Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Вселенная, Земля и человек

Духи Формы — руководители земного бытия (Штутгарт, 10 августа 1908 года).


В прошлый раз мы остановились на том моменте, когда Духи Формы (в христианской эзотерике: «Власти») приняли на себя роль водителей земной жизни человека. Самое существенное — это то, что в ходе нашего земного развития на материальное и душевное бытие действовали эти духи, которые стояли на столь высокой степени развития, что в известный момент уже не могли пользоваться Землей, как ареной для своей деятельности. Достигнув всей полноты своего развития, они отделились от Земли и, унося тончайшие субстанции, перешли на Солнце. Далее мы видели, что один из них покинул своих солнечных братьев и принес себя в жертву. Это тот дух, который остался соединенным с лунными силами и которого Библия называет Иеговой. Пока Солнце еще было соединена с Землей, высокие духовные существа были связаны с ней. Когда же Солнце отделилось и вместе с ним и духовные существа оставили Землю, то одно из них осталось связано с Землей до самого момента выделения Луны; после этого отделения Луны влияние Иеговы проявляется в силах Луны, которые извне действуют на Землю, совместно с высокими духами Солнца.

Как нужно понимать слова: «Духи Формы были владыками жизни на Земле»? Разве на Сатурне, Солнце и Луне они не были активны? Конечно, но только тогда их роль была другой. Человек имел на Сатурне только зачатки физического тела, и Духи Формы (один из которых — Иегова), действовавшие уже и тогда, не находили тогда точки приложения для своих сил. Уже после того, как на Солнце Духи Мудрости дали человеку его эфирное тело, а на Луне Духи Движения дали ему астральное тело, он получил на Земле способность принять дар Духов Формы, то есть свой внешний человеческий облик, подобного которому мы не находим нигде раньше. Сатурн, Солнце и Луна были подготовительными стадиями, через которые должен был пройти человек, прежде чем достигнуть своей благородной человеческой формы.

Итак, на вопрос: «Почему Духи Формы не могли действовать на древнем Сатурне»? — можно ответить, что там физическое тело было слишком юно и незрело. Эта зрелость наступила в период совместного существования Земли и Солнца, и с тех пор началась медленная и настойчивая работа Духов Формы, пока физическое тело не достигло внешнего вида современного человека. Это случилось уже в средине Атлантической эпохи, так как в начале ее человек все еще существенно отличался даже и внешне от того, чем он стал теперь. Прежде всего он был лишен не только костей, но и хрящей. Его тело, имевшее консистенцию полугустой материи, не касалось земли, а плавало в окружающей ее плотной атмосфере и едва могло быть в ней различимо. Зачатки скелета уже появились, но еще не успели отвердеть. Отношение между высшими и низшими частями человека было иное, чем теперь. Теперь во время сна в постели остается эфирное и физическое тело, астральное же тело и “Я” выходят. Наше эфирное тело почти сравнялось по размеру с физическим. Напротив того, в начале Атлантической эпохи эфирное тело значительно превосходило физическое тело своими размерами, особенно в области головы, так что, покинув свою физическую оболочку, астральное тело и “Я” все еще были связаны с эфирным двойником. Благодаря этой непрерывавшейся связи, человек не погружался во время сна в полную бессознательность. Он сохранял способность смутного ясновидения и воспринимал образы душевно-духовных существ. Далее, как уже было указано, физическое тело не имело твердого остова костей; поэтому оно обладало большою гибкостью и способностью произвольно менять свою форму. Члены его могли укорачиваться и удлиняться, — причем это происходило как бы через особого рода надувание. Как бы ни противоречило такое утверждение современному материалистическому мышлению, оно основано на наблюдаемых духовно фактах.

Все в нашем мире тесно связано и зависит одно от другого. Человек теряет способность произвольного управления своими членами, как только они получают определенную внешнюю форму, созданную Духами Формы. Человек мог распоряжаться своим телом только до тех пор, пока оно представляло собой как бы особое пластическое образование, как это было в течение всего Лемурийского периода Мы должны уяснить себе, что тогда был достигнут момент окончания работы Духов Формы, придавших человеку свою собственную форму. Предположим, что имелись бы такие человеческие существа, которые не могли бы дождаться момента, когда духи Формы завершат свою работу. Тогда они застыли бы на одной из более ранних ступеней развития. Внешний образ человека требовал неустанно облагораживающих сил, которые бы работали над ним. Представим себе, что благодаря некоторым условиям часть человеческих существ освободилась бы от непрерывно действующих сил формы. Они отпали бы от общего хода развития и не могли бы идти вперед и задержались бы на неподвижной точке. Эти существа, слишком рано получившие свободу и недостаточно долго воспринимавшие влияние Духов Формы, действительно существовали: это — обезьяны. Они не дождались конца развития и слишком рано отпали от божественного лона своих руководителей. Факт далеко не единственный и повторявшийся на всех ступенях развития. Везде и всегда отставали такие группы различных существ, которые застывали в своих первоначальных формах. Таким образом возникло все животное царство. Но среди него нельзя искать предков человека, который всегда оставался в чистых сферах над земной поверхностью и уплотнился, лишь когда для этого наступило должное время. Этот момент, когда человек, до своего земного уплотнения, из чистых духовных высот спустился на землю, Библия запечатлела в предании о Рае. Вопреки научным исследованиям, Рай находился не на земной поверхности, но в окружении Земли. Человек лишь позднее спустился из Рая на Землю, после того, как он получил свою законченную форму. Теперь мы должны уяснить себе, что произошло бы в средине Атлантического периода, если бы эти Духи Формы уже закончили свою работу над физическим телом человека. Тогда он был бы принужден действовать в окружающей физической среде через органы чувственного восприятия, которые тогда тоже уже были бы готовы, в то время как эта физическая среда еще не получила определенных очертаний. Тогда впервые настал бы момент вступления человека в нормальное отношение к окружающему миру. Тогда человек научился бы познавать себя отличным от своего окружения и говорить себе “Я”, ибо лишь в том случае можно говорить себе “Я”, когда отличаешь себя от других предметов. Человек имел бы тогда такое физическое тело, которое он мог бы назвать соответствующим носителем своего “Я”. Но мы уже знаем, как на всех ступенях мирового развития отстают известные существа. Не все существа достигли той ступени, на которой они могли бы действовать только что описанным образом. Отстали также и некоторые из тех существ, которых мы назвали Духами Формы. И как раз отставшими существами были те, роль которых необходимо особенно отметить в ходе человеческого развития на Земле.

Мы уже видели, что, кроме высоких существ, которые действуют с Солнца и Луны, есть еще и другие, стоящие на промежуточной ступени, на ступени между человеком и высокими солнечными и лунными духами, имеющие ареной своего действия Меркурия и Венеру, мировые тела, которые находятся между Землей и Солнцем. Подобно тому, как солнечные духи достигли естественного развития как раз ко времени, когда они могли действовать правильным образом, так те существа, которые находились между земными и солнечными духами, в это время оказались не в таком состоянии, и так как они не достигли своего естественного развития, то были принуждены проявить себя в другое время.

Исследуем теперь последствия этого нарушения нормального развития. Возьмем снова физическое, эфирное, астральное тело и “Я”. Мы знаем, что “Я” призвано к тому, чтобы преобразовать другие части человеческого существа, к тому, чтобы все больше и больше приобретать власть над астральным телом, то есть установить господство человека над его страстями и инстинктами. Должен был наступить момент, когда естественно должно было проявиться это “Я” в человеке, когда оно должно было начать работать над астральным телом; постепенно астральное тело должно было быть переработано и должно было быть претворено в Самодух (Манас). Теперь мы поймем, какую удивительную миссию должны были принять на себя отставшие существа. Они не были так далеки, чтобы иметь возможность поддерживать человека при выработке им САМОДУХА. Следствием этого явилось то, что они действовали на астральное тело, еще не пронизанное “Я”. Итак, в земном развитии человечества мы имеем период, когда астральное тело, которое еще не было готово к принятию “Я”, подверглось влиянию этих духовных существ. Вы поймете это еще лучше, вспомнив, что на Луне человек имел физическое, эфирное и астральное тела и что Духи Формы естественным образом работали над его астральным телом. Те Духи Формы, которые развивались до сих пор нормально, работали теперь над “Я”; те же, что отстали, продолжали работать (как на древней Луне) над астральным телом. Раньше, чем человек выявил свое “Я”, эти отставшее, но высоко стоявшие над ним существа, работали над его астральным телом. Мы называем их по имени их вождя — «люциферическими» существами. Два рода существ влияли на человека: одни — нормально влияющие духи, о которых мы упоминали в прошлый раз; другие — люциферические существа, которые задерживали человека в его развитии. Мы можем спросить себя: разве работа над человеком этих отставших существ является противоположной работе над ними Духов Формы? Может ли она быть названа отрицательной? Нет. Отнюдь нет. Если мы вникнем в сущность дела, то увидим, что в действительности люциферические духи даже ускорили человеческое развитие. Человек должен был бы до настоящего времени ждать развития способностей, которых он достиг раньше благодаря этим духам. Так, благодаря люциферическим существам человек получил ранее назначенного ему времени некоторые духовные способности. В этом есть нечто, что указывает на бесконечно мудрое водительство в человеческом развитии. Благодаря тому, что на низшей ступени человек достиг известных способностей, которых иначе он достиг бы лишь в средине Атлантического периода, он нашел их в себе совершенно иначе, сознательным и свободным образом. Человек ходил бы до середины Атлантического периода на помочах, если бы не выступили эти отставшие существа. Как же должны мы понять их отсталость? Поверхностное мышление могло бы легко воспринять это, как оставление ученика на второй год в том же классе. В действительности же эти люциферические духи отстали не вследствие своей инертности, — но в основе их отсталости лежала добровольная жертва. Чтобы дать человеку возможность более свободным и высоким образом принять дар Духов Формы, они пожертвовали собой. В человеческом развитии есть долгий период, когда человек получил от этих люциферических существ зачатки языка, мышления, разума, когда он получил зародыши искусства и науки. Если бы он располагал лишь инстинктивной деятельностью, он никогда бы не мог приобрести ничего подобного. Во всяком случае, результатом этого было нечто иное; то, что иначе, вследствие водительства Духов Формы, не зависело бы от человека, явилось отданным в его власть. Человеку был предоставлен выбор между добром и злом, и таким образом ему была дана возможность уклониться с истинного пути. Без вмешательства люциферических существ он не был бы поставлен перед выбором между добром и злом, но он не получил бы и свободы.

Благодаря тому, что эти существа вмешались в некоторый период развития, они дали человеку свободу. Мы все несем в себе семя деятельности этих люциферических духов. Итак, мы должны сказать, что в средине Атлантического периода спустились вниз Духи Формы, те духи, которые в своем развитии ушли столь далеко, что они могли передать человеку то, что они сами имели. Если бы одни лишь эти духи действовали на человека, то лишь к этому времени он стал бы способен к принятию зародыша “Я”. Но уже с более раннего времени действовали люциферические существа, и их деятельность выразилась в том, что они значительно ускорили одну часть этого развития и, в то же время, замедлили другую. Благодаря этому наступает нечто важное. Если бы развитие происходило помимо люциферических существ, то к средине Атлантического периода человек достиг бы известного состояния, но без возможности свободы. Он без личной заслуги стал бы зрелым к принятию дара Духов Формы. Но так как, благодаря люциферических существам, он созрел раньше, то в нем появилась известная испорченность, и поэтому в этот момент на него не могли влиять все силы Духов Формы. Если бы человек не имел свободы и без личной заслуги, а лишь благодаря высшему духовному инстинкту, достиг в средине Атлантического периода духовной зрелости, то он достиг бы той зрелости, которая давала бы ему возможность уже тогда на Земле принять Принцип Христа. Уже тогда пришел бы Христос. Но так как человеку была дана свобода, он вследствие этого опустился ниже своего нормального уровня. Следствием этого было то, что теперь он должен был созреть благодаря самому себе и мог принять Принцип Христа настолько же позже, насколько раньше выступили люциферические духи. Мы должны уяснить себе, что сошествие и деятельность Христа были замедлены действиями люциферических существ. Вследствие этого люди оказались более зрелыми к тому времени, когда пришел Христос. Итак, мы видим, что эти существа, которые сделали человека тем, что он есть теперь, приготовили его к великому моменту сошествия Христа. Они как бы сказали себе: если бы мы оставили человека в Атлантический период жить инстинктивно, то он так же инстинктивно принял бы Принцип Христа; он не был бы свободен. Мы жертвуем собою и развиваем в нем известные способности и качества и замедляем момент, когда он сможет воочию увидеть Христа. Как раз на столько же времени ранее средины Атлантического периода начали свою деятельность люциферические существа, на сколько позже этого момента пришел Христос.

