Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Эзотерическое рассмотрение кармических связей. Том IV

Последняя речь «Обращение в канун Дня Михаила» (Дорнах, 28 сентября 1924 года).


Вчера и позавчера я не смог говорить с вами. Но сегодня, когда действует настроение святости наступающего Михайлова дня, которое должно завтра воссиять в наших сердцах, в наших душах, я все же не хотел бы допустить того, чтобы не сказать вам, мои дорогие друзья, хоть несколько слов.

То, что я могу это сделать, стало осуществимым только благодаря самоотверженному уходу нашего друга, врача ИТЫ ВЕГМАН 1). И вот я надеюсь, что я сегодня все же буду в состоянии сказать то, что мне очень хотелось бы высказать вам в торжественном настроении этого праздника или в связи с ним.

В последнее время мы много говорили, мои дорогие друзья, о вступлении в ход жизни людей, в ход их душевной жизни, токов сил Михаила. И это будет, можно сказать, одним из прекраснейших достижений антропософского распознавания знамений времени, если мы будем в состоянии добавить к другим годичным праздникам еще и верные по своему настроению праздники Михаила. Но это станет возможным лишь тогда, когда то могущественное, что заключено в Михаиловой Мысли, которое сегодня еще только чувствуют, только еще предчувствуют, когда это могущественное перейдет в души ряда людей, которые затем и смогут стать верным человеческим источником для создания такого праздничного настроения у людей.

В настоящее время мы можем создать такое, можно сказать, Михаилово настроение, отвечающее времени Михаила, если мы отдадимся мыслям, подготовляющим нас к грядущему для человечества будущему празднику времени Михаилу. И также, подготовляющие нас мысли возникают в нас особенно живо, если мы направим свой взор на то, что в течение этого столетия может быть осуществлено для развития человечества теми душами, которые в действительности с верным настроением чувствуют себя привлеченными к течению Михаила.

И то, что вы, мои дорогие друзья, поскольку вы честно склоняетесь к антропософскому движению, принадлежите к этим душам, — объяснить это вам и было как раз моим стремлением в течение последних недель, особенно в тех лекциях, в которых я говорил кое о чем из Кармы самого Антропософского Общества.

Мы можем указать еще на нечто и сделаем это как раз сегодня; мы можем указать на нечто такое, благодаря чему перед нашей душой предстанут существа, которые внутренне связаны и будут еще в дальнейшем всегда связаны с тем, что мы здесь описали как течение Михаила; мы можем направить свой взор на существ, оказавших большое влияние на значительную часть человечества, по крайней мере в течение своих двух следующих друг за другом инкарнаций, — на существ, которые для нас, только после того, как мы познали их, как следующие друг за другом инкарнации одного и того же существа, объединились уже в некое единство. 

ИЛИЯ — ИОАНН — РАФАЭЛЬ — НОВАЛИС 

Если мы направим свой духовный взор во времена древности, то мы увидим всплывающую перед нами в иудейском предании пророческую натуру ЭЛИА (в русской канонической передаче — ИЛИЯ). Мы знаем, какое значение имела эта целеустремленная сила пророка Элиа для народа Ветхого Завета, а тем самым для человечества вообще. И мы уже указывали, как в течение времени, в важнейшие моменты земного развития человечества, Это существо, которое некогда было в Элиа, появилось опять, появилось так, что то посвящение, которое оно должно было получить для блага развития человечества, могло быть дано ему самым Христом Иисусом, — как это существо Элиа опять появилось в ЛАЗАРЕ-ИОАННЕ, что это есть одна и та же фигура (1) (Gestalt), как вы это можете усмотреть уже из моей книги «Христианство как мистический факт». В дальнейшем это существо опять появляется в том, имеющем мировое значение, художнике, который, благодаря Мистерии Голгофы, смог так необычайно выразительно и возвышенно развернуть свое художественное творчество. И затем мы видели, что то, что жило в глубоко христианских импульсах, как сущность самого христианства, жило в РАФАЭЛЕ 2), стремясь выразить себя в красках и формах, — как это опять воскресло в поэте НОВАЛИСЕ; и через Новалиса открывалось в чудесно прекрасных словах то, что Рафаэлем было явлено в прекрасных красках и формах. Мы видим следующее друг за другом появление таких существ, которые в свете идеи о перевоплощении объединяются в одно.

Мы знаем — ибо я уже часто обращал здесь на это внимание, — как человек, когда он прошел через врата смерти, вступает в миры небесных светил; как то, что мы обозначаем внешне, в физическом смысле, как небесные светила, есть внешний знак для неких духовных миров, взирающих с небесной высоты на нас, но которые вместе с тем всегда и всюду принимают участие в развитии человечества.

Мы знаем, что человек проходит через сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна с тем, чтобы после того, как он выработал свою карму совместно с Существами этих сфер и с теми человеческими душами, которые также находятся там, как отошедшие от земной жизни, опять возвратиться к земному существованию.

Бросим свой взгляд, исходя из этой точки зрения, на Рафаэля, как он, пройдя через врата смерти, вступает в сферу мира небесных светил, в сферу духовного развития, как он вступает со своим, уже на Земле по-небесному сияющим, художественным дарованием, и тогда мы увидим следующее: мы увидим, как Рафаэль, вступая в лунную сферу, вступает также во взаимоотношение с теми духами, которые обитают на Луне и которые являются духовными индивидуальностями, бывшими некогда великими учителями человечества, мудростью которых Рафаэль был глубоко инспирирован еще как Элиа; мы видим, как он совместно с этими существами Луны, а также со всеми теми душами, совместно с которыми он прошел и пережил более ранние ступени земного бытия, достигает духовного единения со всем тем, что суть духовные первоисточники Земли, со всем тем сущностным, что вообще только и сделало возможным бытие человечества и пронизание земного Божественным; мы видим Рафаэля, так сказать, в кругу «своих», — связанного с теми, с кем он в бытии Элиа охотнее всего общался, ибо это были те, кто в начале существования Земли определили цель этой жизни Земли.

Затем мы видим его странствие через сферу Меркурия. Там он, находясь с великими космическими Целителями, преобразует для своей духовности все то, что уже делало его способным создавать в красках и линиях столь здоровое, столь бесконечно целительное. Все то, что он написал красками как картины или фрески, все то, что он написал к великому утешению и бесконечному восторгу людей понимающих, все, что было исполнено таким сиянием, излучением света, — все это предстало теперь перед ним во всем его космическом значении, которое он мог постигнуть благодаря прохождению через сферу Меркурия.

И вот он, развивший на Земле такую любовь к искусству, совершенно отдавшийся любви к краске и к линии, перешел потом в сферу Венеры, которая, в свою очередь, любовно перенесла его далее к тому солнечному бытию, которое жило в его, известных нам доселе, прежних инкарнациях, — к тому солнечному бытию, благодаря которому он, как пророк Элиа, принес человечеству через свой народ великие целеустремленные истины.

Мы видим, как он может опять жить в солнечной сфере, но теперь иным образом, чем когда он был на Земле соучастником Христа Иисуса и пережил то, что он стал из Лазаря Иоанном благодаря Посвящению, совершенному Христом Иисусом.

И мы видим, как он лицезреет словно воссияние Вселенского света, проникающего своими лучами в его, испытывающее космическое преобразование, человеческое сердце, то, что он написал некогда красками в таком сияющем свете для верующих Христа Иисуса.

И мы видим далее, как он в сфере Юпитера пронизывает мудростью то, что таким образом обрел на основе своей жизни; мы видим, как он в состоянии мудро достичь единения с такими духами, как ГЕТЕ, позднейший Гете, но также и с такими духами, которые шли более или менее окольными путями, однако, обращаясь к тому, что есть Сущность мира, что есть мировой Разум, и переводя это в магическое. Мы видим, как он заложил там основы своего магического идеализма, в сопереживании эволюции того, кто стал позднее ЭЛИФАСОМ ЛЕВИ. Мы видим, как он участвует во всем том, что тогда там жило в СВЕДЕНБОРГЕ. И вот что замечательно, мои дорогие друзья, что глубоко значительно: такой, исполненный совершенной преданности к Рафаэлю, человек, как ГЕРМАН ГРИММ, пытался четыре раза написать жизнеописание Рафаэля. И никогда ему не удавалось обрисовать земную жизнь Рафаэля действительно так, чтобы он сам был бы этим удовлетворен. Между тем, он прекрасно закончил жизнеописание МИКЕЛАНДЖЕЛО. Он, этот Герман Гримм, снова и снова пишет жизнеописание Рафаэля, все оказывающееся никак неудовлетворяющим самого автора.

Появляется его первая книга о Рафаэле, которая должна была бы стать его биографией. Но что же это такое? Он дает перепечатку старых анекдотов ВАЗАРИ 3) о Рафаэле. И он не дает биографии Рафаэля, он дает нечто совершенно другое: он дает картину того, чем стал Рафаэль здесь, на Земле, после своей смерти в глазах людей, в их почитании, в их признании, в их понимании. Герман Гримм рассказывает о том, что люди думали о Рафаэле, как думали о нем в смене столетий итальянцы, французы, немцы. Он дает биографию мыслей о Рафаэле людей, живших здесь, на Земле, после смерти Рафаэля. Он находит доступ к тому, что осталось от Рафаэля в людских воспоминаниях, в людском почитании, в понимании его людьми; но он не находит возможности изобразить земную жизнь Рафаэля.

И после того, как он принимался за это четыре раза, он сказал: в сущности, лично для Рафаэля можно сделать только то, что напишешь, как за одной его картиной следует другая так, словно они были написаны неким сверхчувственным существом, которое при своей земной жизни, собственно, совсем и не соприкасалось действительно с Землей. Картины существуют, и можно вообще совсем не принимать во внимание личность Рафаэля, написавшего эти картины, когда рассматриваешь последовательность того, что выражает себя во внутреннем содержании этих картин.

И Герман Гримм, когда он незадолго до своей смерти взялся за перо, еще раз попытался сказать о Рафаэле, он, собственно, так и сказал только о картинах Рафаэля, а не о земной личности Рафаэля.

Эта земная личность Рафаэля была ведь совсем в стороне, мои дорогие друзья, и вообще была тогда тут лишь благодаря тому, что было дано этой душе Лазарем-Иоанном, чтобы она излила в красках и линиях для людей.

И так жило это существо! Оно жило так, что оно смогло эту жизнь Рафаэля в некотором смысле еще раз оправдать и завершить опять-таки во всего лишь тридцатилетней жизни Новалиса. И вот мы видим, что Рафаэль умирает молодым, что Новалис умирает молодым; существо, происходящее от Элиа-Иоанна, является человечеству в двух различных формах, подготовляя таким образом через искусство и поэзию Михаилово настроение, будучи ниспослано людям на Землю как посланник Михаилова течения.

И вот мы видим, как великая художественная одаренность Рафаэля всплывает в чарующей, столь глубоко затрагивающей сердце поэзии Новалиса. Все то, что глаза людей могли узреть благодаря Рафаэлю, — всем этим могли исполниться сердца людей, когда это опять воскресло в Новалисе. И вот, если мы обратимся к Новалису: как продолжает звучать в Новалисе эта, так чутко воспринятая и прочувственная Германом Гриммом, жизнь Рафаэля! В молодые годы умирает та, которую Новалис любил. Сам он тоже еще молод. Какую же жизнь хочет он вести после ее смерти? Он сам выражает это, говоря, что его земная жизнь должна исходить из стремления умереть вслед за ней. Он хочет перейти в сверхчувственное, он хочет опять вести жизнь Рафаэля, не соприкасаясь с собственно земным; он хотел бы изживать в поэзии свой магический идеализм, избегая соприкосновения с земной жизнью.

И если мы посмотрим, как действует на нас то, что он выразил в своих «Фрагментах», то мы увидим, что оно действует на нас так глубоко потому, что все то, что мы имеем перед собой в непосредственно данной действительности внешних чувств, все то, что мы можем видеть глазами, что глаза воспринимают на Земле как прекрасное, — все это в поэзии Новалиса благодаря тому, что живет в его душе как магический идеализм, появляется почти что в небесном поэтическом сиянии. Даже самое незначительное в материальном мире умеет он, благодаря своему магическому идеализму, представить восстановленным, воскресшим в его духовном сиянии.

Итак, мы видим, как раз в Новалисе, того блистательного провозвестника течения Михаила, которое должно, мои дорогие друзья, вести нас ввысь, — теперь, пока вы живете, и затем, после того как вы пройдете через врата смерти. И вы найдете в духовно-сверхчувственном мире то существо, о котором я говорил сегодня, вы найдете там также всех тех, с которыми вы должны будете подготовлять то деяние, которое должно свершиться в конце этого столетия и которое должно вывести человечество из этого глубокого кризиса, в который оно ввергнуто.

И тогда, когда это деяние, это великое, это могучее пронизание силой Михаила, волей Михаила, которая есть не что иное, как то, что предваряет волю Христа, силу Христа, чтобы дать возможность силе Христа правильным образом укорениться в жизни Земли, — только тогда, когда эта сила Михаила сможет действительно победить то демонически-драконовское, которое вы также хорошо знаете, и когда вы все воспримете в себе свет Михаиловой мысли, когда вы воспримете с верным сердцем и внутренней любовью эту Михаилову мысль и сохраните ее, если вы попытаетесь сделать Михаилово священное настроение этого года источником того, что не только явит вашей душе эту Михаилову Мысль во всей ее силе и могуществе, но сможет сделать ее живой, живущей во всех ваших поступках, — тогда вы станете верными служителями этой Мысли Михаила, тогда вы сможете стать благородным помощником в осуществлении того, что в смысле Михаила должно действовать в земном развитии через антропософию.

Если Михаилова Мысль в ближайшее время станет вполне живой, по меньшей мере в 4*12 людях, но таких, которые не сами себя сочтут таковыми, но которые будут признаны таковыми со стороны Руководства Гетеанума в Дорнахе, — если в таких четырех дюжинах людей восстанут вожди-носители Михаилова праздничного настроения, тогда мы сможем узреть тот Свет, который в будущем распространится среди человечества благодаря Михаилову течению и Михаиловой Мысли.

Да, это так, мои дорогие друзья, и я сегодня собрался с силами и поднялся ради того, чтобы сказать вам это хотя бы в немногих словах. На что-то большее сил у меня сегодня не хватило бы. Но вот что могло бы прозвучать сегодня из моих слов вашим душам: да воспримете вы Михаилову Мысль в смысле того, что может ощутить сердце, верное Михаилу, когда ему является Михаил, облеченный в сияющее одеяние самого Солнца; и он прежде всего указывает на то и истолковывает то, что должно свершиться для того, чтобы это Михаилово облачение, это одеяние из света, могло стать Космическим словом, которые суть Христовы слова, — те Космические слова, которые могут превратить Космический Логос в Логос человечества.

Поэтому сегодня да будут обращены к вам следующие мои слова:

Вы, происходящие от Солнечных Сил,
Светозарные, благие для мира
Духовные силы; Вам по замыслу Богов
Предназначено стать сияющим облачением Михаила.
Он, Христов Посланец, вносит в вас
Святую Вселенскую Волю, поднимающую человека;
Вы, светлые существа эфирных миров,
Несите Христово Слово человеку.
Так является Провозвестник Христа
Чающим, жаждущим душам;
В них излучается ваше светоносное слово
В мировую эпоху Духочеловека.
Вы, ученики Духопознания,
Примите в себя премудрую мысль Михаила;
В возвышенные цели ваших душ действенно
Внесите Слово Любви Вселенской Воли.

 

ПРИМЕЧАНИЯ 

1) ВЕГМАН Ита (1876-1943), врач, член Правления (основания) Всеобщего Антропософского Общества с 1923 года, когда во время Рождественского Собрания тогдашнее Антропософское Общество было основано заново. Руководитель Свободной Высшей Школы духовной науки. Совместно с Р. Штайнером автор книги «Основания расширения искусства врачевания из духовно- научных познаний» (Grundlegendes fur eine Erweiterung der Heilkunst nach geisteswissenschftlichen Erkenntissen, GA №27). Конфликты с Марией Штайнер-фон Сиверс привели к тому, что Ита Вегман вместе с большей частью членов Общества была в 1935 году из Антропософского Общества исключена.

2) РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1500-02) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская Мадонна», 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создал идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1515). Проектировал собор Св. Петра, строил капеллу Киджи, церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.

3) ВАЗАРИ (Vasari) Джорджо (1511-74), итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555-71); архитектурный ансамбль Уффици. Написал «Жизнеописания наиболее значительных живописцев, ваятелей и зодчих».

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Согласно заслуживающим доверия сообщениям, Рудольф Штайнер дал врачу Людвигу Ноллю следующее устное пояснение касательно этой его последней речи. — При пробуждении Лазаря от смертного сна духовное существо ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, ставшее после его смерти Духом, осенившим учеников Христа Иисуса, проникло свыше в прежнего Лазаря вплоть до его души сознательной, а снизу оно прониклось существом Лазаря так, что обе они пронизали друг друга. Это и есть — после пробуждения Лазаря от смертного сна — ИОАНН, ученик, «который был любезен Господу».

Вспомним еще, что в цикле лекций о «Евангелии от Марка» Рудольф Штайнер в шестой лекции дал образ ЭЛИА (ИЛИИ), как групповой души Апостолов.

Данный текст этой «Последней речи» основывается на заново проведенном сравнении со стенографической записью.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПОСЛЕДНЕМУ ОБРАЩЕНИЮ

Необходимо учитывать, что изложение 28 сентября 1924 г. Рудольф Штайнер не смог довести до конца. В воспоминаниях об этом Мария Штайнер писала в своей статье «В канун дня Михаила» в «Извещениях Антропософского Общества» в сентябре 1925 г:

«Он не довел лекции столь далеко, как он этого первоначально хотел. Он дал нам первую часть мистерии Лазаря; тогда он не только сказал мне, но позднее и написал также на обороте первой записи: «не распространять, пока я не добавлю к этому второй части». Тем не менее, как и многое, это было отнято затем от него. Теперь он уже не даст нам этой второй части. Правильное различение таинств инкарнации и инкорпорации, скрещений линий индивидуальностей предоставлено нашим познавательным силам. Он закончил тем, что подобно красной нити прошло через откровения его мудрости, — на мистерии Новалиса, Рафаэля, Иоанна... Мы все снова приводились к ней под различными аспектами. Последний, труднейший аспект, — ибо известная линия пересекается линией другой индивидуальности, — он дал нам в канун того Михаилова дня и — прервал...» То, на что Мария Штайнер лишь намекает, как на еще изустно данное Рудольфом Штайнером разъяснение, было достоверно передано д-ром Людвигом Ноллем, лечащим врачом Рудольфа Штайнера наряду с д-ром Итой Вегман:

При воскрешении Лазаря духовное существо Иоанна Крестителя, который с момента своей смерти был охраняющим (uberschatgen) духом сонма учеников, проникло сверху в прежнего Лазаря вплоть до души сознательной, а снизу его пронизало существо Лазаря, так что оба они пронизали друг друга. Тогда, после воскрешения Лазаря, это был уже Иоанн, «ученик, которого любил Господь». (Сравните также с 6-й лекцией «Евангелия от Марка», где Илия изображен как групповая душа Апостолов).

Согласно г-же д-ру Кирхнер-Бокхольт, Рудольф Штайнер дал — вероятно г-же Ите Вегман — в дополнение к этому еще следующее разъяснение: «Исходя из земных сил, Лазарь мог развиться в это время полностью лишь до души рассудочной или души характера; Мистерия Голгофы имела место в четвертом послеатлантическом периоде, а в это время была развита душа рассудочная или душа характера. Поэтому, начиная от души сознательной вверх, Манас, Будхи и Атма должны были быть приданы ему другой космической сущностью. Тем самым, перед Христом стоял человек, простиравшийся от земных глубин до высочайших небесных высей, в совершенстве несший в себе физическое тело благодаря всем членам вплоть до духовных членов, Манаса, Будхи, Атма, которые могут быть развиты всеми людьми лишь в далеком будущем». («Извещения» № 48 от 1 декабря 1963 г.).



(1) См. по этому поводу «Послесловие от издательства» и «Дополнительные замечания к последнему обращению».


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Дорнах, 5 сентября 1924 года).
  • Вторая лекция (Дорнах, 7 сентября 1924 года).
  • Третья лекция (Дорнах, 10 сентября 1924 года).
  • Четвёртая лекция (Дорнах, 12 сентября 1924 года).
  • Пятая лекция (Дорнах, 14 сентября 1924 года).
  • Шестая лекция (Дорнах, 16 сентября 1924 года).
  • Седьмая лекция (Дорнах, 18 сентября 1924 года).
  • Восьмая лекция (Дорнах, 19 сентября 1924 года).
  • Девятая лекция (Дорнах, 21 сентября 1924 года).
  • Десятая лекция (Дорнах, 23 сентября 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса