Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Эзотерическое рассмотрение кармических связей. Том III

Одиннадцатая лекция (Дорнах, 8 августа 1924 года).


В течение долгого времени мы говорили о кармических отношениях, которые связаны с Антропософским Движением, с Антропософским Обществом, с теми отдельными личностями, которые внутренне чувствуют стремление совершить свой жизненный путь внутри Антропософского Движения. И хотя еще многое надо будет сказать в этом аспекте о кармических отношениях еще после моего будущего возвращения из Англии, тем не менее я хотел бы именно сегодня в последней лекции перед моим отъездом в Англию (эта поездка продлится до конца августа), преподнести некий род заключения, которое надлежит сделать, чтобы несколько закруглить те мысли, которые я мог сообщить вам в этих кармических рассмотрениях.

Вы все ведь заметили, мои дорогие друзья, как карма того или иного антропософа осуществляла многообразные формы своего образования в прошлых земных жизнях и во время между смертью и новым рождением. И мы уже могли — в особенности в двух последних лекциях — намекнуть на то, какое значение может иметь это для кармы того или иного антропософа. Мы видели, что эта карма антропософов связана со всем развитием, какое проделал Михаилов принцип в течение долгих, долгих промежутков времени. Мы усмотрели — сперва больше абстрактным образом, — как от Михаилова владычества отпало то, что можно было назвать управлением Космическим Разумом. Ведь в старые времена это было вполне так, как я говорил: не приписывали самим себе мыслящее существо, но все то, что они выражали в разумных формах, выводили из инспирации внешних сил. И сведущие в этой области знали, что это были те самые высшие силы, которые потом в христианской терминологии обозначались как Михаиловы силы. Я описал вам восьмое и девятое столетия, как тот момент времени в развитии цивилизованного человечества, когда Космический Разум постепенно стал двигаться вниз к Земле, преобразуясь, так сказать, в форму капель, которые затем жили дальше в отдельных человеческих душах как персональный разум.

И я вам отметил также то, что хотя и по традиции, но также и проистекает из некоторого ясновидческого прозрения, взор, направленный на Космический Разум — а значит, на старое Михаилово правление, оставался прежним.

Если мы взглянем на тех, во многих отношениях несомненно превосходных ученых, которые примыкали к арабизму — примыкая к тому, что, исходя из Александровых походов, жило в Азии, как аристотелизм, и затем пронизало собой мистику Востока и сделало ее, мог бы я сказать, разумной, — если мы взглянем на все то, что было перенесено оттуда через Африку в Испанию и действовало там, как мавританская мудрость, через такую выдающуюся личность, как Аверроэс — тогда мы вполне найдем в учениях этих мавританско-испанских ученых некий отблеск воззрений, обращенных к Космическому Разуму.

Давайте однажды постараемся сделать наглядным, как это тогда себе представляли. С этой целью я хотел бы сделать эскизный рисунок, поясняющий то, чему учили своих учеников эти мавританские ученые в Испании в 10-м, 11-м, 12-м столетиях — в то самое время, когда в других местах Европы господствовало нечто такое, как школа Шартра, о которой я вам подробно рассказал. (Рудольф Штейнер рисует на доске):

В Испании от мавританских ученых и, прежде всего, от такой личности, как Аверроэс, исходило учение о том, что Разум правит повсюду, что весь мир, Космос, преисполнен Разумом, который правит всем. Люди внизу, на Земле, обладают различными свойствами, но они не имеют собственного персонального разума. Но каждый раз, когда человек действует на Земле, одна капля разума, один луч, исходящий из Всеобщего Разума, погружается неким образом в голову, в тело человека, наполняет его. Так что, когда человек расхаживает по Земле, он обладает чем-то вроде части Всеобщего Космического Разума. Когда же человек потом умирает, проходит через врата смерти, тогда то, что он имел как разум, возвращается обратно, втекает обратно во Всеобщий Разум.

Таким образом то, что человек во время между рождением и смертью имеет в качестве мыслей, понятий, идей, после смерти втекает опять во всеобщий резервуар Всеобщего Разума. Поэтому невозможно говорить о том, чтобы то, что человек несет в своей душе, как нечто особенно ценное — как свой разум — подлежало бы личному бессмертию.

От испанско-мавританских ученых исходило также учение о том, что человек, безусловно, не обладает личным бессмертием. Он живет, но самым важным в нем (так говорили эти ученые) является ведь то, что во время своей жизни он может развернуть разумное знание. Однако, оно не идет дальше (после смерти) вместе с его существом. Итак, невозможно говорить о том, что разумное существо обладает личным бессмертием. Видите ли, это было, сказал бы я, тем, что вызывало ярость среди схоластиков-доминиканцев, ведших битву за признание личного бессмертия человека. В то время это не могло выступить иначе, как таким образом, что эти доминиканцы претендовали показать: человек — лично бессмертен, а то, чему учит Аверроэс, есть ересь. Сегодня нам следует сказать об этом иначе. Но для тогдашнего времени является само собой разумеющимся, что если человек не признает личного бессмертия, как Аверроэс в Испании, то его объявляют одним из еретиков. Мы же должны сказать следующее: в том смысле, в каком человек стал бессмертным в своей сознательной душе, он достиг этого бессмертия — этого, продолжающегося сознания своей личности после того, как он прошел через врата смерти — только с того времени, когда душа сознательная вступает в земного человека. Итак, если бы Аристотеля или Александра спросили, что они мыслят о бессмертии, то что они ответили бы? Дело не в словах, но если бы их спросили об этом и они ответили бы в выражениях христианской терминологии, то они сказали бы: наша душа будет принята Михаилом, и мы будем жить дальше в сообществе Михаила. Или они выразили бы это космологически, и было бы сказано так: душа человека является разумной на Земле. Но этот разум есть одна капля из полноты того, что Михаил изливает свыше, подобно некоему дождю разума, окропляющему людей. И этот дождь происходит от Солнца. И Солнце в свое собственное существо опять принимает душу человека, а та человеческая душа, которая ведет существование между рождением и смертью, — она излучается вниз, на Землю, из Солнца. Михаилово владычество искали бы на Солнце. Так ответили бы космологически. Это пришло в Азию, из Азии вернулось обратно и расцвело как мировоззрение испанских мавров в то время, когда схоластики выступали за личное бессмертие.

Мы не должны говорить так, как говорили схоластики: это есть заблуждение. Но мы должны сказать: развитие человечества принесло индивидуальное личное бессмертие, и в схоластике доминиканцев в первую очередь акцентировалось это личное бессмертие человека. А древняя истина, которая не была больше истиной для того времени в аспекте развития человеческого рода, оказалась перенесенной в высшие школы, о которых заботились мавры в Испании.

Ныне мы должны быть терпимыми не только по отношению к нашим современникам. Мы должны быть терпимыми также и по отношению к тем, кто культивировал дальше старые учения. Этого люди в тогдашнее время не могли сделать. Поэтому важно, что мы все опять и опять говорим: то, что схоластики-доминиканцы называли личным бессмертием, — это, собственно, является истиной впервые с тех пор, как душа сознательная медленно и постепенно вошла в человечество.

Это можно также изобразить, сказал бы я, вполне имагинативно. Когда ныне умирает человек, который действительно обрел возможность во время земной жизни пронизать свою душу разумом, истинным разумом, то затем при прохождении через врата смерти он взирает обратно на свою земную жизнь, которая тут была как самостоятельная земная жизнь. В предыдущих тысячелетиях человек, после того, как он прошел через врата смерти, взирал обратно на свою земную жизнь, взирал на то, как его эфирное тело растворяется в Космосе, как он затем проходит через область душ, как он переживает события своей земной жизни в обратном порядке.

Тогда он смог сказать себе: так правит Михаил через Солнце тем самым, что было при жизни моим. В этом как раз и есть великая разница. Но о таком развитии можно судить только тогда, когда взираешь за «кулисы здешнего бытия» и взираешь на спиритуальное за материальным. Дело в том, чтобы увидеть внешние события в истории человечества таким образом, каким они образовывались, исходя из спиритуального мира.

И вот нам следует еще раз углубиться во все то, о чем мною было сказано. Углубитесь в тот факт, что с наступлением девятого столетия совершается кризис: Космический Разум нисходит в среду земных людей. Это есть объективный факт — есть то самое, что совершается. И вот, перенеситесь в сферу Солнца, которой правил Михаил со своими сторонниками так, как я рассказал вам, — перенеситесь туда тогда, когда там восприняли расставание Христа с Солнцем и Его переход на Землю — в Мистерию Голгофы, и как затем там переживали то, что Космический Разум постепенно все больше и больше уходит вниз и становится индивидуальным человеческим познанием. Это важное событие произвело глубокое впечатление как раз на тех, которые примыкали к Михаилу (в последний раз я сказал о них, как о «михаэлитах»), — это важное событие совершенно выдающегося рода было тем, что я в предыдущих рассмотрениях уже охарактеризовал в том отношении, как оно вступило в ход развития земной цивилизации. Но теперь оно должно быть охарактеризовано так, как оно выглядело с Солнца, в аспекте самих михаэлитов — как оно виделось в перспективе взгляда, направляемого из царства Михаила вниз на Землю.

