Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Эзотерическое рассмотрение кармических связей. Том I

Вторая лекция (Дорнах, 17 февраля 1924 года).


Если мы от тех наблюдений, которые должны подготовить к уяснению человеческой судьбы, кармы, если мы от отвлеченных мыслительных соображений перейдем к самой жизни, то мы продвинемся вперед, проведя сперва перед нашей душой различные области той жизни, в которую введен человек, чтобы из рассмотрения этих отдельных кусков жизни добыть потом основы для характеристики кармы, человеческой судьбы.

Человек принадлежит всему миру в гораздо более всеобъемлющем смысле, чем это обыкновенно думают. Человек есть именно некий член Вселенной, и он без Вселенной, собственно, ничто. Я часто прибегал к сравнению человека с каким-нибудь членом человеческого тела, например с пальцем. Палец есть палец, пока он при человеке. С того же момента, как он отрезан от человеческого организма, он уже больше никак не палец.

Так и человек больше не есть человек в действительности, если он отторгнут от всеобщего бытия мира. Он принадлежит к всеобщему мировому бытию и без него уже не может, собственно, рассматриваться как человек, — не может даже мыслиться без него.

Однако, как мы это могли усмотреть уже вчера, космическое окружение человека расчленяется на различные области. Здесь мы имеем прежде всего безжизненную область мирового бытия, которая на обычном языке называется минеральным царством. Этой минеральной области мирового бытия, в ее безжизненности, мы становимся подобными только тогда, когда мы сбросили наше физическое тело, когда мы прошли через врата смерти в отношении этого тела. Нашим собственным существом мы, ведь, нисколько не подобны этой области безжизненного. Но сброшенная нами телесная форма становится подобной безжизненному.

Итак, с одной стороны, есть то, что человек сбрасывает с себя в царстве безжизненного, как физический труп, а с другой стороны, есть то, что существует как обширный безжизненный минеральный мир, как земной природы, так и космоса: мир минералов, кристаллизовавшихся, а также не кристаллизовавшихся. С этим минеральным миром мы люди, пока мы живем на Земле, собственно, никак не схожи, — на что я уже обращал ваше внимание. Мы оказываемся тотчас разрушающимися в отношении нашей формы, едва только мы бываем переданными минеральному миру, как труп. Тогда мы распадаемся, распыляемся в минеральном мире, а это значит: то, что удерживает нашу телесную форму от распада, не имеет ничего общего с минеральным. И из этого уже следует то, что человек — такой, каким он живет в физическом мире, — почти не может испытать непосредственных воздействий, исходящих из минерального мира.

Главнейшие, широчайшего охвата, воздействия, которые человек испытывает со стороны минерального мира, — они приходят окольным путем, через наши внешние чувства. Мы видим это минеральное, мы его слышим, воспринимаем его тепло, короче говоря, мы имеем восприятие минерального через наши внешние чувства. Другие же наши связи с минеральным миром чрезвычайно незначительны. Вспомним только, как мало собственно минерального вступает во взаимоотношения с нами во время нашей земной жизни. Та соль, которой мы солим наши кушанья, — минеральное вещество, и еще совсем немногое из того, что мы принимаем в себя с пищей, является минеральным, но наибольшая часть пищи, которую принимают в себя люди, происходит из растительного и из животного царства природы. И тут я прошу обратить особенное внимание на одно важное обстоятельство, о котором я уже не раз упоминал здесь. Вес человеческого мозга составляет 1500 г. Это — изрядная тяжесть. Если бы мозг оказывал всей своей тяжестью такое сильное давление на находящиеся под ним кровеносные сосуды, то они были бы совсем раздавлены. Однако, давление, оказываемое тяжестью мозга, является вовсе не таким сильным вследствие действия одного физического закона. Этот закон я здесь уже раз вкратце сформулировал, и этот закон гласит, что если какое-либо тело погружено в жидкость, то оно теряет часть своего веса.

Этот закон можно установить следующим образом. Если вы имеете весы и сосуд с водой, то вы сначала подвешиваете снизу к одной чашке весов исследуемое твердое тело и уравновешиваете весы, кладя на другую чашку весов гирьки. Затем вы ставите сосуд с водой так, чтобы подвешенное твердое тело полностью погрузилось в воду, и тотчас весы выходят из положения равновесия: перевешивает чашка с гирьками, обнаруживая, что погруженное в воду твердое тело стало легче. Сняв какую-то часть гирек, чтобы снова уравновесить весы, вы сможете установить, на сколько легче стало твердое тело, будучи погружено в воду. Дальнейшее исследование позволяет установить, что твердое тело, погруженное в жидкость, утрачивает в своем весе ровно столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Это так называемый закон Архимеда. Я однажды уже рассказывал о том, что Архимед открыл этот закон, принимая ванну: находясь в воде, он заметил, что его нога делается легче или тяжелее, в зависимости от того погружена она в воду или же поднята над ней. Тогда он воскликнул:  «Я это открыл» (по-гречески: «Эврика»).

Да, мои дорогие друзья, это — исключительно важная вещь, но только важные вещи часто забывают. И если бы некоторые инженеры не позабыли об этом законе Архимеда, то, вероятно, не произошло бы в Италии одно из самых крупных стихийных бедствий нашего времени. Это бедствие принадлежит к тем событиям, которые происходят во внешней жизни из-за невнимания людей к достижениям современной науки.

Во всяком случае, каждое твердое тело теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Так вот, мозг полностью погружен в мозговую жидкость, он плавает в мозговой жидкости. Ныне приближаются к пониманию того, что человеческий организм в той мере, в какой он является твердым телом, есть, собственно, некая рыба. И действительно, человек есть рыба, ибо он состоит на 90% из жидкости, а твердые части его организма плавают в этой жидкости, как рыба в воде.

Итак, мозг, плавая в мозговой жидкости, становится настолько легче, что весит всего только 20 г. Иными словами, мозг, собственный вес которого составляет около 1500 г, оказывает давление вниз с силой всего лишь 20 г. И вот подумайте хоть раз о том, насколько возрастает наша способность мыслить, как это свойственно человеку, благодаря тому что наш мозг плавает в мозговой жидкости, — другими словами, благодаря тому что столь важный орган имеет тенденцию высвобождаться из-под власти земной тяжести. Это значит, что мы мыслим при помощи не такого органа, который подчиняется земному тяготению, но, наоборот, мы мыслим вопреки земной тяжести. Действие земного тяготения было сперва снято с нашего органа мышления.

Если вы примете во внимание то огромное значение, которое имеют для вас впечатления, получаемые вами через органы внешних чувств, и то, что вы в отношении этих впечатлений можете держаться в большой мере по своему произволу, противостоять им, а затем сравните это важнейшее обстоятельство с теми незначительными воздействиями, которые оказывают на нас соль и подобные ей минеральные вещества, принимаемые нами в себя в качестве пищи или же в виде добавок к ней, то вы придете к следующему выводу: то из минерального царства, что оказывает непосредственное воздействие на человека, составляет 20/1500=1/75 самой силы этих воздействий минерального царства. Как раз благодаря этому мы становимся сравнительно независимыми в отношении внешних впечатлений, в отношении вызываемых ими возбуждений, ибо иначе они буквально растерзали бы вас. А то в нас, что действительно подлежит власти земной тяжести, как минеральные добавки к нашей пище, — это почти все такие вещи, которые нас внутренне консервируют. Так, например, соль обладает консервирующей силой, а также и освежающей. Таким образом, человек, в большой мере, независим от того, что есть в минеральном мире. Он воспринимает в себя из минерального мира только то, что не оказывает непосредственного влияния на его существо. Свободно и независимо движется он в минеральном мире.

Мои дорогие друзья, если бы этой свободы и независимости движения человека в минеральном мире не было бы, тогда вообще не было бы того, что мы называем человеческой свободой. И весьма большое значение имеет то, что мы можем сказать: тут минеральное царство есть необходимый противовес человеческой свободе. Если бы не было никакого минерального мира, то мы опять-таки не были бы свободными существами. Ибо в то самое мгновение, когда мы обращаемся к миру растительного, мы не сохраняем больше своей независимости. Это только так кажется, что это одно и тоже — смотреть нашими глазами на растения или же на кристаллы, то есть взирать на обширное минеральное царство. Это вовсе не так. Мир растений далеко простирает свою власть. И мы, люди, мы рождаемся в этом мире как дышащие существа, как существа, обладающие обменом веществ. И все это гораздо более зависит от окружающего мира, чем наши глаза, наши уши и все те органы, которые доставляют нам впечатления внешних чувств. То, чем является растительное царство, обширное царство растений, оно получает свою жизнь от эфира, силы которого со всех сторон вторгаются в Землю. Человек также подвластен этому эфиру.

Когда человек рождается и ребенком растет, когда в нем действуют силы роста, то это суть эфирные силы. Те же самые силы, которые вызывают рост растения, живут в нас как эфирные силы. Мы несем в себе эфирное тело. Наше физическое тело укрывает в себе наши глаза и уши. Наше физическое тело не имеет в себе ничего общего с остальным физическим миром, и это обнаруживается в том, что в физическом мире оно распадается как труп.

Иначе обстоит дело с нашим эфирным телом. С нашим эфирным телом дело обстоит так, что благодаря ему мы оказываемся в сродстве с растительным миром. Но как раз благодаря тому, что мы после своего рождения растем (подумайте об этом, мои дорогие друзья), благодаря тому, что мы растем, в нас образуется нечто такое, что, в известном смысле, уже достаточно глубоко связано с нашей судьбой. Мы можем расти по-разному, оставаясь малорослыми и толстыми или же становясь высокими и гибкими (да позволено мне будет привести эти гротескные и радикальные примеры), расти, получая нос той или иной формы.

Короче говоря, сам род нашего роста, то, как мы растем, уже имеет определенное влияние на наш внешний облик. И это связано — пусть сначала слегка — с нашей судьбой. Но наш рост проявляется не только в таких грубых вещах. Если бы те инструменты, которыми располагают люди в целях исследования человеческого организма, были бы достаточно чувствительными, то обнаружилось бы, что каждый человек имеет, собственно, иной состав печени, иной состав селезенки, мозга, чем у других людей. Печень не есть просто печень. У каждого человека она есть нечто другое, разумеется в своих тонких особенностях. И все это связано с теми самыми силами, которые обуславливают рост растений. Нам постоянно приходится лицезреть растительный покров Земли, и, взирая на этот растительный покров, нам надлежало бы сознавать следующее: то самое, что, приходя из эфирных далей, вызывает рост растений, оно действует также и в нас, оно оказывает свое влияние на первоначальные телесные задатки человека, которые достаточно сильно связаны с нашей судьбой. Ибо если человек обрел тот или иной состав своей печени, легких или же своего мозга, то это проистекает из эфирного мира и глубоко связано с его судьбой.

Человек замечает только внешнюю сторону всех этих вещей. Конечно, когда мы всматриваемся в минеральный мир, изучаем этот мир, тогда мы усматриваем в этом минеральном мире приблизительно то, что заключено в нем, поэтому люди ныне так охотно научно изучают этот минеральный мир, ибо он содержит в себе все то, что люди хотят найти.

Но с тем, что, как силы, обуславливает царство растений, это уже не имеет места. Ибо в то самое мгновение, когда приходят к имагинативному познанию (я, ведь, об этом уже говорил), тогда тотчас же усматривают следующее: минералы суть то, что полностью завершено, замкнуто в пределах минерального царства. То же, что обуславливает существование растительного царства, — это не предстает внешне перед обыкновенным сознанием. Для познания этого надо глубже проникнуть в мир.

И если мы поставим вопрос: что, собственно, действует в растительном царстве, что действует тогда, когда из эфирных далей приходят, вторгаются те силы, которые вызывают произрастание растений на земле и их рост, но обуславливают также наш рост, обуславливают более тонкий состав всего нашего тела? — Получая ответ на этот вопрос, мы приходим к Существам так называемой третьей Иерархии: к Ангелам, Архангелам и Архаям. Они сперва недоступны лицезрению, но без них не было бы того волнообразного подъема и спада эфирных сил, которые обуславливают произрастание растений и которые действуют также в нас. Ибо мы несем в себе те же самые силы, которые обуславливают произрастание растений. Если мы хотим прийти к познанию мира растений и его сил, то мы не смеем больше оставаться теми тупыми людьми, которые цепляются за познание лишь внешне видимого. И нам уже надлежит осознать то, что мы, находясь в свободном от тела состоянии между смертью и новым рождением, вступаем во взаимоотношения, так или иначе развиваем эти взаимоотношения, с Существами Ангелов, Архангелов и Архаев. И в зависимости от того, как складываются наши связи и отношения с этими Существами третьей Иерархии, формируется наша внутренняя карма, карма, можно сказать, нашего собственного существа, которая зависит от того, как наше эфирное тело обуславливает состав соков нашего организма, как оно обуславливает наш рост, — станем ли мы высокими или малорослыми и т.д.

Существа третьей Иерархии обладают этой властью. Однако то, что растения могут произрастать, это зависит не только от их власти. В этом отношении Существа третьей Иерархии: Ангелы, Архангелы и Архаи, — несут службу более высоким Существам. Но то, что мы переживаем, — перед тем, как нисходим из духовного мира в наше физическое тело, и что связано с тонким составом нашего тела, связано со всем тем, что я только что описал, — обуславливается нашей преднамеренной встречей с этими Существами третьей Иерархии. И следуя тому водительству, которое мы можем получить от них сообразно тому, что мы подготовили себе в течение минувшей земной жизни, формируется из эфирных далей наше эфирное тело. Происходит это в последнее время перед нашим нисхождением из сверхфизического бытия в бытие физическое.

Таким образом, мы направили сперва наш взор на то, что вплетается в нашу карму, происходя из наших собственных внутренних свойств, особенностей. Я хотел бы сказать, что мы смеем для обозначения этой части кармы применить такие выражения, как хорошее, довольное самочувствие и плохое, недовольное самочувствие. Как хорошее довольное самочувствие, так и плохое недовольное самочувствие, которые суть проявления чувства собственной жизни (жизни своего организма), связаны с тем, что есть наше внутреннее качество, обусловленное нашим эфирным телом.

То второе, что живет в нашей карме, зависит от того, что на Земле есть не только царство растений, но также и царство животных. Подумайте о том, мои дорогие друзья, что в столь отличающихся друг от друга странах Земли водятся самые различные животные, и они образуют, так сказать, различную животную атмосферу в различных странах Земли.

Тут вы должны воспринять, понять следующее: человек также живет в той самой атмосфере, в которой живут звери. Ныне это звучит гротескно, ибо людям непривычно обращать внимание на такие вещи. Однако, существуют такие страны, где живут, например, слоны. А ведь страны, в которых живут слоны, это такие страны, где вселенная оказывает свыше такое воздействие на Землю, что там могут существовать слоны. Да, поверьте мне, мои дорогие друзья, что когда где-то на Земле есть такая область, то там действуют, вторгаются из вселенной такие силы, которые и образуют слонов. И не правда ли, эти силы продолжают действовать и тогда, когда в той же самой области живет человек? — Разумеется эти силы пребывают там и тогда, когда в той области есть человек. И это относится ко всему животному царству. Мы здесь, в Дорнахе, живем в сфере действия тех сил, которые вызывают формообразование растений в альпийской Юре, и деревянные заборы, а также каменные стены и бетон, не могут слишком воспрепятствовать этим силам, приходящим из эфирных далей и вызывающим формообразование растений. Точно также там, где может существовать слон, с его особенностями и свойствами, — там также и человек живет под воздействием тех сил, которые созидают организм слона.

Да, я смею думать, что в человеческих душах живет весьма многое от тех больших и малых животных, которые обитают на Земле, ибо люди живут в той же самой атмосфере, что и эти животные.

Все это действительно оказывает свое воздействие на человека. Разумеется, это действует на человека иначе, чем на животных, ибо человек имеет еще иные качества, чем животное, он имеет еще иные члены в составе своего существа, по сравнению с животными. Иначе человек также стал бы слоном в области существования слонов. Но это не имеет места. Кроме того человек непрестанно высвобождает себя из-под власти того, что оказывает на него свои воздействия, он возвышается над ними, и тем не менее он, все-таки, живет в той или иной атмосфере.

Видите ли, от того, в чем живет там человек, зависит все то, что есть в его астральном теле. И если мы можем говорить о том, что хорошее или плохое самочувствие человека зависит от растительного мира Земли, то те симпатии и антипатии, которые мы, как люди, развиваем в течение земной жизни и которые мы приносим с собой из предземного бытия, — они зависят от того, что образует, можно сказать, животную атмосферу.

Слон имеет хобот и толстые, столбоподобные ноги, олень имеет разветвленные рога и т.п. Во всем этом живут силы формообразования животных. В человеке эти силы обнаруживают себя только в своем воздействии на его астральное тело, и при этом своим воздействием на его астральное тело они порождают те симпатии и антипатии, которые отдельная человеческая индивидуальность приносит с собой из духовного мира.

Обратите ваше внимание, дорогие мои друзья, на эти симпатии и антипатии. Только обратите ваше внимание на то, с какой силой ведут вас в течение всей жизни эти симпатии и антипатии. Конечно, мы, как люди, воспитываемся к тому, чтобы подняться над сильными симпатиями и антипатиями, чтобы несколько высвободиться из-под их власти. Но все-таки они существуют, эти симпатии и антипатии. Мы проводим нашу жизнь, переживая прежде всего симпатии и антипатии. Один человек имеет симпатию к тому-то, а другой человек имеет симпатию к чему-то другому, один человек имеет симпатию к скульптуре, а другой к музыке. Один питает симпатию к блондинкам, а другой — к брюнеткам. Это суть сильные, радикально действующие симпатии. Но вся жизнь человека пронизана такими симпатиями и антипатиями. А они живут в зависимости от того, что созидает различные виды животных.

И теперь, мои дорогие друзья, поставьте вопрос о том, что мы, как люди, несем в себе, что именно в нашем собственном внутреннем мире соответствует различным видам животных, которые существуют во внешнем мире. Сотнями, тысячами исчисляются эти виды животных. Стократно, тысячекратно многообразие видов наших симпатий и антипатий, только все это почти всегда остается вне сознания человека или в его подсознании.

Это есть следующий, третий мир.

Первым был тот мир, в отношении которого мы, собственно, не могли проследить никакой своей зависимости от него, минеральный мир. Второй мир это тот, в котором живут Ангелы, Архангелы и Архаи и из которого проистекает произрастание мира растений. Этот мир придает нам наше, то или иное, внутреннее качество, вследствие чего мы живем с хорошим или с плохим самочувствием, чувствуем себя из-за нас самих убийственно несчастными или же счастливыми, — чувствуем себя так или иначе из-за нас самих. Из этого мира берется то, что означает нашу судьбу в той мере, в какой она определяется внутренним составом нашего телесного организма, определяется всем нашим эфирным человеческим телом. Теперь же мы пришли к тому, что дальше глубоко определяет нашу судьбу, это наши симпатии и антипатии. И эти симпатии и антипатии, — они в конце-концов приносят нам то, что в гораздо более широком значении принадлежит к нашей судьбе, чем просто силы роста.

Отдельный человек несет свои симпатии и антипатии в широкие дали. Он живет тут и там потому, что его повлекли туда его симпатии, и в той или иной широкой дали развиваются затем особенности, частности его судьбы.

Глубоко сцеплены со всей нашей человеческой судьбой эти симпатии и антипатии. Они живут в том мире, в котором живут Существа второй Иерархии: Власти, Силы, Господства. То, что является земным отображение светлых обликов Существ второй Иерархии, — это живет в царстве животных. А то, что эти Существа насаждают в нас, когда мы находимся в общении с ними между смертью и новым рождением, — это живет в том, что мы из духовного мира приносим с собой в физический мир как наши прирожденные симпатии.

Когда прозреваешь эти вещи, тогда такие понятия, как «наследственность» (в обычном понимании), поистине обнаруживают свою детскую наивность. Ведь для того чтобы я имел в себе какую-нибудь черту, унаследованную от моего отца или матери, я должен был сперва развить симпатию или антипатию к этой черте, к этой особенности отца или матери. Итак, то, что я унаследовал те или иные особенности моих родителей, зависит совсем не от того, что они якобы переданы мне посредством какой-то безжизненной природной цепи причин и следствий, но это зависит от того, имел ли я сам симпатию именно к этим особенностям.

Почему я имел симпатии к этим особенностям, — об этом будет сказано в ближайших лекциях (наблюдения над кармой потребуют от нас много часов). Но, поистине, так говорить о наследственности, как об этом обычно говорят ученые, считающие себя особенно умными, — это значит лепетать по-детски.

Ныне утверждают, что наследуются даже специфические духовно-душевные особенности. Гении, мол, унаследовали свое дарование от предков, и, когда в мире появляется какой-либо гений, тогда пытаются отыскать у его предков отдельные части его дарования, которые затем, образовав некую сумму, дали, мол, этого гения. Да, это совсем особенный способ ведения доказательства. Разумным способом ведения доказательства был бы такой, когда, исходя из наследственности, выводили бы гения из предшествовавшего ему тоже гения. Однако, если начать проверять соответствие истине этого способа ведения доказательства наследственности, то приходишь к удивительным фактам: Гете имел, ведь, сына и другие гении также имели сыновей, но каких?! (И все же это было бы логичным доказательством!...). Но то рассуждение, что если появляется гений, то можно, мол, найти отдельные черты его дарования у его предков, — это доказательство стоит на том же уровне, что и выражение: он упал в воду и промок до глубины костей. В действительности же, хотя мое платье вымокло в воде, которая теперь капает с меня, но меня самого это не слишком касается. Разумеется, поскольку я, рождаясь, вступаю в определенный поток наследственности в силу моих симпатий к определенным свойствам, то я несу в себе эти унаследованные свойства. Ибо уже в предземном бытии выступают у человека эти симпатии и антипатии и придают его душе ее самый внутренний строй. С этими симпатиями и антипатиями человек вступает затем в земное бытие и тем самым строит свою земную судьбу, исходя из предземного бытия.

Теперь мы легко можем представить себе следующее: в одной из предыдущих земных жизней мы были вместе с одним человеком, и из этой совместной жизни возникло нечто. Это находит свое продолжение в жизни между смертью и новым рождением. Затем то из переживаний предшествовавшей земной жизни, которое должно перейти в ближайшую земную жизнь, чтобы жить дальше, преобразуется под влиянием сил более высоких Иерархий в живые мысли, в живые космические импульсы. Для этого служит образование тех импульсов, благодаря которым человек так или иначе ведет, находит себя в жизни: происходит образование симпатий и антипатий.

И эти симпатии и антипатии образуются в жизни между смертью и новым рождением под влиянием Властей, Сил и Господств. Эти симпатии и антипатии побуждают затем нас искать в земной жизни тех людей, вместе с которыми нам надлежит жить дальше, — в соответствии с нашими предыдущими земными жизнями. Это совершается, проистекая из внутреннего строя нашей души.

Разумеется, в этой реализации симпатий и антипатий мы впадаем во всевозможные заблуждения, ошибки, но они опять-таки кармически изживаются при прохождении через многие земные жизни. — Итак, здесь мы имеем вторую составную часть нашей судьбы, вторую составную часть кармы: симпатии и антипатии.

Мы можем сказать: первая составная часть кармы — это внутреннее самочувствие, хорошее или плохое. Вторая составная часть кармы — симпатии и антипатии. Мы взошли в ту сферу, в которой находятся силы, образующие животное царство, и там отыскали симпатии и антипатии, действующие в человеческой судьбе.

Взойдем теперь в собственно человеческое царство. Мы живем совместно не только с миром растений, не только с миром животных, но мы, ведь, живем также совместно с другими людьми, и это имеет совсем особенное, руководящее значение для нашей судьбы. Совместная жизнь с людьми — не то, что совместная жизнь с растениями или животными. Это есть такая совместная жизнь, вследствие которой создается главное в нашей судьбе. Те импульсы, которые обуславливают то, что на Земле обитают также и люди, — они действуют только в среде людей. И тут возникает вопрос: что же это за импульсы, которые оказывают влияние только на человечество?

Для ответа на этот вопрос мы можем начать с чисто внешнего наблюдения, которое я уже часто приводил.

Надо сказать, что наша жизнь поистине получает из потустороннего мира несравненно более мудрое водительство, чем то, которое мы можем иметь из посюстороннего мира. Часто бывает так, что мы в своем позднем возрасте встречаем такого человека, который оказывается исключительно важным для нашей жизни. Если мы затем прослеживаем мыслью то, как мы жили до встречи с этим человеком, то обнаруживается (об этом я уже часто говорил), что вся наша жизнь была как бы путем, ведущим к встрече с этим человеком. Выясняется, что каждый наш шаг на самом деле направлен к тому, чтобы мы в надлежащий момент времени нашли этого человека.

Нужно только однажды проделать следующее: подумайте со всей полнотой человеческого разумения, что это означает найти в какой-то год своей жизни вполне определенного человека и с того момента переживать с ним нечто общее, работать совместно с ним, действовать совместно с ним. Подумайте только, что это значит! Подумайте со всей серьезностью, что же это за импульс, который привел вас ко всему этому. И после того, как вы поразмыслите о том, как это происходит, вам, может быть, придет в голову следующая мысль: тут нами должны быть пережиты прежде некие события, связанные со многими другими людьми, так как иначе для нас не могло бы возникнуть никакой возможности найти в земной жизни этого человека. И для того чтобы могло наступить это событие, надо было пережить до того некие другие события. Так мы приходим к постижению тех сложных взаимозависимостей, которые должны были осуществить себя и в которые должны были быть вплетены мы, для того чтобы мы пришли затем к какому-либо переживанию решающего значения. И теперь поразмыслите, пожалуй, о следующем. Представьте себе, что перед каким-либо человеком поставлена задача, для решения которой ему дан не один год, но, скажем, четырнадцать лет, — поставлена задача сознательно найти все то, что должно было совершиться для того, чтобы вы на пятидесятом году своей жизни могли иметь решающую встречу с неким человеком! Представьте себе это, прошу вас, как задачу, которую надо решить посредством вычислений, — что потребуется для всего этого! Мы люди, в своем сознании, ведь так ужасно тупы, недалеки, и то, что происходит с нами в мире, если принять во внимание такие вещи, оказывается бесконечно разумнее и мудрее того, что мы сами могли бы придумать.

Такого рода наблюдения указывают нам на то, чрезвычайно сложное в своих сплетениях, значительное, что осуществляется в свершениях нашей судьбы, в свершениях нашей кармы, и все это разыгрывается в царстве человеческого бытия.

Теперь я попрошу вас подумать о следующем. Фактически то, что таким образом разыгрывается с нами, — оно совершается, живя в нашем бессознательном. До того момента, когда к нам подступает некое событие решающего значения, все это находится в подсознательном. Все это разыгрывается как бы позади законов природы. Но где законы природы имеют такое могущество, чтобы осуществить нечто подобное? То, что совершается в этой области, это может, ведь, вступать в противоречия со всей закономерностью мира природы и может надсмеяться над всем тем, что мы, как люди, создаем, следуя законам внешнего мира природы. Также и на это я уже не раз обращал ваше внимание. Внешние события человеческой жизни могут быть даже вплетены в закономерности, добываемые вычислениями.

Возьмите, как пример, дело страхования жизни. Дело страхования жизни может преуспевать только при том условии, что можно исчислить вероятную длительность жизни какого-либо человека, которому, скажем, девятнадцать или же двадцать пять лет. Если кто-либо захочет застраховать свою жизнь, то страховой полис, который ему выдается, исходит из вероятной продолжительности его жизни. Таким образом, надо вычислить вероятную продолжительность жизни того человека, которому сейчас, скажем, девятнадцать лет. Это и определяется вычислениями. Но подумайте: пусть это сделано, однако, в силу этого, вы, ведь, не должны чувствовать, что обязаны умереть именно к этому сроку! Два человека могут считаться давно уже умершими, согласно исчисленной вероятной продолжительности их жизни. Но после того, как они, согласно этой вероятной продолжительности их жизни, давно уже «умерли», они в первый раз встречаются таким образом, как я это только что описал вам! Все это совершается, ведь, по ту сторону того, что мы можем, исходя из внешних фактов мира природы, исчислять как продолжительность человеческой жизни. И тем не менее все это совершается с внутренней необходимостью, присущей событиям в мире природы. Это можно выразить не иначе, как в следующих словах: с той же самой необходимостью, с какой наступает какое-либо свершение в мире природы, землетрясение или извержение вулкана, или какое-то другое малое или великое свершение в мире природы, — с той же самой необходимостью встречаются друг с другом два человека согласно именно тем жизненным закономерностям, которые они обрели для себя.

Таким образом, внутри физического мира, мы действительно видим созданным новое царство, и в этом человеческом царстве мы живем не только со своим хорошим или плохим самочувствием, не только со своими симпатиями и антипатиями, но мы живем в нем и со своими свершениями, переживаниями. Мы полностью излиты в это царство свершений, переживаний, которые кармически определяют нашу жизнь. Итак:

Архаи, Архангелы, Ангелы — Первая составная часть кармы: хорошее самочувствие, плохое самочувствие.

Господства, Силы, Власти — Вторая составная часть кармы: симпатии, антипатии.

Серафимы, Херувимы, Престолы — Третья составная часть кармы: свершения, события, переживания.

В этом — собственно человеческом — царстве действуют Существа первой Иерархии: Серафимы, Херувимы, Престолы. Ибо, для того что действует тут, для того чтобы осуществлять водительство каждым человеческим шагом, каждым душевным побуждением человека, осуществлять водительство всем тем, что есть в нас, так, чтобы отсюда вырастали судьбы людей, — для этого требуется гораздо большее могущество, чем то, которое действует в растительном царстве и которым обладает третья Иерархия Ангелов, Архангелов и Архаев, и чем то, которым обладает вторая Иерархия Властей, Сил и Господств. Для этого требуется такое могущество, которое присуще самым высоким духовным Существам, — Существам первой Иерархии: Серафимам, Херувимам и Престолам. И то, что так изливается, — это живет в нашем собственном “Я”, в нашей “Я”-организации, и переходит в нашу земную жизнь из одной из предыдущих земных жизней.

И, вот, подумайте: вы живете в какой-то земной жизни, осуществляете то или иное, в силу своих инстинктов, страстей, влечений или же исходя из разумных и глупых мыслей, — все это, ведь, наличествует в человеке, как импульсы. Подумайте о том, что, когда вы живете в какой-то земной жизни, то вас приводит к тому или иному поступку то, что вы делаете, исходя из влечений. Это приводит вас к тому, что вы осчастливите другого человека или же нанесете ему ущерб. Затем вы проходите через жизнь, протекающую между смертью и новым рождением, и тогда в этой жизни между смертью и новым рождением вы имеете могущественное сознание следующего: если я причинил какому-либо человеку ущерб, то я ныне являюсь менее совершенным, чем был бы, если бы не причинил ему этого ущерба, — и мне надо изгладить этот ущерб. Если же вы сделали какому-либо человеку нечто такое, что содействует его продвижению вперед, тогда вы лицезреете это в жизни между смертью и новым рождением, лицезреете то, что содействует продвижению человека вперед, и можете сказать: это должно быть отдано, вложено в основы всеобщего движения мира вперед, это должно вести к дальнейшим последствиям в мире.

Все это вы можете развить внутренне. Все это может дать вам хорошее или плохое самочувствие, сообразно тому, как вы образовали внутреннее существо вашего тела во время жизни между смертью и новым рождением. Все это может привести вас к симпатиям или антипатиям, сообразно тому, как вы — с помощью Существ Властей, Сил и Господств — соответственно образовали свое астральное тело. Но все это еще не дает вам возможности преобразовать в мировое свершение то, что вы, в одной из предшествующих жизней, совершили, как всего лишь человеческое деяние. Вы помогли какому-либо человеку продвинуться вперед в его развитии или же нанесли ему ущерб. Это должно иметь своим последствием то, что этот человек встретится вам в одной из ваших ближайших жизней, и вы при этой встрече с ним найдете импульс, приводящий к выравниванию содеянного прежде. То самое, что имеет чисто моральное значение, должно стать внешним фактом, должно стать внешним мировым свершением.

Для осуществления этого необходимы те Существа, которые преобразовывают, метаморфизируют моральные деяния в мировые свершения. Это Существа первой Иерархии: Серафимы, Херувимы и Престолы. То, что исходит от нас в какой-либо земной жизни, они преобразовывают в наши переживания в ближайшей следующей земной жизни. Они действуют в том, что в человеческой жизни есть свершение (событие), переживание. Итак, мы имеем три основных элемента нашей кармы. Во-первых, то, что есть внутренний состав нашего тела, что есть наше внутреннее человеческое существование, — и это подлежит власти третьей Иерархии. Во-вторых, то, что суть наши симпатии и антипатии и что имеет уже известное отношение к нашему окружению, — и это принадлежит к сфере деяний второй Иерархии. В-третьих, наконец, то, что выступает, как внешнее свершение нашей жизни, — это есть сфера деяний первой Иерархии, самой высокой Иерархии тех Существ, которые выше человека.

Так прозреваете вы ту связь, которая объединяет человека с миром, и приходите тут к следующему важному вопросу: как же развивается из этих трех элементов кармы человека все то, что суть всевозможные частности его судьбы.

Человек родился в определенном родительском доме, в определенном месте Земли. Он родился в среде какого-либо народа. Своим рождением он включен в некую закономерность событий. И вот, все то, что выступает вследствие того, что этот человек родился в определенном родительском доме, что он был вручен определенным воспитателям, что он родился в среде определенного народа и благодаря своему рождению оказался в определенном месте Земли, — все это, что так глубоко кармически, исключая всякую человеческую свободу, вторгается в человеческую жизнь, все это, в конечном счете, так или иначе зависит от трех элементов кармы, которые слагают человеческую судьбу.

Если мы эту основу образования кармы охватим верным взглядом, тогда все отдельные вопросы получат свое разрешение в соответствующих ответах на них. Если мы спросим: почему некий человек, достигнув двадцатипятилетнего возраста, заболел черной оспой и вследствие этого вынужден был пройти через чрезвычайное жизненное испытание, — если мы спросим: как вторгается в жизнь человека та или иная болезнь, как вторгается в его жизнь импульс к движению вперед в своем развитии благодаря той или иной старшей, по сравнению с ним, личности, как способствует его развитию нахождение в том или ином народе, как способствует помощь, оказанная человеку теми или иными внешними событиями, — то здесь повсюду мы должны обратить свой взор в прошлое, взглянуть на то, что трояким образом слагает человеческую судьбу, и что вчленяет человека во всю целостность космических Иерархий. Только в минеральном царстве мира природы свободно движется человек. Это есть сфера его свободы.

Благодаря тому что человек принимает это во внимание, он научается также верной постановке вопроса о свободе. Прочитайте в моей «Философии Свободы», какое большое значение я придаю тому, чтобы не ставился вопрос о свободе воли. Воля находится внизу, глубоко внизу в нашем подсознательном, и это бессмыслица — задавать вопрос о свободе воли, можно говорить только о свободе мысли. Я достаточно подробно разобрал это в моей «Философии Свободы». Свободные мысли должны затем импульсировать волю, тогда человек становится свободным. Однако, человек со своими мыслями живет как раз в минеральном царстве, а со всем остальным, с чем он живет в растительном, в животном, в чисто человеческом царствах, — он подлежит, подвластен судьбе. Свобода есть нечто такое, о чем, собственно, можно сказать следующее: человек выступает из тех мировых царств, в которых господствуют высшие, чем человек, Иерархии, и вступает в то мировое царство, которое в известном смысле свободно от власти высших Иерархий, — он вступает в минеральное царство, чтобы самому, в свою очередь, стать свободным. Это минеральное царство есть, ведь, то самое царство, которому человек подобен только своим трупом, когда он слагает с себя этот труп, пройдя через врата смерти. В своей земной жизни человек независим от этого царства, воздействия которого могут привести лишь к разрушению человеческого организма. Нет ничего удивительного в том, что человек свободен как раз в этом царстве, ибо это царство лишь так причастно к нему, имеет к нему лишь такое отношение, что оно разрушает человека, когда получает его. Человек должен сперва умереть, после чего он, как труп, оказывается в этом царстве мира природы, в котором он обладает свободой также и потому, каким он является в мире природы. Так связаны между собой эти вещи.

С годами мы становимся все старше и старше. Если не происходит каких-либо других происшествий, которые также проистекают из кармы, если человек умирает, как старый человек, тогда он, как труп, становится подобен царству минералов. Старея, человек приближается к сфере безжизненного. Затем от него отделяется его труп. Этот последний — больше не человек; труп, разумеется, больше никак не человек. А если мы взглянем на минеральное царство, то скажем: оно больше не Бог! Совершенно подобно тому, как труп никак больше не человек, так и минеральное царство больше никак не Бог. Что же оно? Божество есть в растительном, в животном, в человеческом царствах. Там мы нашли Божество в Его трех Иерархиях. В минеральном царстве Божества столь же мало, как человека — в человеческом трупе. Минеральное царство есть труп от Божества. В наших дальнейших лекциях мы столкнемся с поразительными фактами, из числа которых я сегодня хочу указать лишь на то, что человек становится все старше и старше, стареет, чтобы стать трупом. А Боги становятся все более и более юными, чтобы стать трупом. Боги проходят иной путь, чем тот, который мы проделываем после нашей смерти, и поэтому минеральное царство есть самое юное царство мира. Но оно есть как раз то, что сложили с себя, отделили от себя Боги. И потому, что Боги отторгли от себя минеральное царство, человек и может жить в нем, как в царстве свободы. Так связаны между собой эти вещи. И человек, собственно, научается чувствовать себя все более и более осваивающимся, разбирающимся в мире тогда, когда он научается, таким образом, ставить свои ощущения, свои мысли, свои чувствования, свои волевые импульсы в верное отношение к миру. И только таким образом можем мы узреть то, как сообразно карме мы включены в мир и в отношения с другими людьми.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Дорнах, 16 февраля 1924 года).
  • Третья лекция (Дорнах, 23 февраля 1924 года).
  • Четвертая лекция (Дорнах, 24 февраля 1924 года).
  • Пятая лекция (Дорнах, 1 марта 1924 года).
  • Шестая лекция (Дорнах, 2 марта 1924 года).
  • Седьмая лекция (Дорнах, 8 марта 1924 года).
  • Восьмая лекция (Дорнах, 9 марта 1924 года).
  • Девятая лекция (Дорнах, 15 марта 1924 года).
  • Десятая лекция (Дорнах, 16 марта 1924 года).
  • Одиннадцатая лекция (Дорнах, 22 марта 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса