Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2002

Альфред Устери. Чай


Настоящей публикацией мы начинаем печатать ряд статей из журнала «Das Goetheanum» 1922-23 гг.

Согласно древнему китайскому преданию, чай был известен китайцам уже за 2700 лет до Рожде­ства Христова. К подобным данным неприменимы западные масштабы. Китайская хронология всегда несет в себе нечто легендарное, что проистекает из духовной конституции этого народа, столь несход­ной с европейской. Китаец значительно меньше связан с землей, чем европеец. Его образ мыслей несет в себе нечто сказочное. Только надо читать те сказки, что доходят до нас в последнее время в хороших переводах. Их персонажи ощущают себя связанными с добрыми и злыми духами и беседуют с ними как с реальными существами. В них участ­вуют драконы, хитрецы и великаны. Надо попытать­ся вжиться в эту духовную конституцию, если мы хотим понимать сведения о Китае. Но тогда начи­наются примечательные открытия.

В одной такой китайской сказке речь идет об «обезьяне Сун-Ву-Кунг». Это мифическое животное родилось из яйца, оно - каменное, но все же может летать на облаках и превращаться в любое расте­ние. Оно пришло в мир на «Горе цветов и плодов» в «Восточном море», т.е. в Тихом океане. Все земные растения происходят с этого острова. Так грезящее сознание открывает в Тихом океане центр творения, который, согласно исследованиям современной науки (так у автора статьи - Перевод), должен был существовать тысячелетия тому назад. Вероятно, и прародину произрастания чая следует искать на этой, исчезнувшей ныне, части света. Ведь большая часть 174-х видов обширного семейства чайных растений населяет окаймляющие Тихий океан побе­режья Нового и Старого света.

Каменная обезьяна — так повествует сказка — переплыла через океан на запад и вкусила там уче­ния одного буддийского мудреца. После того, как она в шутку превратилась в сосну, она снова нахо­дит путь назад, на восток. Но с этой легендой пере­кликается другая легенда, вероятно, индийского происхождения, неизвестная в Китае. Она свиде­тельствует о том, что буддийский святой Дхарма к концу 5-го христианского столетия пришел в Китай с востока. Когда однажды во время медитации его стала одолевать сонливость, он отрезал себе веки и бросил их на землю. Они проросли для него кустами чая, которые с тех пор с усердием выращивались китайцами, и от них произошли позднейшие китай­ские чайные плантации. Согласно этому повество­ванию, чайные растения принесены в Китай с Запа­да. В самом деле, с этим совпадает ареал проис­хождения растения. А именно, дикие растения чая до сегодняшнего дня находили только в двух мес­тах: в Ассаме и на острове Хайнань. Так что расте­ние первоначально населяло, пожалуй, леса север­ного Индостана. И дикорастущие растения, которые наблюдали в других местах, являются всего лишь культурными переселенцами.

Более старые растения чая находят почти ис­ключительно в областях, жители которых исповеду­ют буддизм. Это примечательное совпадение объ­ясняется тем обстоятельством, что вкушение чая благоприятствует той душевной конституции, кото­рой пытается достичь буддист. Она противоположна той, к которой стремится человек Запада. Послед­ний довел логическое, связанное с мозгом мышле­ние до его высшего развития. Поэтому наслажде­нию чаем он предпочитает благоприятствующее этому образу мышления употребление кофе. Чай в действительности затрудняет логическое мышле­ние, чем значительно отличается от кофе, Это мо­жет вызвать некоторое недоумение, если принять во внимание, что химически действенный принцип, кофеин, содержится в обоих растениях, ведь в чае он содержится в большем количестве (в среднем 3 - 4 %), чем в кофе, и количественно превосходит остальные действующие в чае субстанции. Не вносят ясности и химико-аналитические исследования. Здесь имеет место совокупное действие всех веществ, которое не сводится к сумме отдельных воздействий. Наряду с кофеином в чае присутствуют еще триметилксантин, диметилксантин, ксантин и аминопурин. Все вместе они обуславливают характерное действие чая. На практике качество чая ни в коем случае не устанавливают химическим анализом, но лишь дегустацией, когда дегустатор лишь увлажняет нёбо чаем, не глотая его. Конечно, при этом он не может вынести никакого суждения о содержании кофеина. Практически оно в большинстве случаев при оценке чая не принимается во внима­ние.

Чай имеет тенденцию уводить дух от земли, связывать его с мирами фантазии. Кто наслаждает­ся чаем, тот бежит от опасностей, впадает в дре­моту. Пьющему кофе нет надобности отрезать себе веки, чтобы оставаться бодрствующим. Кофе обес­печивает бодрствование в самом земном теле. Чай -  восхищает дух в царство сновидений, чрезмерное наслаждение им может вызвать приступ головокру­жения, при определенных обстоятельствах даже
смерть. Склонность отвратить себя от земного пути в сверхчувственное у жителя Востока выражена намного отчетливее, чем в странах Запада. С этим созвучно то, что чай, например - в Японии, окружается родом религиозного ритуала. «Мастер чая» в японском чайном домике должен быть посвящен не только в приготовление чая, но и во все сложности церемонии предложения чая гостям. Тщательно продумывается обстановка  помещения. На стене не должно висеть никаких отвлекающих внимание картин. Подбор цветов, украшающих чайный домик, требует тонкого художественного вкуса. Мастер чайной церемонии в Японии и сейчас уважаем наравне с деятелем искусства. В то время, как в Азии уже в XI и XII столетиях чай достиг распространения, которое имеет место и сегодня, на Запад он проникает лишь в XVII столетии, не приобретая, од­нако, значения, свойственного ему на Востоке. Пизо описывает чай в появившейся в 1658 году «Естест­венной истории обеих Индий», хотя сам он с ним не был знаком. В Бразилии, несмотря на то, что чайный куст развивается там особенно хорошо, чай почти полностью вытесняется кофе. Немногие плантации чая, которые сохранились там до сегодняшнего дня, едва ли приносят большой доход. Бразилия своей культурой обязана именно Запад­ной Европе, т.е. народам, у которых восторжество­вало логическое мышление.

Народы, чья жизнь слабо связана с землей, у ко­торых преобладает склонность к уносящему в сверхчувственное грезящему мышлению, обладают наименьшей склонностью ко всем болезням, связанным с затвердеваниями. Желчные, почечные камни и камни мочевого пузыря - китайцам и япон­цам неизвестны. Зная их духовную предрасполо­женность, это можно было бы предположить зара­нее. Примечательно, что чаю также внутренне при­сущи силы, противодействующие подобным затвер­деваниям. В средние века, когда и на Западе сверх­чувственное, грезящее мышление еще полностью не исчезло, употреблением чая могли излечивать почечно-каменную болезнь и подагру.

Альфред Устери
Das Goetheanum №18/19 24 декабря 1922 года
Перевод с нем. И.Д.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Aндреас Хич. «Некоторые видели Его, но думали, что видят самих себя»
  • Xристиан Дикрайтер. Мед - еда пасхальная
  • Инго Хоппе. Каждый человек - маг
  • Интервью с Гербертом Феттером. Христианское целительство через познающее сознание
  • Флориан Родер. Великий ритм
  • Вольф-Ульрих Клюнкер. Жизненная сила христианства
  • Уте Крамер. Должен ли я отказаться от себя, чтобы помогать другим?
  • Марианна Каролюс. Помощь умершим
  • Карен Свасьян. Антропософия
  • Валентина Загрядская. Развитие речи и социальная адаптация детей с нарушениями развития
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4504
    Результат опроса