Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2006

Геральд Хефнер. Возрождение братства.


Если проанализировать дебаты на тему «глобализация», то может сложиться впечатление, что за рабочие места, энергоресурсы, чистую воду ведется борьба «всех против всех». В связи с этим слово «братство» представляется несколько устаревшим и редко употребляемым. Но сегодня мир более всего нуждается именно в братстве.

Жизненная необходимость

Братство так же необходимо миру, как вода растениям. Мир жаждет его. Но оно не возникает само собой. Раньше, когда человечество жило в маленьких общинах, простейшие формы братства были жизненно необходимы. Люди могли выжить только сообща. Во все времена жизнь внутри общины была возможна лишь благодаря взаимопомощи, постоянной поддержке и готовности всех её членов делиться друг с другом. Люди, не относящиеся к данной семье, роду, религии или народу, не имели право на сочувствие и помощь, они часто рассматривались не как друзья и компаньоны, но как чужаки, как враги, они не пользовались правами на то, что принадлежало членам данной общины, их преследовали и даже убивали.

Сегодня такая изоляция неизбежно привела бы к гибели человечества. Но неизменным остается то, что давно было сформулировано относительно человеческих сообществ: счастливо, уверенно и мирно мы можем сосуществовать только сообща. Сегодня это «сообща» относится ко всему мировому сообществу. Все люди мои братья. Я реально связан со всеми. Когда я ем за завтраком банан, то незримо оказываюсь связанным со множеством разных людей: с теми, кто в Америке или Африке этот банан посадил, вырастил, привез, упаковал, погрузил на корабль, идущий через океан, снова выгрузил, доставил в магазин, поместил на полки и в конечном итоге продал его мне. Я связан с этими людьми, все они что-то сделали для меня. Если продолжить эту мысль, то в течение дня я связан с огромным числом людей на Земле, делающих своё дело. И это относится не только к физической деятельности, но и к миру мыслей.

Сегодня братство требует особого внимания. Оно не ограничивается одной страной, одной религией или цветом кожи, не основывается на симпатии или возможности представления. Оно должно постоянно расширять эти представления, чтобы круг людей, объединенных братством, становился все больше, а наша действенная безграничная связь становилась все теснее. Такие упражнения к расширению возможности представления, а также интереса и участия являются первым практическим шагом для развития истинного братства в нашем эгоистичном и недоброжелательном мире.

Состояние нашего мира

В мире братства не должно быть безразличия того, кто имеет материальное благосостояние, к тому, кто страдает от голода, от отсутствия чистой воды, от нехватки врачебной помощи или даже умирает. Десятилетия назад ужасающая пропасть между бедностью и богатством была не меньше. Если уже в 1970 году средний доход граждан пятнадцати самых богатых стран по сравнению с пятнадцатью самых бедных стран был более чем в 40 раз, то в 1995 году эта разница стала еще больше. Если мы возьмем соотношение не между странами, но между индивидуальными доходами населения, то здесь разница еще больше. Кажется, что утеряны все масштабы. В США, например, один человек, Билл Гейтс, имеет в своем распоряжении состояние большее, чем 26 миллионов беднейших граждан этой страны вместе. Еще более ужасающе, еще более неприкрыто любое соотношение, относящееся к отдельным людям: три богатейших миллиардера нашего мира вместе владеют большим состоянием, чем валовой социальный продукт 40 беднейших стран мира, составляющих 600 миллионов жителей.

Таковы отношения нашего мира, отношения, за которые в ответе не кто другой, как мы сами, все вместе. Но вместо того, чтобы развивать братство, мы поддерживаем эгоизм. Тот, кто берет верх над другими, получает вознаграждение намного больше, чем тот, кто помогает другим, заботится о других. Братство не в моде. Так, люди, имеющие профессии, ориентированные на торговлю и получение прибыли, получают гораздо больше по сравнению с теми, чьи профессии требуют таких же усилий, но заведомо низкооплачиваемы, как, например, профессии людей, занятых в сферах обслуживания, социального обеспечения или воспитания.

И симптоматично то, что практически во всех богатых, экономически сильных странах сегодня, несмотря на дальнейшее повышение доходов (для тех, кто располагает надежным доходом), существующие формы двухсторонней поддержки и помощи являются предметом пересудов. Финансирование социального страхования, ухода за больными, пенсий, пособий по безработице и социальной помощи считается слишком высоким и шаг за шагом сокращается. Закрываются публичные библиотеки, бассейны, приватизируются коммунальные услуги. Последствия этого антисоциального поворота непредсказуемы. Таким образом в наши города и деревни возвращается до поры скрытая, но всё отчетливее проявляющаяся бедность.

Одновременно с этим личное благосостояние, максимальная заработная плата работающих в экономической сфере достигает таких баснословных размеров, что люди уже не знают, где и как они вообще могут потратить свои деньги.

Геральд Хефнер
Weleda Nachrichten №229/2004
Перевод с нем. М.К.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер о русском языке.
  • Интервью с Вернером Шредером. Изменил ли духовный мир свою стратегию?
  • Бернард Штейнер. Тайны пространства в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
  • Кристоф Страве. Духовная наука и социальный вопрос.
  • Кристоф Линденау. Общечеловеческий путь к порогу.
  • Кристоф Вихерт. Компетентность учителя и семь добродетелей в искусстве воспитания.
  • Эрхард Фуке. Познания, «терзающие сердце».
  • Альфред Утц. Рождественские знаки.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (III).
  • Малкольм Даниелс. Осознание жизненных задач.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4439
    Результат опроса