Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Вселенная, Земля и человек

Развитие человека в связи с эволюцией космоса (Штутгарт, 8 августа 1908 года).


В прошлый раз, говоря о возникновении известных нам Земли, Солнца и Луны, мы увидели, что они не только связаны между собою, но оказывают также большое влияние и на судьбу и характер самого человека. Своим воздействием они вносят в жизнь человека известный порядок и закономерность; ибо только благодаря уравновешивающему влиянию солнечных и лунных сил, развитие человека равномерно и правильно подвигается вперед. Божество Луны называется в Библии Иеговой, а светлые духи Солнца — Элохимами.

Далее, мы знаем, что закону эволюции, наряду с человеком, подчиняются также и все высшие духовные существа. Все они проделали ту или иную эволюцию, не останавливаясь в своем развитии. Нужно, однако, теперь же сказать, что не все существа поспевают за общим темпом развития, и многие из них задерживаются на низших ступенях. Возникновение Венеры и Меркурия объясняется жизненными потребностями таких существ, которые, опередив человека, не достигли совершенства солнечных духов и заняли среднее положение, образовав планеты между Солнцем и Землей. Это так называемые люциферические существа названные по имени Люцифера, их владыки и вождя.

Каким же образом связываются судьбы человека с судьбами божественных духов Солнца и Луны? Понять это можно только, проследив всю его предшествовавшую эволюцию. Как известно, сама наша Земля прошла уже через несколько воплощений, первым из которых был древний Сатурн; вторым, после некоторого периода покоя, — древнее Солнце; третьим — древняя Луна и, наконец, четвертым — наша Земля. Эволюция человека связана со всеми этими планетарными перевоплощениями. И если теперь он совмещает в себе три известных нам тела: физическое, эфирное, астральное и четвертое, организм “Я”, то не всегда это было так Мы можем спросить себя, какой из данных четырех элементов был самым старым. Так как наше “Я” рассматривается, как нечто высшее, то в нем мы скорее всего склонны видеть основное начало. Но это не так; в действительности на древнем Сатурне человек получил прежде всего свое физическое тело, отличавшееся во всех отношениях от нашего физического тела. Его основная часть была еще текуча во всех возможных проявлениях этой текучести. Эта физическая субстанция была проникнута и наполнена воздушным элементом, помимо которого она заключала в себе так называемое «внутреннее тепло». Каково отношение этого внутреннего тепла человеческого тела к окружающей его среде? Первое не зависит от второго, так что внешний холод не вызывает внутреннего охлаждения, как то бывает, например, в минеральной субстанции. Ибо источник тепла не находится вне тела. Итак, если вы, отбросив из своего понятия о человеке мысль обо всем твердом, жидком, воздушном, обо всем, что не есть тепло, сосредоточитесь на этом представлении, то вы получите ту теплоформу, которая была физическим телом человека во время древнего Сатурна. Это было бесформенное состояние, особенно в начале развития Сатурна. Ибо Сатурн сам перешел через три стадии: начальную, срединную, конечную. Очень трудно изобразить первую из них, так как лишь немногие способны представить себе, чем был тогда Сатурн.

Переносясь в то бесконечно далекое прошлое, вы не должны ожидать «увидеть» Сатурн, ибо он не имел еще в себе источника света и начал светиться лишь в конце своего существования. Но даже в средний его период, приближаясь к нему, вы не ощутили бы ничего, кроме сильного жара; вы вступили бы в царство тепла, которое не было однородным и состояло из множества сплетающихся и пересекающих друг друга линий теплоты. Таким образом, теплоформы были главной сущностью древнего Сатурна и дали первооснову физическому телу человека. После некоторого периода покоя Сатурн возрождается в виде древнего Солнца. Внешне-материально это выразилось я некотором уплотнении материи в середине солнечного развития. Известно, что к элементу тепла на древнем Солнце присоединяется воздушный элемент. Начавшееся ранее развитие продолжается теперь в условиях, измененных введением этого нового элемента. Человек приобретает здесь свое эфирное тело, но по-прежнему он резко отличается от своего теперешнего вида. Чтобы как можно ярче представить себе это, нужно сосредоточиться на мысли о человеке, как на исключительно воздушной форме, которая получилась бы, если бы мы, вдохнув в себя воздух, заполнивший наше тело, отбросили затем из него все как твердое, так и жидкое. Перед нами осталась бы тогда та форма, которую принял бы взятый при вдыхании воздух, повторивший все очертания нашего физического тела; эта воздушная форма была проникнута теплом. Таков был человек в серединный период древнего Солнца.

Но каким образом ясновидящий различает в Хронике Акаши тепловые линии от воздушных, если те и другие слиты в сложную, запутанную сеть? Признак здесь вполне определенный: едва сгустившись до воздуха, тепло сейчас же начинает светиться. Поэтому и в теле человека, сливаясь с его первоначальной тепловой сущностью, воздух вызывает способность излучать свет. Приняв в себя эфирное тело и тем поднявшись на высшую ступень, физическое тело человека само становится источником света. Оно проходит здесь уже вторую стадию, тогда как эфирное остается еще на первой.

Далее, древнее Солнце, пройдя через состояние покоя, переходит в стадию древней Луны. Материальное изменение состоит в сгущении воздуха до степени воды. Появляется жидкость, как новый элемент, как крайний предел плотности материи на древней Луне. Не существует никаких твердых форм, ничего устойчивого и определенного. Физическое тело человека имеет здесь вид подвижных, пластических образований, оживляемых воздушною теплоформой, перешедшей сюда с древнего Сатурна. Ее значение и характер аналогичны с нашей способностью дыхания. Таким образом, человек на Луне состоит уже из трех элементов: тепла, воздуха и воды. К эфирному телу присоединяется астральное.

Однако и здесь появляется различие, так как не все существа могут поспеть за общим ходом развития; выделяется особая группа «отставших» существ. Разделение Солнца и Земли не составляет исключительной особенности нашей, четвертой стадии. Оно впервые совершилось уже на древней Луне, в среднем периоде которой возникают два тела: Луна (Земля — Луна) и Солнце. Такое разделение вызвано потребностью высших существ в более высокой арене для своей деятельности. Собрав все лучшие элементы другого небесного тела (Земли — Луны), они удалились от нее, вместе с Солнцем. Благодаря этому в оставшейся материи произошло некоторое сгущение. Она перестала сама быть источником света и начала получать его извне.

Нужно подольше остановиться на этом моменте, так как во время его прошла известная часть нашего развития. Появившись уже на Сатурне, человек проходил там стадию минерала и достиг высшего состояния «растения» уже на Солнце, где он принял в себя эфирное тело. Однако не все могли достичь такого состояния, и некоторые человеческие существа оставались на стадии минерала в течение всего солнечного развития. Это — самые древние предки наших теперешних животных. Позднее из них и других отставших существ возникают и развиваются два ближайших к человеку царства природы: растительное и животное. В состав первого вошли те существа, которые на Луне проходили стадию минерала, в состав второго — те, что оставались там, как растения. Минерального царства нашей Земли на древней Луне еще не существовало. В условиях современного мира было бы бессмыслицей говорить о возникновении растений прежде минералов и о возникновении человека прежде животных.

На самом деле человек совершал свое развитие на древней Луне, будучи как бы заключенным в пределы животного царства; животное развивалось в пределах царства растений; растение — в сфере минералов. Разделение Луны и Солнца задержало общий ход этого развития. На древней Луне было, следовательно, три царства: 1) человек (собственно говоря, — животное, обладавшее телами физическим, эфирным и астральным), 2) животное (собственно говоря, — растение, наделенное телами физическим и эфирным), 3) растение (собственно говоря, — минерал, имевший одно только физическое тело). Минерала в нашем смысле тогда еще не существовало. С разделением Солнца и Луны солнечные силы освобождаются от тяжелой лунной материи и начинают действовать гораздо сильнее, благодаря чему все три выше названные царства природы поднимаются ступенью выше.

Прежде всего эта перемена касается астрального тела человека, которое получает известную степень свободы. Это станет яснее из следующего примера. Представьте себе, что какая-нибудь внешняя сила заставляет эфирное и астральное тела человека отделиться от физического и стать вне его. Тогда не скованный его тяжелой массой человек поднялся бы на полступени выше. С отделением Солнца, под влиянием его лучей, человек продвинулся вперед в своем развитии и занял положение, среднее между современным животным и современные человеком. То же самое произошло и с миром растительным и животным, так что в средине развития древней Луны является новая промежуточная форма: растения-животного и минерала-растения. Подобно тому, как наша почва состоит из элементов минерального царства, точно так же внешняя поверхность древней Луны состояла из «растений-минералов». В отличие от Земли, основная субстанция древней Луны не была минеральной, но являлась особым полуодушевленным существом. Представьте себе вареный шпинат или торфяное болото, как нечто живое, находящееся в постоянном брожении, и вы получите некоторое подобие основной субстанции древней Луны. На ее поверхности громоздились не каменные громады наших утесов и скал, а особые древовидные образования растительных роговых масс.

Эти животные-растения не были вполне подвижны, они лишь отчасти прикреплялись корнями к определенному месту. К тому же они обладали некоторой чувствительностью и реагировали на внешнее раздражение. Тончайшие же субстанции Луны давали облик животному-человеку, которой никогда не сходил до низших слоев и обладал изменчивым подвижный телом. Это тело находилось в процессе своего развития и представляло собой удивительное зрелище. Его голова была едва лишь очерчена, напоминая своими контурами голову животных. Такой головы, как теперешняя человеческая, на Луне еще не было. Формы астрального и эфирного тел превышали ее своими размерами. В общем, внешний вид человека тогда сильно напоминал обычное животное, но только напоминал; и только ясновидящий мог воспринимать его высшую природу, скрытую для физического глаза. Таково было население древней Луны.

Проникая вглубь человеческой эволюции в ее духовном аспекте, мы открываем глубокую мудрость, заключенную в дошедших до нас старинных мифах и сказаниях различных европейских народов. Из данных духовного знания видно, что наш минерал возник благодаря некоторому регрессу в развитии растений-минералов древней Луны; наше растение тем же путем развилось из животного-растения; и наконец, животное царство явилось, как результат задержавшегося развития животного-человека. Таким образом, и минералы, и растения, и животные, и человек, появившиеся на нашей Земле, имели за собой длинный ряд предков, принадлежавших как к стадии Луны, так и к другим, более ранним, стадиям. Еще и в наши дни встречается такое странное, причудливое растение, как омела. Ясновидящий находит в ней нечто, отличающее ее от других растений. Он открывает в ней присутствие астрального тела, делающее ее подобной животному, хотя она и лишена органов внешнего восприятия. Объясняется это тем, что, принадлежа к отжившему растительному миру древней Луны, омела не может вынести условий растительного царства Земли, требующих непосредственного соприкосновения с минеральными частями нашей планеты. Сохранив отсталые формы жизни, омела требует для своего существования поддержки со стороны других растений, которые служат посредниками между нею и миром. Много преданий связано с этим таинственным растением. Все они говорят о глубокой мудрости слагавших их народов.

В древнегерманской мифологии мы встречаем образ Локи, божества, перешедшего к нам с древней Луны и имеющего в своей власти все существа, отставшие на стадии Луны и в таком виде вступившие на Землю. С другой же стороны, имя бога Бальдура символизировало собой те силы, во власти которых находилась Земля, достигнув всей полноты своего развития. Это отразилось в следующей удивительной легенде.

Однажды, во время священных игр, все присутствовавшие боги дали друг другу клятву никогда не вредить Бальдуру. Только одна омела отказалась. У нее нет близости, нет связи с силами Земли, воплотившимися в Бальдуре. Чуждое, холодное создание древней Луны, она может ранить Бальдура. Ее услугами пользуется Локи, господин и владыка всех лунных существ. Таким образом, эта сага скрывает в себе глубокое и истинное понимание вещей и еще раз говорит нам о величии и значении преданий.

Вернемся теперь опять к человеку и остановимся на другой стороне его развития, — на его сознании, которое подвергалось непрерывному изменению с самого момента появления человека на древнем Сатурне. Там оно не поднялось еще выше сознания, обычно присущего минералу и аналогичного глубоко затемненному сознанию человека во время сна без сновидений. На Солнце оно достигает уже грезящего сознания растений, а на Луне переходит в образное ясновидение; это последнее во многом похоже на наше сонное сознание и точно так же, как и это последнее, претворяет в себе впечатления реальной действительности. Когда на древней Луне человек воспринимал приближение к себе какого-либо существа или предмета, то он не видел его внешнего образа или очертания; он не различал его окраски, но чувствовал его внутреннюю сущность и мог безошибочно отделить дружественное от враждебного, полезное от вредного. Отделение Солнца вызывает новую перемену в сознании человека: сознание делается периодическим. Ибо древняя Луна начала свое вращательное движение вокруг Солнца, благодаря чему появилась смена дня и ночи. Засыпая вечером, человек вместе со своим астральным телом и “Я” покидает эфирное и физическое тела. Лишаясь при этом своих органов внешних восприятий, он погружается в бессознательное состояние. Когда же утром он снова возвращается в свое физическое и эфирное тело, внешний мир раскрывается для него через органы его чувств.

Древняя Луна была переходной стадией между сонным сознанием, унаследованным человеком от древнего Солнца, и бодрственным сознанием, полученным им на Земле. Благодаря начавшемуся движению ее вокруг Солнца, человек поочередно то выходил на свет, то снова погружался в тень. Эта смена, конечно, не могла еще быть такой резкой и определенной, как смена дня и ночи на Земле. Кроме того, распределение сознательной и бессознательной жизни было явлением как раз обратным тому, которое мы наблюдаем теперь. Только будучи отделенным от своего физического тела, человек сохранял светлым свое сознание и, подвергаясь горячему действию солнечных лучей, особенно ярко воспринимал все духовное. Зато, как только он возвращался в физическое тело, его сознание мгновенно погасало. Промежутки времени, отделявшие одно состояние сознания от другого, были гораздо длиннее, чем теперь, и, кроме того, в период бессознательного состояния человека вне его воли и желания, совершался также процесс оплодотворения.

Чтобы сообщить человеку импульс размножения, высшее его начало сходило вниз и сливалось с его физическим телом. После этого оно снова возвращалось в надземные миры. Здесь происходило подготовительное развитие тех способностей и явлений, которые лишь на Земле достигли своего завершения. Но нельзя при этом забывать, что все это развитие могло совершиться лишь благодаря отделению солнечных сил и освобождению их от тяжелых связывающих уз материи. Только это обстоятельство дало им возможность с небывалой дотоле силой влиять на развитие и судьбы человека, растения и животного.

Как же можно объяснить появление физического тела на древнем Сатурне и затем дальнейшие присоединения к нему эфирного на Солнце и астрального на Луне? Многие люди обладают пагубной привычкой спрашивать беспрестанно: откуда взялось то или это? и, не удовлетворяясь полученным ответом, задают все новые и новые вопросы. Нужно заметить, что такое бесконечное спрашивание возможно лишь, пока человек не поднялся до духовного рассмотрения; всегда есть предел, за чертой которого задавание вопросов становится неразумным и теряет всякий смысл. Представьте себе, что вы увидели след колеса на дорога и спрашиваете — откуда он? — От проехавшего экипажа, — говорят вам. Вы спрашиваете дальше: кто был в экипаже, куда он направлялся и т.д. Вопросы ваши, все больше уклоняясь в сторону, зайдут, наконец, в совсем постороннюю область. Если задавание вопросов не абстрактно, а конкретно, то человек доходит до духовных существ, и тогда он уже перестает спрашивать о том, почему они делают то или иное; он спрашивает о том, что они делают. Такое отношение является, однако, не сразу, и его нужно в себе воспитать.

По данным оккультного исследования мы находим, что при зарождении древнего Сатурна определенная группа духовных существ жертвенно излучала основную субстанцию этой планеты — тепло. Это — Престолы, Духи Воли. Благодаря своей жертве они создают основу для физического тела человека. Потом это тело подвергается различным изменениям и переходит из одной стадии в другую, но в основе своей оно все время остается преображенной субстанцией Престолов. На древнем Солнце к физическому телу присоединяется эфирное тело, благодаря работе Духов Мудрости (Господств), стоящих ступенью ниже Престолов на лестнице духовных иерархий. На Сатурне их развитие не пошло настолько далеко, чтобы они могли во вне изливать свою мудрость. Эту возможность они получили на древнем Солнце, где и создали эфирное тело человека. Таким образом, наше эфирное тело заключает в себе субстанцию Духов Мудрости.

На древней Луне присоединяется астральное тело; для этого требуется деятельность новых существ: — Духов Движения. Но вот мы доходим до стадии Земли, где в нас свою мощь изливают уже другие существа, благодаря которым мы развиваем наше “Я”. Это “Я” присоединено духами, которые в этот период управляют космическим развитием; это — «Духи Формы» («Власти»), или Элохимы, пронизывающие нас своим солнечным светом, и Иегова, который с Луны формирует духовную сущность человека. Здесь мы имеем Духов Формы, соединенных в их общей работе, дающих извне человеку зачатки способности к принятию в себя принципа “Я”.

Так видим мы, как со ступени на ступень известные духовные сущности вчленяются в человеческое развитие. На Сатурне — Престолы, на Солнце — Духи Мудрости, на Луне — Духи Движения и на Земле — Духи Формы (Иегова и Элохимы).

Это те существа, которые дали человеку его настоящий облик и форму, которые влили в него свое собственное существо. В Библии ясно указывается на то, как сущность одного из Духов Формы влилась в существо человека. Глубокая тайна скрывается за тем, что написано в Библии. Подумайте, что один из Элохимов, Иегова, действовал с Луны, как Дух Формы, и сообщил человеку его божественную форму: «Господь образовал человека по Своему образу, Он дал ему облик богов». Вниз на Землю изливали в свете Элохимы солнечную силу; но Иегова отказался от внешнего одеяния, от внешнего облика света; как мрачный бог изливается он на Землю, на которой деятельность его ограничивается периодом между рождением и смертью. Через посредство воздуха, пронизывающего свет, присоединяются к нему духи воздуха.

Итак, если мы захотим представить себе то, что духовно и физически нисходит на Землю с Солнца, то мы увидим: солнечные лучи поглощаются Землей и проникают к человеку; эти лучи несут в себе то, что нисходит к нам от Иеговы; так приходит к нам то, что оживляет воздух, как духовное начало. Именно на этот момент, когда Иегова ниспосылает в человека свою силу, часть своей божественности, указывают слова Библии: «И Иегова влил в человека дыхание жизни, и он стал душою живою». Мы должны уяснить себе, что такие слова нужно понимать в их буквальном смысле, что мы должны уметь читать то, что там написано. Трепет благоговения охватывает нас, когда мы научаемся понимать такое слово, когда мы проникаем в смысл повествования, которое говорит нам о том, что после того, как на Сатурне, Солнце и Луне Престолы, Духи Мудрости и Духи Движения влили свою сущность в человека, на Земле в него проникло влияние Духов Формы. Это тот великий, потрясающий момент, который запечатлен в словах Библии.

Мы увидим в ближайшей лекции, как Элохимы и Иегова действовали вместе с люциферическими существами в течение Атлантического периода — вплоть до наших дней.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Связь между древним Египтом и культурой наших дней (Штутгарт, 4 августа 1908 года).
  • Мудрость древних времен и новая апокалиптическая мудрость (Штутгарт, 5 августа 1908 года).
  • Царства природы и царства духовных существ (Штутгарт, 5 августа 1908 года).
  • Проявление духовных существ в развитии космоса (Штутгарт, 7 августа 1908 года).
  • Духи Формы — руководители земного бытия (Штутгарт, 10 августа 1908 года).
  • Образы животных — закрепившееся выражение страстей человека (Штутгарт, 11 августа 1908 года).
  • Различные мировые тела и связь человека с ними (Штутгарт, 12 августа 1908 года).
  • Завоевание физического мира в послеатлантических культурах (Штутгарт, 13 августа 1908 года).
  • Изменение отношения человека к духовному миру (Штутгарт, 14 августа 1908 года).
  • Расы и касты. Культ Осириса и Коперник. Сфинкс и загадка человека. Разделение веры и знания. Гармоническое созвучие египетской мудрости и импульса христианства в розенкрейцерстве (Штутгарт, 16 августа 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса