Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Эзотерическое рассмотрение кармических связей. Том I

Четвертая лекция (Дорнах, 24 февраля 1924 года).


Сегодня я хотел бы сначала изложить концепцию развития кармы в ее широком охвате, а затем постепенно все больше и больше углубляться в те вещи, которые, собственно, только и могут позволить нам в какой-то мере наглядно представить себе специальные случаи осуществления кармы. Вам надо, если мы хотим обрести прозрение в ход действия кармы, представить себе то, как человек при своем нисхождении из духовного мира в мир физический, образует состав всей своей организации в целом.

Вы ведь понимаете, что в современной речи нет, собственно, подходящих выражений для процессов, которые остаются почти неведомыми современной цивилизации, и потому те выражения, которыми нам приходится пользоваться для передачи того, что неведомо современной цивилизации, могут быть только неточными. Когда мы нисходим из духовного мира в мир физический, направляясь к земной жизни, то мы прежде всего подготовляем себе физическое тело посредством потока наследственности, протекающего через поколения. Дальше вы увидите, как это физическое тело все же связано в известном отношении с тем, что человек переживает между смертью и новым рождением. Но сегодня мы можем пока удовлетвориться уяснением того, что это физическое тело бывает дано нам, собственно, из земного мира. Наоборот, те члены человеческого существа, которые могут быть обозначены как эфирное тело, астральное тело и “Я”, они ведь приходят свыше, из духовного мира.

Эфирное тело человек извлекает, притягивает к себе некоторым образом из всего мирового эфира прежде, чем оно соединяется с тем физическим телом, которое бывает дано ему вследствие его происхождения от определенных родителей, предков. Соединение душевно-духовного человека, состоящего из “Я”, астрального и эфирного тел, с физическим человеческим эмбрионом совершается только потому, что эфирное тело материнского организма постепенно оттесняется от физического человеческого зародыша.

Итак, человек соединяется с физическим человеческим зародышем после того, как он извлек свое эфирное тело. Более точным описанием этих процессов мы займемся позднее, теперь же нас должно прежде всего интересовать то, откуда приходят те отдельные члены человеческого существа, которые человек имеет во время земной жизни между рождением и смертью.

Физический организм приходит из потока наследственности, зависит от происхождения человека от определенных родителей, предков. Эфирный организм приходит из мирового эфира, откуда он притягивается человеком к себе. Астральный организм, который, можно сказать, во время земной жизни человека остается, во всех отношениях, вне сознания или в подсознании человека, — он содержит все то, что суть переживания человека в его жизни между смертью и новым рождением.

А в жизни между смертью и новым рождением дело обстоит так, что человек тогда в меру того, кем он стал, благодаря своим прошлым земным жизням, вступает в самые многообразные отношения с другими человеческими душами, которые также находятся в состоянии между смертью и новым рождением, а также с духовными существами более высоких областей мироздания, — с теми существами, которые не спускаются на Землю в человеческом теле, а имеют свое бытие в духовном мире.

Все то, что несет в себе человека из прошлых земных жизней, сообразно тому, кем он тогда был и что содеял, — все это встречает симпатию или антипатию тех существ, которых ему доводится узнать при прохождении мира между смертью и новым рождением. Большое значение для кармы имеет не только то, какие симпатии и антипатии к себе находит человек у более высоких духовных существ вследствие того, что он содеял в прошлой жизни, не меньшее значение имеет тогда то, что человек вступает во взаимоотношения с теми человеческими душами, с которыми он был связан на земле, и тогда имеет место своеобразное отражение прошлого во взаимоотношениях его с существом тех душ, с которыми он был прежде связан на земле. Представьте себе, что некто прежде имел благие взаимоотношения с той душой, которую он опять встречает в жизни между смертью и новым рождением. Во время прошлой земной жизни в нем жило все то, что сопутствует благим взаимоотношениям между людьми, потом это его доброе отношение к той душе выступает, подобно отражению, навстречу ему, когда он встречает как раз эту душу в жизни между смертью и новым рождением. Человек проходит через жизнь между смертью и новым рождением совместно с теми душами, с которыми прежде жил совместно на земле, и все то, что он встречает в них, есть не что иное, как его собственное отражение в них: если он сделал прежде какому-либо человеку нечто доброе, то это отражается ему обратно из души этого человека, если же он сделал тому человеку нечто злое, то это же самое отражается к нему обратно из той души. И, вот, в жизни между смертью и новым рождением имеют чувство (если здесь можно использовать выражение «чувство», — с теми ограничениями, о которых я сказал в начале этой лекции), имеют следующее чувство: ты прежде помог этой душе в ее продвижении вперед в своем развитии. Теперь то, что ты пережил при осуществлении этой благой помощи, все то, что ты тогда ощутил в отношении этой человеческой души, все то, что, исходя из этих ощущений, вылилось в твоем поведении по отношению к ней, — словом, твои собственные внутренние переживания во время осуществления этой благой помощи, они приходят к тебе обратно от этой души, они отражаются к тебе обратно от этой души. А при встрече с другой душой, которой вы нанесли ущерб, то самое, что жило в вас в то время, когда вы причиняли ей этот ущерб, — это также отражается к вам обратно во время жизни между смертью и новым рождением.

