Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Эзотерическое рассмотрение кармических связей. Том I

Шестая лекция (Дорнах, 2 марта 1924 года).


Двигаясь дальше в наших наблюдениях над кармой, мы должны прежде всего бросить свой взор на тот род и способ, каким карма вторгается в развитие человека, — как судьба, переплетенная со свободными человеческими деяниями, в своем физическом отблеске образуется, собственно, из духовного мира.

Я хочу сказать вам нечто о том, что связано с человеком постольку, поскольку он живет на земле. Мы уже рассматривали земного человека в отношении состава его членов. Мы различаем в нем физическое, эфирное и астральное тела, “Я”-организацию. Однако, направляя наш взор на человека, просто такого, каким он стоит перед нами в физическом мире, мы можем еще по-иному охарактеризовать состав, расчленение его организма. Сегодня мы коснемся этого иного расчленения человека, а затем попытаемся установить связь между тем, что мы обсуждаем сегодня, и тем, что мы уже знаем.

Наблюдая человека таким, каким он стоит перед нами на земле, видим, что его физический облик отчетливо слагается из трех, отличающихся друг от друга членов. Но обычно не замечают этого расчленения человека, ибо все то, что нынче почитает себя наукой, собственно, лишь поверхностно рассматривает вещи и факты, — рассматривает безо всякого понимания того, что открывается просветленному взору при наблюдении тех же вещей и фактов.

В составе земного человека мы имеем, прежде всего, голову. Эта человеческая голова уже при внешнем рассмотрении может явить нам то, что она совершенно отлична от остального человеческого организма. Для этого достаточно только обратить внимание на то, как происходит эмбриональное развитие человека из зародыша. Тогда мы можем заметить, что первое, что формируется в теле матери из зародыша, есть только голова, головная организация. Вся человеческая организация ведет свое происхождение от головы, и все остальное, что образуется позднее, составляя организм человека, есть, собственно, добавочные органы к первоначальному человеческому зародышу. В корне взять, человек, как физический организм, есть, собственно, голова, все другие его органы суть своего рода подвески к голове. И то, что берут на себя эти дополнительные органы в послеэмбриональной жизни человека, а именно: питание, дыхание и т.д., — все это, в первое эмбриональное время существования человека, никак не является тем процессом дыхания или обмена веществ и т.д., который управляется изнутри самого человеческого зародыша, но он регулируется извне, из тела матери, посредством органов, которые затем отпадают, которые впоследствии у человека уже отсутствуют.

Итак, то, чем является земной человек в первую очередь, есть как раз голова, полностью голова. Все остальное у него суть дополнительные органы. Мы не впадем в преувеличение, сформулировав следующее положение: человек сначала есть голова, а все остальное у него суть покамест дополнительные органы. А когда, позднее, то, что сперва было дополнительными органами вырастает, приобретает важность для человека, тогда, в позднейшей жизни человека, его голова уже не так резко отличается от остального организма.

Однако, тем, что мы только что сказали, дана лишь поверхностная характеристика земного человека. Действительно, и физическая фигура человека есть трехчленное существо. И первый облик человека, его голова, — это остается у человека более или менее индивидуальным членом на протяжении всей его жизни. Всего этого не замечают, но это так. Вы скажете: но следует ли расчленять человека таким образом, что, в некотором смысле, производится усекновение головы? — То, что антропософия, мол, делает именно это, и было как раз мнением одного профессора, критиковавшего антропософию за то, что она подразделяет человека на три системы органов: головы, груди, конечностей (и обмена веществ). В действительности же то, что внешне выступает в виде головы, есть лишь главное выражение головной системы, которая действует в течение всей земной жизни человека. Важнейшие органы внешних чувств, как то: глаза, уши, органы обоняния, органы вкуса, — находятся в голове, но такие органы внешних чувств, как, например, чувство тепла, чувство осязания, простираются на всего человека. Это имеет место потому, что вышеназванные три члена человеческого организма пространственно не отделены резко друг от друга, но каждый из них простирается, собственно, на всего человека, эти три члена взаимно проникают друг друга так, как это было только что показано в отношении головного члена. Так обстоит дело и с двумя другими членами человеческого организма. Можно сказать, что голова человека в течение всей его земной жизни присутствует, например, в больших пальцах ног, поскольку они имеют ощущения осязания и тепла.

Итак, мы охарактеризовали один из трех членов человеческого существа, того человеческого существа, которое стоит перед нами в мире внешних чувств. Этот член человеческого существа я называю также организацией нервов и органов внешних чувств, — называю так, чтобы охарактеризовать ее больше с внутренней стороны. Это есть один из членов земного человеческого существа — организация нервов и органов внешних чувств.

Ко второму члену человеческого существа принадлежит все то, что изживает себя в ритмической деятельности. Вы не можете сказать о системе нервов и органов внешних чувств, что она изживает себя в ритмической деятельности, ибо иначе вам, например, приходилось бы при зрительных восприятиях переживать в какой-то момент сначала одно зрительное впечатление, затем второе, потом третье, наконец, четвертое, а впоследствии вслед за тем снова возвращаться к первому впечатлению, за ним ко второму и т.д. Это означало бы, что ваши восприятия внешних чувств происходят ритмически. Однако на самом деле этого нет. Когда же мы переходим к наблюдению над грудной системой человека, тогда мы находим, как ее главнейшую особенность, ритм дыхания, ритм кровообращения, ритмическая деятельность обнаруживается и в обмене веществ и т.д.

Ритм со своими ритмически функционирующими органами есть то второе, что образуется в человеческом существе и что опять-таки простирает свою деятельность на всего человека, находя, однако, свое главнейшее выражение в органах грудной системы. Можно сказать, что весь человек есть легкие, сердце, но, вместе с тем, легкие и сердце локализованы в тех органах, которые носят это название. Ведь дышит весь человек, он дышит каждым участком своего организма. Поэтому говорят о дыхании через кожу. Лишь преимущественно дыхание человека концентрируется в деятельности легких.

А третьим членом человеческого существа является система конечностей и обмена веществ. Конечностями заканчивается грудная система туловища человека. В процессе эмбрионального развития человека они выступают как дополнительные органы, «подвешенные» к туловищу. Но конечности человека суть, вместе с тем, те его органы, которые в наибольшей степени связаны с обменом веществ. Благодаря тому, что эти органы производят движения, и, что посредством их человек производит исполняемую им работу, — они в наибольшей степени импульсируют обмен веществ.

Итак, мы охарактеризовали те три члена, которые выступают перед нами в организме земного человека и которые внутренне связаны с душевной жизнью человека. Эта душевная жизнь расчленяется на мышление, чувствование и воление. Мышление находит свою физическую организацию в головной системе человека, но она находит, вместе с тем, свою физическую организацию также во всем человеке, ибо голова его тем способом, который я только что описал вам, присутствует во всем человеке.

Чувствования связаны с ритмической системой человека. Это есть предрассудок, более того, суеверие современной науки, считающей, что нервная система непосредственно связана с чувствованиями. В действительности же нервная система никак не связана непосредственно с чувствованиями. Чувствования человека имеют свои органы в процессах дыхания и кровообращения, с их ритмом, а нервы служат только для того, чтобы мы имели представления о своих, тех или иных чувствованиях. Чувствования имеют свою организацию в ритмической системе человека, но мы совсем не сознавали бы переживаемых нами чувствований, если бы нервы не доставляли нам представлений о наших чувствованиях. Из-за того, что нервы доставляют нам представления о наших чувствованиях, и впал нынешний интеллектуализм в то суеверие, что нервы, мол, суть органы для чувствования. В действительности же это не имеет место.

Если мы обратимся к наблюдению того, как чувствования, происходящие из нашего ритмического организма, выступают в нашем сознании, и сравним их с нашими мыслями, связанными с нашей системой головы, нервов и органов внешних чувств, тогда мы заметим (если только мы вообще способны производить такие наблюдения) большое различие между нашими мыслями и нашими чувствованиями, — такое же различие, какое есть между нашими дневными мыслями, когда мы находимся в бодрствующем состоянии, и ночными сновидениями. Чувствования имеют в нашем сознании не большую интенсивность, чем сновидения. Они имеют только другую форму, они только иначе проявляются. Когда вы переживаете сновидения, грезите в образах, то ваше сознание живет как раз в этих образах. Но эти образы означают в своей образной форме как раз то самое, что в другой форме означают чувствования. Таким образом, мы можем сказать: самое светлое сознание, пронизанное светом сознание, мы имеем в наших представлениях, в наших мыслях. А в наших чувствованиях мы имеем своего рода сновидческое сознание, нисколько не более ясное, чем сознание сновидений. Когда мы, просыпаясь, вспоминаем о наших сновидениях и образуем о них представления в бодрствующем состоянии сознания, тогда мы вовсе не схватываем пережитое сновидение. Сновидение намного богаче того, что мы потом имеем как представление о нем. Подобным же образом мир чувствований бесконечно богаче того, что присутствует в нас, как наше представление об этом мире чувствований.

И полностью погружена в состояние глубокого сна наша воля. Эта воля связана с системой конечностей и обмена веществ, с двигательной системой человеческого организма. Об этой воле мы знаем ведь только через наши мысли. Я образую себе представление: я возьму эти часы. Попытайтесь же честно понять, что собственно происходит: вы образуете себе представление — «я возьму эти часы» — и затем вы берете их. Что именно, исходя от вашего представления, тогда переходит в мускулы и ведет к тому, что в вашем сознании выступает другое представление — «часы взяты мною» (представление, являющееся продолжением первого представления), — это не проникает в ваше сознание. То, что лежит между представлением вашего намерения и представлением его осуществления, то, что происходит тогда в вашем организме, — это остается для вас столь же бессознательным, как и жизнь в самом глубоком сне, сне без сновидений. О наших чувствах мы хотя бы грезим наяву. О волевых импульсах мы переживаем в нашем сознании никак не больше того, как о переживании самого глубокого сна, лишенного сновидений. Вы можете сказать: о переживании такого сна я не имею в своем сознании ничего. Конечно, сперва представляется бессмыслицей так говорить о глубоком сне, как говорю я. Но я теперь говорю, исходя не из физической точки зрения. В действительности ваша душа имеет много от такого глубокого сна. Если бы вы никогда не спали, то вы не пришли бы к “Я”-сознанию.

Вам надо только конкретнее представить следующее. Если вы вспоминаете о себе в связи с теми переживаниями, которые вы имели, тогда вы шествуете во времени назад, от теперешнего дня в прошлое, быть может, в далекое прошлое. — Но это обстоит ведь по существу иначе.

Вы шествуете во времени в обратном направлении только до того момента, когда вы проснулись, вернулись к бодрствующему состоянию сознания в последний раз. После этого своего пробуждения вы затем снова заснули, то, что было с вами между означенными пробуждениями и засыпанием, сейчас исключается из нашего рассмотрения, как не имеющее значения для способности воспоминания человека о себе, как о “Я”-способности, могущей охватить это время бодрствования между последним засыпанием и предпоследним пробуждением. Для того, чтобы мы могли вспомнить о себе, как “Я”, в прожитых днях, нам надо каждый раз включать состояние бессознательности. Для того, чтобы мы могли иметь это воспоминание о своем “Я”, мы должны треть своей земной жизни проводить во сне, в состоянии бессознательности, которого мы сами не замечаем. Но это обстоит подобно тому, как если бы вы имели белую плоскость с черной дырой посередине. Вы видите эту черную дыру, несмотря на то, что там нет никаких действующих сил. То же самое происходит при вашем воспоминании в обратном направлении: вы наталкиваетесь на тьму, на ночи, которые вы проспали и от которых у вас не осталось никаких живых воспоминаний. На это наталкивается постоянно ваше сознание, и благодаря этому вы можете назвать себя “Я”, вспомнить о себе, как о “Я”.

Если бы это действительно не происходило постоянно, если бы мы ни на что не натыкались, то мы вовсе не пришли бы к “Я”-сознанию. Итак, можно уже сказать следующее: человек нечто имеет от сна. И совсем подобно тому, как в обычной земной жизни он имеет нечто от сна, так имеет человек также нечто от того сна, который царит в его воле. Человек переживает в состоянии глубокого сна то, что происходит при волевом акте. Но именно в этом сокрыто его истинное “Я”. Подобно тому, как человек получает сознание своего “Я”, благодаря тьме, так и в том, что спит в нас во время волевого акта, присутствует наше “Я”, но то “Я”, которое проходит через повторные земные жизни.

Видите ли, тогда действует карма. В воле человека действует карма. В воле правят все импульсы, проистекающие из прошлых жизней, но только они у бодрствующего человека сокрыты для его сознания пеленой глубокого сна.

Таким образом, когда мы наблюдаем человека таким, каким он выступает перед нами в земной жизни, тогда обнаруживается троякое строение его существа: головная система, ритмическая система, двигательная система. Это троякое членение не следует понимать схематически, ибо каждый из этих трех членов простирает свою деятельность на всего человека, принадлежит всему человеку. С головной системой связаны представления, с ритмической системой — чувствования (эмоции), с двигательной системой — воля. Состояние, в котором переживается чувствование, сновидческое. Состояние, в котором человеком переживается воля, ее импульсы, есть глубокий сон, хотя бы человек в это время и бодрствовал.

Теперь нам надо в отношении головы, собственно в отношении представлений, установить различие между явлениями двоякого рода. Это более интимное расчленение приводит нас к различению того, что мы, с одной стороны, имеем представления данного момента, т.е. настоящего времени, посредством которых мы общаемся, обходимся с окружающим миром, а с другой стороны, имеем представления-воспоминания.

Вы шествуете через мир. Непрестанно образуете вы себе представления в меру тех впечатлений, которые вы получаете от внешнего мира. Но при этом у вас остается возможность позднее опять добыть себе эти впечатления из своей памяти. Те представления, которые вы образуете себе в настоящее время, общаясь с окружающим миром, внутренне не отличаются от тех представлений, которые вызываются нами тогда, когда вступает в игру способность воспоминания. В первом случае представления проходят извне, а во втором случае — изнутри. Это — совсем наивно думать, что наша память действует следующим образом: я встречаюсь в данный момент с какой-либо вещью или событием, образуя в себе соответствующее представление, которое затем попадает куда-то вглубь меня, в какое-то хранилище, и если я что-то вспоминаю, то я, мол, извлекаю соответствующее воспоминание обратно из этого хранилища. Существуют целые теории, которые стремятся описать то, как представления уходят под порог сознания, а затем опять всплывают при воспоминании. Это — наивные соображения.

Конечно, нет никакого хранилища, в котором лежат представления до того, как мы их вспоминаем. Нет также в нас ничего такого, куда они могли бы уходить и откуда они могли бы опять возвращаться в голову, когда мы вспоминаем их. Всего этого нет. Вся эта теория не дает никакого объяснения фактическому положению вещей, которое состоит, примерно, в следующем.

Подумайте вот о чем: если вы хотите работать над вашей способностью воспоминаний, тогда вы часто работаете не только с представлением, но прибегаете к помощи еще и совсем другого. Я видел людей, которые, желая что-либо запомнить, в наименьшей мере представляли себе это, но все снова и снова совершали резкие движения, сопровождающие те слова, что они стараются запомнить. (Р. Штайнер произносит стих «Und es wollet und hoget und breust und zifell», делая при этом движения руками и заканчивая тем, что бьет кулаком по лбу.) Это бывает и так. Многие стараются запомнить таким образом, думая при этом как можно меньше. Дело тут в следующем: представления, которые мы образуем, когда встречаемся, общаемся с окружающим миром, — они улетучиваются, подобно сновидениям. Напротив того, то, что выплывает из памяти, суть не представления, якобы погрузившиеся в подсознание, но, нечто иное. Для того, чтобы я мог дать вам некоторые представления об этом, мне надо сделать следующий рисунок.

Это, разумеется, только своего рода символический рисунок. Представьте себе человека, как смотрящее существо. Он нечто видит. Так вот, я не буду вам подробно описывать зрительный процесс, что можно было бы сделать, но в этом мы теперь не нуждаемся. Итак, человек что-то видит. Это проходит через глаза, через зрительный нерв в те органы, в которые переходит зрительный нерв.

Мы имеем две, отчетливо различающиеся между собой части нашего мозга: более внешний слой мозга, являющий собой массу серого цвета, под которой находится масса более белого цвета. Эта белая масса переходит затем в органы внешних чувств, серая масса гораздо менее развита, чем белая масса. Разумеется, обозначить эти различные массы серой и белой можно только приблизительно. Изучая мозг, пусть так грубо анатомически, уже можно установить следующее: когда предметы внешнего мира производят на нас впечатления, то они проходят через глаз и затем идут дальше в белую массу мозга. Наоборот, наши представления имеют свой орган в серой массе мозга, у которой совсем другая структура клеток. Там вспыхивают представления, потом исчезающие, подобно сновидениям. Они вспыхивают потому, что под ними происходит то самое, что суть впечатления.

Если бы вы оказались в таком положении, что ваши представления уходили бы куда-то вниз, а затем вы должны были бы опять извлекать их оттуда для того, чтобы вспомнить о чем-то, тогда вы в действительности ни о чем не могли бы вспомнить, тогда вы вообще не имели бы никакой памяти. Действительное положение вещей следующее. Скажем, в данный момент я что-то вижу. Впечатление от этого чего-то входит в меня, сообщается посредством белой мозговой массы. Серая мозговая масса также действует, она со своей стороны грезит о впечатлениях, делает наброски с впечатлений, их образы, которые мимолетны. То же, что остается от этого, — этого мы не имеем в данный момент, но оно уходит вниз, погружаясь в наш организм. И когда мы вспоминаем, то мы взираем туда: там, внизу, остается впечатление.

Итак, когда вы видите то, что является по своему цвету синим, тогда от этого синего идет в нас впечатление, выше, как показано на рис., вы образуете себе представление об этом синем, — представление, которое проходит и исчезает. По прошествии, скажем, трех дней вы замечаете в вашем мозгу впечатление, которое осталось. И теперь, взирая внутрь самого себя, вы представляете себе то синее. В первом случае, когда вы видели синее во внешнем мире, вы получили побуждение к этому извне от предмета синего цвета. Во втором случае, когда вы вспоминаете, вы получаете побуждение изнутри, ибо то синее запечатлелось в вас. В обоих случаях происходящий процесс — тот же самый. Это — всегда некое восприятие, воспоминание есть тоже некое восприятие. Наше дневное сознание заключается, собственно, в способности представления, но под областью представлений существуют некоторые процессы, которые восходят в наше сознание посредством представлений-воспоминаний. А именно: под областью представлений лежит область восприятий, и только уже под ней находится область чувствований. Следовательно, мы можем ближе различать в головной системе, в организации мышления, представление и восприятие. Восприятие мы имеем, как то, что мы восприняли в себя и о чем мы можем потом вспомнить, но это остается глубоко в подсознании и в сознание восходит только в виде воспоминания. То, что, собственно, происходит при этом в человеке, — он уже не переживает в своем сознании. Когда он что-либо воспринимает, он переживает представление. Действие восприятия входит вглубь человека. Он может из этого последнего восприятия пробудить в себе воспоминание. Но так начинается уже подсознание.

Так вот: когда, находясь в бодрствующем дневном сознании, имеешь, переживаешь представления, только тогда ты являешь собой человека, имеешь себя, как человека. А тогда и там, когда и куда мы не проникаем нашим сознанием, — как, например, не можем проникнуть к причинам воспоминаний, — тогда мы не имеем себя, как человека, тогда мы включены в мир. Это подобно тому, что наблюдается в физической жизни: вы делаете вдох, и тот воздух, который вы имеете в себе, был перед тем вне вас, был воздухом атмосферы, теперь же он есть ваш воздух. После краткого промежутка времени вы, делая выдох, возвращаете воздух обратно миру, и, вместе с этим выдохнутым воздухом, сами включаетесь в окружающий мир, соединяетесь с миром. При вашем дыхании воздух оказывается то вне вас, то внутри вас, то — вне, то — внутри. Вы не были бы человеком, если бы вы не были связаны с миром таким образом, что вы имеете не только то, что есть внутри вашей кожи, но также и то, посредством чего вы связаны со всей атмосферой. Подобно тому как вы связаны с физическим миром, вы бываете также связаны в духовном отношении — в тот момент, когда вы погружаетесь в ближайшую область подсознания, из которой вздымаются воспоминания, — бываете связаны с тем, что называется третьей Иерархией: с Ангелами, Архангелами, Архаями. Подобно тому как, благодаря своему дыханию, вы связаны с воздухом атмосферы, так связаны вы посредством вашей головной системы с третьей Иерархией, говоря точнее, посредством глубже лежащей части головной системы. Эту часть ее прикрывают сверху внешние доли головного мозга, которые принадлежат единственно и только земному миру. То же, что лежит под ними, связано с третьей Иерархией: с Ангелами, Архангелами, Архаями. Теперь спустимся в область, которая в душевном отношении есть область чувствований, а в телесном отношении область ритмической системы, отсюда вздымаются в наше сознание сновидческие переживания чувствований, испытывая которые, мы не имеем себя, как человека. Тогда мы бываем связаны со второй Иерархией, — с духовными существами, которые никогда не воплощаются в каком-либо земном теле и пребывают в духовном мире. Но тем не менее они непрестанно ниспосылают оттуда в ритмическую систему человека свои импульсы, — то, что исходит от них, как силы. Власти, Силы, Господства — те существа, с которыми мы соприкасаемся в нашей груди.

Подобно тому, как мы несем наше человеческое “Я” только во внешних долях нашего мозга, так несем мы в непосредственно ниже лежащей части нашей головной системы Ангелов, Архангелов и Архаев. Там — арена их действий на земле. Там — плацдарм их деятельности. В нашей груди мы несем вторую Иерархию: Властей, Сил, Господств. В нашей груди — плацдарм их деятельности. В нашей двигательной сфере, в нашей двигательной системе действуют существа первой Иерархии: Серафимы, Херувимы, Престолы.

В наших конечностях циркулируют преобразованными те вещества, которые мы принимаем в пищу. Тут совершается процесс, который есть жизненный процесс сгорания. Когда мы, например, делаем шаг, тогда в нас происходит жизненный процесс сгорания того, что есть вне нас, и вследствие этого мы бываем в связи с внешним миром, — с самой низшей частью внешнего мира оказывается тогда в связи человек через свою систему конечностей и обмена веществ. И вместе с тем, как раз через нашу систему конечностей и обмена веществ мы находимся в связи с наивысшим в мире, — с первой Иерархией, — Серафимами, Херувимами, Престолами. Мы находимся в связи с ними благодаря тому, что пронизывает нас духом.

Тут может возникнуть большой вопрос (этот вопрос выглядит тривиальным, ибо я облекаю его в земные слова, но я все же должен коснуться этого), чем же заняты, действуя среди нас, эти существа трех, возвышающихся друг над другом, Иерархий? Чем они занимаются?

Так вот, третья Иерархия занята тем, что имеет свою физическую организацию в голове человека, Ангелы, Архангелы и Архаи занимаются нашим мышлением. Если бы они не занимались нашим мышлением, не занимались тем, что происходит в нашей голове, то мы в нашей обычной земной жизни не имели бы никаких воспоминаний. Существа этой Иерархии держат в нас те импульсы, которые мы получаем с восприятиями, они — в основе той деятельности, которая открывается в наших воспоминаниях, в памяти. В течение земной жизни они осуществляют водительство нами в первой из тех областей, которые мы имеем в себе, как подсознательные, как недоступные сознанию.

Обратимся к существам второй Иерархии. Вы встречаете этих существ (Власти, Силы, Господства) после того, как вы прошли ворота смерти, — встречаете их в своей жизни между смертью и новым рождением. Тогда вы встречаетесь и с душами тех умерших людей, совместно с которыми вы жили на земле, но гораздо важнее для вас встреча с духовными существами второй Иерархии, вы встречаетесь тогда также и с существами третьей Иерархии, но важнее всего встреча с существами второй Иерархии. Именно вместе с ними работаем мы во время между смертью и новым рождением над всем тем, что мы пережили в минувшей земной жизни как наши чувствования, — над тем, что мы тогда запечатлели в нашей ритмической системе. В единении с существами второй Иерархии мы вырабатываем нашу следующую земную жизнь.

Когда мы находимся здесь, на Земле, мы имеем такое чувство: духовные существа божественного мира, они — в нас. Когда же мы находимся в потустороннем мире между смертью и новым рождением, то имеем совсем обратное представление. Ангелы, Архангелы, Архаи, осуществляющие водительство над нами в течение земной жизни, таким образом, как об этом было только что сказано, — они после нашей смерти живут вместе с нами, в некотором смысле, в том же плане бытия, а непосредственно ниже, глубже находятся существа второй Иерархии. Совместно с ними работаем мы над образованием, над формированием нашей внутренней кармы. И та карма, о которой я говорил вам вчера, карма здоровья и болезни, — она вырабатывается нами вместе с существами второй Иерархии. А если мы сможем бросить еще более глубокий взор во время между смертью и новым рождением, если мы сможем, в некотором смысле, проникнуть своим взором сквозь существ второй Иерархии, тогда мы открываем ниже их существ первой Иерархии: Серафимов, Херувимов и Престолов. В небесной выси над собой ищет земной человек самых высоких богов. А во время между смертью и новым рождением человек ищет самое высокое Божественное, которого он вообще может достичь, внизу, — в самой глуби потустороннего мира. Между смертью и новым рождением человек вместе с существами второй Иерархии и совместно с душами других умерших людей вырабатывает свою внутреннюю карму, которая затем проявляется в виде здоровья или болезни человека в течение его ближайшей земной жизни. А ниже, глубже их, действуют совсем особенным образом существа первой Иерархии. В своей деятельности — не во всей своей деятельности, но лишь в малой части своей деятельности — они следуют необходимости. Как творцам земного мира им надлежит отобразить то, что содеял человек в своей земной жизни, но отобразить это совсем особенным образом.

Подумайте вот о чем. Человек в своей земной жизни совершает определенные поступки, совершает их в силу своей воли, — а она принадлежит ведению первой Иерархии. Эти поступки человека бывают добрыми или злыми, разумными или глупыми. Существа первой Иерархии (Серафимы, Херувимы и Престолы) — они должны создать в их собственной сфере отображения поступков земного человека. Видите ли, мои дорогие друзья, мы, люди, живем совместно друг с другом. Благим или злым было то, что мы содеяли друг другу, для всего этого доброго или злого и должны быть созданы отображения Существами первой Иерархии. Они же создают отображения всего этого — в соответствии с тем, что они пережили в отношении наших земных поступков.

Да, мои дорогие друзья, здесь, на земле, над нами высится синяя небесная сфера со своими облаками, с солнечным сиянием и т.д., а в ночное время высится она в виде звездного неба. А в жизни между смертью и новым рождением под нами видится сфера деяний Серафимов, Херувимов и Престолов. И мы тогда взираем туда, вниз, вглубь на Серафимов, Херувимов и Престолов примерно так, как здесь на земле вы взираем ввысь на облака, на синее небо днем, на небо, усеянное звездами ночью. А в мире между смертью и новым рождением мы лицезреем в глуби под собой небо деятельности Серафимов, Херувимов и Престолов. Что же это за деятельность? Переживая время между смертью и новым рождением, мы лицезреем ту деятельность Серафимов, Херувимов и Престолов, которая посвящена справедливому воздаянию в будущем за наши земные поступки, совершенные нами, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей.

Сим Богам надлежит свершить в отношении нас деятельность воздаяния, и мы между смертью и новым рождением взираем на них, как на наше Божественное небо, которое в том мире находится под нами. Мы лицезреем тогда последействия наших поступков, более или менее добрых, более или менее злых, более или менее мудрых, более или менее глупых, — лицезреем их в этих деяниях Богов. Мы лицезреем обратные отображения наших земных поступков и, переживая их между смертью и новым рождением, вносим их, как внутреннюю карму, в нашу внутреннюю организацию. А рождаясь снова на земле, мы приносим это с собой, как те или иные наши способности (или неспособности), как талант, как изобретательность, или же, как нашу тупость. То, что во время нашей жизни между смертью и новым рождением формируют Боги (мы тогда лицезреем их в глуби, внизу под нами) сообразно тому, что им самим приходится пережить вследствие наших земных поступков, — это подступает к нам в нашей ближайшей земной жизни, обрушивается на нас, как факты нашей кармы. И мы можем сказать: то, что мы в нашей земной жизни совершали как наши поступки, как деяния нашей воли, — это самое ввергает нас в нашу грядущую судьбу, в ней оживет то, что во время между нашей смертью и новым рождением довелось пережить Богам первой Иерархии, как последствия наших поступков в миновавшей земной жизни.

Всегда есть потребность описать такие вещи в образах. Пусть в физическом мире мы стоим и видим небо, покрытое облаками. Вслед за тем льет дождь. То, что недавно парило над нами в виде облаков, мы теперь видим оросившим поля и леса. И вот, если взором посвященного проникнуть в жизнь какого-либо земного человека и узреть то, что произошло во время между его смертью и рождением в нынешней земной жизни, то можно сравнить те формы деяний Богов, которые суть последствия поступков человека в предшествовавшей земной жизни, с духовным дождем, изливающимся в человеческую судьбу и орошающим ее.

Если я встречаю какого-либо человека, много значащего для меня в земной жизни, то это предопределено моей кармой: то, что совершается как моя встреча с этим человеком, — это было сначала пережито, потом предначертано Богами, как последствия тех поступков, которые были совершены мною вместе с этим человеком в предыдущей земной жизни. Если же я во время моей земной жизни попадаю в такую страну, которая имеет важность для меня, если я обретаю профессию важную для меня, — словом, все то, что приходит ко мне, как внешняя судьба, есть не что иное, как отображение того, что пережито Богами первой Иерархии, как последствия моей предшествовавшей земной жизни, что довелось пережить этим Богам в то время, когда я сам находился в мире между смертью и новым рождением.

Видите ли, когда люди думают абстрактно, то они думают так: были прошлые земные жизни; поступки, совершенные в этих прошлых земных жизнях оказывают свое дальнейшее действие, они суть причины тех последствий, которые человек испытывает в своей нынешней земной жизни. Когда говорят так, то при этом думают не слишком много: это почти что пустословие, — так сформулировать закон кармы. Ибо за кармой находятся деяния Богов, переживания Богов. А за всем этим находится еще иное.

Если мы, как люди, имеем некоторое ощущение судьбы, довлеющей над нами, то мы — сообразно своему религиозному исповеданию — взираем либо к Богам, либо к Божественному Провидению, и при этом чувствуем, что ход нашей земной жизни зависит от Богов, от Провидения. Но Боги, как раз те самые Боги, которых мы знаем как существ первой Иерархии, как Серафимов, Херувимов и Престолов — они сами имеют, так сказать, обратное религиозное исповедание по сравнению с человеческим. Они ощущают свою необходимость для людей, живущих на земле, творцами которой являются эти Боги. Те заблуждения, в которые впадают земные люди, и те опасные поступки, которые они совершают, — они должны быть сглажены этими Богами. И то, что эти Боги подготовляют нам, как нашу дальнейшую судьбу, — это пережили они сначала сами. Эти факты надлежало снова открыть благодаря антропософии. Прежде это открывалось при не вполне развитом сознании, проистекая из былого инстинктивного ясновидения людей. Древняя мудрость заключала в себе знание об этих вещах. Позднее же осталось только смутное чувство этого. Вспомните только о том стихе Ангелюса Силезского, которое вы можете найти в моих сочинениях и которое для ограниченного религиозного сознания кажется наглой выходкой:

Без меня Бог не мог бы прожить и мгновения.
Если бы я пропал, Бог от нужды во мне испустил бы Дух.

А ведь Ангелюс Силезский перешел в католицизм и писал такого рода изречения будучи католиком! Для него было ясно, что Боги зависят от мира так же, как мир зависит от Богов. Для него было ясно, что есть некая взаимозависимость между Богами и миром, и что Богам доводится направлять свою жизнь сообразно с жизнью людей. Но Божественная жизнь действует творчески, она действует, обнаруживаясь в судьбе человека, в его карме. Смутно чувствуя это, хотя и не зная в точности, Ангелюс Силезский сказал:

Без меня Бог не мог бы прожить и мгновения.
Если бы я пропал, Бог от нужды во мне испустил бы Дух.

Мир и Божественное зависят друг от друга, оказывают взаимное воздействие друг на друга.

Сегодня мы рассмотрели это взаимодействие на примере образования человеческой судьбы, кармы. Это надо было включить в наши наблюдения над кармой.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Дорнах, 16 февраля 1924 года).
  • Вторая лекция (Дорнах, 17 февраля 1924 года).
  • Третья лекция (Дорнах, 23 февраля 1924 года).
  • Четвертая лекция (Дорнах, 24 февраля 1924 года).
  • Пятая лекция (Дорнах, 1 марта 1924 года).
  • Седьмая лекция (Дорнах, 8 марта 1924 года).
  • Восьмая лекция (Дорнах, 9 марта 1924 года).
  • Девятая лекция (Дорнах, 15 марта 1924 года).
  • Десятая лекция (Дорнах, 16 марта 1924 года).
  • Одиннадцатая лекция (Дорнах, 22 марта 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса