Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Апокалипсис Иоанна

Одиннадцатая лекция (Нюрнберг, 28 июня 1908 года).


Мы проследили развитие нашей Земли до того времени, когда после различных значительных событий, которые были охарактеризованы вскрытием Семи Печатей и звучанием Семи Труб, Земля со всеми своими существами в будущем перейдет в своего рода духовное состояние. Исключены из этого будут только те, которые отказались принять Принцип Христа, причем, мы должны представлять себе этот отказ в смысле энергичного, злостного и неразумного духовного противодействия. Разумеется, и эти существа тогда, когда Земля примет свою астральную, духовную форму, будут присутствовать не в грубо материальном, землистом веществе, а также примут тогда, на то время, которое следует после звучания Труб, на то время, которое мы охарактеризовали излиянием Чаш Гнева, астральные формы, но их сниженная природа, то, что теперь им свойственно, потому что они не восприняли Принципа Христа, это выразится в астральном тем, что они в основном несут тот звериный образ, который мы охарактеризовали как зверя с семью головами и 10 рогами. Из всего, что было сказано, вы могли понять соотношение между тем, что мы здесь называем головами и рогами. Но при этом у вас все же возникает в душе вопрос: «Почему именно то, что в физическом теле возникает как тот или иной орган, называют, собственно, рогом? Почему обозначают физические органы и их остатки в астральном, когда Земля станет астральной, как рога?» Вполне понятно, что те люди, которые не приняли в себя Принцип Христа, должны снова впасть в то состояние, в котором был человек до того, как ему была дана возможность воспринять Принцип Христа. Человек раньше был неиндивидуальным существом с групповой душой, и мы видели, что он за время четырех первых периодов атлантического времени обладал групповыми душами, которые правильным образом символически изображаются головами Тельца, Льва, Орла и Человека, причем эту последнюю мы должны себе представлять как зверино–человеческую голову. Следовательно, мы должны непременно полагать, что когда человек снова появится в одухотворенной Земле и он не использовал Принцип Христа в течение нашей эпохи, что он тогда, именно в силу того, что он ничего не сделал, чтобы выше развить свою прежнюю зверино–групповую душевность, снова появится в своем прежнем образе, и не только в этом образе, но еще с дальнейшими тремя головами, которые он присвоил на протяжении эпох. До наступления великого Потопа, поглотившего Атлантиду, за первыми четырьмя эпохами последовали еще три других. За время этих последних те люди, которые позднее восприняли Принцип Христа, тоже до некоторой степени имели возможность получить дальнейшие три головы групповых душ, но они их преобразовали, они подняли звериное в человеке в нечто высшее. Они появляются в одухотворенном образе, когда Земля будет одухотворена. А те другие, отвергшие Принцип Христа, появятся с семью головами, потому что было семь эпох, в течение которых до Потопа образовалось звериное. И так как за последние три атлантических отрезка времени господствовало двуполое разделение в противоположность четырем первым отрезкам времени, каждая голова появляется, так сказать, с двумя тенденциями (возможностями) к звериному: мужской и женской, так что для этих трех последних отрезков времени каждая голова появляется с двумя рогами; в общем, следовательно, человек появляется с 10 рогами. Но кто–нибудь может сказать: «Я хорошо понимаю, что люди, ничего не делающие для того, чтобы скинуть с себя тот образ, который они имеют, чтобы поднять его до человеческого, что те снова появляются в зверином образе, но я не понимаю, почему тут говорят о рогах». Что говорят о головах — это не трудно понять, но почему говорят о рогах? Я вам объясню, почему о рогах не только говорят, но должны говорить. Это выражение надо понимать не только символически, но оно является действительностью. Фактически люди, упустившие возможность воспринять Принцип Христа, появятся ведь тоже в астральном виде, но так как они придали своим побуждениям и инстинктам такую форму, что они, так сказать, крепко держались за звериную групповую душу, соответствующие побуждения, которые тогда будут иметь люди, появляются в виде рогоподобных продолжений. Это действительный образ.

Я поясню на одном органе, как это происходит, что человек, не воспринимающий Принцип Христа, фактически появляется с рогами, когда Земля одухотворится. Возьмите органы человеческой гортани и трахеи. Вы непрерывно в этой трахее вдыхаете и выдыхаете воздух. Это деятельность, совершаемая человеком. Это деятельность у человека одухотворенного служит духовному, а у человека, не отдающегося Христову Принципу, не подчиняющегося ему, она находится в услужении древних, связанных с семью головами сил. Схематически это можно изобразить так:

Воздух непрерывно снаружи проходит вовнутрь через гортань. Но вы знаете, что астральное тело человека окружает его. Струя входящего воздуха будет всегда связана с астральным. А там, где Земля одухотворяется, ясно видно, являлось ли дыхание человека слугой Христова Принципа или слугой низменных сил, которые существовали в мире еще до Христова Принципа. Если оно было слугой Принципа Христа, тогда оно теряет ту форму, которая приспособляется к нынешнему телу. Тогда сам человек имеет силу все, что астрально, преобразовать в высшую одухотворенную силу. Если он не воспринимает Христова Принципа, он не в состоянии вывести того, что приспособлено к нынешней телесной форме, из этой последней, и следствием этого является то, что после того, как все плотское отпадает, после того, как физической гортани больше нет, останется эта форма астрального тела, которая непрерывно проникает через дыхание в гортань. Эта форма останется в наличии в образе рога. Всюду, где в отношении человека внешние астральные силы входят и выходят, они остаются приспособленными к предшествующему звериному образу, когда человек переходит в астральную форму, то есть тогда человек появляется с настоящими астральными рогами; это действительные астральные формы. Они точно соответствуют проникновению астральной субстанциональности в течение земной жизни. Дело обстоит не так, что нам в этих картинах даются произвольные символы, а они являются истинным образом того, что когда–нибудь появится. Именно это надо понять. Теперь в связи с тем, что мы за последнее время рассмотрели, в связи с той несколько затруднительной схемой со многими числами, определим то место в мировом развитии, на котором находимся. Нам ясно, что 49 великих форм превращений Сатурна прошли, семь жизненных форм Сатурна, называемых в теософской литературе также Рундами — каждая с семью форменными состояниями (Глобами); что они прошли также 49 соответствующих состояний Солнца и 49 состояний Луны. Их человек уже прошел в своем развитии до нынешнего времени, следовательно, в общем, 147 состояний. К этому надо прибавить состояния, через которые прошел человек уже за время нашего земного развития. Прошли три первых жизненных царства, называемые также тремя первыми рундами. Мы живем в четвертом жизненном царстве, в четвертой рунде. Так как каждая такая рунда охватывает опять–таки 7 состояний, мы в течение трех первых рунд закончили 3х7 состояний, значит, к 147 надо прибавить 21. Четвертое жизненное царство мы еще не закончили. Но часть его мы прошли; мы закончили три первых форменных состояния, почти бесформенное духовное состояние, или состояние Арупа, состояние Рупа и астральное состояние; мы находимся в физическом. Таким образом, к 147 плюс 21 прибавляются еще 3: следовательно, мы закончили 171 форменное состояние из 343 семи планет. Вы должны, прежде всего, учитывать, что мы сейчас находимся в 172–м форменном состоянии, а это — физическая Земля. 171 состояние она уже проделала. Во время этого 172–го состояния произошло все то, о чем мы рассказывали. Когда это состояние началось, Земля была связана с Солнцем и Луной. Во время этого состояния Солнце и Луна выделились, и после их выделения на физической Земле появился человек в виде нынешнего человека. И после этого началось атлантическое время, о котором мы говорили, и мы сказали: Этот период времени, который является 172–м, мы должны снова подразделить на 7 периодов. Первый лежит далеко позади: тогда вначале Солнце еще было в Земле. Весьма несоответственно этот период привыкли называть Полярной человеческой расой. О ней едва ли возможно дать представление. Затем следует (во время выделения Солнца) раса Гиперборейцев; потом, во время выделения Луны, третья, так называемая Лемурийская человеческая раса. Эти три состояния и четвертое в пределах этого 172–го состояния — Атлантическая раса. Пятая раса — это та, в которой мы находимся. После четвертой произошел великий атлантический Потоп. После нашей следует та, которая в Апокалипсисе Иоанна выражена Семью Печатями, а затем та, которая выражена Семью Трубами.

Мы знаем, что каждый из этих периодов распадается в свою очередь на 7 частей; наш период, пятый в пределах 172–го форменного состояния, делится на древнеиндийскую, древнеперсидскую, ассирийско–вавилонско–халдейско–еврейскую, греко–латинскую, нашу собственную и затем еще на шестую и седьмую культурные эпохи. За этим следует великая война всех против всех. То, что следует за ней, снова распадается на 7 отделов, выраженных Семью Печатями, и то, что выражено Семью Трубами, опять–таки разделено на 7 отделов.

Теперь, если вы учтете, что к уже истекшим форменным состояниям надо прибавить еще 171, вы получите 342. Следующее форменное состояние, добавленное к этой цифре, дает 343, но в нем именно мы находимся, оно стоит посередине. На это кто–нибудь может сказать: «Это, собственно, весьма удивительно, что мы имеем счастье жить как раз в середине мирового развития». Это действительно может показаться странным тому, кто не обдумает этого факта дальше. А для того, кто прозревает в сущность вещей, это совсем неудивительно. Это не более странно, чем если кто–нибудь, стоящий в чистом поле на ровной местности, где он одинаково далеко видит вперед и назад, оказывается в середине поля зрения. Если он пройдет еще кусочек пути, он снова видит одинаково далеко вперед и назад. Совершенно иные состояния развития мира представились бы нам, если бы мы стали на какой–либо другой точке. Мы всегда посередине. Человек может одинаково далеко видеть вперед и назад своими ясновидящими органами. Таким образом, удивительным могло бы оказаться нечто иное. Кто–нибудь мог бы сказать: «Как это ты нам не говоришь, что мы и во всем остальном находимся точно посередине. Теперь ведь все это не согласуется. Мы считаемся в 172–м форменном состоянии. Точная середина была бы в четвертом периоде времени этого состояния, а мы находимся в пятом, так что несколько перешагнули через середину. Поэтому это не точно совпадает с тем, что мы действительно находимся на середине». В основе лежит своеобразный факт. Вы можете уяснить себе это на одном примере. Если вы его точно поймете, вы увидите, что это важный факт. Поистине дело обстоит так: в отношении великих главных состояний мы находимся посередине, но в отношении тех состояний, которые нас больше всего касаются, мы несколько перешли через середину. Почему же это так? Представьте себе, что вы бы проезжали по совершенно ровной местности по железной дороге, но имеете возможность сидеть не в вагоне, а в специально для вас устроенной открытой платформе, с которой вы свободно обозреваете кругом во все стороны. Предположим, что вы ехали бы так в течение длительного времени. Вы могли бы свободно обозревать местность и если бы на какой–либо точке вашего пути смогли бы очень быстро набросать картину всей окрестности, эта картина имела бы вид совершенного круга. Только в одном случае это было бы иначе. Представьте себе, что вы сидите в уносящем вас поезде и фиксируете ту картину, которую вы имеете перед собой. В тот момент, когда вы ее фиксируете, вы засыпаете и некоторое время едете спящим, и за это время вы не будете сознавать, как картина меняется. Вы пробуждаетесь. И в момент пробуждения стремитесь быстро вновь воспроизвести ту картину, которую вы перед этим фиксировали. Теперь это не совпадает! И причиной является то, что вы некоторый отрезок времени проспали. Теперь ваша картина не совпадает с тем кругозором, который одинаков во все стороны, потому что к этому прибавляется тот отрезок, который вы проспали.

Теперь мы спрашиваем: «Не случилось ли так, что человек, начиная с середины своего развития и до нашего времени, проспал?» Нам было бы понятно, может быть, что до этого картина должна была совершенно совпадать. Теперь, когда мы перешагнули через середину, было бы возможно, если бы мы спали, что картина несколько сдвинулась. Спал ли человек? В оккультном смысле Человечество с середины атлантического времени спало, так как это то время, когда для всего человеческого рода как такового исчезло древнее сумеречное ясновидение. В отношении духовного люди впадают как бы в сонное состояние. Они начинают направлять свой взор на чувственный мир, и таким образом, в отношении духовного мира переходят в состояние сна. И только когда человек снова приобретает ясновидение, тогда он будет иметь, так сказать, свободный кругозор; это уже не будет этим сдвигом эволюции, можно будет обозревать на одинаковое расстояние как вперед, так и назад. Фактически, человек с середины атлантического времени проспал, потому что не участвовал в лицезрении духовных миров в качестве нормального человека. За исключением посвященных, и, если хотите, сомнамбул, люди слепы, они не видят, ибо видеть — означает действительно вглядываться в мир. В отношении духовного мира Человечество спит и проспит еще некоторое время. Начиная с того атлантического времени, имеют силу слова Евангелия от Иоанна: «И свет во тьму светил, и тьма его не поняла».

Таким образом, в этом подразделении скрывается важная истина о том, что Человечество живет в мрачную эпоху, в эпоху тьмы, и в эту эпоху был внесен Принцип Христа, чтобы вывести человека из тьмы к свету. Поэтому я с полным правом мог перед вами поставить современное состояние развития не в середину, а за серединой, потому что в Атлантиде начинается мрачный период, переходящий и в шестой период времени до того момента, когда появится толпа избранных в белых одеяниях, когда эти избранные появляются как первые, которые в состоянии снова в обычных нормальных условиях видеть вокруг себя духовный мир; тогда придет конец периоду тьмы. Тогда появляется тот период времени, про который надо сказать: «Свет во тьму светит, и тьма постигает свет». Мрачный (черный) период поэтому называется также временем, в течение которого человек обращает свой взор на физически–материальный мир и в нормальном состоянии не видит за ним духовного мира.

Теперь вернемся к тому, что мы говорили о развитии. Когда развитие продвинется за седьмой период времени, за то время, которое выражается звуками Труб, тогда Земля одухотворится и перейдет сперва в астральное, затем в деваканическое и в более тонкое деваканическое состояние. И затем она снова возвращается в те же состояния, все больше уплотняясь из тончайшего духовного, и приходит к тому состоянию, которое теософия обычно называет Пятой Рундой, которая опять–таки будет иметь 7 форменных состояний и в середине снова характеризуется таким развитием семи следующих одно за другим, скажем, расовых состояний.

Теперь, хотя это и будет нам трудно, углубимся все же в дальнейшие состояния нашего земного развития. Возьмем вполне определенную точку нашего развития в будущем, совершенно так же, как мы брали нашу современную точку. Остановим еще раз наше внимание на нашей настоящей точке развития, но так, что мы начнем только с нашего настоящего 172–го состояния. До него Земля уже прошла через три под–состояния. 172–е состояние — это сама Земля. Через три она прошла, теперь она находится в четвертом. Но, прежде всего мы остановимся только на форменных состояниях. Мы считаем, что мы находимся в четвертом жизненном царстве, или Четвертой Рунде. Ее мы рассматриваем как данную и говорим: «Из этой четвертой рунды мы прошли через 3 форменных состояния и находимся в четвертом». Теперь спросим себя: «Через сколько подсостояний мы прошли? Через первое, второе, третье, четвертое». Последнее было атлантическим временем. Следовательно, это последнее, атлантическое время развития, кончилось. Мы говорим: «Мы прошли через 4 состояния и находимся сейчас в пятом. Из этого пятого мы опять–таки прошли через 4 подсостояния, а именно, древнеиндийское, древнеперсидское, египетское, греко–латинское. Мы находимся в пятом». Так что мы говорим: «До нашей настоящей ступени развития мы прошли через 344 состояния, которые Апокалипсис обозначает как число развития». Поэтому, на вопрос: «Каково число развития нашего развития?» — надо ответить: «344». (Читается как, три, четыре, четыре). Это надо читать не в смысле десятичной системы, а семеричной системы. 3 состояния (из семи) пройдены. 4 состояния (из следующих, меньших, семи) пройдены, и 4 состояния (из опять–таки семи меньших) пройдены. Это, собственно, означает эти 344. Их нельзя, как другие числа, просто читать, оно содержит написанными рядом числа тех состояний, которые уже пройдены.

Теперь представим себе следующее: когда Земля одухотворится и развитие ее вступит в дальнейшие состояния, тогда будет пройдено все больше и больше ступеней. И когда–нибудь должно прийти время, когда пройдены будут из первого рода 6, из второго — 6 и из третьего — 6 состояний. Точно так же, как мы теперь имеем в качестве числа развития 344, так когда–нибудь в будущем, в то время, когда будут пройдены 6 рунд, 6 главных рас и 6 подрас, появится число 666, читаемое своеобразно; но это правильный род и способ писания автора Апокалипсиса. Следовательно, наступит время, когда цифра 666 будет числом развития. Это случится в очень далеком будущем, но это будущее подготовляется уже в наше время. В наше время мы живем, — после того, как были пройдены 3 крупных главных состояния, — в четвертом. Но когда минует то время, которое обозначено Семью Печатями, когда мы достигнем великой войны всех против всех, тогда нами будут пройдены 6 из этого среднего рода. Когда прозвучит первая Труба, нами уже будут пройдены 6 таких главных рас, и когда мы затем вживаемся в то время, когда звучат Трубы, и пройдут те времена, которые характеризуются первыми шестью трубами, тогда мы их пережили 66. До этого момента у Человечества было достаточно времени для подготовки к тому ужасному моменту, который наступит гораздо позднее, когда будут достигнуты не 66, а 666. Все будущее подготовляется уже в настоящее время. Время, которое наступит после великой войны всех против всех, время звучания седьмой Трубы, увидит таких людей, которые, вследствие того, что они выключили себя из Христова принципа, достигли высокой степени злости, предрасположения погрузиться в бездну. Это означает, что люди до указанного времени сами делали все для того, чтобы при наступлении момента времени 666 быть в состоянии так глубоко погрязнуть во зле, в бездне. Предрасположение к этому погружению в бездну в далеком будущем люди получают уже в период времени после великой войны всех против всех, когда прозвучит седьмая Труба. Хотя еще долгое время будет возможно для этих людей, принявших в себя такое предрасположение, пойти другим путем, исправиться, снова вступить в развитие, чтобы принять в себя Принцип Христа. Но первое предрасположение уже есть, и те, которые остаются при нем, они в то время, когда наступит это бесконечно далекое будущее, которое обозначается не числом 466, а 666, уже не смогут преобразовать это предрасположение в благие склонности. Они подлежат той страшной судьбе, о которой мы еще будем говорить.

Таким образом, мы видим, что с этой цифрой 6, появляется ли она просто или двукратно, или трехкратно, для развития Человечества связано нечто дурное. Мы живем в пятом главном периоде времени (Расе) и в пятом подотделе его (Подрасе). После великой войны мы будем жить в шестом периоде, но еще до наступления великой войны, непосредственно за нашим пятым подотделом, наступит шестой, характеризуемый церковью в Филадельфии. Мы знаем, что ныне наступило время, когда в Человечестве распространился материализм; мы видели, как на протяжении веков люди становились все более материалистичными; но этот материализм такого рода, что всегда можно отвернуться от него. Материалист в настоящее время еще имеет время обратиться. Но поэтому именно теперь должно выступить спиритуалистическое воззрение, ведущее кучку людей к этому оккультному, духовному пониманию мира. Те, которые обоснуют первый зародыш великого братского союза в шестом периоде, который последует за нашим временем и совсем не так далек, начало которого лежит во времени, исчисляемом не только тысячелетиями, — эти люди произведут самое первое размежевание в человечестве: на тех, которые упрямо пребывают в материализме, и на других, которые склонны воспринять спиритуальное воззрение и которые образуют братский союз в малой кучке людей; эти оба рода людей проявятся уже в нашей шестой подрасе. Это простое 6 может стать роковым уже для многих людей, но не безнадежно, потому что обращение еще и тогда будет возможно. Но люди переживут великую войну всех против всех. Минуют 5 периодов времени, цифра 6 снова появится. После этого вновь появятся соблазны и искушения для дальнейшего развития материалистического предрасположения и переноса его в то время, когда будут звучать Трубы, и когда минуют 6 больших и 6 дальнейших меньших, после 66, тогда в Человечестве будут иметься уже очень значительные предрасположения, которые уже не так легко исправить, как в наше время. Таким образом, мы видим, что фактически внутри Человечества все больше действует мир дурных наклонностей и все отчетливее и резче отделяются друг от друга добрые и злые люди в смысле изображения автора Апокалипсиса. Последнее великое размежевание произойдет, когда не только для более коротких, но и для более продолжительных периодов времени исполнится число 6. А это будет тогда, когда наша Земля пройдет свои шесть рунд и — в пределах седьмой — опять–таки шесть форменных состояний. Когда это будет закончено, тогда склонности Человечества ко злу проявятся в ужасающей форме. С ужасной опустошительной мощью проявится тогда зло у тех, которые остались злыми.

Спросим же себя: «Как часто внутри нашей Земли представляется Человечеству случай подпасть искушению зла?» Прежде всего в том периоде времени, который следует за нашим, перед великой войной. Потом во второй и в третий раз представляется случай к этому. Таким образом, это нисхождение в зло образуется постепенно. Для того периода, когда Земля впервые перейдет в духовное состояние, мы имеем дело прежде всего с двумя возможностями.

Когда Земля снова соединится с Солнцем, то те, которые восприняли Принцип Христа, будут зрелыми для того, чтобы раствориться в силах Земли, которые соединяются с Солнцем; исключенными из этого окажутся те, которые восприняли в себя склонность ко злу. Они подобны тем, которые отталкивают от себя Солнце, отвергают именно то, что дало бы им возможность соединиться с солнечными силами. Они противники соединения с Солнцем. Поэтому автор Апокалипсиса обозначает ту силу, то Существо, которое приводит человека к такому одухотворению, что они способны соединиться с Солнцем, как Христа, что совершенно правильно, — как мы это сейчас узнаем, — как Агнца. Существо Христа обозначают в виде Гения Солнца, Который соединяется с Земли и становится Гением Земли. Это становление уже началось со времени события Голгофы. Но существует также враждебный этому Агнцу принцип, существует так называемый Демон Солнца, действующий в злых силах людей, отталкивая силу Агнца. И он действует так, что некоторая часть человеческого рода будет выброшена из того развития, которое ведет к Солнцу. Это силы, враждебные Солнцу, находящиеся как бы в оппозиции по отношению к нему; это одновременно те силы, которые имеют предрасположение к тому, чтобы, по миновании 666 состояний развития, быть совершенно выброшенными из нашего развития, они тогда будут окончательно сброшены в бездну. Так что мы можем сказать: в то время, когда Земля соединится с Солнцем, исключено будет не только то, что символизируется зверем с семью головами и десятью рогами, но и все то, что исполнено сил, враждебных Солнцу. Всему этому суждено исчезнуть в бездне (преисподней), когда исполнится число 666.

Это число — 666 — всегда писали очень таинственным образом. Мы еще увидим, что имеется полное основание окутывать эти факты, о которых мы сейчас говорим, в тайну мистерии, — да, это вполне обоснованно! И так как это знали, то держали их в тайне и писали 666. В мистериях, где автор Апокалипсиса получил свое посвящение, писали 400 200 6 60. Это написано таким образом, что непосвященный действительно ничего понять не может. Эти 666 тщательно скрывали, они должны были оставаться тайной. Имея здесь 200, и вследствие того, что все переставлено, создается иллюзия, обман.

В письменах посвященных скрыт принцип, состоящий в том, что буквы изображали соответствующими числами. Этот принцип замены букв числами был распознан некоторыми замечательными людьми, которые в течение 19 века хотели проникнуть в тайну числа 666; но в отношении того способа, которым они к этому пришли, можно сказать, что они «слышали звон, да не знают, где он». Потому что они усвоили то, что я вам разъяснил здесь и чему всегда эзотерически учили, неточным образом. Они нашли, что если заменить эти цифры еврейскими буквами, получится «Нерон», и они заключили, что 666 обозначает Нерона. Но это неверно. 666 следует сперва написать так: 400 200 6 60, — тогда получается то, о чем идет речь. Тогда надо изобразить: 400 — в виде   , 200 — в виде    , 6 в виде  и 60 — в виде . Эти четыре буквы изображают числа 400–200–6–60. Они чудесным образом были вплетены именно в эту тайну; чудесно это, так как показывает проницательность тех, кто вплел их, так как одновременно эти 4 буквы, как звуки, опять–таки имели совершенно особое оккультное значение. Представьте себе только, что, собственно, должно означать число 666, если оно должно выразить то, о чем мы говорили? Оно должно обозначать тот принцип, который ведет человека к полному затвердению во внешней физической жизни, к тому, что человек отталкивает от себя именно то, что делает его способным побороть низменные принципы и подняться к более высоким. То, что человек получил в качестве физического, эфирного и астрального тел и низшего “Я” (до тех пор, пока это последнее разовьется в высшее), эти 4 принципа одновременно выражаются этими четырьмя буквами — ס — Самех изображает физическое тело, ר — Реш — эфирное, ו — Вау — астральное и ת — Тав — низшее “Я”. Таким образом, мы видим, что все затвердевшее в этих четырех принципах, раньше чем они начинают свое божественное развитие, выражается этими четырьмя буквами. Поистине автор Апокалипсиса может сказать: «Здесь истина!» Ибо в этом содержится мудрость. «Кто имеет разум, тот обдумай число, число 666!»

А теперь будем читать. Это читается так — само собой разумеется, в обратном порядке —

400     200    6        60

ת        ר        ו        ס

Тав    Реш   Вау    Самех

Затем надо еще восполнить гласные и получится Сорадт. Сорадт — это имя солнечного Демона, противника Агнца. И каждое такое духовное существо обозначили не только его именем, но и совершенно определенным символом, символическим знаком. Для Сорадта — солнечного Демона — имелся знак —     грубая черта, внизу загибающаяся назад и имеющая наверху два изогнутых острия.

Но теперь мы все же должны правильно понимать автора Апокалипсиса. Ведь он в самом начале говорит замечательные слова, которые обычно неправильно переводятся. Вводные слова Апокалипсиса следующие: «Это есть откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать своим рабам, что произойдет в скором времени, и выразил его в знаках и дал нам через своего Ангела рабу, слуге Иоанну». «Выразил в знаках!» Следовательно, мы должны примириться с тем, что значительное, настоящее содержание тайны он выразил в знаках. То, что изображает число 666, он дает в знаках. То, что он описывает, это знак, и он описывает его так (Откр. 13,11): «И я видел другого зверя, поднимающегося из Земли», «и он имел два рога, как агнец». Это не что иное, как 2 черты вверху на рисунке, и чтобы скрыть это, он здесь называет «рогами» просто эти две черты. Это было обычно для языка мистерии, что одно и то же слово применялось во многих значениях, чтобы не дать возможности непосвященным так сразу понять, в чем тут дело. Следовательно то, что он здесь описывает, что «зверь имел два рога, как агнец», это есть знак солнечного Демона, который на языке мистерии обозначается словом Сорадт и который, если на место отдельных букв поставить их числа, выражается четырьмя цифрами 400–200–6 и 60. Это дает 666 чрезвычайно завуалированным образом. Таким образом, мы видим, что автор Апокалипсиса указывает на противника Агнца. В то время, когда Земля переходит в духовное, внизу появляются образы людей так, что они получают свой древний звериный образ. Появляется зверь с семью головами и десятью рогами. Но появляется также и их искуситель, обладающий мощной силой не позволить им вернуться к Солнцу, противник Христа. Сами люди не могут быть противниками Христа, они могут только в результате имеющейся в них ложной силы пропустить удобное время и не воспринять Христова Принципа. Он появляется, как только имеется нечто, что может стать его добычей. До появления добычи, до появления людей с семью головами и десятью рогами нет ничего, что можно было бы искушать, и искусителю тут делать нечего. Но затем, когда явится человек с такими предрасположениями, тогда появляется и искуситель, появляется в виде второго зверя и соблазняет!

Следовательно, в тот момент, когда Земля переходит в астральное состояние, человека появляется в виде того, что он имел, когда Земля еще была окружена водной оболочкой. Появляется человеко–зверь. Из воды поднимается зверь с семью головами и десятью рогами. То, что этот зверь не использовал Землю, это дает возможность подняться из Земли Сорадту — противнику Солнца, — соблазнителю, который вследствие этого может приблизиться к человеку и со всей силой стянуть его в бездну. Таким образом, мы видим, что с этого момента времени к людям ластится существо, обладающее страшной силой! Что же делает это существо, чтобы завлечь человека в такие ужасающие события, которые мы можем предположить? Для того, чтобы соблазнить людей просто в ненормальное поведение, в то, что они уже знают как нормальные люди, для этого не было нужды в этом чудовище, появляющемся как солнечный Демон. Только тогда, когда человеком отвергнуто то, что характеризует в добром смысле те существа, которые несут спасение роду человеческому, только тогда спиритуально возвышенное превращается в свою противоположность, когда спиритуальная сила отдается на служение низшего Я–принципа, тогда оно может привести Человечество к тому, что зверь, изображаемый с двумя рогами, получит власть над ним! Злоупотребление спиритуальными силами связано с искусительной силой зверя с двумя рогами. И мы называем злоупотребление спиритуальной силой черной магией в противоположность правильному ее использованию, которая называется белой магией. Таким образом, род человеческий тем, что он раскалывается, будет одновременно готовиться, с одной стороны, достигать все более высоких духовных состояний, благодаря использованию духовных сил овладеть белой магией, а с другой стороны, то, что злоупотребляет спиритуальными силами, будет готовиться к самой необузданной мощи двурогого зверя, к черной магии. В итоге Человечество в конце концов распадается на существа, занимающиеся белой магией, и существа, занимающиеся черной магией. Таким образом, в тайне 666, или Сорадта, скрыта тайна черной магии и соблазнитель, приводящий к черной магии, к страшнейшему преступлению в земном развитии, с которым не может сравниться ни одно другое; его автор Апокалипсиса изображает в виде двурогого зверя. Таким образом, на нашем, так сказать, горизонте возникает распадение человечества в самом отдаленном будущем на избранных Христа, которые станут белыми магами, и на противников их, на диких волшебников, черных магов, которые не могут освободиться из материи и которых автор Апокалипсиса изображает в виде тех, которые развратничают с материей. Поэтому вся эта деятельность черной магии, все, что здесь сопрягается между человеком и затвердением в материи, это является перед его душой ясновидящего как великий Вавилон в той общине, которая соединяет всех тех, кто занимается черной магией; как ужасающее, или, вернее, дикое сожительство человека с силами пришедшей к упадку материи. Таким образом, мы видим в этом далеком будущем стоящими друг против друга две силы: с одной стороны те, которые внедряются на жительство в великий Вавилон, а с другой — те, которые возвышаются над материей, которые в качестве людей объединяются с тем, что нам рисуется как принцип Агнца. Мы видим, как с одной стороны все самое черное выделяется, направляясь в Вавилон под водительством всех противоположных сил Солнца, Сорадта, двурогого зверя, и мы видим Человечество, которое развилось из избранных, которые соединяются с являющимся им Христом, с Агнцем. С одной стороны — брак Агнца, а с другой — брак Вавилона, погибающего Вавилона! И мы видим, как Вавилон погружается в бездну и как избранные восходят для использования сил белой магии, избранные, сочетавшиеся браком с Агнцем. И так как они не только признают духовные силы, но умеют их магически применять, они могут подготовить то, что они имеют в Земле, к следующему планетарному воплощению, к Юпитеру. Они, так сказать, начертывают те великие основные планы, которые должен иметь Юпитер. Мы видим, как сила белых магов порождает подготовительные образы, которые должны пережить это время в виде образов следующего воплощения Земли — Юпитера: мы видим, как из белой магии восстанет Новый Иерусалим! Но для этого должно быть выброшено все, что характеризуется Сорадтом — 666. Выброшено будет все, что подпало принципу двурогого зверя и вследствие этого затвердело в образе зверя с семью головами и десятью рогами. Та сила, благодаря которой Солнечный Гений поражает всех отверженных, которая сталкивает их в бездну, эта сила именуется Ликом Солнечного Гения. И Ликом Солнечного Гения является Михаил, который, так сказать, в качестве заместителя Самого Гения Солнца, побеждает двурогого зверя, искусителя, которого также называют Великим Драконом. Это изображается проявляющейся ясновидящему картиной Михаила, держащего ключи, стоящего близ Бога и держащего связанными противоположные силы.

Таким образом характеризует христианско–розенкрейцерская эзотерика отбрасывание тех, кто принадлежит к 666, и победу над драконом, над искусителем.

Таким образом встает ныне перед нашим взором то, что автор Апокалипсиса облек в тайны, что должно извлечь только путем разоблачения и о чем говорит: «Здесь мудрость. У кого есть разум, тот обдумай число зверя» (то есть двурогого зверя), «так как это число 666».

Те, кто ссылались на имя Нерона, плохо выполнили это требование автора Апокалипсиса. Ибо вы видите, из каких глубин разъяснения мира надо добывать мудрость, ведущую к числу 666. Хотя вам сегодня пришлось сделать напряжение, чтобы достигнуть характеристики этого момента, вы не должны забывать, что напряжение необходимо для понимания глубочайших тайн. А автор Апокалипсиса вложил в него именно эти глубочайшие тайны мирового развития. Он их завуалировал, так как для людей лучше, когда самые значительные тайны даются в знаках. Потому что, помимо всего остального, благодаря тем силам, которые напрягаются, чтобы раскрыть значение знаков, достигается многое из того, что нас одновременно возносит к самым добрым силам. Поэтому не будем досадовать на то, что нам приходится прорабатываться через числовую схему! Если бы вы в древних школах должны были бы усвоить то, что там вообще тайно давалось в отношении таких чисел, раньше, чем переходили к дальнейшему, вы бы испытали еще многое другое. Там ученики должны были долгое время молчать и спокойно слушать, когда им объясняли одни голые числа — 777, 666 и т.д., все заново, прежде всего в их формальном значении. И только после усвоения ими этого значения, только тогда имели они право узнать собственно то, что являлось содержанием.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Теософия и Апокалипсис (Нюрнберг, 17 июня 1908 года).
  • Первая лекция (Нюрнберг, 18 июня 1908 года).
  • Вторая лекция (Нюрнберг, 19 июня 1908 года).
  • Третья лекция (Нюрнберг, 20 июня 1908 года).
  • Четвёртая лекция (Нюрнберг, 21 июня 1908 года).
  • Пятая лекция (Нюрнберг, 22 июня 1908 года).
  • Шестая лекция (Нюрнберг, 23 июня 1908 года).
  • Седьмая лекция (Нюрнберг, 24 июня 1908 года).
  • Восьмая лекция (Нюрнберг, 25 июня 1908 года).
  • Девятая лекция (Нюрнберг, 26 июня 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса