего рода облаков образуются новые существа, но они образуются так, что словно вылетая из облаков, они имеют своим главным свойством мудрость. Как мы имеем в себе кровообращение, так они имеют мудрость. Однако, она не является для них заслугой, достижением — они просто имеют ее. Поэтому мыслят они совсем иначе, чем люди.
Это действует сперва потрясающе при ясновидческом восприятии существ Юпитера, но затем постепенно привыкаешь. И все на Юпитере пронизано и проникнуто мудростью, как на Земле — воздухом. Мудрость там субстанциональна; она струится на Юпитере в ветре, изливается на Юпитере в бурях, концентрируется в облаках атмосферы. Но это всегда — опять–таки существа, которые вздымаются в образующихся облаках мудрости. В этом живут преимущественно Херувимы, которые в этой связи формируют совместно с человеком его карму. Однако в этом живут также и другие импульсы. Но вот что имеет безусловное значение. То, что человек пережил, сотворил в минувшей жизни, кармически собирается вместе, формируется силами мудрости, но мудрости, сообразной его собственному пониманию. Потом он спускается вниз на Землю и несет на себе отпечаток того, что он приобрел благодаря тому, что он пережитое раньше на Земле собрал вместе и сформировал сообразно собственному пониманию мудрости, — что затем приходит к своему выражению самым различным образом. Также и для этого следует пример.
ГЕТЕ И ЭЛИФАС ЛЕВИ
Есть одна индивидуальность, которая вводит нас в прошлое древней Греции, — в атмосферу школы Платона, но одновременно также и мастерской скульптора. Одну из ее самых важных инкарнаций эта индивидуальность пережила как скульптор в эпоху классической Греции. То, что она тогда пережила, она внесла в ее последовавшие промежуточные воплощения, которые были менее важными. Свою карму для своей последней земной инкарнации эта индивидуальность предварительно выработала в особенности в сфере мудрости Юпитера.
Другая же индивидуальность ведет нас в прошлые времена, когда Америка еще не была заселена европейцами, — ведет в Центральную Америку, в Мексику. Она жила тогда в упадочных Мистериях прошлого исконного населения Мексики. Она училась познанию того, что тогда жило как мексиканские Боги, — когда еще были живыми взаимосвязи тогдашних учеников Мистерий с духовными (сверхчувственными) Существами. Сегодня ученые люди опять говорят (это ведь есть их особенная карма, но для этих людей не особенно счастливая карма) об этих Богах с именами Кветцалькоатль, Тецкатлипока и Таотль; однако из этих описаний получаешь едва ли много больше, чем знание только имен. Но та индивидуальность, о которой я говорю вам, жизненно жила внутри тогдашних, хотя и упадочных, Мистерий. Для нее Бог Таотль, или Кветцалькоатль, был чем–то живым. И на самом деле это были колдовские, живые Существа. И там, в упадочных Мистериях Кветцалькоатля, эта индивидуальность вживалась в их, тогда уже совсем суеверное, магическое содержание; вживалось в такое Существо, как Тецкатлипока (Тецкатлипока был своего рода Змеиным Богом, с которым чувствовали себя астрально связанными), и это становилось для нее интенсивно жизненным. Эта индивидуальность жила как мужчина внутри мексиканских Мистерий, затем в жизни между смертью и новым рождением она прошла через сферу мудрости Юпитера, а потом воплотившись, без промежуточной инкарнации, жила в XIX столетии.
Первая же индивидуальность, которая жила в Греции как мужчина, затем прошла через две промежуточные женские инкарнации. После греческой инкарнации она также прошла в своем посмертном существовании через сферу Юпитера так, как ее мог пройти скульптор, на греческий лад переживающий пластический способ представления, который тогда был действительно жизненным. Пластический подход, который можно было пережить в Греции при скульптурной компоновке фигуры человека, был в сфере мудрости Юпитера запечатлен этой индивидуальностью в ее постижении всего мира, исходя от образования формы; позднее она воплотилась — вместе с ее, запечатленным благодаря Юпитеру, эллинизмом — в человеческом теле и стала ГЕТЕ (1749–1832).
Другая индивидуальность также прошла через сферу Юпитера и также запечатлела в сфере Юпитера то, что можно было пережить в мексиканских Мистериях. Однако в сфере Юпитера не могло возникнуть то же самое из земной жизни, пережитой в Греции так, как я это описал, и из земной жизни, пережитой в Мексике так, как я это описал. И то и другое прошло через сферу мудрости Юпитера, но стало таким, каким оно должно было стать сообразно формирующим силам, происходящим из минувшей жизни. Эта индивидуальность, прошедшая через мексиканские Мистерии, воплотилась, пройдя через сферу Юпитера, как ЭЛИФАС ЛЕВИ (Это — псевдоним аббата А.Л.Констана, писавшего в третьей четверти XIX века.) (1810–1875). Тут вы имеете примечательным образом превращенные в «мудрость» магическо–ритуальные действия, магические культы. Это есть неполноценная карма Юпитера, несмотря на всю ее духовность.
Отсюда можно усмотреть, как взаимодействует то, что человек испытал в земной жизни, и то, чем он стал между смертью и новым рождением. Позднейшая жизнь всецело образуется согласно прошлой жизни, но те же самые сферы могут многообразно перечеканить в карму то, что проделано, испытано человеком в земной жизни. Если так всматриваться в образование человеческой жизни в кармическом смысле, то впервые эта человеческая жизнь открывается в ее глубине. Тогда она обогащается, впервые является во всей своей реальности, — тогда только можно действительно познать человека и человеческую жизнь. |