Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Познание инициации

Переживание мирового прошлого (Пенменмаур, 29 августа 1923 года).


Когда мы оглядываемся на вчерашние лекции, то можем припомнить, как человек, последовательно переживая периоды, — причем выражением «период» нужно пользоваться только как отголоском физических отношений, — переживая периоды, которые следуют за земной смертью, входит прежде всего в область лунных существ и потом из области лунных существ должен перейти в область солнечных существ. Лунные существа принадлежат еще, без сомнения, в известном отношении, к земному бытию. И переживания, через которые человек проходит под влиянием лунных существ в душевном мире, являются космическими воспоминаниями именно о земном бытии. Человек проходит в обратном порядке действительные переживания земного бытия, но связанные с тем, что я охарактеризовал вчера как вступающее в них звучание космических суждений. Эти космические суждения человек воспринимает после смерти от указанных лунных существ. Следовательно, мы можем сказать: когда человек начинает свое космическое духовное бытие после своей смерти, то он имеет сначала такие восприятия, которые исходят еще от существ, бывших некогда связанными с Землей. Ибо мы уже имели случай показать, что существа, которые избрали затем местом своего пребывания как некую космическую крепость Луну, были некогда в наидревнейших мистериях Земли учителями людей; затем они — если я могу употребить это выражение — удалились в эту лунную обитель; и то, что в древнейшие времена человек переживал непосредственно на Земле, в наше время он переживает при своем прохождении через душевный мир под влиянием — если мы можем это сказать — поднятого на Луну лунного населения. Это выражение можно употребить в его собственном смысле, если должным образом принять во внимание то, что я предварительно обрисовал в последних лекциях; это лунное население, руководимое существами, которые были некогда учителями человечества, имеет совсем другую способность суждения, чем земное население. Земное население, собственно, только теперь проходит в земном бытии между рождением и смертью то, через что это лунное население прошло в давно прошедшие времена.

Если мы возьмем земное летоисчисление, то это лунное население гораздо больше, чем 15000 лет тому назад прошло в земном бытии через то, что человечеству еще предстоит пройти. И гораздо больше, чем 15000 лет тому назад это лунное население достигло возможности иметь такое суждение, в котором природное и моральное сливаются в одно. Мы на Земле отделяем еще природное суждение, которое мы составляем о минералах, о животных, мы воздерживаемся от моральных суждений, когда судим о них. Мы говорим: природа управляется только аморальной необходимостью. Но мир в целом управляется не аморальной необходимостью. И если отдельных животных, отдельных растений, взятых в их обособленном существовании, нельзя рассматривать, применяя к ним моральные суждения, то их начало, самый факт их бытия в мире исходит, несомненно, из космических моральных суждений. Но указанное лунное население имеет уже эти космические моральные суждения. Поэтому, пройдя через врата смерти, мы должны в связи с этим лунным населением выслушать то, что Космос говорит о том, что мы мыслили, хотели, чувствовали, волили, совершили здесь, на Земле. Вся наша земная жизнь ставится, так сказать, в свет космического суждения. И мы узнаем, какую ценность для Вселенной имело то, что мы сделали здесь, на Земле. Из этих узнаний мы развиваем тогда в себе импульсы к тому, чтобы сделанное нами в духе мирового развития или в противоречии с мировым развитием дополнить, исправить — так или иначе восстановить в следующей земной жизни. И когда мы находимся под такого рода воздействием лунного населения, мы воспринимаем в себя импульсы нашей судьбы в следующих земных жизнях, импульсы того, что в восточной мудрости всегда называли кармой.

Итак, импульсы для кармы воспринимают в тот период, когда человек находится под воздействием лунного населения, которое может сказать ему, в какой мере его земные дела, его земные мысли имеют ценность для всего Космоса.

И те духовные существа, которые живут в окружении человека, когда он находится под влиянием лунного населения, это те существа, которых в своем «Тайноведении» я объединил как существ Иерархии Ангелов, Архангелов, Архаев. Такова первая группа существ, в область которых вступает человек, — существ, которые не должны проходить фазу жизни в земном воплощении.

III Иерархия:

Ангелы

Архангелы

Архаи

Эти существа состоят, со своей стороны, в тесной связи с существами более высоких Иерархий. Но во время своего лунного бытия после смерти человек приходит в связь с Иерархией Ангелов, Архангелов, Архаев и, так сказать, совсем еще не замечает более высоких Иерархий.

Особенно важны для определения ценности поступков отдельного человека суждения Ангелов, так что после смерти человек от Ангелов узнает, какую ценность имеют его индивидуальные поступки во всем Космосе. От Архангелов он узнает более о том, какую ценность имеют его поступки, поскольку он говорит на том или другом языке, принадлежит к тому или другому народу. Все эти узнавания включаются затем в импульсы его последующей кармы. И от Архаев человек узнает, какую ценность имеют его поступки для той эпохи, в которую ему предстоит опять сойти из духовных высот в земное бытие.

Благодаря всему, что может тогда пронизать человека, если он (и я прошу особенно принять во внимание это дополнительное предложение) — если он правильно подготовил себя для внеземного бытии благодаря всем тем импульсам, какие он мог бы воспринять, и именно, как мы увидим это впоследствии, благодаря тому, в какое отношение он поставил себя к великим духовным руководителям человечества, благодаря всему этому он может найти переход из сферы лунного населения в сферу солнечного населения. Так что, когда мы говорим о мирах, в которые человек вступает между смертью и новым рождением, то мы должны говорить о лунном и солнечном населении. Лунное население, как мы это теперь узнали, есть то, которое имело некогда место своего обитания на Земле, было связано с Землей. Но в гораздо, гораздо более древние времена также и солнечное население было еще связано с Землей, переживало совместно с Землей ее развитие.

Когда человек вступает в область лунного населения, то он дает себе ясный отчет, что вступает в область существ, которые некогда обитали вместе с ним на Земле. Когда затем он вступает в область солнечного населения, то его охватывает как бы мощное воспоминание древнейшей эпохи. В своей книге «Тайноведение» я обрисовал ее с другой точки зрения. Его охватывает нечто, как воспоминание о древнейшей эпохе, когда также и солнечное население было еще связано с Землей. Так что, после смерти мы вступаем в духовный Космос таким образом, что мы врастаем как бы в две космические страны, где встречаем существ, с которыми были связаны на Земле, когда мы сами были еще совсем другими существами на Земле. Итак, проходя в современную эпоху человечества через переживания, которые протекают между смертью и новым рождением, мы обозреваем в огромных, величественных воспоминаниях прошлое развитие Земли во Вселенной. И если во время своей земной жизни здесь, на Земле, человек проходит только часть развития человечества, то между смертью и новым рождением он проходит часть всего мирового, всего космического развития. И солнечное население есть именно то, которое в гораздо более древние времена поднялось уже над тем, что можно испытать в качестве земного существа, и поднялось уже над тем, что можно испытать в качестве лунной сущности. Вступая в область солнечного населения, человек вступает в сферу высочайшей мудрости, где он может жить, только если он достаточно подготовлен на Земле. И я сказал вчера, что когда человек переходит из мира душ в страну духов, или, как мы должны теперь сказать, из сферы лунного населения в сферу солнечного населения, то он значительно замедляет темп своего передвижения в Космосе. Следовательно, если окружность вокруг Луны описывается в период, равный приблизительно трети земной жизни, то следующие круги — круг Марса, круг Юпитера, круг Сатурна (что они проходят не вполне законченно, об этом я упоминал вчера), эти круги протекают более медленно, и именно в 12 раз медленнее, чем круг Луны.

Если мы вычислим, как это складывается во времени, то получим следующее. Мы должны исходить из того, что было изначально предназначено человеку по решению Космоса.

И тогда мы можем принять, что человек проходит лунный период в течение трети своей земной жизни. Если мы сложим более долгие промежутки сна в детстве и все последующие промежутки сна в человеческой жизни, то получим в среднем приблизительно около 30 лет, приблизительно как время, необходимое человеку, чтобы пройти первый цикл — цикл Луны. Каждый из последующих циклов проходит в 12 раз медленнее, и мы получим 360 лет для каждого цикла. Если мы проследим человека в его дальнейшем мировом странствии, то получим три цикла, которые он проходит. Он не доходит до Сатурна. Но он должен был проходить эти циклы, согласно своему первоначальному предназначению. Так что мы можем сказать: человек проходит первый цикл, второй цикл, третий цикл; затем должен пройти эти три цикла обратно; так что он проходит три круга вперед и на своем возвратном странствии к следующей земной жизни он проходит три круга назад. Это составит шесть кругов. И тогда мы получим то время, которое, собственно, было предназначено человеку; я еще должен буду упомянуть о том, что человек не всегда проходит именно так эти круги, что для современного человека это часто складывается совсем иначе, но то, что было предназначено человеку по первоначальному решению Космоса, это составляет именно 2160 год.

2160 год. Что это значит?

Вам достаточно только вспомнить о том, что точка весеннего солнцестояния каждый год находится в другом месте зодиакального знака.

Точка весеннего солнцестояния передвигается вперед. За последние столетия она передвинулась в том направлении, что прежде она стояла в Овне, потом передвинулась дальше в Овне, перешла в Рыбы. Приблизительно в 25920 лет, то есть почти в 26000 лет Солнце проходит весь круг Зодиака.

2160 лет составляют 1/12 часть этого времени. Следовательно, человеку было первоначально предназначено возвращаться опять на Землю, когда Солнце перейдет из одного зодиакального знака в другой. Если из внутренних оснований мы установим это число 2160 и сравним его с тем, что с совсем другой точки зрения я указал в книге «Тайноведение» (те, которые читали ее, припомнят, что время продвижения Солнца из одного зодиакального знака в другой я определял как время, которое изначально было предназначено человеку, как время его пребывания между смертью и новым рождением), если с этих двух сторон, (так, как я сделал это в «Тайноведении», исходя более из Космоса, извне — во внутрь, и так, как мы сделали это сегодня, исходя из внутренней человеческой жизни), если мы таким образом установим это число, то оно будет именно одно и то же. Это суть факты, которые люди должны были бы заметить; когда в духовной науке устанавливаются сначала правильные суждения о чем-либо с одной точки зрения и затем устанавливаются также правильные суждения о том же с другой точки зрения, то эти суждения внутренне согласуются. Кто рассматривает духовную науку на основании современных суждений, тому очень легко сказать: на что опирается твоя духовная наука? Наша наука опирается на наблюдения, на эксперименты; из этого мы исходим; это есть прочное основание. Но, право, когда говорят таким образом, то по отношению к фактам, как приведенным нами, это звучит подобно тому, как если бы кто-нибудь сказал: когда я, как человек, стою на Земле, то я стою на твердой почве; когда там лежит обломок скалы, то он лежит на твердой почве. Все на Земле покоится на твердой почве; вы, астрономы, в сущности фантазеры, так как вы рассказываете нам, что Земля свободно парит в небесном пространстве. Если вы хотите говорить разумно, то вы должны были бы сказать, что и она также, подобно каменной глыбе, покоится на прочном основании. Таково приблизительно мнение тех, которые говорят о духовной науке, что она не имеет под собой твердой почвы. Они, конечно, показались бы себе смешными, если бы стали говорить, что Земля, как глыба, должна возлежать на твердой почве; но они совсем не кажутся себе смешными, когда не знают, что нечто, долженствующее иметь в себе внутреннюю опору так же, как имеют в себе внутреннюю опору небесные тела, может тогда держаться не на почве эксперимента или объяснения. Если бы люди были действительно последовательны в своих суждениях, то они, конечно, увидели бы, что именно предлагаемая здесь духовная наука является точной на каждом шагу и на каждом шагу дает себе полный отчет в тех суждениях, которые она хочет установить о мире и о мировых существах.

