Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Эзотерическое рассмотрение кармических связей. Том II

Одиннадцатая лекция (Дорнах, 18 мая 1924 года).


Когда хотят понять сущность Кармы, дело состоит прежде всего в том, чтобы суметь узреть все то, что принимает участие в человеческом развитии, происходя из Космоса.

И, чтобы суметь узреть Существ из духовного Космоса, принимающих участие в развитии людей, мы хотим сначала, чтобы подкрепить понимание этого, предварительно рассмотреть немного взаимосвязь человека с земными существами.

Ми видим человека на Земле окруженным существами минерального, растительного, животного царств природы; и вы ведь знаете, что мы смотрим на человека так, что в нем, собственно живут все три царства природы и принимают в нем более высокую форму. Человек своим физическим организмом отчасти родственен минеральному царству. Но только он перерабатывает более высоким образом то самое, что иначе есть в минеральном царстве. Своим эфирным телом человек родственен растительному царству. И опять-таки он перерабатывает в себе более высоким образом то, что иначе есть в растительном царстве. И равным образом относится это к родству, которое человек через свое астральное тело имеет с существами животного царства. Итак, мы можем сказать: наблюдая пространство вокруг человека, мы находим, что человек несет в себе минеральное, растительное и животное царства природы.

Подобно тому, как человек несет в себе эти внешние царства природы, находящиеся в окружающем пространстве, несет он в себе — но только в аспекте времени, а не в аспекте пространства — царства высших Иерархий. И лишь тогда можно в целом понять дела человеческой кармы, когда принимают во внимание то, как различные царства Иерархий действуют на существо человека в ходе его земной жизни.

Когда мы наблюдаем, как минеральное царство действует на человека, то перед нами выступают процессы, в которых человек принимает пищу. Ибо все то, что человек воспринимает из высших царств в отношении минерального царства, он ведь прежде всего минерализует. Когда же мы взираем на растительное царство, то видим, как человек имеет в себе жизненные силы. Опять-таки, когда мы направляем взор на животное царство, то видим, как человек, действуя из своего астрального тела, поднимает просто жизнь в более высокую сферу, в царство ощущений. Короче, мы можем ряды действий, происходящих в трех царствах природы, равным образом проследить как ряды действий в человеческом организме.

Но равным образом мы можем проследить то, что происходит с человеком из высших Иерархий в душевно-духовном отношении. Свойственное человеку минеральное, свойственное человеку растительное, свойственное человеку животное мы понимаем, исходя из деятельности трех царств природы в пространстве. Равным образом мы можем понять то, что правит в человеке как Высшее.

Прежде всего мы обратим внимание на то, что правит в человеке как Судьба. Это мы можем понять как воздействия на него из царств духовных Иерархий. Однако, мы тут должны наблюдать не то, что происходит одновременно (физическое тело, эфирное тело, астральное тело существуют в человеке ведь одновременно), — тут мы должны в отношении царств Иерархий наблюдать то, что в земной жизни происходит в человеке последовательно, и мы должны наблюдать это так, как эта последовательность может быть постигнута духовным (сверхчувственным) наблюдением.

Ну, мы ведь всегда, сказал бы я, в течение всех наших антропософских наблюдений рассматривали жизненный путь человека, как расчлененный на семилетия: от рождения до смены зубов около семилетнего возраста, от смены зубов до половой зрелости, от половой зрелости до 21 года (где различия уже не столь явственны), от 21 года до 28 лет, от 28 лет до 35 лет, от 35 лет до 42 лет, от 42 лет до 49 лет, от 49 лет до 56 лет и т.д.. О том, что выходит за предел 56-летнего возраста, я буду еще говорить в следующий раз. Сегодня же я рассмотрю жизненный путь человека до 56-летнего возраста.

Мы имеем отчетливое членение, состоящее из трех жизненных отрезков, до 21 года, затем — второе членение из трех жизненных отрезков, а потом — и третье (Р. Штайнер рисует на доске).

