Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2004

Рекс Рааб. Капители колонн Гетеанума. Высшая точка их метаморфозы


Удивительное изменение, проходящее через смерть и воскресение, мы переживаем при продви­жении от четвертой к пятой капители. В описании, данном в 1907 году, Рудольф Штейнер, творец этих архитектонических форм, констатирует: «Образова­ния, возникшие из соединения верхнего и нижнего [мотивов], приняли в себя жизнь, а потому проявля­ются как жезл, обвитый змеями. Необходимо ощу­тить, как этот мотив органически вырастает из предыдущего». Как же возникают эти жезлы и змеи?

В переходе от третьей к четвертой капители трехчленное образование, подобное цветку, стало тяжелее, а потому больше не нуждается в носителе снизу. При дальнейшем нисхождении эти «лепест­ки» отмирают в основании, а затем чудесным обра­зом пробуждаются к собственной жизни. Средний лепесток, первым достигающий основания, снова восстает как жезл. А два внешних лепестка следуют за ним как заряженные энергией змеи, спиралевидно обвиваясь вокруг жезлов. Этот процесс преоб­разования при переходе от четвертой к пятой капители сопровождается исчезнове­нием маленьких колонн с принадлежащими им балка­ми, которые, исполнив свою задачу, теперь могут пере­дать свою силу внутренней [жизни] капители. Сверху намечается новая форма, еще не способная, однако, к развитию.

К сказанному выше я хо­чу добавить анализ измене­ний при переходе к шестой капители: в жезлах пятой капители ярко выражены го­ловки, а у их основания - не­большие образования, по­хожие на крылья. Жезлы го­товы полететь вверх, но их еще останавливают змеи, ко­торым они дают опору. Эта ситуация, когда одна форма в нижней области капители уже готова к полёту в верхнюю область, представляет собой нечто совер­шенно новое, поскольку каждое изменение на всех первых четырех ступенях метаморфозы побужда­лось инициативой, исходящей из верхней зоны. Те­перь же впервые инициатива исходит снизу. Можно сказать: это мгновение, когда дыхание приостанав­ливается. Что произойдет дальше? Как при старто­вом выстреле, все семь жезлов радостно и победо­носно взлетают вверх! И что происходит теперь? В это мгновение покинутые жезлами змеи достигают большей независимости и уверенности; они, слов­но спрашивая, смотрят вокруг, отворачиваются от середины, выпрямляются и соединяют свои голо­вы с каплями, возникшими из намечающихся свер­ху форм на пятой ступени.

Обе змеи с двух сторон от капли соединяют теперь с каплями свои головы, чтобы образовать увеличенную голову для бывших змеиных тел, так что вокруг капители от головы к голове их те­ла действуют подобно грациозной гирлянде. Для этой детали Рудольфом Штейнером был исполь­зован многозначительный образ: молитвенно сло­женные руки, просящие об искуплении. Но воз­вратимся к жезлам. Их появление в верхней об­ласти опять-таки вызывает сверху значительную реакцию, не наступившую бы без побуждения снизу. Невероятная полнота, восхитительная ча­ша, воистину целый рог изобилия изливает свое великодушие над мрачными областями.

И разве не достойно внимания то, что мы чувст­вуем необходимость таким образом говорить об из­менениях скульптурно-архитектонических форм? Это свидетельствует об их многозначащих качест­вах. Таковы некоторые точки зрения, касающие­ся драматики истории капителей от четвертой до шестой ступеней, предшествующих завершающей седьмой. Деяние Рудольфа Штейнера для челове­чества я хотел бы сравнить именно с этой драма­тичной фазой развития капителей колонн. Мне ка­жется, что это сравнение может пролить истинный свет как на его философско-антропософские, так и на его архитектонические достижения.

Деяние Рудольфа Штейнера - щедрый дар сверху, но осуществленный не без титанических усилий в области познания. Борьба за истину и сво­боду, предшествовавшая его духовному прорыву, явилась философским достижением космического значения. Если воспользоваться языком гётевской «Сказки», то можно сказать: Рудольф Штейнер сам был Зеленой Змеей,* ненасытно стремящейся к зо­лоту истинного знания и мудрости, которая благо­даря своей жертве, послужившей основанием для строительства моста, проложила путь к грядущему царству прекрасной Лилии.

 

* Главный персонаж сказки Гёте «О Зеленой Змее и прекрасной Лилии», которой Рудольф Штейнер посвятил целый ряд духовнонаучных рассмотрений и комментариев.

Рекс Рааб
Энгельберг, 27 февраля 2004 г.
в День Рождения Рудольфа Штейнера
Перевод с нем. Сергея Прокофьева


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер. Духовная наука как познание основных импульсов.
  • Кристоф Линденау. Глобализация и инспирация «медного короля».
  • Марианна Каролюс. Утраченное воспоминание.
  • Элизабет Берингер. Сказка о юном короле, трех вопросах и старце в горе.
  • Рудольф Штейнер. Три аспекта личного.
  • Отмар Пройс. Новое сознание и внимание друг к другу.
  • Кристоф Линденау. Фундаментализм и инспирация «серебряного короля».
  • Рекс Рааб. Будущее архитектуры и строительный импульс Рудольфа Штейнера.
  • Рудольф Штейнер. Из записи эзотерического урока
  • Вирджиния Сиз. Тема 2004/2005 года
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4549
    Результат опроса