Итак, после смерти человек вступает в мир, где он прежде всего переживает общение с теми душами, которые, как и он сам, прошли через земное бытие и затем, после развоплощения, при прохождении через врата смерти, были перенесены в те духовные миры, которые были обрисованы выше. Следовательно, человек вживается в сферу развоплощенных людей и продолжает там — в духовных переживаниях ночей — те отношения, которые он имел с ними на Земле.

Но вы видели также, что человек приходит в общение и с другими духовными существами, в общение с лунным населением, которое было некогда вместе с ним населением Земли, и затем восходит к общению также с солнечным населением, которое точно так же, но только в гораздо более ранние времена, было вместе с ним населением Земли. Здесь он приходит прежде всего в общение с теми существами, которые образуют вторую Иерархию. В своем «Тайноведении» я обрисовал их как Власти, Силы, Господства. Это суть существа, вместе с которыми человек должен работать, чтобы прийти к возможности в следующей земной жизни снова проявить, так сказать, переработанное космически то, что он приготовил себе как свою судьбу, свою карму в прошлых земных жизнях.

III Иерархия:                                      II Иерархия:

Ангелы                                                 Власти

Архангелы                                           Силы

Архаи                                                   Господства

После того, как человек пройдет через область лунного населения, он знает — но, разумеется, не земными мыслями, а космическими мыслями, — знает некоторым образом, что именно он сделал неправильно в космическом смысле; он знает ценность для всей космической эволюции того, что он делал, мыслил и чувствовал на Земле. Следовательно, в лунной сфере человек приходит к знанию того, чем он должен стать в следующей земной жизни. Но здесь человек еще не может подготовлять эту следующую земную жизнь. Для этого необходимо подняться выше, в солнечную сферу, где живут существа, которые совсем уже не имеют дела с земным бытием, но которые заботятся об устроении всей нашей планетной системы.

Итак, Космос таит в своей глубине, в области того, что надлежит космически пережить человеку, я хотел бы сказать, две страны с их духовным населением. Он таит в себе душевный мир лунного населения и более могущественное население страны духов, страны Солнца. Если лунное население в силу того, что оно сравнительно еще недавно — в космическом смысле недавно — было связано с Землей и поэтому соединяет свои интересы с земным населением и если Луна есть как бы только космическая колония для того, чтобы устраивать, направлять и совершать земные дела, то солнечная Вселенная, где солнечное население живет под водительством Властей, есть та Вселенная в Космосе, которая должна обеспечивать развитие всей планетной системы Марса, Сатурна, Юпитера, Венеры и т.д. вместе с Землей и Луной. Вступая в солнечную Вселенную, мы входим в область, где наши интересы существенно расширяются и где в совместной работе с Властями мы имеем возможность подготовительно работать над тем, чтобы мог возникнуть духовный зачаток физического тела, которое затем может произвести для нас чета родителей. Эта чета никогда не могла бы породить для нас надлежащего физического тела, если бы это физическое тело не было подготовляемо в течение долгих времен нашей работой с высочайшими, возвышенными духовными существами в духовном Космосе. И наша работа в духовном Космосе — поистине, она более велика и обширна, чем то, что мы делаем в малом земном бытии, — наша работа состоит главным образом в том, чтобы совместно с существами высшего порядка воспитывать все то, что развивается в этих существах, как духовные события, как духовное искусство, подобно тому, как здесь, на Земле, развиваются события природы и искусство природы, и что под конец дает нам возможность объединить все таким образом подготовленное в один мощный духовный прообраз, который есть именно духовный зачаток, как бы брошенная вперед тень того, что впоследствии родится на Земле как наше физическое тело. Когда человек заканчивает три цикла и вступает на обратный путь, то в нем пробуждается вновь интерес к земным обстоятельствам. Он смотрит тогда вниз за много лет до того, как родится, на поколения, которые возникают в земном развитии и в конце которых стоят его отец и его мать. С этого момента, когда человек делает этот великий поворот назад в Космосе, он начинает уже направлять свое внимание вниз, на Землю. Он созерцает тогда далекий ряд предков, от которых происходят сыновья, дочери; от них — опять сыновья, дочери; опять — сыновья, дочери и т.д., пока через столетия не появляется чета родителей, к которой он может в уменьшенном образе послать вниз то, что как всеобъемлющий, мощный духовный зачаток физического тела было образовано в духовном мире, чтобы этот духовный зачаток мог затем соединиться с физическим зародышем в материнском теле. Вначале этот духовный зачаток является столь же величественным и огромным (обширным), как сама Вселенная. Когда человек вступает на возвратный путь к физическому миру, обозревает поколения, от которых произойдут его родители, и из духовного мира действует на этот ряд поколений, — в это время духовный зачаток становится все меньше и меньше, пока не войдет опять в область Марса, собственно, солнечную область, и затем быстро пройдя лунную область, спускается снова к Земле, к следующей жизни.

За некоторое время, прежде чем человек как душевное существо сам сойдет вниз, он посылает уже вперед этот духовный зачаток. Следовательно, прежде чем человек сам спустится в физический мир, он предпосылает себе то, что в течение некоторого времени он подготовлял для своего физического тела. Когда он, так сказать, откладывает в сторону свою работу для следующей земной жизни, он приходит к возможности вступить в другое, чем прежде, отношение к Космосу; он приходит к возможности привести себя в связь со всем космическим эфиром. И как последний акт своего нисхождения из духовных миров, он извлекает из всеобщего мирового эфира те силы, из которых образует свое эфирное тело.

Когда после длительного пути духовный зачаток был уже ниспослан к чете родителей для физической основы тела, сам человек еще задерживается в духовном мире, собирает вокруг себя в духовном мире эфир, так что на короткое время становится существом, состоящим из “Я”, астрального тела и эфира; эфир стягивается в эфирное тело. И только в эмбриональном периоде, на 3-й, 4-й неделе после зачатия, человек соединяет то, что образовалось в течение 3-4 первых недель из сочетания духовного зачатка с физическим зародышем, то есть то, что пришло на Землю раньше, чем он, — это (образование) соединяет со своею сущностью, наделяет его эфирным телом, которым он облек себя из мирового эфира: человек становится существом, состоящим из того, что возникло, как уже ниспосланное ранее из физического тела, эфирного тела, которые он собрал вокруг себя, так сказать, в последний момент своего космического бытия, астрального тела и “Я”, которые прошли через жизнь между смертью и новым рождением.

Так сходит человек после того, как он имел чисто духовные переживания, вниз, к новому бытию в физическом мире. Из сказанного вам будет ясно, что когда человек переживает мир между смертью и новым рождением, то он переживает его в воспоминании о древних временах земного развития — о том, что мы можем назвать также мировым развитием. То, что человек переживает тогда как мировые воспоминания, которые, однако, становятся его действиями, потому что он именно действует сообразно этим воспоминаниям вместе с теми высшими существами, о которых я говорил и о которых еще должно быть сказано дальше, — итак, то, что он выполняет тогда, вспоминая — действуя и действуя — вспоминая, — это есть значительная перспектива в прошлое Земли и мира. То, через что человек проходит в связи с лунными существами, вновь пробуждает в его душе ту эпоху, которую он переживал в прежних земных жизнях — в тех земных жизнях, когда он стоял к ним уже в таком же отношении, как теперь. Человек обозревает ряд земных жизней, которые подобны современной. Но затем человек смотрит дальше назад и созерцает ту эпоху Земли, когда он на самой Земле стоял в связи с теперешним лунным населением. Он видит в прошлом ту эпоху, от которой вовне физического бытия его отделяет то, что геологи на Земле называют ледниковым периодом. Он видит в прошлом ту эпоху земного развития, которую в моих книгах я обрисовал как Атлантиду. Но он смотрит еще дальше назад, на то, что вы найдете как описание лемурийской эпохи. Тогда Земля была еще совсем в другом состоянии. Тогда человек еще не был так прикреплен к Земле, чтобы ходить по ней ногами. Он жил тогда более в окружении Земли, в атмосфере Земли, как эфирное существо. Это было возможно благодаря тому, что атмосфера еще содержала в себе растворенной не только всю воду, опустившуюся потом на континенты, но и другие вещества, которые стали теперь твердой землей. Человек жил более в окружении Земли в эпоху, которую — дело опять-таки не в терминологии — можно назвать лемурийской, соответствующей тому, что естествоиспытатели обозначают как древнейшую эпоху Земли. Но затем мы смотрим в еще более далекое прошлое, когда человек был соединен с самими солнечными существами, с солнечным населением, прежде чем в космическом развитии Солнце отделилось от Земли. Мы смотрим назад, в ту эпоху, которую я обрисовал в книге «Тайноведение» как солнечный период самой Земли, как второе состояние развития Земли. Но сначала мы смотрим только на повторение в земном бытии этого космического развития. И именно это повторение рассматриваем мы в прошлом. Но когда человеческое познание некоторым образом дополняется тем, что человек может пережить между смертью и новым рождением, тогда это человеческое познание становится космологическим познанием. То, что было развитием Земли, поднимается выше в связи с результатами повторных ступеней земного бытия в человеческих действиях, которые человек совершает совместно с высшими существами. Прошлое Земли в ее связи со всей планетной системой, Солнцем, Луной и зависящими от них планетами, выступает вновь в деяниях людей. Из того, что тогда выступает, человек образует себе отрезок будущего, который он должен прежде всего построить, — свое ближайшее земное бытие. Но одновременно он включен в подготовку всего того будущего, которое готовится для мира, — бытие Юпитера, бытие Венеры, бытие Вулкана, в которые перейдет бытие Земли. Когда мы всматриваемся в эти события, то можем постигнуть, каков был отрезок мирового развития Земли, так сказать, в древние, космические времена. Мы смотрим здесь в ту далекую космическую эпоху, когда теперешнее лунное население давало земным людям их учителей. Затем это лунное население с этими позднейшими великими учителями человечества удалилось в лунную крепость Космоса.

Но на Земле все снова и снова рождались люди, которые во всей своей кармической жизни имели возможность оставаться в тесной связи с переживаниями лунного населения. Так что эти существа, которые опять и опять рождались в ходе развития Земли, являлись как посланники великого собрания лунного населения людям, которые в первую, вторую, третью эпохи культуры населяли Землю и развивали высокую культуру на Востоке. Бодисаттвами называли этих, так сказать, посланников Луны. Они были людьми на Земле, но в них продолжало жить то духовное, что через великих лунных учителей присутствовало непосредственно на Земле. Но во Вселенной вновь и вновь наступают периоды, когда лунное население, так как оно стоит ближе к солнечному населению, чем земному населению, завязывает особенно близкие отношения с солнечным населением, благодаря чему этим обходным путем через посланников Луны, которые на Востоке именовались Бодисаттвами, именно солнечная мудрость могла проникнуть также к людям Земли в более древних восточных культурах.

Но затем, благодаря дальнейшему продвижению развития Земли, стало необходимо, чтобы земная культура была, так сказать, питаема не только существами Луны. Все развитие Земли приняло бы совсем другое, не предназначенное ей космической мудростью направление, если бы эти посланники Луны продолжали и далее появляться в земном развитии. Поэтому произошло то великое, глубоко значительное событие, которое мы отмечаем как Мистерию Голгофы. Если посланники Луны были, в известном отношении, теми, которые в древние времена принесли на Землю солнечную мудрость, то существо, которое было главой солнечных духов, через Мистерию Голгофы сошло на Землю, воплотилось в человеке Иисусе. Благодаря этому создались совсем новые условия для развития Земли. То, что стало мудростью солнечных существ, это было через Христа Иисуса внесено как импульс в развитие самой Земли. Поэтому дальнейшее развитие Земли должно протекать под действием импульса Христа Иисуса.

Когда произошла Мистерия Голгофы, то на Земле было еще так много лунной мудрости, что эта древняя лунная мудрость, явившаяся как гнозис, как «Pistis Sophia»* — ибо это и есть древняя лунная мудрость, — могла понять, что значит Христос.

Древняя лунная мудрость существовала, и она выступила как гнозис. Сущность гнозиса заключалась именно в стремлении постигнуть Христа во всей его духовности. Но гнозис был истреблен. Это первый акт той эволюции, которая пошла в сторону временного непонимания Мистерии Голгофы: гнозис был истреблен, так что мы можем о нем судить только по писаниям противников.

Представьте только себе, что от современной духовной науки осталось бы только то, что писали о ней противники, и вы будете иметь представление о том, что, собственно, знают люди о гнозисе из сохранившихся источников. Они знают лишь то, что говорили противники, и то немногое, что осталось в сочинении «Pistis Sophia», которого они не понимают. Вот все, что люди знают о гнозисе. Гнозис был, в сущности, лунный дар из древних времен первым столетиям, главным образом, четырем столетиям христианского развития; с IV века гнозис перестали уже понимать. Следовательно, это то, что — как мы могли бы сказать, из древней лунной мудрости, из лунного Логоса — могло быть сказано о солнечном Логосе, Который пришел на Землю, — о Христе. Кто знает эти соотношения, действительно может понять истинный гнозис, который был понят так ложно, о котором в наше время было сказано, собственно, столько странных вещей. Но на этом нельзя остановиться, то есть развитие Земли должно идти дальше. Мы должны действительно продвинуться вперед от древней лунной мудрости к новой солнечной мудрости. Мы должны научиться непосредственно понимать солнечную мудрость. Завтра я предполагаю еще показать вам, как, в сущности, именно лунная мудрость говорила к человеку, когда он привел к известному завершению в некоторого рода шаге дыхания, в преобразовании процесса дыхания. Путем этого преобразования йог открывает для себя доступ к древней лунной мудрости.

Западным людям этот путь йоги более уже не подходит. Они должны прийти непосредственно к имагинации. Но выступают разного рода препятствия. Поэтому развитие человеческих культур может идти восходящим путем, только если человечество воспримет духовный спиритуальный импульс. Это связано с его интимнейшими судьбами. Во все эпохи, когда появлялись Бодисаттвы, они, говоря в целом, встречали сопротивление в человечестве; и хотя с внешней стороны древние времена часто кажутся нам жестокими, грозными, страшными, но в людях всегда существовала возможность принести добрую волю навстречу импульсам из духовного мира. Так что Бодисаттвы встречали всегда человечество, в котором они находили приятие того, что было древним лунным Логосом, отблеском солнечного Логоса. Но этим древним способом никогда уже нельзя будет впредь говорить к человечеству.

Но то, что некогда было, подвигается дальше, так что и древняя лунная мудрость, древний лунный Логос не может исчезнуть, он должен продолжаться, но он должен быть воспринят в солнечное Слово, которое, со своей стороны, — после утраты последнего наследия в гнозисе — должно быть теперь также отыскано снова. И говорить к человечеству на истинном солнечном языке можно будет не прежде, чем люди принесут добрую волю навстречу солнечному Слову. Поэтому также человечество будет напрасно ждать появления одного из преемников древних Бодисаттв. Ибо явится или нет Бодисаттва для человечества, это будет зависеть от того, принесет или нет человечество навстречу ему понимание. Человечество в настоящее время глубоко расколото на восточное и западное. И над отдельными националистическими стремлениями еще недостаточно поднялось по всей Земле то общечеловеческое сознание, которое должно быть, собственно, результатом именно христианского импульса. Но человечество не найдет подъема к этому общечеловеческому, к этому христианскому импульсу и поэтому также не сможет понять того, что мог бы сказать ему могущий появиться Бодисаттва, пока оно не разовьет в себе достаточного духовного стремления и силой этого духовного стремления создаст мост для понимания между Востоком и Западом по всей Земле.

Я касаюсь здесь темы, которая будет продолжена завтра, причем должно быть показано, что не люди должны ждать Бодисаттву, а Бодисаттва должен ждать, чтобы люди принесли навстречу ему понимание, прежде чем он сможет заговорить с ними на своем языке, ибо человечество вступило теперь в эпоху свободы.

Именно об этом вступлении в эпоху свободы в связи с только что затронутой темой мы продолжим свои рассмотрения завтра. Но все то, что должно пройти человечество, чтобы действительно найти наиболее внутренний импульс вверх, к духовному миру, все это связано с различными по виду незначительными явлениями и симптомами цивилизации и культуры.

Простите, что то великое, чего я сейчас коснулся, я сближаю с ничтожным, но на мелких симптомах можно видеть великое. Несколько дней тому назад я сказал: именно здесь, где имагинации так прочно удерживаются в духе, они разрушаются вторжением авто. Я уже указывал, что говорю не против авто: антропософ не может высказывать ничего реакционного. Я, разумеется, с восторгом езжу в авто, когда это необходимо, ибо мы не должны желать повернуть ход мира обратно, и езда на авто вполне правомерна. Но когда выступает одно, то ему должно быть противопоставлено другое; и наряду с ездою в авто и всем, что с этим связано, должно раскрыться сердце, которое стремится к духовному миру. Тогда человечество сможет пройти вперед своей собственной силой и своей свободой, которая должна была проявиться, но которая должна вновь привести к Бодисаттве.

С механизмами, которые появляются в мире для услуг человеку, человечество может справиться само. И поэтому можно сказать: со всем тем, что выступает как авто, — пишущие машины и т.д., — человечество может само совладать своей силой.

Иначе обстоит дело — простите, что я заканчиваю тем, что кажется таким тривиальным, — иначе обстоит дело с граммофоном. Здесь человечество хочет замкнуть в механизмы искусство. Если бы человечество получило пристрастие к этой механизации того, что сходит в мир как тень духовного, — следовательно, если бы человечество было увлечено тем, выражением чего служит граммофон, тогда само оно себе уже не поможет. Тогда ему должны помочь боги. Но боги милостивы; и есть надежда, что в дальнейшем развитии цивилизации милостивые боги помогут человечеству преодолеть даже такие заблуждения вкуса, как то, что проявляется в граммофоне.


* Ныне главное гностическое сочинение, изданное на коптском языке.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первые шаги к имагинативному познанию (Пенменмаур, 19 августа 1923 года).
  • Инспирация и интуиция (Пенменмаур, 20 августа 1923 года).
  • Новая и древняя наука посвящения (Пенменмаур, 21 августа 1923 года).
  • Жизнь сновидений (Пенменмаур, 22 августа 1923 года).
  • Отношение человека к трем мирам (Пенменмаур, 23 августа 1923 года).
  • Действие духа в природе (Пенменмаур, 24 августа 1923 года).
  • Взаимодействие различных миров (Пенменмаур, 25 августа 1923 года).
  • Переживания сна у человека как предвестия жизни после смерти (Пенменмаур, 26 августа 1923 года).
  • Переживания между смертью и новым рождением (Пенменмаур, 27 августа 1923 года).
  • Духовное и космическое бытие человека после смерти (Пенменмаур, 28 августа 1923 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4424
    Результат опроса