Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Апокалипсис Иоанна

Десятая лекция (Нюрнберг, 27 июня 1908 года).


Мы видели, что в Апокалипсисе Иоанна мы имеем описание событий, связанных с посвящением, или, лучше сказать, описание переживаний посвящаемого в христианском смысле. В последних лекциях, после того, как перед нашей душой прошло все содержание Апокалипсиса, мы должны будем еще ответить на вопрос: чем же, собственно, является этот документ исторически? Почему он существует как таковой? Но теперь, когда мы достигли той важной точки, которая открылась нам в последний раз, а именно перехода нашей Земли в духовное, сперва астральное состояние, возникновения некоторых замечательных существ в той субстанции, которая, как уплотненная в материи, откололась от нормального продолжения развития нашей Земли, теперь было бы полезно, прежде чем идти дальше, получить своего рода обзор некоторых вещей, лежащих в основе нашего теософского мировоззрения. Вы видели, что во всех наших рассуждениях играют роль некоторые числовые понятия, и теперь мы должны составить себе понятие о том, чем является зверь с семью головами и десятью рогами и чем является зверь с двумя рогами.

Мы должны ориентироваться в основах мирового развития. А оно протекает именно в соответствии с совершенно определенными числовыми соотношениями. Профан в таких вещах очень легко может сказать, когда он слышит о том, что число семь и другие числа играют важную роль в наших обсуждениях: «Ну, конечно, эти теософы снова принимаются за то старое суеверие, которое связано с числами семь, двенадцать и т.п.» Когда наши милые современники слышат о чем–нибудь, что связано с числом семь, они говорят о суевериях, хотя сами они в отношении того, в чем они несколько сведущи, живут в совершенно том же суеверии, так как они ведь говорят о том, что радуга имеет семь цветов, звуковая шкала — семь тонов, так как восьмой является лишь повторением примы. И еще в некоторых других областях говорят о числе семь — и не без основания. Совершенно в том же смысле, как физик говорит о семерке цветов, как в учении о звуке говорят о семерке тонов, так говорим мы при рассмотрении великих мировых соотношений в отношении числа семь. Это число для нас ни что иное, как результат оккультного опыта. Так же, как человек насчитывает семь цветов, так оккультист насчитывает семь следующих одно за другим состояний мирового развития. И потому что мудрость мира всегда знала и говорила об этих вещах, все это перешло в общественное сознание, и в этой семерке всегда видели нечто особенно значительное. Именно потому, что число семь имело свое основание в мировых соотношениях, оно вошло в общую веру, и, конечно, и в суеверие. Если мы вспомним, что было сказано о тайне Семи Труб, Семи Печатей, Семи Посланий, семи последовавших один за другим периодов атлантического времени, мы уже увидим, что в развитии мира мы, собственно, все время имеем периоды, повторяющиеся в соответствии с числом семь. И рассматривая основу мирового развития, будем помнить, что число семь господствует над всеми его частями.

Мы слышали, что Земля, раньше, чем стать Землей, была Луной, до Луны — Солнечной планетой, а до нее — Сатурном. После того, как она перестанет быть Землей, она перейдет в состояние Юпитера, затем — Венеры и, наконец, — Вулкана, так что мы имеем семь следующих одно за другим планетных перевоплощений нашей Земли: Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Юпитер, Венера и Вулкан. Но это самые крупные подразделения внутри всего нашего развития, которые мы до известной степени можем прозревать ясновидчески. Мы ведь описали три предшествовавших Земле состояния. Теперь выясним себе, что является смыслом всего этого развития, почему Земля проходит через семь состояний. Эти семь состояний совпадают именно с развитием человеческого сознания. Каждое из этих состояний характеризует определенное состояние человеческого сознания. Оглянемся на прадревнее время Сатурна! Мы знаем, что того, что в настоящее время имеется от человека, тогда не существовало, а лишь самое первое предрасположение к зачатию его физического тела, которое, разумеется, не могло развить в человеке такого сознания, которое у него есть сейчас. Другие существа имели человеческое сознание, человек же имел тогда то сознание, которым ныне обладает минеральный мир на физическом плане. Мы называем его глубоким транс–сознанием. Вот что имел человеческий зачаток на Сатурне. Это развитие Сатурна произошло для того, чтобы человек постепенно мог подняться до своих более высоких состояний сознания. В то время он прошел через первое. Следовательно, развитие Сатурна совпадает с глубоким транс–сознанием — это первая ступень сознания. Конечно, вы не должны представлять себе, что степень сознания в течение всего развития Сатурна была одинаковой, но в основном эта степень сознания человека на Сатурне может быть охарактеризована как глубокое транс–сознание. Оно более притупленное, даже чем то, которым человек обладает ныне в глубоком сне без сновидений, потому что когда теперь человек спит без сновидений, он имеет то сознание, через которое он прошел на второй ступени, во время Солнечного развития; в то время он, значит, имел сознание как у спящего без сновидений, то сознание, которое ныне имеет растительный мир кругом нас на физическом плане. Затем наступила Лунная ступень развития. В то время человек прошел через состояние сознания, которое уже легче понять, так как, по крайней мере, последний пережиток его сохранился у человека в сонном сознании. Это сонное сознание в настоящее время является промежуточным состоянием между сном, лишенным сновидений, и обычным, длящимся с утра до вечера ясным, бодрствующим дневным сознанием. Следовательно, третье состояние сознания было достигнуто на Луне, и его можно сравнить с теперешним полным грез сном, но с совершенно иными жизненностью и живостью. Сон, полный грез, дает сознание, составляющееся из отдельных отрывков и образов, и лишь в малой степени имеет отношение к реальному внешнему миру. Лунное же сознание, бывшее ясновидческим сознанием, имело очень значительные отношения к внешнему миру. Оно точно соответствовало тому, что имелось в душевно–духовном окружении. Во время атлантического развития человека это повторилось. Мы называем это сонно–образным сознанием, а могли бы назвать его и сомнамбулическим (как у лунатиков).

Четвертого сознания человек достигает и проходит через него на нашей Земле; это то, которое мы называем ясным дневным, или предметным, сознанием.

К более высокой степени сознания, о котором большинство людей теперь и понятия не имеют, люди поднимутся во время Юпитера, когда уже произойдет все то, что мы уже описали и что еще остается описать в связи с Апокалипсисом Иоанна. Тогда, когда человек, так сказать, спасенный от погружения в бездну или избежавший погибели, поднимется в астрализованную и проодухотворенную Землю, это будет основой того, что он получит на Юпитере то сознание, которое мы можем назвать «сознательным образным сознанием». Описать его можно только на основании познаний посвященных. Ибо посвящение есть ни что иное, как приобретение способности на более ранней ступени развития достигнуть того, чего нормальное человечество достигает на более поздней ступени. В сознательном образном сознании человек совершенно так же самосознает, как в настоящее время с утра до вечера, но он воспринимает не только внешние предметы, а в поле своего зрения он имеет образы, и именно образы, не связанные с некоторой притупленностью, а которые скорее внедрены в ясное дневное сознание. Следовательно, сознание на Юпитере будет соединением ясного дневного и Лунного сознания. Человек сохраняет то, что он уже имеет, и к этому приобретает еще способность воспринимать душевно–духовное. В настоящее время дело обстоит так, что посвященный видит человека не только таким, каким он является физически, но воспринимает вокруг человека как бы осияющие его духовные образы, являющиеся выражением страстей, инстинктов, мыслей — словом, ауру. Она сияет и светится вокруг человека как тонкие языки пламени, частично как светоносный туман. Все то, что ясновидящий может узреть таким образом в человеческом астральном теле, совершенно так же, как обычный физический глаз может видеть физическое тело в его границах, все это является картиной происходящего в душе. В душе такого посвященного имеется сознание, которое мы можем обозначить как Лунное сознание плюс Земное. Затем на Венере появляется шестое состояние сознания, называемое инспирированным сознанием, сознанием инспирации по той причине, что на этой ступени сознания ясновидящий может воспринимать не только то, что господствует в душе в качестве чувств, вожделений, страстей и т.д., а воспринимает весь внутренний характер души в едином тоне. Он начинает воспринимать то, что пронизывает мир, скажем, красочных и форменных образов, как музыка сфер, так что каждая отдельная сущность в виде звукового образа появляется внутри того, что раньше воспринималось как астральный образ. Седьмую ступень сознания, которая появится на Вулкане, мы можем назвать интуитивным сознанием. Интуиция не есть то тривиальное, что в настоящее время обычно понимается под этим, когда кто–нибудь воображает, что может познать что–либо путем смутного чувства, — это злоупотребление этим словом. В школах для посвящаемых слово «интуиция» применяется к той наивысшей ступени сознания, когда душа составляет одно целое с сущностями, идентична с ними, находится внутри них, идентифицируется с ними. Несмотря на то, что душа остается вполне индивидуальной, она находится внутри всех вещей и существ, входящих в поле ее зрения.

