Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Эзотерическое рассмотрение кармических связей. Том II

Семнадцатая лекция (Дорнах, 29 июня 1924 года).


Позавчера я попытался поставить перед вашими душами, так сказать, космически-культовый образ, показывающий нам человека в связи с Существами духовного мира; так что из этой связи происходит не только выработка кармы, но также и ее вступление в жизнь человека во время его земного физического существования. Сегодня же я хотел бы поднять одну мысль, которая уже прозвучала в прошлых лекциях. Я говорил о том, что именно современный момент развития человечества возлагает на душу знатока науки Посвящения всемирно-исторические проблемы в самом глубоком смысле слова. И прежде чем мы обратимся дальше к рассмотрениям познаний о карме, мы хотим также еще рассмотреть карму с этой всемирно-исторической точки зрения, затрагивающей, собственно, все цивилизованное человечество.

Это действительно так, что ныне в мире происходят события, которые близко затрагивают уже обыкновенное сознание, — я хотел бы сказать, сердце, связанное с обыкновенным сознанием. Над цивилизацией Европы парит тяжкое облако, и в известном смысле это, собственно, только удивительно, как мало человечество, в общем, хочет допустить себе почувствовать, ощутить это тяжкое облако, нависшее над цивилизацией Европы.

Нам нужно, прежде всего, только подумать обо всем том, что ныне проистекает из известного жизневоззрения, распространившегося среди большой части человечества. Взглянем на то, что делают с христианством на Востоке Европы; взглянем на то, как (согласно доходящим до нас сведениям, кажущимся не вполне невероятными) современным режимом Советской России должны быть превращены в макулатуру сочинения Толстого, чтобы навсегда сделать их незримыми для людей.

Если такие вещи, о каких сообщают, и не сразу осуществляются, то мы все же не должны закрывать глаза на серьезность переживаемого нами всемирно-исторического момента. И мы должны прислушаться к предупреждению, происходящему от науки Посвящения, которое она, собственно, могла бы давать изо дня в день: ныне уже наступает то время, когда должны были бы несколько умолкнуть разнообразнейшие мелкие заботы, занимающие людей, и как можно больше душ должны были бы обратиться к великим заботам. Однако интерес людей к великим заботам скорее исчезает, чем возрастает.

Итак, мы видим, что ныне те мировоззрения, которые выступают творчески (хотя это творчество состоит также и в разрушении, в уничтожении), родились из страстной, эмоциональной человеческой стихии — из человеческой стихии, которая, безусловно, бродит по люциферическим путям. И мы должны ныне констатировать у большей части человечества, что оно уклоняется от всего того, что есть реальность. Не правда ли, материалистические истолкователи мира признают, почитают материю. Но познать материю возможно ведь только тогда, когда воспринимают дух, творящий внутри материи. Значит тот, кто отрицает творящий в материи дух, — он познает не материю, но некий идол материи.

Служба этому идолу, которая таким образом возникает, гораздо ужаснее службы идолам у примитивных людей, о чем так часто говорилось, как о детской стадии цивилизации. Фантастические представления о том, чего нет в действительности, ведь господствуют теперь над частью человечества.

Известно, что такого рода вещи многообразно уже наблюдались во всемирно-историческом развитии человечества. Но как раз духовнонаучное наблюдение того, как такие вещи взаимосвязаны с космическим распорядком в целом, привлекает внимание к тому, насколько серьезным, собственно, должно было бы быть наблюдение над этими вещами.

И таким образом нам надо однажды направить взор на то, что возникает вследствие, так сказать, социальных мировых порядков, созданных под влиянием материалистически-фантастических представлений, которые полностью рождены из извращенной человеческой натуры и не имеют ничего общего с какой-либо реальностью, не коренясь нигде, кроме как в самом человеке.

После того, как мы таким образом указали на историческое, а также и современное положение вещей, обратимся к стихийным явлениям природы, на которые мы уже обратили внимание в предыдущей лекции. Это природно-стихийное выступает тогда, когда вследствие стихийных явлений природы — таких, как землетрясение, вулканические извержения и подобные им, — целые группы людей оказываются внезапно вырванными из земного существования.

Мы узнаем, что при такой стихийной катастрофе большое число людей находит смерть или же испытает страдания в жизни.

Затем перейдем от таких стихийных явлений природы к тому, что больше связано со всей нашей культурой в целом. Мы видим, например, как вследствие железнодорожной катастрофы, то есть, теперь благодаря нашим культурным устройствам, опять-таки внезапно обрезаются кармически жизненные нити людей. И серьезно обратившись к рассмотрению кармы, мы должны с одной стороны поставить вопрос: как образуется карма тогда, когда чисто эмоциональное, фантастическое живет только внутри существования людей, не проявляясь внешне, и как изживает себя карма в отношении участников такого социального земного порядка? И с другой стороны: как образуется карма в случаях, когда жизненные нити людей внезапно обрезаются вследствие природного или же цивилизаторского стихийного происшествия?

Здесь, мои дорогие друзья, находится один из тех пунктов, где наука Посвящения действительно глубоко затрагивает жизнь чувствований человека и его характер. Для обыкновенного сознания ведь не возникает вопроса о том, как изживает себя то или иное в следующих друг за другом земных жизнях человека? И для обыкновенного сознания при стихийных катастрофах не возникает вопроса о человеческой судьбе в широком смысле слова. Ибо в обыкновенном сознании придерживаются того мнения, что с судьбой человека, попавшего в стихийную катастрофу, так сказать, покончено.

Наука Посвящения с одной стороны имеет то, что разыгрывается, так сказать, на переднем плане жизни — на Земле у людей, и с другой стороны она имеет то, что ясновидчески созерцается, так сказать «за кулисами» этой жизни, — то, что происходит как деяния Богов с человеческими душами. И как раз из того, что совершается там «за кулисами», получает наука Посвящения свои предпосылки для оценки земной жизни. В ходе дальнейших рассмотрений кармы мы увидим, как именно в земной жизни должно тем или иным способом образоваться нечто такое, чтобы те вещи, которые божественно присутствуют за земной жизнью, смогли сформироваться по-человечески, — во всяком случае также по воле Богов.

Ясновидчески заглянув «за кулисы», видишь все то, что в жизни между смертью и новым рождением образует взаимосвязь одной человеческой души с другой. Видишь также совместные деяния человеческих душ с Существами высших Иерархий, как это было нами описано, но с другой стороны еще видишь повсюду вмешательство люциферических и ариманических существ. Знаешь, что для более глубокого духовного распорядка мира тут должны быть Люцифер и Ариман. И, тем не менее, порой с глубочайшим сокрушением видишь, как Люциферическое и Ариманическое вторгаются в земной мир. Это есть то самое, на что надо обратить внимание (и что для обыкновенного сознания остается сокрытым), когда взор человека расширяется за пределы земного мира и проникает в духовный (сверхчувственный) мир.

В древние времена, когда наука Посвящения почиталась на свой лад как священная (и какой она должна опять стать в будущем), случалось, что возникал вопрос, — является ли тот или иной человек Посвященным, то люди тогда знали, как соответствующим образом держаться в таком случае. И если один человек, серьезно воспринимавший жизнь, встречал на своем жизненном пути другого человека, который также серьезно воспринимал жизнь, и они оказывались различного мнения об одном Посвященном, что бывало в те древние времена, тогда тот из них, который не знал, является ли какая-либо третья личность Посвященным, мог услышать слова: «А ты смотрел ему в глаза?» Ибо в том, что через углубление жизненной серьезности получает взор человека, — в этом распознавали Посвященного в те древние времена, когда на Земле были ясновидческие цивилизации. И нечто подобное должно будет снова настать. Люди снова должны будут вернуться, — но без того, чтобы поэтому утратить жизненный юмор, — к серьезному отношению к жизни.

Можно действительно кое-что извлечь из того, что случается теперь, но что, впрочем, происходило и в древние времена и что теперь выступает перед человечеством как великая загадка. Рассмотрим же однажды фактическое положение вещей. Вот картина какого-либо подобного положения вещей.

Пусть есть какая-нибудь страна, которую постигло могучее землетрясение. Множество людей совместно погибло. Рассматривая данное положение вещей с точки зрения духовной науки, нельзя, пожалуй, сказать, что у этих людей их кармические нити жизни были прерваны одинаково. Взглянем на кармические нити тех, которые погибли. Для старых людей, которые, во всяком случае, их земную карму для этой жизни скоро изжили бы, их жизненные нити укорачиваются, может-быть, лишь на месяцы или на немногие годы. Для более молодых людей, в расцвете земной жизни, которые много думали о том, что они еще хотят совершить в ближайшие годы для себя, для своей семьи, для остальной части человечества, их жизненные действия сокращаются на многие годы. Дети, которые только что стали подвергаться воспитанию и которые в своей душе хотят того, что их должно ввести в жизнь взрослых людей, — они, вместе со старыми людьми, оказываются вырванными из земного существования. Младенцы, которые лишь отвыкают от материнской груди, и такие, которые еще при ней, вырваны из земной жизни вместе со старыми и молодыми людьми. Тут возникает великая загадка: как действует Карма при таком событии?

Ясновидчески рассмотрим то различие, которое есть между таким стихийным происшествием в мире природы и происшествием, вызванным условиями цивилизации, например, большой железнодорожной катастрофой. Разница между ними есть, и она становится тем важнее и существеннее, когда ее рассмотрение ведется на почве Кармы.

Как правило, это обстоит таким образом, что когда вследствие какого-нибудь землетрясения гибнет целое сообщество людей, то они были как-либо кармически связаны между собой; ибо люди, которые сообща населяют какую-либо страну, как правило, более или менее кармически связаны между собой или, во всяком случае, имеют нечто сделать друг другу. Так что они оказываются подверженными некой общей жизненной судьбе, в которую они включены потому, что все они из предземного существования спустились к земному существованию в одну и ту же земную местность навстречу этой их общей жизненной судьбе — с обрывом нитей их жизни.

Наоборот, если мы взглянем на железнодорожную катастрофу, то мы, как правило, найдем, что лишь немногие из людей, которые попали в данную железнодорожную катастрофу, были как-то связаны друг с другом. Кто оказывается вместе в железнодорожном поезде? Как правило, эти люди не имеют ничего сделать друг другу, но они оказались лишь сведенными вместе там, где и когда железнодорожная катастрофа постигает страну, — между ними есть только такая связь (и она, конечно, есть всегда). Можно было бы сказать, что те, кто сообща гибнут при железнодорожной катастрофе, совместно обозначены некой меткой со стороны Судьбы. Разве вы не замечаете совсем различного действия Кармы в одном и в другом случаях?

Взглянем же взором науки Посвящения на такое разрушительное, катастрофическое землетрясение. Мы тут вовсе не увидим людей, которые при их рождении были бы так подобраны их кармой, чтобы их земные жизненные нити прервались в то самое время, когда наступила общая для них катастрофа. Эти люди таким происшествием были, так сказать, вырваны из их кармы.

Как же они могли быть вырваны? Изживание Кармы, согласно приговору Богов, есть как раз то самое, в чем тут все дело. Видите ли, все то, что наступает при таких свершениях природы, как землетрясения, вулканические извержения, наводнения и тому подобное, — это не включено в непрерывный природно-закономерный ход развития Земли, но тогда нечто врывается, хотя и следуя законам природы, в развитие Земли.

То самое, что тогда врывается в развитие Земли, — это было благоприятным, необходимым, способствующим развитию в то время, когда человечество еще не подпало необходимости теперешней формы рождения и смерти. И для того, чтобы представить себе под только что сказанным нечто определенное, направим взор назад — на время древней Луны. В то время древней Луны, которое предшествовало времени Земли, человек не подлежал рождению и смерти таким образом, как теперь, когда он путем резкого перехода посредством рождения, точнее зачатия, вводится в физическое существование и затем посредством смерти выводится из физического существования. Сей переход был тогда гораздо мягче. Это была больше некая трансформация, метаморфоза, чем скачок. Человек, собственно, лунный человек был тогда не столь материальным, как теперешний земной. В духовном же мире человек тогда не был так одухотворен, как теперь.

То, что как человечество жило на древней Луне, нуждалось также в совсем других законах природы — в таких законах природы, какие являли лунную жизнь находящейся в непрестанном движении — внутренне подвижной и бьющей ключом, волнующейся, бушующей. То, что было тогда внутренне бьющим ключом, волнующимся, бушующим, — это отчасти есть и теперь, но только отчасти, как окаменевшее, — в Луне, в нашем спутнике во Вселенной. Однако, окаменение Луны, которое, собственно, есть ороговение, все же дает знать о древней подвижности Луны. Эта последняя обнаруживает свою действенность в таких стихийных явлениях на Земле, которые я привел. Там действуют не обыкновенные земные законы природы, там есть древняя Луна, которая, впрочем, кружится теперь во Вселенной в ее, оправданном для нынешнего времени, облике; однако она побуждает загромыхать в Земле те свои силы, которые она оставила здесь, отделяясь от Земли.

И вспомните, как я излагал вам, что с кармой человека связаны те существа, которые некогда были великими Первоучителями человечества; они принесли человечеству изначальную великую Мудрость и жили на Земле не в физическом теле, а в эфирном; в определенный момент времени они отбыли с Земли и теперь обитают на Луне, так что мы встречаемся с ними в начале того времени, которое мы переживаем между смертью и новым рождением. Это — существа, которые глубоко вписывают в мировой эфир верными душевно-духовными письменами то самое, что есть карма людей.

Но существует как бы некий космический заговор (Verschworung), доходящий до того, что пускает в ход не только то, что правомерно сопровождает нашу Землю в виде современной Луны, но также и то, что в качестве лунообразного может оставаться в Земле с возможностью забушевать в любой момент. Но это используется ариманическими Властями. И тут ариманические Власти могут вмешиваться в жизненные нити человечества. И можно также усмотреть, что ариманические Власти суть те, которые высовывают из глубин Земли свой сладострастно удовлетворенный лик, когда в мире природы наступают такие катастрофы.

Поэтому, рассматривая с помощью науки Посвящения такой случай, видишь, что человек, который при этом гибнет, так сказать, смотал часть клубка своей кармы до того момента, когда его жизненная нить была внезапно обрезана. У него был бы еще кусок жизни, больший или меньший в зависимости от того, в каком возрасте — грудным ли младенцем, взрослым ли человеком, стариком ли был он вырван из жизни; наличествовала бы возможность, что его жизненная нить, вся его жизнь с ее событиями продолжалась бы дальше; и вот нечто внезапно вторгается именно в физическую организацию человека и в одно мгновение сокращает то, что иначе должно было бы происходить в течение всего положенного времени.

Представьте себе однажды, мои дорогие друзья, что тогда, собственно, происходит. Предположим, что такой катастрофой был застигнут человек тридцатилетнего возраста. Если бы он не попал в катастрофу, то согласно своей карме он, скажем, дожил бы до 65-летнего возраста. Ему предстояло еще пережить много событий. Но все они остались только в возможности. Однако все это, согласно его карме, было заключено в конституции его эфирного и астрального тел, его “Я”-организации. И что же происходило бы в его организме до 65-летнего возраста? Наряду с созиданием в организме непрестанно происходил бы распад; имел бы место медленный и тонкий распад, — пока этот распад не завершился бы на шестьдесят пятом году жизни.

Этот медленный распад, который должен был бы захватить еще 35 лет, был теперь, так сказать, сокращен, стиснут в одно мгновение. Это может затронуть физическое тело, но не эфирное и астральное тела и “Я”-организацию.

И по-другому вступает после смерти в духовный мир человек с изжитой кармой, чем в случае, который сейчас описан, когда в духовный мир вносится нечто такое, что иначе в нем не было бы: эфирное тело, астральное тело и “Я”- организация, которые еще могли бы быть на Земле. Вместо того, чтобы оставаться на Земле, они внесены в духовный мир. Предопределенное для земного мира вносится в духовный мир. Итак, мы видим, что после каждой такой стихийной катастрофы земной элемент вливается в духовный мир. Люди, которые таким образом испытали отклонение в их карме благодаря ариманическим Властям, приходят в описанном состоянии в духовный мир.

Тут мы можем поставить вопрос, который проистекает из того, мои дорогие друзья, что мы ведь должны научиться, если мы серьезно воспринимаем духовную науку, так ставить вопросы с точки зрения духовного мира и духовных Существ в духовном мире, как при обыкновенном сознании ставят вопросы относительно физически-земного мира и существ физически-земного мира. Поэтому можно задать вопрос: «Как воспринимают Существа трех Иерархий то, что к ним восходят люди, которые описанным образом вносят в духовный мир земное?» Для этих Существ возникает задача: как то, что внешне было обращено к злу, что видимо было направлено против мирового распорядка, снова включить в мировой распорядок. Боги должны считаться с тем, что именно предстоит совершить, чтобы превратить ариманически-злое в более высокое, доброе, благое. Тут мы приходим к представлению о том, как и для чего были особенно избраны для мирового распорядка те люди, которые описанным образом вступили в духовный мир, внезапно пройдя через врата смерти. Тогда духовным Существам высших Иерархий предстоит совершить следующее.

Тогда такие Существа имеют сказать следующее. Вот был человек в своей прошлой инкарнации. Благодаря этой прошлой инкарнации и тому, что ей предшествовало во всех жизнях этого человека в целом, был подготовлен для него в теперешней инкарнации известный ряд фактов, определенный мир переживаний. Но из того, что было подготовлено, проявилась лишь одна часть, другая же часть не получила своего проявления (Р. Штайнер иллюстрирует это рисунком на доске, который не сохранился).

Тогда Боги могут взглянуть на его прошлую жизнь и сказать: «Из полноты ее последствий, которые он должен был испытать, нечто не осуществилось, оказалось неиспользованным. И вот то самое, что теперь наличествует как неиспользованные причины (жизненных событий, переживаний), мы, Боги, можем взять и преподнести их этому человеку и вместе с тем усилить, укрепить его душу для ближайшей земной жизни. Так что власть того, что действовало как причины в прошлой инкарнации, тем сильнее выступит в этом человеке в его ближайшей инкарнации. Если бы он не попал в такую катастрофу, то в свою следующую инкарнацию он вступил бы в мир, пожалуй, с меньшими способностями или, быть может, они находились бы в совсем другой области, чем те, с которыми теперь этот человек выступит в ближайшей инкарнации, когда он, как ставший другим человеком, приступит к изглаживанию кармы. Но он тогда выступит, обладая также некоторыми своеобразными способностями. Ибо его астральное тело несколько уплотнится, так как в него будут вчленены причины, неиспользованные в катастрофически оборвавшейся жизни». Можете ли вы тут удивляться, мои дорогие друзья, что существует легенда об одном философе (речь идет о греческом философе ЭМПЕДОКЛЕ, учившем в середине V века до н.э. Прим. Переводчика.), который сам бросился в кратер вулкана Этны? Что за причина могла быть для такого решения у человека, который был посвящен в мировые тайны? Тут причина может быть в том, что он сам по своей воле совершает нечто такое, что иначе может произойти из-за стихийного свершения природы: внезапное удаление от себя того, что еще должно было лишь медленно удаляться. Таким образом то, что рассказывают об одном таком философе, может, пожалуй, проистекать из намерения появиться в ближайшей инкарнации с особенными способностями. Мир получает в наших глазах другой облик, когда мы таким образом вдаемся в глубокие вопросы Кармы.

Итак, рассмотрим прежде всего в принципе, как относиться к таким стихийным катастрофам. Но посмотрим и на другое. Взглянем на то, как в катастрофе, происходящей в условиях цивилизации из-за ариманического бытия, люди, не очень сильно кармически связанные между собой, оказываются собранными, так сказать, в одну кучу, чтобы найти общую гибель.

С этим случаем обстоит совсем по-другому. Также и в этом принимают участие ариманические Власти с людьми, которые прежде не были связаны кармическими нитями в группы, но которые теперь оказались сведенными вместе. И теперь наступает нечто такое, что существенно отличается от по-другому совершающегося при стихийной катастрофе в мире природы.

Катастрофа в мире природы вызывает в том человеке, который ей подпал, обостренное воспоминание обо всем том, что содержится в его карме как ее причины. Ведь когда человек проходит через врата смерти, то он как раз вспоминает тогда обо всем, что содержится в его карме. Усилившись, это воспоминание отчетливо выступает в душе человека благодаря природной стихийной катастрофе, при которой этот человек гибнет.

Железнодорожная катастрофа, вообще любая цивилизаторская катастрофа, вызывает, наоборот, забвение кармы. Но из-за того, что происходит забвение кармы, наступает сильная восприимчивость в отношении тех впечатлений, которые человек после смерти заново имеет от духовного мира. И следствием этого является то, что такой человек теперь должен сам спрашивать себя: как же обстоит с тем, что во мне есть как неиспользованная карма?

И в то время, как у человека, погибшего при катастрофе в мире природы, в его астральном теле уплотняются интеллектуальные качества, то у человека, погибшего при цивилизаторской катастрофе, уплотняются и усиливаются волевые качества. Так действует Карма.

Ну, а теперь отклоним наш ясновидческий взор от этих катастроф. Взглянем на то, что творит фантастическим образом та или иная, эмоционально возбужденная, группа людей (как я это сейчас охарактеризовал), когда проявляется только то, что исходит из человека, и когда человек живет в совсем ирреальном и к тому же еще действует разрушительно. Взглянем на тот фантастически искаженный образ цивилизации, который показывает Западу теперешний европейский Восток, и взглянем на то, что происходит тогда, когда люди, принадлежащие к таким связям, проходят через врата смерти.

Тогда, как и при других катастрофах, в духовный мир также нечто вносится. Но вносится люциферическое. Вносится то самое, что в духовном мире действует затемняющим и разрушительным образом. А при катастрофах в мире природы и при цивилизаторских катастрофах из физического мира в духовный мир все-таки вносится ясность, светлость (Helligkeit). Из извращений цивилизации в духовный мир вносится тьма. Люди вступают через врата смерти в духовный мир словно окутанные тяжелым темным облаком, в котором они имеют проделать свой посмертный путь. Ибо тот свет, который Люцифер творил в эмоциях человека на Земле, становится самой плотной тьмой, когда человек через врата смерти вступил в духовный мир. И тогда в духовный мир входят те силы, которые неким образом входят в этот духовный мир из нутра человека: страсти, которые должны действовать только в самом человеке, вносятся в духовный мир, — излучаются в духовный мир.

Это опять-таки суть такие силы, которые в духовном мире властью Аримана подвергаются преобразованию, чтобы использовать те остатки лунного развития, которые еще находятся в Земле. Здесь Люцифер действительно подает руку Ариману.

То, что посредством голых эмоциональных импульсов людей современной культуры вносится в духовный мир, но возникает, собственно, лишь из извращенного земного сознания, — это и есть то самое, что, преобразовавшись, пылает из нутра Земли в вулканических извержениях, в землетрясениях. Исходя из таких предпосылок, мы научаемся ставить вопрос насчет кармы Земли, насчет кармы народов и, вместе с тем, насчет индивидуальной человеческой кармы, поскольку эта индивидуальная человеческая карма связана с кармой народов, с кармой Земли. Мы научаемся ставить этот вопрос таким образом, что ищем причины в люциферических воздействиях в какой-нибудь области Земли, где старая культура разрушается под напором человеческих эмоций, — где дикие инстинкты фанатически хотят создать нечто новое, но могут действовать только разрушительно. И мы можем спросить себя: «Когда и где на Земле запылает вулканическим огнем или всколыхнется в землетрясении то самое, что теперь пылает в диких страстях людей?» Наука Посвящения, взирая на то или иное стихийное явление в мире природы, поставит свой вопрос: «Когда же это стихийное явление было подготовлено?» — «В злодеяниях и ужасах войн, а также в других ужасах, которые выступили в цивилизаторском развитии людей!» Ибо так взаимосвязаны эти вещи. Это суть вещей, которые совершаются «за кулисами» здешнего бытия. Для такого наблюдения не остаются разрозненными события, которые тогда выступают. Они появляются в составе великой мировой закономерности. Но как же вступают они в отдельные человеческие судьбы? Ну, мои дорогие друзья, тут, ведь присутствуют Боги, которые находятся в связи с развитием человечества. Как я уже упомянул, их задачей всегда является то самое, что происходит таким образом, чтобы снова преобразовать в благоприятное, в движущее вперед человеческие судьбы.

Нечто такое непрестанно происходит во взаимосвязи земного и духовного миров: человеческие судьбы обрываются взмахами крыльев Люцифера и когтями Аримана. Боги же являются добрыми, благими. И то, что за кулисами существования Ариманом или Люцифером было заложено к неправедности, к несправедливости, — это, мои дорогие друзья, благодаря добрым Богам опять приводится на пути справедливости, и в конце концов кармическая закономерность оказывается благой и справедливой.

Но отклоним наш взор, который, разумеется, должен быть проникновенным, исполненным понимания в отношении человеческой кармы, — отклоним же наш взор от человеческой судьбы и направим на Судьбу Богов. Ибо наблюдая военные ужасы, военные вины, чудовищные военные преступления в связи с природными и стихийными катастрофами, убийственными для людей, мы тем самым видим, как изживает себя битва добрых Богов на два фронта со злыми Богами. Мы взираем тогда за пределы человеческой жизни и видим жизнь Богов за кулисами человеческой жизни. И мы усматриваем это, прежде всего, не посредством иссохших теоретических представлений, но воспринимаем это с сердечным участием и сочувствием; мы видим эту жизнь Богов так, что можем наблюдать ее опять-таки вместе с тем, что происходит на Земле в индивидуальной карме человека, ибо мы в своей человеческой судьбе сплетены с судьбой Богов. Но когда мы взираем на нечто такое, тогда тот мир, который находится за миром людей, впервые совсем приближаемся к нам. Ибо ведь тогда для нас обнаруживается нечто такое, что мы можем наблюдать только с самым глубоким сочувствием. Тогда оказывается, что человеческая судьба находится в составе судьбы Богов; что в некотором смысле Боги жаждут того, что они могут вместе с людьми извлечь из хода их собственной битвы и предпринять дальше. И, приближаясь к таким представлениям, мы возвращаемся вместе с ними опять к тому, что также и в древние ясновидческие времена выступило в мире через Мистерии.

Тот, кто становился Посвященным, сначала вводился в мир стихий; там он прозревал, как его душа, но в ее моральных качествах, постепенно передвигается во внешний мир. Затем он научался распознавать (и это было важным, могучим словом, которое произносил ученик древних Мистерий) «нижних и верхних» Богов — ариманических и люциферических Богов. В равновесии между ними шествуют добрые Боги. И благодаря тому, что научался познавать ученик древних Мистерий (и что заново должно быть опять познано), человек постепенно становился Посвященным в тайны существования. Ибо когда прозревают эту взаимосвязь, тогда приходят к странному, но живейшим образом проясняющему все, воззрению — в ответ на вопрос: «К чему в мире сумма несчастий, бедствий? — К тому, чтобы Боги могли из этого сделать счастье!» Ибо просто счастье само по себе не вводит в мировое бытие. Только то счастье, которое произрастает из несчастья, переживаемого при прохождении человека через мир внешних чувств, вводит в мировые глубины.

Повсюду, где дело идет о наблюдении кармы мы должны апеллировать не к теоретическим понятиям, но должны апеллировать к человеку, взятому в целом. Нельзя научиться познанию кармы без того, чтобы в этом познании не принимали участия сердце, весь характер, воля человека. Но если научаются таким образом познанию кармы, то, когда оно правильно, тогда углубляется также человеческая жизнь. И тогда только достаточно полновесно воспринимаются те отношения в жизни, которые кармически сводят людей вместе.

Тогда, конечно, бывают моменты, которые также должны быть у неповерхностного человека и при которых карма может тяжко налечь на него. Но все эти моменты будут потом опять изглажены другими, при которых карма дает ему крылья, так что он тогда возносится своей душой из земного царства в царство божественное. И мы должны глубоко чувствовать в душе связь мира Богов с миром людей, если хотим в истинном смысле держать речь о карме.

Ибо то самое, что здесь, на Земле, есть при нас, есть в нас во время земной жизни, — это есть прежде всего то, что пропадает на пути между смертью и новым рождением.

Но то, что остается, есть то самое, в отношении чего Боги, то есть Существа высших Иерархий, ведут нас за руку. И никто не может развить правильного душевного настроения по отношению к познанию кармы, если он не воспринимает познание кармы как помощь со стороны Богов.

Попытайтесь же поэтому, мои дорогие друзья, так воспринять, постичь познание кармы, чтобы это познание кармы вызывало у вас чувство: в том, что я при этом приближаюсь к священной духовной почве, на которой мне может нечто проясниться в отношении кармы, я смею ощутить руку Богов.

Такими реальными должны стать эти ощущения, если мы хотим придти к действительным познаниям духовного (сверхчувственного) мира, а таковы суть познания о карме.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Дорнах, 6 апреля 1924 года).
  • Вторая лекция (Дорнах, 12 апреля 1924 года).
  • Третья лекция (Дорнах, 23 апреля 1924 года).
  • Четвертая лекция (Дорнах, 26 апреля 1924 года).
  • Пятая лекция (Дорнах, 27 апреля 1924 года).
  • Шестая лекция (Дорнах, 4 мая 1924 года).
  • Седьмая лекция (Дорнах, 9 мая 1924 года).
  • Восьмая лекция (Дорнах, 10 мая 1924 года).
  • Девятая лекция (Дорнах, 11 мая 1924 года).
  • Десятая лекция (Дорнах, 16 мая 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса