Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2004

Армен Тыугу. Сообщества третьего поколения


Принимая во внимание трудности, с которы­ми человек сталкивается на пути к собствен­ной беспристрастности, вопрос можно сформу­лировать иначе: как может один человек помочь другому на пути освобождения от иллюзий? По собственному опыту мы знаем: быть объектив­ным легче в разговоре с другим человеком, не­жели одному. Наш опыт нам также подсказывает, что во время разговора мы высказываем мысли, которых до разговора не имели, и при определён­ных обстоятельствах во время разговора стано­вимся мудрее, чем до него. Иногда мы получаем впечатление, что теперь мы с собеседником на­строены на одно и то же душевное колебание и можем воспринимать мысли и чувства друг друга. Тогда один высказывает такие идеи, которые дру­гой только что воспринял и т.п. Когда при опре­делённых условиях в совместной работе между людьми появляется нечто новое, это можно на­звать социальным феноменом. Первым услови­ем для этого является то, что участники во время совместной работы должны иметь добрую волю, всё снова и снова освобождаясь от прежних пре­дубеждений. Даже если это не удаётся каждому, может произойти следующее: в той мере, в кото­рой каждый в отдельности освобождается от сна собственного переживания души, он становятся пробуждённым к душевной области других. Про­исходит своего рода настройка своего внутренне­го на душевное окружающих. И затем как будто внезапно наступает пробуждение на душевном уровне. Рудольф Штейнер называет это вторым пробуждением, в дополнение к первому, которое происходит на физическом плане, когда человек пробуждается от нормального состояния сна. Соб­ственные душевные образы, которые освобожда­ются перед вторым пробуждением, будут сперва свободно двигаться в межчеловеческом пространстве. Но затем они будут приняты и преобразо­ваны Ангелами. Так сказать, отдельные мнения, которые были отпущены и свободно отданы людьми, будут подхвачены и гармонизированы Анге­лами. В этом случае группа переживает чувство гармонии, причем каждый в отдельности не чувст­вует себя стеснённым в своей свободе. Одновре­менно будет воспринята идея, соответствующая теме, над которой работает группа. Она будет воспринята участниками с разных сторон — каж­дым со своей точки зрения. Всё в целом можно пояснить через следующий образ. Представим себе две скрипичные струны, из которых одна на­строена на тон С, а другая на тон F. Это подобно двум человеческим душам, каждая из которых на­строена на своё мнение. Если они отойдут от сво­его мнения, то в каждое душевное пространство будет освобождён путь для мнения собеседни­ка, и при этом, так сказать, откроется окно для имагинативных восприятий образов душевного мира. Такое восприятие вызовет перестройку душевного.

Одна душа будет тянуться вверх от тона С в направлении тона F, поскольку теперь её напол­няет не образ С, а образ F; другая будет настраи­ваться вниз от F в направлении С. Где-то на пол­пути они встретятся. И тогда возникнет состояние резонанса: восприятие обеих внезапно усилится и станет более глубоким. Таким же образом, ко­гда две струны настроены на один тон, тон усили­вается и углубляется.

В душевной области происходит подобное: происходит взаимная перенастройка от образа С к образу F и от мнения F к мнению С, и где-нибудь на половине пути, когда будет достигнуто одина­ковое созвучие душевных колебаний, происходит скачок сознания. Этот скачок пробуждает челове­ка к более сознательному переживанию душевно­го царства, в котором действуют Ангелы. Это пе­реживается так, как будто пространство получает глубину, всмотревшись в которую, можно разли­чить другое измерение. В нем осознаётся душев­ное присутствие других, подобно тому как, пробу­дившись ото сна, можно осознать физическое присутствие другого в том же самом физическом пространстве. И когда люди приобретают созна­ние в этой другой области, Ангелы могут начать совместную работу с ними, поскольку могут ска­зать: «Только теперь этот человек стал настолько укрепленным в своём внутреннем, что наше воз­действие более не будет его гипнотизировать и ограничивать его свободу. Но до этого момента мы подождём с нашим влиянием». Можно выра­зиться просто: продвинутые Ангелы ждут таких групп, где они смогут совместно работать со сво­бодными, пробуждёнными для душевного мира людьми. Они не хотят навязывать себя, чтобы не нарушать внутренней свободы людей и не углуб­лять этим их состояние сна в отношении душевно­го мира. Правда, существует ещё два вида группо­вых духовных существ, которые сегодня всё ещё хотят вести человеческие сообщества или по принципу пирамиды, или навязывая им сверху свои законы. Оба принадлежат к отставшим в сво­ём развитии существам, которые пытаются навер­стать сегодня то, что они упустили в своём разви­тии. Отставшие египетские групповые духи инспирируют пирамидальные группы, как это было по­казано выше. Они посылают свои силы симпатий в группы, посредством которых участники попада­ют в состояние, подобное гипнотическому. Также существует много групп, имеющих явного харизматического лидера, так сказать, фараона, со сво­ей стороны одержимого таким групповым духом. Но этот факт, однако, вовсе не осознаётся, и есть полное убеждение, что через него, к примеру, го­ворит Святой Дух, поскольку лидер чувствует в себе высшую силу, побуждающую его к действи­ям. Однако Святой Дух — это Дух высшей Божественной Любви, который сегодня ни при каких об­стоятельствах не будет навязывать людям свою волю. Но всё ещё существует достаточно людей, которые готовы пожертвовать свою свободу духу пирамиды, чтобы получить чувство защищенно­сти, примерно так, как можно иметь чувство защи­щённости во сне, когда дневные заботы отступа­ют и нет необходимости отвечать за свои поступ­ки. Можно сказать, что такие люди в отношении физического мира никогда не бывают пробуждён­ными. Из их числа при известных обстоятельствах появляются фанатики всех оттенков, касает­ся ли это вопросов негармоничного воспитания, питания или вопросов религиозно-политического порядка. Но когда появляются люди, которые бо­лее не хотят оставаться «в состоянии Египта» и которые, так сказать, пробуждены для физическо­го мира и требуют демократии и свободы (причём когда последняя понимается ими во внешнем, ма­териалистическом смысле, как свобода в беспре­пятственном следовании собственным необуздан­ным желаниям и инстинктам), тогда через таких людей действуют групповые духи другого, отстав­шего вида, которых можно назвать духами дискус­сионных групп. Этот вид духов хочет, с одной сто­роны, разъединять людей и усиливать их эгоизм и, с другой стороны, организовывать их в хорошо функционирующую машину. Когда дух пирамидальной группы замечает, что его поле деятельно­сти в опасности, поскольку в группе, которую он инспирировал, сплачивая воедино, возникли де­мократические тенденции, заявляющие о себе че­рез разделяющие силы антипатии, критику, дис­куссии и недовольство отдельных членов, тогда он ищет, посредством чего можно устранить из группы эти антипатические силы, посеянные в ду­ши её членов одним из отставших духов дискусси­онных групп и угрожающие этой группе разруше­нием. Он направляет эти разделяющие силы к ка­кому-нибудь подходящему для этого человеку, ко­торый становится «козлом отпущения» и изгоня­ется из группы. Посредством этого группа на неко­торое время снова становится здоровой и соеди­няется симпатией. До следующего раза, пока не усилится инстинктивное стремление к свободе от­дельных людей, иными словами, пока демократи­ческий соперник «пирамидального» духа не пред­примет свою следующую попытку взять группу под свой контроль и не будет найден и изгнан из группы новый «козёл отпущения», угрожающий разрушить единство группы эмоциями антипатии. Такой принцип «козла отпущения» использовался в древнем Израиле. В те времена разъединяю­щие силы, которые угрожали раздробить израиль­ское общество, каждый год на праздник переноси­лись на животное, которое затем изгонялось. Се­годня эту роль в группах навязывают человеку. Современный принцип «козла отпущения» приме­няется часто в диктатурах власть имущими совер­шенно сознательно, чтобы поддерживать государ­ственную пирамиду. Можно, к примеру, вспоми­нать о регулярных чистках в различных слоях на­селения России в сталинское время, большинст­во из которых проводилось из чисто профилакти­ческих соображений, когда речь не шла о какой-либо реальной борьбе против каких-либо заговор­щиков. Здесь можно было бы спросить: как обсто­ит дело с людьми, которые достаточно далеко продвинулись на пути к внутреннему освобожде­нию от предубеждений? Будут ли они тоже изгна­ны из пирамидального сообщества как «козлы от­пущения»? Если подумать о том, что состояние свободы от предубеждений означает освобожде­ние от бессознательного влияния сил симпатии и антипатии или, иными словами, приобретение ду­шевного иммунитета (такое душевное состояние можно назвать эмпатией), то можно легко понять, что находящийся в эмпатическом состоянии чело­век совершенно непригоден для роли «козла отпу­щения», поскольку сила его свободы от предубеж­дений не забирает от антипатических сил, кото­рые «козёл отпущения» обычно уносит из груп­пы — всё это останется в группе и после его ухо­да. Поэтому такой человек, если он сотрудничает в одной из пирамидальных групп — что совершен­но возможно — не может быть использован соот­ветствующим групповым духом для задачи «коз­ла отпущения». Совсем наоборот: его сперва по­пытаются заполучить в управляющую партию, чтобы использовать его способности гармониза­ции для укрепления группы «под руководством фараона». Всё же это не означает, что такой чело­век не будет захвачен, если он откажется сотруд­ничать. Но прежде, чем нечто подобное произой­дет, такой человек, следуя своей свободной воле, оставит группу, не взяв с собой ничего от антипа­тических сил. В дискуссионной группе такой чело­век внешне едва бросается в глаза, но может вы­полнять важную сглаживающую роль.

Из рядов «козлов отпущения» при известных обстоятельствах появляются революционеры, бо­рющиеся против диктатуры, но в свою очередь сами одержимые духами второго, дискуссионно­го рода. Если пирамидальная группа существует слишком долго, то её эфирное тело мумифициру­ется, так же как на внешнем плане это происхо­дило с погребенным в пирамиде. Люди, которые достаточно долго остаются в одной из таких обще­ственных форм, сами становятся всё больше по­хожими на зомби, становятся живыми мумиями, находящимися в состоянии, подобном трансу.

Демократическая группа, наоборот, имеет тенден­цию выстраивать всё подобно машине, посред­ством чего делается попытка удержать в рамках все произвольные и субъективные антисоциальные порывы свободы, инстинктивно проявляе­мые отдельными членами. Это осуществляется посредством постоянно усложняющихся правил, уставов, предписаний и законов. И в этом случае не может существовать никаких оснований для доверия отдельным людям. При этом всё деге­нерирует в сторону бюрократической машины. Жизненное тело такого организма тоже будет всё более и более распадаться на куски и отмирать. Поэтому люди, достаточно долго пребывающие в такой сильно заорганизованной общественной структуре, всё более замечают отсутствие дейст­вительной жизни и жалуются на потерю жизнера­достности, воодушевления, на то, что более не ис­пытывают радости при встрече с сотрудниками. Всё становится серой рутиной.

Сообщества третьего поколения представляют для современных людей здоровую, взаимоукрепляющую и вдохновляющую форму совместного существования. Такую форму Рудольф Штейнер хотел в своё время внести через Рождественское собрание. Однако, по-видимому, со временем для многих членов Общества его авторитет стал непреодолимым барьером на пути к внутренней свободе. Этот барьер препятствовал им, как сво­бодным индивидуальностям, сохранять состоя­ние свободы от предубеждений рядом с таким вы­соким посвященным. После его смерти принцип «козла отпущения» с одной стороны и тенденция к дискуссиям с другой стороны замедлили дальнейшее развитие в направлении сообществ третьего поколения. Есть много отставших духов, которые пытаются через людей, находящихся под их влия­нием, разрушать работу таких сообществ. Эти лю­ди имеют потребность или всё время выдумывать новые правила, поскольку они не доверяют своим сотрудникам, или выступать диктаторами, посколь­ку они думают, что всё знают лучше. Обе группы подвержены влиянию духов одного или другого рода. Но обе группы также находятся в ожесточён­ной борьбе друг с другом, как, например, сегодня это имеет место в мировой политике, а именно, в так называемой борьбе свободного мира (дискус­сионной и конкурентной демократии) против тер­роризма (пирамидальной гармонии). Но если речь идёт о том, чтобы воспрепятствовать развитию сообществ третьего поколения, то тут они объеди­няют свои силы. И сегодня вопрос о сообществах нового типа стоит ещё более остро, чем во време­на Рудольфа Штейнера, поскольку михаэлические Ангелы находят слишком мало групп, которые были бы готовы с ними сотрудничать как группы третьего поколения. Но Ангелы имеют свои цели и задачи, и они должны совершить свою работу, да­же если люди не будут с ними сотрудничать.

Существуют различные методические пути, которые могут помочь участникам работать, при­нимать решения, прорабатывать и вести проек­ты совместно с Ангелами по типу третьих сооб­ществ. Первым шагом является пробуждение душевного мира. Можно, к примеру, процесс пробуждения к душевному миру образов, в ко­тором также действуют михаэлические Ангелы, поддержать посредством того, что эти образы из душевной области будут опущены вниз и спрое­цированы в видимом пространстве через худо­жественную деятельность. С одной стороны, это послужит поддержкой сознания участников в том случае, если они в этой области недоста­точно бодрственны, с другой стороны, образы, возникающие во время работы в отдельных ду­шах, не будут зависеть от влияния субъективных представлений, так как они будут представлены в физическом пространстве и благодаря этому станут более тяжёлыми в прямом смысле слова. Они станут более независимыми от субъектив­ных представлений отдельных участников и их форма больше не будет произвольно меняться. Вследствие этого может быть повышена объек­тивность рабочего процесса. Кроме того, такая художественная проекция в физическом про­странстве и следующий за ней процесс разви­тия образа действуют как увеличительное стек­ло, увеличивающее время для тех участников, сознание которых иначе не смогло бы следовать быстрому изменению имагинативных образов. Рудольф Штейнер для этих целей писал и ста­вил драмы-мистерии, где процессы сверхчувст­венного мира были спроецированы в видимом пространстве. В этом смысле можно сказать, что когда группа работает над темой таким художест­венным методом, то она пытается представить драму-мистерию, в которой она проецирует в видимом мире невидимые процессы, чтобы про­будить сознание к невидимому и упражняться в сотрудничестве с невидимыми помощниками.

Следующая ступень такого сотрудничества за­ключается в том, что внутренние образы больше не проецируются в пространстве, а изображают­ся участниками по определенным внутренним и внешним методическим правилам. Такой метод требует всё же опыта работы первой ступени, и может быть плодотворно применённым только тогда, когда будет собрано достаточно опыта в обхождении с проецируемыми в пространстве об­разами, их толкованием и пониманием. После то­го, как мир образов будет просмотрен, наступает этап понимания и перевода воспринятого на чело­веческий язык, что является непременным в этой работе, иначе образы исчезают из сознания, как исчезают после пробуждения воспоминания сно­видений. При этом важнейшим принципом всей работы является то, что при поиске гармоничного решения поставленной задачи решение только тогда может и должно быть признано действитель­ным, когда оно будет ощущаться и признаваться гармоничным всеми участниками. И если осу­ществляется такая работа, то участники ощу­щают, что действительно не может и не должно приниматься решение, которое хотя бы одним из участников не ощущается в созвучии. Это реаль­ный опыт, который в рамках такой группы пред­восхищает сообщество третьего поколения. Ру­дольф Штейнер указал как отличительную черту будущей ступени развития людей, что придёт вре­мя, когда ни один человек не будет в состоянии чувствовать себя в созвучии с миром, если хотя бы кто-то должен будет оставаться несчастным. Разумеется, это очень далёкий идеал будущего, в котором речь идёт обо всём человечестве. Но в рамках небольшого человеческого сообщества это уже сегодня вполне возможно, и необходимо учиться и практиковаться в таком виде совмест­ной работы. Здесь ещё раз должно быть подчёрк­нуто, что речь идёт не о разновидности социаль­ных упражнений или техник, а о реальной работе совместно с духовными существами.

Мы указали на три важных особенности совме­стной работы в сообществах третьего поколения: во-первых, это внутренняя свобода и беспристра­стность каждого в отдельности в течение совмест­ной работы; во-вторых, пробуждение участников к душевному миру других членов группы, то есть восприятие невидимых, высших тел участников; в-третьих, достижение гармоничного результата для каждого в отдельности благодаря мудрой по­мощи Ангела. Это, однако, идеальные образы, которые постоянно строятся Ангелами в астраль­ных телах людей, и которые должны быть созна­тельно поняты людьми. В этом отношении можно также сказать, что такие сообщества имеют сво­ей задачей обратить внимание людей на эту дея­тельность Ангелов.*

Сегодня практически каждый человек являет­ся членом сообществ двух форм: пирамидаль­ного и демократического, другими словами, дис­куссионного сообщества. Но эти формы в своём чистом виде встречаются крайне редко; будь то в семье, на рабочем месте, в церковной общине, в государственных учреждениях и т.д. — повсюду мы можем найти смесь этих двух форм.

Однако есть люди, которые в своём разви­тии так далеко продвинулись вперёд, что стали мастерами в совместной работе друг с другом и Ангелами в сообществах третьего типа. Их Ру­дольф Штейнер называет Мастерами созвучия чувств и ощущений. Ибо в таких сообществах в результате приходят к тому, чтобы, оставаясь свободными и без предубеждений, учиться и тво­рить спомощью михаэлических Ангелов в созву­чии чувств и ощущений друг с другом и внешним миром. Но должно быть ещё раз подчёркнуто, что при работе в сообществах третьего поколе­ния речь ни в коем случае не идёт о каких-либо найденных демократическим способом решени­ях, которые достигнуты через компромиссы или тому подобное. Речь не идёт также о так назы­ваемом единодушии, когда некоторые участники в пользу большинства отказываются настаивать на своей точке зрения, чтобы не блокировать ре­шения группы. Так и деяния Христа основывают­ся не на демократически принятых заключениях, но на решениях духовного сообщества, которые приняты не голосованием или указом сверху, а постигнуты в гармоническом созвучии со всем мировым устройством. Самого Христа можно на­звать высшим духом гармонии, постоянно несу­щим и упорядочивающим всё мировое устройст­во, и одновременно являющимся духом высшей свободы. Как соединение свободы и гармонии, другими словами — мудрости возникает на Зем­ле любовь. И если какое-либо сообщество нуж­дается во всё более усложняющихся правилах или вовсе в «фараоне», то это знак того, что оно всё ещё подвержено влиянию отставших группо­вых духов, и михаэлические духи должны пока ждать. В михаэлических сообществах речь идет не о демократии прежнего вида и не о гармонич­ной пирамиде. В михаэлических сообществах речь идёт о том, что для каждой задачи дейст­вительно необходимо в полной свободе искать решение, которое будет ощущаться всеми участ­никами как на стороне людей, так и на стороне Ангелов как полностью свободное гармоничное творение. Разнообразный опыт работы в этой области, который автор за последние годы имел возможность собрать в разных рабочих группах, привёл его к убеждению, что сегодня в большин­стве случаев существуют пути нахождения таких решений, если присутствует добрая воля к сво­боде от предубеждений и соответствующий спо­соб действий!

 

*См. доклад Рудольфа Штейнера «Что делает Ангел в нашем астральном теле?» (ПСС 182, 09.10.1918).

Армен Тыугу
Перевод с нем. Е. Пинегиной


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер. Духовная наука как познание основных импульсов.
  • Кристоф Линденау. Глобализация и инспирация «медного короля».
  • Марианна Каролюс. Утраченное воспоминание.
  • Элизабет Берингер. Сказка о юном короле, трех вопросах и старце в горе.
  • Рудольф Штейнер. Три аспекта личного.
  • Отмар Пройс. Новое сознание и внимание друг к другу.
  • Кристоф Линденау. Фундаментализм и инспирация «серебряного короля».
  • Рекс Рааб. Будущее архитектуры и строительный импульс Рудольфа Штейнера.
  • Рудольф Штейнер. Из записи эзотерического урока
  • Вирджиния Сиз. Тема 2004/2005 года
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса