Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Сочинения > Порог духовного мира

Об "истинном Я" человека


Когда душа переживает себя в своем астральном теле и имеет вокруг себя живых мыслесуществ, тогда она знает, что находится вне физического, а также и вне эфирного тела. Но тогда она чувствует также, что ее чувствование, мышление и воление принадлежат ограниченной области мира, между тем как по своей подлинной сущности она могла бы охватить большее, чем ей дано охватить в этой области. Ставши ясновидящей, душа может сказать себе в духовном мире: в чувственном мире я ограничена тем, что мне позволяет наблюдать физическое тело; в мире эле­ментарном я ограничена эфирным телом; в мире духовном я ограничена тем, что я нахожусь как бы на мировом острове и чувствую мое духовное бытие только до его берегов; по ту сторону этого берега лежит некий мир, который я могла бы воспринять, если бы мне удалось пробиться сквозь покров, сотканный перед моим духов­ным взором деяниями живых мыслесуществ. Душа может пробиться сквозь этот покров, если она все более и более будет развивать в себе способность самоотдачи, необходи­мую ей уже для жизни в элементарном мире. Ей необхо­димо все больше укреплять свои силы, которые вырастают у нее благодаря переживаниям в физически-чувственном мире, дабы в сверхчувственных мирах быть огражденной от притупления, помрачения и даже уничтожения созна­ния. В физически-чувственном мире душе нужна только естественная, без собственной душевной работы прису­щая ей сила, чтобы быть в состоянии переживать в себе мысли. В элементарном мире мысли понижаются до уров­ня сновидческих переживаний, которые при возникнове­нии своем тотчас же подпадают забвению, т.е. вообще не сознаются, если перед своим вступлением в этот мир душа не поработала над укреплением своей внутренней жизни. Для этого она должна особенно укрепить силу воли, ибо в элементарном мире мысль уже не есть только мысль; она имеет внутреннюю подвижность, собственную жизнь. Не­обходимо удержать ее волей, иначе она ускользнет из круга сознания. В духовном мире мысли являются совер­шенно самостоятельными живыми существами. Если душа хочет сохранить их в своем сознании, она должна доста­точно окрепнуть, чтобы самой в своей внутренней глубине развить ту силу, которую в чувственном мире вырабаты­вает ей физическое тело, а в элементарном - симпатии и антипатии эфирного тела. От всего этого она должна от­казаться в духовном мире. Переживания чувственного и элементарного мира присутствуют для нее там лишь как воспоминания. И сама она находится вне обоих этих ми­ров. Вокруг нее находится духовный мир. Сначала он не производит никакого впечатления на астральное тело. Ду­ша должна научиться жить сама по себе, своими воспоми­наниями. Сначала содержание ее сознания бывает лишь следующее: я была, а теперь я стою перед "ничто". Но когда воспоминания притекают из таких душевных пере­живаний, которые не являются просто отражениями чув­ственных или элементарных процессов, но представляют собою пробужденные последними свободные мысленные переживания, тогда в душе начинается мысленная беседа между воспоминаниями и мнимыми "ничто" духовного окружения. И то, что возникает как результат этой бесе­ды, становится миром представлений в сознании астраль­ного тела. Душе необходима в этой точке ее развития такая сила, которая делает ее способной стоять на берегу единственно знакомого ей доселе мира и выносить предстояние перед мнимым "ничто". Вначале для жизни души это мнимое "ничто" есть вполне подлинное "ничто". Но все-таки душа имеет позади себя в некотором роде мир своих воспоминаний. Она может как бы ухватиться за эти воспоминания. Она может жить в них. И чем больше она в них живет, тем больше укрепляет она силы астрального тела. Но с этим укреплением начинается беседа между ее прошлым бытием и существами духовного мира. В этой беседе она учится чувствовать себя как астральное суще­ство. Пользуясь выражением, отвечающим древним тра­дициям, можно сказать: душа человека переживает себя как астральное существо внутри Мирового Слова. Под Мировым Словом здесь подразумеваются мысленные де­яния живых мыслесуществ, совершающиеся как живые беседы духов в духовном мире. Но для духовного мира эти беседы духов суть то же самое, что для чувственного мира - поступки.

Если душа хочет перейти в сверхдуховный мир, она должна своей собственной волей изгладить свои воспоми­нания от физического и элементарного мира. Это возмож­но для нее лишь в том случае, если из беседы духов она приобрела уверенность, что, уничтожив в себе все, давав­шее ей дотоле сознание ее бытия, она не всецело утратит свое бытие. Душа должна действительно поставить себя перед духовной бездной и, стоя перед ней, создать в себе волевой импульс: готовность позабыть свое волнение, чувствование и мышление. Она должна в своем сознании отказаться от своего прошлого. Это необходимое здесь решение можно было бы назвать установлением по собст­венной воле, а не благодаря условиям физического или эфирного тела, полного, сна сознания. Но это решение нужно понимать не в том смысле, что оно имеет целью после промежутка бессознательности вновь вызвать то же самое сознание, которое было и прежде, а в том смысле, что благодаря ему это сознание сначала действительно по собственному волевому решению погружается в забвение. Нужно принять во внимание, что этот процесс невозмо­жен ни в физическом, ни в элементарном мире, а возмо­жен только в мире духовном. В мире физическом возможно уничтожение, являющееся как смерть; в элемен­тарном мире смерти нет. Поскольку человек принадлежит к элементарному миру, он не может умереть; он может лишь превратиться в другое существо. В духовном мире, в строгом смысле слова, невозможно и полное превраще­ние; ибо, во что бы ни превратилось существо человека, в духовном мире пережитое прошлое раскрывается ему как его собственное, осознанное им бытие. Для того, чтобы это бытие в воспоминании исчезло, в духовном мире не­обходимо, чтобы душа сама, своим волевым решением погрузила его в забвение. Ясновидческое сознание может прийти к этому волевому решению завоевать себе необ­ходимую душевную крепость. Если оно достигнет этого, то из вызванного им самим забвения перед ним всплыва­ет истинная сущность "Я". Сверхдуховный окружающий мир дает душе человека знание об этом "истинном Я", ясновидческое сознание может пережить себя в "истинном Я", подобно тому как оно может переживать себя в эфир­ном и астральном теле.

Это "истинное Я" не создается ясновидением; для каж­дой человеческой души оно существует в ее глубинах. Ясновидческое сознание лишь сознательно переживает то, что для каждой человеческой души является неосоз­нанно принадлежащим к существу ее фактом.

После физической смерти человек постепенно вживает­ся в окружающий его духовный мир. В последнем суще­ство его всплывает сначала с воспоминаниями из чув­ственного мира. Хотя он и лишен здесь опоры физически-чувственного тела, он все-таки может сознательно жить в этих воспоминаниях, ибо в них воплощаются соответст­венные им живые мыслесущества, так что воспоминания не имеют больше того только теневого бытия, которое присуще им в физическом мире. И в известный момент между смертью и новым рождением живые мыслесущест­ва духовного окружения действуют так сильно, что тогда без волевого импульса наступает описанное выше забве­ние. А вместе с последним начинается и жизнь в "истинном Я". Путем укрепления душевной жизни ясновидческое сознание вызывает - но уже как свободное деяние духа - то самое, что является как бы естественным событием для переживания между смертью и рождением. Однако, в пре­делах физически-чувственного переживания никогда не может явиться воспоминание о предшествовавших зем­ных жизнях, если в этих земных жизнях представления не были направлены на духовный мир. Необходимо всегда иметь предварительно знание о том, о чем впоследствии должно всплыть отчетливое воспоминание. Поэтому не­обходимо, чтобы человек в земной жизни приобрел сна­чала знание о себе как о духовном существе, если он хочет по праву надеяться в будущей земной жизни припомнить о предшествовавшей. Однако это знание может быть вы­работано и без ясновидения. Кто путем ясновидения до­стиг непосредственного знания о духовном мире, у того в земных жизнях, следующих за той, в которой он достиг этого знания, может выступить в душе воспоминание о предыдущей жизни, подобно тому как в чувственном бы­тии появляется воспоминание о чем-нибудь пережитом нами самими. Кто и без ясновидения, но с пониманием, вникает в духовную науку, для того это воспоминание наступает таким образом, что его можно сравнить в чув­ственном бытии с воспоминанием о каком-нибудь собы­тии, известном лишь по описанию.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Вступительные замечания
  • О доверии, которое можно иметь к мышлению и о сущности мыслящей души. О медитировании
  • О познавании духовного мира
  • Об эфирном теле человека и об элементарном мире
  • Обзор предыдущего
  • О повторных земных жизнях и о карме; об астральном теле человека и о мире духовном. Об ариманических существах
  • Об астральном теле и о люциферических существах. О сущности эфирного тела
  • Обзор предыдущего
  • О "Страже порога" и некоторых особенностях ясновидческого сознания
  • О "чувстве Я", о способности человеческой души к любви и об их отношениях к элементарному миру
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса