Эти лекции, читавшиеся только для членов Антропософского общества, предназначаются лишь для тех читателей, которые уже достаточно знакомы с произведениями Рудольфа Штайнера, как с написанными и изданными им в виде книг, так и с его многочисленными лекциями. Эти лекции издаются как материал для собственной работы читателей, и их текст следует в максимально возможной мере стенографической записи. Было решено отказаться от каких бы то ни было примечаний к тексту, чтобы не нарушать интимный характер этих сообщений, предназначавшихся сперва только для устной передачи, а не для печати. В отношении же возможности их воспроизведения Рудольф Штайнер в лекции от 22 июня 1924 года заметил, что это может иметь место не иначе как при дословной их передаче.
Управление наследием Рудольфа Штайнера
Девять лекций в Бреслау (ныне польский Вроцлав) с 7 по 15 июня 1924 г. (по нумерации V тома «Лекций о карме» Рудольфа Штейнера с 8–й по 16–ю лекции). Переводов остальных лекций на русский язык скорее всего нет. Отсутствуют лекции в Праге 29–31.III; 5.IV и в Париже 23–25.V.
Издавая эти лекции для антропософов из СНГ, нам пришлось добавить некоторые примечания, по поводу отдельных персонажей упоминаемых в лекциях, мало знакомых постсоветским читателям. Примечания взяты из «Советского Энциклопедического Словаря» 1990 г. издания и из энциклопедии «Кирилла и Мефодия» 1998 г.
Издатель Ш. С. Еремян
Антропософская мудрость глубже всего проникает в человеческую жизнь благодаря тому, что она указывает на всеобъемлющие космические тайны, — на тайны Вселенной, которые опять космически объединяются в существе человека. Но во всем том, что таким образом, исходя из Космоса, может принести нам свет, сияющий свет, живет нечто такое, что проливает свет не только на ежедневные, но и на ежечасные свершения человеческой жизни и объясняет эту человеческую жизнь в отношении ее судьбы, а также освещает то самое, что непосредственно близко затрагивает человеческое сердце, — затрагивает его, как сказано, ежечасно. Это то, что я хотел бы в эти дни сказать вам, исходя из самых различных точек зрения, об антропософском обосновании тех идей, тех духовных образов, которые могут приблизить к нам карму человека.
Мы знаем, что в человеческую жизнь, протекающую между рождением и смертью, вмешиваются два момента, которые существенно отличаются от всех других моментов этой земной человеческой жизни. Это — момент (конечно, в дословном смысле это — никак не момент, но вы это понимаете), когда человек как духовно–душевное существо опускается в земную жизнь, принимает физическое тело как орудие своей деятельности в земном мире; и он не только облекается этим физическим телом, но, так сказать, превращается в это физическое тело, чтобы суметь действовать на Земле. Это есть начало земной жизни: зачатие и рождение. Другой момент — тот, когда человек уходит из физической жизни, возвращаясь через врата смерти в духовный (сверхчувственный) мир.
Если мы сперва обратимся к этому последнему моменту, то видим, что в первые дни после смерти физическая человеческая форма до некоторой степени сохраняется. Но спросим себя: как то самое, что сперва остается как сохраняющаяся физическая человеческая форма, относится к миру природы — к тому существованию, которое окружает нас во время земной жизни в виде различных царств природы? В состоянии ли эти царства природы, в состоянии ли вся внешняя природа в целом так держаться по отношению к данному останку человеческого существа, чтобы сохранить его в первозданной форме? Нет, к этому природа не способна! Природа единственно и только в состоянии разрушить то, что было построено как человеческая физическая форма со времени вступления человека в физическую земную жизнь, и поэтому со смертью начинается распад той формы, которую человек наблюдает как свою земную форму. Кто дает достаточно глубоко подействовать на свою душу этой вполне очевидной истине, тому откроется, что просто уже в физической человеческой форме заключено доказательство, опровергающее все материалистическое воззрение. Ибо если бы материалистическое воззрение было верным, то можно было бы сказать: природа создает человеческую форму. Сказать это нельзя потому, что природа может только разрушать человеческую форму, не строить ее. И вот из этой мысли может проистечь могущественное впечатление. Оно действует даже тогда, когда, как это очень часто бывает, не приводится в правильной мыслительной формулировке. Но оно живет в подсознании человеческой души, живет во всем том, что ощущают в отношении загадки смерти. Но тогда оно живет, ведя некое энергетическое существование. И антропософия не хочет ничего иного, как эту загадку, подступающую к непредвзятому человеческому уму, довести до той ступени ее разрешения, которая как раз необходима человеку для правильного ведения жизни. Таким образом, она прежде всего просто указывает непредвзятому человеческому духу (уму) на то самое, чем является момент смерти.
С другой стороны, антропософия указывает на момент рождения. Но в отношении момента рождения можно достигнуть представления, тоже соответствующего представлению о смерти, если обратиться к непредвзятому самонаблюдению, направленному на человеческое мышление, распространяющемуся на все, что происходит в физически–чувственном мире. Мы образуем себе мысли обо всем, что происходит в окружающем мире. Мы вовсе не могли бы быть людьми, если бы не образовывали себе эти мысли; ибо благодаря образованию мыслей мы отличаемся от всех других существ, окружающих нас на Земле. Но когда мы постигаем наши мысли при непредвзятом самонаблюдении, тогда они действительно обнаруживаются нам как весьма далекие от всего того, что по–иному окружает нас как нечто реальное. Только представьте себе правильным образом, какими душевно–отвлеченными и холодными становимся мы, когда предаемся мышлению, — в противоположность тому, какими являемся мы, когда всей душой отдаемся жизни. Для непредвзятой души не должно было быть никакого сомнения в том, что мысли как таковые имеют в себе прежде всего нечто холодное, абстрактное, нечто сухое, прозаическое. Но как раз это должно было бы принадлежать к первому медитативному переживанию антропософа — правильным образом рассмотреть нашу мыслительную жизнь. Тогда для него в этой мыслительной жизни выступает нечто такое, что может показаться ему очень похожим на труп, который мы окинули взором. Что же характерно для вида трупа? Вот он лежит перед нами, этот труп. Мы говорим себе: в этом образовании жила человеческая душа, человеческий дух; эта человеческая душа и дух ушли прочь. Как некая оболочка души и духа лежит перед нами то, что является человеческим трупом, но вместе с тем доставляя нам доказательство того, что весь окружающий человека мир никогда не мог бы произвести это образование, — что это образование могло произойти только изнутри самой духовно–душевной человеческой натуры и что оно есть некий остаток от того, чего здесь больше нет. Эта форма сама являет нам следующее: труп вовсе не есть что–то истинное — он есть лишь остаток от истинного; он имеет смысл только тогда, когда в нем живут душа и дух. Теперь же в оставшейся в наличии форме он многое утратил, но такой, какой он есть, он показывает, что в нем жили душа и дух.
Затем направим наш душевный взор на мыслительную жизнь. Она — правда, с несколько иной точки зрения — также явится нам такой, как если бы это было нечто мертвое вроде трупа. Человеческая мысль, если мы непредвзято рассмотрим ее в нас самих, собственно, столь же мало может существовать сама по себе, как и человеческая форма в трупе. Труп сам по себе не имеет никакого смысла, и человеческая мысль, постигающая внешнюю природу, имеет столь же мало смысла, как и труп. Ибо внешняя природа всегда есть нечто такое, что хотя и может быть постигнуто мыслью, но само никогда не может произвести мысль. Ведь не может существовать никакой логики, которая могла бы независимо от всех законов природы усмотреть, что является мыслительно верным и что — ложным. Когда мы здесь, в земном мире, схватываем мысль и верно ее рассматриваем, тогда она является нам как некий труп, как некий душевный труп, подобный физическому трупу, который остается от человека, когда человек прошел через врата смерти. Мы понимаем форму человека только тогда, когда рассматриваем ее как некий остаток, — как то, что живой человек оставил от себя после смерти. Представьте себе однажды, что на Земле существовал один единственный человек, и он умер, а на Землю прилетел некий житель Марса и увидел этот труп: он никак не мог бы его понять. Он мог бы изучить все формы в минеральном, растительном, животном царствах природы и все–таки не понял бы, как могла бы произойти эта форма, которая лежит тут мертвой. Ибо она противоречит самой себе и противоречит она всему внечеловеческому земному миру. Она обнаруживает в себе самой, что она осталась от чего–то иного; ибо такая, какая она есть, она не могла остаться, если бы она всегда была предоставлена только самой себе.
Именно так обстоит и с нашими мыслями. Они не могли бы быть такими, какими они являются, если бы они были тут только благодаря внешней природе. Они суть душевный труп, подобный физическому трупу. Если тут есть некий труп, тогда нечто должно было умереть. Что же умерло? Умерла та форма мысли, которую мы имели прежде, чем спустились в земной мир. Тогда было живым то, что умерло в абстрактной мысли. Мысли души, которая еще не имела никакого тела, относятся к мыслям, какие мы тут имеем, так, как человек, проникнутый душой и духом, относится к трупу. И мы, люди, в физическом теле суть могила, в которой погребена живая душевная жизнь доземного существования. Мысль была тогда в душе живой. Затем душа умерла для духовного (сверхчувственного) мира. Мы несем в себе не живые мысли — мы несем в себе их трупы.
Это есть то, что получается, когда мы идем по другую сторону земной жизни, противоположную стороне смерти, куда мы идем при рождении. Мы говорим себе: духовное в человеке неким образом умирает вследствие рождения; физическое в человеке умирает вследствие смерти. — Тогда мы правильнее говорим об этих фактах, чем об этом обыкновенно говорится в наше время.
Когда мы хотим врата, ведущие в антропософию, искать путем прочувственного обращения души к смерти и таким образом понимаем, что мысль есть труп по отношению к предземной мысли, тогда наш взор на человека расширяется за пределы земной жизни, и мы благодаря этому готовы воспринять антропософское учение, антропософскую мудрость. Лишь потому, что неправильным образом взирают на мысль, которая в земной жизни, правда, еще есть, хотя и как труп (но именно земная жизнь является местом для этого), — потому с таким трупом находят естественный путь к антропософии. Ныне переоценивают мысль, но, собственно, не знают ее, ибо знают ее только в ее состоянии душевного трупа.
И вот, когда направляешь мысли таким образом, как я пытался направить их сейчас, тогда оказываешься с силой повернутым, обращенным к двум сторонам вечной жизни человеческой души. Ведь мы, если в взять корне, исходя из человеческих надежд, имеем только одно слово в современном языке для обозначения той половины вечности, которая теперь начинается и дальше не прекращается. Мы имеем только слово «бессмертие», так как человека нашей эпохи преимущественно интересует то, что происходит после смерти. Он теперь тут, и это связано со всеми его жизненными интересами — познать то, что происходит после смерти. Но в ходе развития человечества были времена, когда человека интересовало еще нечто иное. Сегодня говорит себе больше эгоистически мыслящий человек: «То, что наступает после смерти, это интересует меня, ибо я хотел бы знать, буду ли я жить после смерти; а то, что было до рождения или до зачатия, меня не интересует».
Ибо он, человек, сегодня тут, поэтому о предземной жизни он размышляет совсем не так, как о посмертной жизни. Но к высшему существу человеческой души принадлежат обе эти стороны: Бессмертие и НЕРОЖДЕННОСТЬ. Древние, изначально мистериальные языки тех людей, которые — соответственно их эпохе — еще видели сверхчувственный мир, имели соответствующее слово также и для нерожденности души. Мы должны сперва нечто отвоевать себе благодаря тому, что направляем мысли в таких направлениях. Но благодаря этому мы оказываемся также приведенными к совсем другой закономерности, чем природная закономерность, как она существует в человеке, — оказываемся приведенными к человеческой судьбе.
Перед нашей душой человеческая судьба сперва выступает лишь так, что кажется, совершенно случайной, — она изживает себя словно случайно. Мы совершаем то или иное, исходя из того или другого импульса, и в отношении обычной жизни мы должны сказать следующее: «В бесчисленных случаях происходит так, что хорошему человеку выпадают тяжкие, мучительные, трагические жизненные опыты; и наоборот, тому человеку, который вовсе не имел благих намерений, достаются как раз хорошие, а не плохие, жизненные опыты». Взаимосвязь между тем, что душевно исходит от нас, и тем, что достается нам в порядке судьбы, — эту взаимосвязь, мы живя в обыкновенном сознании, как известно, не прозреваем. Мы видим, как на доброго человека могут обрушиться наихудшие удары судьбы, а злому часто достается доля относительно хорошей судьбы. В процессах мира природы мы усматриваем необходимость, с какой последствия наступают за причинами, но мы не можем усмотреть этого в духовном отношении, как вплетенное в нашу моральную жизнь. И тем не менее, если мы опять и опять непредвзято взглянем на окружающую жизнь, то мы также заметим, что судьба разыгрывается таким образом, что мы должны сказать себе следующее: «судьба ПРОТЕКАЕТ ТАКИМ образом, КАК ЕСЛИ бы МЫ САМИ ИСКАЛИ ЕЕ!»
Надо только быть совершенно непредвзятым в отношении самого себя. Оглянемся на себя в какой–нибудь момент жизни, достигнутый в этой инкарнации, — взглянем на прожитую жизнь. Скажем, пусть кто–то достиг пятидесятилетнего возраста, и он непредвзято обозревает эти пятьдесят лет своей жизни вплоть до детства; тогда можно заметить, как вследствие некоего внутреннего влечения человек, собственно, сам пришел ко всему тому, что его постигло. Замечать это неприятно. Но прослеживаешь события в обратном направлении и видишь, что в отношении того, что было решающим в твоей жизни, надо сказать себе следующее: «Подобно тому, как в пространстве идешь к некоему пункту, словно к цели, так в ходе времени ты двигаешься к этим событиям». Кармическое проистекает уже из нас самих. Отсюда вполне понятно, что когда такие повзрослевшие люди, как друг Гете Кнебель, говорят себе: «Когда наблюдаешь эту человеческую жизнь, то оказывается, что она протекает вполне планомерно». Конечно, этот план не всегда таков, что, оглядываясь на него, скажешь себе: «Если это прошлое так выглядит, то я готов опять поступать таким образом». Однако, когда всматриваешься в конкретные поступки, всегда видишь, что последующие примыкают к предыдущим, проистекая из внутренних влечений человека — и вот таким образом совершается, что то или иное событие вторгается к нему жизнь.
Так приходишь к прозрению того, что совсем другая закономерность, чем наблюдающаяся в мире природы, находит свое выражение через нашу морально–душевную жизнь. Благодаря всему этому человек может затем создать в себе такое настроение, какое должно привести его к встрече с духоиспытателем, который, исходя из ясновидческого восприятия духовного мира, умеет так обрисовать формирование судьбы (кармы), как естествоиспытатель формулирует законы природы, исходя из наблюдения природных процессов. Именно это постижение духовной закономерности, действующей во Вселенной, и является задачей антропософии в современности.
Вот об этом прежде всего надо сказать пару слов в порядке введения. Вы помните, что я (например, в «Тайноведении» а также и в другом контексте) излагал, что то, что теперь светит нам извне с неба в виде Луны, некогда было соединено с Землей, и что затем во вполне определенный момент времени физическое лунное тело отделилось от Земли. Луна в будущем опять соединится с Землей. Но в прошлом отделилась от Земли не только физическая Луна, но вместе с ней ушли известные существа, обитавшие на Земле тогда, когда физическая Луна была еще соединена с Землей. Если мы возьмем то, что как духовное достояние живет внутри человеческого развития, то мы благодаря этому наблюдению все больше придем к выводу, что хотя современное человечество и является чрезвычайно толковым, оно не обладает мудростью. Духовное достояние с его благами — пусть не в рассудочной форме, а больше в поэтически–образной форме, — было некогда, в начале развития человечества, распространено среди людей Земли великими Учителями. Эти Первоучителя человечества жили не в физическом человеческом теле; они воплощались только в эфирном теле, и их общение с людьми было иным, чем между физическими людьми. Эти Учителя странствовали по Земле в эфирном теле. Человек, которым они руководили, чувствовал в своей душе их близость. Он чувствовал, как в его душу нечто вступает, — нечто вроде инспирации, внутреннего воссияния истин и видений. Духовным образом учили людей Первоучителя человечества. В то время развития Земли дело обстояло так, что различали людей, которых можно увидеть физически, и людей, которых не увидеть. Не притязали на то, чтобы физически увидеть тех невидимых Учителей, так как люди тогда обладали даром воспринимать учения от них, не видя их самих. Можно было слышать эти учения звучащими изнутри собственной души, и тогда люди говорили себе: «Когда приходят эти учения — это значит, что ко мне приблизился один из Первоучителей человечества». Люди не имели каких–либо внешних восприятии от этих Первоучителей; с ними встречались только в духовном (сверхчувственном) восприятии. Нельзя было физически пожать их руку, но при встрече с ними можно было почувствовать нечто вроде духовного рукопожатия.
Эти Первоучителя преподали человечеству великие учения мудрости, сохранившиеся лишь в их отзвуке в Ведах и философия Веданты. Даже эти великие учения Востока суть лишь отзвуки. Некогда среди человечества Земли была распространена изначальная мудрость, которая потом была утрачена, чтобы люди впоследствии из самих себя, в свободном волении могли снова доработаться, подняться до Духа. Свобода человеческого существа была бы невозможна, если бы Первоучителя оставались на Земле. Поэтому они по прошествии сравнительно короткого времени после отделения Луны от Земли последовали за Луной, избрав ее своим местом обитания. Они стали важнейшими обитателями этой Лунной колонии с тех пор, как они оставили Землю, предоставив людей самим себе. Но если мы с тех пор больше не встречаем этих великих Первоучителей здесь, на Земле, тем не менее мы как люди, идущие от одной земной жизни к другой, встречаемся с ними очень скоро после того, как прошли через врата смерти.
Я уже описывал переживания человека, проходящего через врата смерти и оставившего физическое тело: эфирное тело расширяется все больше и больше, становится все больше и больше и при этом — все тоньше, и, наконец, исчезает во Вселенной. И уже через несколько дней после смерти мы чувствуем, что, сложив с себя эфирное тело, мы существуем не на Земле, а в непосредственном окружении Земли. Через пару дней после смерти мы чувствуем себя живущими не на теле Земли, но так, как если бы эта Земля расширилась до орбиты Луны. Мы чувствуем себя на некой увеличившейся Земле, и мы чувствуем Луну уже не как отдельное тело, но мы чувствуем всю Лунную сферу как нечто единое и орбиту Луны — лишь как границу этой сферы. Земля просто увеличилась до размеров Лунной сферы и стала сверхчувственнее. Теперь мы находимся в Лунной сфере и в ней остаемся более долгое время после своей смерти. Тут мы прежде всего опять встречаемся с теми духовными существами, которые в начальный момент земного существования человека были его Первоучителями. Первые существа, которых мы после нашей смерти встречаем в Космосе, суть эти Первоучителя людей; мы вступаем в их область. И это приносит нам примечательный опыт переживаний.
Можно было бы думать, что посмертное существование человека, длящееся определенное время (о его сроках я еще буду говорить), является чем–то тенеподобным по сравнению с земной жизнью. Эта земная жизнь кажется нам ведь такой крепкой; мы повсюду можем осязать вещи, хватать их — они являются плотными; сам человек — тоже плотный, компактный. Мы обозначаем как реальное то, до чего мы можем дотронуться и что можем по–настоящему схватить. И вот эта крепкая земная жизнь является нам после того, как мы прошли через врата смерти, собственно, подобной сновидению. Ибо вступив описанным образом в Лунную сферу, мы вступаем в существование, оказывающееся для нас гораздо более реальным и насыщенным действительностью, чем Земное. И это происходит потому, что Первоучителя человечества продолжают свое существование в Лунной области, пронизывают нас своим собственным бытием и дают нам пережить все гораздо реальнее по сравнению с тем, как мы, живя на Земле, переживаем здешние вещи и события. И что же именно мы там переживаем?
Видите ли, земную жизнь мы переживаем, собственно, лишь фрагментарно. Когда мы оглядываемся назад своим обыкновенным сознанием, то она кажется нам как бы единым потоком. Но как же мы жили? Мы жили так, что за днем следует ночь. Но об этом обыкновенное сознание не вспоминает. Потом снова наступает день, затем — опять ночь, и так идет дальше, а мы в своем воспоминании собираем только дни. В истинном воспоминании своего прошлого мы должны всегда иметь ввиду, что дни прерываются тем, что мы пережили ночью, — что дни всегда прерываются ночами. Обыкновенное сознание этого не делает — и с некоторым правом, ибо во сне оно бывает заглушено. Когда же мы находимся среди этих лунных существ, которые некогда были Первоучителями человечества, тогда мы переживаем как раз то самое, что мы испытывали по ночам, здесь на Земле. Человек, который не является соней, проводит в состоянии сна около трети своей земной жизни. Однако в точности столь же длится его посмертная жизнь в Лунной области, а именно одну треть земной жизни. У человека, дожившего до двадцати лет, она длится около семи лет, а у человека, дожившего до шестидесяти лет, — около двадцати, и так далее. Там он живет среди этих существ, там они пронизывают его своим бытием.
Но чтобы понять, что там делается, надо сперва вникнуть в то, что именно происходит, когда человек оставляет физическое тело. Об этом может сказать Посвященный и может сказать умерший, ибо умерший оставляет физическое тело и при этом проходит через эту часть пространства. В то мгновение, когда оставлено физическое тело, вступают как раз в то самое, что есть вне этого физического тела. Если я стою здесь и оставляю свое физическое тело, тогда первым, внутри чего я оказываюсь, будет вот этот стол и затем все то, что меня окружает. Я оказываюсь внутри того, что наполняет окружающий мир, и чем дальше, тем глубже, но — только не внутри собственной кожи. То самое, что прежде было моим внутренним миром физического человека, — это становится моим внешним миром, а все, что прежде было моим внешним миром, становится моим внутренним миром. Также и моральное становится моим внешним миром.
Представьте себе, что я, как злобный парень, дал кому–то пощечину; и вот в обратном посмертном переживании я достиг сорокового года своей жизни, когда я нанес ему удар, который произвел на него страшное моральное впечатление. В своей земной жизни я, может быть смеялся над этим. Теперь же я переживаю не то, что я сам пережил тогда, но я переживаю то, что пережил он как физическую боль, как моральное страдание: я полностью в нем. Это бывало в действительности во время каждой ночи, но только это остается в подсознании — остается образом, который мы по–настоящему не переживаем. Теперь же после смерти мы становимся пронизанными субстанцией великих Первоучителей, которые обитают на Луне. Тогда мы испытываем переживания гораздо более интенсивно, чем здесь, на Земле. То, что было здесь, на Земле, подобным сновидению, становится сильнейшей реальностью; мы переживаем ее. Эту интенсивную реальность переживает также и тот человек, который благодаря достигнутому ясновидческому сознанию может жить совместно с умершим дальше после его смерти благодаря тому, что он может его сверхчувственно лицезреть, подняться до инспирации. Тогда можно пережить то, как люди после смерти встречаются с гораздо более интенсивной реальностью, чем до смерти. Пережить то, что испытывает человек после смерти, — это действует гораздо сильнее (если это действительно можешь пережить), чем какие бы то ни было земные впечатления. Вот пример этого.
Кое–кто из вас, пожалуй, знает мои драмы–мистерии и фигуру Штрадера в них. Образ Штрадера срисован из жизни. Похожая личность существовала, и она чрезвычайно интересовала меня. Я просто проследил жизнь этой личности, которую и передал — естественно видоизменив поэтически — в образе Штрадера. Вы знаете, что я написал четыре драмы–мистерии. В четвертой Штрадер умирает. Эта четвертая драма–мистерия была написана мною в 1913 году, исходя из переживания, что я не мог поступить иначе, как дав Штрадеру умереть. Почему же? Ну пока человек, бывший прообразом Штрадера, жил здесь, в физическом мире, мой взор был направлен на него. Но тем временем он умер. Он так интересовал меня, что я стал прослеживать дальше его посмертную жизнь. И впечатления, полученные от этой жизни после смерти, были настолько сильными, что они полностью погасили у меня интерес к тому, кем он был во время земной жизни. Это обстояло не так, что я утратил прежнее участие, но это участие к нему не было достаточным, чтобы не поблекнуть перед могущественными впечатлениями от его переживаний после его физической земной смерти, которые прослеживались мною. Я должен был дать умереть Штрадеру (в конце четвертой драмы–мистерии), ибо перед моими глазами был его прообраз, — как он жил дальше после смерти: и это производило гораздо более сильное впечатление, чем его минувшая земная жизнь.
Видите ли, это было изжито мною и практически. Нашлись другие, которые отгадали, кто именно является прообразом Штрадера, и они самоотверженно занялись изучением, собиранием научного наследия оставшегося от этого прообраза Штрадера. Они принесли это мне, чрезвычайно радуясь своему открытию. А я, так сказать, непроизвольно держался с ними несколько невежливо, ибо меня это совсем не интересовало: с того момента, когда выступили впечатления от жизни после смерти, они погасили все те остатки земной жизни умершего, которые были принесены мне друзьями. И вот эти впечатления так действуют потому, что в умершего вступает субстанция лунных существ, и тогда эти впечатления заглушают все, что можно пережить в земной жизни. Итак, в посмертной жизни человек переживает как сильнейшую реальность справедливое возмещение его поступка. То, что этот последний означает для другого человека, он переживает сильнее, чем то, что он сам испытал.
Из этого посмертного переживания, через которое мы проходим в сфере великих Первоучителей человечества, образуется первый зачаток кармы. Там мы принимаем намерение: то, что мы сделали, — это должно быть нами самими возмещено, изглажено. Там впервые выступает то, что намерения окажутся действительными в жизни. Здесь в земном мире доброе действие не обязательно влечет за собой добро (благо), а злое — зло. С момента же когда мы вступаем во внеземной мир, оказывается, что, находясь внутри мира, гораздо более реального, чем земной, мы принимаем как решение то, что живет в нас как следующий импульс: «Ты должен то самое, что ты сделал и что теперь является тебе с противоположной стороны, изгладить». В тот момент, когда нами принимается такое решение, закладывается реальная причина для изглаживания в позднейшей жизни того, что мы натворили.
Я хотел бы описать вам, как постепенно образуется карма. Первое время, которое мы проходим после смерти, мы переживаем именно таким образом, что намерение осуществить нашу карму мы принимаем благодаря совместной жизни с лунными существами, действующими в нас. Так я хотел бы конкретно описать вам те этапы, проходя которые человек во время между смертью и новым рождением изглаживает, выправляет свою карму. |