Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2006

Рудольф Штейнер. Основы исторического развития для образования социального суждения.


Восьмая лекция. Дорнах, 24 ноября 1918 года (ПСС 185а)

То исполненное значения требование времени, которое поднимается из потока человеческих свершений и которое называется социальным движением, как раз тогда, когда оно наиболее интенсивно обдумывается и ощущается, трактуется внешним образом, в соответствии со своеобразием сил времени, трактуется с той точки зрения, как если бы существовал лишь физический, чувственный мир. Ведь социальный вопрос стал действенным как пролетарское требование. Он живет в пролетарских требованиях, так сказать, абстрактно-теоретическим образом, и опасность заключается в том, что абстрактно-теоретический образ, который никогда не должен был бы становиться внешним фактом, сейчас может стать внешним фактом; по крайней мере, имеются предпосылки к тому, чтобы он стал таковым. Но это пролетарское сознание, исходя из которого социальный вопрос сегодня добивается признания, насквозь пронизано верой лишь в материальный мир с его этическими придатками голого утилитаризма, голой морали полезности.

Это тот факт, который, собственно, каждый сегодня может «потрогать руками»: идеи для социального движения извлекаются лишь из известной веры в материальное бытие, в полезность человеческой жизни и в силы полезности человеческой жизни. Однако для того, кто прозревает жизнь, совсем особое значение имеет то, что непосредственное объяснение социального вопро
са, а именно, идей, необходимых для этого социального вопроса в настоящем и ближайшем будущем, нельзя получить из какого-либо, пусть даже научного, рассмотрения внешнего физически-материального мира.

Это то, что в настоящее время следует знать, то, чем люди в настоящее время должны быть пронизаны. Они должны быть пронизаны тем, что социальный вопрос разрешим только на спиритуальной основе, но сегодня его решение ищется без каких-либо спиритуальных основ. И тем самым проявлено нечто очень важное для нашего времени. Посмотрите, на всем пространстве, которое можно обозревать лишь чувственными способностями и рассудком, связанным с этими чувственными способностями, на всем этом пространстве нельзя образовать идей, необходимых социальному движению. Эти идеи, если они должны быть обозреваемы в их непосредственной силе действия, лежат с другой стороны порога, ведущего из физически-чувственного мира в мир сверхчувственный. Наиболее необходимым для настоящего и ближайшего будущего в отношении развития человеческой судьбы является внесение известных идей с той стороны порога, однако наиболее характерным явлением современности является то, что такое внесение идей как раз отвергается. И вся работа в этой области должна быть пронизана волей преодолеть эту нерасположенность к внесению социально действенных идей с той стороны порога физического сознания.

Естественно, в основе этого лежит чрезвычайная трудность; перед душой тотчас встает трудность, когда мы размышляем о том, что, поскольку мы живем в эпоху души сознательной, то, собственно, нужно добиваться всего более или менее сознательно, что в силу важного эпохального требования настоящего времени необходимо знакомиться с истинами, лежащими по ту сторону порога физического сознания.

Теперь, конечно же, можно сказать, что совсем незначительное число людей настоящего времени правильно оценивает то, что лежит по ту сторону порога сознания, оценивает инициацию, мудрость инициации, то, как, собственно, должна она господствовать в настоящее время или как должна она становиться господствующей. Способностями, заложенными в каждой человеческой душе и вносящими из сверхчувственного известные идеи, люди настоящего времени предпочитают не пользоваться из-за лености, которую я вам часто характеризовал. А ведь необходимо сказать, что в этой области лежит вполне объективная трудность. Вы не должны забывать, что в своем первичном облике вещи и сущности, которые лежат по ту сторону порога, может наблюдать только тот, кто этот порог перешагнул. Но ведь такой переход порога является важнейшим событием личной жизни. Это то событие личной жизни, которое проливает особый свет, когда нужно подойти к социальному вопросу. Социальный вопрос, что объясняет уже его название, является делом группы людей, человеческих взаимосвязей; тайна же порога – делом индивидуальности. Можно сказать: собственно, никто не в состоянии, зная тайну порога, непосредственно сообщить ее другому. Можно даже сказать, что если тайна порога кому-то внутренне раскрывается, то исходя из известных взаимосвязей, которые также воспринимаются, это означает известный кризис в человеческой душе.

Вы или, лучше сказать, те из вас, кто в течение ряда лет проводил антропософские духовно-научные наблюдения, имели случай найти себя на пути, найти тайну порога. Когда вы приближаетесь к тайне порога, то благодаря самому процессу сознательно воспринимаете, что можно лишь правильно говорить о путях, ведущих к тайне порога, однако о тайне порога нельзя сделать непосредственного сообщения. В известном отношении тайна порога является индивидуальным делом каждого отдельного человека, и все же существует необходимость, чтобы с той стороны порога именно для социального становления выносились важнейшие идеи. Сегодня ведь вообще отношение к тайне порога является делом собственным, поскольку мало доверия у человека к человеку. Доверие человека к человеку, к несчастью, исчезло среди людей, и наша социальная жизнь протекала бы совсем иначе, если бы только немного больше доверия было у человека к человеку. Но происходит так, что к тому, кто сегодня знает тайну порога, кто знает её через знакомство со Стражем порога, у многих возникает слишком мало доверия или возникает ложно направленное, ложно ориентированное, ложно установленное доверие.

Как вы могли убедиться, это было бы довольно безнадежным, если не случится чего-то иного. Все же можно было бы сказать: социальный вопрос вообще может быть решен только инициированными людьми. Но из-за недостатка доверия инициированным просто так доверять не будут. Не будут верить, что они обладают познанием в жизни. Его можно воспринять только в известной области, а именно, с другой стороны порога, о котором невозможно говорить непосредственно от человека к человеку, и по крайней мере, не в любой момент времени и исходя не из всех предпосылок. Если, например, кто-нибудь неосторожно поделится своим опытом встречи со Стражем порога с другим человеком, который воспримет его эмоционально или, скажем, не поставив себя в ту область своей души, в которой он до известной степени занимался интенсивным самовоспитанием, или, скажем даже, тот, кто таким образом получил сообщение о тайне порога, эту тайну выболтает дальше, то это хотя и станет переходом тайны порога в социальную жизнь, но переходом, имеющим очень скверные последствия. Именно то, что иной раз вызывает уже простое сообщение о пути к тайне порога, делит людей на два лагеря, делает людей враждебными по отношению друг к другу. Ибо в то время как сами идеи, приходящие с той стороны порога, действуя в своей истинной силе, в своей очищенной спиритуальной силе, способны вызвать социальную гармонию среди людей, то рассеянные среди людей неочищенными, они вызывают споры и войны.

Таким образом, вы видите, что с тайной порога связано странное обстоятельство. И если бы не случилось нечто другое, то была бы действительно оправдана та безнадежность, о которой я вам говорил. Однако, поскольку оправдало себя нечто иное, то следует сказать: путь, который должно пройти будущее, может быть ясно охарактеризован. Ведь сегодня социально плодотворные идеи могут быть найдены, собственно, только немногими людьми, которые могут воспользоваться своими определенными спиритуальными способностями, но преобладающее число людей их применять не хочет, несмотря на то, что они заложены в каждой душе. Их не хотят применять не только сознательно, но в большинстве случаев не хотят применять и бессознательно. Однако те немногие должны будут взять на себя задачу сообщить то, что они изъяли из духовного мира именно в отношении социальных идей. Они переведут это на тот язык, на который должны быть переведены духовные истины, наблюдаемые в другом облике по ту сторону порога, чтобы стать популярными. Они могут стать популярными, но прежде должны быть переведены на популярный язык.

Естественно, в силу общего характера времени таким посвященным в тайну порога, говорящим о социальных идеях, не поверят, так как среди людей нет необходимого доверия. Каждую социальную идею, которая, как Вы могли убедиться из предшествовавшего, не является действительностью, каждую социальную идею, которая в сегодняшнее демократическое время – хотелось бы сказать, одержимое демократией время – направляется в мир чувств обычным рассудком, такую социальную идею, которая ею не является, будут, разумеется, демократично считать равноценной той, что инициированные изымают из духовного мира и что действительно может быть плодотворной. Но если бы такое одержимое демократией воззрение одержало победу, то мы в относительно короткое время пережили бы социальную невозможность, социальный хаос в опустошающем смысле. Однако, существует и другое, и оно в исключительной мере действенно в социальных идеях, привносимых инициированными людьми с той стороны порога. Я все снова и снова подчеркиваю: кто действительно хочет использовать свой здоровый рассудок, не развращенный наукой, но здоровый человеческий рассудок, тот, хотя сам и не может найти то, что могут найти только инициированные, в любое время может это проверить, испробовать в жизни и убедиться в этом. И в ближайшее время социально плодотворные идеи должны будут проделать этот путь. Другого развития не будет. Социально плодотворные идеи должны будут восприниматься этим путем. Они будут выступать повсюду. Само собой разумеется, поначалу, пока не проверят, пока не применят свой здоровый человеческий рассудок, любую произвольную марксистскую мысль будут путать с инициированной мыслью. Но сравнив и обдумав, действительно применив к вещам здоровый человеческий рассудок, люди уже различат, убедятся в том, что то, что вносится из тайны порога с другой стороны, в истинном содержании является чем-то иным, отличается от того, что вносится из мира чувственного, например, от марксизма.

Вместе с тем я не описываю вам никакой программы, поскольку посредством программ в ближайшее время человечество приобретет очень плачевный опыт; я охарактеризовал позитивный процесс, который должен произойти. Те, кто из инициации знают что-то о социальных идеях, будут обязаны эти социальные идеи сообщить человечеству и человечество должно будет решиться на то, чтобы такие вещи осмыслить. И посредством осмысления, просто посредством осмысления с помощью здорового рассудка уже обнаружится справедливое. Чрезвычайно важно, чтобы то, что я только что сказал, действительно рассматривалось как фундаментальная правда жизни для ближайшего времени, начиная уже с настоящего! Требованием является не то, что люди должны в это поверить, ведь исходя из любой произвольной идеи можно сделать то или иное, требованием является вера в то, что люди должны сотрудничать. Необходимо непосредственное, персональное сотрудничество людей; при этом среди сотрудничающих должны быть и те, кто вносит соответствующие идеи с той стороны порога. Таким образом, вы видите, что с тем, что важно для настоящего времени, нельзя играть. Это необыкновенно серьезное дело, взывающее к человеку из настоящего времени. И можно сказать: в широком окружении человеческого сознания мало еще осмыслена неслыханная серьезность, подобающая признанию этих вещей.

Здесь существует следующая трудность, знать о которой должны, по крайней мере, те, кто в таких вещах может исходить из известных духовнонаучных рассмотрений. Социальная проблема в настоящем времени действует как проблема интернациональная. В этом заключено роковое заблуждение, нашедшее свое практическое выражение и в том, что такой всецело прозападный человек, ориентированный на Англию и Америку, как Ленин, по протекции немецкого правительства был доставлен в пломбированном вагоне в Россию, чтобы вызвать там такое состояние, при котором в лице Людендорфа немецкое правительство полагало, что сможет заключить мир и сохранить себя впредь. Это покоится на заблуждении, будто вообще может существовать нечто действительно всецело интернациональное, применимое повсюду. Именно на примере ленинизма в России можно изучить, насколько невозможно русскому народу привить нечто всецело западное, привить то, что сам Запад, однако, иметь вовсе не хочет.

Речь идёт не о том, чтобы в поиске социальной гармонии абстрактным образом все снова и снова возвращаться к тому, что в отношении основного существа все люди равны друг другу. Дело заключается в том, что люди должны учиться понимать себя в своих индивидуальностях, а также в великих, вечных силах, проходящих через человеческие индивидуальности. Сегодня многие возмущаются, когда высказываются те вещи, которые должны служить именно тому, чтобы люди учились лучше себя понимать. Сегодня когда комуто говорят, что немецкий народ предрасположен к тому, чтобы дух народа говорил через Я, в то время как итальянский народ предрасположен к тому, чтобы дух народа говорил через душу ощущающую, то тотчас готовы сказать: ну да, итальянец уважаем меньше, так как душа ощущающая ниже, чем Я. Так говорят. Естественно, это полнейшая бессмыслица, поскольку в таких вещах речь идет не о том, чтобы дать оценку, а о том, чтобы дать в руки нечто, благодаря чему люди действительно научились бы себя понимать через все окружение Земли – а судьбы людей сегодня могут быть упорядочены не иначе как через все окружение Земли. С известной точки зрения нет ничего очень значимого или совсем не имеющего значения, но в развитии человечества все имеет свою задачу. И ведь в таком случае, естественно, в каждом человеке есть нечто, что естественным образом связано с тайной порога. Благодаря этому человек выделяется из групповой зависимости и может сказать: там действует душа ощущающая, там – Я, там – Самодух и так далее. Сегодня такие вещи следует знать, иначе люди будут всегда проходить мимо друг друга, знать друг о друге не более двух вещей: что большинство людей имеют нос посреди лица и что истинно то, что знают журналисты, путешествующие из страны в страну. Ведь обе эти важные истины приблизительно равны.

(Продолжение следует)

Перевод с нем. Е. Печалиной


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер о русском языке.
  • Интервью с Вернером Шредером. Изменил ли духовный мир свою стратегию?
  • Бернард Штейнер. Тайны пространства в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
  • Кристоф Страве. Духовная наука и социальный вопрос.
  • Кристоф Линденау. Общечеловеческий путь к порогу.
  • Кристоф Вихерт. Компетентность учителя и семь добродетелей в искусстве воспитания.
  • Эрхард Фуке. Познания, «терзающие сердце».
  • Альфред Утц. Рождественские знаки.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (III).
  • Геральд Хефнер. Возрождение братства.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса