Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Апокалипсис Иоанна

Пятая лекция (Нюрнберг, 22 июня 1908 года).


Вчера мы видели, как будет развиваться человеческий род, когда наш настоящий цикл времени придет к концу, как он, так сказать, расщепится на два течения, на добрую и злую расы, и как тайны этого будущего открываются нам в «Семи Печатях», которые образно снимаются в Апокалипсисе Иоанна. После этого общего разъяснения проявления во внешнем облике того, что подготовляется в душах людей в течение нашего цикла времени, может легко у кого–нибудь возникнуть вопрос: «Почему получается так, что автор Апокалипсиса в таких ужасающих картинах говорит именно о первых печатях?» На этот вопрос мы лучше всего ответим тем, что сегодня мы во все наше разъяснение Апокалипсиса вставим промежуточное рассуждение.

До сих пор мы старались особенно настаивать на том, что Апокалипсис Иоанна представляет посвящение, христианское посвящение, что благодаря нему разоблачается будущее Человечества. Теперь мы все дальнейшее лучше всего представим перед нашей душой тем, что еще раз оглянемся назад и еще раз представим себе времена прошедшего развития Человечества. И это мы сделаем постольку, поскольку это нам нужно для объяснения Апокалипсиса. Основные черты, о которых здесь идет речь, вам уже известны. Вы знаете, что наша Земля, какой она ныне является как местообитание людей, когда–то в прошлом имела свое начало, но, как Земля, была перевоплощением другой планетной сущности, которую обычно называют древней Луной, или также космосом, или планетой, Мудрости, в противоположность нашей нынешней Земле, которую мы обозначаем как космос, или планету, Любви. Но и этот космос Мудрости, или древняя Луна, есть только перевоплощение еще более раннего состояния, которое мы называем Солнечной планетой, следовательно, не неподвижной звездой Солнцем, а Солнечной планетой. И эта Солнечная планета есть перевоплощение древнего Сатурна, так что мы должны различать четыре следующих одно за другим состояния нашего планетного бытия, которые мы называем Сатурном, Солнцем, Луной и Землей.

Теперь мы, поскольку это нам необходимо для объяснения Апокалипсиса Иоанна, опишем эти четыре состояния нашего планетного бытия. Когда вы ясновидчески возвращаетесь к бытию древнего Сатурна, вы встречаете замечательную планету. Этот древний Сатурн является мировым телом, на котором нельзя найти ничего из того, что мы теперь называем минералами, твердыми землистыми веществами. Нет ничего из нашего нынешнего животного и растительного мира, ничего из того, что мы называем теперь водой, или жидкими веществами, ничего из того, что мы знаем как воздушная струя, или газ. Если вы представите себе, что вы с вашими нынешними глазами — которых ведь тогда еще не имелось — находитесь где–нибудь в мировом пространстве и приближаетесь к этому Сатурну, вы не смогли бы ничего увидеть в его начальном состоянии, так как он еще не светился. Так что вашими глазами вы не смогли бы видеть Сатурна в первой половине его бытия. Если бы вы приблизились к нему и вступили бы в то пространство, которое он занимал, вы бы ощутили нечто (если бы вы тогда уже могли бы пользоваться нынешними чувствами), словно вы залезли в нагретую духовку. Вы смогли бы отличить это пространство от других вследствие того, что это шарообразное пространство было теплее своего окружения. Из наших нынешних состояний тепло является единственным, встречающимся на древнем Сатурне. Но это замечательный род тепла. Оно не представилось бы вам так, как будто оно всюду равномерно. Вам показалось бы, что оно на отдельных местах теплее, на других — холоднее, так что если бы вы соединили места одинакового тепла линиями, получились бы рисунки (фигуры), которые воспринять можно только на основании различий состояний тепла. Все кругом — тепло, но организованное, дифференцированное тепло. Если бы вы таким образом облетели весь Сатурн, вы бы сказали себе: «Тут уже что–то есть, но что–то такое, что я могу воспринять только благодаря различным состояниям тепла». Эти дифференцированные состояния тепла являются единственными, что уже существовало из нынешних признаков нашей Земли. И в таком тепле в то время был выражен первый зародыш (зачаток) физического человеческого тела. То, что тогда существовало, это вы поныне еще имеете в себе. Только оно из внешнего пространственного бытия скрылось в вашем внутреннем. Это — теплота вашей крови. Если бы вы из нее начертили фигуры, вы имели бы отзвуки того, что имелось из вашего физического тела на древнем Сатурне. Теплота, которую вы теперь несете в крови, есть первый зародыш физического тела, его древнейшая (старейшая) часть; так что вы имеете право сказать: весь Сатурн состоял из теплоты крови. Но вы могли бы найти также нечто подобное тем фигурам, которые можно было бы начертить ныне, если бы вы проследили различные пути вашей крови по различным состояниям тепла. Это есть физическое бытие этого древнего Сатурна. Из наших нынешних вещественных соотношений он обладал только теплом. Из всех существ, населяющих ныне Землю, имелся только человек, и от него было только это предрасположение к физическому телу (зародыш физического тела). Сатурн состоял только из таких зародышей физических человеческих тел, образованных из тепла. Как у нас ежевичная ягода состоит из отдельных шариков, так Сатурн состоял тогда из людей, таких, как они были сейчас описаны. Зато он был окружен духовными Существами. Как нынче Земля окружена воздухом, так Сатурн был окружен духовной атмосферой. Там жили Сущности, имевшие различные степени развития, но все они для своей тогдашней ступени бытия нуждались в Сатурне как местообитании. Он был для них необходим; без такого места обитания эти Сущности не обошлись бы. Там были, например, такие, которые тоже имели 7 принципов, но не так, как нынешний человек, 7 принципов которого, называемые нами семью духами Божьими, таковы, что начинаются с физического тела. Те Существа не были такими. Имелись, например, такие, которые имели своим нижним принципом эфирное тело. Физическое тело они имели благодаря тому, что они со своим эфирным телом погружались в физические тела Сатурна и так пользовались ими.

Таким образом, Сатурн, по сравнению с нынешней Землей, являлся вещественно очень тонким мировым телом; из наших веществ он не имел даже тонкого воздуха, газов, они были для него уже слишком грубыми. Он имел только тепло, и в окружении тепла — духовные Сущности. Теперь, благодаря тому, что эти Сущности в его окружении развивались дальше, Сатурн прошел через различные изменения. Об одном из этих изменений легко дать понятие сказав, что в середине своего развития он фактически начинает светить наружу, так что, если следить за ним, он вначале представляется темным тепловым телом, но затем начинает мерцать и к концу посылает в мир слабый световой отблеск. Эта духовная атмосфера, окружающая Сатурн, содержащая различные Сущности, содержит среди других также и один вполне определенный вид Существ, представляющий прежде всего интерес для нас. Эти Сущности, приблизительно около середины развития Сатурна, проходят тот этап, который проходит теперь человек на Земле. Это Духи Личности; они на этом древнем Сатурне, примерно в середине его развития, развились уже настолько, что стали там людьми. Вы, конечно, не зададите неразумного вопроса: «Разве они имели такие тела, как нынешние люди?» Это было бы большой ошибкой, если бы вы представили себе, что эти люди обладали человеческими плотскими телами. Этап человечества можно проделать в самых разнообразных формах. И эти духи Личности проходили на Сатурне свой человеческий этап таким образом, что они сперва использовали в качестве физического тела то, что там, внизу, на Сатурне, имелось в виде тепла, что они в качестве эфирного тела (ибо они и его еще не имели) использовали то, что имелось в атмосфере, и, наконец, также и то, что существовало в виде астральной субстанции; всего этого они сами еще не имели. По существу, они имели в то время носителя “Я”, и это “Я”, стоявшее на человеческой ступени, которое жило как раз, как нынешнее человеческое “Я”, на Земле, оно проделывало в то время эти различные этапы человечества на Сатурне в иной форме и иным образом. Таким образом, мы имеем примерно к середине развития Сатурна Духов Личности в качестве людей. При таком исчислении то, о чем я сейчас говорил, является средней ступенью развития Сатурна. Три ступени предшествуют ей, и три других следуют за ней. Их называют Сатурническими циклами, или Сатурническими эпохами. Если вы представите себе весь Сатурн в его развитии, вы можете мыслить его так:

