Хочешь ли ты выздороветь?
Иисус Христос приходит к озеру Вифезда (древнееврейское название Betzata). У озера -пять крытых галерей, в которых ожидают больные. Они ждут «движения воды», вызываемого Ангелом, время от времени нисходящим с неба и приводящим воду в движение. Известно: кто первым войдет в воду - исцелится. Один человек, болеющий уже почти четыре десятилетия, никак не мог первым достичь воды. Иисус Христос узнает о его судьбе. Он спрашивает этого человека: «Хочешь ли ты выздороветь?» Больной отвечает, памятуя древний принцип оздоровления, что до сих пор не нашлось человека, который опустил бы его при движении воды в озеро; всегда прежде него приводит кто-то другой. Иисус Христос говорит на это: «Встань, возьми постель свою и ходи». Человек тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел.
Об этом событии рассказывается в начале пятой главы Евангелия от Иоанна. Именно упоминание об Ангеле (стих 4) и в первоначальном греческом тексте Евангелия от Иоанна, и в более позднем латинском переводе из времен Средневековья звучит очень неопределенно. Из филологически доступных текстовых документов весьма вероятно, что это высказывание было включено позднее:
«Но Ангел Господень нисходил время от времени в озеро и приводил в движение воду. И кто после начала движения воды первым вступал в озеро - выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.»[...]
В XIII столетии Фома Аквинский в своем истолковании этого места обращает внимание на высказывание о нисходящем Ангеле. Он говорит об исцеляющей силе озера, как силе, исходящей от Ангела, и сравнивает ее с действием Крещения. В обоих случаях речь идет о силе воды, которой она обладает не по своей природе, ибо тогда она всегда оказывала бы исцеляющее воздействие. В воде действовала скрытая сила, духовная, то есть сверхприродная сила Ангела. Подобным образом вода Крещения обретает свое действие из силы Святого Духа. Различие состоит прежде всего в том, что духовная сила Крещения непрерывно действует ив дальнейшем, в то время как целящая сила Ангела действует только однажды и в определенное время. Кроме того, силой движения воды Ангелом будет исцелен только один человек, в то время, как силой Крещения могли бы быть исцелены принципиально
И Фома ставит вопрос, почему Христос обращается к больному: «Хочешь ли ты выздороветь?» Ибо кажется очевидным, что он хочет выздороветь. Но Христос обращается к воле человека, желая пробудить ее. В качестве «воли» в латинском тексте Фомы стоит «desiderium»: требование, желание, воля. Фома указывает на то, что вернее и действительно легче человеком принимается то, чего он добивается волей. Можно добавить: в каждом процессе болезни снова и снова ставится вопрос: «Хочешь ли ты выздороветь?» И ответ на него должен постоянно вытекать из волевого решения больного. Именно этот процесс ведет к здоровью, и он более важен и более труден, чем можно предположить. Ибо ясно, что ответ на слегка модифицированную постановку вопроса: «Хочешь ли ты быть здоров?» - был бы прост. Но если ставится вопрос: «Хочешь ли ты выздороветь?» - то в ответ может звучать не просто «да», но с этим «да» связано согласие на путь выздоровления, на процесс развития, исключающий тем самым внезапное чудесное исцеление, к которому человек не имеет отношений и которое не заставляет его измениться. Таким образом, от самого человека зависит путь его исцеления.
Ангел действует снаружи ...
Как действует ангел на движение воды? Как действует духовная сила на стихийное движение? Какова связь между духовной силой, движением в элементе воды (а также в других элементах: земли, воздуха и тепла, т.е. огня) и исцелением человека? Ангел, как духовная сила, не просто действует на воду, но он производит движение воду. Движение воды может производиться «снизу» или «сверху»: окружающая воду твердая материя, земля или, скажем, вместилище из твердой материи может изменяться и вызывать ее течение; или «сверху» на воду действует элемент воздуха и воздушное движение вызывает движение волн. В данном случае вода может приводиться в движение только «сверху», т.е. воздухом, так как изменения берега или дна озера менее вероятны. Воздух, в свою очередь, стихийно приводится в движение тепловыми изменениями, к примеру -ветром, предшествующим грозе. Колебания температуры движут воздушные потоки. Высший, ближайший к духовному элемент достигнут в тепле; та сила, которая действует в тепле, может быть понята как непосредственно духовная сила. Тогда действует Ангел, вызывая своей духовной силой тепловые изменения, обуславливающие изменения воздушные - и в дальнейшем движение воды.
Вода является элементом эфирной действительности, так же как земля - элементом физической действительности. Соответственно, воздух является элементом астральной действительности, а тепло (огонь) следует рассматривать как элемент Я. Движение воды соответствует движению в эфирно-живом, как носителе процессов здоровья и болезни в человеке. Процессы эфирного тела, являясь движениями воды, т.е. жидкости, подлежат влияниям ритмической системы и тем самым -дыхания, а также влияниям тепловых процессов. Духовно обусловленное движение воды в озере как бы продолжается в эфирном жизненном движении, в жидкостном процессе заболевшего, который первым достигает воды. Таким образом, человек выздоравливает благодаря лежащей вне его духовной силе (Ангелу), которая через лежащее вне человека природное воздействие (воды) оказывает влияние на эфирную организацию.
... Я действует изнутри
«Древний» духовно-элементарный способ воздействия Христос делает внутренним и индивидуальным. Больше не действует внешняя духовная сила Ангела, не привлекаются также и внешние стихии. Больше нет необходимости, чтобы человек реагировал на внешнее движение в стихийном собственным телесным движением (стараясь как можно быстрее достичь воды). Нет уже необходимости наблюдать внешние стихийные события, чтобы как можно быстрее на них реагировать. Внешнее поступательное движение, ход к воде, заменяется внутренним движением: «Хочешь ли Ты выздороветь?»
Вместе с тем человек больше не зависит от внешних стихий и их движения духовным миром. Кроме того, отпадает исключительность действия: индивидуальность процесса, исцеления определяется уже не телесным состоянием и телесным движением, т.е. не телесным существованием заболевшего, но духовно-душевным движением в Я, определением воли. Духовная сила, которая действует теперь на эфирные процессы тела, больше не является внешней силой Ангела, но внутренней силой Я. Процесс исцеления теперь индивидуализируется силой Я, а не телесной экзистенциальной данностью.
Исцеляющее действие духовной силы Я тоже передается «сверху». Новая конфронтация с самим собой и связанная с этим ориентация воли обуславливают новую душевную позицию, которая связывается с измененным душевным элементом и тем самым с телесными процессами тепла (и, соответственно - холода). Телесные процессы, связанные с теплом, полностью зависят от душевной позиции и заметно модифицируют воздушные движения в дыхании. Последние влияют на эфирные движения сил и жидкостей в их органической взаимосвязи. Вмешательство Христа ставит сипу Я на место древней иерархической силы, которая должна была действовать на органы человека через внешние природные взаимосвязи. Вследствие этого человек с его собственной внутренней «природой» эмансипируется от внешней стихийной природы и её проявлений, т.е. силовых действий. Благодаря вмешательству Христа в земное бытиё человека, Я становится процессуально определяющим для всей его органики в ее взаимосвязях
Я имеет силу принимать и давать душу
«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю душу мою, чтобы опять принять ее.
Никто не отнимает ее от Меня, но Я Сам отдаю ее. Я имею силу, чтобы отдать ее, и Я имею силу снова пронять ее. Сию заповедь Я получил от Отца Моего.
От этих слов опять произошла между иудеями распря.
Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
Другие говорили: эти слова не бесноватого! Может ли бес отверзать очи слепым?»
Эти слова Христа Иисуса и реакция нескольких Человек описаны в десятой главе Евангелия от Иоанна (стихи 17-21). Как правило, кое-что переводится иначе. В первоначальном греческом тексте в этом месте стоит для понятия «душа» слово «psyche», а в латинском переводе, который для средних веков был основополагающим, стоит «anima». Как греческое, так и латинское слово могут обозначать и «душу», и «жизнь». Ибо понимание жизни в это время состояло в том, что жизнь возникает тогда, когда душа (соответственно, дух) «одушевляет» тело. Если душа покинет тело, закончится и жизнь. В большинстве немецких переводов этого места Христос говорит, что он имеет власть отдать жизнь и снова принять ее. Если вспомнить упомянутое выше понятие жизни, то становится ясно, что оба перевода возможны; хотя перевод слова как «душа» более понятен. Тогда возможно определенное понимание высказывания Христа.
Христос говорит о том, что он, Христос-Я, обладает силой принимать душу и отдавать ее. То, что речь идет о деятельности Я, явствует также из греческих и латинских формулировок. Здесь дважды появляется слово «ego», хотя «Я» уже дано в вербальной форме; таким образом Я подчеркивается. Потому Бог Отец любит Христа и дал Ему эту заповедь: в этом состоит особая задача Сына Человеческого, значительный аспект Его земной миссии.
Кто нечто подобное утверждает от себя, тот либо душевнобольной, либо одержим демоном. Реакции людей понятны, они указывают на то, что сила Я Христа уже сделала слепых зрячими. При этом следует иметь ввиду как телесное, так и духовное измерение этой силы. Сила Христа приносит невеждам свет познания, слепым - возвращает свет очей.
Сила Я отдает и принимает душу и происходящую от души жизнь. Итак, Я, из которого говорит Христос, не может быть никаким эффектом, никакой функцией души, оно становится ее носителем, ее субстанцией. В этом Я заключены телесные и духовные силы исцеления, власть, которая происходит из сферы Бога Отца, доверенная Богу Сыну, Сыну Человеческому. Душа больше не существует сама собой, не передает сама собой телесной жизни, но зависит в своей жизни и силе переживания от Я. Если это Я действенно -возникает душевная жизнь; не действует Я - отмирает и душевное существование. Вместе с тем жизненный принцип тоже переходит от души к Я, с ним и силы исцеления, ведущие к жизни, или процесс болезни, ведущий к смерти.[...]
Не действенна ли и сегодня эта Я-сила Христа в ходе конституционального развития для всех людей? Это означает, что жизненные силы и переживание внутренне-душевного все больше зависимы от уверенности в том, что индивидуальная Я-способность формируется силой воли. В Я заключен новый принцип жизни: болезни и исцеления, внутреннее душевное наполнение. Этот принцип не может быть произведен «природным человеком», но должен создаваться человеком сверхприродным. Человек, которого до определенного момента развивала его природа, теперь берет свое совершенствование в свои руки. Теперь в нем действует уже не телесная или душевная природа, но духовная сверхприрода, которая, со своей стороны, по-новому определяет природные основы.
Вольф-Ульрих Клюнкер Das Goetheanum № 51/52 2001 |