Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Сочинения > Порог духовного мира

О границе между миром чувств и сверхчувственными мирами


Для познания соотношения между различными мирами надо принять во внимание, что сила, долженствующая в одном мире развивать действие в согласии со смыслом мирового порядка, может затем, проявляясь в другом ми­ре, направиться против этого мирового порядка. Так, для существа человека необходимо, чтобы в его эфирном теле находились обе эти противоположные силы: способность к превращению в другие существа и сильное "чувство Я", или самочувствие. Обе эти свои силы человеческая душа не может проявлять в чувственном бытии без некоторого заглушения. В элементарном мире они присутствуют та­ким образом, что, взаимно уравновешивая друг друга, они делают возможным человеческое существование, подоб­но тому как сон и бодрствование в чувственном мире делают возможной человеческую жизнь. Соотношение этих двух противоположных сил никогда не может быть таким, чтобы одна погашала другую, но необходимо, что­бы обе развивались и действовали друг на друга уравнове­шивающим образом. Но "чувство Я" и способность к пре­вращению могут действовать друг на друга указанным образом только в элементарном мире; посылать свое воз­действие в чувственный мир в согласии с мировым поряд­ком может лишь то, что является результатом взаимо­отношения и совместного действия обеих сил. Если бы та степень способности к превращению, которую человек должен иметь в своем эфирном теле, действовала в чувст­венном бытии, то человек чувствовал бы себя душевно не тем, что он есть по своему физическому телу. Физическое тело дает человеку в чувственном мире устойчивую фор­му, благодаря которой он поставлен в этот мир как опре­деленное личное существо. Но не так поставлен он в эле­ментарный мир своим эфирным телом. Чтобы быть в этом мире в полном смысле человеком, он должен уметь при­нимать в нем многообразнейшие формы. Если бы он этого не мог, он был бы осужден в элементарном мире на полное одиночество; он ни о чем не мог бы ничего знать, кроме как о самом себе; он не чувствовал бы родства ни с одним существом, ни с одним событием. Но для элементарного мира это означало бы, что для этого человека не сущест­вовало бы соответствующих существ и событий. А если бы душа человека развила в чувственном мире необходимую ей для элементарного мира способность к превращению, она утратила бы свое личное существо. Подобная душа жила бы в противоречии с самой собой. Для физического мира способность к превращению должна быть силой, покоящейся в душевных глубинах, - такой силой, которая дает душе ее основное настроение, но которая развивается не в чувственном мире. Ясновидящее сознание должно уметь вживаться в способность к превращению; без этого оно не могло бы производить наблюдений в элементарном мире. Таким образом, ясновидящее сознание усваивает себе способность, которую оно должно применять лишь до тех пор, пока оно сознает себя в элементарном мире, но которую оно должно подавить, как только оно снова возвращается в чувственный мир. Ясновидящее сознание должно постоянно соблюдать границу между обоими ми­рами; в чувственном мире оно не должно проявляться деятельно со способностями, соответствующими сверх­чувственному миру. Если бы, сознавая себя в чувственном мире, душа позволила действовать способности к превра­щению, присущей ее эфирному телу, то обыкновенное сознание наполнилось бы представлениями, не отвечаю­щими никакому существу в чувственном мире. Душа при­шла бы к спутанности в жизни представлений. Соблюдение границы между мирами есть необходимая предпо­сылка для правильного действия ясновидящего сознания. Кто хочет достичь ясновидящего сознания, должен поза­ботиться о том, чтобы благодаря знанию о сверхчувствен­ных мирах не вкралось никаких помех в его обыкновенное сознание. Когда человек познал "Стража порога", он зна­ет, как обстоит дело с его душой в чувственном мире, достаточно ли она сильна, чтобы изгнать из чувственно-физического сознания те силы и способности сверхчувст­венных миров, которые в нем не должны быть действенны. Если он вступит в сверхчувственный мир без самопозна­ния, даруемого "Стражем порога", то переживания этого мира могут взять верх над ним. Эти переживания могут проникнуть в физически-чувственное сознание в виде об­разов иллюзии. Тогда они принимают характер чувствен­ных восприятий; как необходимое последствие этого, ду­ша принимает их за действительность, между тем как они не суть действительность. Правильно развитое ясновиде­ние никогда не примет образы элементарного мира за действительность в том смысле, в каком физически-чув­ственное сознание необходимо принимает за действитель­ность переживания чувственного мира. Образы элемен­тарного мира приводятся в правильную связь с действи­тельностью, которой они соответствуют, только посредст­вом способности души к превращению.

Но и вторая необходимая для эфирного тела сила - сильное "чувство Я" - не должна в пределах чувственного мира вторгаться в жизнь души такой, какой ей подобает быть в элементарном мире. В противном случае она ста­новится в чувственном мире источником безнравственных наклонностей, поскольку последние связаны с эгоизмом. В этом пункте духовная наука в своем исследовании мира находит происхождение "зла" в человеческих поступках. Это было бы непониманием мирового порядка, если бы мы отдались вере, что этот мировой порядок может сущест­вовать и без сил, образующих источник зла. Не будь этих сил, эфирное существо человека не могло бы развиваться в элементарном мире. Эти силы суть вполне добрые силы, когда они действуют только в элементарном мире; они создают зло тем, что не остаются в покое в глубинах души, регулируя отношение человека к элементарному миру, но переносятся в душевное переживание в чувственном мире и этим превращаются в побуждения эгоизма. Тогда они действуют противоположно способности любви и тем са­мым становятся источниками безнравственных поступ­ков.

Когда сильное "чувство Я" переходит из эфирного тела в физическое, то это производит не только усиление эго­изма, но и ослабление эфирного тела. Ясновидческому сознанию открывается, что необходимое при вступлении в сверхчувственный мир "чувство Я" тем слабее, чем силь­нее эгоизм при переживании в чувственном мире. Эгоизм делает человека в его душевных глубинах не сильным, а слабым. И когда человек проходит сквозь врата смерти, то действие эгоизма, развитого в жизни между рождением и смертью, сказывается в том, что он делает душу слабой для переживаний сверхчувственного мира.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Вступительные замечания
  • О доверии, которое можно иметь к мышлению и о сущности мыслящей души. О медитировании
  • О познавании духовного мира
  • Об эфирном теле человека и об элементарном мире
  • Обзор предыдущего
  • О повторных земных жизнях и о карме; об астральном теле человека и о мире духовном. Об ариманических существах
  • Об астральном теле и о люциферических существах. О сущности эфирного тела
  • Обзор предыдущего
  • О "Страже порога" и некоторых особенностях ясновидческого сознания
  • О "чувстве Я", о способности человеческой души к любви и об их отношениях к элементарному миру
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4424
    Результат опроса