Посередине (Х) находятся Духи Личности. На каждой из трех предшествующих ступеней и трех последующих ступеней (совершенно так же, как наша Земля может быть разделена по семеричному исчислению, так и это развитие Сатурна) в каждой из этих эпох соответствующие сущности становятся людьми, на каждой ступени какие–либо Сущности; и это именно тогда, когда для них наступает как раз тот момент, когда они то, что имеется на Сатурне, могут использовать для того, чтобы испытать все опыты (переживания) человека. Таким образом, мы имеем 7 разных созданий на Сатурне, которые проделали там свою человеческую ступень, которые поднялись до человеческой ступени, которые, следовательно, на следующих ступенях уже не нуждаются в том, чтобы сперва подняться до человека. Нынешний человек на Сатурне еще не человек. Те Сущности, которые здесь, на Сатурне, стали людьми, представителями которых являются Духи Личности, они продвигаются далее и в настоящее время стоят значительно выше людей, они, так сказать, несут человека в себе. Они несут его как уже минувшую для них ступень развития.

После того, как Сатурн в течение некоторого времени провел свое развитие, все развитие перешло в духовную сферу, в такое состояние, которое наружно было неощутимо для таких чувств, как нынешние человеческие, и тогда появилось второе перевоплощение нашей планеты Земли, а именно, — Солнечная планета. Она отличалась тем, что сравнительно рано в своем развитии продвинулась уже настолько, что излучала свет. Причиной этого было то, что она состояла не только из тепла, но что тепловая материя уже уплотнилась в газо–, в воздухоподобную материю. Она еще не имела воды, еще ничего твердого; она состояла из воздухо– и газообразной массы. Но благодаря этому она уже была в состоянии стать светящимся телом, благодаря этому она, если бы на нее взирал нынешний глаз, уже представлялась бы планетой, посылающей лучи в мировое пространство. Теперь, когда эта планета настолько развилась, стало возможным, чтобы к первому зародышу человеческого физического тела причленилось эфирное тело. Значит, теперь человек состоял из физического и эфирного тел, тогда как на Сатурне он имел лишь первый зародыш физического тела. Но человек еще не был так продвинут, чтобы обладать собственным астральным телом. Поэтому формы людей выглядели совершенно иначе, чем ныне. Человек обладал формой растительного бытия. Он имел физическое и эфирное тела, как растение, но выглядел на Солнце совершенно иначе, чем в настоящее время растение.

Это продвижение развития было связано с тем, что на Солнце появился второй род существ. На Сатурне имелись только люди, никаких иных существ не было. Он состоял только из людей, как ежевика из мелких ягодок. Но теперь из этих людских зародышей некоторые отстали на ступени Сатурна: они не достигли того, чего можно было достигнуть. Поэтому эти отставшие существа, перешедшие из Сатурна, не могут присвоить себе эфирные тела и на Солнце все еще должны быть одарены только физическим телом, следовательно, они еще стоят на той ступени, на которой люди стояли на Сатурне.

Теперь эти существа, обладающие на Солнце только физическими телами, являются первыми зародышами наших нынешних животных, так что на Солнце мы имеем: человеческие зачатки с физическими и эфирными телами и зачатки животных с одним лишь физическим телом.

Снова происходит так, что в середине Солнечного бытия некоторые Сущности проделывают человеческую ступень. Нынешний человек этого еще не может. Мы называем те духовные Сущности из окружения Солнца, которые тогда проходили человеческую ступень, Духами Огня (по–нынешнему — Архангелы). В настоящее время они на две ступени выше человека. Человека они несут в себе; они испытали в иной форме то же, что испытывает человек теперь в земном бытии. Но и Солнце проходит через 7 эпох, и на каждой ступени имеются Сущности, достигшие степени человечества, так что мы в течение Солнечного бытия опять–таки имеем 7 фаз развития. Они видят, когда они возвращаются к собственному прошлому, такой космический период, о котором они могут сказать: «Да, тогда, хотя подо мной не было никакой твердой земной почвы и никакого текучего земного шара, все же я тогда испытал то, что ныне испытывает человек. Поэтому я могу почувствовать и сопереживать то, что человек переживает на Земле». Эти Сущности теперь могут сказать это. В них есть понимание этого, потому что  они сами испытали то, что переживает ныне человек в своем земном бытии.

Но вот наступает вновь своего рода промежуточное состояние, во время которого светящаяся планета постепенно тускнеет для внешнего наблюдения (если бы оно существовало тогда), затем исчезает также и для некоторого ясновидящего наблюдения и существует еще только для наивысших форм последнего. После этого она снова появляется для новой формы бытия, для третьего состояния, которое мы называем Лунным. Это третье перевоплощение нашей планеты — древняя Луна. Она теперь продвинулась в развитии своей субстанции настолько, что то, что раньше на Солнце было лишь газом, уплотнилось в воду. Благодаря тому, что включился водный элемент, в человека, который постепенно также вновь возник, подобно растению из семени, могло быть вчленено астральное тело, так что он теперь состоял из трех частей: из физического, эфирного и астрального тел. Он, собственно, еще не человек, потому что в эти три тела еще не вчленено “Я”.

На всех ступенях всегда отстают некоторые существа. Те, которые отстали на Солнце, которые не смогли достичь Лунной ступени и на Луне проходят лишь свою Солнечную ступень, те, следовательно, не имеют возможности теперь вчленить в себя астральное тело, они и на Луне состоят только из физического и эфирного тел. Это именно те, которые на Солнце обладали только физическим телом и за это время развились так, что смогли вчленить в себя эфирное тело уже на Луне. Это предки наших нынешних животных. А те, которые не настолько развились, чтобы вчленить в себя эфирное тело на Луне, это предки еще ниже стоящих существ — нынешнего растительного мира. Следовательно, на Луне мы имеем 3 царства: человеческое, состоящее из физического, эфирного и астрального тел, животное, состоящее из физического и эфирного тел и растительное, состоящее только из физического тела.

Снова некоторые Сущности проходят свою человеческую ступень в середине Лунного Бытия. Это те Духи, которых в теософии обычно называют Духами Рассвета (Ангелы). И они также несут в себе человека как воспоминание. И опять–таки Луна имеет 7 таких ступеней. На каждой ступени имеются Сущности, которые именно тогда проходят через человеческое бытие. Всегда происходит так, что некоторые Сущности спешат вперед, а другие отстают. Следовательно, мы и на Луне имеем 7 степеней Существ, которые прошли через человеческую стадию в то время, когда Луна со своим развитием пришла к концу.

Теперь же, для того, чтобы вполне понять Луну, мы должны упомянуть о чем–то значительном, что произошло в течение развития древней Луны. Когда эта древняя Луна начала свое развитие, она была, по крайней мере, вскоре после начала, текучим шаром. Если бы она продолжала развиваться таким образом далее, на протяжении своих семи стадий, она не смогла бы дать человеку правильного основания для его дальнейшего развития. Она смогла сделаться предварительной ступенью для земного человечества лишь благодаря тому, что раскололась на два мировых тела. Одно из них было предшественником нынешнего Солнца, другое, отделившееся — предшественником нынешней Земли, но так, что вы должны представить себе, что к этой Земле примешана нынешняя Луна, так что Земля и нынешняя Луна тогда составляли одно целое. Поэтому вы должны представить себе эти два тела: Земля плюс Луна — с одной стороны и Солнце — с другой отделенными теперь друг от друга; древнюю Луну как водянистое тело, а древнее Солнце на пути к тому, чтобы стать неподвижной звездой. С этим расщеплением было связано нечто весьма существенное. Прежде всего, это было именно Солнце, которое отделилось и забрало с собой тончайшие частицы, эфирную материю, в то время как на Луне, то есть, на нынешней Земле плюс нынешняя Луна, осталась наигрубейшая материя. Поэтому Солнце снабжено чрезвычайно тонкой материей, тогда как Луна становится сейчас гораздо более плотным телом, водянистой массой. Благодаря тому, что Солнце захватило с собой тончайшие и наиболее духовные силы, оно теперь могло стать ареной деятельности для гораздо более высокоразвитых Сущностей. Действительно, многие из тех высоких Сущностей, которые еще могли вынести бытие Сатурна, были бы задержаны в своем развитии, если бы они дольше остались привязанными к Луне. Они нуждались в арене с тончайшими веществами — только там могли они развиваться. Поэтому они выделили себе арену и развивались далее на Солнце. В противоположность этому, с Луной, которая вследствие выделения более тонкой материи претерпела уплотнение, остались связанными те человеческие зачатки, которые состояли из физического, эфирного и астрального тел, а также зародыши животных и растений. Эта древняя Луна теперь выглядит совсем особенно. Вы бы еще не нашли на ней ничего похожего — хотя она и вращалась уже вокруг своего Солнца — на скалы, на пахотные земли. Ничего минерального еще не существовало. Главная масса этой Луны, по которой как бы порхали эти существа, имела вид месива, своего рода кашицы, вроде кипяченого салата или шпината; таким месивом являлась главная масса Луны, как пахотная земля является основной массой нашей Земли. Там были внедрены массы, подобные, скажем, древесине и коре деревьев. Когда вы в настоящее время восходите на гору, вы идете по скалам. В то время вы бы шли по грунту, который, когда он был твердым, имел вид древесного материала, деревянного плато. Вместо гранита вы бы нашли пни, которые можно было бы сравнить с древесиной. Это говорится, конечно, только сравнительно. Такой была основная масса, и из нее постоянно росли как бы наросты. Это было, следовательно, низшим царством, нынешнее минеральное царство, которое в то время находилось посередине между нынешним минеральным и растительным царствами. Оно некоторым образом жило. Оно было таково, что постоянно выделяло наросты. Оно не было таким, как теперь. Если перед вами пахотная земля, то надо, когда вы хотите ее удалить, вынести ее наружным образом. Эта масса древней Луны отмирала, — но не так, как отдельные растения, — отмирала и снова образовывалась заново. Она постоянно находилась в состоянии живой внутренней подвижности и движения. В состоянии непрерывного отмирания и постоянного произрастания была основная масса древней Луны. И из этого грунта росло другое царство. Вследствие выделения Луны из Солнца прежние царства изменились. На Солнце они соответствовали приблизительно нашим царствам. Вследствие выхода Луны древнее растительное царство было отнесено вниз на полступени, и также и другие царства, так что следующим царством было своего рода животно–растительное царство. Оно росло, конечно, из грунта; вырастали такие животные–растения. Они имели вид растения, но когда до них дотрагивались, они это ощущали, они также пищали и т.п. Они, собственно, были наполовину животными, наполовину растениями, растениями — поскольку они именно росли на грунте, большей частью коренились в почве, животными — поскольку они обладали некоторой способностью чувствовать. А царство, предшествующее нашему, это было царство человеко–зверей, существ, стоящих посередине между нынешним человеком и нынешним животным. Выше нынешней обезьяны, но еще не так высоко, как нынешний человек. Это была приблизительно фигура человеческого предка на Луне.

Именно сказания и мифы прекрасно сохранили эти вещи. Подумайте только, как одно немецкое сказание сохранило тайну, скрывающуюся за всем этим. Всегда бывает так, что некоторые существа отстают. Также и эти существа, стоящие посередине между нынешними растениями и нынешними животными, которые могли корениться только на растительной почве, какой являлась Луна, отстали и поэтому и в нашем нынешнем состоянии образования Земли не способны процветать на минеральной почве. На ней могут расти наши нынешние растения, но те, которые находились посередине между растениями и животными, которые нуждались в живой почве, те не могут, когда они отстали, расти на минеральной. Таким растением является омела. Она потому должна паразитировать в современном растительном мире, что она является отставшим существом. Она лишена чувств, хотя обволакивающее астральное тело омелы совершенно иное, чем у остальных растений. И немецкое сказание чувствовало, что омела собственно не принадлежит к нашему земному бытию, что она чужда ему. Сказание утверждает что Бог Бальдур являлся Богом земного Солнца, силы Земли. Ни одно земное существо не сможет враждебно приблизиться к нему. Поэтому–то другой бог, которого немецкое сказание ощущает как отставшего, именно Локи, не может умертвить Бальдура никаким земным созданием; он должен позволить умертвить его омеловой веткой, так как она среди земных созданий чуждая и, значит, может служить отставшему Локи, не родственному земным Богам. В таких сказаниях таится глубокая мудрость, мы чувствуем ее всюду в этой легенде, а также в тех обычаях, которые связаны с омелой. Если бы вы изучили их, вы бы нашли, что то, что о ней говорится, происходит из прадревней мудрости.

Затем, во второй половине развития Луны, наступило время, когда как Солнечные существа, так и оставшиеся на Луне достигли того, чего должны были достигнуть в течение древнего Лунного времени. И тогда они снова соединились. Солнце и Луна снова продвигались в своем развитии некоторое время совместно в виде единого тела.

Затем состояние развития помрачилось, прошло через чисто духовное состояние, которое некоторые привыкли называть «Пралайя», и забрезжил рассвет нашего земного развития. В начале это расцветающее мировое тело содержит не только нашу нынешнюю земную субстанцию, но то, что получилось бы, если бы вы соединили вещество нынешнего Солнца, нынешней Земли и нынешней Луны и перемешали бы все это в исполинском горшке. Так приблизительно можете вы себе представить состояние развития нашей Земли в ее начале. Это состояние развития является, прежде всего, своего рода повторением состояний Сатурна, затем Солнца и затем Луны. Но для нас важнее всего то, что человек, собственно, впервые делается человеком в нынешнем смысле в середине развития Земли. В этом последнем мы опять–таки должны различать 7 состояний. Мы находимся в четвертом. Три предшествовали, три последуют. Четвертый, главный цикл, был тем, во время которого наш нынешний человеческий род должен был стать человеком. Так же, как и во всех этих циклах на Сатурне, на Солнце и на Луне некоторые Сущности достигли человеческой ступени (на Сатурне — Азуры, или Первобытные силы, на Солнце — Архангелы, на Луне — Ангелы), так всегда имелись и отставшие сущности. Таким образом, имелись также Сущности, которые уже не могли больше достигнуть на Луне человеческой ступени, скажем, отставшие Ангелы, которые только теперь на Земной планете в течение первых трех земных периодов могли наверстать свою человеческую ступень. Человек пришел к этому на четвертой ступени. Мы говорим: до человека еще трое других Сущностей на Земле проделали человеческую ступень. И четвертой Сущностью, проходящей на Земле человеческую ступень, является сам человек. В том моменте космического развития, когда человек как раз собирается стать человеком, вы имеете, следовательно, все те Сущности, которые через Сатурн, Солнце и Луну, вплоть до человека, смогли пройти человеческую ступень, как более или менее перегнавшие человека Сущности. Но все они таковы, что могут оглянуться на ту ступень, на которой они сами проделали человеческий этап, и вспомнить ее. Они могли взирать вниз на возникающего человека и сказать себе: «Он делается теперь чем–то, чем мы уже были, о чем мы имеем понятие, хотя мы были таковыми при иных обстоятельствах». Поэтому они могли руководить его развитием и регулировать его из духовного мирового пространства.

Сосчитаем, сколько таких существ, которые могут оглядываться на свою человеческую ступень, которые могут понимать возникающего человека! 7 из развития Сатурна, плюс 7 из Солнечной ступени, плюс 7 из Лунной, плюс 3 из развития Земли — это будет 24 Сущности. 24 «человека» взирают сверху на нынешнего человека. Это те Сущности, которых мы не без основания назвали регуляторами развития, регуляторами времени. Время связано с развитием. Это те 24 старца, которые нам встречаются в Апокалипсисе Иоанна. Это те самые Сущности, которые описываются нам там, где мы приступаем к тайне семи печатей. Они описываются нам как настоящие руководители судеб, как действительные Альфа и Омега. Таким образом, мы снова нашли здесь 24 старцев, и вы видите, как автор Апокалипсиса в своих картинах чудесно засекретил то, что мы сами можем найти из рассмотрения духовного мирового развития.

Но ведь некоторые Сущности отставали на каждой ступени, так что оставшиеся на Солнце отсталыми существа Сатурна возникли как первые зачатки нынешнего животного царства, а оставшиеся на Лунной ступени Солнечные Существа — как первые зачатки нынешнего растительного царства. На Земле впервые появилась ступень развития в виде минерального царства. Мы подчеркнули, что на Луне еще не имелось минерального царства. На Луне еще нельзя было ходить по скалам. В то время, когда нынешние люди начали проходить свою человеческую ступень, из мирового тела, которое находилось между веществом Луны и современным веществом, вырвались минеральные массы, первые кристаллы. Это был тот момент, когда наружу прорвалось минеральное царство. И вы находите этот прорыв совершенно своеобразно описанным в Апокалипсисе Иоанна, где он говорит: «И тогда было кристаллизовано вокруг престола как бы стеклянное море» (4.6). Это «стеклянное море» должно указывать нам на прорывание наружу, на прорастание минерального царства в его первом облике. Так видим мы, как и на эту тайну космического развития указывается нам в Апокалипсисе Иоанна. И благодаря этому мы научились видеть, что автор Апокалипсиса в своих мощных картинах не желает показать нам ничего иного, чем то, что мы сами можем познать о развитии Земли из духовной жизни. Но этим он возвел нас сразу в начале своей книги к тем высотам, где человек может видеть картины будущих ступеней развития.

И теперь мы имеем твердое основание, чтобы снова вернуться к тому, что мы уже познали как первые эпохи будущего развития человечества. Мы, в виде промежуточного рассмотрения, окинули взглядом прошлое до того момента, когда человек уже готов стать человеком, когда появляется минеральное царство. И теперь мы увидим, как дело происходит дальше до нашего времени, а оттуда — до будущего. Мы найдем связь с тайной Семи Печатей и снятия их вплоть до излияния Чаш Гнева.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Теософия и Апокалипсис (Нюрнберг, 17 июня 1908 года).
  • Первая лекция (Нюрнберг, 18 июня 1908 года).
  • Вторая лекция (Нюрнберг, 19 июня 1908 года).
  • Третья лекция (Нюрнберг, 20 июня 1908 года).
  • Четвёртая лекция (Нюрнберг, 21 июня 1908 года).
  • Шестая лекция (Нюрнберг, 23 июня 1908 года).
  • Седьмая лекция (Нюрнберг, 24 июня 1908 года).
  • Восьмая лекция (Нюрнберг, 25 июня 1908 года).
  • Девятая лекция (Нюрнберг, 26 июня 1908 года).
  • Десятая лекция (Нюрнберг, 27 июня 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4397
    Результат опроса