Важное, преисполненное значения событие произошло в 869 году. Это восьмой вселенский собор в Константинополе, где догматически было установлено: старое воззрение о трихотомии — человек состоит из тела, души и духа — является, мол, еретическим. Человек имеет лишь тело и душу, и душа только может иметь некоторые духовные свойства. В то время, как в объективном мире совершилось то, что разум нисшел на отдельных людей, на Земле было декретировано, что трихотомия является, мол, ложным воззрением, еретическим воззрением, — и было декретировано столь окончательно закрепленным образом, что никто из тех, кто стоял внутри европейской цивилизации, не мог отважиться на возражения.

Не смели говорить о том, что человек, мол, имеет тело, душу и дух, но смели говорить только о теле и душе и приписывать душе духовные свойства и способности. Тем самым на Земле совершилось нечто такое, о чем в Михаиловых сферах могли сказать лишь следующее: вот в души людей вступило убеждение, что духовное — есть свойство человеческой души и что это духовное, а не Божественное, правит в поступательном развитии человечества.

«Взгляните вниз, на Землю», — это слова Михаила — «там исчезает сознание о духе». Однако, мои дорогие друзья, с этим исчезновением сознания о духе как раз связано то, о чем мы хотим сегодня, преимущественно, говорить.

Я только что сказал, что я до сих пор только абстрактно характеризовал то, как совершалось развитие Михаиловой сферы «за кулисами» здешнего земного бытия. Я говорил о том, что Космический Разум нисшел к отдельным людям. Однако — это лишь абстракция, мои дорогие друзья. Что же такое есть этот разум? Конечно, не надо представлять это так, что если направляют взор в высшие сферы, то там, мол, этот разум можно обрести, постигнуть таким образом, как здесь в физическом мире —деревья и кусты. Что же такое «РАЗУМ»? Таких всеобщностей в реальности, естественно, не существует. РАЗУМ, РАЗУМНОСТЬ — суть взаимные правила высших Иерархий. Тут мы, как люди, естественно, должны направить взор на ближайшее вышнее царство, и тогда Космический Разум становится для нас конкретно суммой существ из Иерархии Ангелов. Когда мы говорим конкретно, то мы не можем говорить о некой сумме разума, но можем сказать о некой сумме Ангелов: это есть реальность.

То, что отцы церкви обсуждали вопрос — должно ли говорить о духе, — было последствием того обстоятельства, что некоторое число Ангельских существ отделились от Михаилова царства, при котором они раньше были, и подпали тому воззрению, что они отныне будут иметь дело только с земными властями и что водительство людьми они будут осуществлять, отправляясь только от земных властей. Итак, вы видите, что за событие это было в действительности!

Ангелы — суть те существа, которые ведут людей от одной земной жизни к другой. Эти ближайшие существа, которые стоят на нами в сверхчувственном мире, суть те, которые сопровождают нас на пути через жизнь между смертью и новым рождением и которые опять направляют нас к земной жизни — существа, которые делают отдельные земные жизни закономерно образовавшейся цепью целостной жизни человека. И некоторое число Ангельских существ, имеющих эту задачу и раньше связанных с Михаиловым царством, вышли из него, оставили Михаилово царство. В результате такого их поведения не могла остаться незатронутой судьба людей. Ибо, кто, естественно, прежде всего причастен к тому, как развивается карма, — как земные поступки, земные мысли, земные чувствования людей перерабатываются во время между смертью и новым рождением?

Это — Ангельские существа! И вот, когда эти ангельские существа заняли совсем другое, чем прежде, положение в Космосе, — когда они, так сказать, оставили царство Солнца и из небесных Ангелов стали земными Ангелами, —что тогда должно было произойти?

Тут за внешними фактами всего развития Европы фактически находится некая великая тайна. Некоторые Ангелы во всяком случае остались в Михаиловом царстве. В великой школе обучения, бывшей в начале 15-го столетия, были также Ангельские существа, какие принадлежали тем людям, которые были тогда в Михаиловом царстве (и о которых мною было сказано), к ним принадлежали Ангельские существа, оставшиеся в царстве Михаила. Но были и другие, которые ушли из него, — которые отождествили себя с тем, что было земным бытием.

Вот вы скажете: «Как же, собственно, наступает то, что некоторое число Михаэлических Ангелов внезапно отпало — ушли из этого Михаэлического Царства? Другим же это не выпало на долю — уйти оттуда!» Я должен признаться, что это есть один из самых трудных вопросов, которые могут быть заданы относительно развития человечества в новое время. В корне взять, этот вопрос, если им заняться, требует активности всех внутренних способностей, сил человека. Это есть вопрос, глубоко и внутренне связанный со всей человеческой жизнью. Видите ли, тут в основе действительно лежит космический факт. Из моих лекций, которые я прочел здесь, вы знаете: все, что рассматривают как ту или иную планету, — есть некое собрание духовных существ. Когда смотрят ввысь на какое-нибудь небесное светило, тогда то, что явствует физически, — есть лишь внешнее проявление. В действительности же, тут имеют дело с неким собранием духовных существ. И вот, существует известная противоположность, которая существовала всегда с тех пор, как началось развитие Земли, — противоположность между Разумом всех планет и Разумом Солнца.

С одной стороны, есть Солнечный Разум, а с другой — планетные Разумы. И всегда было так, что Солнечный Разум преимущественно был под владычеством Михаила, а другие планетные Разумы, наоборот, состояли под владычеством других Архангелов.

Итак, скажем следующее:

 

Солнечный Разум — Михаэль.

Планетные Разумы:

Луна          —    Габриэль.

Меркурий —    Рафаэль.

Венера      —    Анаэль.

Марс         —    Самаэль.

Юпитер    —    Захариэль.

Сатурн      —    Орифиэль.

Однако, это было всегда так, мои дорогие друзья, что нельзя было сказать: Михаил управляет единственно Солнечным Разумом. Но весь Космический Разум подразделяется на специфические Разумы — Солнечный и Планетные (Меркурия, Венеры, Марса и т.д.). Космический Разум был управляем совместно при участии отдельных существ из Иерархии Архангелов. Но над всеми правил опять-таки Михаил, так что Космический Разум в целом управлялся Михаилом. Само собой разумеется, что каждый человек был человеком также и прежде, когда Михаил правил Космическим Разумом, и когда один только его луч вступал в отдельного человека. Таким образом, человек все же мог чувствовать себя человеком на Земле, и отдельный человек не был всего лишь оболочкой для Всеобщего Космического Разума. Но все это проистекало от Солнца. Весь человеческий Разум проистекал от Михаила, пребывающего в Солнце. Лишь когда наступили эти столетия — восьмое, девятое и десятое, —тогда именно произошло то, что планетные Разумы стали считаться с тем обстоятельством, что Земля изменилась, что изменилось также Солнце; да, то, что происходит во внешнем мире и что описывает астрономия, — это есть лишь внешняя сторона происходящего. Вы знаете, что приблизительно через каждые 11 лет мы имеем период наступления солнечных пятен, что Солнце светит на Землю, что его известные места являются темными, что его известные места — суть темные пятна.

Так было не всегда. В очень древние времена Солнце сияло, светило на Землю как однообразный диск. Солнечных пятен тогда не было. И Солнце через тысячелетия и тысячелетия будет иметь гораздо больше пятен, чем теперь, оно становится все более и более пятнистым. Это всегда есть внешнее проявление того, что Михаилова сила, сила Космического Разума, все больше и больше убывает.

В умножении солнечных пятен вследствие космического развития обнаруживается упадок Солнца. Все больше и больше обнаруживается затухание, постарение Солнца, И при появлении достаточно большого числа солнечных пятен, другие планетные Разумы поняли, что они не хотят больше быть в подчинении у Солнца. Они вознамерились, чтобы Земля стала бы зависимой дальше не от Солнца, но непосредственно от всего Космоса. Это происходит в результате планетарных решений, принятых Архангелами. Именно под водительством Орифиэля происходит это высвобождение планетного Разума. Это было полным разъединением до того совместного правления миром. Солнечный Разум Михаила и планетные Разумы постепенно очутились в космической оппозиции друг к другу. Да, если мы приписываем и Существам Иерархии Ангелов совсем другой род душевной силы, другой духовный склад, то мы должны приписать им также принятие решений, принятие в соображение того, что происходит.

Мы, люди, принимаем решения ведь не иначе, как таким образом, что всматриваемся в вещи, которые происходят вовне, — что мы даем говорить фактам и под влиянием фактов делаем то или иное. Только для нас, в жизни между рождением и смертью, решающими являются земные факты. А для существ из Иерархии Ангелов решающими являются такие факты, как тот, что в планетарной жизни происходит некоторый раскол. Один сонм Ангелов обратился к земному Разуму. Другой сонм Ангелов остался верен Михаиловой сфере, чтобы то, чем правит Михаил как вечным, внести во все будущее.

И вот это имеет решающее значение, сможет ли Михаил внести во все будущее то, что есть вечное в его деяниях, когда вся власть находится в среде людей и когда то, что сияет в физическом солнце гаснет и постепенно исчезает. Таким образом, вы видите, что космические события вызвали раскол среди Ангелов, которые прежде были в единении с Михаилом. Однако, эти существа ведь заняты кармическим развитием, его устройством. И вот, взгляните в целом, как это разыгрывается в жизни между смертью и новым рождением.

Там тогда это происходит не так, что каждая человеческая душа может шествовать одна, и не так, что каждый Ангел, который ведет людей, может шествовать один. Но там тогда действует Иерархия Ангелов в ее совокупности. В их совместном действии изживается карма. Естественно, что если в одной земной жизни я был связан с неким человеком и мы переносим это в следующую жизнь, тогда туда должен прийти Ангел одного человека вместе с Ангелом другого человека. Должно совершиться их совместное действие, и это много раз бывало так.

Это было что-то чудовищно потрясающим, сказал бы я, сокрушающим — то, что разыгрывалось на Земле в среде вселенского церковного собора 869 года. То есть, сигнал о чем-то чудовищном, происшедшем в высшем духовном мире. Это есть то сокрушительное (если вполне правильно относиться с верным применением Космического Разума к таким сверхмогущественным фактическим взаимозависимостям), то потрясающе значительное, что уже наступает все больше и больше, а именно: Ангел одной человеческой души, которая раньше стала кармически связанной с другой человеческой душой, не шествует совместно с Ангелом этой другой человеческой души. Ибо один из двух Ангелов, кармически связанных между собой человеческих душ, остался при Михаиле, а другой Ангел ушел вниз на Землю. Что же должно было тогда произойти? В промежуток времени между основанием христианства и наступлением эпохи души сознательной, о какой сигнализировали события преимущественно девятого века, 869 г., должно было произойти то, что в карму людей вторгся разлад! Тем самым сказано одно из самых значительных слов, какое можно вообще произнести в отношении истории человечества нового времени. РАЗЛАД ВТОРГСЯ В КАРМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НОВОГО ВРЕМЕНИ. В последовавшие земные годы больше не все человеческие переживания стали правильно включаться в карму. И те хаотические события истории нового времени, что вносят в эту историю нового времени все больше и больше социального и иного хаоса, культурного хаоса, что не дает прийти к осуществлению какой-либо цели, — это есть разлад, внесенный в карму. Ибо наступил раскол в причастной к Михаэлю Иерархии Ангелов.

И вот мы можем сказать нечто такое, что связано с кармой Антропософского Общества, — что имеет огромное значение и что, сказал бы я, только и дает верный нюанс. Ибо все то, что в конце концов можно сказать, характеризуя затронутые отношения, не исчерпывает того, что происходит «за кулисами» земного бытия в духовном мире. Слабым и бледным является то, что извлекают люди в своих мыслях о земных отношениях. После такой подготовки надо обратиться к тому, что характеризует чисто духовное. Тут надо сказать следующее. Конечно, все то, что совместно привело души в Антропософское Общество честным образом, благодаря внутреннему душевному порыву — это, естественно, имеет силу, действительно существует. Но как же это происходит, чтобы были силы, которые производят то, что вот ныне люди действительно собираются вместе под сенью чисто духовных принципов, которые обычно являются чуждыми людям в нынешнем мире? Где находятся те силы, которые ведут к этому объединению? Они заключаются в том, что с наступлением правления Михаила, Михаиловой эпохи, в которой мы живем — со вступлением Михаила в правление земной эпохи, со сменой правления Габриэля правлением Михаила, — Михаил вносит ту силу, которая у тех, кто ищет места с ним, должна опять привести в порядок карму.

Так что в ответ на вопрос: «Что же объединяет членов Антропософского Общества?» — мы можем сказать: их объединяет то, что они должны привести в порядок свою карму! Когда кто-либо в своей жизни замечает, что он тут или там вступает во взаимоотношения, которые не согласуются с его внутренними устремлениями и которые, может быть, каким-либо образом выпадают из того, что правильная гармония в человеке между добром и злом, — это с одной стороны, а с другой — в нем постоянно есть устремление продвигаться вперед с антропософами, тогда тут предстоит то, что этот человек опять стремится обратно к карме, к реальной карме, к изживанию реальной кармы. Это есть космический луч, который изливается через Антропософское Движение и отчетливо воспринимается познающим человеком: восстановление истины кармы. Видите ли, много связано с тем, что является судьбой, как отдельных лиц, состоящих в Антропософском Обществе, так и судьбой всего этого Общества. Это — естественно, ибо все тут сливается вместе.

Мы должны принять во внимание следующее. Видите ли, людям, которые связаны с существами из Иерархии Ангелов, оставшимися в Михаэлической сфере — этим людям трудно обрести мыслительные формы для того, что они должны постичь. Они ведь стремятся к тому, чтобы и персональный разум получить таким образом, при котором это могло бы быть связано с почитанием Михаэля.

Те души, о которых мною было сказано, что они принимали участие в тех самых подготовлениях, бывших в XV и в XIX столетиях, — они спустились на Землю в своем глубоком устремлении, еще держась Михаила и его сферы. Тем не менее, они должны были, следуя принципам развития человечества, воспринять в себя индивидуальный персональный разум.

Это приносит раздвоение, но такое раздвоение, которое должно разрешиться путем спиритуального развития — посредством соединения индивидуальной активности с тем, что духовные миры ниспосылают в теперешнюю эпоху разумности. Другие люди, Ангелы которых отпали (что, естественно, связано с кармой, ибо Ангел отпадает тогда, когда он связан с соответствующей человеческой кармой), восприняли в себя персональный разум, как нечто само собой разумеющееся. Но зато он действует в них автоматически — действует через телесность. Он действует таким образом, что эти люди мыслят, толково мыслят, но сами они не «ангажированы» к этому (то есть сами они не приглашены участвовать в этом). Это был великий спор, который в течение долгого времени разыгрывался между доминиканцами и францисканцами.

Францисканцы, как приверженцы ДУНСА СКОТА 1) (1266-1306) (не СКОТА ЭРИУГЕНЫ 2)) стали полностью номиналистами. Они говорили: разум вообще есть только сумма слов. Доминиканцы же не могли сформулировать принцип персонального разума иначе, как в наибольшей возможной мере сохраняя верность Михаиловой сфере. Все, что разыгрывалось в этих дискуссиях между людьми, — все это действительно было отражением сильных битв, которые имели место между одним сонмом Ангелов и другим сонмом Ангелов.

Видите ли, дело обстоит таким образом, что те существа из Иерархии Ангелов, которые связали себя с земным принципом, — они, приблизительно, с 9-го по 19-е столетия живут на Земле. И это опять-таки есть нечто потрясающее, мои дорогие друзья: ибо теперь на Земле возрастает материализм. Теперь как раз наиболее передовые, наиболее умные люди — суть такие, что они отрицают духовное, что они начинают насмехаться над духовным, полагая, что духовные существа должны были бы жить в окружающем мире точно таким же образом, как и физические люди. В это время, когда распространяется материализм, все больше и больше Ангелов отпадает вниз и живет на Земле. Они содействуют этому. Как раз они суть те существа, которые в известные промежутки времени, когда человеческое сознание оказывается помраченным, инкорпорируются в людей и действуют на Земле. Большое число существ из Иерархии Ангелов воздерживается от этого. Но те Ангелы, которые вследствие их ангельской кармы ближе всего стоят к ариманическим властям, — они не воздерживаются, они инкорпорируются в людей, они «ныряют» в людей на некоторое время.

Тогда возникает то, что я отметил в предыдущих лекциях, сказав следующее. Вот теперь есть подобный человек на Земле, он обладает человеческой одаренностью, человеческим разумом, который он проявляет во всей полноте, проявляет в жизни, может быть, гениальным образом. Однако, на известное время, когда его сознание помрачено, он дает место в себе ариманическому ангельскому разуму. Тут тогда может наступить следующее явление.

Вот есть некий человек и он выглядит так, как если бы он был обыкновенным человеком и писал то или иное, исходя из своего человеческого существа. Ариманическое может подступать к людям как раз через то самое, что они воспринимают в мыслительных формах. Надо суметь дать оценку его личности, если только мы не будем «затоплены» всем тем, что я отметил в этих лекциях. И поэтому есть то, что Ариман может выступить как писатель. Он, естественно, пользуется для этого неким ангельским существом. Он может писать как писатель. И если мы теперь объединены под знаком нашей Рождественской конференции, тогда не следует умалчивать о таких вещах. Поэтому я хотел бы заметить еще следующее.

Видите ли, можно было занимать другую позицию по отношению к одному из самых блестящих, самых больших писателей последнего времени, пока не появились его последние произведения. Когда я писал мою последнюю книгу «Ницше, как борец против своего времени» (вышла из печати в 1895 году), тогда общественность имела дело с НИЦШЕ, как с блистательным писателем, в наибольшей мере возвысившим человеческие способности. Только потом впервые познакомились с тем, что Ницше написал во время своего падения. Это прежде всего два произведения: «АНТИХРИСТ» и «ВОЛЯ К ВЛАСТИ». Это суть произведения, которые написал Ариман: не Ницше, но ариманический дух, который инкорпорировался в Ницше. Так Ариман впервые выступил на Земле как писатель. Он будет это продолжать. Ницше же при этом потерпел крушение, разбился. Подумайте о том, с какими импульсами встречаются, когда встречаются с такими идеями, которые жили в Ницше, когда он, исходя из упомянутого духа, написал эти блистательные, но чертовские произведения: «Антихрист», «Воля к власти» — умные произведения!

Мною было сказано о великом всеобъемлющем разуме Аримана. В отношении того, что является величественным, блистательным, не принижают такого произведения, когда называют его ариманическим, как это могут подумать простаки, не знающие, — сколько величия может быть в Аримане. Не ругают, но восхваляют, когда говорят о Аримане. Очень многое зависит на Земле от него.

Кто был поражен, истекал кровью (я подразумеваю — душевно), как был ранен я, когда в первый раз читал сочинение Ницше «Воля к власти», которое потом было опубликовано таким образом, чтобы люди не могли получить никакого верного представления, и кто одновременно может ясновидчески заглянуть в те области, которые со временем начала правления Михаила, то есть с 80-х годов прошлого столетия, только совсем тонкой стенкой отделены от физических земных областей, кто знает, как эта область непосредственно наталкивается на физическую область так, что можно сказать, что это есть область, подобная той области, которую человек проходит после смерти и кто прозревает, какие тяготы судьбы суть в этом направлении, — тот знает, что она, импульсируя, находит свое отражение в чем-то таком, как «Воля к власти» и «Антихрист». Нужно только подумать о том, что за ариманические замечания стоят в «Антихристе». Я не знаю, как стоит следующее место в более новых изданиях Ницше *).

Есть одно место, где он пишет об Иисусе и говорит (я цитирую не дословно), что РЕНАН 3) охарактеризовал Иисуса как гения. Ницше не смотрит на Иисуса как на гения, — он говорит: «Будучи сказано со всей строгостью физиолога, здесь было бы уместно совсем другое слово...» В имеющемся у меня издании здесь стоят три точки. Однако, в авторской рукописи здесь стоит совершенно отчетливо написанное слово «идиот». То, что Иисус охарактеризован как идиот, есть дело рук Аримана. И еще многое другое того же рода стоит там.

И кто же мог бы поверить, что тогда в Ницше была сокрыта глубокая загадка? Ведь одновременно, когда он это писал, Ницше имел в своей душе порывы прийти к католицизму — (вы не должны забывать, что это происходило параллельно). «Антихрист» — какими же словами он заканчивается? Следующими словами: «Я хотел бы написать это на всех стенах и иметь письменные принадлежности, дающие далеко светящиеся буквы, чтобы я мог на всех стенах написать ими, что такое есть христианство, а именно: христианство есть величайшее проклятие человечества». — Так заканчивается эта книга.

Однако, тут перед нами есть некая проблема. Надо как раз усмотреть, как вся упомянутая область, только «тонкой стенкой» отделенная от нашей земной — область, где разыгрывались все духовные битвы при окончании Кали-Юги (и еще несколько после окончания Кали-Юги), — как эта область хочет вторгнуться в физическую земную область.

Это суть те вещи, на которые надо направить взор, если хотят понять, что такое должно выступить в цивилизации вследствие наступления Михаиловой эпохи. При переходе от Кали-Юги, при переходе от темного периода к светлому, надо было фактически обладать духовно-физическим лицезрением, если хотели (как это сделал я в предисловии к моей книге «Мистика в начале духовной жизни нового времени») охарактеризовать то настроение к духовному и материальному. Фактически дело обстоит так, что повсюду можно было бы добыть возможности охарактеризовать этот грандиозный переход, который происходит как наступление Михаиловой эпохи. И тогда можно почувствовать себя внутренне связанным со всем тем, что есть Антропософское Движение. Ибо все это величественное, это великое проявляет себя, прежде всего, проистекая из пришедшей в разлад человеческой кармы.

Если подумаешь о том, что в кармических закономерностях заключается всеобщая истина и что мир является таким, что даже в эти всеобщие кармические закономерности могли за столетия вмешаться исключения, и то, как выступает требование — опять внести обратно эти космические исключения в их правильные границы, — тогда можно нечто ощутить (ибо это как раз и есть задача, Миссия Антропософского Движения) относительно великого значения и дальности действия Антропософского Движения.

Это должно покоиться в ваших душах, мои дорогие друзья, если вы скажете себе: «Те, кто ныне, исходя из такого распознавания, вступают в Антропософскую жизнь, они будут при окончании 20-го столетия опять призваны на Землю, чтобы добиваться в тот кульминационный момент максимально возможного распространения Антропософского Движения. Но это может произойти только тогда, если эти вещи смогут жить в нас —если сможет жить воззрение о том, что Космически-Духовное вступает в физически-земное, когда даже в земной разум, в воззрения людей, вступает познание о значении Михаила.

Этот импульс должен быть душой Антропософского устремления человека. Сама же душа должна хотеть вполне находиться внутри Антропософского Движения. Тем самым мы обращаем возможность не только хранить в наших душах мысли, обладающие великой дальностью действия, но через некоторое время сделать их живыми. Так что души, благодаря этим мыслям, только преобразуют себя в Антропософском смысле, чтобы тем самым душа поистине стала бы той, какой она должна быть вследствие своего бессознательного стремления прийти к Антропософии, а именно: быть душой, захваченной миссией Антропософии. Ради того, чтобы дать этой захваченности однажды, в состоянии некоторого покоя, воздействовать на себя, я и произнес в этой последней лекции эти серьезные слова. Мы хотим их продолжить, когда мы опять встретимся. Когда мы встретимся...

 

ПРИМЕЧАНИЯ 

1) ИОАНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266-1308), философ, ведущий представитель францисканской схоластики. Его учение (скотизм) противостояло доминиканской схоластике — томизму. В противовес Фоме Аквинскому утверждал примат воли над интеллектом и примат единично-конкретного над абстрактно-всеобщим.

2) ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Joannes Scotus Eriugena), или ЭРИГЕНА (Erigena) (ок. 810- ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с начала 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм. В главном сочинении «О разделении природы», проникнутом сильным пантеистическим духом, выделял природу «творящую и не сотворенную» (Бог), «сотворенную и творящую» (Божественные идеи), «сотворенную и не творящую» (единичные вещи), «не сотворенную и не творящую» (Бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Эриугены были осуждены в 13 в. как еретические.

3) РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест (1823-1892), французский писатель. В «Истории происхождения христианства» (кн. 1-8, 1863-83) изображал Иисуса Христа исторически существующим проповедником, устраняя из Евангелия все сверхъестественное. Труды по востоковедению, философии, драмы.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Дорнах, 1 июля 1924 года).
  • Вторая лекция (Дорнах, 4 июля, 1924 года).
  • Третья лекция (Дорнах, 6 июля, 1924 года).
  • Четвертая лекция (Дорнах, 8 июля 1924 года).
  • Пятая лекция (Дорнах, 11 июля 1924 года).
  • Шестая лекция (Дорнах, 13 июля 1924 года).
  • Седьмая лекция (Дорнах, 28 июля 1924 года).
  • Восьмая лекция (Дорнах, 1 августа 1924 года).
  • Девятая лекция (Дорнах, 3 августа 1924 года).
  • Десятая лекция (Дорнах, 4 августа 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса