Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2002

Вольф-Ульрих Клюнкер. Жизненная сила христианства


Хочешь ли ты выздороветь?

Иисус Христос приходит к озеру Вифезда (древнееврейское название Betzata). У озера -пять крытых галерей, в которых ожидают боль­ные. Они ждут «движения воды», вызываемого Ангелом, время от времени нисходящим с неба и приводящим воду в движение. Известно: кто пер­вым войдет в воду - исцелится. Один человек, болеющий уже почти четыре десятилетия, никак не мог первым достичь воды. Иисус Христос уз­нает о его судьбе. Он спрашивает этого человека: «Хочешь ли ты выздороветь?» Больной отвечает, памятуя древний принцип оздоровления, что до сих пор не нашлось человека, который опустил бы его при движении воды в озеро; всегда прежде него приводит кто-то другой. Иисус Христос гово­рит на это: «Встань, возьми постель свою и ходи». Человек тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел.

Об этом событии рассказывается в начале пятой главы Евангелия от Иоанна. Именно упо­минание об Ангеле (стих 4) и в первоначальном греческом тексте Евангелия от Иоанна, и в более позднем латинском переводе из времен Средне­вековья звучит очень неопределенно. Из филоло­гически доступных текстовых документов весьма вероятно, что это высказывание было включено позднее:

«Но Ангел Господень нисходил время от времени в озеро и приводил в движение воду. И кто после начала движения воды первым вступал в озеро - выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.»[...]

В XIII столетии Фома Аквинский в своем ис­толковании этого места обращает внимание на высказывание о нисходящем Ангеле. Он говорит об исцеляющей силе озера, как силе, исходящей от Ангела, и сравнивает ее с действием Креще­ния. В обоих случаях речь идет о силе воды, ко­торой она обладает не по своей природе, ибо то­гда она всегда оказывала бы исцеляющее воз­действие. В воде действовала скрытая сила, ду­ховная, то есть сверхприродная сила Ангела. По­добным образом вода Крещения обретает свое действие из силы Святого Духа. Различие состоит прежде всего в том, что духовная сила Крещения непрерывно действует ив дальнейшем, в то вре­мя как целящая сила Ангела действует только однажды и в определенное время. Кроме того, силой движения воды Ангелом будет исцелен только один человек, в то время, как силой Кре­щения могли бы быть исцелены принципиально

И Фома ставит вопрос, почему Христос об­ращается к больному: «Хочешь ли ты выздоро­веть?» Ибо кажется очевидным, что он хочет вы­здороветь. Но Христос обращается к воле чело­века, желая пробудить ее. В качестве «воли» в латинском тексте Фомы стоит «desiderium»: тре­бование, желание, воля. Фома указывает на то, что вернее и действительно легче человеком принимается то, чего он добивается волей. Мож­но добавить: в каждом процессе болезни снова и снова ставится вопрос: «Хочешь ли ты выздороветь?» И ответ на него должен постоянно выте­кать из волевого решения больного. Именно этот процесс ведет к здоровью, и он более важен и более труден, чем можно предположить. Ибо яс­но, что ответ на слегка модифицированную по­становку вопроса: «Хочешь ли ты быть здоров?» - был бы прост. Но если ставится вопрос: «Хочешь ли ты выздороветь?» - то в ответ может звучать не просто «да», но с этим «да» связано согласие на путь выздоровления, на процесс развития, ис­ключающий тем самым внезапное чудесное ис­целение, к которому человек не имеет отношений и которое не заставляет его измениться. Таким образом, от самого человека зависит путь его ис­целения.

Ангел действует снаружи ...

Как действует ангел на движение воды? Как действует духовная сила на стихийное движение? Какова связь между духовной силой, движением в элементе воды (а также в других элементах: зем­ли, воздуха и тепла, т.е. огня) и исцелением че­ловека? Ангел, как духовная сила, не просто дей­ствует на воду, но он производит движение воду. Движение воды может производиться «снизу» или «сверху»: окружающая воду твердая материя, земля или, скажем, вместилище из твердой мате­рии может изменяться и вызывать ее течение; или «сверху» на воду действует элемент воздуха и воздушное движение вызывает движение волн. В данном случае вода может приводиться в дви­жение только «сверху», т.е. воздухом, так как из­менения берега или дна озера менее вероятны. Воздух, в свою очередь, стихийно приводится в движение тепловыми изменениями, к примеру -ветром, предшествующим грозе. Колебания тем­пературы движут воздушные потоки. Высший, ближайший к духовному элемент достигнут в теп­ле; та сила, которая действует в тепле, может быть понята как непосредственно духовная сила. Тогда действует Ангел, вызывая своей духовной силой тепловые изменения, обуславливающие изменения воздушные - и в дальнейшем движе­ние воды.

Вода является элементом эфирной действи­тельности, так же как земля - элементом физиче­ской действительности. Соответственно, воздух является элементом астральной действительно­сти, а тепло (огонь) следует рассматривать как элемент Я. Движение воды соответствует движе­нию в эфирно-живом, как носителе процессов здоровья и болезни в человеке. Процессы эфир­ного тела, являясь движениями воды, т.е. жидко­сти, подлежат влияниям ритмической системы и тем самым -дыхания, а также влияниям тепловых процессов. Духовно обусловленное движение во­ды в озере как бы продолжается в эфирном жиз­ненном движении, в жидкостном процессе заболевшего, который первым достигает воды. Таким образом, человек выздоравливает благодаря ле­жащей вне его духовной силе (Ангелу), которая через лежащее вне человека природное воздей­ствие (воды) оказывает влияние на эфирную ор­ганизацию.

... Я действует изнутри

«Древний» духовно-элементарный способ воздействия Христос делает внутренним и инди­видуальным. Больше не действует внешняя ду­ховная сила Ангела, не привлекаются также и внешние стихии. Больше нет необходимости, чтобы человек реагировал на внешнее движение в стихийном собственным телесным движением (стараясь как можно быстрее достичь воды). Нет уже необходимости наблюдать внешние стихий­ные события, чтобы как можно быстрее на них реагировать. Внешнее поступательное движение, ход к воде, заменяется внутренним движением: «Хочешь ли Ты выздороветь?»

Вместе с тем человек больше не зависит от внешних стихий и их движения духовным миром. Кроме того, отпадает исключительность действия: индивидуальность процесса, исцеления опреде­ляется уже не телесным состоянием и телесным движением, т.е. не телесным существованием заболевшего, но духовно-душевным движением в Я, определением воли. Духовная сила, которая дей­ствует теперь на эфирные процессы тела, боль­ше не является внешней силой Ангела, но внут­ренней силой Я. Процесс исцеления теперь инди­видуализируется силой Я, а не телесной экзи­стенциальной данностью.

Исцеляющее действие духовной силы Я тоже передается «сверху». Новая конфронтация с са­мим собой и связанная с этим ориентация воли обуславливают новую душевную позицию, кото­рая связывается с измененным душевным эле­ментом и тем самым с телесными процессами те­пла (и, соответственно - холода). Телесные про­цессы, связанные с теплом, полностью зависят от душевной позиции и заметно модифицируют воз­душные движения в дыхании. Последние влияют на эфирные движения сил и жидкостей в их органической взаимосвязи. Вмешательство Христа ставит сипу Я на место древней иерархической силы, которая должна была действовать на орга­ны человека через внешние природные взаимо­связи. Вследствие этого человек с его собствен­ной внутренней «природой» эмансипируется от внешней стихийной природы и её проявлений, т.е. силовых действий. Благодаря вмешательству Христа в земное бытиё человека, Я становится процессуально определяющим для всей его орга­ники в ее взаимосвязях

Я имеет силу принимать и давать душу

«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю душу мою, чтобы опять принять ее.

Никто не отнимает ее от Меня, но Я Сам отдаю ее. Я имею силу, чтобы отдать ее, и Я имею силу снова пронять ее. Сию заповедь Я получил от Отца Моего.

От этих слов опять произошла между иудеями распря.

Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?

Другие говорили: эти слова не бесноватого! Может ли бес отверзать очи слепым?»

Эти слова Христа Иисуса и реакция несколь­ких Человек описаны в десятой главе Евангелия от Иоанна (стихи 17-21). Как правило, кое-что пе­реводится иначе. В первоначальном греческом тексте в этом месте стоит для понятия «душа» слово «psyche», а в латинском переводе, который для средних веков был основополагающим, стоит «anima». Как греческое, так и латинское слово мо­гут обозначать и «душу», и «жизнь». Ибо понима­ние жизни в это время состояло в том, что жизнь возникает тогда, когда душа (соответственно, дух) «одушевляет» тело. Если душа покинет тело, за­кончится и жизнь. В большинстве немецких пере­водов этого места Христос говорит, что он имеет власть отдать жизнь и снова принять ее. Если вспомнить упомянутое выше понятие жизни, то становится ясно, что оба перевода возможны; хо­тя перевод слова как «душа» более понятен. То­гда возможно определенное понимание высказы­вания Христа.

Христос говорит о том, что он, Христос-Я, об­ладает силой принимать душу и отдавать ее. То, что речь идет о деятельности Я, явствует также из греческих и латинских формулировок. Здесь дважды появляется слово «ego», хотя «Я» уже дано в вербальной форме; таким образом Я под­черкивается. Потому Бог Отец любит Христа и дал Ему эту заповедь: в этом состоит особая за­дача Сына Человеческого, значительный аспект Его земной миссии.

Кто нечто подобное утверждает от себя, тот либо душевнобольной, либо одержим демоном. Реакции людей понятны, они указывают на то, что сила Я Христа уже сделала слепых зрячими. При этом следует иметь ввиду как телесное, так и ду­ховное измерение этой силы. Сила Христа прино­сит невеждам свет познания, слепым - возвраща­ет свет очей.

Сила Я отдает и принимает душу и происхо­дящую от души жизнь. Итак, Я, из которого гово­рит Христос, не может быть никаким эффектом, никакой функцией души, оно становится ее носи­телем, ее субстанцией. В этом Я заключены те­лесные и духовные силы исцеления, власть, ко­торая происходит из сферы Бога Отца, доверен­ная Богу Сыну, Сыну Человеческому. Душа боль­ше не существует сама собой, не передает сама собой телесной жизни, но зависит в своей жизни и силе переживания от Я. Если это Я действенно -возникает душевная жизнь; не действует Я - от­мирает и душевное существование. Вместе с тем жизненный принцип тоже переходит от души к Я, с ним и силы исцеления, ведущие к жизни, или процесс болезни, ведущий к смерти.[...]

Не действенна ли и сегодня эта Я-сила Хри­ста в ходе конституционального развития для всех людей? Это означает, что жизненные силы и переживание внутренне-душевного все больше зависимы от уверенности в том, что индивиду­альная Я-способность формируется силой воли. В Я заключен новый принцип жизни: болезни и исцеления, внутреннее душевное наполнение. Этот принцип не может быть произведен «при­родным человеком», но должен создаваться че­ловеком сверхприродным. Человек, которого до определенного момента развивала его природа, теперь берет свое совершенствование в свои ру­ки. Теперь в нем действует уже не телесная или душевная природа, но духовная сверхприрода, которая, со своей стороны, по-новому определяет природные основы.

Вольф-Ульрих Клюнкер
Das Goetheanum № 51/52 2001


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Aндреас Хич. «Некоторые видели Его, но думали, что видят самих себя»
  • Xристиан Дикрайтер. Мед - еда пасхальная
  • Инго Хоппе. Каждый человек - маг
  • Интервью с Гербертом Феттером. Христианское целительство через познающее сознание
  • Флориан Родер. Великий ритм
  • Уте Крамер. Должен ли я отказаться от себя, чтобы помогать другим?
  • Марианна Каролюс. Помощь умершим
  • Карен Свасьян. Антропософия
  • Валентина Загрядская. Развитие речи и социальная адаптация детей с нарушениями развития
  • Роза Байльман. Мировоззрение Рудольфа Хаушки - основа приготовления лекарственных средств фирмы WALA
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4643
    Результат опроса