Человек говорит себе “Я”. Но это “Я” ведь стоит внутри некой суммы воздействий на него. Снаружи наблюдаются воздействия минерального, растительного, животного царств природы, а внутри него, как духовно-душевного существа, наблюдаются воздействия третьей Иерархии (Ангелов, Архангелов, Архаев), второй Иерархии (Духов Формы, Духов Движения, Духов Мудрости), первой Иерархии (Духов Воли, Херувимов, Серафимов).

Но эти Существа не одинаково вмешиваются в жизненный путь человека. Мы ведь можем уже сказать, что также и внешняя сторона человека подвергается различному воздействию сообразно его возрасту. Когда, например, мы наблюдаем ребенка совсем в начале его земной жизни, то должны тогда сказать: это есть та, особенно выраженная, жизнь роста, построения организма, которую в иных случаях мы находим в животном царстве.

Когда же мы наблюдаем последний отрезок жизни организма, в котором уже наступает его старение, тогда мы имеем в явлениях склероза, ломкости, ветхости организма процесс минерализации, который у животных оказывается гораздо более сильным, гораздо более интимным, чем у человека (за исключением, впрочем, высших животных, у которых эта их особенность основывается на условиях, которые здесь не могут обсуждаться, но которых можно будет коснуться в другой раз). В то время как у животного, когда больше не происходит созидание организма, тотчас же начинается прекращение деятельности его жизненных сил (Vitalkrдfte), — человек, наоборот, важные части, важные времена своего развития переносит на период старения, распада организма, который начинается у него, собственно, уже в тридцатые годы жизни. И многого не было бы в развитии человечества, если бы люди развивались подобно животным, — если бы они ничего не вносили в годы своего старения. Животные ничего не вносят в свою старость. А люди могут многое внести в старость; и важные достижения человеческого культурного развития обязаны как раз тому, что человеком может быть внесено в состояние старения, в распадающуюся жизнь организма.

Итак, тогда происходит минерализация. Так что мы можем сказать: уже внешне отчетливо заметно, что в начале земной жизни преобладает животное, в конце земной жизни — минеральное, а в промежутке между ними — растительное.

Однако, гораздо отчетливее, гораздо определеннее выступают эти различия у человека благодаря вмешательству высших Иерархий. Тут можно сказать, что в детском возрасте совсем особенно сильные воздействия на душевно-духовную жизнь происходят от третьей Иерархии (от Ангелов, Архангелов, Архаев). Эти воздействия третьей Иерархии охватывают, собственно, три первые жизненные отрезка. (Р. Штайнер обозначает это и дальнейшее на рис.).

В эти первые три жизненные отрезка мы испытываем воздействия от Ангелов, Архангелов и Архаев. Тогда у ребенка и у юного человека во всем том, что из душевно-духовного созидательно воздействует на его организм (а это, ведь, очень много, даже — почти что все), присутствует то, что может, как силы, действовать из мира третьей Иерархии — мира Ангелов, Архангелов, Архаев.

С возраста 14 лет начинает действовать вторая Иерархия (Духи Формы, Духи Движения, Духи Мудрости), опять-таки в течение трех жизненных отрезков, то есть до 35-летнего возраста человека. Вы видите, мои дорогие друзья, что в семилетии от 14 до 21 года решающим образом совместно воздействуют на человека третья и вторая Иерархии. Только с возрастом 21 года наступает воздействие единственно второй Иерархии.

Тогда, с наступлением половой зрелости, в человека вступает нечто из космических процессов, которые до этого не присутствовали в нем.

И вам ведь не требуется доказывать, что, став способным производить себе подобных, человек обрел способность воспринять из Космоса те силы, которые участвуют в новообразовании, в физическом новообразовании человеческого существа. Этих сил из Космоса был лишен человек до достижения половой зрелости. Значит, тогда в его физическом организме наступает изменение, вносящее в физический организм, так сказать, более могущественные силы, чем прежде бывшие внутри него. Ребенок еще не обладает этими более могущественными силами, у него есть пока более слабые силы, могущие воздействовать в земной жизни прежде всего только на душу, а не на тело.

Но с 35-летнего возраста начинается для человека время, когда он в корне взять, внутренне становится душевно слабее, чем он был раньше, по отношению, можно сказать, к натиску сил распада своего организма. До этого 35-го года жизни организм ведь вполне существенно поддерживает человека, имея тенденцию быть созидательным. И эта тенденция быть созидательным продолжает еще действовать в человеке, перешагнувшем через 30-летний возраст. Но затем начинает преобладать очень сильная тенденция распада. Этим берущим вверх силам распада не могут противостоять те силы, которые приходят от Существ второй Иерархии. Тогда наша душа должна в дальнейшем получать поддержку из Космоса, чтобы мы в ходе нормальной жизни не умирали уже в 35-летнем возрасте. Ибо если бы до 21 года жизни человека действовали только Существа третьей Иерархии, а с 14-летнего до 35-летнего возраста — Существа второй Иерархии, тогда мы, собственно, созревали бы к смерти уже в середине нашей реальной земной жизни, когда бы она еще не поддерживалась бы, сказал бы я, инертностью физического тела. Это не имеет места потому, что в действительности — и начиная не только с 35-летнего возраста, но уже с 28-летнего — на человека воздействует, опять-таки в течение трех семилетий, то есть до 49-летнего возраста, Существа первой Иерархии (Серафимы, Херувимы, Духи Воли).

Опять вы имеете промежуток между 28-летним возрастом и 35-летним, когда совместно действуют вторая и первая Иерархии. Так что собственно единственная деятельность второй Иерархии в человеке наличествует в возрасте от 21 до 28 годов.

Как было сказано, то, что проистекает из этого обстоятельства, будет рассмотрено в следующий раз. Впрочем, вы можете ведь сказать: Если кому-либо больше 49 лет, — значит, — он оставлен всеми Иерархиями. Но, как сказано, то, что тогда наступает, будет еще рассмотрено в дальнейшем. То, что говорится сегодня, приложимо не только к людям, достигающим 49-летнего возраста, но также и к другим. Но, прежде всего, мы таким образом фактически касаемся жизненного пути человека, чтобы выяснить, как Иерархии вносят в его жизненный путь свое особенное могущество и свои особенные силы.

Конечно, вам, рассматривая нечто такое, не следует думать, что такие вещи можно рассматривать просто схематически. Это не должно иметь места нигде там, где вступают в область более или менее высшей жизни.

Я мог в течение уже ряда лет говорить о трехчленности человеческого существа, о подразделении на человека нервов и органов внешних чувств, ритмического человека и человека обмена веществ и конечностей. Отсюда один профессор сделал — чего только не делают профессора! — сделал вывод, что я будто бы трояким образом расчленил человека на систему головы, систему груди и систему живота, ибо он мог представить себе эти вещи только расположенными рядом друг с другом. Так вот, я всегда подчеркивал, что хотя нервная и внешних чувств система сконцентрирована в голове, она тем не менее пронизывает всего человека. Равным образом обстоит это и с ритмической системой. Они не находятся пространственно рядом друг с другом. И вот таким же образом вы должны рассматривать обозначенную здесь последовательность (Р. Штайнер показывает на рисунке): действие Ангелов, Архангелов, Архаев ограничено преимущественно первыми тремя жизненными эпохами, но они тем не менее присутствуют во всем жизненном пути человека подобно тому, как нервная и внешних чувств система содержится преимущественно в голове, но опять-таки проявляется во всем человеческом организме. Мы ведь чувствуем и большим пальцем ноги, ибо там также есть нервная и внешних чувств жизнь. Тем не менее это троякое членение правомерно. И правомерно также то троякое членение, о котором я говорю вам сегодня.

Значит, вы можете, взирая на это троякое членение человеческого жизненного пути, сказать себе следующее. Человеческое “Я” с духовной стороны так же включено в некую сумму воздействий свыше, происходящих из духовных Царств, как снизу, с физической стороны, оно вплетено в ряд воздействий, происходящих от животных, растений, минералов. Мы как люди действительно являемся такими, что мы, с нашим “Я”, находимся внутри того, что сложным образом совершается с нами из Космоса. И в этом способе действия, который духовно простирается из Космоса на человека от Иерархии, — в нем заключается формирование кармы физической земной жизни.

Это — Ангелы, Архангелы, Архаи собственно вводят нас из духовного мира в физический мир, и они сопровождают нас преимущественно в течение первых трех жизненных эпох. То, на что они оказывают самое сильное воздействие, есть наша нервная и внешних чувств система. И ко всему тому, что столь сложным, столь чудесным образом совершается к возрасту 21 года в отношении выработки нашей жизни внешних чувств и рассудка, нашей головной жизни, — ко всему этому причастны Существа Ангелов, Архангелов, Архаев.

Бесконечно многое происходит, так сказать, «за кулисами» обыкновенного сознания. И в том, что происходит за этими кулисами обыкновенного сознания, участвуют названные Существа.

А с наступлением половой зрелости, приблизительно с 14-летнего возраста, в ритмическую систему человека вмешиваются духовные Власти, обладающими большими силами, чем Ангелы, Архангелы, Архаи. Существа третьей Иерархии — Ангелы, Архангелы, Архаи — они, собственно, призваны вмешиваться в нашу душевную жизнь. Мы приносим с собой для первых трех жизненных эпох столь могучие силы из предземного существования, оказывающие свое действие, что наша душа может тут интенсивно воздействовать на тело. Поэтому тогда требуются только сравнительно слабые силы третьей Иерархии для оказания помощи человеку.

Однако, видите ли, те самые силы, в которых нуждаются Ангелы, Архангелы, Архаи для того, чтобы правильным образом руководить нашей человеческой жизнью и вести нас до возраста 21 года, — эти силы притекают к этим Существам от духовного излучения из сфер Сатурна, Юпитера, Марса (Р. Штайнер рисует на доске).

В действительности космические тела излучают не только те действия, о которых говорит физика. Эта наука в отношении описания космического бытия ведь крайне односторонняя. От Сатурна, Юпитера, Марса излучаются силы, в отношении которых, собственно, самым большим пониманием обладают Ангелы, Архангелы, Архаи. И вот, когда человек проходит через жизнь между смертью и новым рождением, он сперва приходит в регион Луны к тем существам, которые некогда жили на Земле и которые резко судят о том, что человек принес с собой из добра и зла. Тут он должен оставить ту часть самого себя, что соединилась со злом. Он не может нести ее дальше в регион Солнца (как я это уже описывал).

Затем он шествует через регион Солнца и дальше в Космос. Тогда на него действуют силы от Марса, Юпитера, Сатурна. Потом, пройдя через всю жизнь между смертью и новым рождением, он возвращается обратно и приходит опять в регион Луны. Здесь его встречают Ангелы, Архангелы, Архаи и говорят ему: «Сатурн, Юпитер, Марс сообщили нам, что ты в некоторых отношениях был духовно изувечен». Я говорил в предыдущей лекции о том, что перед вступлением в регион Солнца зло должно быть оставлено человеком позади себя, но вместе с ним человек ведь оставляет также нечто от самого себя. Как увечный человек входит он в регион Солнца и дальше. Там взирают на него с Сатурна, Юпитера, Марса.

О, мои дорогие друзья, эта жизнь между смертью и новым рождением по-настоящему сложна! Мы вступаем в жизнь между смертью и новым рождением, пройдя через врата смерти. В регионе Луны разыгрывается то, что я описал. Человек должен оставить позади себя все то, что в нем самом, в его существе, отождествилось, идентифицировалось со злом. Это обстоит так, как когда у физического тела отнимают те или иные его члены. Человек делается, так сказать увечным, лишившись некой части своего существа, пораженной злом, и таким он приходит в регион Солнца и в остальные дали Космоса. И когда человека через регион Солнца вступает в область Марса, Юпитера и Сатурна, тогда он чувствует, что там взирают на него пронзительным взором творящей Справедливости, Мирового Правосудия; усматривают, — много ли от своего человеческого существа смог он принести туда, ввысь. Это испытывает там, узнает каждый из нас: много ли соединилось с ним от добра? И что он смог вознести туда? Или в какой большой мере он отождествил себя со злом? И что он должен был оставить позади? Чего он лишился? И сообразно тому роду и способу, как взирают на него Существа с Марса, Юпитера и Сатурна, он чувствует, в какой мере он является порочным человеком.

И когда он опять возвращается на Землю, тем временем Сатурн, Юпитер и Марс то, что они пережили, усмотрели несовершенного в этом человеке, когда он проходил мимо них, космически сообщают об этом третьей Иерархии — Ангелам, Архангелам, Архаям. Теперь эти Существа сплетают это с воплощающимся человеком, так что он содержит вписанным в себя то, что ему надлежит делать, что он должен изгладить.

И можно сказать следующее. В эти первые три жизненные эпохи, когда на человека действуют в особенности Ангелы, Архангелы, Архаи, в его нервную и внешних чувств систему, в его головную систему вписываются кармические требования.

Когда вы перешли через возраст 21 года (что бывает с людьми, которые умирают раньше, я еще разъясню в позднейших лекциях), тогда в нас напечатлено все то, что суть кармические требования в отношении дальнейшей жизни. Если можешь ясновидчески «читать» в человеке возраста 21 года, тогда прозреваешь то, что вписано в него из кармических требований. Тогда в человеке уже напечатлены предъявляемые к нему кармические требования. Мы несем их в себе преимущественно в оккультных, в сокрытых подосновах нашей нервной и внешних чувств системе, — в том, что духовно-душевно лежит в основе нашей нервной и внешних чувств системе.

Наоборот, когда мы взираем на дальнейший ход жизни человека, с 28-летнего до 45-летнего возраста, тогда мы меньше имеем дело с напечатлением кармических требований, а больше с тем, что есть осуществление кармы, разгрузка кармы. Именно в этот жизненный период выступает то, что есть кармическое осуществление — что мы должны погасить из вписанного в нас во время первых трех семилетий нашей жизни. Так что в возрасте от 28 лет до 45 лет происходят кармические осуществления. А в промежутке от 21 года до 28 лет еще предъявляются кармические требования, и уже совершаются кармические осуществления (Р. Штайнер показывает это на рисунке).

Но тут предстает нечто своеобразное, на что необходимо обратить внимание в особенности в нашу эпоху. В современную эпоху развития человечества живет очень много людей, которые их последнюю руководящую инкарнацию (этим не отрицается, что за ней могли последовать еще другие инкарнации, но уже не имевшие такого решающего значения) прошли в первые столетия, вплоть до восьмого, девятого столетия после основания христианства. Если мы взглянем на большинство людей, живущих в современную эпоху и принимающих участие в ее культуре, то обнаружим, что они имели свою руководящую инкарнацию в первые семь, восемь веков после основания христианства. Однако, то было время, своеобразно действовавшее на людей.

Я все опять и опять ставил себе задачу также и с этой точки зрения подвергнуть кармическому рассмотрению многих людей, получивших нынешнее образование, которое является головным образованием, — людей, которые, собственно, сравнительно много учились.

Вам надо ведь лишь обратить внимание на то, какой многочисленной стала теперь армия тех людей, которые сделались школьными учителями, чиновниками и так далее. Они сравнительно много учились в гимназии или в реальном училище, даже в университете и (я на самом деле говорю это не иронически, но в связи со всем тем, что мною уже было сказано о таких понятиях) стали, собственно, ужасно умными.

В этом направлении теперь действительно существует чрезвычайно много умных людей. Подумайте только о том, что в их большинстве нынешние люди стали настолько умными, что едва ли можно им что-либо сказать, сообщить, — они, мол, уже знают все! Каждый имеет свою точку зрения. Исходя из нее, он судит о том, что ему сказано.

Так это обстоит только в наше время; этого вовсе не было в прошлые эпохи. Тогда были отдельные люди, которые что-то знали; остальные внимали тем, которые что-то знали. Тогда вовсе не было в обычае, чтобы было так много умных людей, как ныне. Не правда ли, теперь становятся совсем умными уже в ранней молодости; подумайте только о том, как много людей, еще не достигших возраста 21 год, пишут, (я не хочу сказать — стихи: их писали всегда) пишут фельетоны, пишут даже критические статьи.

Итак, выработка интеллектуальности ныне является исключительно сильной. Но она ныне появилась у многих людей в существенном под влиянием тех инкарнаций, которые имели место в первые семь-восемь столетий после основания христианства. Тогда в человеческой душе все меньше и меньше оставалось ощущение того, что именно вступает, приходит из предземной жизни в земную. Люди начали, собственно, все больше и больше интересоваться только тем, что происходит после смерти, и стали все меньше и меньше интересоваться тем, что предшествовало земной жизни. Я часто выражал это положение вещей, говоря, что мы ведь не имеем для вечности никакого всеобъемлющего обозначения, но мы имеем его только для половины вечности, которая собственно где-то начинается и нигде не кончается. Только для этой части вечности человека (Р. Штайнер рисует на доске, обозначая ее стрелкой) мы имеем наименование — «бессмертие»; но мы не имеем его для другой половины вечности, которая нигде не начиналась, тогда как древние языки его имели. Всю вечность человеческого существа охватывают понятия его нерожденности и его бессмертия.

Мы суть в равной мере такие существа, у которых рождение означает только преобразование при вступлении в земной мир, а уход через смерть тоже означает только преобразование а не конец.

Таким образом, мы можем сказать: сильное сознание этого, которое действовало в людях вплоть до первых христианских столетий, — сознание, что я нисшел из духовного мира к физическому существованию, — становилось все меньше и все больше ограничивалось следующим переживанием: «Я тут есть, это для меня достоверно, а то, что было прежде этого — меня не интересует. То, что было прежде, меня не интересует, — меня интересует, что будет после смерти».

Это сознание распространялось все больше и больше в течение первых семи-восьми христианских столетий. И это приглушение чувства предземной жизни все больше, так сказать, внедрялось в тех людей, которые переживали тогда свою руководящую инкарнацию. Поэтому нынешняя толковость людей, их умственная способность направлена всего лишь на земное. Нечто ужасно фраппирующее (озадачивающее, шокирующее), чрезвычайно значительное выступает перед тем, кто проводит кармические наблюдения в этой области.

Я хочу привести два случая. Один человек, который преподавал историю в высшей школе, отличался умом и мог производить впечатление уже самой своей личностью. Когда я рассматривал его жизнь, пока действовали кармические требования, захватывал и нейтральную зону возраста от 21 до 28 лет (Р. Штайнер показывает на рисунке), то есть до начала тридцатых годов жизни, тогда можно было сказать: вот вздымается его троякость. Он был одним из немногих толковых, даже выдающихся умом людей современности. Но с момента, когда он вступил в свои годы кармических осуществлений, его толковость больше ничем не могла ему помочь, и он стал человеком с сомнительными моральными импульсами. Тут он остался при голой интеллектуальности, которая затем была подорвана. Когда выступили силы, которые были связаны не с системой нервов и органов внешних чувств, а — к концу жизни — с системой обмена веществ и конечностей, тогда низшая природа этой последней системы подавила то, что прежде так прекрасно возникало в системе нервов и органов внешних чувств.

Эта личность, которая собственно интеллектуально хорошо начала свою жизнь, кончала ее в состоянии морального упадка, с моральным крахом. Это — один пример.

Вот другой пример. Это — личность, которая, собственно, была еще толковее той, какую я только что описал; ее считали даже исключительно умной; однако, она имела лишь нечто от истинной разумности.

Эта личность, развиваясь до 30-летнего возраста, опять-таки оказывала своим умом сильное влияние на окружающих. Когда же она перешагнула через 30-летний и в особенности через 35-летний возраст, то есть когда больше не так сильно стала действовать нервная и внешних чувств система, а развернулось действие системы обмена веществ и конечностей — к концу жизни, — тогда эта личность, считавшаяся прежде действительно умной, стала тривиальной, банальной и прожила банальную партийно-ограниченную жизнь. Я проследил жизненный путь этой личности. Я должен сказать, что для меня это было чем-то совершенно примечательным — найти позднее эту личность среди людей, погрязших в самой тривиальной партийной жизни. Путь от кармических требований к кармическим осуществлениям оказывается таким, что умственные силы у людей современности, подготовляемые в их прошлой земной жизни во время первых семи-восьми христианских столетий, были недостаточно «дальнобойными», чтобы достичь первой Иерархии в эпоху, когда человеческая душа сделалась слабее, а тело стало оказывать ей больше сопротивление.

И тогда мне представилось, уяснилось следующее. Те многие люди современности, которые являются такими толковыми и которые сделались столь толковыми прежде всего благодаря школьному образованию, — они развивают во время трех семилетий их первой жизненной эпохи возможность достигнуть — с их умственными силами — третьей Иерархии, то есть Ангелов, Архангелов, Архаев. Это поднимает их. Они становятся многообещающими личностями.

Когда же они вступают во время действия второй Иерархии, то они больше предаются этой Иерархии. Она ведь нисходит к людям, делая почти всех способными к воспроизведению себе подобных. Тут нет никакой пропасти между людьми и высшей Иерархией.

Но с достижением 28-летнего возраста приходят к тому, что человек должен найти свое отношение к более высокой Иерархии, к первой Иерархии. Это должно произойти, захватив все существо человека — вплоть до его системы обмена веществ и конечностей. Для осуществления этого он нуждается в более мощных внутренних поддерживающих силах в своем духовном существе. Тут как раз и не хватает того, что было в зачатке сделано в человеке во время его прошлой земной жизни, проходившей в ту эпоху, когда люди больше не думали о предземной жизни.

Надо было бы, если хочешь указать именно на кармическое развитие, сказать следующее. Решительным должно быть предупреждение (Magnung), обращенное к настоящим воспитателям человечества, к истинным педагогам, так много вливающим в людей интеллектуальность из полноты духовных сил, — предупреждение о том, что если человек, проходя через позднейшее время своей жизни, имеет содержание своего интеллекта пронизанным моралью, тогда он сможет удержать в равновесии те силы (Р. Штайнер обозначает их на рисунке большой стрелкой), которые тянут его вниз от первой Иерархии.

Поистине, это представляет не малый интерес — именно в нашу эпоху сравнивать вторую половину человеческой жизни с первой. Наблюдения людей в этом направлении должны были бы иметь жизненное значение. Ибо это рельефно выступает из обыкновенной жизни. То, что я привел теперь как примеры, это — примеры, взятые из обыкновенной жизни, число которых можно умножить тысячекратно; их находишь повсюду.

Но можно найти также и другое проявление того же самого, когда обращаешься, сказал бы я, к более возвышенным областям жизни. Когда я, всегда интересовавшийся духовными процессами развития людей, взирал на некоторое число таких людей, которые вступили в жизнь творчески и даже произвели сильное впечатление на своих современников, скажем, как молодые поэты или художники, то о тех из них, которым исполнилось не более 24, 25, 26, 27 лет, еще можно было сказать: какой большой, могучий талант! Но когда они стали старше, все иссякло. Позднее все у них иссякло, и они теперь больше ничего не представляли в той области, в которой они раньше являлись такими значительными.

Если вы перечтете имена тех, которые остались известными лишь как молодые поэты или художники, а затем сами вычеркнули себя из живой истории литературы или истории искусства, то вы убедитесь в истинности того, что я говорю. Но вместе с тем я обращаю ваше внимание на то, как карма, как кармические импульсы вмешиваются в человеческую жизнь и как различные эпохи человеческой жизни выявляют себя самым различным образом.

Всем тем, что есть всего лишь интеллектуальное и материалистическое, можно внутренне овладеть, собственно, только в юности человека. Но лишь то, что присоединяется к интеллектуальному как спиритуальное, может быть удержано на протяжении всей человеческой жизни, — я подразумеваю: кармически удержано на всю жизнь.

Итак, когда мы видим, что выступают такие судьбы, как описанные сегодня, тогда мы должны направить взор на ту прошлую жизнь, которая не дала человеку прозрения собственно спиритуального, какое можно получить правильным образом, усматривая наличие не только посмертной жизни человека, но и его жизни до рождения.

В нашу эпоху эта жизненная трагика наличествует многообразно, и мы так много видим того, что не удерживается людьми на всю их жизнь. В нашу эпоху мы видим много юношеских идеалов, но мало идеалов со стороны старых людей. Эти последние гораздо больше отдаются государственной службе или же уходят на пенсию, чем участвуют в живой жизни, ибо они не смогли найти то, что приводит к взаимоотношению с первой Иерархией.

Так обстоит дело согласно верным кармическим наблюдениям. Сегодня я не хочу сказать о человеческой жизни дальше 42-летнего возраста; это мы еще будем рассматривать позднее. Однако, когда человек проходит первые три семилетия своей жизни, тогда он живет сперва таким образом, что он имеет отношения с третьей Иерархией. Затем он завязывает их — внутренне, бессознательно — со второй Иерархией, а потом — и с первой Иерархией. Только после этого можно судить о том, в какой мере человек дает возможность кармическим импульсам формировать себя. Ибо только это знание о его взаимоотношениях с высшими Иерархиями дает познание конкретной человеческой жизни.

Ангелы, Архангелы, Архаи так гласят нам в нашем подсознании во время первых трех семилетий: «Вот это все ты принес из прошлых эпох, из своего прошлого земного существования, — ты должен принять это на себя». В подсознательной части нашего переживания судьбы звучит это нам. Собственно, не умолкая звучит в нас тогда, предрекая нашу судьбу, и звучит именно от Иерархии Ангелов: Сатурн, Юпитер, Марс вынесли о тебе то или иное решение; мы вычитали это из действия их сил.

Затем следует все то, что приходит от второй Иерархии — из области Солнца. И, наконец, следует то самое, что приходит от первой Иерархии этим способом из области Венеры, Меркурия, Луны. И следует именно то, что возгласили нам именно Ангелы в нашем подсознании во время первых трех семилетий нашей жизни: «Это сказали нам Сатурн, Юпитер, Марс, что тебе предопределено вынести в жизни вот это». Потом, с 28-летнего возраста, в нашем подсознании находятся Серафимы, которые также гласят к подсознанию: «И это все остается тебе, ибо ты не можешь выполнить этого, ибо ты не можешь подняться к нам; это остается тебе, и ты должен будешь принести это в твою ближайшую земную жизнь; теперь ты не можешь это изгладить — ты не имеешь сил для этого».

Под поверхностью сознания человека гласят кармические Власти, Власти, формирующие судьбу. Они гласят от всех трех высших Иерархий. И если мы имеем ощущение в отношении того, что в порядке судьбы вмешивается в нашу жизнь, тогда мы можем, принимая во внимание сказанное, со священным трепетом предчувствовать, как и что творят в ходе нашей жизни Существа всех трех Иерархий в отношении нашей судьбы. Собственно тогда мы впервые наблюдаем нашу жизнь правильно.

Кто был бы удовлетворен, спросив нас о некоем человеке, относительно которого он хочет что-то узнать о его земной жизни, ибо он полагает, что вы нечто знаете о том человеке, — и мы скажем: его зовут Иозеф Мюллер. Мы не знаем ничего о нем, кроме его имени. Спрашивавший ожидал, что он узнает о том человеке нечто такое, что больше его имени — события из его земной жизни, заключение о его способностях, импульсы, исходившие из земной жизни и оказавшие на него воздействие. Невозможно, когда хочешь нечто узнать о человеке относительно его земной жизни, ограничиться всего лишь именем. Но в нашу нынешнюю материалистическую эпоху люди, к сожалению, удовлетворяются именем «человек» — да еще таким отвлеченным именем — в отношении того, что стоит за обыкновенным сознанием и где действуют Ангелы, Архангелы, Архаи, Духи Формы, Движения, Мудрости, Воли, Херувимы и Серафимы. Люди смотрят не на конкретное. Но должно же наступить то, чтобы люди научились опять всматриваться в конкретное!


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Дорнах, 6 апреля 1924 года).
  • Вторая лекция (Дорнах, 12 апреля 1924 года).
  • Третья лекция (Дорнах, 23 апреля 1924 года).
  • Четвертая лекция (Дорнах, 26 апреля 1924 года).
  • Пятая лекция (Дорнах, 27 апреля 1924 года).
  • Шестая лекция (Дорнах, 4 мая 1924 года).
  • Седьмая лекция (Дорнах, 9 мая 1924 года).
  • Восьмая лекция (Дорнах, 10 мая 1924 года).
  • Девятая лекция (Дорнах, 11 мая 1924 года).
  • Десятая лекция (Дорнах, 16 мая 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4517
    Результат опроса