Все, что пришло к человеку от Духов Формы, которые могли действовать уже ранее, не истекало из внутренней, глубочайшей сущности человека: он следовал внешнему импульсу, подчинялся законам. Так же, как животное совершенно инстинктивно должно подчиняться заложенному в него закону, так же был дан Иеговой закон человеку. Он дал ему закон, внешне реализованный Моисеем и пророками. Между тем, человек созревал к тому, чтобы воспринять в себе импульсы к тому, что он должен делать. Итак, мы видим, что Духами Формы на Земле устанавливается порядок без участия в этом самого человечества.

Где же они действуют, эти Духи Формы? Они действуют там, где, выражаясь обыденно, говорит кровь в размножении и во всем, что с этим связано. В древние времена, перед пришествием Христа, мы имеем богов и духов народов, групповых духов, и внутри этих групп они действуют по определенным законам. В те времена любят друг друга лишь люди, связанные друг с другом кровью, причем любовь возникает, как закон природы. И чем дальше мы идем назад, тем яснее мы видим, что лишь то сознает себя связанным, лишь то любит, что приняло эту любовь как закон природы, заложенный формирующими силами. Принцип Иеговы действовал в одинаковой крови; отсюда — кровная связь между людьми. Так проявлял себя Иегова, творя кровное родство, гармонию и порядок. И те, кто противодействовал ему, те, кто все свои силы направлял против принципа кровного родства, были люциферические существа. Они всегда стремились утвердить человека на основе его личности; они хотели вырвать его из уз кровного родства — вплоть до того момента, когда пришел Христос и поднял человека на вершину его бытия, дав ему внутреннюю силу и сделав мудрость и благодать глубочайшим импульсом человеческого существа. И это задолго до того подготовляли люциферические существа. Но человек стал вполне зрелым, лишь когда Христос сошел на Землю. Знакомые с этими фактами говорили: «Christus verus Luciferus». Это — эзотерическая формула: «Истинный Люцифер (светоносец) это Христос».

Итак, мы видим, что в действительности в то время, которое мы называем дохристианским, постоянно действовали два принципа: один — связующий кровным родством, другой — разделяющий и стремящийся поставить человека на вершину его собственной личности. Теперь мы сможем понять, как все человечество развивается под влиянием этих двух принципов.

Представим себе тот Атлантический период, во время которого человек подвигается к достигаемому им позднее отвердению скелета. Здесь мне придется выразиться популярно и сказать, что ведущие человечество духи должны были остерегаться, чтобы его кости не затвердели слишком быстро. В Атлантическом периоде было некоторое время, когда кости еще должны были быть достаточно мягкими, чтобы иметь возможность изменяться. Мы знаем, что существа отстают на всех ступенях развития. Сравнительно поздно отстали группы человеческих существ, кости которых затвердели слишком рано. В то время два принципа действовали таким образом, что формирующий принцип одерживал верх, подчиняя своему влиянию группу людей в той форме, которой она достигла. Что же явилось следствием этого? На Земле возможно уплотнить и задержать что-либо, но все остальное развитие Земли продолжает двигаться вперед, так что для этого искусственно задержанного развития наступит время, когда оно уже не будет соответствовать окружающему миру. Наступило время, когда воздух стал более свободен от воды, когда климатические условия изменились, и тогда эти остановившиеся в развитии люди уже не могли приспособиться к окружению. Такие группы людей, над которыми скелет захватил власть, остались, как выродившаяся человеческая раса; они уже не могли существовать в условиях послеатлантического периода.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Связь между древним Египтом и культурой наших дней (Штутгарт, 4 августа 1908 года).
  • Мудрость древних времен и новая апокалиптическая мудрость (Штутгарт, 5 августа 1908 года).
  • Царства природы и царства духовных существ (Штутгарт, 5 августа 1908 года).
  • Проявление духовных существ в развитии космоса (Штутгарт, 7 августа 1908 года).
  • Развитие человека в связи с эволюцией космоса (Штутгарт, 8 августа 1908 года).
  • Образы животных — закрепившееся выражение страстей человека (Штутгарт, 11 августа 1908 года).
  • Различные мировые тела и связь человека с ними (Штутгарт, 12 августа 1908 года).
  • Завоевание физического мира в послеатлантических культурах (Штутгарт, 13 августа 1908 года).
  • Изменение отношения человека к духовному миру (Штутгарт, 14 августа 1908 года).
  • Расы и касты. Культ Осириса и Коперник. Сфинкс и загадка человека. Разделение веры и знания. Гармоническое созвучие египетской мудрости и импульса христианства в розенкрейцерстве (Штутгарт, 16 августа 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4397
    Результат опроса