Таким образом, семь ступеней всего этого Земного развития представляют семь следующих одно за другим состояний сознания. Теперь каждое состояние сознания должно быть в свою очередь достигнуто на протяжении семи ступеней. Эти семь ступеней, которые надо пройти каждый раз, мы называем жизненными ступенями; так что мы различаем семь ступеней сознания и в каждой из них — семь жизненных ступеней. Если мы возьмем только нашу Землю, мы можем обозначить жизненные ступени тем, что будем говорить о семи царствах, потому что на Земле жизненные ступени совпадают с семью царствами. Так мы обозначим первую жизненную ступень как первое элементарное царство, вторую — как второе, третью — как третье элементарное царство, четвертую — как минеральное царство, пятую — как растительное царство, шестую — как животное царство и седьмую — как человеческое царство. Теперь мы могли бы сказать, на каждой из этих ступеней сознания проходятся семь таких жизненных ступеней, или семь царств. Но если бы мы таким же образом обозначили семь жизненных ступеней Сатурна в качестве первого, второго и третьего элементарных царств, как царства минеральное, растительное, животное и человеческое, то это бы вызвало ложные представления. Потому что выражения для этих царств отражают наши земные переживания. И в то прадревнее время царства были совершенно иначе образованы, чем царства на Земле в настоящее время. Мы можем только сказать: аналогично этим царствам имелись семь царств на Сатурне, семь — на Солнце. Уже более близкими были семь царств Луны, а то, чем являются семь жизненных ступеней Земли, — это именно стало семью царствами на Земле. И на Земле нам уже легче их описать, хотя в настоящее время чрезвычайно трудно дать человеку понятие о трех элементарных царствах. О минеральном, растительном, животном и человеческом царствах человеку кажется, что он должен иметь здравое представление, хотя это и не так. Быть может, вам удастся получить некоторого рода представление о трех элементарных царствах, если вы скажете себе следующее: вы представляете себе камни, металлы и т.д. и эти члены минерального царства становящимися все тоньше, так что вы их видите все меньше и меньше, как будто они, так сказать, растворяются во все более тонкой вещественности. Предположим, что вы им всем дадите испариться, так что они, собственно, будут иметь еще совершенно тонкую субстанциональность, сквозь которую вы могли бы смотреть, которая для вас была бы уже невидима... Из таких образований, если их довести до еще большего утончения, произошло бы нечто, что в конце концов уже не является минеральным царством, а третьим элементарным царством. Тогда мы поднялись бы ко второму и к первому элементарным царствам. Для нынешних способностей ощущения трудно представить себе эти царства, которые засекречены, уплотнены в нашем мире. Оно так и есть, словно эти элементарные царства в уплотненном виде исчезли внутрь нашей Земли. Они предшествуют нашему минеральному царству. Мы ведь видели, когда образовалось само это минеральное царство. На более ранних периодах Земного развития это минеральное царство существовало именно в состоянии элементарных царств.

Теперь остальные четыре царства! Минеральное вы видите кругом себя, а также и растительное, животное и человеческое. Но мы должны признать, что эти названия, собственно, не вполне правильны в смысле тайноведения. Профан причисляет нынешние минералы к минеральному царству, растения — к растительному царству, животных — к животному и людей — к человеческому. На обычном языке это правильно и для обычных жизненных понятий достаточно, но в оккультном смысле это неправильно. Потому что в минеральном царстве в настоящее время закончен только человек. Он поднимается только в дальнейших периодах развития до растительного, животного и человеческого царств. Человека мы можем в настоящее время несомненно назвать человеком, потому что он имеет Я–сознание. Но мы еще не имеем права говорить, что он в смысле тайноведения воплощен в человеческом царстве, так как для этого требуется еще нечто другое. Это мы должны обсудить.

Что может человек понимать в настоящее время? Все дело в этом. В настоящее время он может понимать только минеральное царство. Как только он подходит к растительному царству, он уже его больше не понимает. Минеральное царство он может понимать. Используя силы минерального царства, он может выделывать машины, строить дома и т.д. Когда он таким же образом научится прозревать, чем являются в растении силы, заставляющие его расти, только это поднимет его с его сознанием в растительное царство. И когда он научится понимать, как может чувствовать животное, — в настоящее время он может об этом иметь лишь внешнее воззрение, — это делает его родственным животному царству. И когда он поймет не только свое собственное “Я”, но также и другое, когда он внутренне вполне понимает другого человека, тогда лишь принадлежит он человеческому царству.

Вы лучше всего поймете, что человек в настоящее время может понимать только минеральное царство, если вы обдумаете следующее. Представьте себе, что большое число ученых говорят: «Да, растения и животные — суть ни что иное, как сложные минералы». И эти ученые ожидают того, чтобы суметь так составить вещества, чтобы они сделались растениями и животными. Они предаются той иллюзии, что растения можно понимать как минеральные существа, потому что они не имеют представления о том, что помимо минерального царства существует еще нечто другое. Многие ведь говорят: «Вы, теософы, фантазируете о том, что существует эфирное тело, что–то, что превышает чисто минеральное, но вы больше не будете мечтать, когда нам удастся в лаборатории таким же способом, как в настоящее время составляют серную кислоту из отдельных веществ, построить из углерода, азота, кислорода, водорода и т.д. живое существо!» Они полагают, что живое можно так же построить, как можно составить серную кислоту; полагают, что чисто материальная наука когда–нибудь это сумеет сделать. Считают, что теософы настолько неразумны, что сомневаются в том, что когда–нибудь придет время, что в реторте будут выращены растения. Это время действительно придет. Но об этом всегда говорили те, кто стоят на оккультной почве; они знают, что придет время, когда человек настолько воспримет в свою собственную природу растительное, как он в настоящее время воспринял минеральное царство. И как он из минералов строит дома, как он использует ныне силы минерального царства, так когда–нибудь он из хорошо известных ему сил растительного царства, не применяя семени, без необходимости призвать на помощь силы природы в их непонятом виде создаст в лаборатории растительное образование и нечто еще более высокое. Но если бы эта возможность — создать в лаборатории живое существо — появилась бы преждевременно, она была бы для стоящего на истинной почве тайноведения тем, что называют черной магией. Для каждого шага развития люди должны сперва созреть. Существует оккультное выражение, гласящее: «Только тогда будут люди на своем лабораторном столе производить живые существа, как они изготовляют ныне минеральные продукты, когда лабораторный стол сделается алтарем, а химическое производство — сакральным актом». Это оккультное выражение, которое всегда употребляли. Действительно, до тех пор, пока идут в лабораторию и думают, что с нечестивыми чувствами можно сделать то же, что и со святыми, до тех пор волею тех, кто правильным образом руководят развитием, в лаборатории никогда не сумеют создать живое существо. Это будет возможно только, когда будут знать, что хотя минеральный продукт может быть получен даже и тогда, когда за лабораторным столом стоит негодяй, но живое существо никогда не будет воспроизведено в этом случае. Потому что в живое существо, когда оно составляется, втекает нечто, находящееся в самом человеке. Если этот человек негодяй, то вся его негодность перейдет в творимое им, и возникшее существо было бы отражением (олицетворением) негодяйства. Только тогда, когда поймут, что значит, что человек как целостная сущность всем своим внутренним существом влияет и действует в том, что он создает, тогда лишь мир созреет для того, чтобы в свободной деятельности создавать (воспроизводить) живое, растительное, животное, человеческое. Человек тогда проникнет в растительное царство, когда он так же хорошо уразумеет растительное, как он теперь уразумел минеральное. До животного царства он поднимется тогда, когда он прозрит ощущение, что он так же может создать ощущающее существо благодаря своей собственной духовной силе, как в настоящее время изготовляют предметы. А в человеческое царство он поднимется тогда, когда он сможет в свободной деятельности заново преобразовать человека.

Таким образом, в настоящее время человек находится в минеральном царстве, и это существо в виде человека, каким мы ныне являемся, есть, собственно говоря, единственное существо, которое полностью завершило свое образование в минеральном царстве, тогда как остальные царства во многих отношениях стоят на значительно более низкой ступени, чем та, которую в оккультизме обозначают как минеральное царство. Так, растения показывают нам своего рода предварительную ступень того, что переживает человек, когда он в будущем сам будет в растительном царстве, но сами растения не находятся в растительном царстве, а являются, самое большее, образцами; не прообразами, а указаниями на будущее царство, в котором очутится человек, когда он так же внутренне переживет природу растений, как в настоящее время минеральную природу. Это растительное царство, в котором окажется человек, будет отличаться еще и другими вещами: прежде всего моральным чувством, которое в настоящее время, хотя иногда и подсказывается разумом, но далеко еще не является понятным. В настоящее время человек живет так, что можно сказать, что каждый — хотя он и не сознается в этом — убежден в том, что счастье одного возможно даже тогда, когда рядом господствует несчастье другого. В настоящее время, несомненно, возможно, что человек чувствует себя счастливым, несмотря на то, что другие люди несчастны. Хотя разумом и подтверждается, что высочайшей моралью является та, которая приносит счастье всем людям, но на практике человек убежден, что счастье отдельного человека вполне возможно без того, чтобы другой был так же счастлив, как он сам. Когда человек достигнет растительного царства, он будет уже на такой ступени развития в моральном отношении, на которой для него невозможно будет чувствовать себя счастливым в качестве отдельного лица, когда другие, ему подобные, несчастливы. «Счастье отдельного человека неразрывно связано со счастьем всех». Это изречение будет господствовать, когда человек будет принят в растительное царство. Ни один человек не будет в состоянии чувствовать себя счастливым, если его счастье не будет сопровождаться счастьем всех других.

Таким образом, вы видите, что для таких тонких понятий, какие мы должны иметь в оккультизме, если мы хотим все понять, в настоящее время имеется очень мало возможностей понимания. Но вы видите также, что человеку предстоят еще длительные периоды развития. Всего этого он должен достигнуть, а этого еще очень мало.

Следовательно, мы говорим о семи царствах, через которые проходит сам человек. На Юпитере опять будет семь царств, которые еще несколько сходны с семью Земными царствами, но все же уже сильно от них отличаются. На Венере их будет опять семь, и семь — на Вулкане. Тут их уже больше никак нельзя называть царствами, понятие царства здесь уже не подходит. Если мы все это учтем, мы должны сказать, что мы прежде всего имеем семь ступеней развития сознания: ступени Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры и Вулкана, и на каждой ступени сознания — семь жизненных ступеней, на протяжении которых должно развиться каждое существо, проходящее через ступени сознания. Каждая жизненная ступень опять–таки должна пройти через семь форменных ступеней, и именно так, что вы так называемую физическую форменную ступень, которой вы окружены теперь, должны рассматривать как самую среднюю. Раньше, чем что–либо становится физическим, оно астрально; раньше, чем оно делается астральным, оно находится на некоей духовной ступени, которую называют Низшим Деваканом, и прежде чем оно нисходит до этой ступени, оно находится на более высокой ступени Девакана. Так, мы имеем три форменные ступени. Первую еще можно назвать бесформенной; следующая — это форменная ступень, которую мы обозначаем как низший Девакан; затем мы приходим к астральной ступени. Когда астральное уплотняется, оно делается физическим. Затем физическое снова растворяется и возвращается к более совершенному астральному; это переходит в более совершенный Низший Девакан, а этот — в более высокий Девакан. Физическое форменное состояние является средним.

Через семь форменных состояний протекает каждое царство. Вы должны отличать физическое от минерального, это не одно и то же. Так как в настоящее время физическое по виду совпадает с минеральным, их можно легко перепутать. Минеральное царство проходит через все форменные ступени; в виде минерального царства оно может иметься в зачатке наверху, на высшей ступени Девакана. Затем оно спускается на более низкую духовную ступень и все же остается минеральным царством, затем в астральное, где оно астрально преобразовано, а затем уплотняется до физического. Таким образом, мы имеем в каждом царстве семь форменных состояний (см. чертеж).

Каждое состояние сознания можно пройти лишь таким образом, что оно протекает на протяжении семи жизненных состояний. Каждое жизненное состояние протекает на протяжении семи форменных состояний. Это дает 7х7х7 состояний. Фактически все развитие таким, как его проходит Земля, протекает через 7х7х7 состояний. Наша Земля когда–то была Сатурном, который прошел через семь жизненных состояний; из них каждое имело семь жизненных форм. Таким образом, вы имеете 49 форменных состояний на Сатурне, 49 — на Солнце, 49 — на Луне и т.д. 7х49=343 форменных состояния. Через 343 состояния формы проходит человек. Когда Сатурн был в самом начале своего развития, он сперва возник в высшем духовном, которого мы можем достигнуть, он был в виде образования, находящегося в Высшем Девакане. Это было первое форменное состояние; оно было вполне минеральное. Оно опустилось в качестве такой сущности вплоть до физического царства, снова поднялось вверх до Высшего Девакана. И тут возникает самое большое затруднение, — потому что теперь вы должны были бы сказать, если вы хотите применить указанные выше выражения, — человек переходит в следующее царство. Но для Сатурна эти выражения непригодны. На Сатурне человек проходит таким образом через 49 состояний. Странно только то, что сейчас вы можете спросить: «Но ведь человек должен был бы на Сатурне пройти через жизненные состояния. А ведь он только на Солнце получает эфирное тело; как же можно тогда говорить, что он проходит через жизненные состояния?» — Но эти жизненные состояния на Сатурне еще не таковы, как позднее, когда человек обладает жизненным телом, они, так сказать, замещают их. Это происходит вследствие того, что воздействуют более высокие сущности. Человек на Сатурне не имеет самостоятельной жизни, но более высокие Сущности пронизывают его своим эфирным телом, своим астральным телом, своим “Я” и т.д. Во всяком случае, вы должны понять, что человек на Сатурне прошел через 49 состояний, на Солнце — через 49, на Луне — через 49 состояний. Из этих 49 состояний человек прошел на Земле через три первых жизненных состояния; ныне он находится в четвертом жизненном состоянии, именно, в минеральном царстве. Он был в первом жизненном состоянии в первом элементарном царстве и там прошел через семь форменных состояний; во втором жизненном состоянии он был во втором элементарном царстве и там проделал семь форменных состояний; в третьем — он был в третьем элементарном царстве и там прошел через семь форменных состояний, и теперь он находится в четвертом элементарном царстве, которое тождественно с минеральным царством, и в последнем находится приблизительно в середине — немного дальше середины — минерального царства.

Во всяком случае, из всего, что мы рассмотрели в качестве основного плана, вы могли видеть, что вся Земля проходит через 343 состояния. Это я прошу вас представить себе таким образом: Сатурн возникает и проходит через 49 состояний; Сатурн сперва представлял собой огненную, тепловую массу и проходит через различные состояния, но все время это один и тот же шар, проходящий через эти 49 состояний. Так же и Солнце — всегда один и тот же шар, проходящий через 49 состояний. Однако имеются промежуточные состояния. Происходит так, как будто между отдельными перевоплощениями имеется своего рода духовное промежуточное пространство. С планетой дело происходит так же, как с человеком. Планеты тоже проходят через такую духовную промежуточную ступень; она имеется всюду между этими состояниями.

Если вам, значит, ясно, что мы на протяжении нашего развития имеем семь состояний сознания, вы усмотрите также и связь этого с тем, что вы читали в различных книгах по теософии. Это космические системы. Говорится, что наша Земля когда–то имела свое начало и что из древней планетной системы развилось то, что называется Луной. Нужно было пойти далее в обратном порядке от Луны к Солнцу, от Солнца к Сатурну. Каждое из этих состояний распадается на семь жизненных состояний, обычно называемых Рундами; Рунда — это то же, что жизненные состояния. А то, что здесь именуется состояниями формы, обычно называется Глобами. Это чрезвычайно сбивчиво. Люди составили себе такое представление, будто эти семь глоб — суть находящиеся рядом шары:

Эти состояния, начиная от самой наружной, еще граничащей с бесформенным, формы через физическую и вверх снова до бесформенного не являются семью находящимися рядом шарами, а это семь следующих одно за другим состояний. Сперва то, что ныне есть физическое, в качестве того же самого шара было духовным, затем оно все больше уплотнялось. Это тот же самый шар, просто уплотненный. Затем его часть стала астральной, потом одна часть — физической, но все это всегда один и тот же шар. Он снова растворяется, как соль в теплой воде, снова становится астральным. К этому астральному мы поднялись там, где нам в Апокалипсисе описываются Чаши Гнева; тогда Земля снова становится астральной.

Таким образом, вы видите, как число семь господствует во всем развитии, и то, что мы за истекшие дни описали посредством различных образов (иногда весьма причудливых и, во всяком случае, далеко отклоняющихся от того, что человек ныне может видеть в физическом мире), это мы установили теперь как остов, как леса. Когда вы это представите себе так, это будет приблизительно то же, что леса на месте строящегося дома, самое начало, предназначенное для каменщиков. Это еще не имеет ничего общего с постройкой, это, так сказать, размышления об этом. От этой чисто мыслительной схемы, способствующей нашему пониманию, мы должны подняться к живому строительству тем, что мы, например, для различных состояний будем пользоваться теми образами, которые можно видеть в астральном: тогда только мы получим то, что вообще называется оккультной мудростью. Пока вы строите такие леса, вы остаетесь при том мышлении, которое вы привыкли иметь в физическом мире. Вся приведенная нами схема есть только физическое мышление. Это относится к полной действительности даже не как внутренний остов дома к полностью оконченной постройке, а только как леса дома снаружи, на которых стоят каменщики. Они должны быть снесены, когда постройка окончена. Также должны быть снесены и мысленные леса, когда хотят иметь перед собой истину, как она существует в действительности. Если эту абстракцию рассматривать уже как действительное, тогда говорят вовсе не о настоящем оккультизме, а только о том представлении, которое человек может создать себе в настоящее время об оккультных фактах. На такой схеме держится то, что человек в настоящее время может усвоить из оккультных фактов. Но это не дает плода. Я должен был ее представить, потому что такая схема нам тоже нужна. Но, собственно говоря, тому, кто желает продвинуться действительно оккультным путем, она ничуть не помогает. Если вы опишете весь мир вплоть до высших оккультных фактов посредством таких схем, то это имеет значение только для вашего нынешнего воплощения. В следующем вы должны будете опять изучить такую схему. Это можно обдумывать только с помощью мозга, оно приспособлено для мозга. Но так как мозг при смерти разрушается, то все это описание по схеме совершенно рассеивается. Но если вы охватите то, что действительно происходит, что мы описали как последовательность образов Печатей, что дает ясновидческое сознание, когда вы это охватите — сперва в образе фантазии, — то это есть нечто, не связанное с вашим физическим мозгом, что остается у вас, так как не является результатом физического мышления, а передает факты ясновидчески. Поэтому надо остерегаться принимать за действительный оккультизм то, что мы пытались дать сегодня по образцу физической понятности, что также стремится схематизировать высшие миры. Это описание посредством обычного физического рассудка. Конечно, физический рассудок должен играть роль; поэтому не бесполезно представить такую схему, и мы можем продолжить ее еще далее.

Мы видели, что мы проходим через 343 состояния. Но теперь именно все это осложняется, когда мы выясним себе, что дело на этом не оканчивается, а что человек в пределах одного форменного состояния должен еще пройти через различные состояния. Нашему физическому форменному состоянию предшествовали три других, и три будут следовать за ним. Но теперь физическое опять проходит через семь состояний, и это именно и есть те семь, о которых мы говорили в предыдущие дни: первое, когда Солнце еще связано с Землей; второе, когда оно отрывается; третье, когда выделилась Луна; четвертое — время атлантического человечества. Атлантическое человечество живет в четвертом периоде развития физического форменного состояния. И таким образом вы имеете для каждого форменного состояния опять–таки семь так называемых расовых состояний, хотя выражение «раса» относится только к нашему среднему состоянию. И теперь мы сами имеем пятое состояние, то, в котором мы живем: послеатлантическое время между великим послеатлантическим наводнением и великой войной всех против всех. В этом периоде мы живем. Затем следует другой, шестой; после него — седьмой. Шестой период характеризуется нам в Апокалипсисе Иоанна Семью Печатями, седьмой — Семью Трубами. Затем происходит переход в астральное. Это новое форменное состояние, которое опять–таки будет иметь семь состояний.

Наша схема еще не закончена. Каждое такое состояние, каким оно протекает между таким событием, каким явилось наводнение, и великой войной всех против всех, мы опять же должны разделить на семь состояний. Для пятого состояния они называются: индийской культурной эпохой, персидской, ассирийско–вавилонско–халдейско–египетско–иудейской культурной эпохой, греко–латинской эпохой, нашей эпохой, затем — шестой, представленной в Апокалипсисе Филадельфийской общиной, и седьмой культурной эпохой, следующей за этой последней.

Так что, когда мы себе представляем себе всю эволюцию, состоящую сплошь из таких мелких состояний (которые, однако, все еще достаточно крупные!), мы получим 7х7х7х7х7 таких ступеней развития, как древнеиндийская или древнеперсидская. Вот сколько различных состояний проделывает человек между Сатурном и Вулканом.

7х7х7 = 343 глобы

343х7 = 2401 расы

2401х7 = 16807 подрасовых состояний.

Так мы видим, как число семь в следующих один за другим периодах созидательно господствует над всем развитием. Как музыкальные тона переходят из одной октавы в другую, так все становление протекает в возникающих октавах. Вспомним теперь, что семь из этих 16807 состояний мы имеем в наше время между великим атлантическим наводнением и великой войной всех против всех и что перед тем мы имели их также семь в атлантическое время. Но мы помним также, что четыре из этих семи состояний атлантического времени человек провел при совершенно иных условиях, чем три позднейшие. Так что теперь мы знаем, что это за состояния, как мы должны их подсчитывать. Четыре из этого общего числа состояний человек прошел во время атлантического времени так, что чувствовал себя групповой душой, как мы их представили в виде Орла, Льва, Быка и Человека. Эти четыре групповые души выработались постепенно во время этих четырех основных рас атлантического времени. Так как всегда остаются лишние расы, как, например, осталась индийская, хотя и развились позднейшие (события вживаются одно в другое), поэтому уцелели и четыре головы, представлявшие групповые души, в начале пятой атлантической культурной эпохи. Мы имеем этого зверя с четырьмя головами. Теперь одновременно человек образовал, когда он начал уплотняться из эфирного в физическое, он образовал себе соответственно своей четырехгрупповой душе много различных членов человека. И вследствие того, что то, что было раньше сознания, вследствие этого в начале пятого периода Атлантиды у человека произошло слияние прежних четырех голов. Он несет их в себе, и они суммируются в его постепенно возникающей голове. Она составлена из четырех групповых голов, когда она развивается в течение пятого периода. Соответственно этим четырем головам человек имеет четыре части своего физического тела. Это и есть прежде всего четыре рога, так что вы можете себе представить: так как человек был эфирным человеком, он имел четыре головы, четыре звериные головы (только последняя уже человеко–звериная), ибо это именно этим подразумевается. У него было четыре головы, и каждая силовая система, соответствующая одной из этих голов, образовала физические органы. Вчера мы видели, что то, что образовало наше сердце, было силовой системой, именно той, которая связана с головой Льва. Отдельные органы человека являются как бы утолщениями соответствующих членов эфирного тела. Так представляет себе автор Апокалипсиса; он говорит себе: «Физическое есть утолщение эфирного». Так же, как вы могли бы подумать: «Эта кожа утолщается и образует мозоль!», — так автор Апокалипсиса думает: «Человек эфирен, и эфирное утолщается, становится физическим». И так как человек четырехкратный в качестве четырех групповых душ, образуются четыре таких утолщения. Они составляют его физическое тело. Это и есть причина того, почему то, что в физическом теле соответствует эфирному телу, обозначают как рог. Рог является мозолистым утолщением. Человека, каким он стал в четвертом периоде атлантического времени, обозначают как зверя с четырьмя головами и четырьмя рогами. Затем он развивается далее в индивидуального человека. Это начинается поблизости нынешней Ирландии. Человек проходит через последние три периода, и именно так, что в нем имеется предрасположение к Я–человеку. Тогда, если вы наружно проследите ход его физического развития, он уже больше не образует звериного тела, а поднялся до человека. Он все больше развивает человеческое до тех пор, пока не воспримет Христова Принципа. Когда мы рассматриваем нынешнего человека, мы должны сказать: «Таким, как он стоит перед нами ныне, он прежде не был. Для того чтобы сделаться таким, он должен был пройти через четыре звериных групповые души, должен был воплощаться в телах, соответствующих нынешнему образу Льва, Быка, Орла и Человека. Затем он поднялся вверх и становился все более человекоподобным, и образ прежней групповой души исчез. Ее больше не существует, человек стал человекоподобным».

Но теперь вы должны так же ясно выяснить себе одно важное событие, имевшее место тогда, когда человек стал человекоподобным, и без понимания которого невозможно понять Апокалипсис Иоанна, событие первостепенной важности. До этого события, когда человек перешел в человеческую душевность, перед взорами людей было совершенно сокрыто то, что открылось позднее. Человек обладал тогда своего рода тупым, сумеречным сознанием. Когда он утром просыпался, он видел все как бы окруженным туманными образованиями, а когда он засыпал, он находился в духовном мире, который открывался ему в образах, так как это составляет природу духовного мира. Теперь я вам опишу нечто, что произошло прежде, чем человек физически перешел в человеческое состояние, прежде, чем он из сознания групповой души перешел к полному Я–сознанию.

То, что человек переживал здесь, на Земле, это состояло лишь из ряда опытов. Затем он засыпал и во время сна находился в притупленном сознании в духовном мире, где он жил среди богов и духов, и отзвук этого сохранился в мифах и сказаниях. Там он переживал могучие образы (видения), например, видение того, что он встречает два других существа, которые бросают позади себя камни, и что из брошенных ими камней вырастают из Земли другие существа того же вида, такие же существа, какими были они сами. Эти переживания человек имел еще в течение четвертого периода атлантического времени. Если мы хотим выразить это на немецком языке, мы должны сказать: всякое размножение человека происходило не в бодрственном сознании, а в состоянии сна. Когда человек находился вне своего физического тела, в духовном мире, он в том состоянии сознания, когда все представлялось ему в образах, совершал, так сказать, те акты, которые должны были совершаться в движении, и весь акт размножения был облечен в духовное, представлялся ему в образе швыряния камней позади себя. Весь акт был облечен в духовное сознание, находился позади дневного сознания. Человек ничего не знал о половых отношениях. В дневном сознании он не видел себя состоящим из двух полов, и в его душе не возникала никакая мысль о чем–либо половом. Не так, как если бы его совершенно не существовало, — оно имелось, но покоилось во мраке духовного сознания, а во время дневного сознания оно для человека не существовало. Только с приобретением первого предрасположения к Я–сознанию в человеке появляется осознание пола. Это тот момент, который нам изображается в Библии, когда Адам и Ева приходят к сознанию, что существует что–то, относящееся к полу. Этот полный значения драматический момент мы должны приурочить к этой точке развития Земли. И если вы ясновидчески оглянетесь на то время, которое этому предшествовало, вы увидите в человеке только то, что является орудиями духа. Все остальное вообще видеть нельзя было. Человека мы видим только в отношении своей верхней фигуры. А начиная с указанного момента, начали видеть всего человека. Теперь нам понятно, почему теперь люди стали облекаться в одежду. Перед тем они не видели ничего, что бы им надо было прикрывать. Так постепенно выступил человек наружу.

Если мы будем рассматривать внешний человеческий образ как уплотнение эфирного, мы имеем на четвертой атлантической ступени помимо четырех голов групповой души еще четыре рога. Теперь же, для трех последних атлантических эпох, в физическом начинает образовываться двоякое. Для каждой ступени, на которой должна была образоваться далее голова групповой души, образовывалось двоякое — мужское и женское. Для четырех первых ступеней вы имеете человека, образованного с четырьмя головами, а утолщенное эфирное — с четырьмя рогами. Теперь мы имеем три последующих головы, которые невидимы, потому что их воспринимает внешний человеческий облик, потому что они не доходят до своего изображения. Эти три головы воспринимаются только ясновидящими: три эфирные головы, главные человеческие головы, и между ними две, находящиеся, как тени, около нее, как двойные тени. Таким образом, мы имеем, когда наступило атлантическое наводнение, семь родовых голов, голов групповой души, из коих три последние всегда появляются так, что их физическое проявляется в двояком виде, как мужское и женское. Из этого вы видите, что вся принадлежность человека к групповой душе к концу атлантического времени, несмотря на то, что позднейшее остается невидимым, имеет семь голов и десять рогов. Первые четыре головы не имеют в рогах разделения на мужское и женское, но последние три получают мужское и женское раздельно. Человек несет в себе эти семь голов и десять рогов. Теперь он должен их так переработать посредством восприятия Христова Принципа, что они, так сказать, будут уничтожены. Ибо каждый раз, когда человек ныне умирает, в его астральном теле очень хорошо видны семь голов и десять рогов. Они только сдерживаются вместе, как резина, имеющая соответствующую форму. Допустим, что человек в наше время очерствел в отношении Христова Принципа и придет ко времени великой войны всех против всех, не пережив в себе События Христа, и отринул бы от себя Христа, тогда в момент перехода Земли в астральное то, что было прежде, до чего он довел то, что должен был преобразить, это выскочило бы наружу в своем прежнем образе. Появился бы зверь с семью головами и десятью рогами, тогда как для тех, кто воспринял Принцип Христа, половой вопрос снова был бы преодолен. Зачерствелые хорошо сохранят шестироговую половую склонность и в своей совокупности появятся как зверь с семью головами и десятью рогами, зачатыми в атлантическое время. Они будут преобразованы благодаря восприятию Христова Импульса. Но если Христос будет отвергнут, они останутся и вновь появятся в то время, на которое указывается тем, что низвергаются Чаши Гнева и Земля, так сказать, представляется расколотой на две части: часть, где Христовы люди появляются в белых одеждах, как избранные, уже во время снятия печатей, и другую часть, где люди появляются в образе зверя с семью головами и десятью рогами. Затем появляется также и другой зверь с двумя рогами, символизируемый числом 666.

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Теософия и Апокалипсис (Нюрнберг, 17 июня 1908 года).
  • Первая лекция (Нюрнберг, 18 июня 1908 года).
  • Вторая лекция (Нюрнберг, 19 июня 1908 года).
  • Третья лекция (Нюрнберг, 20 июня 1908 года).
  • Четвёртая лекция (Нюрнберг, 21 июня 1908 года).
  • Пятая лекция (Нюрнберг, 22 июня 1908 года).
  • Шестая лекция (Нюрнберг, 23 июня 1908 года).
  • Седьмая лекция (Нюрнберг, 24 июня 1908 года).
  • Восьмая лекция (Нюрнберг, 25 июня 1908 года).
  • Девятая лекция (Нюрнберг, 26 июня 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса