Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Сочинения > Христианство как мистический факт и мистерии древности

Предисловие ко второму изданию


Когда восемь лет тому назад автор этого сочинения переработал в книгу содержание лекций, прочитанных им в 1902 году, он озаглавил ее: "Христианство как мистиче­ский факт". Это заглавие должно было указывать на осо­бый характер книги. Ее целью было не только исторически обрисовать мистическое содержание христианства, но и изобразить возникновение христианства, исходя из мис­тического воззрения на него; показать, что в самой осно­ве христианства лежат духовные события, зримые толь­ко для такого, мистического восприятия. Уже само содер­жание книги показывает, что автор разумеет под "мисти­ческими" вовсе не те воззрения, которые опираются скорее на расплывчатые познания чувств, чем на "строго научное изложение". В наши дни в широких кругах обще­ства "мистику" понимают ведь именно таким образом, и многие относят ее поэтому к таким областям душевной жизни, которые не могут иметь ничего общего с "подлин­ной наукой". В настоящей книге слово "мистика" употреб­ляется для выражения такого духовного события, сущность которого раскрывается только познанию, чер­пающему из самих источников духовной жизни. Тот, кто отрицает такого рода познание, черпающее из подобных источников, естественно, не сможет занять никакой опре­деленной позиции к содержанию этой книги. Только тот, кто понимает мистику в таком смысле, что в ней может господствовать не меньшая ясность, чем и при правиль­ном изложении результатов естественнонаучного исследования, только тот сможет согласиться и с нашим мисти­ческим изображением содержания христианства как мис­тики. Ибо дело идет не только о содержании данного сочинения, но - и это важнее всего - о тех методах позна­ния, с помощью которых оно здесь представлено.

В наше время многие относятся еще чрезвычайно отри­цательно к таким методам познания и считают их проти­воречащими истинной научности. И такое отношение можно встретить не только у людей, признающих "по­длинную научность" только за тем мировоззрением, ко­торое построено вполне согласно их взглядам, но даже и у последователей христианства, стремящихся уяснить себе его сущность. Автор этой книги держится того воззре­ния, что естественнонаучные достижения нашего времени требуют возвышения в область истинной мистики. Это воззрение в состоянии показать, что другое отношение к познанию находится как раз в противоречии со всеми достижениями науки. Сами естественнонаучные факты не могут быть постигнуты при помощи тех средств познания, которыми единственно только желали бы ограничиться лица, стоящие, по их мнению, на твердой почве естество­знания.

Только тот, кто согласится, что полное признание на­шего современного столь изумительного познания при­роды вполне совместимо с подлинной мистикой, сможет принять и эту книгу.

Посредством того, что названо в этой книге "мистиче­ским познанием", в ней ставится целью показать, каким образом источник христианства создал себе свои предпо­сылки в мистериях дохристианских времен. В этой дохри­стианской мистике будет указана та почва, в которой, как самостоятельный зачаток, произрастает христианство. Эта точка зрения позволяет понять христианство в его само­стоятельной сущности, несмотря на то, что можно проследить развитие его из дохристианской мистики. Если пренебречь этой точкой зрения, то очень легко можно проглядеть именно эту самостоятельность, усмотрев в христианстве лишь дальнейшее развитие того, что уже существовало в дохристианской мистике. В эту ошибку впадают в настоящее время многие современные мысли­тели, сравнивающие содержание христианства с дохри­стианскими воззрениями и заключающие затем, что хри­стианские воззрения являются лишь продолжением до­христианских. Настоящая книга должна показать, что христианство предполагает существование предшествую­щей мистики совершенно так же, как зерно растения -существование своей почвы. Она стремится не уничто­жить, а именно оттенить всю своеобразную сущность хри­стианства таким признанием его происхождения.

С чувством глубокого удовлетворения автор отмечает, что такое изложение им "сущности христианства" встре­тило признание со стороны лица, выдающиеся сочинения которого о духовной жизни человечества в глубочайшем смысле обогатили собою образованность нашего времени. Эдуард Шюрэ, автор "Великих Посвященных", выразил свое согласие с точками зрения этой книги, так что сам перевел ее на французский язык (под заглавием: Le mystere chretien et les mysteres antiques). Только мимоходом и лишь как показатель существования в наше время стремления понимать сущность христианства в духе этой книги, пусть будет упомянуто, что первое издание ее было переведено кроме французского также и на другие евро­пейские языки.

Приступая ко второму изданию, автор не счел нужным сделать в первом какие-либо изменения. Зато здесь про­изведены некоторые дополнения по сравнению с напи­санным восемь лет тому назад. А также относительно многих мест была сделана попытка изложить их точнее и подробнее, чем как это было возможно сделать тогда. К сожалению, многие другие работы позволили автору вы­пустить это второе издание лишь много времени спустя после того, как первое уже давно разошлось.

Рудольф Штайнер
май 1910

 

От издательства

Предлагаемая читателю книга является переработанным содержанием 24 лекций, прочитанных Рудольфом Штайнером по приглашению графа и графини фон Брокдорф в Берлинской Теософской Библиотеке с октября 1901 по апрель 1902 г.* Первое издание, под названием "Христианство как мистиче­ский факт", вышло в свет уже в 1902 г. Второе, переработанное и дополненное, было осуществлено в 1910 г. с расширенным названием: "Христианство как мистический факт и мистерии древности". В том же году, без изменений, были предприняты третье и четвертое издания. Для пятого издания (1925 г., Философско-Антропософское издательство, Дорнах) Рудольф Штайнер вновь переработал и дополнил текст. Это последнее подготовленное автором издание и стало основой для всех по­следующих изданий и переводов.

Русский перевод был опубликован в 1912 г. и стал первой книгой, выпущенной издательством "Духовное Знание". В по­следующие шесть лет (до 1918 г.) все издания русских перево­дов книг Р.Штайнера осуществлялись этим издательством. Перевод был выполнен со второго немецкого издания Ольгой Николаевной Анненковой, одной из первых русских учеников Р.Штайнера и видным деятелем Московского Антропософско­го Общества.** Цензура не пропустила авторское название книги и предисловие ко второму изданию. Перевод был напе­чатан под названием "Мистерии древности и христианство". В 1917 г. книга вышла вторым изданием в переработанном пере­воде, на этот раз под полным названием "Христианство как мистический факт и мистерии древности" с добавлением автор­ского предисловия.

В настоящем издании почти полностью сохранен текст по­следней публикации перевода О.Н.Анненковой, который, не­смотря на некоторые недостатки (встречаются неточности), сохраняет тем не менее свою ценность и обладает рядом несом­ненных достоинств. Главная проблема при подготовке книги заключалась в том, что в нем отсутствовали результаты по­следней авторской переработки. В связи с этим перевод был сверен с последним изданием оригинала*** и в него были вне­сены некоторые, наиболее важные в смысловом отношении, дополнения и изменения; текст приведен также в соответствие с современной орфографией и пунктуацией.

__________ 

* Этот период жизни Р.Штайнера описан им в своей не­завершенной автобиографии "Мой жизненный путь". См.: R. Steiner "Mein Lebensgang", Dornach 1982, GA 28, Кар. XXX, S. 392-396.

** О.Н.Анненкова (ум. в 1949 г.) была тесно связана с ли­тературным миром того времени и близко знала А.Белого, К.Бальмонта, М.Волошина, Вяч.Иванова. См. о ней М.Н.Жемчужникова. Воспоминания о Московском Ан­тропософском Обществе (1917-1923гг.), публикация Дж.Мальмстада в альманахе "Минувшее", Париж, 1988, с. 26-27.

*** R.Steiner. "Das Christentum als mystische Tatsache und die Mysterien des Altertums", Dornach, 1989, GA 8. Из­дание подготовлено Д.Хоффманом.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Точки зрения
  • Мистерии и их мудрость
  • Греческие мудрецы до Платона в свете мудрости мистерий
  • Платон как мистик
  • Мудрость мистерий и миф
  • Тайная мудрость Египта
  • Евангелия
  • Чудо воскрешения Лазаря
  • Апокалипсис Иоанна
  • Иисус и его историческая почва
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса