Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2006

Вивиана Алварец. Вопрос о духовном импульсе.


Насколько актуально сегодня самоуправление, которое практикуется в вальдорфских школах? Какие вопросы, какие проблемы возникают с течением времени? Каким должно быть самоуправление в наше время души сознательной, чтобы оно было действенным в данном организме? Этим вопросам посвящает свою работу новая Академия при институте Hardenberg, которая открылась 4 марта 2006 года после двухлетней подготовки.

Коллегиальное самоуправление, существующее в вальдорфских школах, является значительным достижением ХХ века. В отличие от контролируемого мира труда, с одной стороны, и свободным существованием людей искусства, с другой стороны, оно является основой того, что отдельный человек может внести в сформированную общность силу своей мысли, сердца и воли. 

Тот, кто принимает участие в самоуправлении вальдорфской школы, иногда видит это иначе. Подчас он переживает объективные трудности человеческого общения, которые доводят его до истощения, иногда становясь непреодолимыми. Несоответствие между идеалами и действительностью, между требованием и получаемым результатом особенно проявилось начиная с 80-х годов ХХ века. Это связано не только с широким распространением вальдорфского движения, начавшегося в 70-е годы, но главным образом с тем, что именно в это время большую часть нашего общества охватил новый, «альтернативный» менталитет: уход от категорических установок к самоопределяемой жизни и работе. Но это потребовало новых способностей, к которым, как правило, люди не были подготовлены. На это в особенности натолкнулась «альтернативная экономика». Вопрос, каким образом в изменившихся обстоятельствах осуществлять совместную работу, до сих пор остался неразрешенным. Вальдорфские школы с опережением в 60 лет оказались на переднем плане этого изменившегося общества.

Сегодня речь идет не о том, чтобы для работы друг с другом применять какие-то уловки или социальные приемы, но о том, чтобы с большим размахом осуществить перелом, к которому общество ныне подошло во всем мире. То, что в таком глобальном изменении может произойти много срывов, не удивительно и не трагично. Это присуще мировому развитию.

Обратим наше внимание на развитие самоуправления внутри вальдорфских школ. Возникающие в этой области трудности мы пытались в последние десятилетия преодолеть прежде всего благодаря работе над вопросом структуры и профессионального разрешения конфликтов. Между тем, существует ряд школ с замечательными структурами, но нередко происходит так, что дело всё же не идет на лад. И можно наблюдать, что конфликт вновь возникает в старой или новой форме и после того, как консультант по конфликтам свою работу закончил. В чём же дело? Может быть, люди в своих усилиях и взаимной работе не замечают чего-то главного?

По мере увеличения количества участников обязательным становится понимание внутренних закономерностей коллегиального самоуправления. Знание этих закономерностей является необходимой предпосылкой не только для специалистов, но для каждого человека, принимающего участие в самоуправлении.

Для будущего вальдорфских школ очень важно, чтобы родители учеников занимали в самоуправлении школы надлежащее место. То, что они совместно принимают на себя обязательства по отношению к школе и соответственно приобщаются к делу коллегией, требует от обеих сторон некоторых усилий. В последнее время все больше идентифицируются со своей школой и старшеклассники. Их приглашают на школьные конференции, на которых решаются основные вопросы обучения, педагогики и вопросы, связанные с юношеским возрастом.

Примером может служить «Молодая вальдорфская филармония» – оркестровая работа, целиком проведенная учениками при участии молодежи из различных регионов, результат которой был показан в открытом выступлении. Здесь инициативы отдельных участников объединились в великолепии общего достижения, переживание которого важно не только для самих участников! Внесение новых импульсов в общество со стороны учеников, от поколения к поколению, очевидно для будущего как притекание обновляющих сил.

Для решения вопросов подобного рода в 2002 году возникла совместная работа под названием «Педагогическая Академия», которая должна стать объединением людей с целью поиска и реализации общего духовного импульса, с сохранением индивидуальной духовной свободы каждого, с возможностью каждого в непрерывности усилий принимать участие в подобного рода рациональной работе, делая достигнутые успехи достоянием других.

Вивиана Алварец
Das Goetheanum № 3/2006
Перевод с нем. М.К.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер о русском языке.
  • Интервью с Вернером Шредером. Изменил ли духовный мир свою стратегию?
  • Бернард Штейнер. Тайны пространства в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
  • Кристоф Страве. Духовная наука и социальный вопрос.
  • Кристоф Линденау. Общечеловеческий путь к порогу.
  • Кристоф Вихерт. Компетентность учителя и семь добродетелей в искусстве воспитания.
  • Эрхард Фуке. Познания, «терзающие сердце».
  • Альфред Утц. Рождественские знаки.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (III).
  • Геральд Хефнер. Возрождение братства.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса