Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Сочинения > Порог духовного мира

Послесловие к новому изданию (1918 год)


Если душа хочет приобрести способность сознательно проникать в сверхчувственный мир, она должна сначала укрепить свои силы, развивая изнутри вовне деятель­ность, которая, по существу, заключается в образовании представлений. Но недостаточно осуществлять это с си­лой, которою обладает представление, развиваемое в обычном сознании, где оно присоединяется к чувственно­му восприятию и сопровождает его. Такому представле­нию присуща значительно меньшая интенсивность, чем восприятию. Упражняясь лишь с представлением, наде­ленным подобной силой, невозможно развить способ­ность вхождения души в сверхчувственный мир. И хотя представление остается не более, чем представлением, тем не менее, необходимо довести его интенсивность до тако­вой самого восприятия. Оно не должно ограничиваться плетением тенеобразных копий наглядно-образного. Оно само должно сгуститься до наглядности и образности. Нужно создавать живые образы. Но речь здесь не о том, чтобы задерживать силу души только на этих образах. Нужно отвести внимание от последних и направить его на саму деятельность, создающую эти образы. Тем самым самосознание обретет внутреннюю крепость; все вновь и вновь повторяя это внутреннее душевное упражнение, можно также обнаружить, что через недели, месяцы или более длительное время благодаря способности постигать свое окрепшее самосознание он уже вступил в связь со сверхчувственным миром. Вначале соприкосновение с этим последним переживается как нечто хаотическое, как это имеет место при обычных чувственных впечатлениях. Но постепенно из хаотического состояния формируется дифференцированный в себе объективный мир образов. Обнаруживается, что посредством упражнения на постро­ение образов человек сделал себя способным к тому, что­бы отныне внешняя духовная действительность плела об­разы, которые в своем проявлении представляют отобра­жения объективного сверхчувственного мира. (Это - бо­лее точное описание опыта человеческой души, когда она на своем пути в духовный мир встречает ткань, составлен­ную из образов, о чем говорилось в главе “О познавании духовного мира”.) Благодаря тому, что стремящийся к сверхчувст­венному сознанию делает эти процессы наглядными в ясном внутреннем переживании, он имеет возможность безошибочно познавать в них действительность в облас­ти сверхчувственного и отличать ее от чистых иллюзий склонной к заблуждениям фантазии.

В той же главе говорится о том, что образы сознания, впервые обретающего сверхчувственное пере­живание, "являются как бы завесой, которую душа ста­вит перед сверхчувственным миром, когда она чувствует, что последний коснулся ее". Именно о подобной "завесе" необходимо кое-что сказать. Ибо вначале образы служат только тому, чтобы поднять собственное самосознание до сверхчувственного мира. Благодаря им человек чувствует себя духовным существом, но он еще не прозревает сквозь них в объективный, внешний сверхчувственный мир. Дело обстоит таким образом, как если бы человек в теле ощу­щений обладал глазами, которые он ощущает членами своего организма, но которые не прозрели, и поэтому внешний мир не может развернуть в них своих действий. Необходимо, чтобы ткущиеся в душе образы посредством постоянной работы над ними обрели в определенной сте­пени духовную прозрачность. Они постепенно становятся таковыми через свое собственное развитие. Они становят­ся такими, что человек их не видит, но только ощущает их как бы живущими в душе, но через них он воспринимает существенное в сверхчувственной действительности.

При вступлении в сверхчувственный мир одним из пер­вых впечатлений от его восприятия является то, что бла­годаря возведенному в сверхчувственный мир самосоз­нанию человек видит себя связанным с существами этого мира симпатией и антипатией. (Ср. гл. “О чувстве Я … ”.) Уже благодаря этим переживаниям можно заметить, что также в сфере представлений необходимо покинуть чувственный мир, если действительно хотят вступить в мир сверхчувственный. Созерцаемое в сверх­чувственном мире вполне возможно описать посредством представлений, взятых из чувственного мира. Можно, к при- меру, говорить о том, что некое существо как бы проявляет себя через цвет. Но тот, кто сталкивается с подобными описаниями сверхчувственных существ, ни­когда не должен упускать из виду, что именно подразуме­вает истинный духовный исследователь, ссылаясь на тот или иной цвет: он переживает нечто, что душевно испытывается им так же, как испытывалось бы восприятие соответствующего цвета через чувственное сознание. Кто в своем описании сверхчувственного мира хочет передать, что он имел перед сознанием некоторое подобие чувствен­ного цвета, отнюдь не духовный исследователь, а визио­нер или жертва галлюцинаций. Между тем, переживая симпатию или антипатию, действительно имеют перед со­бой первые сверхчувственные впечатления от восприятия сверхчувственного мира. Есть люди, разочаровывающие­ся именно оттого, что духовный исследователь, когда он изъясняется с ними с помощью представлений, взятых из области чувственного переживания, прибегает лишь к на­глядному описанию увиденного. Ведь такие люди не стре­мятся, собственно, к тому, чтобы составить знакомство со сверхчувственым миром, отличающимся от чувственного, а хотят признать за сверхчувственный некоторого рода двойник чувственного мира. Такое сверхчувственное дол­жно быть тоньше, "эфирнее" чувственного, но в остальном даже не должно претендовать на то, чтобы быть постигну­тым через иные представления, чем чувственный мир. Но кто действительно хочет приблизиться к духовному миру, тот должен привыкнуть также к тому, чтобы освоить но­вые представления. Кто желает ограничиться лишь более размытой, туманной копией чувственного мира, тот не сможет постичь мир сверхчувственный.

Память, играющая исключительную роль в душевной жизни обычного сознания, не принимается во внимание в качестве реализуемой человеческой способности при вос­приятии сверхчувственного мира. (Необходимо обратить на это внимание, чтобы не понять превратно сказанное в главе “О чувстве Я … ”.) Человеческая душа обладает па­мятью при жизни в физическом мире, причем она осуще­ствляет в нем некоторую деятельность посредством своей телесной организации. Когда душа, поднявшаяся в сверх­чувственный мир, предстает перед существами и процес­сами этого мира, она не прибегает к способности вос­поминания. Прежде всего она созерцает то, что выступает ей навстречу в этом мире, без того, чтобы какое-либо воспоминание задержалось меж ее впечатлений, когда она снова погружается в тело. И все же дело обстоит не совсем так. Душа берет с собой из переживаний в физическом мире отголосок способности воспоминания, и благодаря этому при сверхчувственном переживании она в состоя­нии знать: здесь, в мире духовного, я та же самая, что и там, в чувственном. Эта способность воспоминания ей необходима, потому что иначе она утратила бы цельность самосознания. Однако кроме того, самосознание, подняв­шееся в сверхчувственный мир, достигает также способ­ности так преобразовывать пережитые в этом мире впе­чатления, чтобы они оставляли в теле отпечатки того же рода, что и чувственные впечатления физического мира. Благодаря этому оказывается возможным то, что душа сохраняет своего рода воспоминание о пережитом в сверх­чувственном; без этого она забывала бы о пережитом. Однако в то время, как впечатления физического мира воздействуют на человека таким образом, что он может позднее вспомнить о них благодаря тому, что они сами в нем вызвали, в области сверхчувственного он должен со­вершить нечто подобное с самими переживаниями, дабы сделать возможным то, что он знает о них позднее, пре­бывая в обычном сознании. В сверхчувственных пережи­ваниях все должно протекать при полном свете сознания. И тем не менее, у духовного исследователя возникают трудности, связанные с сохранением в памяти проведен­ных им в сверхчувственном мире наблюдений. Ему не легко "прямо из памяти" рассказывать другим людям то, что он знает; он часто бывает вынужден, когда это от него требуется, восстановить в душе условия, при которых он проводил описываемые наблюдения, чтобы снова узреть увиденное, если он должен об этом высказаться.

Отношение пережитых в сверхчувственном образов и соответствующей им действительности (ср. гл. “О границе между миром чувств и сверхчувственными мирами”) также не является столь простым процессом, как отношение душевного впечатления к чувственному предмету или процессу. В сверхчувственном сознание должно полностью прозревать в эти отношения. Дело об­стоит не так, как если бы некто имел перед собою стол. Здесь стол стоит перед душой; что при этом в ней происхо­дит - это вовсе не живет в сознании или живет весьма за­вуалированно. При восприятии сверхчувственного суще­ства человек, даже если он вышеописанным способом сде­лал образ "прозрачным", имеет чувственного рода пе­реживание этого образа в самосознании. И благодаря именно тому, что он полностью погружается в это, подоб­ное чувственному, переживание чувственного с сверхчув­ственным сознанием, перед его душой выступает дейст­вительность, переживание которой можно и нужно четко отличать от переживания образа. Эти переживания не должны расплываться друг в друге, поскольку это может стать источником иллюзий относительно переживаемого.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Вступительные замечания
  • О доверии, которое можно иметь к мышлению и о сущности мыслящей души. О медитировании
  • О познавании духовного мира
  • Об эфирном теле человека и об элементарном мире
  • Обзор предыдущего
  • О повторных земных жизнях и о карме; об астральном теле человека и о мире духовном. Об ариманических существах
  • Об астральном теле и о люциферических существах. О сущности эфирного тела
  • Обзор предыдущего
  • О "Страже порога" и некоторых особенностях ясновидческого сознания
  • О "чувстве Я", о способности человеческой души к любви и об их отношениях к элементарному миру
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса