Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2004

Рудольф Штейнер. Из записи эзотерического урока


Из записи эзотерического урока в Мюнхене 5 декабря 1907 года. ПСС т. 266/1

Для начала эзотерического урока всегда хорошо бывает осознать, что значит, собственно, эзотериче­ский урок. То, чем во время такого урока мы заняты, не отличается по содержанию от того, что мы слы­шим в часы экзотерических занятий. Ведь и все то, что объясняется на экзотерических занятиях, стоит под влиянием тех высших существ, которых мы на­зываем Учителями мудрости и созвучия ощущений. Однако то, что мы переживаем при эзотерическом уроке, находится всецело под прямым влиянием возвышенных Учителей и сообщается только под их непосредственным воздействием и при полной от­ветственности перед ними. Поэтому дело в меньшей мере состоит в том, что нам удается содержательно услышать во время эзотерического урока, но гораз­до больше в том, что наша душа нечто переживает. Каким образом держит себя душа в отношении того, что в виде духовных потоков течет к ней,— вот в чем дело. Совсем разным должно быть настроение души до и после эзотерического урока. И вовсе не важно, всегда ли помнит душа пережитое во время эзотерического урока, но у нее должно быть чувство пережитого, чего-то, что можно взять с собой. Надо, чтобы было, как с электростатической машиной, которая заряжена электричеством один раз и другого не требуется. Как знаешь свое имя, так надо нести в душе воспринятое во время эзотерического урока. Ведь имя знаешь, поскольку тебя им называют, без того чтобы постоянно повторять его в себе. Подоб­ным образом в душе всегда должен покоиться и поток эзотерической жизни. Эзотерическая жизнь будет тогда все больше и больше углублять нашу ду­шу, а для наступающего времени это необходимо.

В духовном мире имеет свой исток вся наша куль­тура. Там составляются планы, согласно которым развертывается на физическом плане наша жизнь.

Мы видим здесь внизу лишь, как одно событие со­гласно физическим законам следует за другим, но великие духовные причины поначалу остаются от нас скрытыми. Только события более высоких пла­нов вызывают физические события нашего бытия. Разберемся в этом и возьмем пример.

Одно особенно важное событие произошло на астральном плане в 1879 году, причем в ноябре.

Эзотерическая жизнь приняла совсем другое направление с этого момента, весьма отличное от предыдущих эпох. Тогда эзотерическое течение, жившее внутри человечества с XIV века, сменилось новым подобным течением. С XIV века по ноябрь 1879 года эзотерическая жизнь протекала совер­шенно иначе, чем в наше время. Тогда вся оккульт­ная жизнь протекала в великой тиши и сокровенно для внешнего мира и в своем уединении зрела, идя навстречу 1879 году под руководством высокого ду­ховного существа архангела Гавриила.

Габриэль — значит возвещение, предвозвестие. Потому роль вестника Гавриил играет и в Евангели­ях. Во всякой тиши, сокровенно и тщательно обере­гаемая, как дитя во чреве матери, созревала под его руководством духовная жизнь. А в ноябре 1879 года произошло нечто подобное рождению на астраль­ном плане. Теперь могло быть свободно вынесено в мир, хотя бы и для меньшинства людей, то, что медленно созревало с XIV века. Ибо владычество Гавриила сменил другой архангел, под чьим руко­водством теперь находимся мы, архангел Михаил. Он —сияющее солнце, которое посылает свет эзоте­рической мудрости в малое сообщество людей. При владычестве Гавриила она оставалась сокровенной, а во внешней жизни развивался материализм. Одна­ко материализм нам не следует считать чем-то злым, ибо он включен в божественный план творенья и в мировом целом имеет предназначение и цель. Ныне же, под светоносным водительством Михаила ярко должно засветиться солнце эзотерики. Ибо темные силы материализма нарастают.

Темная, страшная эпоха, которая начнется около 2400 года, вновь сменит светоносное вла­дычество Михаила. Уже сегодня один темный бог начал свое владычество одновременно с Михаи­лом — бог Маммон.

Маммон для оккультизма не только бог денег. Скорее, он предводитель всех низших, черных сил. И не только на души людей, но и на физические тела людей нападают его сонмища, чтобы разъедать и по­вреждать их. Сегодня не так много говорят о бациллах не потому, что больше о них не знают, но оттого, что они сегодня приняли действительно совсем особый вид (Gestalt). Они устрашающе расплодятся в буду­щем. Когда та черная эпоха приблизится, тогда будут свирепствовать братоубийственные раздоры и войны, а бедные человеческие тела, пораженные болезнями и эпидемиями, будут чахнуть. Каждому видно будет клеймо греха, запечатленное на людских телах. Владычествовать будет тогда другой архангел — Орифиил. Он должен будет прийти, чтобы встряхнуть людей, встряхнуть ради истинного их предназначения жесто­кими муками. И для того, чтобы это могло происходить правильно, горстка людей должна быть подготовлена уже сегодня, чтобы распространять эзотерическую жизнь и руководить человечеством в течение четырех-шести сотен лет черной эпохи.

Тот, кто чувствует в себе стремление к участию в духовной жизни сегодня, при владычестве Михаила, призван служить архангелу Михаилу и учиться у не­го, чтобы служить правильным образом и ужасному Орифиилу. Жертва требуется от тех, кто хочет посвя­тить себя высшей жизни. Принять духовную жизнь и пережить пробуждение должно хотеть только при том условии, чтобы за это самого себя, свое воле-ние, все поставить позже на службу человечеству.

Горстка людей, которая подготавливается сего­дня, будет служить в течение четырех-шести сотен лет богу Орифиилу, чтобы было спасено человечест­во. Если бы духовное руководство захотели принять на себя в ту эпоху такие люди, которые не были бы готовы выдержать все бури и давать отпор ордам Маммона, тогда служить архангелу Орифиилу пра­вильно они не сумели бы и человечество не выбра­лось бы из своего бедственного состояния. Чтобы это произошло [правильно], нам надо работать сего­дня со всей серьезностью, чтобы суметь тогда надле­жащим образом выполнить нашу задачу.

Но когда неистовство темных сил всего ужас­нее, тогда и свет ярче всего сияет. Раз уже Орифиил был владыкой. Это было время, когда Христос явился на земле. Всюду на земле правили тогда дурные силы упадка, и лишь с помощью жестоких средств род человеческий удалось встряхнуть. Орифиил именуется Ангелом Гнева, который очи­щает человечество твердой рукой.

В рассказе Библии о том, как Христос размахива­ет бичом, изгоняя из храма менял, заключен глубокий смысл. Христос явился Спасителем человечества, когда на земле было темнее всего. В 109 году по явле­нии Христа (nach Christi Erscheinen) владычество Орифиила кончилось, его сменил Анаил. За ним последо­вал Захариил, далее — Рафаил. В эпоху Ренессанса правил Самаил, с XIV века по ноябрь 1879 г. — Гав­риил. Затем настало владычество Михаила, и опять Орифиил, ужасный Ангел Гнева, примет руководство около 2400 года. И тогда, как было уже однажды, ду­ховный свет ярко засияет во мраке: Христос явится вновь на земле, хотя и в ином облике, чем прежде. Его принять, Ему служить призваны мы.

Если вы позволите жить в вас тому, что течет к вам в душу из духовной жизни, чтобы найти отклик в формулах ваших медитаций, то это принесет вам истинный плод. Вам надо дать воспринятому вами возможность продолжать действовать дальше, звучать в ваших медитациях. Духовные силы ми­ра втекают в вас, когда вы это делаете. Через мир постоянно текут духовные потоки, исходящие от великих Учителей мудрости и созвучия ощущений. Потоки Любви и Мудрости изливают непрерывно Учители на человечество, но не всегда души лю­дей готовы и открыты, чтобы принять их.

Однако слова медитации — волшебные слова, которые открывают врата души, чтобы в нее могла войти божественная жизнь. Поэтому над словами своей медитации не надо рассудочно философство­вать, надо открывать душу силам более высоким, чем чисто рассудочные силы. При чисто рассу­дочном размышлении приходят в действие силы, которые уже находятся в человеке, но пробудить­ся должны силы более высокие. Не надо хотеть решать загадку слов своей медитации, надо дать загадке возможность разрешиться [самой] изнутри. Ибо намного более мудры они, чем может быть мудрым рассудок. Поэтому им надо позволить дей­ствовать на себя полностью и принять то, что они вливают в душу, дать им жить в душе полностью...

Перевод с нем. Г.А. Кавтарадзе


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер. Духовная наука как познание основных импульсов.
  • Кристоф Линденау. Глобализация и инспирация «медного короля».
  • Марианна Каролюс. Утраченное воспоминание.
  • Элизабет Берингер. Сказка о юном короле, трех вопросах и старце в горе.
  • Рудольф Штейнер. Три аспекта личного.
  • Отмар Пройс. Новое сознание и внимание друг к другу.
  • Кристоф Линденау. Фундаментализм и инспирация «серебряного короля».
  • Рекс Рааб. Будущее архитектуры и строительный импульс Рудольфа Штейнера.
  • Вирджиния Сиз. Тема 2004/2005 года
  • Максимилиан Волошин. О теософии
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4638
    Результат опроса