Итак, мы имеем теперь свою прошлую земную жизнь, свою повседневную земную жизнь, как бы отраженной в некоем могущественном и обширном зеркальном аппарате, состоящем из тех душ, с которыми мы совместно жили во время последней земной жизни. И получают следующее впечатление от этого переживания своих прежних деяний: все это развертывается, проистекает из чего-то единого. Во время жизни между смертью и новым рождением утрачивают или, собственно, надолго забывают то чувство “Я”, которое имели на земле в человеческом теле, но получают обратно это чувство “Я” изо всего того отражения, о котором было только что сказано. С отражением своих деяний живут в тех душах, с которыми были связаны в земной жизни.

“Я” человека в земной жизни было в некотором смысле, своего рода единой точкой. Здесь же между смертью и новым рождением, оно выступает перед человеком в многообразных отражениях, оно отражается ему из того окружения, которое тогда имеет вокруг себя человек. Так в мире между смертью и новым рождением осуществляется внутреннее совместное бытие человека с другими душами, но осуществляется в меру тех возможностей, которые прежде связывали его с ними.

И все это в духовном мире есть реальность. А когда мы идем через какое-нибудь помещение, в котором много зеркал, то находим себя отраженными в каждом зеркале. И вы знаете: эти отражения не есть реальность (в обычном смысле слова), когда мы уходим из этого помещения, наши отражения в зеркалах не остаются, мы больше не отражаемся в зеркалах. Но то, что отражается в человеческих душах, — это остается, это продолжает существовать. И вот, наступает время последней трети жизни человека между смертью и новым рождением, тогда мы образовываем из этих отражений наше астральное тело. Мы собираем их в себя, стягиваем их в наше астральное тело. Таким образом, мы, нисходя из духовного мира в физический, несем в нашем астральном теле полностью то, что во время между смертью и новым рождением мы восприняли в себя сообразно тем отображениям наших деяний прошлой земной жизни, которые нашли в других душах.

Это как раз дает нам те импульсы, которые влекут нас к одним душам или же отталкивают нас от других душ, — душ тех людей, с которыми мы более или менее одновременно снова рождаемся в физическом теле.

И, таким образом (вскоре я еще подробнее опишу вам этот процесс, когда я позднее обращу ваше внимание на “Я”), между смертью и новым рождением образуется импульс к осуществлению кармы в новой земной жизни.

И тут можно проследить, как импульс одной жизни переходит в другую жизнь и действует в ней. Возьмем, например, ИМПУЛЬС ЛЮБВИ. Мы можем наши желания в отношении других людей осуществлять, исходя из того, что мы называем любовью. Есть разница в том, совершаем мы наши поступки, исходя из голого долга или из вежливости, из общепринятых приличий и т.п., или же мы совершаем наши поступки в силу большей или меньшей любви.

Представьте себе, что человек в своей земной жизни смог осуществить такие поступки, которые были принесены любовью, которые были согреты любовью. Это остается, как сила, в его душе, и то, что он берет с собой, как плод этого своего деяния, и что отображается в тех душах, — именно это приходит к нему обратно, как некое отражение. И вследствие того что человек именно из этого образует свое астральное тело, в котором он нисходит в новую земную жизнь, та любовь, что была пережита им в прошлой земной жизни, та любовь, которая излучалась тогда этим человеком, преобразуется теперь, приходя обратно отраженной от других человеческих душ, — преобразуется в радость. Таким образом, в силу того, что человек по отношению к тем людям, совместно с которыми он жил в этой предыдущей земной жизни, содеял нечто такое, что было принесено любовью, причем из него излучалась любовь, сопровождавшая эти деяния, которые были благой помощью другим людям в их развитии, — в силу этого потом, при прохождении через жизнь между смертью и новым рождением, любовь, излучаемая человеком во время земной жизни, преобразуется так, что она становится в следующей земной жизни радостью, притекающей к человеку.

ЛЮБОВЬ МЕТАМОРФОЗИРУЕТСЯ В РАДОСТЬ.

 

Если вы в земной жизни переживаете радость, доставляемую вам каким-либо человеком, то можете быть уверены, мои дорогие друзья, что эта радость, переживаемая вами, есть последствие той любви, которую вы испытали, проявили по отношению к этому человеку в прошлой земной жизни. Вы испытываете то внутреннее тепло, которое доставляет вам радость. Вы знаете, какое значение имеет в жизни радость, в особенности переживание той радости, которая доставляется другими людьми. Она согревает жизнь, она поддерживает жизнь, она, можно сказать, придает жизни полет. И она кармически есть последствие осуществленной любви.

Опять-таки, при переживании радости, мы вступаем в определенные отношения к тому человеку, который доставляет нам радость. В прошлой земной жизни мы имели такое внутреннее переживание, которое приводило к излучению нами любви, в следующей жизни мы имеем, уже как следствие этого, внутреннее переживание тепла, доставляемого радостью. И снова эти наши переживания тепла радости есть нечто такое, что излучается нами. От того человека, которому его земная жизнь может доставить переживание радости, опять-таки исходит нечто такое, что для других людей имеет значение тепла, согревающего их. Человек, имеющий кармические основания для того, чтобы безрадостно шествовать через жизнь, оказывает иное воздействие на других людей, чем человек, которому жизнь дозволяет шествовать через нее преисполненным радости.

Однако, то, что радостно переживается человеком между рождением и смертью, — это, опять-таки, отражается в самых разных человеческих душах, совместно с которыми он живет на земле, а потом отражается также и в его жизни между смертью и новым рождением. И это многообразное отражение, приходящее из душ людей, которые знали нас, — оно, в свою очередь, действует на нас. И это воздействие мы несем в нашем астральном теле, когда вступаем в новую следующую земную жизнь, — третью по счету земную жизнь, которую мы теперь рассматриваем. Это воздействие включается в наше астральное тело, запечатлевается в нем. И в новой земной жизни это становится в нас основой, импульсом легко дающегося ВЕРНОГО ПОНИМАНИЯ ЛЮДЕЙ И МИРА. Это становится в нас основой того душевного строя, который крепко поддерживает нас, благодаря тому что мы понимаем мир. Если мы в состоянии понять заинтересовавшее нас поведение человека, то это восходит к радости, пережитой нами в предыдущей земной жизни, а радость эта дальше восходит к любви, пережитой в нашей предыдущей земной жизни. Такие люди могут шествовать через жизнь со свободным, открытым восприятием и постижением ее так, что это свободное, открытое восприятие и постижение позволяет миру вливаться в них, а это значит, что они имеют способность понимать мир, это суть те люди, которые достигли такой установки по отношению к миру благодаря любви и радости, испытанным ими в прошлых земных жизнях.

Когда мы совершаем деяния, проистекающие из любви, то это есть нечто совсем другое по сравнению с тем, когда мы совершаем то же самое деяние, исходя из жесткого, сухого чувства долга. Вы ведь знаете, что я в моих сочинениях всегда рассматривал те деяния, которые проистекают из любви, как единственно этичные, как единственно моральные.

Я часто должен был указывать на ту громадную разницу, которая существует в этом отношении между Кантом и Шиллером. Кант ведь и в жизни, и в познании, собственно, все «перекантовал». Через Канта все стало «окантованным» и «угловатым» в познании, а также и в человеческом поведении: «О долг! Ты возвышенное великое имя, которое с собой не приносит ничего излюбленного, ничего вкрадчиво льстящего»... и т.д. Я цитировал это место в моей «Философии Свободы», вызывая ханжеское негодование многих противников (не действительное, но ханжеское негодование многих противников), потому что противопоставил этому то, что я сам смею признать моим воззрением: «О любовь! Ты импульс, тепло, гласящее в душе»... и т.д. — Шиллеру принадлежат чеканные слова касательно жесткого, сухого чувства долга Канта: «Охотно служу я друзьям, однако делаю это со склонностью. И тогда меня часто точит червь сомнения, что я не добродетелен». Ибо, согласно этике Канта, то, что делается человеком из склонности к этому, — недобродетельно, добродетельно лишь то, что проистекает из жесткого чувства долга.

Так вот, существуют люди, которые не приходят к любви. И потому что они не могут говорить правду другим людям, исходя из любви, — говоришь, ведь, другому человеку правду, а не лжешь ему, если питаешь к нему любовь, — поэтому такие люди говорят правду из чувства долга, Не будучи в состоянии любить, они из чувства долга все же избегают бить другого человека, объясняться с ним при помощи пощечин, давать ему тумаки, если тот делает что-либо такое, что человеку даже не нравится. Как раз в этом и заключается разница между теми влияниями, которые проистекают из жесткого чувства долга, — чувства долга, впрочем, необходимого для многих вещей в социальной жизни, — и деяниями любви.

Так вот, те поступки, которые последовали из жесткого ЧУВСТВА ДОЛГА или же из условий морали — «так, мол, принято поступать», — такие поступки не вызывают, не приносят в следующей земной жизни чувства радости тому человеку, который их совершил. Но они тем самым способом, который я только что описал, а именно: вследствие переживания того их отображения, через которое души проходят между смертью и новым рождением, — они в следующей земной жизни вызывают у человека нечто такое, что можно обозначить так: можно проследить, как такой человек в большей или меньшей степени впадает в РАВНОДУШИЕ. И от своего равнодушия к людям, которое такой человек проносит через жизнь, он сам страдает, — страдает по справедливости, ибо люди существуют друг для друга, и человек, собственно, призван к тому, чтобы не питать равнодушия к другим людям. Вот это самое, от чего страдает такой человек, есть как раз последствия недостатка в нем любви во время предыдущей земной жизни, хотя он вел себя тогда, как порядочный человек, потому что над ним довлел, подобно Дамоклову мечу, жесткий долг (я тут не хочу сказать, что он был стальным человеком, ибо это смутило бы многих людей, но он вел себя, как дубина).

Итак, мы теперь снова дошли до второй земной жизни. Уже было сказано о том, что радость проистекает из любви, а сама радость становится в третьей земной жизни открытым свободным сердцем человека, которое делает нас близкими к миру и которое приносит нам свободное проникновенное понимание всего, что прекрасно, истинно и благо. А то, что струится со стороны человека, как его равнодушие к другим людям, делает его в следующей, т.е. третьей по счету земной жизни, таким человеком, который теперь ни к чему не может приступить с уверенностью, НЕУВЕРЕННЫМ человеком. Когда он приходит в школу, то не знает как и что, собственно, ему делать с материалом, преподносимым учителями. Когда он становится несколько старше, он не знает, кем ему следует стать — слесарем или же надворным советником. Он пребывает в неуверенности насчет того, что ему делать с собой в жизни. И он проходит через жизнь без всякого определенного направления, утратив ориентировку в жизни. Вместе с тем, в отношении восприятия внешнего мира он вовсе не является тупицей. Он может, например, понимать музыку, но он не испытывает от этого никакой радости. Для него, в конце концов, безразлично, — более или менее хорошую музыку он воспринимает и понимает, или же более или менее плохую. Он может ощущать красоту какого-либо произведения живописи или иного искусства, но при этом в его душе всегда скребется сомнение: к чему, собственно, все это? и т.д. и т.д. Это — те вещи, которые включаются в кармические закономерности третьей по счету земной жизни.

А теперь представим себе, что человек нанес тот или иной ущерб своим ближним в силу питаемой им НЕНАВИСТИ или же склонности к антипатии. Можно мысленно проследить все те ступени свершения, которые при этом могут произойти. Это может быть, скажем, такой человек, который из преступного чувства ненависти принес зло тем людям, с которыми он имел дело. Но это может быть также какой-нибудь критик (я тут опускаю все промежуточные ступени между преступником и критиком). Для того чтобы быть нынешним критиком, надо всегда питать в своей душе чуточку ненависти, если, конечно, вы не являетесь одним из благожелательных критиков, которых так мало в наше время, ибо нынешним людям ведь не интересно относиться с признанием, с признательностью к тем или иным вещам, им гораздо интереснее поостроумничать, надсмеяться над ними. Тут существуют всевозможные промежуточные ступени, но все это следует понимать как то в человеческих деяниях, что проистекает из холодной антипатии, которую часто не уясняют себе и которая, возрастая, развивается в ненависть. Все те поступки такого рода, которые человек совершает в отношении других людей или даже животных (в широком смысле слова), — они запечатлеваются в душевных переживаниях, отражения которых также приходят к такому человеку в его жизни между смертью и новым рождением. А потом в следующей земной жизни из пережитой ненависти возникает то, что притекает к такому человеку из внешнего мира, принося ему СТРАДАНИЯ, являющиеся полной противоположностью радостным переживаниям.

Вы скажете: однако мы ведь переживаем так много страданий, так неужели же все это ведет свое происхождение от большей или меньшей ненависти, которую мы питали в прошлой земной жизни? Вы можете легко сказать: для меня немыслимо думать, чтобы я был тогда таким плохим человеком, чтобы я так много ненавидел, если я теперь испытываю так много страданий.

Да, если вы хотите думать об этих вещах непредвзято, то вам надо уяснить себе, как велика власть иллюзии, позволяющая человеку с легкостью считать, что он поступает хорошо, когда на самом деле он движим чувствами антипатии к другим людям. ЛЮДИ ШЕСТВУЮТ ЧЕРЕЗ МИР, ПИТАЯ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ НЕНАВИСТИ, ИЛИ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ БОЛЬШЕ АНТИПАТИИ, ЧЕМ ОНИ САМИ ДУМАЮТ. И это бывает так: ненависть, питаемая человеком, обычно им самим не замечается, так как она дает удовлетворение его душе, она сокрыта для него этим переживанием удовлетворения. Но, когда потом это возвращается к нему, как страдание, доставляемое ему внешним миром, тогда это свое страдание он уже замечает.

Подумайте же хоть раз, мои дорогие друзья, о таком, можно сказать, тривиальном случае, как болтовня, сплетни за чашечкой кофе, когда полдюжины (о, этого числа уже достаточно!) каких-то теток или дядей (ведь это могут быть также и дяди!), кумушек и кумовьев сидят и прохаживаются насчет своих знакомых. Подумайте о том, как много антипатии изливается тогда на людей за какие-нибудь полтора часа, хотя это, впрочем, может продолжаться и гораздо дольше! То, как изливают антипатию, люди не замечают, но когда это возвращается обратно к ним в следующей земной жизни как страдание, испытываемое ими, тогда они очень быстро замечают это. А это с неизбежностью возвращается обратно.

Итак, фактически одна часть, — не все (остальное мы распознаем, постигнув еще другие кармические закономерности), но одна часть того, что мы переживаем в земной жизни как страдание, приходящее извне, ведет свое происхождение от наших чувств антипатии в предыдущей земной жизни.

При всем том надо, конечно, вполне уяснить себе то, что карма, что какой-либо поток кармических свершений должен где-то брать свое начало. Таким образом, если вы представляете себе, например, ряд следующих друг за другом земных жизней в виде ряда букв

А Б В (Г) Д Е Ж З

где «Г» обозначает нынешнюю земную жизнь, тогда уясняется, что не все те страдания, которые обрушиваются на нас извне в нынешней жизни «Г», ведут свое происхождение из предыдущей земной жизни, они могут быть также иного, более раннего происхождения. Поэтому я и говорю: большая часть тех страданий, которые притекают к нам из внешнего мира, есть последствия той ненависти, которую мы осуществляли в своей предыдущей земной жизни.

Если теперь мы опять перейдем к третьей по счету земной жизни, тогда последствием того, что обрушилось на нас, как страдания, во второй по счету земной жизни, по последствиям только тех страданий, которые были сами следствием ненависти, преисполнявшей нас в первой по счету жизни, — тогда последствием этих страданий у человека выступает прежде всего некий род ДУХОВНОЙ (УМСТВЕННОЙ) ТУПОСТИ, некий род тупости в отношении понимания мира. И этот человек, который лицезреет мир равнодушно, а не встречает вещи мира и людей с открытым сердцем, — он зачастую приобрел эту свою тупость в силу собственной кармы: эта духовная (умственная) тупость восходит к страданиям, испытанным им в предыдущей жизни, но именно к тем страданиям, которые ведут свое происхождение от чувства ненависти, испытанной этим человеком в его предыдущей, т.е. третьей по счету в обратном направлении земной жизни.

Можно всегда быть уверенным в том, что быть глупцом в какой-нибудь земной жизни, — это всегда есть последствие собственной ненависти в одной из прошлых земных жизней.

Но видите ли, мои дорогие друзья, постижение свершений кармы не может основываться только на том, что мы пользуемся знанием кармы для понимания событий, происходящих в нынешней земной жизни человека. Мы должны постичь также тот или иной импульс, так или иначе определяющий будущую земную жизнь человека, — и это мы уясняем тогда, когда усматриваем не только прошлые земные жизни «А», «Б», «В» и нынешнюю земную жизнь «Г», но также и будущие земные жизни «Д», «Е», «Ж»... Тогда мы выясняем себе, что то содержание нашей души, которое мы культивируем — сознательно или бессознательно — в нашей душе, будет иметь свои последствия в следующей земной жизни. Если кто-либо в своей будущей, третьей по счету земной жизни, хочет быть особенно глупым, то для этого в своей нынешней земной жизни ему надо только особенно много ненавидеть. Если же кто-либо хочет в своей будущей, третьей по счету земной жизни, иметь свободное, открытое сердце и постижение мира, ему надо в нынешней его жизни особенно много любить. И только таким образом познание кармы, прозрение в ее свершения обретает истинную ценность для человека, ибо тогда она вливается в нашу волю, действующую в целях будущего, тогда она играет важную роль для нашей воли, обращенной в будущее. Все дело в том, что ныне настало такое время развития человечества, когда человеку нельзя действовать, следуя подсознательным побуждениям, т.е. таким образом, как это имело место прежде, когда наши души проходили через прошлые земные жизни. Ныне люди должны становиться все свободнее и сознательнее. Начиная с первой трети XV века, мы вступили в эпоху, когда люди должны становиться все свободнее и сознательнее. И поэтому те люди, которые живут в настоящее время, уже могут иметь смутное чувство того, что их следующая земная жизнь будет следствием нынешней. Таким образом, если нынешний человек замечает, что он не отличается умом, и в этом обычно винит не самого себя, но приписывает это недочетам своего физического тела — согласно воззрению современного материализма, — то он мог бы в наше время уже иметь по меньшей мере следующее смутное чувство: если я не отличаюсь умом, то это значит, что когда-то у меня было нечто такое, что связано с чувством ненависти и антипатии.

И когда мы ныне говорим о педагогике Вальдорфской школы, то нам, разумеется, надлежит рассчитаться с современной цивилизацией. Мы не можем со всей полнотой гласности так вести воспитание в школе, чтобы мы воспитывали детей в направлении сознания повторных земных жизней, ибо люди далеко не всегда имеют ныне хотя бы смутное чувство действительности повторных земных жизней. Но те начатки в этом направлении, которые сделаны как раз в педагогике Вальдорфской школы, если они будут восприняты людьми, разовьются в ближайших столетиях таким образом, что в этическое, моральное воспитание будет введено следующее: малоодаренный ребенок обязан этим своим прошлым земным жизням, во время которых он много ненавидел, и надо теперь посредством духовной науки отыскать того или тех, кого он некогда ненавидел, ибо они могут быть обнаружены в окружении этого ребенка, те люди, по отношению к которым он некогда питал ненависть или же совершил поступки, проистекавшие из ненависти. Такого рода восприятие будет в грядущих столетиях все больше и больше вводиться в жизнь людей. Тогда будут прозревать, что неразумие какого-либо ребенка есть изживающая себя в этой земной жизни метаморфоза того, что было в жизни между смертью и новым рождением переживанием отображений, восходящих к прошлой земной жизни. И тогда могут что-то сделать в помощь такому ребенку тем, что будут развивать в нем с детских лет особенную любовь к тем самым людям, которых он особенно ненавидел в прошлой земной жизни. И тогда будут видеть, как благодаря такой конкретно направленной любви у ребенка проясняется ум, вообще проясняется весь его душевный строй. Помочь делу воспитания могут не общие теории касательно кармы, но конкретное прозрение в ход человеческой жизни, позволяющее заметить, каковы суть кармические закономерности. Уже теперь можно заметить, что дети, входящие в тот или иной школьный класс, собраны здесь судьбой, и что это немаловажно. И если вырваться из той ужасной беззаботности, которая ныне господствует в отношении таких вещей, когда школьников просто обзывают «человеческим материалом» и трактуют детей, принадлежащих к одному школьному классу, как случайное сборище, а не сведенных вместе судьбой, — если вырваться из этой ужасной беззаботности, тогда можно прийти, именно как воспитателю детей, к прозрению и принятию во внимание того, как знаменательные кармические нити тянутся от одного человека к другому, будучи сплетены в прошлых жизнях. И тогда в развитие детей можно внести то, что будет содействовать изглаживанию их кармы. Ибо карма есть, в некотором отношении, нечто такое, что осуществляется с железной необходимостью. Исходя из этой железной необходимости кармы, мы могли показать следующие цепи безусловных кармических свершений:

ЛЮБОВЬ — РАДОСТЬ — ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ,

АНТИПАТИЯ ИЛИ НЕНАВИСТЬ — СТРАДАНИЕ — ГЛУПОСТЬ.

Это суть безусловно действующие кармические закономерности. Но с этим обстоит так же, как с той безусловной необходимостью, с какой течет река: ведь можно как-то регулировать течение реки, придать ей несколько иное течение. Подобным же образом возможно, так сказать, регулировать течение кармических свершений, вмешиваться в них.

ЭТО — ВОЗМОЖНО!

Итак, если замечают у ребенка признаки глупости, тогда надо вести воспитание этого ребенка так, чтобы вызвать в его сердце особенное развитие любви. И если вы при этом откроете (а это ныне уже стало возможным для тех людей, которые обладают способностью более тонкого наблюдения жизни), с какими другими детьми этот ребенок связан кармически, и побудите этого ребенка полюбить именно тех детей, совершать в отношении их поступки, проистекающие из любви, то тогда вы сможете противопоставить антипатии любовь, как ее противовес. В результате вы сможете осуществить то, что в следующей земной жизни этого ребенка его умственная недостаточность улучшится.

Действительно, существуют, можно сказать, инстинктивно действующие воспитатели, зачастую они, исходя из своего инстинкта, достигают того, что ребенок с плохими наклонностями обретает способность любви, и благодаря этому постепенно может быть воспитан так, что он становится понятливым человеческим существом.

Это суть такие вещи, которые, собственно, и делают прозрение в кармические закономерности работающим, полезным жизни. Прежде, чем мы пойдем дальше в наших наблюдениях над частностями кармы, надо поставить перед нашими душами еще один вопрос. А именно: как можно узнать того человека, с которым вы связаны, по меньшей мере, одной кармической закономерностью? Тут я должен употребить одно выражение, которое ныне употребляется часто, и притом нередко в несколько насмешливом смысле: Такой-то человек есть, мол, наш СОВРЕМЕННИК. Иначе говоря, он живет на земле в одно время с нами.

И если вы поразмыслите об этом, то вы скажете себе: если вы в какой-то земной жизни живете совместно с определенным человеком, то это значит, что вы в одной из прошлых земных жизней тоже жили одновременно с ним — так бывает вообще, но конкретно в отдельных случаях, тут могут быть и некоторые сдвиги.

Так вот, те люди, которые, например, живут позднее вас на полстолетия, они и в прошлой земной жизни жили совместно с другими людьми, чем вы, и в другое время, чем вы! Я хочу сказать, что те люди, которые принадлежат к ряду «B» не встречаются с теми людьми, которые принадлежат ряду «А». Эта мысль может произвести гнетущее впечатление, но это — истина.

О другом вопросе, который часто задают люди и который приводит их в сомнение, а именно: человечество ведь возрастает в своей численности на земле и т.д., — об этом я буду говорить позднее. Но уже теперь я хотел бы подвести вас к одной мысли, это, может быть, мысль, производящая гнетущее впечатление, но это — истина: фактически происходит так, что жизнь людей на земле, осуществляющаяся через повторные жизни, совершается ритмично. Можно сказать, что вообще это происходит так, что одна группа людей совместно переходит из одной земной жизни в следующую земную жизнь, другая же группа людей в свою очередь переходит из одной земной жизни в следующую, и эти две различные группы людей, в известном смысле, отделены друг от друга, — они не встречаются на земле. В течение долгого времени жизни между смертью и новым рождением, они находятся вместе, но с земной жизнью происходит в действительности так, что люди всегда все снова и снова нисходят на землю из духовного мира отдельными, более или менее замкнутыми в своем кругу, группами. Как раз для повторных земных жизней людей внутреннее значение, внутреннюю важность имеет их жизнь на земле в одно время, иначе говоря, то, что они являются современниками друг другу. Почему же это так? Я могу сказать вам: этот вопрос, который сперва может занимать человека просто рассудочно, — этот вопрос, если рассматривать его на духовнонаучной почве, есть такой вопрос, который причинил мне самые большие страдания. Ведь, как ответ на этот вопрос, должна быть добыта истина, отвечающая внутреннему положению вещей. И тут можно спросить себя (извините, что я привожу пример, который, можно сказать, играет важную роль для меня): почему же ты не современник Гете? — В силу того, что ты не современник Гете, ты можешь заключить, что, вероятнее всего, ты никогда не жил на земле в одно время с Гете (такова общая истина). Он принадлежит к другой группе людей, чем ты.

Но что же, собственно, сокрыто за этим? Тут надо поставленный вопрос, так сказать, перевернуть. Но для того, чтобы такой вопрос поставить в обратном смысле, надо обладать открытым, свободным разумением того, что такое есть совместная жизнь людей в одно и то же время на земле. По поводу этого вопроса я здесь буду в ближайшее время еще много говорить, а пока поставим вопрос так: какое, собственно, значение имеет для земной жизни быть современником какого-либо человека или же знать о нем только из истории? Что это и как это надо понимать? Так вот, видите ли, надо обладать свободным, открытым миру разумением для того, чтобы ответить на следующий интимный вопрос: Как это обстоит со всеми внутренними сопутствующими явлениями душевной жизни того человека, когда какой-либо его современник что-либо говорит ему, совершает поступки, касающиеся его, — что это? Для ответа на этот вопрос прибегнем к сравнению, которое можно привести тогда, когда уже приобретены необходимые знания. Что произошло бы, если бы вы встретились бы с какой-либо личностью, которая не есть ваш современник, т.е. с такой личностью, которая, вероятнее всего, никогда не была вашим современником ни в одной земной жизни? Пусть эту личность вы в наивысшей степени почитаете, — гораздо более, чем всех ваших современников. И что было бы, если бы вы встретились с ней, как со своим современником? Итак, что было бы, если бы я (извините меня за этот личный мотив) вдруг стал современником Гете? Если вы не равнодушный ко всему человек, — ибо если вы равнодушный человек, то тогда вы не имеете понимания того, что значит быть современником другого человека, и потому никак не можете дать настоящего ответа на поставленный вопрос. Итак, если вы неравнодушный человек, то вы можете задать вопрос: как это было бы и что произошло бы, если бы я, такой, какой я есть, вдруг попал в Шиллеров переулок у Женской площади в Веймаре и встретился бы с идущим мне навстречу «дородным тайным советником», скажем в году 1826-м или 1827-м? — Так вот, надо полностью понять то, что этой встречи было бы не перенести! Своих «современников» можно перенести. Встречи же на земле с тем человеком, современником которого ты не можешь быть, не перенести, ибо он оказал бы на твою душевную жизнь пагубное, как бы отравляющее, действие. Мы в состоянии встретиться с ним — не нашим современником — лишь, как с нашим предшественником или же нашим преемником во времени. Конечно, когда люди совсем не имеют более тонкого ощущения этих вещей, то они остаются у них в подсознании. Но если человек обладает более тонким ощущением духовного, то он знает: если бы он, такой, как он есть, вдруг попал в Веймар и в Шиллеровском переулке у Женской площади встретился с идущим ему навстречу «дородным тайным советником» Гете, увидел бы его двойной подбородок, то он почувствовал бы, что эту встречу ему невозможно внутренне перенести. А тот человек, который не имеет никакого ощущения этих вещей, — он может быть попытался бы приветствовать Гете.

Видите ли, эти вещи происходят не из земной жизни. Те основания, почему мы не можем быть современником какого-либо человека, как раз не входят в земную жизнь, и для их постижения надо проникнуть взором в духовные закономерности. Вот почему эти вещи зачастую выглядят парадоксальными. Но это так, полностью так.

Я могу заверить вас, что я с искренней любовью написал введение к сочинениям Жан-Поля, появившимся в серии «Библиотека мировой литературы», выпускаемой издательством Котте. И вот, если бы я как-нибудь встретился в Байрете с Жан-Полем, то меня, наверняка, постигли бы желудочные спазмы. И этому не воспрепятствовало бы то, что я питаю самое высокое почтение к Жан-Полю. Это имеет место в отношении всякого человека, но почти у всех людей это остается в их подсознании, остается в астральном теле или в эфирном теле, не получая доступа в физическое тело. Ведь то душевное переживание, которое может вторгнуться в физическое тело, тем самым может вступить в поле сознания человека. Вам, мои дорогие друзья, подлежит уяснить следующее: если вы хотите приобрести познания о духовном мире, то тогда приходится выслушивать такие вещи, которые кому-либо могут показаться гротескными, парадоксальными, и это имеет место как раз потому, что духовный мир есть иной мир по сравнению с физическим миром.

Конечно, кто-нибудь сможет с легкостью насмехаться, услышав, что кто-то утверждает: если бы я, не будучи современником Жан-Поля, вдруг встретил бы его, я получил бы желудочные спазмы. Такое насмешливое отношение к этим вещам, конечно, является естественным для обычного, банально-мещанского мира земной жизни, но законы этого банально-мещанского мира не имеют никакого значения для духовных закономерностей. Поэтому следует привыкнуть к тому, что, если хотят понимать духовный мир, то надо мочь мыслить по-иному, в иных мыслительных формах. Следует привыкнуть к тому, что доведется переживать нечто поразительное, ошеломляющее. Если человек с обыкновенным сознанием читает о Гете, то у него может, естественно, появиться желание сказать: как охотно познакомился бы я с ним лично, пожал бы ему руку и т.п. Но это бессмыслица, ибо существуют законы, согласно которым мы предназначены к жизни на земле во вполне определенную эпоху и можем жить именно в эту эпоху. Подобно тому, как мы с нашим физическим телом приспособлены к жизни только при определенном давлении воздуха и не можем жить, поднявшись высоко над земной поверхностью, где воздушное давление неприемлемо для нас, так и человек, предназначенный жить в XX веке, не может жить в эпоху Гете.

Это то, что я хотел в первую очередь сказать вам о карме.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Дорнах, 16 февраля 1924 года).
  • Вторая лекция (Дорнах, 17 февраля 1924 года).
  • Третья лекция (Дорнах, 23 февраля 1924 года).
  • Пятая лекция (Дорнах, 1 марта 1924 года).
  • Шестая лекция (Дорнах, 2 марта 1924 года).
  • Седьмая лекция (Дорнах, 8 марта 1924 года).
  • Восьмая лекция (Дорнах, 9 марта 1924 года).
  • Девятая лекция (Дорнах, 15 марта 1924 года).
  • Десятая лекция (Дорнах, 16 марта 1924 года).
  • Одиннадцатая лекция (Дорнах, 22 марта 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса