Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Христос и человеческая душа

О смерти, о различных эфирах, о фантоме, о конце Земли, о прощении грехов (Норкеппинг, 16 июня 1914 года).


Человечество всегда нуждается в истине, которую каждый век не может полностью понять. Восприятие истины имеет значение не только для нашего знания, но истина в самой себе содержит силу жизни. Пронизать себя истиной — это значит, пронизать свою душу действием космического элемента, подобно тому, как мы пронизываем наше физическое бытие воздухом во внешней жизни.

Глубокие истины выражены в великих религиозных откровениях, но в такой форме, что их действительный внутренний смысл бывает понят только много-много позже.

Новый Завет был написан. Он ныне существует, как запись для человечества. В будущем человек получит много-много знаний о внешнем мире, и также о духовном мире, и если что-нибудь будет понято в правильном смысле, то это прибавит к пониманию Нового Завета. Понимание его приходит постепенно. Новый Завет написан в простой форме, так что он может быть воспринят, и позже постепенно становится пониманием. Действие истины, заключенной в Новом Завете, не остается без значения, если мы и не поймем этой истины в ее внутренней глубине.

Позже истина явит свою силу, и это есть также сила жизни, которая была одета в более или менее детскую одежду. И если мы каждый вопрос, который рассматривали вчера, поняли в его отношениях к Новому Завету, то, значит, мы имеем потребность в знании великой глубины, великого прозрения в духовный мир и в его тайны.

Продолжая предыдущую лекцию, мы должны исследовать еще некоторые оккультные тайны, чтобы они смогли направить нас к последующему пониманию загадок виновности и греха, и с этой точки зрения — об отношении Христа к человеческой душе.

В ходе нашей антропософической работы мы часто стояли у такой точки зрения, которая может быть облечена в форму вопроса: «Почему Христос действовал в человеческом теле?», «Почему Божество должно было явиться в человеческом теле?».

Бог пришел в человеческом теле потому, что для эволюции Вселенной было необходимо, чтобы Бог из высших миров был способен стать Водителем земной эволюции. По этой причине Христос создал связь со Смертью.

Это выражение должно быть глубоко понято человеческой душой. Как правило, человек встречается со смертью только тогда, когда он сам видит умирающего, или в различных явлениях, сродных со смертью, которые наполняют мир, а также, конечно, когда он сам должен пройти врата смерти в теперешней инкарнации. Но это, в действительности, только внешний аспект смерти. Смерть присутствует в весьма различных формах в мире, в котором мы живем, и здесь должно заостриться ваше внимание. Остановимся на весьма обычном каждодневном явлении. Мы вдыхаем воздух и выдыхаем его, но воздух от этого меняется. Когда воздух выдыхается — это смертоносный воздух; как выдохнутый, его нельзя вдохнуть обратно, потому что выдохнутый — он смертелен. Я только указываю на это для того, чтобы вы могли понять смысл оккультного выражения: «Если воздух входит в человека, он убивается. Смерть входит в воздух с каждым выдохом». Это только одно из явлений. Луч света, пронизывающий наш глаз, также может убить, ослепить глаза. Мы сами убиваем луч света, потому что наш глаз способен быть пронизанным. И также мы убиваем на многих путях.

Когда мы призываем духовное знание к нам на помощь, мы понимаем, что значит разделять земную субстанцию на субстанции воды, воздуха и земли; и мы входим в мир светового эфира, мы говорим также о тепловом эфире. Так же, как световой эфир, мы убиваем то, что проникает в нас; мы убиваем безостановочно в ходе нашего земного существования.

Но есть нечто, что мы не можем убить. Мы знаем, что над световым эфиром есть так называемый «химический эфир» и над ним — «жизненный эфир». Эти два рода эфира мы не можем убить только потому, что эти два эфира не имеют специального проникновения в нас. Если бы мы были способны убивать химический эфир, волны гармонии сфер непрерывно звучали бы в наше физическое тело, и мы постепенно разбили бы эти волны нашей физической жизнью.

И если бы мы убивали также жизненный эфир, мы бы разбили и продолжали убивать вместе с тем и космическую жизнь, льющуюся на Землю. В земном звучании заключено то, что не может быть сравнимо с тем, что мы должны были бы слышать, если бы химический эфир был нами слышим, будучи физически человеческим. Звук — это продукт воздуха, это не духовный звук, а только замена духовного звука.

Когда пришло искушение Люцифера, ушедшие вперед Боги были вынуждены поставить человека в ту сферу, которая через световой эфир спустила смертную жизнь в физическое тело. Но в это время Боги сказали — и эти слова есть в Библии: «человек будет сам различать добро и зло, но жизни он не имеет, потому что от Древа Жизни он не вкушает».

В оккультном есть некоторое прибавление к этим словам. К изречению — «от Древа Жизни человек не вкушает» — можно прибавить слова: «и дух материи он не слышит». От Древа Жизни человек больше не вкушает и духа материи не слышит. Эта область была закрыта от него. Только после прохождения через некоторые испытания в древних Мистериях человеку становились слышны звуки гармонии сфер и космической жизни, пульсирующей сквозь вселенную, открывая то, что было связано с инициацией вне тела и предвидением Христа.

Это то, что древние философы называли гармонией сфер. В связи с этим мы указываем в то же время на ту область, из которой пришел к нам Христос во время Крещения в Йордане. Он пришел из той области, которая была скрыта от человека в результате искушения Люцифера, — из области гармонии сфер, из области космической жизни. Во время крещения в Йордане Христос вошел в человеческое тело, и это пронизало человеческое тело духовной эссенцией космической жизни — тем элементом, который принадлежал человеческой душе со времени земной эволюции, но от которой человеческая душа была отделена в результате искушения Люцифера.

В этом смысле человек связан также с духом. Но человек изгнан из этой области. Он сможет вернуться через Логос. И через Крещение в Йордане Логос вошел в человеческую эволюцию — Он стал человеком.

Рассмотрим этот вопрос с другой стороны. Жизнь предстоит перед нами больше с внешней стороны. Если бы она не показывала себя больше с внешней стороны, человек знал бы все время, как он поглощает облик света своими глазами, когда он видит. Природа человека организована смертью. Христос способен пройти через сферу света, через теплоту, через воздух и т.д. Только потому, что Он был способен породниться со смертью, Он стал способен породниться с человеком.

Кто смотрит на растения ясновидящим взором, тот видит живые духовные элементы, исходящие из них. Свет погружается в растения и опять исходит из них как живой духовный элемент. В животном — это химический эфир, который входит, но он не воспринимаем для человека. Если бы человек воспринимал его, то слышал бы его духовно. Животные превращают этот эфир в духовную воду. Растение превращает свет в духовный воздух. Но человек превращает живущее в космическом эфире в жизненный эфир, и это делает его способным жить, не убивая внутри себя всего того, что превращается в духов Земли.

В цикле лекций «От Иисуса ко Христу» я говорил вам о фантомах. Сейчас не время протягивать нити между тем, что я говорил тогда и говорю теперь, но эти нити существуют, и вы сами их найдете. Сегодня я представлю предмет с другой стороны. То духовное, что постоянно несет человека вперед, — это его внутренняя жизнь. То, что всегда протекает в мире. Человек создает некую ауру вокруг себя, и эта аура своими лучами непрестанно обогащает духовно-земной элемент Земли. В этом духовно-земном элементе Земли содержится всегда то, что человек посылает туда, все его качества: все, чего он достиг, и что он несет в себе самом. Это абсолютно верно. Ясновидящий проникновенно видит, как человек посылает свою моральную, интеллектуальную и эстетическую ауру в мир, и как эта аура продолжает жить как земной дух в духовности Земли.

Как комета протягивается через Космос, так должен человек протягивать через всю земную жизнь духовную ауру, которую он излучает. Эта духовная аура помогает вместе с тем складываться облику фантома в течение земной жизни. И в то же время это излучает в мир как бы спираль интеллектуального богатства души. Жизнь очень сложна, и это есть также некий феномен жизни. Когда в нашем оккультном обучении мы возвращаемся назад, ко времени до Мистерии Голгофы, мы находим, что человек в тот период просто излучал этот облик-фантом, содержащий его моральные качества, во внешний мир, во внешнюю духовную ауру Земли. Но человечество развилось в ходе земного существования, и как раз в ту эпоху, когда произошла мистерия Голгофы, оно обрело некоторый опыт и было обогащено эволюцией существа этого облика-фантома, который человек излучал. Мы можем увидеть, что в прежнее время существо облика-фантома, который человек излучал, было очень слабым, легко рассеивающимся. Но ко времени Мистерии Голгофы он становился плотнее, приобретая форму, и к этому существу облика-фантома, как некую особенность, человек примешивал смерть, излучающуюся из него.

Существо этого земного духа, излучающегося от человека, было как мертворожденное дитя, потому что оно в себе заключало смерть. Если бы Христос не пришел на Землю, человек продолжал бы излучать из себя существ, несущих в себе смерть. И с этими отпечатками смерти были бы связаны моральные свойства человека, о которых я говорил вчера, — объективный грех и объективная виновность, — люди были бы соединены с этим.

Если бы Христос не пришел на Землю, человек принес бы смерть Земле. Мертвая Земля родила бы мертвый Юпитер. Именно потому, что мы несем в себе смерть, живой Христос пронизывает нас тем, что Он смог дать жизнь духовно-земной эссенции, которую мы оставляем позади себя. Христос живет, Логос проникает жизнью объективные грехи и виновности, отнимает их от нас. И потому, что Он дает этому жизнь, живая Земля будет развиваться к живому Юпитеру. Это есть следствие Мистерии Голгофы. Если человек принимает Христа (Спасителя) в себя, он может сказать: «То, что Боги дали мне до искушения Люцифера, возвращается ко мне, связывая меня с Космосом, когда Христос входит в мою душу».

Можно спросить себя: «Имею ли я реально душу без Христа?».

Душа переходит от смерти в жизнь. Пифагор был посвященным древних Мистерий. Он прошел через испытания, которые душа проходит вне тела. Вне тела душа вступает в духовный мир и видит Христа, Который грядет на Землю.

Со времени Мистерии Голгофы мы не можем говорить о гармонии сфер так, как говорил Пифагор, но тот, кто теперь выходит из тела, иначе говорит о гармонии сфер. Как посвященный, он может также и сегодня говорить как Пифагор, но обычный житель Земли в своем физическом теле может говорить о гармонии сфер и о космической жизни, только если он имеет опыт в своей душе: «Не я, но Христос во мне», и с этим он может жить в гармонии сфер и космической жизни. Только пройдя через испытания в нас самих, мы можем действительно принять Христа в наши души.

Предположим, этому противится какой-нибудь человек, что он умирает, не пожелав принять Христа в свою душу. И когда этот человек придет к концу Земли, туманный духовный облик, который у него тогда будет, примет форму, не пронизанную духом Земли в ходе человеческого развития. Он будет иметь все тот же облик-фантом, который им не был преобразован в прежних воплощениях. Это все будет так.

В конце земного периода человек может быть исцелен и освобожден от Кармы. В ходе своей работы над собой он сможет оправдаться, а в объективных грехах помилован. Это абсолютная истина, что мы живем не только для себя самих, не только для своего усовершенствования, — мы живем для всего мира, и в конце времен след наших земных инкарнаций будет стоять как мощная картина, если мы несем в себе живого Христа. И если мы действительно осуществим принцип — «Не я, но Христос во мне», — тогда Он возьмет наверх то, что исходило от нас, и наши «следы» будут оживлены Христом, озарены лучами Христа и пронизаны Его жизнью. Наши инкарнации стоят здесь, и следы прошлого в этих инкарнациях становятся тогда преображенными. Потому что Христос соединится со всем, — Христос, Который принадлежит всему человечеству, настоящему и будущему, — все следы единичных инкарнаций сжимаются вместе. От каждой инкарнации остается некоторый отпечаток и так до конца земных времен. Если эти остатки следов пронизаны Христом, они сжимаются вместе. Сжимается то, что разрежено, и вы придаете этому плотность, так что дух становится плотным. Наши отдельные земные инкарнации соединяются в некое духовное тело. Это принадлежит нам, мы нуждаемся в этом, потому что мы идем к Юпитеру, и это наш отправной пункт, чтобы нам облечься Юпитером. В конце Земного периода мы окажемся перед нашими земными отпечатками, накопленными вместе с Христом, и мы соединим себя с ними, чтобы пройти с этим на Юпитер. Мы возвратимся опять в тело, в земное тело, которое сжалось из отдельных инкарнаций.

Воскресение плоти есть реальность, но наша душа может чувствовать, что она воскресает с земными отпечатками, которые были собраны со Христом. Это то, что мы должны научиться понимать. Если мы отвергнем Христа, отпечатки наших отдельных инкарнаций рассыплются в конце земного периода развития. Они не смогут собраться вместе через Христа, Который одухотворяет человечество в целом. Мы будем стоять тогда, как душа в конце земного периода; но Земля оставит только следы смерти в наших отпечатках. Конечно, наши души хотят быть в духе свободными в некоем эгоистическом смысле, но мы тогда не сможем подойти к нашим отпечаткам. Такие души — добыча Люцифера, который старается препятствовать истинной цели Земли. Он старается подготовить души для достижения ими их земной цели и завладеть ими в духовном мире. Люцифер хочет послать в эволюцию Юпитера рассеянные следы земных отпечатков, чтобы не отделить Луну от Юпитера, но чтобы быть на Юпитере, и хотел бы постоянно посылать туда эти земные отпечатки. И эти земные отпечатки он хочет одушевить на Юпитере сверху особыми душами, особыми типами душ. И теперь вспомните, что я вам говорил несколько лет назад, что человеческая раса на Юпитере разделится на тех душ, которые, достигнув земной цели, развились до Юпитера, и на тех душ, которые сформируют среднее царство между человеческими и животными царствами на Юпитере. Здесь будут также люциферические души. Они захотят иметь внизу свои тела, и эти тела будут полным выражением их внутреннего бытия, но они будут способны направлять эти тела только извне. Две расы, хорошая и плохая, отделяются друг от друга на Юпитере.

За Юпитером последует бытие Венеры, и опять тогда будет Великий Суд как последствие будущей эволюции Христа. Но на Юпитере человек будет осуществлять только то, что он найдет для себя самого как свое совершенствование, и не будет иметь своим делом целую Землю. Пройдя полный ход цикла развития Юпитера, человек будет иметь тот опыт, что все, что он не пронизал Христом в течение своего земного существования, появится тогда перед его духовным взором. Осветим с этой точки зрения слова Христа, с которыми Он посылал своих учеников в мир: «исповедать Его имя и во Имя Его прощать грехи». Почему же прощать грехи во Имя Его? Потому что прощение грехов связано с Его Именем. Грехи могут быть стерты и преображены только в земной жизни, если Христос сможет соединиться с нашими земными отпечатками, если в продолжение нашего земного существования Он был в нас в смысле слов Павла: «Не я, но Христос во мне».

Если в какой-нибудь форме религиозного исповедания один из его служителей говорит о прощении грехов по Христовой заповеди и имеет уверенность, что грехи прощаются через Христа, он может сказать душе, нуждающейся в утешении: «Я вижу, что ты развила в себе живое отношение ко Христу, берущему твои объективные грехи и долги. И потому, что я признал, что ты пронизала себя Христом, я могу сказать тебе: прощаются тебе грехи твои». Так разрешается нести утешение душе, приходящей к сознанию своих грехов. «Христос хочет простить тебе, и я смею сказать: во имя Его прощаются тебе грехи твои».

Только Христос прощает грехи, потому что Он есть Берущий грехи. Он есть Бытие, давшее жизнь человеческим земным отпечаткам, и этим создается некое чудесное отношение с Ним. И тогда тот, кто хочет служить Ему, может нести утешение в словах: «Твои грехи прощены тебе», тому, в ком видит, что грехи в его внутреннем бытии соединены со Христом. Слова «прощение грехов» выражают истину. Там, где есть связь между душой и Христом, душа не будет по-прежнему вспоминать свои грехи. И потому что Христос соединился с объективными грехами и виновностью человеческой души, эта душа может очистить свои воспоминания с момента прощения грехов в присутствии космического Христа в земной жизни.

Тот, кто соединяет антропософию с реальным духом (и не только во внешнем смысле), может сделаться своим собственным отцом-исповедником. Через духовную науку можно научиться узнавать Христа так интимно и чувствовать себя так полно проникнутым Им, что можно тогда иметь прямое сознание Его духовного присутствия. И можно духовно исповедаться Ему и в своей глубокой медитации просить у Него прощения грехов.

Человек становится духовно свободнее, и в этом великом духовном мире его соединение со Христом делается все более прямым опытом. И здесь должна быть терпимость. Человек, думающий так, через глубокое понимание, которое он имеет во Христе, во внутреннем пребывании души с Духом Голгофы, — он должен иметь терпимость в отношении тех, кто думает быть независимым. Это может быть лишь идеалом в земном существовании, но антропософ во всех обстоятельствах должен взирать на идеал.

Христос умер за всех людей на Земле, Христос сделался центральным Духом Земли, Который спас Землю, — духовно-земной элемент, исходящий от человека. И может быть сказано, что наше учение — это то, что Христос хотел сказать нам в словах: «Я с вами до конца времен». И то, что Он обещал нам, мы желаем принести нашим душам как духовную науку, как истинное откровение Христа.

Я также убежден, что то, что явилось как истинная духовная наука в тех душах, которые пожелали принять наше пронизанное Христом духовное знание, будет плодотворным для человечества в целом.

Ясновидящее исследование видит, что многое из того, что в духовном смысле в нашем движении хорошо запечатлевается теми, кто принял нашу христианскую науку в себя, — что они после того, как прошли врата смерти, несут вниз, к нам, плоды этого христианского духовного учения. Это учение, которое они берут с собою и которое они теперь вновь посылают вниз, к нам, из духовного мира, — это уже живет в нас. Для них содержание этого учения не только служит для их собственного совершенствования в их кармическом свершении, но они также могут посылать помощь тому, кто пожелает принять ее.

Утешение и надежда проистекают для нашего духовного знания, если мы знаем, что так называемые “умершие” работают с нами. Во второй лекции я говорил об этих вещах, но сегодня, когда мы пришли к концу этого цикла лекций, я хочу прибавить некоторые личные факты. Действительная правда, если я скажу вам, что дух фрау Даннельсен как «добрый ангел» смотрит на всю эту северную ветвь, желая действовать. Здесь также есть некий «христианский» дух в описанном смысле. И души, которые знают его, хотят быть никогда не отделенными от него. Пусть этот дух будет как Дух-Хранитель над этой ветвью. Добровольно он хочет этого, если души, работающие в этой ветви, хотят принять его. С этими словами, которые я говорю от глубины моего сердца, заканчиваю я этот цикл лекций и надеюсь, что вы будете продолжать совместную работу на духовном пути, на который вы вступили.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Евреи и язычники (Норкеппинг, 12 июня 1914 года).
  • Деятельность души после смерти (Норкеппинг, 14 июня 1914 года).
  • О прощении грехов (Норкеппинг, 15 июня 1914 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса