Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2005

Георг Гартман. Витражи Гётеанума.


Цветные витражи

Окно разделяет и… соединяет. Оно является частью внешней стены здания. Окно позволяет свету проникать во внутреннее пространство, освещая его. А тот, кто находится внутри здания, сквозь окно может видеть окружающий мир. Так во внутреннем пространстве проявляются образы окружающего мира.

Стекло, как прозрачный материал, позволяет одновременно соединять и разделять внутреннее и внешнее пространство. С его помощью внутрь здания попадают образы окружающей природы. В цветном стекле можно сформировать художественный образ, подобный духовному откровению, который становится видимым благодаря наружному освещению. Мощные стены готических храмов имели оконные проемы с цветными витражными, композиции которых повествовали о событиях Ветхого и Нового Заветов, о святых и пророках. Архитектура и цветовая гамма собора несущие в себе весть из духовного мира, становились единым целым с тем, что происходило во внутреннем пространстве храма.

Сквозь окна Гётеанума в поле зрения попадают не образы окружающей природы с ее четырьмя царствами и не атмосферные явления. Посредством цветовой палитры и композиции витражей до зрителя доносятся откровения духовного мира. О каких сферах духовного мира  повествуют витражи?

В Первом Гётеануме было девять витражных окон. Первое – красное – выходило на запад и располагалось  над входом в здание  и Большой зал. На южной и северной стенах здания было по четыре окна с каждой стороны: зеленое, синее, фиолетовые и розовое (цвета персика). Окна представляли собой триптих: большая средняя часть и две малых. Все три части окна были композиционно связаны друг с другом. Образы северного и южного окон, располагавшихся напротив друг друга, были противоположны.

Для Большого зала Второго Гётеанума Рудольф Штейнер выбрал иную форму окон: вместо классического триптиха он предложил окна, сильно вытянутые вверх. Конечно, витражи этих окон имели бы другую тематику. Но Штейнер не успел приступить к этой работе. После его смерти было решено объединить прежние образы с новой формой окон, подняв центральный мотив над сдвинутыми другу к другу боковыми.

               

Так в новом здании Гётеанума в девяти окнах можно видеть все мотивы витражей прежнего здания.

Образы витражей

Чтобы понять смысл изображенных на витражах образов, необходимо знание антропософии, данной ее основателем Рудольфом Штейнером в начале прошлого столетия. «Антропософия есть путь познания, по которому духовное в человеческом существе приводится к духовному во Вселенной» (Рудольф Штейнер). Антропософия предполагает, что существует духовный мир, который может стать предметом исследования, точно так же, как чувственный мир является предметом изучения естественными науками. Для исследования духовного мира требуется обучение и совершенствование душевных сил мышления, чувства и воли. Такому ученичеству присущи новые восприятия, превосходящие чувственные, способность наблюдать. Рудольф Штейнер детально описал этот путь ученичества в  своих книгах «Как достигнуть познания высших миров?» и «Очерк тайноведения».

Опыт духовного исследователя сообщается в форме идей, которые могут быть поняты любым непредубежденным сознанием. Образным переживаниям,  возникающим в духовном мире, возможно придать и художественную форму, опирающуюся на элементы чувственного мира. Существенным при этом будут не чувственные формы, а их новые соединения в изображении. Витражи повествуют о переживаниях человека на пути духовного познания.

Красный западный витраж

Главный вход в Гётеанум находится на западе. В Первом Гётеануме в Большой зал вела двойная лестница. В новом здании красный витраж тоже находится на западе, но окно поднято выше, поскольку и вход в зал расположен намного выше, чем в прежнем здании. Мотив красного витража выстроен в форме триптиха, как и в Первом Гётеануме.

Красный витраж. Макет Аси Тургеневой

Обратимся к центральной части витража. На нем изображен человеческий лик. Но это не образ чувственного мира, который с точки зрения сверхчувственного сознания «схож» с формой головы и чертами лица человека. Эти формы созданы посредством образуюших сил, действующих в духовной области. Мы называем эту область эфирным миром. Из этого мира формируются силы, которые мы переживаем в физическом мире как время и пространство. Формирующие силы, подступающие к человеческому облику, изображены в виде Льва и Тельца. Силы Орла в ходе мирового и человеческого развития спустились до сил Скорпиона, Дракона. Первоначально они отражали нечто более высокое.

Упорядочивание мировых образующих сил в появившемся на небосводе Зодиаке представляют образы Водолея, Тельца, Льва и Скорпиона – крест в Зодиакальном круге. Известные символы четырех евангелистов также связаны с этими образами.

В верхней части мотива находится Сатурн, указывая на исток человеческой формы. В антропософской духовной науке говорится о прежних планетных воплощениях Земли, начале ее духовного развития. Древнейшая форма воплощения обозначается как «древний Сатурн» (современная планета Сатурн находится на пространственной границе расширенного древнего тела Сатурна). Слева и справа над человеческой головой изображены два ангельских существа. Образ слева направляет к человеку излучаемые Солнцем силы пространства. Другой образ представляет силы времени, изображенные концентрическими волновыми кругами. Силы пространства обозначаются через прямые линии, временная действительность – через дугообразные, изогнутые линии.

            

В древние времена, когда еще сохранялись остатки знания о духах Форм, прямая линия воспринималась как господство над физически-пространственным, а дугообразные линии – как действующие во времени душевные силы. Позднее царь, как правитель земного пространства, держал в руке знак господства – прямой жезл, скипетр. А жрец, как властитель душ, держал изогнутый жезл. Древнеегипетский бог Озирис изображался с обоими атрибутами власти.

В области лба и гортани человеческого лика в центре витража находятся два образа, которые открываются духовному восприятию как сверхчувственные органы познания. В духовной науке их называют «цветками лотоса».  Орган, развиваемый в области лба, называется «двухлепестковым цветком лотоса». Благодаря ему человек  приходит к восприятию высших сущностей духовного мира. Необходимо подчеркнуть, что эти образы, когда они становятся органами восприятия духовной действительности, следует мыслить подвижными.

Орган в области  гортани называют «шестнадцатилепестковым цветком лотоса». Благодаря ему духовному взору открывается другой вид душевной сущности. Неудивительно, что шестнадцатилепестковый лотос появился на западном витраже. Строители готических соборов, имевшие обширные познания о внутренней связи возводимого ими здания с сущностью человека, на западном фасаде своих грандиозных храмов помещали образ шестнадцатилепестковой розы. Лучась красками, она появлялась на свет изнутри собора.

   

Если по обеим сторонам человеческого лика проявляются созидающие силы Льва и Тельца, то в области сердца находится облик архангела Михаила, одолевающего Дракона-Скорпиона: каждый человек современной ступени сознания несет в подсознательной области своей души эти силы дракона, склоняющие его ко злу. При этом указывается на нечто значительное – на тайну зла. Михаил – регент современной человеческой эпохи, но он не оказывает на человека определяющего влияния. Он оставляет человека свободным. Человек может в свободе связать себя с одолевающими дракона силами Михаила.

Обратимся теперь к двум боковым мотивам. В левой части изображен человек в начале своего духовного пути. Он стоит на краю пропасти. Из бездны поднимаются сущности с ужасающими звериными обликами. Это сущности, создаваемые самим человеком. Ужас, ненависть и сомнение – не только душевные качества, сопутствующие воле, чувству, мышлению, но и действующие существа, которых следует одолеть. Указания о переживаниях духа на пути познания сообщаются через этих «зверей». Данте, описывая начало своего пути в виде блуждания в призрачном лесу, упоминает трех зверей. Его комментаторы связывают их – льва, пантеру и волчицу – с душевными пороками: властностью, чувственными удовольствиями и алчностью. Они даже рассматривают их как воплощение городов: Флоренции, Неаполя и Рима. Но Данте подразумевал действительных существ.

Если затем человек – как это изображено в правой части красного витража – благодаря соответствующим душевным упражнениям побеждает этих «зверей», то это, подобно крыльям, возносит его над бездной бытия. Такие крылья изображены в виде ангельских существ, которые, протягивая руки, образуют «лестницу Иакова». И если человек проходит бездну, то может обратиться к духовному Солнцу.

Когда мы входим в зал с западной стороны, то наши глаза, долгое время созерцавшие красный свет,  благодаря внутреннему органу активности создают противоположный цвет. Во внутреннем пространстве зала это проявляется в светло-зеленом цвете. Первыми в Большом зале нам встречаются два зеленых витража: северный и южный. Лучше всего после созерцания северного витража обращаться к соответствующему витражу южной стороны. При этом происходит изменение направления взгляда, так как одновременно оба витража видеть невозможно. Должно произойти внутреннее преобразование души, чтобы правильно пережить противоположность  обоих витражей. Так же следует подходить и к созерцанию всех других окон Большого зала.

Георг Гартман
Перевод с нем. О.П.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Хейнер Руланд. О пре­об­ра­же­нии ис­кус­ст­ва.
  • Кристоф Линденау. Технический прогресс и инспирация «золотого короля».
  • Валентин Вембер. Реинкарнация и педагогика.
  • Г.А. Кавтарадзе. Культурное пространство будущего.
  • Интервью с Георгом Кюлевиндом. Всем существом – индивидуалист.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (I).
  • Вирджиния Сиз. Тема года 2005/2006: Образование мышления сердцем.
  • Дитер Хорнеман. Раскол Церкви и его преодоление.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (II).
  • Вальтер Куглер. От поэтической утопии к зримому духу.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4439
    Результат опроса