Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2004

Кристоф Линденау. Фундаментализм и инспирация «серебряного короля».


Эту статью Кристоф Линденау посвящает проблеме мировой войны, которая сегодня практически повсеместно ведется против человеческого «Я». Автор вновь говорит о зачатках образов, которые ангелы, подготавливая будущее, ткут в подсознательной части человеческой души. На них через имагинацию трех королей: железного, серебряного и золотого пророчески указывает гетевская сказка «О Зеленой змее и прекрасной Лилии». В этой статье речь пойдет о серебряном короле и его инспирирующей силе.

Нижеследующая поправка относится к статье, напечатанной в предыдущем 12-ом номере журнала под названием «Глобализация и инспирация «медного короля». В ней шла речь об инспирации того из трех королей, которого Гете в своей сказке «О Зеленой змее и прекрасной Лилии» называет ehernen, т.е. железным. Власть, как ее характеризует Гете, действует, исходя из своего могущества. Возможно, что в будущем она когда-то и станет «медным королем», особенно учитывая то, что железный король должен будет соединиться со своими старшими братьями: серебряным и золотым. Но Гете не опережает этот путь становления. Исходя из этого, eherne König в переводе с немецкого здесь означает «железный король». Очевидно и то, что это понятие в точности соответствует современной глобализации. Итак, название предыдущей статьи нужно читать как «Глобализация и инспирация железного короля».

Кристоф Линденау

Все человеческие сообщества, к коим относятся различные расы, религиозные общины и церкви, народы и нации, государства, сословия, профессиональные объединения и политические партии – на историческом пути претерпевают схожую судьбу: утрату основы собственного самопознания. И чтобы на пути прогрессирующей индивидуализации человека эту утрату компенсировать, на первый план выступает так называемый фундаментализм, который единичное закрепляет в групповое бытие.

Человек должен всегда оставаться «честным» католиком, евангелистом или иным христианином, «истинным» евреем, «добрым» мусульманином, «патриотичным» американцем, французом или немцем, «верным» членом той или иной партии и так далее. Наконец, он должен быть современником, который в своем мышлении, а также при обсуждении социальных проблем мира придерживается той «политической корректности», которая отвечает «национальному» и «надрелигиозному» фундаментализму мнимого «просвещенного сознания» нашего времени.

Запрет на мышление

Фундаментализм подразумевает, что каждый должен принадлежать к конкретной партии, профессиональному объединению, нации, религии и т.д. Как правило, он считает, что лишь такой порядок вещей является «нормальным», в действительности же он сам навязывает эту «норму». Ибо фундаментализм использует открытость, присущую изначально каждому человеку, чтобы направлять, определять его развитие, манипулировать им и, завладев его мышлением, заставлять его себе служить.

Это введение единомыслия проводилось неоднократно. В Германии, например, сегодня пытаются политическими средствами «спасти социальное государство» и «победить безработицу». Однако «участники глобальной игры», которые реализуют сегодня так называемую глобализацию, в действительности столь же мало озабочены пользой для государства, как и «держатели акций» в акционерном обществе отсутствием безработицы. Только сами глобалисты этого не знают. Они верят в такую заинтересованность; они даже считают солидарность жизненно важной. Но их практическая деятельность, как правило, направлена против солидарности. Ибо они не замечают введения единомыслия, которое направлено на то, чтобы земля, работа и деньги рассматривались в качестве, товара (как, например, брюки или куртка).

Такая стандартизация мышления препятствует сегодняшней цивилизации и в том, чтобы имеющуюся открытость развития человека понимать как нечто, определяемое индивидуальностью человека, и в том, чтобы понимать, что на пути развития индивидуальности каждое групповое бытие, дабы не помешать становлению человека, может быть только проходной стадией и никогда – «конечным пунктом». Развитие каждого человека и есть то, что хочет сегодня инспирировать «серебряный король» с помощью ангельских существ, избравших для себя новую задачу. Где мы его находим?

Поиск в самосознании

Я могу быть захвачен мыслью о достижении идеала и пытаться ее реализовать. В этом случае само мыслительное представление – только «иллюзия», ибо если бы оно уже существовало «в действительности», то не имело бы смысла его осуществлять. Как и любое истинное искусство, оно принадлежит миру иллюзий. По сказке Гете, это мир «серебряного короля».

Этот король инспирирует нас к тому, чтобы воспринимать мысли другого человека – неважно, чужды ли они нам, отвратительны или родственны с нашими мыслями и идеалами, – отдавая им должное в человеческой, проникнутой теплом толерантности. Да, он инспирирует нас к тому, чтобы именно через эти чуждые нам мысли, освобождаясь от самих себя, пробуждаться к исключительному бытию здорового человека.

Как зеркало не является «сторонником» того, что оно отражает, так же и нам не нужно чувствовать себя принуждаемыми становиться доверенными последователями другого человека, потому что на пути такой инспирации проявляется чистый образ человека. В противоположность этому, «серебряный король» инспирирует то, что сегодня более необходимо: толерантность и свободу мышления.

Отражение зеркальных образов

Инспирация образной способности описанного рода в любом случае предполагает одно: силу суждения отдельного человека в том, чтобы такие образы отличать от тех, что уже растиражированы. Чистую картину мира может отразить как одно, так и другое зеркало; вместе, благодаря взаимному отражению, они в состоянии бесконечно приумножать эту картину. Однако недостаток собственной силы суждения в том, чтобы отличать в фактической жизни одно от другого, «оригинал» от «репродукции», подвергает большой опасности процесс инспирации. Ибо человек может рассчитывать на то, чтобы стать  индивидуальностью, только в том случае, если он постоянно находится на пути своего развития. Образ мира или образ другого человека, который он себе создает – пусть даже он несовершенен, – в основе своей больше, чем только образ. Каждый человек может создать такой образ, но если он хочет действовать в духе «серебряного короля», он должен исходить из собственного, индивидуального отношения к этому растиражированному образу(1).

В вакууме, возникшем из-за недостатка сил, способных различить оба эти образа, сверхчувственные существа, которые населяют сегодня окружающую нас «духовную атмосферу», стремятся обесценить инспирацию «серебряного короля», заставляя людей верить в то, что в обоих случаях речь идет лишь об образах. Используя средства массовой информации, они приучают человека не замечать те «мистериальные силы», которые присущи несовершенному, но с момента своего возникновения развивающемуся образу.

Сама индивидуальность человека имеет сверхчувственную природу. Она не должна быть втиснута в рамки группового бытия, о котором говорилось выше. Индивидуальность, если она правильно осознает себя, должна сама «вырабатывать» свое бытие. Речь идет не о «борьбе культур», как утверждает Сэмюэль Хантингтон (Samuel Hungtington), но о войне разных форм фундаментализма против человеческого Я, которые стремятся «подменить» фундаменталистскими представлениями нетерпение к самопониманию. Они извращают силу чистого отражения, которая исходит от серебра инспирированного короля, сводя ее лишь к отражению отраженных образов.

Кристоф Линденау
Das Goetheanum № 28/2004
Перевод с нем. М.К.

1. Рудольф Штейнер. «Как могут быть преодолены душевные затруднения, испытываемые в наше время?» В: «Связь между живыми и умершими» (ПСС 168), лекция от 10 окт. 1916 года.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер. Духовная наука как познание основных импульсов.
  • Кристоф Линденау. Глобализация и инспирация «медного короля».
  • Марианна Каролюс. Утраченное воспоминание.
  • Элизабет Берингер. Сказка о юном короле, трех вопросах и старце в горе.
  • Рудольф Штейнер. Три аспекта личного.
  • Отмар Пройс. Новое сознание и внимание друг к другу.
  • Рекс Рааб. Будущее архитектуры и строительный импульс Рудольфа Штейнера.
  • Рудольф Штейнер. Из записи эзотерического урока
  • Вирджиния Сиз. Тема 2004/2005 года
  • Максимилиан Волошин. О теософии
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4430
    Результат опроса