Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Эзотерическое рассмотрение кармических связей. Том II

Двенадцатая лекция (Дорнах, 29 мая 1924 года).


В последний раз я описал, в каких отношениях к различным Иерархиям высшего мира находится человек в течение своей жизни. И я мог бы отметить, что все сказанное тогда должно было в конечном счете привести к все лучшему пониманию действия Кармы в человеческой жизни. Итак, все это, собственно, есть подготовка к пониманию Кармы.

Я описал, как с рождения человека и приблизительно до возраста 21 года особенное отношение к нему имеет третья Иерархия; как затем с половым созреванием, в возрасте около 14 лет, вступает вторая Иерархия, как ее Существа (Духи Формы, Духи Движения, Духи Мудрости) действуют в первом их семилетии до возраста 21 года, во втором семилетии — до 28-летнего возраста и в третьем семилетии — до 35-летнего возраста; как потом уже с 28-летнего возраста выступает внутреннее отношение человека к первой Иерархии Серафимов, Херувимов и Духов Воли, которые затем действуют в их первой фазе до 35-летнего возраста, взаимодействуя тогда со второй Иерархией, затем действуют в их второй фазе до 42-летнего возраста и, наконец, в их третьей фазе до 49-летнего возраста человека.

И вот то, что таким образом вступает в человеческий жизненный путь непосредственно от распорядка Иерархий, перекрещивается, сказал бы я, с тем, что в человеческом жизненном пути выступает как отражения духовных Существ планетной системы.

Вы ведь знаете, что каждая из планет, и также Солнце и Луна, внешнее физическое свечение которых мы видим, есть, собственно, только знак того, что в том направлении, откуда светит нам планета, небесное светило вообще, находится некая колония духовных Существ. Мы смотрим на некое небесное светило, но то, что мы видим в нем как нечто сияющее, светящееся, является знаком того, что в этом направлении наш душевный взор наталкивается на некую космическую колонию духовных Существ.

Мы устроены ведь так, что в нашем физическом теле мы несем эфирное тело. В тот момент, когда человек поднимается к сверхчувственному имагинативному познанию, тогда он воспринимает все то, что он может воспринять посредством своего эфирного тела. Я часто описывал вам, как человек тогда взирает в прошлое — на панораму своей земной жизни, начиная с рождения, и как перед человеческой душой одновременно предстают все те события и силы, которые он пережил и которые вторглись в его рост, во всю его физическую, душевную и духовную организацию, — предстают в виде единой могучей панорамы, как если бы время стало пространством. Так научаются обозревать жизнь, поднявшись к посвящению в имагинативное познание.

Однако, когда наступает инспиративное познание, тогда, направив взор на эти реальные воспоминания о земной жизни, образующие панораму воспоминаний, можно узреть, — ибо ведь при инспиративном познании имагинативное подавлено, — что событий земной жизни, воспринятых эфирным телом, там больше нет; и тогда замечаешь появление чего-то высшего.

Итак, если я схематически нарисую этот ясновидческий обзор человеком его прошлого вплоть до рождения, (причем вместо душевного взора я рисую физический, — говорит Р. Штайнер, рисуя), то при инспиративном познании его течение погашается, и взамен выступают всевозможные другие образы.

Прежде всего (Р. Штайнер показывает на рисунке фиолетовый квадрат — Луна) внутри этого течения выступает нечто, как откровение; и, если ты научился ориентироваться в инспирации, то замечаешь, что собственно тут появляется.

Итак, поймите меня правильно: взираешь на панораму, которая содержит человеческий земной путь. В этой панораме есть одна часть, которая, если взираешь на нее, обладая посвящением в инспиративное познание, погашается; это — та часть панорамы, которая охватывает жизнь человека от рождения, то есть от нулевого года, до 7-летнего возраста, и она теперь погашается, а на ее месте появляются все те деяния, которые происходят потому, что с человеком после его смерти имеют дело Лунные существа.

То, что я рассказал вам о переживании жизни после смерти у той личности, которая является моделью для фигуры Штрадера в моих драмах-мистериях, — так это было пережито благодаря тому, что сперва взираешь на панораму воспоминаний, а затем погашаешь ее в инспиративном познании. Когда погашена та ее часть, которая соответствует времени от рождения человека до 7-летнего возраста, тогда выступают те последствия, которые выявляют посмертное взаимодействие Лунных существ и человеческого существа (см. на рисунке знак Луны в фиолетовом квадрате).

Этот опыт наблюдений, который можешь сделать благодаря тому, что ясновидчески прозреваешь жизненный путь человека от его рождения до 7-летнего возраста и благодаря этому можешь выявить Лунных существ, деяния Лунных существ, — вот это, что становится тогда ясновидческим восприятием, может быть легче всего испытано, увидено каждым Посвященным.

Ибо вам должно быть понятно, что Посвящение можно получить в любом возрасте, но не малолетним ребенком. Ребенок вплоть до семилетнего возраста обыкновенно не бывает Посвященным. А когда хочешь ясновидчески узреть то, что я теперь описываю, необходимо в своей земной жизни уже перешагнуть через наблюдаемый возраст. Так вот: каждый, кто становится Посвященным, естественно, старше семилетнего ребенка. Поэтому то самое, что можно ясновидчески узреть сквозь первое семилетие жизненного пути человека, сравнительно легко воспринять и постичь.

Следующее появляется тогда, когда мы затем, обладая посвящением в инспиративное познание, делаем ясновидчески зримой ту часть обратного обзора умершим его земной жизни, которая соответствует возрасту от семи до четырнадцати лет, вплоть до полового созревания. Тогда становится зримым все то, что человек переживает после смерти благодаря тому, что он из региона Луны поднимается в регион Меркурия (см. на рисунке белый квадрат со знаком Меркурия).

Человек поднимается в регион Меркурия после того, как он прошел регион Луны. Но если хочешь познать отношение к человеку, существующее в этом регионе Меркурия, тогда надо в панораме воспоминаний погасить семилетие от смены зубов до полового созревания.

Когда затем, обладая инспиративным познанием, погашаешь в панораме следующий отрезок от 14-летнего возраста до 21 года и даешь появиться тому, что может явиться при погашении этой ее части, тогда это суть переживания и факты, которые человек после смерти испытал, встретил в регионе Венеры (см. на рисунке оранжевый квадрат со знаком Венеры).

И вот так, обладая посвящением в инспиративное познание и направив взор на эту первую жизненную эпоху человека (из трех семилетий), ясновидчески созерцаешь то, что происходит в Макрокосмосе и, притом, духовном Макрокосмосе с умершими, с так называемыми умершими.

Из того, что я сейчас говорю, вы можете одновременно усмотреть, насколько глубока была древняя наука в ее наименованиях. Ибо в отношении Венеры обычно ощущают любовный элемент уже в ее наименовании. А ясновидческий взор, направленный на Венеру, соответствует той эпохе человеческой жизни, когда наступило половое созревание.

Потом следует промежуток времени, который длится с 21-летнего до 42-летнего возраста (см. на рисунке желтый квадрат со знаком Солнца). Когда владея посвящением в инспиративное познание, взирают в этот промежуток времени, тогда переживают — или по меньшей мере, могут пережить — то самое, что некий умерший осуществляет в наибольший промежуток своей жизни между смертью и новым рождением, находясь в каком-то взаимоотношении с Солнечными Существами. Солнечное существование умершего между смертью и новым рождением ясновидчески созерцается в этот срок времени.

Солнце настолько могущественно, оно содержит так много духовных сил и духовных Существ, оказывающих влияние на человека в его жизни между смертью и новым рождением, что для обзора всего этого требуется тройной срок, то есть с 21-летнего до 42-летнего возраста. А отсюда можно усмотреть, что Посвященные только тогда, когда они уже перешагнули через 42-летний возраст, могут ясновидчески обозреть всю взаимосвязь человека с Солнечной жизнью во время его жизни между смертью и новым рождением. Раньше для них, для их прозрения, это было недоступно. И стать старше возрастом — это уже много значит для человека также и при проведении им духовных (сверхчувственных) наблюдений. Известные вещи впервые становятся ясновидчески зримыми не только из-за достижения известной ступени Посвящения, но также просто лишь после обретения известной жизненной зрелости.

С промежутком от 42-летнего возраста (см. на рисунке красный квадрат со знаком Марса) мы фактически приближаемся к тому моменту, когда с 49-летним возрастом у человека прекращается возможность вступать в непосредственные отношения с духовными Иерархиями.

В ближайшее время мы рассмотрим то, что тогда делают люди, став старше 49 лет. Для того же, чтобы направить ясновидческий взор на семилетие от 42 до 49 лет, надо самому уже иметь 50-летний возраст или старше, и тогда мы прозреваем все то, что может произойти с человеком после его смерти от Существ, обитающих на Марсе. Тут начинается тот регион, где из духовного мира заботятся о значительной индивидуализации человеческого существа на Земле в кармическом отношении.

Я уже отмечал, как вырабатывается карма: она вырабатывается у человека в союзе с высшими Существами. Есть люди, которые вырабатывают свою карму в особенности в регионе Меркурия, другие — в регионе Венеры, еще другие — в регионе Солнца, а есть также и такие существа, которые вырабатывают ее в регионе Марса.

Такие существа, такие люди, которые благодаря их прошлым земным жизням принесли с собой в духовный мир нечто такое, что должно быть в особенности выработано в регионе Марса, — такие люди в их ближайшем земном странствовании являют собой результаты того, что было кармически выработано в регионе Марса. Позвольте мне привести один пример.

ВОЛЬТЕР 

Видите ли, в то время, когда уже действовало магометанство, распространяя излучения своей цивилизации по Азии, Северной Африке и вплоть до Испании, была одна личность, которая проделывала тогда свое духовное развитие в одной из мистериальных школ Северной Африки, подобной — но уже бывшей в состоянии упадка — той, которую однажды, гораздо раньше, прошел СВЯТОЙ АВГУСТИН 1); упомянутая личность занималась там вполне в том же смысле и стиле.

Надо понимать, что занятия в то время были иными, чем теперь. Ныне не очень много можно услышать о роде занятий (das Studium) святого Августина столько столетий тому назад. Но тогда, когда жила упомянутая личность, еще были возможны, именно в Северной Африке, мистериальные занятия, хотя и происходившие от уже упадочных Мистерий. И та личность, которую я имею в виду, проделала такие мистериальные штудии; итак, она проделала все то, что можно испытать благодаря занятиям такого рода относительно самостоятельности человеческой души, — относительно тех регионов, которые переживает человеческая душа, когда она имеет восприятия, находясь вне тела, и так далее. Но эта личность затем вместе с магометанскими отрядами перебралась в Испанию; там она многое восприняла от уже трансформировавшейся тогда в Испании магометанско-азиатской учености. Там она также многое восприняла от каббалистики, тогда повсюду распространявшейся евреями, но не от той каббалистики, которая позднее столько культивировалась в Средневековье, а от более древней формы каббалистики (Каббалистика — иудейское оккультное знание. Прим. Переводчика.). Такой была эта личность в первое время после магометанских походов; она сильно вросла в духовную жизнь этого магометанского направления, но на особенный лад: оперируя числами, исчисляя на каббалистический лад.

Потом она пережила то же самое в следующей женской инкарнации, когда она углубило это душевно, — когда она восприняла это больше сердцем, чем головой.

Но затем эта самая индивидуальность, воплотившись в восемнадцатом столетии, стала всемирно известной в качестве представителя французского духа (ума) —ВОЛЬТЕРА 2) (1694 — 1778). Итак, эта индивидуальность опять появляется в Вольтере. Если направить ясновидческий взор на то, что будущий Вольтер — прежде чем он стал Вольтером — пережил во время между смертью и новым рождением на основании своих прошлых земных жизней, то мы находим, что эта индивидуальность все то, что она приобрела через свои северо-африканские штудии, через пронизанность этих штудий каббалистикой, совсем особенным образом переработала дальше в регионе Марса во вторую половину своей посмертной жизни. И с этой переработкой, которая может происходить из региона Марса, вступил потом Вольтер именно как Вольтер в восемнадцатое столетие.

Так я мог привести пример для кармического развития человека, которое в его жизни между смертью и новым рождением вырабатывается в регионе Марса.

Марс делает все то, что он вырабатывает, — в отношении и физических, и душевных, и духовных добродетелей, — агрессивным. Но не только агрессивным, но также и воинственным. Воинственность же ведь состоит и в том (иначе войны не могли бы вестись) — не только в том, что наступают, но также и в том, что отступают. Я думаю, что это достаточно наглядно обнаружилось во время мировой войны.

Взгляните на всю жизнь Вольтера в целом. Это есть жизнь, которая вырабатывала его дельные способности, но жизнь, в которой чередовались то агрессивность, наступление, то отступление; порой — почти отчаянная смелость при наступлении, а порой — малодушие, трусость при отступлении.

Гораздо лучше изучать такие вещи на примерах, в их жизненной чеканке, чем в теории, поэтому я и привожу такие примеры.

Когда человек, обладая посвящением в инспиративное познание, направляет взор на жизненный отрезок от 49- до 56-летнего возраста (для этого он сам должен стать значительно старше, чем то было при предшествовавших наблюдениях), то он достигает познания всего того, что может быть сделано Существами региона Юпитера (см. на рис. зеленый квадрат со знаком Юпитера) с человеком, проходящим жизнь между смертью и новым рождением.

Когда знакомишься с этими Существами региона Юпитера, то, собственно, получаешь поразительное впечатление. Прежде всего бываешь озадачен как человек (тут естественно надо быть старше 56-летнего возраста, если хочешь иметь это впечатление) тем, что вообще есть такие существа региона Юпитера. Сказав это, я подразумевал человека, живущего на Земле, а не человека в жизни между смертью и новым рождением, когда он имеет дело с этими существами. Это суть существа, которым нечему учиться; ибо в тот момент, когда они образовались (я не хочу сказать: «были рождены», а почему, — вы это тотчас увидите), то они уже были образованы как в высшей степени мудрые существа, причем они никогда не были немудрыми. Эти существа вообще не рождены, но они возникают из всего организма Юпитера. Примерно так, как у нас из атмосферы образуются облака, возникают эти существа из всего Юпитера в целом и возникают такими, что они могут, собственно, рассматриваться как воплощенная Мудрость. В регионе Юпитера они также не умирают, но преобразуются. Юпитер есть именно собственно творящая Мудрость. Представьте себе, пожалуй, что вы смотрите с горы Риги вниз и видите там образующиеся облака, и помыслите себе, что это у нас впечатление не от несущих влагу облаков, но что это — сама творящая мудрость, — творящие мыслительные образования, которые вместе с тем суть существа. Тогда вы имеете представление о Юпитере.

Я хотел бы опять показать на примере, как особенно может образовываться карма в этом регионе Юпитера.

ЭЛИФАС ЛЕВИ 

Была одна любознательная личность, которая жила в последние времена мексиканской культуры, находясь в обстановке совсем упадочного мексиканского культа, ставшего суеверно-колдовским. Это была любознательная личность, которая все в точности изучала.

Я ряд лет назад был знаком с примечательным человеком, который примитивным образом изучал то, что наличествовало в суеверных, в упадочных представлениях мексиканских Мистерий. Это не имеет никакого значения, ибо тот, кто теперь это изучает, изучает просто суеверия, во всем упадочные.

Но та личность, которую я имею в виду, — она жила раньше, еще до так называемого открытия Америки, когда мексиканская цивилизация была еще в расцвете, но как мистериальная цивилизация она была уже охвачена процессом отмирания. И эта личность изучала там все с неистовым рвением. Сегодня ведь знают только имена и еще пару изображений, когда говорят о Таотле, Кветсалкоатле, Тетцкаплипоке, — об этих Существах мексиканских Мистерий. Но эта личность еще вполне знала то, что Таотль есть некое Существо, которое, как своего рода космический мировой Дух, творит во всех облаках, бушует во всех водах, является в радуге, живет в молниях и громе, а также — при известных предпосылках — может быть посредством культовых действий привлечен в освященную воду; эта личность знала также, что Кветсалкоатль был своего рода Божеством, которое могло жизненно объять человека в его кровообращении и дыхании. Итак, это, еще жившее в мексиканской цивилизации, восприняла упомянутая личность.

Позднее она опять воплотилась, но без промежуточной, женской, инкарнации. Она была мужчиной в Мексике, была опять мужчиной в ее следующем воплощении — без промежуточной женской ступени существования. Но в жизни между смертью и новым рождением эта индивидуальность проходила через сверхчувственный мир таким образом, что она в ее кармическом развитии (что опять-таки было обусловлено ее более ранней земной жизнью где-то в иной стране, чем Мексика) пронесла через регион Юпитера именно то самое, что она пережила в Мексике из суеверного, но еще полнокровного знания, происходящего из более ранних цивилизаций. Вот это, что она пережила там, — это прошло через регион Юпитера, приняло там облик мудрости, но облик мудрости, которая является собственно автоматической по отношению к тому, что человек должен приобрести от мудрости через свою собственную индивидуальность. Мудрость, что живет и творит на Юпитере, если она, в процессе кармической выработки человеческой судьбы между смертью и новым рождением, изливается на нечто такое, что человек раньше сделал в земной жизни, — она может еще блистать изо всего и на Земле. Но эта мудрость зависит тогда от того, что сделано в земной жизни.

И эта индивидуальность есть та самая, которая затем родилась в условиях новейшей цивилизации как ЭЛИФАС ЛЕВИ (1810 — 1875) (Элифас Леви — псевдоним аббата А. Л. Констана, писавшего в третьей четверти XIX века. Прим. Переводчика.). Итак, Элифас Леви свою предыдущую земную жизнь прошел внутри мексиканской культуры; затем он прошел через регион мудрости Юпитера, и там он отчасти еще переработал пережитое им. Но мексиканская культура есть упадочная культура, и если вы сегодня прочитаете книги Элифаса Леви, то вы найдете, что там нечто очень мудрое излилось на нечто совсем примитивное. Тот, кто может вникнуть в такие вещи затем скажет: совсем Юпитер, но — неполноценный Юпитер.

И если теперь, я ведь смею говорить также и об этих вещах, можешь обозреть жизненный путь человека в возрасте от 56 до 63 лет (см. на рис. синий квадрат со знаком Сатурна), тогда взираешь на воздействия на человека во время его жизни между смертью и новым рождением, исходящие от Сатурна — от сатурнических Существ (Штайнер намекает на то, что ему пошел уже 64-й год жизни. Примечание переводчика.). Это есть еще более поразительное, еще более озадачивающее прозрение и, собственно, уже прозрение, вызывающее боль.

Те существа, которые связаны с Сатурном, суть такие, которые в силу их собственной натуры никак не заботятся о том, что они делают в настоящее время; они делают это неким образом совершенно бессознательно, находясь под властью гораздо более высоких божественных Существ, в лоно которых они отдались, достигнув зрелого возраста. Но как только они что-либо сделали, тогда это предстает перед ужасно сильно действующим воспоминанием.

Перенеситесь однажды в следующее положение вещей. Пусть того, что вы всегда делаете (я не хочу касаться конкретных профессий, но представьте себе нечто такое, что вы всегда делаете), вы вовсе не замечаете, пока это делаете, но как только вы это сделали, оно предстает перед вами живейшим воспоминанием как необычайно жизненный образ. Итак, помыслите себе, пожалуй, певца: он поет, но он ничего не знает об этом, — он только таким образом применен Богами, что он поет. Представьте себе большую аудиторию, которая его слушает; но певец ничего не замечает, пока он поет; он совсем ничего не знает ни о себе, ни о том, что он исполняет. Но в то мгновение, когда это проходит, — когда концерт кончился, — это все в целом предстает тут как тут и больше не уходит, а остается, образуя содержание жизни. Это тогда имеют. Вообще на Сатурне имеют только прошлое.

Это есть уже так, как если бы вы, будучи человеком, шли по земле; вы идете, — вы ничего не замечаете о себе, когда взглянете на себя, но как только вы сделали один шаг вперед, то на том месте, где вы только что были, стоит снежный болван. Вы шагнули дальше, и опять позади вас еще один снежный болван. Так это и продолжается все дальше; вы же говорите — “Я” — по отношению ко всем этим снежным болванам. Помыслите это переведенным в духовное (сверхчувственное) состояние, и вы имеете сущность сатурнических людей. А с этими существами, которые таким образом, со всем их бытием, вполне живут в прошлом, — с ними также имеет дело человек во время жизни между смертью и новым рождением. И могут быть люди, которые в выработке их кармы имеют дело в особенности с этими сатурническими существами.

ВИКТОР ГЮГО 

Судьбу таких человеческих существ возможно описать только тогда, когда направишь ясновидческий взор на то время их жизни, которое находится между 56 и 63 годами. Я хотел бы и тут привести пример вам, чтобы вы усмотрели, как те события, которые наступают в некой человеческой жизни, указывают обратно на то, что происходит в сверхчувственном мире во время жизни человека между смертью и новым рождением.

Я не так давно указал на то, что происходило в достойных восхищения, но также и трудно доступных ирландских Мистериях, — как значительно было то, что предлагалось в ирландских Мистериях. Я описал тогда, как человек после того, как он познал все сомнения и неуверенность в жизни, приводится к двум статуям. Одна статуя была из совершенно эластичного материала, и надо было непрестанно трогать ее. Это производило ужасно жуткое впечатление, так как в статуе тогда образовывались углубления (Lцcher), как если бы пальцы касались не мертвого тела, а должны были вторгаться в живое (что и было чем-то страшным для нежного человека). Это было одно испытание.

Другим была следующая статуя, которая выдерживала всякое давление, оказываемое на нее, и которая только за время промежутка между двумя приводами к ней посвящаемого становилась дополненной, улучшенной.

Я описывал вам все то грандиозное, что переживали люди, посвящаемые в ирландские Мистерии, — переживали в отношении микрокосмоса, то есть самого человека, и в отношении великого мира, Макрокосмоса. Это были великие, могучие впечатления — впечатления неописуемого величия.

Один из тех, которые с особенным задушевным рвением участвовали в этом и затем добились высокой степени Посвящения в эти ирландские Мистерии, потом в своем посмертном странствовании в особенности проник в регион Сатурна, что произошло также из-за его предыдущей земной жизни, создавшей условия для того, чтобы эта его жизнь, проведенная в ирландских Мистериях, была столь углубленной. Как я вам тогда изложил, все те ощущения неописуемого величия, которые имели участники ирландских Мистерий, приводили к ясновидческому лицезрению Мистерии Голгофы без того, чтобы они где-либо находились в физически-пространственном отношении к этой Мистерии Голгофы. И все эти величественные ощущения сделали упомянутую индивидуальность совсем особенно сильно чувствующей, — а потом она воплотилась в условиях нашей цивилизации.

И вот представьте себе, что сделал этот человек, переработав свою последнюю карму в регионе Сатурна. Все это явилось ему в свете прошлого. Он увидел то, что он пережил в ирландских Мистериях, в свете, который мог ему воссиять; ибо сатурнические существа бросали свет на все то, что было в далеком прошлом, — что пробуждало в нем грандиозные картины предземных времен из регионов Солнца и Луны.

Когда он потом опять воплотился, тогда то, что таким образом имело в нем перед этой земной инкарнацией колорит прошлого, преобразовалось в нем в могучие, бросающие свет в будущее, идеалистические, но визионерски-идеалистические образы, которые затем и появились в самой возвышенной литературе романтизма.

Короче говоря, эта индивидуальность, некогда посвященная в ирландские Мистерии, воплотилась опять в наше время — в наше время в широком смысле слова — как ВИКТОР ГЮГО 3) (1802 — 1885). Жизнь Виктора Гюго являет в своей романтике, во всем роде и способе ее конфигурации результат выработки кармы в регионе Сатурна.

Сказанное суть небольшие экскурсы в область кармы — ее способа возникновения, способа образования. Как сказано, лучше всего научаешься ее пониманию, когда изучаешь ее на примерах. Ибо такие кармы, как выработанные Вольтером, Элифасом Леви, Виктором Гюго, — это уже есть нечто такое, что самым интересным и самым интенсивным образом вводит в познание взаимосвязи собственного существа человека с макрокосмическими духовными Существами при выработке кармы во время жизни человека между смертью и новым рождением.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1) АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка); родоначальник христианской философии истории («О Граде Божием»); «земному граду» — государству — противопоставлял мистически понимаемый «Божий Град» — Церковь. Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западно-европейской философии и католической теологии вплоть до 13 в.

2) ВОЛЬТЕР (Voltaire) (настоящее имя Мария Франсуа Аруэ, Arouet) (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель, деист. Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедии в стиле классицизма «Брут», «Танкред», сатирическая поэма «Орлеанская девственница», публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма», «Философский словарь». Сыграл значительную роль в развитии мировой философской мысли, в идейной подготовке Великой Французской революции. С именем Вольтера связано т.н. вольтерианство (дух свободомыслия в сочетании с ироническим ниспровержением авторитетов).

3) ГЮГО (Hugo) Виктор Мари (1802-1885), французский писатель романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) — манифест французских романтиков. Пьесы «Эрнани», «Марион Делорм», «Рюи Блаз» — воплощение бунтарских идей. В исторических романах сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» и сборник сатирических стихов «Возмездия». Романы «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Труженики моря», «Человек который смеется», изображающие жизнь различных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов «Восточные мотивы», «Легенда веков»; роман о Великой Французской революции. «93-й год».


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Дорнах, 6 апреля 1924 года).
  • Вторая лекция (Дорнах, 12 апреля 1924 года).
  • Третья лекция (Дорнах, 23 апреля 1924 года).
  • Четвертая лекция (Дорнах, 26 апреля 1924 года).
  • Пятая лекция (Дорнах, 27 апреля 1924 года).
  • Шестая лекция (Дорнах, 4 мая 1924 года).
  • Седьмая лекция (Дорнах, 9 мая 1924 года).
  • Восьмая лекция (Дорнах, 10 мая 1924 года).
  • Девятая лекция (Дорнах, 11 мая 1924 года).
  • Десятая лекция (Дорнах, 16 мая 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса