Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Медитативные рассмотрения и указания для углубления искусства врачевания

Рождественский курс. Лекция пятая (Дорнах, 6 января 1924 года).


Дорогие мои друзья!

Вчера после лекции я изучал ваши вопросы. Все они, конечно, имеют непосредственное отношение к тому, о чем я говорил вчера. Здесь есть вопросы, которые, я бы сказал, образуют первую категорию, и возникли они из своего рода сердечной тревоги. На некоторые из них я отвечу в ходе лекции. На другие вопросы, которые, в сущности говоря, схожи друг с другом, не могут быть даны теоретические ответы. Ответить на них можно только на основе выводов настоящего курса, ибо ответы эти зависят от того, сумеют ли его участники по окончании этого дорнахского курса отыскать медицинский путь. И эти вопросы, которые сегодня будут мною затронуты, составят, я бы сказал, промежуточное звено между тем, о чем я с эзотерических позиций говорил вчера, и тем, о чем я буду говорить завтра, то есть о реальном продолжении действия импульсов, на которых я еще не имел возможности подробно остановиться ввиду недостаточного количества лекций. Ре­альное продолжение действия этих импульсов и должно главным образом послужить основой для того, о чем мы будем говорить с эзотерической точки зрения.

Прежде всего я хотел бы в самых общих чертах дополнить сказанное вчера. Указывать людям или самому себе общее направление от чувственно-физического к духовному — этого недостаточно. Правда, подобная направленность к духовному, к духу, через то, что живет в душе, соответствует наиглубо­чайшей потребности человека в каждой жизненной сфере (и нужно заметить, что наиболее сильной она является в области медицины, для ищущих свой путь медиков). Однако сама эта потребность во многом такова, что человек в себе самом должен найти большую решительность, большую внутрен­нюю ясность и — это, вероятно, важнее всего — большую внутреннюю силу, чем та, которую человек обычно проявляет. Все это, дорогие друзья, живет в вас в виде стремления. Но путь должен быть найден. Для его достижения мною дается импульс, и уже с помощью этого импульса вам необходимо, находясь в постоянной связи с Дорнахом, реально развивать живущее в вас стремление.

Люди, ставящие перед собой подобную задачу — и, судя по вашим вопросам, вы делаете это со всей интенсивностью, — должны знать: абстрактное, общее стремление к духовному ни к чему не ведет. Речь здесь идет о том, чтобы это стремление к духовному в различных жизненных сферах проявлялось со­вершенно конкретным образом. Это необходимо, чтобы можно было вновь включиться в жизнь Мировой Мудрости, в той или иной мере соприкоснуться с существом внешнего Космоса. И поскольку Космос сегодня не переживается человеком, ему недоступно также и переживание духовности, ибо духовность может быть достигнута только через Космос.

Принимая медицинское знание в том облике, какой оно сегодня приняло, прийти к духовному знанию о бытии, собст­венно, невозможно. И увидеть стоящие за покровом природы духовные силы можно только в том случае, если человек способен привести вещи и существа во всеобщую космическую взаимосвязь.

Дело в том, что трудности, которые могут возникнуть при соблюдении духовной жизни, вот уже более двадцати лет как изучены и испытаны в антропософском движении. И если в нескольких словах сказать о том, в чем эти трудности состоят, то сначала вам это может показаться несколько тривиальным. Они, попросту говоря, заключаются в том, что люди, желаю­щие достичь эзотерических познаний в какой-либо области, в то же время стремятся облегчить себе задачу, сделать ее удобной, приятной. Но эзотерический путь либо труден, либо его нет вовсе, и достичь эзотерического развития удобным путем невозможно. Что касается преодоления трудностей, человек в первую очередь должен суметь преодолеть самого себя, и это общее и так часто повторяющееся замечание необходимо принимать с огромной, я бы сказал, со священной серьезностью. И начиная с настоящего момента, отправной точкой которого является наше дорнахское Рождественское собрание, во всем Антропософском движении, а также и в отдельных его областях должен наступить своего рода пере­лом. И поскольку вы главным образом заняты поиском своего пути в медицине, вам необходимо уже с самого начала принять внутреннее участие в этом реально совершающемся повороте, чтобы об эзотерическом пути можно было говорить не как о каком-то довеске, а как о совершенном наполнении жизни эзотерическими импульсами. Все, что для этого нужно, долж­но быть дано в ходе наших лекций. Но к тому, что я скажу в конце сегодняшней лекции, необходимо будет сделать опреде­ленное дополнение.

Теперь прежде всего обратимся к одной из сторон обсужда­емого нами предмета. Ведь если у вас, дорогие друзья, отсутст­вует воля к тому, чтобы при духовном рассмотрении вдаваться в подробности, то вам не удастся найти путь к духовному. И не надо думать, что духовное можно найти будучи мечтателем или предаваясь разного рода расплывчатым инспирациям и другим подобным вещам. Духовное должно быть постигнуто сегодня реально. И это возможно, если иметь к тому серьез­нейшее внутреннее стремление и исходить из взаимосвязей, проистекающих из духовного мира.

Итак, для начала обратим внимание на следующее. Я уже говорил, что у растительного мира можно многому научиться. Давайте рассмотрим растение. Сегодня человек воспринимает его, просто рассматривая корень, стебель, затем листья, цвет­ки, находящийся в середине пестик, пыльцу и семена. Семя развивается в завязь, и обычно то, что в растении доступно наблюдению, люди описывают примерно так же, как они описывают кресло, если при этом к описанию они добавляют, что в кресло иногда можно садиться. Растение описывается примерно таким образом. Говорят о том, как в земле укрепле­ны корни, как они вбирают в себя физические и химические силы и вещества, как по капиллярам и иным подобным струк­турам поднимаются соки. Считается ошибкой говорить о спи­ралевидном расположении листьев, по крайней мере знание о том, что это некоторым образом связано с Космосом, отсутст­вует. Затем описываются цветки, и при объяснении их много­красочности и происходящего в них процесса оплодотворения в лучшем случае допускается мысль о наличии в них некой силы. Все эти описания мало чем отличаются от описания того, как человек садится в кресло. Не вникая в суть вещей, проис­ходящее описывают здесь самым поверхностным образом.

Таким образом, суть того, что в растении должно быть постигнуто, вовсе не выявляется. Здесь нужно понять, что в ходе наблюдения за растением сама его погруженность корня­ми в землю должна указывать нам на чудесную тайну. Другую тайну таит в себе стебель с листьями, еще на одну тайну указывает то, что происходит вверху, в цветках.

Возьмем корень растения. То, как он погружен в землю, показывает нам, что он является как бы той гранью, за которой бытие растения прекращается и начинается твердая земля. Но этот корень ничего не смог бы взять от земной почвы, если бы она не подвергалась воздействию со стороны Космоса. Косми­ческая среда — не только солнечное тепло и свет, но и то, что исходит от остальной планетной системы, принадлежащей нашей Земле, — оказывает влияние на Землю, на ее поверх­ность и частично вглубь нее. И те силы, которые благодаря этому активизируются в субстанциях земли, дают возмож­ность корням находиться в ней.

Теперь посмотрим, где еще можно найти эти силы. Силы, действующие в области корней растений, мы находим в чело­веческой голове, но уже совершенно не в том виде, в котором они содержатся в почве, у корней растений. И если придержи­ваться того, что может предложить нам сегодня естественная наука, то мы не сможем верно направить наше внутреннее созерцание на происходящее здесь. Именно об этом как о чем-то хаотическом, проникшем в ваши души через сегодняш­нюю естественную науку, многие из вас упоминали в своих вопросах. Необходимо вновь вжиться во внешние субстанцио­нальные движущие силы, вновь вжиться в то, что мы называем земным, текуче-жидкостным, газообразным, огненным. По­скольку вы всегда говорите о водороде, кислороде, углероде, азоте, сере, фосфоре в том же смысле, в каком о них говорит химия, для вас эти вещи всегда будут оставаться чем-то внешним. Вы всегда будете думать об этом, что вы как человек находитесь здесь, а где-то вне вас существуют кислород, азот и так далее. То, что вы можете воспринять относительно кислорода или азота благодаря сегодняшней физиологии или химии, есть нечто, не имеющее к ним прямого отношения. Из физиологии вы узнаете, что в человеческом организме есть азот, но это не переживается вами. Здесь следует исходить из того, что доступно человеку в переживании. И если у кого-то есть стремление поставить себя на службу развитию мира, то ему необходимо пережитое связать со всем человеческим существом. Если хочешь исцелять, нужно поступать именно так.

Особенность древних элементов заключается в том, что относительно них каждый человек знает: они переживаются им. Возьмем, к примеру, тепло, — тепло как природное качество. Оно переживается человеком: один чувствует тепло, другой — холод. Человек внутренне относится к теплу не столь поверхностно и безразлично, как к кислороду или азоту. Древнему рассмотрению природы было присуще стремление находиться не вне познаваемого объекта, а напротив, брать в качестве основы для переживаний то, в чем можно пребывать. Давайте рассмотрим сначала такие элементы, как теплота, огонь, так как переживание именно этих элементов, если позволить себе парадоксальное выражение, имеет очевидный характер. Всем известно, что тепло переживается человеком. Но дело в том, что для человеческой головы тепло является тем же, чем земля, земной элемент является для корней растений.

Что же это означает? Это означает, дорогие друзья, что вы можете сказать себе: я вижу корень растения, он находится в земной почве. Я рассматриваю человеческую голову, она — в тепловой почве, но только здесь эта почва находится вверху. Причина этого в том, что происходящее здесь (см. рис. 1) на четыре ступени отстает вот от этого (см. рис. 2). То, что происходит с корнями растений, назовите событием Земли, и тогда то, что сегодня именно в тепловом отношении еще происходит с человеческой головой, вы должны будете назвать событием Сатурна. Между ними лежат события Солнца и Луны. Если вы теперь мысленно устраните из человеческой головы все то, что вступает в нее позднее — земное, жидкое, газообразное, и представите себе действенным в ней только тепло, обеспечивающее тепловую дифференциацию для всего остального организма, если вы представите себе, что в голове существует только тепловой организм, тогда в организации человеческой головы вы сможете сегодня увидеть маленький Сатурн.

Итак, в своей голове мы несем сегодня древнюю организа­цию Сатурна. Осмыслив это, вы сможете сказать себе: когда-то, бесчисленное количество лет тому назад в Космосе сущест­вовало образование, которое уже содержало в себе все то, что сегодня имеется в человеческой голове как тепловая организа­ция. И корни растений воспроизводят в земле картины тех времен.

В этом все дело. Вы можете увидеть Сатурн в тепловой организации человеческой головы. Однако подобное видение, если оно происходит правильно, должно связываться не только с теоретической идеей, оно должно быть связано с внутренни­ми моральными импульсами. Надо суметь взглянуть на чело­веческую голову так, чтобы в результате сказать себе: как следствие того, что я рассматриваю человеческую голову, передо мной встают живые воплощенные воспоминания о древнейшем времени становления Космоса, о времени Сатур­на!

Попытайтесь проникнуться чувством: с одной стороны я — человек, достигший определенного возраста. Передо мной встает мое детство, встают мои воспоминания о детстве. Как Уже взрослый человек погружаюсь я в свои воспоминания детства. И вот возникает определенное внутреннее переживание, перед которым можно предстать с моральной силой. Теперь необходимо продлить это чувство, это ощущение до тех пор, пока вы не скажете самому себе: как человек я существовал уже в древнюю сатурническую эпоху; если я сейчас правильно понимаю, чем является моя голова, то она предстает передо мной живым воспоминанием об изначальном периоде становления Космоса. И я мог бы сказать: бесконечно многое может открыться мне в моих детских воспоминаниях, если благодаря этим воспоминаниям, благодаря живому пони­манию того, чем является человеческая голова, я смогу вер­нуться назад вплоть до сатурнической эпохи. Подобное позна­ние имеет значение только тогда, когда оно непосредственно погружено в моральную душу (Gemüt), когда человек может пережить внутренний трепет от подобного деятельного погру­жения в переживание Космоса. И процесс медитирования, в особенности для медика, должен заключаться не в размышле­нии, возникающем в связи с той или иной мыслью, а в том, что он проводит перед душой подобные отношения и взаимосвязи, в контексте которых у него появляются совершенно особые чувства, становящиеся для него каждый раз источником все­возможных внутренних потрясений.

Допустим, я встречаю человека, которого не видел, ска­жем, лет сорок. Его нынешний облик побуждает мою душу обратить взгляд на его детство; я представляю его ребенком. Это вызывает во мне совершенно определенное внутреннее потрясение. Я направляю сегодня свой взгляд на корни расте­ний, благодаря чему я приобретаю способность соотнести корень растения с человеческой головой, и человеческая голо­ва уводит меня назад, в древнюю сатурническую эпоху. Меди­тация должна овладеть всей душой человека, она должна стимулировать глубокую внутреннюю жизнь.

При этом необходимо указать направление: как, отталки­ваясь от основы, заложенной экзотерическим курсом, перейти к эзотерическому рассмотрению, построенному на душевном переживании Космоса и той взаимной связи, которая сущест­вует между ним и человеком. Ибо так же, как в рассмотрении факта существования взаимной связи между человеческой головой и процессом роста корня растений вам может открыться сатурническое бытие, так же благодаря рассмотрению вза­имной связи между человеческим сердцем и процессом разви­тия стебля и листьев может открыться солнечное бытие. И опять же, процесс развития стебля и листьев в растении есть живое воспоминание о древнем солнечном бытии.

Так доходим мы до цветка, в котором у растения зарожда­ется семя, то есть мы приходим к тому, что находится во взаим­ной связи с человеческой системой обмена веществ, с системой конечностей. И если все происходящее в цветке рассматривать в связи с системой обмена веществ человека, или системой его конечностей, то благодаря этому появится нечто подобное вос­поминанию о древней лунной эпохе. И если вам доступна эта внутренняя жизнь в чувстве, это внутреннее переживание ощущений, если вы, дорогие друзья, в состоянии глубокой медитации действительно внутренне ощутите эту взаимо­связь, тогда вы сумеете пережить также и нечто большее.

В вашей душе появится нечто очень значительное, и если вы обратитесь душой, уже способной к внутренним пережива­ниям, к корням растений, то вы начнете чувствовать, что ни один корень не пребывает в состоянии покоя. Напротив, по отношению к каждому корню у вас появится ощущение, что он движется. Это движение научит вас познавать. Все это я могу наметить лишь в общих чертах. Здесь я могу лишь указать на импульс, на способ построения внутренних переживаний, способ превращения знания о природе в мудрость. Итак, вы переживаете это движение корней растений. Рассматривая их подобным образом, вы ощутите себя как бы передвигающимся вместе с корнями растений по космическому пространству. Благодаря этому переживанию, тому, что вы находитесь как бы в кабине, перемещающейся в Космосе со скоростью корня, вы уже в некоторой степени приобретаете опыт переживания движения всей нашей планетной системы через космическое пространство. В корне растения вы переживете движение всей нашей планетной системы через мировое пространство, и если вы далее будете продвигаться в направлении вдоль роста листьев и сумеете вжиться в него только что описанным мною способом, то вы вновь переживете совместное движение, и это будет истинным, внутренне пережитым движением Земли.

Движение планетной системы: корень.

Совместное движение стебля и листьев: движение Земли.

Все это суть построения, которые дает коперниканская система относительно вращения Земли вокруг Солнца. Истин­ное движение Земли верно воспринимается в том случае, если углубиться в то, как связаны между собой стебель и листья.

Вместе со стеблем и листьями вы повторяете движение Земли относительно Солнца, и при этом Земля выглядит так, как она и описывается в коперниканской системе, хотя в действитель­ности это движение является намного более сложным. И направив взгляд на то, что происходит в цветке — там, где находятся пыльца и пестик, — и сумев глубоко это прочувст­вовать, вы переживете движение Луны вокруг Земли. В том, что происходит в цветке, переживается движение Луны уже само по себе, независимо от Земли. Всю планетную систему, включая Землю, можно пережить в корне растения. Движение Земли можно пережить в стебле и листьях, движение Луны, уже обособленное, можно пережить в процессе образования семени растения.

Я говорю это вам, дорогие друзья, для того, чтобы вы, во-первых, научились понимать то, на что сегодня обычная наука не обращает никакого внимания, не считая эти вещи доступными изучению и заслуживающими его. Но знать их необходимо, поскольку не зная их, ты не знаешь ничего. Однако я говорю это еще и по другой причине. Я не думаю, что кого-либо могут потрясти те сведения о растениях, которые он сегодня может получить. Они оставят его равнодушным. Он и относится к ним, как к чему-то такому, что оставляет его равнодушным. Он ровным счетом ничего не переживает. Если же вы в течение второго медицинского курса, который вы можете пройти уже теперь, выявите в растениях (в минералах это выявляется несколько иначе) и одновременно в человеке движение планет, движение Земли и Луны, то вас это не оставит равнодушным.

Да, дорогие друзья, мы стоим сегодня перед необходимо­стью внести в эти вещи свою познавательную деятельность. Сердце чувствует, что путь познания должен идти в этом направлении. Ведь то, что сегодня предлагается человеческо­му сердцу, будучи весьма поучительным, не имеет с реально­стью ничего общего. Людям обычно кажется, что реальность может быть ими схвачена в тех маленьких кусочках, на которые они разбивают картину целого.

Чем, собственно, занимается сегодняшняя наука? Она про­делывает следующее. Представьте, что кто-то, отправившись в Дрезден посмотреть на «Сикстинскую мадонну», встречает исследователя природы, который говорит ему: «А, «Сикстинская мадонна»? Да ведь это всего лишь внешнее впечатление». После чего он вынимает «Мадонну» из рамы, делит ее на все более мелкие кусочки, и вот уже образовалась целая куча этих кусочков, и на глазах они делаются все мельче и мельче, вплоть до того, пока не приобретут атомарный вид. Затем он произносит: «Вот только теперь ты обладаешь истинным зна­нием о «Мадонне»».

Все это, однако, не так. Стремясь к истинному знанию о «Мадонне», человеку сначала необходимо перенестись в религиозный замысел картины, затем в то, что из духовности Рафаэля перешло в «Мадонну», а также и в нечто иное, но об этом позже. Итак, нужно попытаться перенестись в замысел богов, божественно-духовных существ, стоящих за физиче­ским. Об этом вы узнаете позже, на втором курсе. И только благодаря этому люди получат возможность приблизиться к реальности.

Если то, о чем я сейчас говорил, воспринять как побужде­ние, то станет ясно, что два вида медитативных погружений, производимых тем способом, о котором я говорил вчера, про­будят в вас силу для познания в области медицины. И эти медитации могут протекать так, что вначале вы будете просто погружать себя во внешние проявления огня, — огня, прино­сящего тепло. И вы с глубокой серьезностью сумеете понять: внешнее проявление огня есть внешняя Майя, внешняя видимость, иллюзия. За огнем скрывается нечто совершенно осо­бое. За ним таится действующая воля, поистине действующая воля.

Вы можете спросить: как можно прийти к тому, что за огнем таится действующая воля? В школах эзотерического направления, как и везде, где сильно влияние эзотеризма, в этих случаях все зависит от самих учеников. Если вы сумеете раскрыть свою душу для восприятия того, о чем я сегодня говорил, то так же, как при виде формы человеческого лица, человеческого облика для вас становится очевидным присутст­вие духа и души, так же и здесь вам внутренне откроется, что повсюду, где есть огонь, присутствует также и действующая, воля. Она присутствует даже в пламени самой маленькой спички. И вы должны настолько продвинуться в этом, погружаясь также и в другие субстанции природы, чтобы горящая спичка перестала быть для вас одним только внешним явлени­ем, как это воспринимается сегодня, но чтобы она стала для вас действующей волей. Ибо если вы сумеете хотя бы в некоторой степени преобразить свою душу (Gemüt) описанным мною способом, если вы сумеете преобразить ее правильно, то вы обнаружите, что ваша душа учится чувствовать совершенно по-иному, учится совершенно по-иному относиться к окружа­ющей среде, в которой вы находитесь.

Если вы научитесь переживать действительность, то у вас появится и другое переживание. Вы ощутите, что существует связь между вашей действующей волей и тем, что является огнем. Вы как человек будете вживаться в мир, и ваше воспри­ятие огня станет гораздо более утонченным, чем до этого, поскольку теперь между вашей собственной волей и огнем возникает внутреннее сродство. Везде, где есть огонь, вы будете ощущать эту родственность. Вы должны научиться следующему: я нахожусь внутри этого огня, ибо он есть действующая воля. Он принадлежит мне, равно как и мой палец.

В своем существе вы сможете пережить воздух, только восприняв его как мужество. Повсюду, где вам повстречается ветер, свободно носящийся по миру, вы будете переживать его в своей душе как мужество. Итак, то, что вы вовне, в природе воспринимаете как воздух, есть мужество. Мужество — это воздух. Это вы должны пережить в своей душе.

Вода есть внешнее проявление чувства. Везде, где есть чувство, внутренне деятельно то же, что деятельно и там, где внешне есть вода. Вода — это чувство.

Там же, где вы встречаете землю, твердую землю, она, ее твердость, станет для вас тем же, что и мысль. Ведь в мыслях замирает жизнь.

Сумев медитативно охватить эти четыре мысли, вы сможе­те научиться думать следующим образом: огонь есть действу­ющая воля. Научившись во внешнем проявлении огня видеть откровение действующей воли, сумев выступить навстречу огню таким образом, чтобы увидеть в нем действующую волю (подобно тому, как в человеческом облике вам открываются дух и душа), сумев почувствовать, что внешний облик огня является Майей, научившись в дующем ветре, в облаках видеть проявления мужества и выступать навстречу воде и земле так, чтобы всякий раз, соприкоснувшись с ними, ощу­щать их как нечто подобное вашим чувствам и мыслям, вы сумеете найти путь к познанию также и в себе самих того, о чем мы с вами будем говорить в течение последующих восьми дней: о том, что органический процесс, выступающий в вас в форме земного образования, которое начинается с головы и тянется вниз, что этот органический процесс, это постоянно протекающее формирование земного организма, образование взаимосвязей в этом, обладающем тяжестью земном организ­ме, и есть, в сущности, мысль.

Перейдем к тому, что составляет сущность дыхания. По­старайтесь почувствовать, как в процессе дыхания газообраз­ное в человеке образует циркулирующий поток, и тогда имен­но в воздушном элементе, в том действии, которое он оказывает на человеческий организм, вы обнаружите начало, стремящееся сделать человека активным существом, входя­щим во внешний мир с тем, чтобы обрести значимость в этом внешнем мире. И вы сумеете среди многообразных явлений природы обнаруживать те процессы, которые происходят с воздухом в самом человеке.

И вы познаете, что то, что живет в водном элементе, то, чем является водный организм, «жидкий» организм человека, в своей внутренней подвижности есть то, в чем живет чувство, протекающее центробежно-центростремительно. Движение воздуха можно познать, если представить себе, скажем так, полувращательное движение, движение сверху вниз. Вы так­же познаете, что то, что живет в жидком, в человеке выступает как центростремительное и центробежное движение, стремя­щееся повсюду поддерживать равновесие. Из наблюдения над тем, что природа совершает вовне, вы научитесь находить переход к тому, что происходит с этими стихиями в человеке. Однако следует помнить главное условие: не оставаться в рамках обычного наблюдения, поскольку всякий раз обычное наблюдение притягивает нас к земле, иссушает и делает нас твердыми, приводя нас к утрате подвижности.

Вы можете многое почерпнуть из того, что я сегодня пред­ставил вам в общих чертах. Однако здесь повсюду опущены промежуточные звенья, и я не могу раскрыть перед вами всех подробностей, поскольку это заняло бы слишком много време­ни. Я могу вызвать в вас лишь побуждения. Из этих побужде­ний вы сможете извлечь, что способы и методы занятий медициной должны стать совершенно иными. Теперь вы види­те, что все сообщенное здесь мною действительно может стать для вас плодотворным. Для этого необходимо, чтобы на часть вызывающих ваше беспокойство вопросов (которые я прочи­тал с тяжелым сердцем, поскольку в них вы указываете на то, что с необходимостью совершает время) вы нашли ответ бла­годаря тому, что вами будет сохранена постоянная связь с Гетеанумом. Чем дольше вы будете заниматься медициной, тем более ощутимой для вас будет плодотворность ваших занятий. Здесь нужно действительно иметь к этому внутрен­нее отношение, стремление к учебе. Необходимо серьезно работать. И у вас должно появиться еще одно чувство, которое должно искренне и честно исходить от вас, причем от вас самих зависит, сумеете ли вы на него решиться, или нет. Вы должны почувствовать, что в ближайшее время из Дорнаха должно прийти оплодотворение медицинского обучения. И в самом Дорнахе оно должно протекать в соответствии с запро­сами сегодняшнего дня — так, чтобы человек мог действитель­но избрать свой путь в медицине и пройти его.

Здесь, с одной стороны, встает вопрос кармы, ибо каждый, кто хочет исцелять, должен выработать личное, интимное отношение к карме, действующей в мире. Об этом я скажу позднее, в ходе ближайших лекций. Невозможно исцелять вопреки карме. Исцелять можно только в духе кармы. Однако к карме вовсе не следует подходить как к чему-то тривиально­му, думая так: если кто-то болен, то ему следует оставаться больным, такова его карма; если же он выздоравливает, то это его карма принесла ему выздоровление. Так рассуждать нель­зя. Вопрос о том, как карма действует непосредственно в человеческой жизни, действительно требует основательного углубления в Космос. Из Дорнаха эти вещи даются тому, кто их ищет.

Я уже говорил, что из эзотерических источников выносятся импульсы, устремленные в будущее. Поэтому нам уже необ­ходимо принимать во внимание вещи, которые стали для нас реальностью и которые учитывались во время Рождественско­го собрания при основании Всеобщего Антропософского обще­ства. Применительно к области медицины речь идет о следую­щем: в некотором гораздо более глубоком смысле, чем можно было заключить из того, что мною говорилось вчера, я не испытываю беспокойства в связи с тем, что наши лекарствен­ные средства будут кем-либо скопированы. Необходимо толь­ко, чтобы в будущем люди поняли, что эзотерическое изуче­ние медицины в гораздо более глубоком смысле должно вестись в постоянном контакте с Дорнахом. Для этого необхо­димо, чтобы наряду с другими ветвями дорнахской духовной жизни в будущем практиковалась также и медицина. Взгляни­те на то, что всегда имело место в жизни Антропософского общества. Многие из тех, кто, находясь в Антропософском обществе, стремился стать эзотериком, принимали во внима­ние внутренние условия эзотерической жизни недостаточно основательно.

Итак, внутри антропософского движения мы, собственно, сумели достичь необходимого результата лишь в двух обла­стях, а именно в области всеобщей антропософии и в области эвритмии и искусства речи. И то, что в этих областях сформи­ровано как внутренняя деятельность, как самостоятельная внутренняя деятельность, должно быть действительно сфор­мировано для всех секций, которые сейчас должны быть уч­реждены. Для этого необходимо уметь доверительно относить­ся к условиям, которые здесь были выработаны. К их числу принадлежит следующее: все касающееся области медицины было разработано мною совместно с доктором фрау Вегман, которая в течение всего антропософского движения готовилась к медицинской деятельности и теперь находится в средоточии медицинского движения и руководит им вместе со мной. И только с доверием подходя к работе доктора фрау Вегман, можно найти в Дорнахе свой путь. Поэтому в ближайшее время должно быть создано направление для тех, кто, желая возрождения медицины в той форме, о которой я скажу позднее, стремится поддерживать длительную связь с секцией, чтобы они имели возможность обращаться к доктору фрау Вегман постоянно, испытывая к ней абсолютное доверие. Мы будем из месяца в месяц отвечать на соответствующие вопро­сы тем, кто в конце этого курса стал, так сказать, учеником дорнахского Гетеанума, находясь с ними в постоянной перепи­ске. Так будет как в этой, так и в других секциях. Эта переписка поможет ответить на вопросы, которые будут воз­никать у отдельных лиц. Также и все те, кто непосредственно участвует в работе соответствующей секции, получат соответ­ствующий ответ. Но это невозможно без внутреннего доверия. Так будет создана реальная связь, и вы сумеете удовлетворить все ваши медицинские запросы на ближайшее время. Дело главным образом должно быть организовано так — до того, как мы продвинемся дальше, — чтобы создалась необходимая двусторонняя связь. Наибольшей ошибкой, до сих пор встре­чающейся в эзотерической жизни, является то, что люди в силу своей чрезвычайной нескромности полагают, что свои эзотерические упражнения они должны проводить исключи­тельно в моем присутствии, все хотят иметь дело со мной, и больше ни с кем. Просто удивительно, что эзотерики до сих пор допускают срывы в подобных вопросах! Здесь необходимо заметить, что импульсы, исходящие из самих источников эзотеризма, в силу глубоких оккультных причин могут пол­учить дальнейшее развитие лишь при участии людей, имею­щих к этому призвание. И само водительство, осуществляю­щееся людьми,  назначенными к этому судьбой,  также принадлежит к области эзотерики. Оно парализуется, встре­чаясь с человеческой нескромностью. Если это не будет поня­то, мы, разумеется, не сможем продвигаться дальше, работая во вновь созданном Антропософском обществе, что совершен­но необходимо.

Это то, что я для начала хотел сказать в общих чертах. Я и дальше буду говорить о том, какой должна быть действующая эзотерика. Сегодня я хотел лишь ознакомить вас с этими вопросами, чтобы завтра вернуться к ним с эзотерической точки зрения. Завтра же я хотел бы ответить на большую часть возникших у вас вопросов, которые, в основном, сводятся к следующему: как мне прийти к знанию, исходящему из Дорнаха? Вы можете найти его, но вам необходимо иметь дове­рие. Это не вера в авторитеты, а исполненное внутреннего смысла созидание, совершаемое на на внутренней основе, это принятие условий, созданных однажды самой судьбой.

На сегодня достаточно. Завтра мы продолжим. На отдель­ных вопросах я остановлюсь подробнее, поскольку ответы на них должны быть вами внутренне приняты.

Огонь — действующая воля

Воздух — мужество.

Вода — чувство.

Земля — мысль. 


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рождественский курс. Лекция первая (Дорнах, 2 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция вторая (Дорнах, 3 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция третья (Дорнах, 4 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция четвёртая (Дорнах, 5 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция шестая (Дорнах, 7 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция седьмая (Дорнах, 8 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция восьмая (Дорнах, 9 января 1924 года).
  • Приложение. Письмо в связи с Рождественским курсом (Гётеанум, 11 марта 1924 года).
  • Пасхальный курс. Лекция первая (Дорнах, 21 апреля 1924 года).
  • Пасхальный курс. Лекция вторая (Дорнах, 22 апреля 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса